Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Российское предпринимательское право

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПКЗ «Российское предпринимательское  право» 2009


РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ  ПРАВО

 

Вариант 5.Ответьте на теоретические  вопросы:

  1. Индивидуальное предпринимательство. Легитимация гражданина как индивидуального предпринимателя.

В законодательстве предприниматель (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) упоминается в качестве участника разных правоотношений. Тем самым государство признает за ним способность быть субъектом права. Однако такое признание в различных нормативных правовых актах имеет свои особенности. 
Для участия в хозяйственной деятельности предприниматель должен оформить свой правовой статус, т.е. получить право на осуществление предпринимательской деятельности.

В ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции  РФ закреплен принцип свободы  экономической деятельности. Поскольку  предпринимательство является разновидностью экономической деятельности, то и свободу предпринимательства следует рассматривать как разновидность свободы экономической деятельности. Следовательно, конституционные положения о такой деятельности распространяются и на предпринимательские отношения.

В Конституции РФ свобода предпринимательства  отнесена к правам и свободам человека и гражданина (гл. 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Конституция РФ считает его субъективным правом. Оно возникает непосредственно из закона и реализуется в правоотношениях общего типа, которые возникают между государством и носителем такого права. Однако в Конституции не отрицается и категория правоспособности. Так, в ст. 60 говорится о возможности для граждан РФ самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме с 18 лет (общая дееспособность). Поскольку дееспособность не может существовать без правоспособности, то косвенно в этой статье речь идет и о последней категории. Одним из элементов правоспособности необходимо признать такую стадию субъективного права на предпринимательскую деятельность, как абстрактная возможность приобрести статус предпринимателя. Следовательно, в Конституции РФ субъективное право на предпринимательскую деятельность рассматривается в качестве элемента правоспособности субъекта права.

В гражданском законодательстве условия  и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость  от правовой формы деятельности будущего предпринимателя (с образованием юридического лица или без такового).

Применительно к индивидуальным предпринимателям в ст. 18 ГК РФ право на предпринимательскую  деятельность рассматривается как  элемент правоспособности гражданина. Это означает, что с момента  рождения любой гражданин обладает абстрактной возможностью иметь гражданские права и нести обязанности в сфере предпринимательства. Следовательно, в стадии правоспособности право на предпринимательскую деятельность не рассматривается как субъективное право, и ему не корреспондируют конкретные обязанности определенных лиц.

Таким образом, правоспособность в  сфере предпринимательства возникает  с момента рождения гражданина. Несмотря на прямое указание ст. ст. 17 - 18 ГК, иногда считается, что право на предпринимательскую  деятельность как элемент правоспособности возникает не с момента рождения, а при достижении определенного возраста. Однако правоспособность как юридическое качество лица не зависит от возраста и присуща всем гражданам независимо от социальных, физических, экономических или психических особенностей.

Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и юридических обязанностей будущего предпринимателя, но самостоятельно действовать в соответствии с ними он может лишь при наличии дееспособности. На основании п. 1 ст. 21 ГК полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Именно на эту статью обычно ссылаются для обоснования того, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 18 лет. В других случаях указывают на два исключения: 1) п. 2 ст. 21 ГК, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) п. 1 ст. 27 ГК, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.

На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что  возрастная граница дееспособных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Так, по смыслу п. 1 ст. 27 ГК гражданин к шестнадцати годам (возраст эмансипации) может уже работать по трудовому договору (в ст. 63 ТК РФ допускается участие в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью. Можно предположить, что имеется в виду предоставленная п. 1 ст. 26 ГК возможность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершать основную массу сделок с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Необходимость получения такого согласия (или последующего письменного одобрения) обусловлена возрастом участника сделки.

Конечно, требование закона о получении согласия законных представителей можно рассматривать как ограничение самостоятельности предпринимателя, которая рассматривается в качестве неотъемлемого признака предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК). Но это ограничение особого рода - ведь оно применяется в интересах самого гражданина. Кроме того, такому ограничению подвергаются лишь отдельные аспекты его самостоятельности в имущественном обороте. Тем более что на основании п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе распоряжаться своими доходами самостоятельно, без упомянутого ограничения.

Отсутствие дееспособности гражданина в сфере предпринимательства  нельзя восполнить действиями его представителей (как это происходит в других сферах имущественного оборота). Конечно, это не исключает применения в процессе осуществления предпринимательской деятельности института представительства. Однако вступать в отношения со своими представителями должен сам предприниматель. 
Таким образом, правосубъектность предпринимателя в частноправовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления этого возраста любой гражданин обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность.

При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляются две юридически значимые способности:

 
1) иметь гражданские права и  обязанности в сфере предпринимательства; 
2) своими действиями приобретать и осуществлять в сфере предпринимательства гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права.

Но даже обладая правоспособностью  и дееспособностью, гражданин не может начинать предпринимательскую  деятельность (п. 1 ст. 23 ГК). Он должен приобрести субъективное право на нее, которое возникает только при наличии особого юридического факта - государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает статуса предпринимателя (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ").

Сама же государственная регистрация  осуществляется лишь при условии наличия у гражданина необходимых правоспособности и дееспособности. В п. 1 ст. 2 ГК государственная регистрация названа в качестве одного из признаков предпринимательской деятельности. Однако это не только признак, появляющийся уже после регистрации, но и обязанность субъектов, желающих осуществлять или осуществляющих предпринимательскую деятельность. Иначе невозможно было бы применять ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), устанавливающую уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность (элемент правоспособности) и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для возникновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение.

Физическое  лицо, желающее осуществлять предпринимательскую  деятельность в России, может быть зарегистрировано в качестве индивидуального  предпринимателя в иностранном государстве. В этом случае на основании ст. 1202 ГК субъективное право такого лица на предпринимательскую деятельность должно определяться на основе права страны места регистрации индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено из-за отсутствия в соответствующем государстве обязательной регистрации предпринимателей, применению подлежит объективное право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. 
Согласно п. 3 ст. 49 ГК правоспособность юридических лиц возникает с момента государственной регистрации. С этого же момента возникает и публично - правовой статус такого юридического лица. Юридические лица отграничиваются от иных участников публично - правовых отношений по признакам, перечисленным в п. 1 ст. 48 ГК. Но в судебной практике для идентификации юридического лица применяются внешние проявления упомянутых признаков: наличие учредительных документов со штампом регистрационных органов, печатей, счетов в банковских учреждениях, бухгалтерского баланса.

Право предпринимателя на предпринимательскую деятельность имеет пределы и ограничения. Пределами такого права следует считать цель его осуществления (получение прибыли), а также сроки действия лицензий (если в законодательстве не предусмотрено бессрочное действие лицензии) и иных разрешений, применяемых в сфере государственного регулирования рынка (временные пределы). 
В то же время не следует считать подобными пределами способы получения прибыли, перечисленные в п. 1 ст. 2 ГК (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг). Законная предпринимательская деятельность может осуществляться и другими способами.

Ограничения права на предпринимательскую деятельность существуют в виде различных обязанностей. Среди них особо следует выделить обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без лицензии (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющих соответствующей лицензии на осуществление лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. 
Такой запрет ограничивает право на предпринимательскую деятельность по сравнению с содержанием этого права, которое зафиксировано в ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Именно поэтому лицензирование должно осуществляться на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Правовое  значение лицензии заключается в  том, что она легализует предпринимательскую  деятельность в соответствующей  сфере. На основании п. 1 ст. 49 ГК лицензию следует рассматривать в качестве основания возникновения абстрактной возможности заниматься лицензируемым видом деятельности (правоспособность).

В правовой литературе и среди правоприменителей  находит поддержку позиция, согласно которой появляющаяся в результате получения лицензии правоспособность является специальной

 

  1. Понятие, характеристика, порядок образования дочерних и зависимых обществ. Холдинг: понятие, виды, особенности.

 

Участие в обществах других обществ  и товариществ может привести к тому, что последние, обладая  контрольным пакетом акций (или  большинством долей) и, по сути, определяя в силу этого все действия контролируемого общества, формально остаются в стороне от возможных отрицательных результатов своего руководства, например от последствий неудачно совершенных контролируемым обществом сделок.

Ведь  если такая рискованная или заведомо невыгодная сделка навязывается контролируемому обществу основной, "материнской" компанией, последняя в результате либо получит большую часть дохода, либо предоставит кредиторам имущество дочерней компании, устранившись от всякой ответственности за нанесенные убытки как обычный участник юридического лица (компании). При этом в проигрыше могут оказаться не только потенциальные контрагенты дочернего общества, но и другие его участники, не контролирующие его деятельность (в частности, оставшиеся в меньшинстве акционеры).

В развитом рыночном хозяйстве все  большее распространение получили своеобразные объединения компаний, в которых одна ("материнская") компания так или иначе контролирует деятельность связанных с ней  дочерних компаний или даже специально создает их. В немецком праве такие объединения получили название концернов, а в англо-американском - холдингов (от англ., holder - держатель, ибо такие "держательские" компании являются владельцами крупных пакетов акций или долей в уставном капитале многочисленных дочерних корпораций). Находящиеся в их составе компании в большинстве случаев, по сути, не имеют или не выражают собственной воли, хотя являются формально независимыми и самостоятельными участниками имущественного оборота.

И здесь, таким образом, возникают  традиционные для корпоративного, в  том числе для акционерного, права  задачи - защита интересов кредиторов и меньшинства акционеров (других участников контролируемых обществ). Этой проблемы не встает применительно к  деятельности товариществ, ибо участвующие в них полные товарищи всегда несут неограниченную личную ответственность по их долгам (что снимает вопрос о защите интересов кредиторов) и находятся друг с другом в лично-доверительных отношениях (что снимает вопрос о защите их личных интересов).

Поэтому в роли контролируемых, дочерних компаний могут выступать только хозяйственные общества. В роли же контролирующих, основных ("материнских") компаний могут выступать как  общества, так и товарищества.

Решение данной проблемы развитые правопорядки нашли в признании при определенных условиях возможности возложения имущественной ответственности по сделкам дочерних компаний не только на совершившее их юридическое лицо, но и на его участников, реально определявших его действия. Поскольку при этом закон пренебрегает оболочкой юридического лица, призванной не допустить кредиторов к имуществу его участников (учредителей), данная возможность получила наименование "снятия корпоративных покровов".

Дочерним признается хозяйственное  общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.

В силу этого взаимоотношения  двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями "материнской" и дочерней компаний при наличии хотя бы одного из трех условий.

Во-первых, речь идет о преобладающем  участии одной компании в уставном капитале другой, что дает ей решающий голос в управлении делами. Закон не требует при этом наличия заведомо контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание - вопрос факта. Известно, что в некоторых крупных компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5-10% акций.

Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании другой, например, в виде соглашения с управляющей  компанией, которой передаются полномочия исполнительного органа общества. В-третьих, имеется в виду любая возможность одной компании иным образом определять решения другой компании, например навязать ей свою волю на совершение одной конкретной сделки.

Уже из этого видно, что дочернее общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при доказанности хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки, т.е. даже в единственном правоотношении. Дочерние общества нельзя отождествлять и с дочерними предприятиями, являющимися разновидностью унитарных предприятий, а не хозяйственных обществ.

Последствия признания общества дочерним (и "материнским") двоякие.

Во-первых, общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний (что дает возможность кредиторам обратить взыскание сразу на имущество "материнской" компании). Такое право, безусловно, принадлежит как компании с преобладающим участием в уставном капитале, так и компании, управляющей другой (дочерней) компанией по договору. Не исключена, однако, и возможность доказательства наличия такого права в иных ситуациях.

Во-вторых, при доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами дочерней компании. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам "материнской" компании, ибо оно не может оказать влияния на формирование ее воли.

Что касается защиты интересов меньшинства  участников дочерней компании, то действующее  российское законодательство ограничивается предоставлением им возможности  требовать непосредственно от основного  общества возмещения убытков, причиненных по его вине дочерней компании (поскольку в результате этого у них, в частности, может понизиться размер дивиденда). В развитых правопорядках акционерам дочерних обществ предоставляются и другие возможности, например, право обмена (конвертации) своих акций на акции "материнской" компании. По мере развития и усложнения рыночного оборота можно ожидать появления аналогичных правил и в отечественном законодательстве.

Зависимым признается хозяйственное  общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей).

Участие обществ в капиталах друг друга  может быть и взаимным, и даже равным, что исключает возможность  одностороннего влияния. Такая ситуация сама по себе не ведет к контролю одной компании над другой (если только данное участие не является преобладающим в сравнении с долями других участников общества), а потому и не возникает ответственности преобладающего общества по долгам зависимого.

Закон устанавливает два последствия  такой зависимости. Во-первых, преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех других участников имущественного оборота. Это, в частности, может означать публичную информацию об учредителях того или иного общества и о размере их участия в его уставном капитале.

Во-вторых, антимонопольное законодательство, а также законодательство о банках, страховых и инвестиционных компаниях  может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе  взаимного, в частности для того, чтобы не допустить отстранения мелких участников обществ от реального участия в управлении их делами.

Зависимыми (и преобладающими) в данном смысле могут быть только хозяйственные  общества, но не товарищества. Как и  дочерние общества, они также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ.

 

Общая характеристика холдингов, концернов  и финансово-промышленных групп.

Основное общество вместе со своими дочерними обществами образует систему связанных экономической зависимостью и контролем обществ, которая может носить название концерна (ФРГ), холдинга (США, Англия) или финансово-промышленной группы (РФ). Учитывая тождественность содержания данных образований, для простоты восприятия буду в процессе описания использовать термин «холдинг».

Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает денежный оборот, возникает необходимость создания подразделений компании (определенной иерархии) и дочерних обществ, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей – при такой закономерной для развития бизнеса ситуации холдинг возникает уже как бы сам по себе.

В настоящее время крупнейшие западные компании на самом деле представляют собой системы взаимосвязанных  дочерних и основных обществ, то есть группы лиц, которые объединены под  единым фирменным наименованием. По данным журнала «Монд Дипломатик», в начале девяностых годов существовало примерно 37 тысяч транснациональных компаний, имевших около 170 тысяч дочерних фирм и филиалов. В России можно отметить такие крупнейшие вертикально интегрированные компании, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, РАО «Газпром», которые также имеют большое количество дочерних обществ. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна для ряда российских предприятий малого и среднего бизнеса.

С помощью конструкции холдинга может быть решён целый ряд  задач: эффективное управление подчиненными предприятиями, организация проведения согласованной производственной и сбытовой политики, в то же время отсутствие специального правового регулирования (которое имеется в странах Запада) не позволяет реализовать потенциал указанной структуры максимально полно.

Законодательство РФ не содержит общего понятия холдинга, однако в нормативно-правовых актах РФ имеются его специальные  определения. Так, во Временном положении  «О холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ от 16 октября 1992 г. № 1392 указано: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».

Статья 4 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 даёт определение банковской группы и банковского холдинга: «Банковской  группой признается не являющееся юридическим  лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом  объединение юридических лиц  с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором  юридическое лицо, не являющееся кредитной  организацией (головная организация  банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)». Как видно из дефиниций единственным отличием между банковской группой и банковским холдингом является наличие или отсутствие у головной компании статуса кредитной организации.

Отсутствие общего определения  холдинга частично компенсируется наличием понятия группы лиц, содержащимся в  законе о конкуренции.

Структура холдинга позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей и управляемой компании. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого общества.[3]

Наиболее часто встречающиеся варианты организации отношений подчинения в холдинговой компании.

  1. Управление посредством реализации прав, предоставляемых долями участия в уставном капитале управляемой компании.

Данная схема управления является в настоящий момент наиболее распространенной. В этом случае управление может осуществляться

  • через принятие необходимых решений собранием акционеров (участников) управляемой организации,
  • путём назначения своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет),
  • путём избрания «своего человека» на должность исполнительного органа в контролируемой компании.

При этом контроль осуществляется как  за «судьбоносными» для управляемой компании решениями (через собрание акционеров), так и за решениями по основным направлениям текущей деятельности организации (через совет директоров), а также за решением каждодневных, оперативных вопросов (через исполнительный орган). Однако следует помнить, что эффективное управление в данном случае может осуществляться при условии владения контрольным пакетом акций (долей участия) в управляемой компании.

В целом данный вариант управления объектом позволяет в совокупности достаточно жестко и оперативно осуществлять контроль. Однако на практике не всегда в полной мере удается реализовать вышеуказанные полномочия из-за законодательных запретов антимонопольного характера, а также по субъективным моментам оперативного управления, с которыми сталкивается в своей деятельности любая руководящая структура.

  1. Управление посредством приобретения функций исполнительного органа управляемой компании.

Согласно ст. 69 ФЗ РФ «Об акционерных  обществах»: «По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.» Таким образом, законодательство прямо предусматривает возможность приобретения юридическим лицом функций исполнительного органа предприятия. При этом нет необходимости специально оговаривать данный факт в уставе такого предприятия.

Передача функций единоличного исполнительного органа юридическому лицу предоставляет возможность  достаточно эффективно управлять подчиненной организацией при наличии в штате управляющей компании квалифицированных специалистов-управленцев. Непосредственно в управляемой компании назначается уполномоченный представитель компании управляющей – исполнительный директор, управляющий и т.п. с правом первой подписи документов.

  1. Управление предприятием, приобретенным как имущественный комплекс.

Предприятие может быть приобретено  управляющей компанией как имущественный  комплекс согласно нормам параграфа 8 главы 30 Гражданского кодекса РФ (часть вторая). В этом случае управление осуществляется путем непосредственного воздействия на управляемое предприятие, так как фактически оно становится частью активов покупателя.

Для подчиненного предприятия любые  команды и директивы, издаваемые руководством основного предприятия, становятся обязательными к исполнению, все сотрудники приобретенного предприятия становятся сотрудниками предприятия-приобретателя.

Ввиду того, что данный вид управления не связан с отношениями основное-дочернее и преобладающее-зависимое, его рассмотрение выходит за рамки темы статьи.

Управление компаниями, входящими  в холдинг, может осуществляться методами прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия  подразумевают вынесение управляющей компанией управляемой директивы – прямого властного предписания. Этот метод может применяться в случае выполнения управляющей компанией или её представителем функций единоличного исполнительного органа объекта управления, либо в случае приобретения управляемого предприятия в собственность как имущественного комплекса. Метод прямого воздействия исключает равенство субъекта и объекта управления. Соответственно, данные методы применимы во всех случаях наличия субординационного подчинения управляющей компании холдинга и его управляемых структур.[4]

Административным методом управления может быть издание исполнительным органом локальных нормативных  и индивидуальных актов управления.

Учитывая субординационный характер методов прямого воздействия, для уменьшения возможностей злоупотребления при их использовании закон устанавливает специальные гарантии прав организаций, находящихся в подчинении (например, особый порядок совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (главы X-XI ФЗ «Об акционерных обществах»).

  Несколько иным образом используются косвенные методы управления.

Использовать методы косвенного воздействия  можно и в случае отсутствия прямого  административного подчинения объекта управления управляющей организации.

Косвенные методы управления представляют собой «экономические рычаги» воздействия, которые проявляются в предоставлении или непредоставлении инвестиций, кредитов, а также использовании любых  других финансовых инструментов, направленных на получение определенного результата.

Отсутствие определений «холдинг», «группа лиц» и т.п. в Гражданском  кодексе РФ, а также несогласованность  вопросов правовой зависимости в  различных нормативно-правовых актах  РФ является серьёзной проблемой, без устранения которой говорить о полноценном регулировании деятельности ФПГ, холдингов и концернов нельзя.

 

  1. Финансовое оздоровление, как процедура банкротства: понятие, значение, порядок введения, функции и правовые последствия.

 

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Порядок и последствия  введения финансового оздоровления

Процедура финансового  оздоровления осуществляется с целью  проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также погашения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до двух лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство  учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

К такому ходатайству прилагаются:

1) график погашения задолженности,  которым должно быть предусмотрено: 

- начало погашения задолженности  не позднее чем через месяц  после введения финансового оздоровления;

- требования всех кредиторов, включенных  в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры;

- требования кредиторов первой  и второй очереди должны быть  удовлетворены не позднее чем  через шесть месяцев с даты  введения финансового оздоровления;

- погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

2) документы о предлагаемом обеспечении  исполнения должником обязательств  в соответствии с графиком  погашения задолженности. Исполнение обязательств должником может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и другими способами, не противоречащими законодательству РФ.

Обеспечение не может осуществляться в форме удержания, задатка, неустойки, а также с помощью такого предмета обеспечения обязательств, как имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Арбитражный суд может  ввести финансовое оздоровление и в  противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения  исполнения обязательств должника будет  предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

С момента введения финансового  оздоровления наступают следующие  последствия:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных

платежей, срок исполнения которых  наступил на дату введения финансового  оздоровления, могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

2) отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

3) аресты на имущество должника  и иные ограничения должника  в части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть  наложены исключительно в рамках  процесса о банкротстве; 

4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

6) запрещается выплата дивидендов  и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

7) не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований  кредиторов;

8) не начисляются неустойки  (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (ст. 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая  осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать  сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Порядок окончания финансового  оздоровления

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

В случае если требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или отчет не предоставлен административному управляющему в надлежащий срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое вправе принять одно из следующих решений:

1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления;

2) об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

1) определение о прекращении  производства по делу о банкротстве,  если непогашенная задолженность  отсутствует и жалобы кредиторов  признаны необоснованными; 

2) определение о введении внешнего  управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

3) решение о признании должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства в случае отсутствия  оснований для введения внешнего  управления и при наличии признаков  банкротства.

Досрочное окончание финансового  оздоровления возможно в случае погашения  должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения  задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового  оздоровления.

  1. Порядок и способы урегулирования споров в предпринимательской деятельности.

 

Понятие «защита права» в точном юридическом смысле не следует смешивать с понятием «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Предметом защиты в сфере  предпринимательской деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного  характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых)прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Существуют различные  основания классификации.

В зависимости  от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы  защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д. По целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

Процессуальные способы  защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Самостоятельным способом защиты прав является самозащита. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и  не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Способ защиты права – категория материального права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права.

Наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся  на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается  деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими  восстановление нарушенного или  оспоренного права, являются:

– Конституционный Суд РФ;

– арбитражные суды;

– суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует  отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

               СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Законодательством предусмотрены  следующие судебные формы защиты прав предпринимателей: защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ; защита прав предпринимателей арбитражным судом; защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.