Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль бюджетов доходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание                                                                                                        2

Введение                                                                                                             3

1. Роль, функции и виды доходов бюджетов                                                  5

     1.1. Экономическая роль и функции бюджета

     1.2. Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов

2. Формы доходов государственного бюджета                                              13

     2.1. Налоговые и неналоговые доходы государственного бюджета РФ

     2.2. Развитие бюджетной политики в области доходов

3. Перспективы развития государственных доходов                                      21

Заключение                                                                                                          24

Список литературы                                                                                             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

     В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

     На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

3

     Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с дальнейшим развитием государства связаны с доходами и тенденциями его формирования.

     Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:

- изучение экономической  роли и функций бюджета и  определение доходов всех уровней бюджетной системы;

- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;

- определение перспектив  развития государственных доходов.

          Первая глава посвящена изучению экономической роли и функций бюджета, доходов федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

     Во второй главе рассматривается налоговые доходы государственного бюджета РФ и неналоговые доходы государственного бюджета РФ.

     Третья глава посвящается перспективам развития государственных доходов.

 

 

 

 

 

4

     1. Роль, функции и виды доходов бюджетов

1.1. Экономическая роль и функции бюджета

     Центральное  место в системе государственных  финансов занимают государственный  бюджет и бюджеты муниципальных  образований. В узком смысле  слова бюджет представляет собой  финансовый план государства  или местных органов власти, который  составляется на один год и  имеет силу закона. Иногда под бюджетом понимают роспись доходов и расходов государства или централизованный фонд денежных средств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.

     Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства. В настоящее время от 30 до 60 % созданного в обществе ВВП перераспределяется через бюджет.

     В России первая роспись доходов и расходов государства была составлена в 1722 г. Она была составлена на 1723 г. с 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно. В СССР также составлялся и разрабатывался бюджет. Централизованные фонды денежных средств были сосредоточены в союзном

5

бюджете, бюджетах республик и местных бюджетах. Начиная с 1992 г., в России произошло расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете — примерно 60% консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

     Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем.

     В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную. Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регион

     Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие

6

отдельных отраслей экономики.

     Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

     Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

     Контрольная функция бюджета проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на финансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования — способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет вовремя скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.

     Таким образом, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:

1) государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части

7

национального дохода в руках  государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  государственно-территориальных образований;

2) пропорции бюджетного  перераспределения в большей  степени, чем у других звеньев  финансов, определяются потребностями  расширенного воспроизводства в  целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов. Ни одно из других  звеньев финансов не осуществляет  такого многовидового (межотраслевое,  межтерриториальное и тому подобное) и многоуровневого (федеральный,  региональный, городской и тому  подобное) перераспределения средств как бюджет;

4) сфера действия распределительной  функции государственного бюджета  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти  все участники общественного производства;

5) основным объектом бюджетного  перераспределения является чистый  доход. Однако это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Таким образом, государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

    

 

 

 

 

 

 

 

8

1.2. Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов

     Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

     Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета — примерно 80—0% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство.

     С принятием  в конце 2004 г. новой бюджетной  классификации в настоящее время  классификация доходов бюджетов  разных уровней включает следующие  основные группы: доходы; безвозмездные  поступления; доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

     В новой  бюджетной классификации РФ не  сохранилось деления доходов  на налоговые и неналоговые  доходы. В настоящее время они  вместе составляют группу «Доходы». Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен.

     В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и тому подобное, безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.

     В настоящее  время в составе доходов бюджетов  доходы целевых бюджетных фондов  не предусмотрены вообще. Однако  появился новый вид доходов  — доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в  виду те доходы, которые получены  бюджетными организациями или  органами государственного управления  от

9

предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров  и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также  целевые отчисления от государственных  и муниципальных лотерей.

     Указанная  общая классификация доходов  бюджетов на каждом уровне  бюджетной системы имеет свои особенности:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- доходы целевых бюджетных  фондов.

     Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

- региональные налоги  и сборы;

-отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Последние определяются Законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;

- неналоговые доходы.

     Основная часть налогов сосредоточена в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ' от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также платежи за пользование природными ресурсами.

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

10

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов и  сборов;

2) отчислений от регулирующих доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

     Местные налоги  и сборы — это налоги и  сборы, устанавливаемые представительными  органами местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с федеральными законами. В части  первой Налогового кодекса РФ  к местным налогам отнесены: земельный  налог и налог на имущество физических лиц.

     Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.

     К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.

     Таким образом, неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами

11

государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов  муниципальных образований.

     По главе можно сделать следующие выводы, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований; пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

     2. Формы доходов государственного бюджета

2.1. Налоговые и неналоговые доходы государственного бюджета РФ

     На протяжении  длительного времени доходы бюджетов  включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов  и безвозмездные перечисления. При  этом доходы федерального бюджета  складывались из первых трех  элементов, а доходы региональных  и местных бюджетов включали  безвозмездные перечисления.

     Налоговые доходы включают:

1. Налоги на прибыль  (доход), прирост капитала — налог  на прибыль организаций, иностранных  юридических лиц; налог на прибыль  бирж, брокерских контор, кредитных,  страховых организаций и тому  подобное; налог на доходы в  виде дивидендов; налог на доходы  с процентов (дисконта); подоходный  налог с физических лиц; налог на игорный бизнес и др.

2. Налоги на товары  и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы — НДС, акцизы, налог  с продаж, лицензионные и регистрационные  сборы, налог на покупку иностранных денежных знаков и др.

3. Налоги на совокупный  доход — единый налог для  юридических лиц; единый налог  для физических лиц; единый  налог на вмененный доход для  определенных видов деятельности и др.

4. Налоги на имущество  — налог на имущество физических  лиц; налог на имущество предприятий;  налог на имущество, переходящее  в порядке наследования и дарения;  налог на операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование  природными ресурсами – платежи  за пользование недрами, континентальным  шельфом, минеральными ресурсами,  живыми и биологическими ресурсами,  лесным фондом, водными объектами;  платежи за проведение поисковых  и разведочных работ, за добычу  полезных ископаемых; земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции — таможенные пошлины  (ввозные и вывозные таможенные  пошлины).

 

13

7. Прочие налоги, пошлины  и сборы — государственные  пошлины; курортный сбор; налог  на рекламу; налоги субъектов  РФ; местные налоги и сборы  и др.

     Основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы. В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость.

     В доходы федерального бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала, процентные доходы от вкладов, от покупки ценных бумаг и тому подобное). Однако в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля смешанного дохода в ВВП неуклонно растет, эти налоги должны составлять более значимую часть доходов федерального бюджета.

     Неналоговые доходы бюджетов включают:

1. Доходы от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности;

- арендная плата за  земли сельскохозяйственного и  несельскохозяйственного назначения, городов и поселков и т.д.

2. Доходы от продажи  земли и нематериальных активов.

3. Поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников (резидентов и нерезидентов).

4. Административные платежи и сборы.

5. Штрафные санкции, возмещение  ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил  дорожного движения, санкции за  нецелевое использование бюджетных  средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам и др.

14

6. Доходы от внешнеэкономической  деятельности — проценты по  государственным кредитам; поступление  средств от централизованного  экспорта; таможенные сборы и  прочие доходы.

     В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в качестве самостоятельной группы.

     Так же как  и налоговые доходы, они входят в группу «Доходы» и включают:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от продажи  материальных и нематериальных активов;

- доходы от оказания  платных услуг и компенсации затрат государства;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- платежи за пользование  природным ресурсами.

     За последние  годы в структуре неналоговых  доходов федерального бюджета  поступления от возобновляемых  источников увеличиваются. За  последние три года доля возобновляемых  источников неналоговых доходов  федерального бюджета постоянно  растет. Значительная доля невозобновляемых источников была связана с продажей государственных пакетов акций в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

     Одним из важных направлений увеличения неналоговых доходов федерального бюджета могло бы стать повышение эффективности деятельности государственных предприятий, а значит увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет. Неналоговые доходы федерального бюджета могут быть также увеличены за счет более продуманной политики в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.

     Что касается  доходов от сдачи в аренду  земли, то этот вид неналоговых 

15

доходов за последние несколько  лет существенно увеличился. Хотя доходы от аренды земли каждый год  увеличиваются, однако и в этой части  неналоговых доходов существуют определенные резервы. На наш взгляд, они связаны с завершением  работы по разграничению собственности  на землю.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

2.2. Развитие бюджетной политики в области доходов

     С начала 2009 года наблюдается существенный  рост задолженности по налогам  и сборам в бюджетную систему.  Наиболее значительно увеличилась  задолженность по региональным  налогам и сборам (25%). По федеральным  налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу  на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего  года собираемость по НДС составила  85,3% (при том, что бюджетные  проектировки на 2010 год и плановый  период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     Сравнительный  анализ сопоставимых показателей  свидетельствует, что доходы федерального  бюджета в период 2010-2012 годов незначительно  вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.