Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Уголо?вный, блатно?й или воровской жарго?н

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Уголо?вный, блатно?й или воровской жарго?н (правильнее это явление называть «арго») — социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, профессиональных преступников и/или заключённых исправительных учреждений. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых. Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения — за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Уголовная среда ещё в XIX веке (а, возможно, и ранее) переняла арго, первоначально использовавшееся бродячими торговцамиофенями (отсюда и происходит слово «феня»). Российский воровской жаргон включает также слова из идиш, украинского и других языков.

Во времена СССР были репрессированы и оказались в местах лишения свободы многие учёные, писатели и поэты (например,Дмитрий Лихачёв, Александр Солженицын и Варлам Шаламов), они описали тюремный быт и используемую там речь. Отчасти по этой причине, а также потому, что в ХХ веке через советские тюрьмы и лагеря прошла значительная часть населения страны, многие слова воровского жаргона стали известны и перешли в разговорный и даже литературный русский язык.

 

По-моему, надо различать блатной жаргон от матерного языка. Блатной жаргон определяет принадлежность к криминальному миру и даже статус в нем. Матерный язык, если подходить этимологически, это тот же обиходный русский язык но с сексуальными образами и ассоциациями (по матушке). Таким образом, первое является, строго говоря, специфическим языком группы людей отличающейся видом деятельности - язык криминала, как язык токаря, лабаха и проч., а второе - нормальным русским языком с сексуальным расширением. В части блатного языка, поскольку, как известно, криминальный мир отличается (во всяком случае, отличался) своими общепризнанными законами, принципами и понятиями, то, естественно, он отличается от нормального русского языка. И распространенность его зависит от распространенности его носителей. Не секрет, что в сталинский период по известным причинам блатной язык восприняла элита общества - интеллигенция, а после 53-го этот язык пошел в народ. Более того, по этой же причине в народ пошли воровская этика и даже воровские жизненные приоритеты, и это пышно расцвело в годы перестройки. Для примера возьмем флот, где мне довелось служить в конце 60-х. В тот период на флот не призывали с криминальным прошлым, поэтому это было вполне нормальное светское общество с вполне нормальными общечеловеческими ценностями. На морское дежурство и в плавание выходили на несколько месяцев, но не было даже намека на половые извращения. Гомиков, трансвеститов, петухов и опущенных просто не было. В 70-е и позже, поскольку стали призывать всех подряд, этический климат изменился на воровской - иерархия дедовщины и патронажа, которая была на флоте со времен Петра (почитайте Станюкевича и Жидкова), переродилась в воровскую иерархию. В результате - зоновские порядки и сегодняшние дембеля мало отличаются от откинувшихся. Когда я читал книгу "Штабная сука", в это не хотелось верить. Но пришлось, когда афганцы и дембели ВДВ легко и органично вплелись в криминал. Не случайно черный юмор, раньше самым семейным праздником считался Новый Год, а теперь день ВДВ. Теперь о ненормативной лексике. Насколько мне известно, раньше на Руси такового не было - все разговаривали на русском языке со всеми расширениями. Иван Барков, которому приписывают поэму Лука Мудищев, был успешным придворным пиитом. И его брэнду, говорят, завидовал Пушкин, который тоже писал такого плана стихи. Разумеется, по понятным причинам и для чистоты образа тотема эти стихи глубоко зарыты в запасниках. И, осознавая это, одно время я коллекционировал анекдоты, стихи, частушки и песни т.н. без цензуры. Это, смею вас заверить, весьма ценный лингвистический материал, природный кристалл, не подверженный идеологической обработке, отражающий истинную природу вещей. Одно меня угнетает, я – по национальности кореец, как можете заметить, в совершенстве владеющий русским языком, в своем мнении почему-то остаюсь в одиночестве. На мой взгляд, истоки проблемы надо искать в религии, а именно в каноне христианства о первородном грехе, т.е сексе. Не кажется ли вам странно, что практически у всех этносов были фаллические религии, в которых естественная и многозначительная функция – секс, возводился в разряд субъективного идеала? И в этом многодлинном ряду только лишь иудейские каноны являются исключением? Что любить мать и одновременно осуждать источник материнства – секс, это, как минимум, лживое фарисейство? Советую, прежде чем махать лапшой на ушах, подумать и понять, что есть что в этом мире. Поймите правильно, я не призываю грязно материться, я хочу, чтобы вы разобрались, что есть грязь, а что нет. На мой взгляд, ненормативной лексикой следует признать блатной жаргон, потому что это отражение и утверждение противных обществу жизненных принципов и ценностей, но вовсе не матерную лексику.

Тема I. Культурные феномены

Культура. В интервью термин культура (К.) используется  в значении близком к социологическому смыслу этого слова, отличающемуся от используемого в повседневной речи (культурный уровень, культура обслуживания и т.п.). К. служит инструментом поддержания мира и согласия, порядка в обществе, решения конфликтных ситуаций ненасильственным путем, обеспечения минимального уровня социальной напряженности и массовых отклонений от принятых норм поведения.  
ОдновременноК.— это основной и самый эффективный  механизм социализации человека; постепенного (с рождения) включения его в общество, способ передачи  накопленного веками социального опыта: норм, правил и образцов поведения, образцов жизни и деятельности, а главное, духовной основы К. — идеалов («боль и мудрость поколений»), которые современная социология называет ценностями.  
Все национальные культуры имеют один и тот же набор ценностей, главное их отличие – в иерархии, в порядке расположения ценностей. Если для западных культур, ценности идут примерно в том же порядке, что и лозунги Великой Французской революции — Свобода, Равенство и Братство, — то для России порядок будет обратный: Братство, Равенство и только потом – Свобода. 
Уничтожить живую культуру можно только одним способом: «сократить» количество ее носителей до 500-1000  человек. Однако когда культуру ставят на грань уничтожения, она использует все имеющиеся резервы, обращается к самым глубинным слоям в душах своих носителей, даже пракультурному уровню.

Этнический характер. Устойчивый, повторяющийся набор черт личности, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации («базовая личность»). Внутри одного и того же общества может быть несколько культурных групп, представители которых имеют  свой Э.х.  
Э.х. — результат культурной обработки генотипа, «сплав» генотипических черт и ценностных ориентаций. Культура является не продолжением генотипа, а способом его смягчения. Например, эпилептоидный тип личности, преобладающий в русском этносе, по своему генотипу склонен к крайнему эгоизму и индивидуализму. Культура же ориентирует его на коллективизм и бескорыстие, выставляя эти ценностные ориентации против его генотипических черт. Таким образом, культура и генотип соединяясь в одно целое, дополняют и адаптируют друг друга. В результате, э.х. становится более сбалансированным, гармоничным.

Социальный архетип. В  основе этнического характера лежит  некоторый набор предметов или  идей, которые в сознании каждого  носителя определенной культуры связаны  с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций... Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с  ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или  менее типичному действию. Эта  единица «принципиального знаменателя  личности», состоящая из цепочки  «предмет – действие», и имеется  в виду под социальным архетипом (в отличие от понятия, используемого  филологами или введенного К.Г.Юнгом).  
Ядро культуры, куда входят и с. а., формируется в раннем детстве или, как говорят, впитывается «с молоком матери».

Тюремная субкультура. Термин субкультура используется в его  обычном значении (совокупность ценностей, норм, моделей поведения какой-либо социальной группы т.д.).  
Главная особенность российской т. с.: в ее основе лежат базовые ценности традиционной культуры. Возможно, именно поэтому она и вольным миром воспринимается как нечто родное и близкое. То есть не народ у нас криминален, а криминал (точнее арестантское сообщество) народен (культурен). Т.с., по-видимому, не имеющая аналогов в других странах мира, феномен не только широко распространенный, но и обладающий огромной устойчивостью, способный к самовоспроизведению, и регенерации. Есть основания полагать, что до сего времени она не претерпела существенных изменений.

Культурные сообщества. Совокупность людей, идентифицирующих себя с определенной группой, связанной одним образом жизни, занимающихся определенным видом деятельности и т.п., причем в коллективных представлениях этой группы отражаются базовые ценности традиционной культуры. К.с. можно условно разделить на:  
стихийно сложившиеся (напр., арестантское сообщество), т.е. в результате естественной реакции людей одной культуры на условия, в которых они оказались; 
сформировавшиеся, появившиеся в результате целенаправленных действий представителей профессиональной (напр., медицинское сообщество) или общественной группы.

Призонизация. Стихийное распространение языка, культуры, норм, традиций и обыкновений тюремной субкультуры среди других групп вольного населения. Хотя сам термин происходит от английского prison (тюрьма), он вполне внятно звучит и для русского уха из-за давней обкатанности тоже иностранного словечка – зона. Еще в 60-е годы прошлого века в обычном языке широкое распространение получили выражения: «большая зона» (воля), «малая зона» (тюрьмы и лагеря).  
АВТОРИТЕТ. В русском языке слово авторитет чаще используется в значении, близком к английскому influence (влияние), и противопоставляется по смыслу слову “власть”, но не дополняет его. Власть существует в пространстве формальных структур, воздействуя на людей через систему статусов, престижей, должностей, санкций. Авторитету подчиняются добровольно, порой поступаясь собственными выгодами и интересами. 

 

Тема II. Тюремная субкультура(2)

АВТОРИТЕТ — представитель высшей группы в неформальной иерархии заключенных (блатной, вор в законе). В арестантском языке слово используется, как правило, во множественном числе: авторитеты. Неформальный порядок, действующий в сообществе заключенных, носит авторитарный характер. Реальная ситуация, складывающаяся в неформальной жизни ИУ, СИЗО или их подразделении (камере, ПКТ, ШИЗО и т.п.) определяется авторитетами данного учреждения, влиятельными авторитетами на воле или в других учреждениях, а также тактикой, которой придерживаются работники оперативных служб.  
Авторитетный арестант — заключенный, имеющий высокий статус в одной из двух групп неформальной иерархии: блатные и мужики. Не употребляется по отношению к представителям таких неформальных групп, как козлы, черти, опущенные и др.

АКТИВИСТ — заключенный, открыто сотрудничающий с администрацией ИУ, вступивший в секции, "самодеятельные организации осужденных" (см. козел).

АРЕСТАНТ: 1) уважительное обращение к любому заключенному, тем более, к незнакомому; 2) авторитетный заключенный.

БЕСПРЕДЕЛ —отсутствие порядка, произвол, беззаконие. Беспредел блатной, шерстяной: открытое насильственное нарушение тюремного закона со стороны блатных или шерстяных по отношению к другим заключенным. Беспредел ментовской: беззаконие, сверхжестокость, садизм по отношению к заключенным со стороны администрации колонии или других должностных лиц, например: прокурора. Пословица, характеризующая этот вид беспредела: "Закон — тайга, медведь — прокурор".  
Беспредельный: беззаконный с точки зрения норм и правил тюремного закона.  
Беспредельщик, чаще — заключенный, реже — сотрудник ИУ, творящий беззаконие, произвол.

БЛАТНОЙ — представитель высшей по статусу группы в неформальной иерархии заключенных. Блатной обычно является (или впоследствии становится) профессиональным преступником. Он должен следовать правильным понятиям, иметь "чистое" прошлое.  
Блатные — это реальная власть в ИУ, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии — право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный блатной обязан следить за тем, чтобы зона грелась, то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, наркотики, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, оскорблен, обделен.  
Сами блатные предпочитают использовать для самоназвания различные эвфемизмы и синонимы слова “блатной”: авторитет, правильный арестант, босяк, бродяга, жулик и др. Старые синонимы — жиганы, люди, паханы и др., известные по классической литературе о ГУЛАГе, используются гораздо реже.  
В группе блатных существует своя иерархия. В порядке от более высокого статуса к низшему: воры в законе, свояки, авторитетные блатные, пацаны, приблатненные, бойцы. В некоторых регионах могут использоваться и другие названия.

БОСЯК — арестант по образу жизни (даже на воле). Для него не существует понятия собственности. Человек ничего своего для братвы не жалеющий. Но и рассчитывающий на помощь (не в излишествах, а только в самом необходимом).

БРАТ — имя, используемое арестантами в самых редких случаях для выражения высшей степени доверия. Образцами братства являются легендарные арестанты.

ВОР, вор в законе — элита преступного и тюремного мира, его лидеры, своего рода посвященные. Воры занимают высшее положение в неформальной иерархии заключенных.

Воровские наказы — новое правило, созданное в результате спора между заключенными или в качестве ответа на новую акцию тюремных властей. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон.

Воровской закон — свод неписаных правил, норм, обязательных для воров. В 20 - 50-е годы воровской закон с его понятиями не распространялся на всю массу заключенных, оставаясь сугубо корпоративным способом организации жизни. Весь мир, согласно воровскому закону, был поделен на своих и чужих, причем чужие имели лишь ту единственную ценность, что за их счет могли существовать и выживали свои. 
С начала 60-х годов воровской закон, постепенно модифицируясь, захватывает в сферу своего действия основную массу заключенных (см. тюремный закон). Поэтому не следует распространять представления о блатных и ворах, складывающиеся по классической литературе о ГУЛАГе 30-50-х годов (В. Шаламов, А. Солженицын и др.), на период 1961-2000 гг.

ГЛАВПЕТУХ — неформальный лидер в касте опущенных. Является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп, решает все проблемы, возникающие в группе опущенных, участвует в разрешении спорных вопросов между опущенными и другими мастями. Иногда его функции исполняют два неформальных лидера — папа и мама.

ДУХОВИТЫЙ — твердый, надежный человек, не теряющий присутствия духа ни при каких обстоятельствах.

ЗАКОН — система неформальных норм, правил, установок, санкций против нарушителей, процедур разрешения конфликтов, введения новых норм и т.д., действующая в сообществе заключенных (тюремный закон) или в пределах отдельной группы, касты заключенных (например, воровской закон).

ЗАЧУШКАНИТЬ, законтачить — предметы, стол, а особенно продукты питания, до которых дотронулся опущенный, табуируются для других групп заключенных; такие вещи и называются зачушканенными, то есть грязными, испорченными, представляющими опасность для других арестантов. На малолетке зачушканенным может оказаться стол, шконка и т.п., если нарушены некоторые правила, табу. Например, если кто-то сел во время еды за стол, не помыв руки или не сняв куртку. Пользоваться после этого зачушканенными предметами можно только после обряда очищения. Например, тщательно вымыть с мылом, выскрести поверхность стола осколками стекла и т.п.

КОЗЕЛ — представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ. Эта группа выделилась в сообществе заключенных в 60-х годах. В отличие от активиста 30-50-х годов, статус козла становится для заключенного практически постоянным, сопровождает его в течение всего времени пребывания в местах лишения свободы. 
Появление касты козлов связано, по-видимому, с реакцией тюремной субкультуры на пенитенциарную политику советской власти в начале 60-х годов. 
Формальным актом, включающим заключенного в касту козлов, может быть вступление в "самодеятельные организации осужденных", согласие занять должность или выполнить работу, считающуюся позорной по правильным понятиям. Все это является необходимым условием для получения ряда льгот от администрации, права занимать определенные "номенклатурные" должности, перейти в категорию лиц, "твердо вставших на путь исправления", а значит, стать кандидатом на досрочное освобождение или помилование. 
Для основной массы заключенных козлы являются предателями интересов сообщества заключенных, коллаборационистами. 
Слово козел является одним из самых серьезных оскорблений для заключенного, не принадлежащего к этой группе. Заключенный, которого так назвали, обязан среагировать немедленно и жестко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Слово козел и производные от него («козья», «козлик», «козлиный» и даже – «рогатый», «сохатый») табуированы, и их запрещено использовать в повседневной речи. Например, игра в домино, известная под таким названием на воле, в тюрьме называется "сто одно"; сказать другому, что у него какая-то вещь связана из козьей шерсти — значит оскорбить его. 
Интересно, что в 30-50-е годы козлами в лагере называли пассивных гомосексуалистов. 
Заключенные, принадлежащие к этой группе, предпочитают использовать при самоназвании различные эвфемизмы: активист, красный, "независимый мужик", "положительный". Те же эвфемизмы в спокойной ситуации используют в присутствии козлов другие заключенные.

КОЗЫРНЫЙ ФРАЕР — авторитетный блатной, ступень в иерархии блатных, непосредственно следующая за званием вора. (См. Вор, блатной).

КОНЬ — способ нелегальной связи между камерами. Например, бечевка, натянутая по внешней стороне корпуса тюрьмы между окнами камер, леска, пропущенная по трубам канализации и т.п. С помощью коня передаются из камеры в камеру записки, мелкие вещи и т.п.

КОРОЕДКА — спецшкола, спец-ПТУ, пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей полуоткрытого типа. В спецшколах содержатся дети от 11 до 14 лет (те, кто попал в спецшколу до 14 лет, могут быть оставлены в ней до исполнения им 16 лет), а в спец-ПТУ подростки от 14 до 18 лет, совершившие уголовные или статусные нарушения (т.е. нарушения, за которые наказываются только подростки и дети, взрослые за те же действия наказанию не подлежат).

КОСЯК — нарушение правил, норм тюремного закона; неудачное действие или поступок; нарукавная повязка члена секции.

КРАСНЫЙ — эвфемизм слова козел.

КРАСНАЯ ЗОНА — зона, где администрация поддерживает порядок и управляет сообществом заключенных с помощью козлов, не считаясь с тюремным законом. Например, старается посадить опущенных в столовой за общие столы, требует, чтобы в столовую и из столовой заключенные ходили строем, запрещает перемещение по зоне без строя, вход в чужие бараки и прочее. 
В такой зоне активисты имеют широкие полномочия и могут вести себя весьма агрессивно. Поощряется слежка друг за другом, доносительство, мелочные придирки к поведению и одежде заключенных.

КРЫСА — заключенный, укравший что-нибудь (иногда, взявший без спроса) у другого арестанта. Крысятничество: кража чего-нибудь у других арестантов.

КУМ — опер, сотрудник (чаще начальник) оперативной службы тюрьмы. Одна из главных задач этого подразделения (оперчасти) – контролировать общую обстановку в учреждении, предупреждать преступления, всякого рода нарушения, раскрывать ранее совершенные преступления, собирать информацию о лидерах преступного мира. Оперчасть широко использует незаконные способы воздействия на заключенных, которые не поддаются контролю со стороны надзирающих инстанций: натравливание друг на друга различных групп заключенных, помещение в камеру (пресс-камеру, пресс-хату) со специально подобранными заключенными, которые по указанию кума истязают, пытают, насилуют или даже убивают посаженного к ним арестанта, пытаясь добиться от него информации, необходимой оперчасти. 

 

МАЛОЛЕТКА — несовершеннолетний заключенный.

МАМА — один из неформальных лидеров в касте опущенных. В паре с другим лидером (папой) решает все вопросы в этой неформальной группе заключенных. В отличие от папы занимается хозяйственными проблемами опущенных и вопросами, связанными с продажей, поставкой другим заключенным своих подопечных в качестве сексуального объекта. Папа разрешает конфликты между опущенными, обращается к авторитетам в случае, когда с его подопечными поступают в нарушение правильных понятий (например, не платят за оказанные сексуальные услуги и т.п.). Папа является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп. Чаще функции папы и мамы исполняет один человек - главпетух.

МАСТЬ — та или иная группа, каста в неформальной иерархии заключенных; статус заключенного в неформальной иерархии (мужик, блатной и т.п.). 
В тюремном мире существуют четыре основные касты (в порядке понижения статуса): блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные), опущенные (голубые). Каждая каста внутри имеет свою иерархию. Тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, вертикальные переходы (повышение статуса) очень затруднены или вообще невозможны. 
Существование мастей признается и учитывается сотрудниками колоний. Например, прежде чем отправить наказанного заключенного в камеру ШИЗО или ПКТ, дежурный спрашивает о его масти (заключенных разных групп держат в разных камерах).

МЕНТ — сотрудник милиции, следствия, прокуратуры, пенитенциарных учреждений.

МЕТЛА — язык. «Следи за метлой» - думай, что говоришь, отвечай за свои слова. «Посадить не метлу» - уговорить сотрудника ИУ или СИЗО сделать что-то запретное: пронести спиртное, наркотики, передать маляву, ксиву на волю, в другую камеру и т.п.

МУЖИКИ: 1) Самая большая группа в сообществе заключенных. Мужики отличаются от блатных тем, что они, согласно тюремному закону, работают в зоне на обычных должностях, а от козлов - тем, что не сотрудничают с администрацией. В дела блатных они не вмешиваются (кроме случая блатного беспредела). К мнению авторитетных мужиков прислушиваются все другие группы заключенных. Основная часть мужиков придерживается правильных понятий.  
2) Общее название всех заключенных, признающих правильные понятия.

ОБИЖЕННЫЙ — эвфемизм слов опущенный, петух; иногда не опущенный, а просто несправедливо униженный, пострадавший от беспредела и вынужденный уйти из хаты может искать оправдания у авторитета и «получить» с беспредельщика; заключенный обиженки или сидевший в обиженке.

ОБЩАК: 1) Нелегальный фонд взаимопомощи заключенных. Может состоять из денег, продуктов, чая, курева, вещей и т.п. По тюремному закону взносы в общак должны делаться исключительно на добровольной основе мужиками и блатными. Средства общака используются на общие нужды: для подкупа сотрудников ИК или СИЗО, заключенных из хозобслуги; помощи заключенным, оказавшимся в бедственном положении.  
Право на помощь из общака имеют прежде всего арестанты, попашие в ШИЗО и ПКТ, заключенные, отправляемые в крытую. Помощь также оказывается этапируемым на больничку; новичкам, не имеющим помощи со стороны, и т.п. Хотя общак предназначен для заключенных, живущих по правильным понятиям (мужики и блатные), иногда из этого правила делаются исключения: некоторая часть грева из общака, направляемого в ШИЗО и ПКТ, должна распределяться  
Смотрящий за общаком — это, как правило, блатной, назначаемый на сходняке. Смотрящий подбирает себе помощников для сбора средств. Участие в сборе, распределении, хранении общака жестоко преследуется администрацией. Свои общаки могут быть у козлов и опущенных.  
Общаковый: относящийся к общаку, т.е. нелегальному фонду взаимопомощи заключенных.

ОПУСТИТЬ — перевести в касту неприкасаемых (опущенных, петухов) – изнасиловать или совершить ритуал, связанный с переводом заключенного в эту касту.  
Опущенный — представитель самой низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых. У опущенного нельзя ничего взять, нельзя его касаться, сесть на его нары и т.п. У них свои отдельные места в бараке, тюремной камере, в столовой, своя меченая посуда, они выполняют самые грязные работы — те, за которые прочие заключенные уже не имеют права браться. Они имеют определенные опознавательные знаки, обязаны сообщать по прибытии на место, где их не знают, о том, что они опущенные, чтобы другие заключенные, вступив в общение с ними, не потеряли своего статуса. Скрывать свой статус опущенному бесполезно и опасно, рано или поздно его прошлое становится известным, и тогда раскрытых опущенных наказывают, избивают, иногда — убивают. Считается, что он зашкварил всех, кто с ним общался, сидел рядом. Статус опущенного пожизненный, скажем, перерыв в тюремной карьере его не изменяет. 
Весьма распространенно заблуждение, что в опущенные попадают только пассивные гомосексуалисты. По некоторым оценкам, добровольных гомосексуалистов среди опущенных не более 20 % (хотя человек, бывший на воле пассивным гомосексуалистом и не сумевший скрыть это, становится опущенным). Перевод в опущенные производится, как правило, за грубые нарушения тюремного закона: доносительство, крысятничество, невыплаченный карточный долг, беспредел по отношению к другим заключенным. Опускают прессовщиков, козлов, шерстяных, тех, кто совершил позорные, с точки зрения правильных понятий, преступления (изнасилование детей, зверское изнасилование женщин, зверское немотивированное убийство, развратные действия с малолетними и т.п.).  
Заключенный, чувствующий серьезность допущенного им нарушения, иногда предпочитает добровольно перейти в касту опущенных (скажем, перенести свои вещи в угол барака, где живут опущенные). В этом случае он, как правило, не подвергается никаким ритуальным процедурам или изнасилованию.  
Каста опущенных появилась в сообществе заключенных в 60-х годах, возможно, как реакция субкультуры заключенных на новую пенитенциарную политику властей. Борьба за сохранение личности в условиях, когда администрация ИТУ использовала самые жестокие способы давления на заключенных с целью заставить совершить их аморальные, с точки зрения традиционной культуры, поступки, привела к изобретению своей неформальной санкции к "отступникам", это своего рода остракизм, моральное изгнание из сообщества в условиях, когда реальное изгнание невозможно. Возможно также, что наказанию в виде изнасилования в период утверждения самодеятельных организаций осужденных впервые начали подвергаться те, кто становился их членом. Напомним, что нынешнее название касты коллаборационистов (козлы) относилось в 40-50-х годах к пассивным гомосексуалистам. 
Кстати, хранители тюремного закона, традиций тюремного мира, утверждают, что наказание в виде перевода человека в касту опущенных по правильным понятиям считается недопустимым. По их версии, касту опущенных "придумали менты" и ввели ее с помощью прессовщиков, шерстяных, беспредельщиков в тюремный мир.

ПЕРВОХОДКА, первоходочник — заключенный, арестованный впервые, не имеющий тюремного опыта. Обвиняемые, не отбывавшие ранее наказание в виде лишения свободы, должны сидеть отдельно от рецидивистов. Этот порядок зачастую нарушается, особенно, когда СИЗО переполнен.

ПЕТУХ — пассивный гомосексуалист; один из синонимов слова опущенный. Само слово петух является страшным оскорблением и табуировано в еще большей степени, чем козел. Все однокоренные с петухом слова (распетушился, петя, петушиный, петушок и т.д.), а также родственные ему (курятник, птичка, курица, гребень и т.п.) заключенные стараются не употреблять, чтобы не "попасть в непонятную". Это касается и опущенных, предпочитающих употреблять при самоназвании эвфемизм обиженный.

ПРАВИЛЬНЫЙ — справедливый, честный, уважаемый, авторитетный, придерживающийся правильных понятий. Высшая степень оценки человека (правильный мужик, блатной, арестант), группы людей (правильная хата, зона, тюрьма, семья и т. п.), явления (правильный порядок и т.п.).  
Правильные понятия: система неформальных норм и правил, действующих в таких неформальных группах заключенных, как мужики и блатные. Являются для заключенных одновременно и этическим императивом, и средством противостояния администрации ИУ. Поддерживаются, разделяются, признаются основной частью заключенных, что можно объяснить их близостью к нормам, ценностям и установкам традиционной культуры. Они декларируют, например, непримиримое отношение к доносительству, провозглашают примат общего интереса над частным, братство между заключенными, помощь тем, кто оказался в трудном положении (см. общак), справедливость, ограждают заключенного от произвола посредством запрещения отнимать что бы то ни было без законного (в рамках тюремного закона) основания, запрещают предъявлять человеку обвинение без доказательств его проступка и вообще оскорблять его, требуют строгой продуманности и сдержанности в словах (см. следи за метлой). Распространение правильных понятий и тюремного закона, их поддержку основной частью заключенных можно объяснить и тем, что официальный закон требует от них аморальных, с точки зрения традиционной культуры, поступков (доносительства, предательства, лицемерия, получения личной выгоды за счет ущемления прав общины и большей части ее членов и т.п.).  
ПРЕДЪЯВИТЬ — выдвинуть обвинение в нарушении неформальных норм и правил, бытующих в сообществе заключенных. Поводом для предъявки может стать неожиданно всплывший компрометирующий факт, относящийся к далекому прошлому, иногда даже к вольной, долагерной жизни заключенного, а также обстоятельство, вообще не являющееся результатом обдуманного самостоятельного выбора: например, сам факт проживания в Москве или в С-Петербурге, служба во внутренних войсках и т.п.

ПРЕСС — "обламывание" заключенного, способ подавить его личность, сделать полностью управляемым. Иногда пресс - это постоянное психологическое давление на заключенного ("змейский пресс").  
Пресс-камера, пресс-хата: камера в ИВС, СИЗО, крытой, ПКТ, ШИЗО, в которой специально подобранные администрацией заключенные пытают, истязают, насилуют тех, кого к ним сажают, с целью добиться от них чего-нибудь конкретного, например, дать нужные следователю показания, узнать, где хранятся общаковые деньги, подписать заявление с отказом от воровских идей (см. ломка и т.п.). Пресс-камеры существуют и в настоящее время. 
Прессовщик: заключенный, согласившийся выполнять по заданию сотрудника ИТУ или следователя функцию палача, истязателя других заключенных в пресс-камере. Обычно в личном или оперативном деле прессовщика имеется отметка, которая служит указанием для опера о возможности соответствующего использования этого заключенного. Кроме того, такая отметка предупреждает помещение прессовщика во время этапирования вместе с другими заключенными. Разоблачение прессовщика чревато для него жестокой расправой.

ПРОПИСКА — своего рода инициация, обряд введения новичка в тюремное сообщество; тестирование. Наибольшее распространение прописка имеет в камерах малолеток и заключенных общего режима.  
Новичку предлагаются вопросы, или он ставится в ситуации, требующие сообразительности, силы воли, быстрого принятия решений. Поведение испытуемого и демонстрирует качества его личности: степень самостоятельности, надежности и т.д. 
От результатов прописки зависит место в неформальной иерархии заключенных. Не выдержавшие испытаний зачастую попадают в касту неприкасаемых, изгоев.

РАЗБОРКА: 1) Разрешение конфликтов, возникших между заключенными или группами заключенных по правилам, предусмотренным тюремным законом или воровским законом (в случае, когда конфликт возник между ворами или приближенными к ним авторитетными блатными). Такая разборка иногда называется правильной, правилкой. В роли медиаторов или "судей" обычно выступают авторитетные заключенные, блатные. В серьезных случаях человека, признанного виновным (ответчика), отдают на милость правого (признанного на разборке правым). Он может получить с ответчика как с "достойного" или как с "негодяя" (квалификация ответчика - прерогатива разборки, которая может передать ее правому). В первом случае ответчик должен публично признать свою вину и покаяться. Правый может и слегка ударить ответчика, но не больно, чтобы тот только "почувствовал братскую руку". Во втором случае с ответчиком можно сделать все, что угодно, в том числе и убить его. Правый может по приговору разборки потребовать с виновного деньги, вещи - тут у него, казалось бы, полная свобода выбора. Однако по тому, насколько справедлива санкция, выбранная правым, насколько она соответствует провинности, насколько "выигравший дело" великодушен и не злопамятен, окружающие будут составлять себе мнение о нем, что в конечном счете влияет и на его статус в сообществе.  
Разборки между ворами или авторитетными блатными проходят по другим правилам, предусмотренным воровским законом. Например, вора нельзя ударить даже «по-братски». Такая санкция однозначна: вор лишен своего звания. Несправедливо подвергшийся подобной санкции, не признавший законности лишения звания вора, обязан убить ударившего. 
Тюремный закон предусматривает для ответчика право апелляции. Если разборка происходит, например, в тюремной камере, ответчик может обратиться с просьбой вмешаться в решение разборки к авторитету более высокого статуса (а иногда и к главному авторитету тюрьмы) с решки или послать в соответствующую камеру ксиву с изложением сути конфликта и просьбой вмешаться. По правильным понятиям такое обращение приостанавливает исполнение санкции.  
2) Группа заключенных, принимающих участие в разборе конфликта и вынесении решения.

СЕМЬЯ — группа из 3-5 заключенных (иногда больше), связанных между собой доверительными отношениями. Члены семьи оказывают друг другу помощь и поддержку в повседневной жизни, но также несут и ответственность друг за друга.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.