Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Среднесрочная стратегия развития микрофинансирования в Кыргызской республике на 2006-2010 годы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 111. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СРЕДНЕСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ 

 

РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ 

 

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 

 

НА 2006 – 2010 ГОДЫ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

Список сокращений 3

 

1. Введение 5

 

2. Окружающая среда 6

 

2.1 Социально-экономическая  ситуация 6

 

2.2 Микрофинансирование и  национальные программы 6

 

3. Обзор сектора микрофинансирования  7

 

3.1 История развития 7

 

3.2 Общая информация о  секторе 8

 

3.3 Анализ регулятивной  среды 10

 

3.4 Анализ сектора микрофинансирования  13

 

4. Стратегия 18

 

4.1 Целостность Стратегии  микрофинансирования 19

 

4.2 Цель и задачи Стратегии  20

 

4.3 Стратегические направления  21

 

5. Ожидаемые результаты  и индикаторы 22

 

6. Процесс реализации и  мониторинг Стратегии 23

 

6.1 Роль основных участников 23

 

6.2 Источники финансирования  микрокредитования 25

 

6.3 Мониторинг реализации  Стратегии 25

 

7. Матрица действий (план  мероприятий) 25

 

7.1 Мероприятия по улучшению  правовой и регулятивной среды  микрофинансирования 25

 

7.2 Мероприятия по расширению  географического охвата и охвата  бедных домохозяйств микрофинансовыми  услугами 28

 

7.3 Мероприятия по диверсификации  микрофинансовых услуг и усилению  потенциала поставщиков микрофинансовых  ресурсов 28

 

7.4 Мероприятия по расширению  источников финансирования поставщиков  микрофинансовых услуг 29

 

7.5 Мероприятия для построения  рынка вспомогательных услуг  и усиления инфраструктуры микрофинансирования  30

 

7.6 Мероприятия по координации  деятельности доноров, вовлеченных  в микрофинансовый сектор 32

 

7.7 Механизм мониторинга  Стратегии 32

 

Приложения: 32

 

Список сокращений

 

 

 

АБР   

-  

Азиатский банк развития,

 

ВБ   

-  

Всемирный банк,

 

ВВП   

-  

валовой внутренний продукт,

 

ГВП   

-  

группа взаимопомощи,

 

ГТЦ   

-  

Германское общество технического сотрудничества,

 

ЕБРР   

-  

Европейский банк реконструкции  и развития,

 

ЕС   

-  

Европейский союз,

 

КБ   

-  

коммерческие банки,

 

КС   

-  

кредитные союзы,

 

КСФ  

-  

закрытое акционерное  общество микрокредитная компания «Кооперативный стабилизационный фонд»,

 

КСФК   

-  

закрытое акционерное  общество «Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация», 

 

МВФ   

-  

Международный валютный фонд,

 

МЕРСИКО  

-  

Корпус милосердия женщин по микрокредитованию,

 

MКA   

-  

микрокредитное агентство,

 

MКК   

-  

микрокредитная компания,

 

МФИ   

-  

институты, предоставляющие  микрофинансовые услуги, 

 

МФК   

-  

микрофинансовая компания,

 

MФO   

-  

микрофинансовая организация,

 

НПО   

-  

неправительственная организация,

 

НФКУ   

-  

небанковские финансово-кредитные  учреждения, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики,

 

ПММФ   

-  

программа микро и малого финансирования Европейского банка  реконструкции и развития,

 

ПРООН   

-  

Программа развития Организации  Объединенных Наций,

 

РСК   

-  

открытое акционерное  общество «Расчетно-сберегательная компания», 

 

СНГ   

-  

Содружество независимых  государств,

 

ТАСИС  

-  

Техническая помощь содружеству  независимых государств,

 

УННУ   

-  

управление надзора за небанковскими учреждениями Национального  банка Кыргызской Республики,

 

ФИНКА   

-  

Фонд оказания помощи международным  сообществам,

 

ФКПРКС   

-  

Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных  союзов в Кыргызской Республике», 

 

ЦАМФА   

-  

Центрально-азиатский микрофинансовый  альянс, созданный ACDI/VOCA и Фондом оказания помощи международным сообществам (ФИНКА), 

 

ЦВЕ   

-  

Центральная и Восточная  Европа,

 

ЮСАИД   

-  

Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию,

 

ACDI/VOCA  

-  

Международное развитие сельскохозяйственных кооперативов/Волонтеры в международном  содействии кооперативам 

 

CGAP   

-  

Консультативная группа помощи бедным – консорциум 28 государственных  и частных фондов, работающих вместе для расширения доступа бедного  населения к микрофинансовым  услугам в развивающихся странах, 

 

DCCA   

-  

неправительственная организация  Кыргызской Республики «Развитие и  сотрудничество в Центральной Азии»,

 

DFID   

-  

Департамент по международному развитию Великобритании, 

 

IDA   

-  

Международная ассоциация развития, входит в группу Всемирного банка,

 

IFAD   

-  

Международный фонд по развитию сельского хозяйства, 

 

IPC   

-  

Международный Консультационный проект, 

 

PEARLS   

-  

система раннего предупреждения рисков для кредитных союзов (P –  защита, E – эффективная финансовая структура, A – качество активов, R –  нормы прибыли и издержек, L –  ликвидность, S – признаки роста), 

 

SECO   

-  

Швейцарский секретариат  по экономическому сотрудничеству,

 

SWOT-анализ  

-  

 анализ сильных и  слабых сторон, возможностей и  угроз, 

 

WOCCU   

-  

Всемирный совет кредитных  союзов.

 

 

1. Введение 

 

 

 

В связи с быстрым ростом сектора микрофинансирования Национальный банк Кыргызской Республики инициировал  разработку среднесрочной стратегии  развития микрофинансирования в  Кыргызской Республике (далее - Стратегия). Данная Стратегия направлена на концентрацию усилий Правительства Кыргызской Республики, финансового сектора, в частности, МФИ (далее - МФИ) и других заинтересованных сторон, на построение динамичной и устойчивой отрасли микрофинансирования, так как устойчивая отрасль микрофинансирования с развитым потенциалом по предоставлению услуг более широким слоям городского и сельского населения приведет к повышению экономического уровня и сокращению бедности. В целях устранения обстоятельств, препятствующих развитию этого сектора, и осуществления соответствующих мер по совершенствованию правовой и регулятивной среды, проведена оценка существующей правовой базы микрофинансирования для принятия корректирующих мер, чтобы сделать более привлекательной для финансовых институтов работу с бедными слоями населения и расширить их деятельность в отдаленных регионах республики.

 

Разработка Стратегии  особенно актуальна в связи с  тем, что 2005 год объявлен Международным  годом микрофинансирования. Кыргызская Республика является первой страной  среди стран Центрально-азиатского региона, разработавшей стратегию  развития микрофинансирования. 

 

Разработка Стратегии  осуществлялась Национальным банком Кыргызской Республики и представителями сектора  микрофинансирования при финансовой поддержке компании FIRST Initiative и технической  помощи группы консультантов из нидерландской  консалтинговой компании FACET BV. 

 

В процессе разработки проекта  Стратегии были проведены встречи  с представителями микрофинансового сектора и международных финансовых организаций-доноров, поддерживающих развитие микрофинансирования в  Кыргызстане. Кроме того, в целях  углубленной идентификации проблем  и факторов, препятствующих эффективному развитию микрофинансирования в  республике, были проведены три региональных «круглых стола» с участием представителей микрофинансового сектора, где участники  поделились своими взглядами на рынок  микрофинансирования и существующие ограничения для его дальнейшего  расширения. Это позволило микрофинансовому сектору непосредственно участвовать  в разработке Стратегии, а также  определить свою роль в ее реализации и достижении поставленных целей. 

 

В подготовке проекта Стратегии  участвовали представители соответствующих  государственных учреждений, МФИ, международных  организаций-доноров и компаний, предоставляющих вспомогательные  услуги (консультационные, информационные, обучение и подготовка персонала). 

 

В процессе разработки Стратегии  был проведен анализ сектора микрофинансирования, а также анализ нормативной правовой базы по регулированию деятельности институтов, предоставляющих микрофинансовые  услуги в Кыргызстане. Результаты проведенного анализа приведены в приложениях к Стратегии. Они послужили основой для анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ), который приводится в основной части документа. 

 

 

 

2. Окружающая среда 

 

 

 

2.1 Социально-экономическая  ситуация 

 

Кыргызстан, как и другие страны-участницы СНГ, в начале 90-х  годов вступил в переходный период, который сопровождался сложными социально-экономическими процессами, в том числе кризисными явлениями  в экономике. Проводимые экономические  реформы позволили создать основы рыночной экономики.

 

В последние годы Кыргызская Республика добилась успехов в установлении макроэкономической стабильности, снижении уровня бедности и проведении институциональных  реформ. Согласно данным Национального  статистического комитета Кыргызской Республики в 2004 году уровень бедности, рассчитанный по потребительским расходам на базе выборочного интегрированного исследования, составил 45,9 процента.

 

Благоприятная внешнеэкономическая  ситуация позитивно влияет на расширение внешнего спроса, как фактора экономического роста, увеличение доходов населения  и активизацию предпринимательской  деятельности. Развитие внешнеторговой деятельности в последние годы происходит в условиях стабильного обменного  курса. В 2004 году учетный курс доллара  укрепился на 5,8 процента и составил на конец 2004 года 41,62 сома. Преодолев  последствия кризиса 1998 года, финансовый сектор республики вступил в фазу динамичного развития. 

 

Отличительной особенностью последних лет является появление  и закрепление на финансовом рынке  Кыргызстана МФИ, занявших свободные  ниши в сфере финансовых услуг, прежде всего, в области предоставления финансовых услуг бедному населению  в наиболее отдаленных регионах республики.

 

2.2 Микрофинансирование и  национальные программы 

 

Несколько лет назад развитие микрофинансирования стало частью национальной программы Кыргызской Республики[1], одна из целей которой  была определена следующим образом: «…учитывая, что доход от самозанятости (индивидуальной деятельности) является основным источником дохода, в особенности  для самого бедного слоя населения, будут проведены широкомасштабные политические мероприятия в целях  развития частного предпринимательства  среди бедных слоев населения  путем развития и расширения микрокредитования. Правительство Кыргызской Республики предпримет меры, которые будут способствовать развитию кредитных союзов, кредитных  кооперативов и подобных учреждений, равно как и обучающие механизмы  для них…». 

 

Общепринятым является мнение о том, что расширение доступа  населения к финансовым услугам  представляет собой один из ключевых факторов дальнейшего экономического роста. В Концепции аграрной политики Кыргызской Республики до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2004 года № 465 «О мерах  по реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О новых направлениях и  мерах земельной и аграрной реформы» от 17 апреля 2004 года УП № 142, отмечается, что “…сельское кредитование должно сыграть важную роль в повышении  эффективности сельского хозяйства  и снижении уровня бедности в сельских регионах…”. Основную роль в снижении уровня бедности будет играть частный  финансовый сектор. С этой точки  зрения необходимо, чтобы возрос объем  финансовых операций. Важно развивать  ипотечное кредитование и финансовый лизинг. Дальнейшее развитие земельного рынка приведет к тому, что земля  станет основным залогом для получателей  кредитов[2] в сельской местности.

 

Руководство Кыргызской Республики считает содействие развитию микрофинансирования  одной из первостепенных задач и  рассматривает сектор микрофинансирования  в качестве основного инструмента  для достижения высших приоритетов  государственной политики: снижение уровня бедности и создание дополнительных рабочих мест.

 

 

 

3. Обзор сектора микрофинансирования 

 

 

 

3.1 История развития 

 

Сектор микрофинансирования  в Кыргызстане развивается динамично  и характеризуется большим разнообразием  участников. Первые микрофинансовые  организации (далее – МФО) появились  при поддержке международных  доноров. Одной из первых начала свои операции в 1995 году ФИНКА. В 1997 году была создана КСФК и начали свою деятельность КС. 

 

Доноры, инвестировавшие  более 85 миллионов долларов США[3] в  сектор микрофинансирования, сыграли  значительную роль в его становлении. Большая часть средств была предоставлена  в виде грантов и займов для  МФИ и КБ, а часть средств - в  виде технической помощи, включая  обучение. В числе крупных доноров  были АБР, ЕБРР, ГТЦ, SECO, ЮСАИД, ВБ, ТАСИС, Американский фонд по предпринимательству  в Центральной Азии, МЕРСИКО, ACDI/VOCA и различные НПО. Более подробная  информация о поддержке доноров  изложена в Приложении 5. 

 

Помимо помощи в организации  МФИ, поддержка международных доноров  позволила создать механизмы  так называемого оптового кредитования. В целях оказания поддержки и  предоставления оптовых кредитов КС была создана ФКПРКС. КСФК, которая  является государственным небанковским финансово-кредитным учреждением  и специализируется на кредитовании в сельской местности, также предоставляет  кредиты некоторым МФИ. В 2004 году при поддержке ЮСАИД начала деятельность в качестве поставщика оптовых кредитов МКК «Фронтиерс».

 

Небольшие МФО, имеющие небольшой  штат сотрудников и менее 100 заемщиков, осуществляют свою деятельность на рынке  наряду с такими крупными МФО, как  ФИНКА, у которой более 20 тыс. заемщиков. В стране также работают более 300 КС. Начиная с 2000 года, некоторые  КБ республики участвуют в ПММФ ЕБРР, быстро наращивая свои кредитные  портфели.

 

Таким образом, рынок микрофинансирования  нечетко сегментирован от остальной  части финансового рынка. Несмотря на то, что существует общепринятое представление о типах клиентов – потребителей услуг микрофинансирования, на этом рынке нет монополии какого-либо определенного вида поставщиков  данных услуг. Такие типичные МФИ, как, например, финансовый фонд МКА «Бай-Тушум», выдают кредиты размером до 600 тыс. сомов[4], в то время как 5 КБ, участвующих  в ПММФ ЕБРР, выдают кредиты, размер которых начинается с 50 долларов США[5]. 

 

За десятилетний период развития микрофинансовый сектор достиг значительных успехов. Кыргызстан – первая страна в Центральной Азии, где приняты  законы Кыргызской Республики «О микрофинансовых  организациях в Кыргызской Республике»  и «О кредитных союзах». Это свидетельствует  о том значении, которое придается  государством развитию микрофинансового сектора. Микрофинансовый рынок  Кыргызстана характеризуется большим  разнообразием участников, осуществляющих микрофинансирование, - от ГВП до КБ. Развитие этого сектора активно поддерживается Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики и международными донорами. 

 

 

 

3.2 Общая информация о  секторе  

 

Система микрофинансирования  в Кыргызской Республике включает участников на трех уровнях: макро-, мезо- и микро. Основные активные участники микрофинансового сектора представлены на следующей  схеме. 

 

 

 

Стороны, действующие в  секторе микрофинансирования 

 

Кыргызской Республики в 2005 году

 

   

   

   

 

 

Макро  

   

   

Доноры 

 

   

   

 

 

Мезо  

   

 

 

   

   

 

 

Микро 

 

(розница)  

   

 

 

 

 

Примечание: КСФК и 1 КБ также  выступают оптовыми поставщиками

 

 

 

 

На 1 января 2005 года система  небанковских финансово-кредитных  учреждений (далее - НФКУ) включала:

 

2 специализированных финансово-кредитных  учреждения – КСФК и ФКПРКС;

 

78 МКА и 26 МКК, являющихся  формами микрофинансовых организаций; 

 

305 КС;

 

116 ломбардов. 

 

Кроме того, как уже отмечалось, 5 КБ осуществляют кредитование в рамках ПММФ ЕБРР. Помимо этого, около 1 256 ГВП  предоставляют базовые финансовые услуги своим членам.

 

На начало 2005 года общая  численность заемщиков МФИ составляла более 100 тыс. клиентов, портфель выданных кредитов достиг 3,2 млрд. сомов. Средний  размер кредита варьируется от 18,7 тыс. сомов до 54,1 тыс. сомов в зависимости  от типа институтов и целевой клиентуры. ГВП выдают кредиты в диапазоне  от 2 тыс. сомов до 8,2 тыс. сомов. 

 

 

 

Объемы кредитования участниками  микрофинансового сектора (по состоянию  на 1 января 2005 года)

 

Учреждения  

Коли-чество учреж-дений  

Кредитный портфель  

Коли-чество заем-щиков  

Средний размер кредита 

 

(долл. США) 

 

 млн. сом  

тыс. долл. США 

 

КСФК  

1  

1,528  

37,268  

30,146  

1,236

 

МКА/МКК  

104  

785  

19,146  

42,000  

456

 

КС  

305  

449  

10,951  

21,650  

506

 

КБ, участвующие в ПММФ   

5  

463  

11,293  

8,707  

1,297

 

Всего  

415  

3,225  

78,659  

102,241  

769

 

   

   

   

   

   

   

 

 

 

Источник: анализ, проведенный  Национальным банком Кыргызской Республики; 1 доллар США = 41 сом. 

 

3.3 Анализ регулятивной  среды[6] 

 

3.3.1 Сильные стороны 

 

Законодательная база

 

В стране создана правовая среда, не содержащая каких-либо серьезных  ограничений для предоставления МФО, КС, КСФК и КБ услуг по микрофинансированию. Законом Кыргызской Республики 

 

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» определена возможность трансформации МФО  и КС в МФК, привлекающие депозиты, и в связи с этим подпадающие  под пруденциальный надзор Национального  банка Кыргызской Республики. Финансово-кредитные  учреждения самостоятельно устанавливают  размер процентных ставок и комиссионных. 

 

Надзор 

 

В Национальном банке Кыргызской Республике функции надзора за КСФК, ФКПРКС, МФО, КС и другими НФКУ осуществляет УННУ. Сотрудники УННУ прошли подготовку по вопросам практики и методологии  и надзора. В целях надлежащего  осуществления надзорных функций  и обучения были разработаны руководства  и внутренние процедуры надзора.

 

 

 

3.3.2 Слабые стороны 

 

Законодательная база

 

Нормативы, установленные  для банков, КСФК и МФК, не дифференцированы с учетом разницы между микрофинансированием и традиционным кредитованием. Например, в части требований по созданию резерва  на покрытие потерь и убытков (далее - РППУ).

 

В соответствии с Законом  Кыргызской Республики 

 

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» МФК  могут осуществлять только операции по микрокредитованию, лизингу, факторингу и привлечению срочных депозитов. Между тем, клиенты МФО нуждаются  также в услугах по переводу денег, и МФК в состоянии предоставить такого рода услуги.

 

Для этого в Закон Кыргызской Республики «О кредитных союзах»  необходимо внести поправки для приведения в соответствие с другими законодательными актами Кыргызской Республики[7]. Основными  вопросами, которые нуждаются в  прояснении и/или решении, являются, в частности, следующие: усиление системы  корпоративного управления; совершенствование  механизма членства и регламента общих собраний с точки зрения процедур принятия решений, проведения повторных собраний, введения инструмента  уполномоченного представления  интересов участников КС; оплата труда  членов органов управления; полномочия и ответственность всех органов  управления, в частности, кредитного комитета. 

 

В Налоговом кодексе Кыргызской Республики имеются нормы, которые  ведут к повышению себестоимости  микрокредитования и неравному  подходу в отношении некоторых  видов поставщиков услуг микрокредитования, в частности, по вопросам, связанным  с вычетом расходов на создание РППУ из налогооблагаемой базы МКА и МКК, имеющих свидетельство Национального банка Кыргызской Республики об учетной регистрации. 

 

 

 

Надзор 

 

Большое количество и разнообразие МФИ создает проблему обеспечения  надлежащего надзора за их деятельностью  со стороны Национального банка  Кыргызской Республики. Хотя пруденциальный надзор осуществляется только в отношении  МФК, принимающих депозиты, а также  КС и специализированных финансово-кредитных  учреждений (КСФК и ФКПРКС), УННУ также  выполняет функции лицензирования/выдачи свидетельств об учетной регистрации  и отслеживания деятельности всех видов  МФИ, независимо от их размера.

 

В июле 2005 года функции надзора  за КС перешли от ФКПРКС к Национальному  банку Кыргызской Республики. В настоящее  время в УННУ формируется соответствующий  штат инспекторов, а также определяются система и процедуры по надзору  за КС. Разработка соответствующей  системы надзора еще не завершена. 

 

 

 

Регистрация и изъятие  залога 

 

Новым Законом Кыргызской Республики «О залоге», принятом в 2005 году, процесс регистрации и процедура  по изъятию залога были упрощены. Тем  не менее, некоторые проблемы остаются нерешенными.

 

 

 

3.3.3 Возможности 

 

Законодательная база

 

В целях привлечения дополнительных ресурсов для микрофинансирования  Законом Кыргызской Республики 

 

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» определено право МФК на получение лицензии на привлечение срочных вкладов. Другими возможностями увеличения ресурсной базы являются стратегические альянсы МФО с КБ[8], получение  кредитов от субъектов коммерческого  оптового кредитования или от международных  доноров, а также социальных инвесторов.

 

В настоящее время только три МФО заинтересованы в привлечении  депозитов и трансформации в  МФК или банк. В течение последующих  двух лет Национальный банк Кыргызской Республики может, изучив опыт, полученный при реорганизации этих финансовых институтов, внести необходимые поправки в законодательство по микрофинансированию. Эти поправки в первую очередь  будут направлены на балансирование между стремлением снизить риски  финансовой системы и НФКУ, в целях  защиты интересов вкладчиков и других кредиторов, построением адекватного  надзора и предоставлением более  обширного доступа МФИ к осуществлению  депозитных операций. Разрешение на привлечение  вкладов от населения будет выдаваться исключительно институтам, демонстрирующим  финансовую устойчивость и не представляющим риски дестабилизации банковской системы, нарушению ее безопасности и надежности.

 

КС в значительной степени  повысили уровень своей организованности и сейчас представляют свои общие  интересы через созданные ассоциации. Диалог с Национальным банком Кыргызской Республики по вопросам регулирования  и надзора стал более интенсивным, и в настоящее время КС готовятся  предложения по внесению изменений  в Закон Кыргызской Республики «О кредитных союзах». 

 

 

 

Надзор 

 

Ожидается, что в течение  предстоящих двух лет первые МКА  и МКК будут трансформированы в МФК. Соответственно, у Национального  банка Кыргызской Республики есть возможность  в течение этого периода времени  повысить собственный потенциал  по выполнению надзорных функций  и разработать необходимые нормативные  документы. 

 

Анализ, основанный на системе  раннего предупреждения, может стать  одним из основных блоков системы  надзора за КС. 

 

 

 

Регистрация и изъятие  залога 

 

В целях решения проблемных вопросов, касающихся регистрации и  изъятия залога Совет банков создал рабочую группу по разработке необходимых  изменений в законодательство Кыргызской Республики. Для выявления проблем  и подготовки необходимых изменений  в законодательные акты по вопросам залога проектом ЮСАИД по совершенствованию  законодательства были проведены обзор  и исследование. Помимо этого, в рамках деятельности Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных актов  Кыргызской Республики ведется работа по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс Кыргызской Республики и Земельный кодекс Кыргызской Республики с целью устранения противоречий с Законом Кыргызской Республики "О залоге". 

 

 

 

3.3.4. Угрозы 

 

 

 

Законодательная база 

 

Риск ухудшения репутации  и имиджа МФО: поскольку по своей  организационно-правовой форме МКА  и МКК достаточно просты для создания, так как желающие заниматься данным видом деятельности без труда  могут зарегистрировать соответствующую  форму организации, и обратиться в Национальный банк Кыргызской Республики за получением свидетельства об учетной  регистрации. Но это не обязательно  означает, что они действительно  начинают заниматься микрокредитованием. Это в некоторой степени объясняет  тот факт, что в настоящее время  почти 40 процентов зарегистрированных МКА не действуют. Таким образом, большое число МКА и МКК  на деле оказываются слабыми и  неэффективными, являясь бременем для  Национального банка Кыргызской Республики, регулирующего их деятельность. 

 

Законодательство Кыргызской Республики в настоящее время  имеет определенные недостатки по беспрепятственной  трансформации финансово-кредитных  учреждений в МФК[9]. 

 

Отсрочка в принятии проекта  нового Налогового кодекса Кыргызской Республики порождает опасения среди  участников микрофинансового рынка, что  многие вопросы по налогообложению, которые должны быть разрешены в  новом законопроекте, не будут приняты. 

 

В настоящее время разрабатывается  законопроект «О бюро кредитных историй». Слишком жесткий контроль и ограничения  могут затруднить их развитие. 

 

 

 

Надзор 

 

Недостаточная дифференциация регулятивных требований в отношении  микрофинансирования и традиционного  банковского кредитования может  стать препятствием для растущего  вовлечения КБ в оказание услуг по микрокредитованию. 

 

 

 

 

 

3.4 Анализ сектора микрофинансирования[10]

 

 

 

3.4.1 Сильные стороны 

 

По сравнению с другими  государствами Центральной Азии сектор микрофинансирования в Кыргызской Республике обладает наиболее развитой и разнообразной сетью НФКУ.

 

КБ вошли на рынок микрофинансирования  через реализацию ПММФ ЕБРР. В рамках ПММФ ЕБРР в пяти банках была внедрена специализированная эффективная технология кредитования, что привело к быстрому росту их клиентуры.

 

Присутствие различных видов  провайдеров услуг микрокредитования  может считаться преимуществом. Это способствует диверсификации предложения  финансовых услуг и в целом  порождает необходимую конкуренцию. 

 

В масштабах всей республики сложилась обширная сеть розничного микрокредитования: НФКУ и банки, в  общей сложности, имеют более 570 офисов, размещающих микрокредиты. 

 

КСФК является одним из крупных специализированных сельскохозяйственных финансово-кредитных институтов в  Центральной Азии, который обслуживает 30 тыс. клиентов через свою сеть по всей стране, состоящую из 11 филиалов и 47 представительств.

 

Сильной стороной КС является стремление к улучшению своего положения  путем объединения усилий в целях  оказания содействия самостоятельной  экономической деятельности, базирующейся на самопомощи, самоуправлении и чувства  собственной ответственности. Помимо этого, сильной стороной КС в принципе является их месторасположение, так  как в большинстве своем КС были созданы в районах, где не было других финансовых институтов. Некоторым  из них удалось воспользоваться  таким преимуществом, однако к началу 2005 года только 91 из 305 КС имел более 100 клиентов, и ни у одного из них  не было более 1000 клиентов. 

 

На сегменте рынка, предоставляющем  услуги бедным слоям населения: Программа, спонсируемая ПРООН, содействовала  созданию ГВП (неформальные сообщества общинного типа на уровне сел). К  концу 2004 года насчитывалось 1 256 ГВП, которые  получали финансовые ресурсы от КСФК для последующего размещения среди  своих членов.

 

В стране существует кредитное  бюро, располагающее информацией  о заемщиках, получаемой от большинства  банков и наиболее крупных МФО. 

 

Новые оптовые поставщики кредитных ресурсов (ОсОО МКК Фронтиерс  и КСФ) начали финансировать хорошо управляемые и эффективно работающие МФО и КС. 

 

Международные доноры[11] принимают  активное участие в развитии сектора  микрофинансирования в Кыргызской Республике. 

 

 

 

3.4.2 Слабые стороны 

 

Обширная и разнообразная  сеть поставщиков услуг микрофинансирования  привела к фрагментации рынка  с характерным присутствием множества  мелких поставщиков микрокредитов. На начало 2005 года только 5 МФИ имели  более 1000 клиентов. У 12 МФО число  заемщиков варьировалось между 100 и 1000, в то время как у 87 МФО  было менее 100 клиентов либо они вообще не работали. Так как масштаб очень  важен для устойчивого предоставления микрофинансовых услуг, большинство  мелких организаций не осуществляли активную деятельность. При таких  малых размерах МФО только относительно высокие процентные ставки по кредитам и низкая стоимость финансовых ресурсов позволили им выжить. 

 

Несмотря на большое число  поставщиков услуг по микрокредитованию, предоставление финансовых услуг наиболее бедным домохозяйствам, мелким фермерам и людям, проживающим в отдаленных районах, является недостаточным. 

 

Из-за недостатка информации затруднено определение воздействия  оказываемого микрокредитованием на экономическое  и социальное состояние в стране.

 

 

 

Проблемы с финансированием 

 

Большинство МФО имеют  небольшой капитал. КС имеют ограниченные возможности по увеличению капитала и привлечению внешних заимствований. Вследствие этого они ограничены в средствах, которые могут использоваться для кредитования. Традиционно сектор зависел от донорских денег, и  до сих пор внешние заимствования  от доноров являются одним из основных источников финансирования кредитной  деятельности КС. 

 

Местные альтернативные источники  финансирования сектора микрокредитования, как таковые, еще недостаточно развиты  для того, чтобы заполнить вакуум, образующийся при сокращении донорской  помощи. 

 

Большинство МФО и КС имеют  недостаточно развитое институциональное  устройство, которое характеризуется  слабой структурой управления и низкой квалификацией руководителей, зачастую не имеющих соответствующей образовательной  базы в области финансов или управления. Не хватает кадров, в частности, персонала со знаниями и навыками по кредитованию, бухгалтерскому учету и информационно-управленческим системам. Соответствующие системы (методология кредитования, анализ рисков, информационно-управленческие системы) развиты слабо. 

 

Портфель КСФК характеризуется  низкой отраслевой диверсификацией  и практически на 100 процентов  представлен кредитами сельскохозяйственному  сектору, преимущественно животноводству. КСФК в значительной степени зависит  от кредитных линий иностранных  источников. 

 

Незначительное число  поставщиков микрокредитных услуг  предоставляют кредиты, средний  размер которых подпадает под  категорию кредитов «для самых бедных»[12], согласно международным стандартам, определяемым организацией MIX Market. Одна МКК средних размеров, ОсОО МКК  «Кыргыз Айылтраст», предоставляет  кредиты, средний размер которых  составляет 2 тыс. сомов, что близко подходит под категорию кредитов «для самых бедных». В среднем, МКА, МКК и КС предоставляют кредиты, средний размер которых соответствует  средним показателям по категории  кредитов «бедным домохозяйствам». Средний размер кредитов, выдаваемых КСФК, указывает на то, что их клиентурой не являются мелкие (самые мелкие) фермеры. 

 

Большинство участников микрофинансового сектора, включая КСФК и КС, не предоставляют  информацию Кредитному бюро, так как  его услуги не доступны для большинства  небольших МФИ, ввиду их сравнительно высокой стоимости. 

 

Предоставление обучения на регулярной основе для МФИ и  их персонала (обучающими центрами, консультантами) очень ограничено. Специализированные консультационные услуги практически  не используются. 

 

Несмотря на то, что среди  МФИ существует понимание относительно необходимости в обучении, это  не приводит к появлению какого-либо видимого, реального спроса с их стороны, желания платить за такое  обучение, так как большинством МФИ  не предусмотрены расходы на эти  цели.

 

 

 

3.4.3 Возможности 

 

Несмотря на то, что в  масштабах страны не проводились  соответствующие исследования, общепринятым является мнение о том, что есть большой  неудовлетворенный спрос на кредиты. Для того, чтобы удовлетворить  этот спрос, особенно в сельской местности, где невысокая плотность клиентов и небольшие суммы кредитования, финансовые институты должны работать с большей эффективностью, им необходимо постоянное обучение, техническая помощь и доступ к технологиям для  повышения эффективности. 

 

При наличии более 100 тыс. заемщиков МФИ на начало 2005 года и населении в 5,1 миллионов человек, услугами микрофинансирования охвачены 2 процента населения: из каждых 100 жителей  двое имеют доступ к получению  микрокредита[13]. Это считается высоким  показателем[14] по сравнению с другими  государствами Центральной Азии. При этом, он низок по сравнению  со странами с продолжительной историей развития микрофинансирования, что  свидетельствует о возможностях для роста. 

 

По мере развития экономики  будет возрастать спрос на разнообразный  спектр кредитных продуктов (лизинг, потребительское кредитование, среднесрочное  кредитование) и другие финансовые продукты (национальные и международные  денежные переводы, разные виды депозитных продуктов, страховые услуги). 

 

Необходимый рост МФО может  быть обеспечен стратегией их слияния. Слияния, основанные на совместных целях, могут расширить географический охват и клиентскую базу, способствовать увеличению денежных потоков и доступа  к капиталу, дать экономию на масштабах  ввиду снижения постоянных издержек[15]. 

 

Несмотря на сомнения относительно потенциала сберегательной способности  населения, некоторые НФКУ предпринимают  шаги для трансформации в институты, принимающие депозиты, с целью  финансирования своего дальнейшего  роста и снижения зависимости  от доноров. Углубленные исследования рыночного спроса на сбережения, подтверждающие эту возможность для его роста, не проводились[16].

 

 Ввиду своего месторасположения  КС имеют хорошие возможности  для мобилизации сбережений населения.  В 2004 году был осуществлен пилотный  проект, в рамках которого 10 отобранных  КС мобилизовали сбережения от  своих участников на общую  сумму в 2,5 млн. сомов. Этот  пилотный проект реализовывался  Национальным банком Кыргызской  Республики при технической поддержке  проекта ГТЦ. 

 

РСК может играть важную роль в секторе микрофинансирования: часть ее депозитов может быть направлена на предоставление финансовых ресурсов МФО и КС (функция оптового поставщика кредитных ресурсов). Через свою сеть по всей стране она могла бы предоставлять этим институтам платежные и другие денежные услуги.

 

Имеется возможность для  осуществления деятельности одной  или более микрофинансовых ассоциаций в области сбора и обмена информацией, лоббирования общих интересов, наращивания  институционального потенциала сектора, в частности, посредством разработки процедур и стандартов деятельности для своих членов. 

 

Имеется возможность обучения в лицеях городов Бишкек и Ош, где при поддержке проекта  ГТЦ открыты учебные курсы  по подготовке младшего звена банковских служащих. Эти обучающие программы  могут использоваться КС и другими  МФО.

 

Центр микрофинансирования  для стран Восточной Европы и  СНГ, который находится в Польше, недавно создал учебный центр  в городе Алматы для проведения краткосрочных  курсов для стран Центральной  Азии. Ожидается, что это увеличит для МФИ возможности по обучению. 

 

Несколько доноров (ГТЦ, ВБ, ЮСАИД, ЕБРР, ПРООН, Фонд «Сорос-Кыргызстан») заинтересованы продолжать содействие развитию сектора микрофинансирования. Доноры могут создать или предоставить финансирование для создания механизмов институциональной поддержки МФИ (обучающие институты, необходимое  оборудование, учебные пособия и  др.), оказать поддержку проведению исследований и внедрению передового опыта по решению актуальных проблем, таких как, например, финансирование села и разработка новых продуктов. Они также могут финансировать  исследования рынка и изучение последствий. 

 

 

 

3.4.4 Угрозы 

 

Предоставление отдельными МФИ, учрежденными государственными структурами, микрокредитов по субсидируемым  процентным ставкам, то есть ниже рыночных, что снижает возможности развития сектора. 

 

Объемы донорской грантовой  помощи на предоставление кредитов снижаются, при этом отсутствуют альтернативные (коммерческие или полукоммерческие) источники, которые могут быть безотлагательно  использованы для удовлетворения большого необеспеченного спроса. 

 

Недостаток адекватных вторичных  институтов[17] и систем для КС (апексный институт, платежная система, независимый  аудит) является угрозой их будущему развитию. 

 

 

 

4. Стратегия 

 

 

 

Одна из главных стратегических целей Кыргызской Республики в настоящее  время – повышение уровня жизни  населения. По официальным данным значительная часть (более 45 процентов) населения  живет за чертой бедности.

 

Одним из методов преодоления  бедности является создание условий  для развития предпринимательства. Большинству людей с низкими  доходами недоступны традиционные источники  финансирования для развития своего бизнеса. Выходом из создавшейся  ситуации является развитие МФИ. Основная цель процесса развития микрокредитования  – оказание помощи бедным слоям  населения путем преобразования кредитования в более действенный  инструмент поддержки разрабатываемой  и реализуемой республикой стратегии  сокращения бедности. Национальный банк Кыргызской Республики вносит значительный вклад в создание условий, способствующих развитию и укреплению микрофинансирования  в Кыргызской Республике. Такая инициатива ставит реально достижимую задачу –  увеличить масштабы деятельности и  объем услуг с тем, чтобы микрофинансирование  стало устойчивым компонентом финансовой системы страны в целом. 

 

Кроме этого ожидается, что  рост доли микрофинансирования окажет благоприятное воздействие на инвестиционное кредитование республики.

 

 

 

4.1 Целостность Стратегии  микрофинансирования 

 

Стратегия развития микрофинансирования  в Кыргызской Республике направлена на дальнейшее развитие целостной финансовой системы, которая работала бы во благо  большинства[18].

 

Для достижения поставленной цели необходима консолидация усилий заинтересованных сторон на различных  уровнях: Правительства Кыргызской Республики и Национального банка  Кыргызской Республики, финансово-кредитных  учреждений, включая банки и негосударственный  сектор, предоставляющий вспомогательные  услуги для микрофинансового сектора, а также необходима поддержка  доноров. Стратегия является целостным  документом и направлена на предоставление доступа услуг широким слоям  населения республики к финансовым ресурсам: от самых бедных домохозяйств и мелких фермеров, до городских  жителей и микропредприятий. 

 

Стратегия дает целостное  представление о будущем развитии микрофинансирования в стране, описывает  основные правила и законы функционирования, что должно содействовать обмену информацией и вовлечению большего числа участников в данный процесс. Она является целостной также  потому, что рассматривает микрофинансирование  как часть финансового рынка  страны, интеграция с которым неуклонно  возрастает: микрофинансовые учреждения намерены поступательно увеличивать  масштабы своей деятельности.

 

Микрофинансирование направлено на предоставление равного доступа  к финансовым ресурсам населения, проживающего в отдаленных районах республики, и его развитие должно обеспечиваться на трех уровнях:

 

1) «микроуровень» - широкий  круг финансовых учреждений, призванных  обслуживать потребности бедных  слоев населения, микропредпринимателей,  мелких фермеров и других экономических  субъектов; 

 

2) «мезоуровень» - аудиторские  организации, рейтинговые агентства,  ассоциации, кредитные бюро, платежная  система и системы по денежным  переводам, информационные технологии, поставщики технического обслуживания, консультантативные услуги и  обучающие программы; 

 

3) «макроуровень» - Национальный  банк Кыргызской Республики, Министерство  экономики и финансов Кыргызской  Республики и другие государственные  учреждения, обеспечивающие правовой  статус («правила игры») для участников  микрофинансового рынка. 

 

Целостность Стратегии, в  свою очередь, предопределяет то, что  реализация Стратегии – это задача для всех участвующих в процессе микрофинансирования сторон. 

 

Все заинтересованные стороны  призваны внести вклад в достижение общей цели: обеспечение доступа  к устойчивым финансовым услугам  широким слоям населения Кыргызской Республики. 

 

В процессе достижения данной цели участники будут свободны в  выборе собственной стратегии. Стратегия  четко определяет будущее развитие и тем самым, позволяет участникам принимать более эффективные  решения. Настоящая Стратегия призвана содействовать развитию деловой  среды, способствующей взаимодействию, обмену информацией и выражению  единого видения, в частности, достижению консенсуса по правовым вопросам.

 

Необходимость интеграции и  признание микрофинансирования  государством как отдельного сегмента финансового сектора, развитие которого необходимо не только для поддержки  малого предпринимательства, но и в  основном для увеличения доступа  к финансовым ресурсам населению. 

 

Успех в достижении цели и  задач Стратегии определяется целостностью финансовых систем, интегрированностью финансовых услуг микрофинансового сектора в финансовый рынок и  эффективностью взаимодействия всех уровней  микрофинансирования. Кроме того, финансовые системы для бедных слоев населения  зависят от существующих условий, таких  как наличие инфраструктуры, доступ к рынкам, производственные технологии, доступность информации по снижению рисков. 

 

Поддержка международных  организаций является одним из важных позитивных факторов, поскольку доноры предоставляют финансирование для  создания механизмов институциональной  поддержки МФИ (обучающие институты, необходимое оборудование, учебные  пособия и др.), оказывают поддержку  во внедрении передового опыта в  области финансирования села и разработки новых продуктов (сберегательных продуктов, микрострахования, денежных переводов, лизинга), а также сотрудничества МФИ с банками. 

 

Международные организации  также играют определенную роль на рынке микрофинансирования. В настоящее  время растущее число специализированных международных микрофинансовых  фондов предлагают различные типы финансовых продуктов для МФИ: субординированные  займы, гарантийные фонды и др. 

 

 

 

4.2 Цель и задачи Стратегии  

 

Главной целью Стратегии  является снижение бедности через расширение доступа к финансовым услугам  бедным слоям населения в отдаленных регионах Кыргызской Республики. Следствием реализации цели стратегии является создание инфраструктуры микрофинансового рынка и появление новых рабочих  мест в ближайшей перспективе. 

 

 

 

Задачами Стратегии являются:

 

- разработка стратегических  направлений развития сектора  микрофинансирования Кыргызской  Республики на 2006-2010 годы;

 

- координация деятельности  государственных органов по выработке  механизмов и решению проблемных  вопросов, препятствующих развитию  микрофинансирования; 

 

- содействие продвижению  микрофинансовых услуг для самых  бедных слоев населения в отдаленных  регионах страны;

 

- содействие институциональному  и финансовому укреплению МФИ  в целях повышения их эффективности; 

 

- диверсификация услуг  по микрофинансированию, в частности,  развитие сберегательных услуг  и обеспечение денежных переводов; 

 

- содействие росту кредитов, финансируемых из внутренних  источников, в частности, сбережений  населения и коммерческих источников  финансирования;

 

- создание стимулов для  развития вспомогательных услуг  и инфраструктуры, обеспечивающих  доступ МФИ к профессиональным  услугам и информации. 

 

 

 

4.3 Стратегические направления  

 

Для реализации поставленных задач Стратегия предусматривает  следующее:

 

улучшение правовой среды: дальнейшее совершенствование регулирования, отвечающего условиям развития микрофинансового сектора, в том числе стимулирование многообразия МФИ. Основной упор должен быть сосредоточен на развитии частных  микрофинансовых структур и снижении доли МФО, финансируемых государством;

 

интеграцию сектора микрофинансирования  в финансовую систему страны, в  первую очередь, за счет увеличения масштабов  деятельности МФИ, интеграции и стратегического  слияния между отдельными НФКУ; 

 

обеспечение микрофинансовыми и другими финансовыми услугами населения в отдаленных регионах страны (географическое расширение охвата населения). Стимулирование повышения  эффективности и конкурентоспособности  МФИ, предоставляющих услуги микропредприятия, мелким фермерам и бедным домохозяйствам;

 

развитие сектора микрофинансовых  услуг и их диверсификация; 

 

повышение роли микрофинансирования  за счет внутренних источников. Переход  донорской поддержки от непосредственно  микрокредитования, к повышению  институционального потенциала поставщиков  микрофинансовых ресурсов. Донорские  средства на финансирование непосредственно  микрокредитования будут предоставляться  МФИ посредством механизмов оптового кредитования. Будет повышаться роль финансирования микрокредитования  за счет внутренних источников и коммерческих кредитов от местных и международных  организаций, при условии наличия  прозрачной информации о деятельности МФИ; 

 

создание рынка услуг  для микрофинансового сектора в  области обучения, консультирования, бухгалтерского учета, аудита и информационно-управленческих систем; 

 

усиление мезоструктуры  микрофинансового сектора, включая  ассоциации МФИ и кредитные бюро; 

 

координацию донорской помощи, поддерживающей микрофинансовый сектор. 

 

 

 

5. Ожидаемые результаты  и индикаторы 

 

 

 

В зависимости от хода реализации плана мероприятий в течение  последующих пяти лет, ожидается, что  Стратегия внесет вклад в получение  следующих результатов:

 

1) расширение охвата, что  включает:

 

- увеличение охвата микрокредитованием  населения с 2 до 4 процентов. Количество  активных заемщиков оценочно  составит – 220 тыс. человек; 

 

- достижение общего размера  кредитного портфеля финансовых  институтов, предоставляющих микрофинансовые  услуги, от 6 млрд. сомов до 7 млрд. сомов; 

 

2) расширение финансирования  путем мобилизации от 3 до 4 млрд. сомов для финансирования прироста  микрофинансового портфеля. Эти  средства поступят из различных  источников: от международных социальных  инвесторов и микрофинансовых  фондов, оптовых поставщиков коммерческих  кредитов, из собственного капитала  НФКУ, частных сбережений и депозитов; 

 

3) совершенствование законодательной  и регулятивной базы, что включает  обеспечение адекватной правовой  среды путем: 

 

а) рассмотрения возможности  внесения изменений в следующие  законы Кыргызской Республики:

 

- «О микрофинансовых организациях  в Кыргызской Республике» - до  конца 2008 года;

 

- «О кредитных союзах»  - до конца 2006 года;

 

- Налоговый кодекс Кыргызской  Республики в части предоставления  налоговых льгот по вычету  расходов на РППУ из налогооблагаемой  базы и отмены налогообложения  процентного дохода оптовых поставщиков  ресурсов – до конца 2006 года;

 

б) развития регулятивной и  надзорной структуры для НФКУ. Национальный банк Кыргызской Республики акцентирует свое внимание на пруденциальном надзоре за учреждениями, привлекающими  депозиты. Вместе с тем, пруденциальный надзор будет осуществляться и в  отношении НФКУ, имеющих значительное влияние на финансово-кредитный  сектор, обусловленное большим объемом  активных операций либо наличием структурных  взаимосвязей с другими финансовыми  институтами;

 

4) развитие вспомогательных  услуг и мезоинфраструктуры, включая: 

 

- развитие рынка вспомогательных  услуг (обучение, техническая поддержка,  бухгалтерский учет и аудит)  для сектора микрофинансирования; 

 

- создание соответствующей  апексной структуры для КС; 

 

- активизацию деятельности  кредитных бюро с тем, чтобы  они располагали информацией  о более чем 70 процентов клиентов  микрофинансового сектора; 

 

- развитие финансовоустойчивых  оптовых поставщиков ресурсов. 

 

 

 

6. Процесс реализации и  мониторинг Стратегии  

 

Реализация Стратегии  зависит от заинтересованности и  способности всех институциональных  участников рынка микрофинансирования  выполнять действия, мероприятия  и рекомендации, определенные в Стратегии. Пути достижения цели стратегии отражены в прилагаемой матрице действий (план мероприятий).

 

 

 

6.1 Роль основных участников 

 

В этой части определена роль каждой из сторон. Матрица действий (план мероприятий) предусматривает  детальную информацию о роли и  вкладе каждой из сторон в решении  проблем и достижение конкретных целей. 

 

6.1.1. Правительство Кыргызской  Республики, Национальный банк Кыргызской  Республики и другие государственные  органы должны обеспечить следующее: 

 

- соответствующую правовую  и регулятивную среду, включая  внесение соответствующих изменений  в законы Кыргызской Республики  «О кредитных союзах» и «О  микрофинансовых организациях в  Кыргызской Республике»; 

 

- пруденциальный надзор, который будет осуществляться  только в отношении НФКУ, принимающих  депозиты, а также в отношении  НФКУ (по исключениям), имеющих значительное  влияние на финансово-кредитный  сектор, обусловленное большим объемом  активных операций либо наличием  структурных связей с другими  финансовыми институтами; 

 

- выполнение соответствующих  действий, которые требуются от  государственных организаций, в  соответствии с матрицей действий, что включает внесение изменений  в Налоговый кодекс Кыргызской  Республики в части решения  вопросов налогообложения финансовых  посредников и другое; 

 

- ориентацию доноров на  обеспечение оптовых механизмов  микрофинансирования, на поддержку  мезоструктуры и институциональной  устойчивости МФИ; 

 

- постепенное уменьшение  участия государства на рынке  микрофинансирования через различные  проекты (программы) и институты,  субсидируемые государством;

 

- содействие институтам  микрофинансирования в решении  приоритетных социальных задач  в области снижения бедности  и создания рабочих мест.

 

 

 

6.1.2. Институты микрофинансирования  должны обеспечить следующее: 

 

- расширение деятельности, устойчивое развитие и увеличение  охвата населения республики  финансовыми услугами;

 

- диверсификацию и улучшение  финансовых услуг в соответствии  со спросом населения; 

 

- содействие созданию  микрофинансовых ассоциаций и  повышению способности сектора  в защите собственных интересов; 

 

- постепенную диверсификацию  источников финансирования микрокредитования,  что способствует снижению зависимости  от донорской помощи;

 

- формулирование запросов  на получение технической помощи  доноров, таким образом, чтобы  эта помощь направлялась на  институциональное развитие МФИ; 

 

- отказ от предложения  субсидируемых финансовых услуг. 

 

 

 

6.1.3. Организации, относящиеся  к мезоуровню, будут способствовать: 

 

- усилению роли ассоциаций  в микрофинансовом секторе. Задачами  ассоциаций являются: сбор и обмен  информацией; обеспечение доступа  МФИ к лучшей международной  практике микрофинансирования; представление  и лоббирование интересов сектора;  анализ законодательной базы, регулирующей  деятельность МФИ и выработке  предложений по ее улучшению;  оказание консультативных услуг;  организация обучающих курсов; содействие  усилению институционального потенциала, устойчивости и росту профессионализма, посредством внедрения более  строгих стандартов деятельности, особенно в системе управления  и прозрачности;

 

- росту сектора через  развитие кредитных бюро, которые  будут постепенно расширять свой  институциональный и географический  охват; 

 

- развитию поставщиков  оптового финансирования МФИ,  что приведет к росту микрокредитного  портфеля и установлению более  тесных связей участников сектора  с национальными и международными  финансовыми рынками. 

 

6.1.4. От доноров ожидается,  что они: 

 

- продолжат поддержку  сектора микрофинансирования на  принципах CGAP;

 

- продолжат диалог и  обмен информацией в области  передачи международного опыта; 

 

- поддержат государство  и частные структуры с позиции  ориентации их деятельности в  секторе микрофинансирования в  увязке с достижением целей  развития тысячелетия. 

 

 

 

6.2 Источники финансирования  микрокредитования 

 

Источниками финансирования микрокредитования являются:

 

- национальные оптовые  поставщики, привлекающие международные  и местные ресурсы для финансирования  деятельности МФО и КС;

 

- РСК, имеющая потенциал  для участия на рынке микрофинансирования  в качестве оптового поставщика  кредитных ресурсов за счет  части своей депозитной базы;

 

- КБ, направляющие часть  своих депозитов на рынок микрофинансирования; 

 

- международные социальные  инвесторы и микрофинансовые  фонды, финансирующие оптовых  поставщиков и некоторые НФКУ, в частности, предоставляющие  субординированные займы для  капитала и гарантийных фондов;

 

- сбережения населения  в виде сберегательных паев  и депозитов в КС от участников, а также депозитов МФК. 

 

 

 

6.3 Мониторинг реализации  Стратегии  

 

Стратегия предназначена  для определения направлений  развития микрофинансового сектора  Кыргызской Республики на 2006-2010 годы. Мониторинг реализации данной Стратегии будет  проводиться на двух уровнях: на уровне достижения результатов, отраженных в  главе 5, и на уровне выполнения мер  и действий, определенных в матрице  действий (плана мероприятий). Осуществлять мониторинг реализации Стратегии будет  рабочая группа, состоящая из представителей всех участников микрофинансового сектора. 

 

 

 

7. Матрица действий (план  мероприятий)[19] 

 

 

 

Матрица действий включает в  себя конкретные мероприятия, сгруппированные  по следующим разделам:

 

7.1 Мероприятия по улучшению  правовой и регулятивной среды  микрофинансирования 

 

7.1.1 Мероприятия по улучшению  правовой базы, регулирующей деятельность  МФО, включают:

 

1) выявление противоречий  в Законе Кыргызской Республики 

 

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» (с 2006 по 2007 годы) с другими законодательными актами Кыргызской Республики, а также  выявление других недостатков, препятствующих повышению эффективности деятельности МФО; 

 

2) подготовку законопроекта  о внесении изменений и дополнений  в Закон Кыргызской Республики  «О микрофинансовых организациях  в Кыргызской Республике» и  принятие его до конца 2008 года; 

 

3) изучение проблем трансформации  МКА и МКК в МФК, при этом  необходимо: 

 

- рассмотреть возможность  установления в нормативных правовых  актах Национального банка Кыргызской  Республики 3-летнего срока для  приведения структуры собственности  МФК в соответствие с требованием  о доле собственности юридических  лиц - не более 20 процентов (данные  изменения не должны относиться  к МФК, намеревающимся получить  или имеющих лицензию на прием  депозитов);

 

- рассмотреть возможность  пересмотра Приложения 1 действующего  Временного положения «О создании  микрофинансовых компаний на  территории Кыргызской Республики»  (утверждено постановлением Правления  Национального банка Кыргызской  Республики от 11 октября 2002 года  № 42/1, зарегистрировано Министерством  юстиции Кыргызской Республики 14 ноября 2002 года № 143-02) в части  внесения дополнений в список  международных организаций, обладающих  правом выступать учредителями  МФК без ограничения доли их  участия; 

 

- рассмотреть возможность  освобождения МКА и МКК, трансформирующихся  в МФК, от требования по размещению  минимальной суммы уставного  капитала на банковском счете  до получения лицензии. Это требование  должно распространяться только  на вновь создаваемые МФК; 

 

- установить требования  к квалификации персонала МФК,  включающие опыт работы, как в  банковском секторе, так и в  микрофинансовом секторе. 

 

7.1.2 Мероприятия по улучшению  правовой базы, регулирующей деятельность  КБ предусматривают: 

 

возможность пересмотра Положения  «О кредитовании в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» (утвержденно  постановлением Правления Национального  банка Кыргызской Республики от 27 апреля 2005 года № 12/7, зарегистрированно Министерством  юстиции Кыргызской Республики 3 июня 2005 года № 69-05), в части требования о мониторинге залогового обеспечения  на ежемесячной основе. 

 

 

 

7.1.3 Мероприятия по улучшению  правовой базы, регулирующей деятельность  КС, включают:

 

1) приведение Закона Кыргызской  Республики «О кредитных союзах»  до конца 2006 года в соответствие  с другими законами Кыргызской  Республики. Предполагается рассмотрение  следующих возможных изменений  в закон: 

 

- относительно членства  ассоциированных членов;

 

- о внедрении корпоративных  принципов, включающих совершенствование  процедуры проведения собраний  участников, определение кворума  общего собрания участников КС, возложение ответственности за  выдаваемые кредиты на кредитный  комитет, установление вознаграждения  членам правления КС;

 

2) пересмотр существующего  Положения «О лицензировании  кредитных союзов» (утвержденно  постановлением Правления Национальног  банка Кыргызской Республики  от 04 мая 2005 года № 14/3, зарегистрированно  Министерством юстиции Кыргызской  Республики 10 июня 2005 года № 75-05), в части возможного внесения  изменений и дополнений, в отношении  минимальных требований Ннационального  банка Кыргызской Республики  для получения лицензии на  право привлечения депозитов.  Эти требования должны быть  рассмотрены в 2006 году;

 

3) разработку многоуровневой  системы регулирования МФИ. При  разработке требований будет  предусмотрен пруденциальный надзор  за МФИ, привлекающими депозиты, а также в отношении МФИ  (по исключениям), имеющих значительное  влияние на финансово-кредитный  сектор, обусловленное большим объемом  активных операций либо наличием  структурных связей с другими  финансовыми институтами. 

 

 

 

7.1.4 Мероприятия по упрощению  процедур регистрации и изъятия  залога предусматривают: 

 

1) снижение операционных  издержек при регистрации в  качестве залога движимого и  недвижимого имущества путем  рассмотрения возможности: 

 

расположения офисов нотариальных контор, Госрегистра и офисов Центральной  залоговой конторы в одном  здании;

 

внесения изменений в  отдельные законодательные акты Кыргызской Республики, предусматривающие  решение вопроса относительно открытия представительств Госрегистра в  айыл окмоту с правом выполнения всех функций по регистрации и оформлению залогового имущества в целях  снижения затрат сельских жителей;

 

упрощения процедур регистрации  залога для повторных заемщиков, использующих один и тот же залог; 

 

пересмотра требования ежегодной  паспортизации для недвижимого  имущества, используемого в качестве предмета залога при получении кредитов; 

 

2) совершенствование механизмов  по продаже заложенных земель  в целях эффективного использования  земли в качестве залога, например  процедуры оценки стоимости; 

 

3) изменение законодательства  в отношении определения санкций  при продаже заложенного движимого  имущества, которое не было  зарегистрировано, а также совершенствование  порядка внесудебного изъятия  залога. 

 

 

 

7.1.5 Мероприятия по совершенствованию  налогообложения финансово-кредитных  учреждений предусматривают: 

 

рассмотрение возможности  освобождения от налогообложения расходов на создание РППУ для МКА и МКК, имеющих свидетельство Национального  банка Кыргызской Республики об учетной  регистрации, как в случае с финансово-кредитными учреждениями, обладающими лицензией  Национального банка Кыргызской Республики; 

 

упорядочение налогообложения  процентных доходов от лизинговых операций в рамках проводимой работы по развитию лизинга в Кыргызской Республике. 

 

7.2 Мероприятия по расширению  географического охвата и охвата  бедных домохозяйств микрофинансовыми  услугами 

 

В целях расширения географического  охвата и бедных домохозяйств микрофинансовыми услугами необходимо:

 

провести изучение спроса на финансовые услуги среди малых  фермеров и сельских домохозяйств с  целью дальнейшего информирования поставщиков микрофинансовых услуг; 

 

в целях дальнейшего развития устойчивости КСФК необходимо объявить о проведении тендера на продажу  КСФК и завершить приватизацию КСФК к концу 2006 года. В рамках процесса приватизации КСФК необходимо рассмотреть  вопрос о преобразовании КСФК в банк. Разработать меры, обеспечивающие сохранение ориентации КСФК на сельскохозяйственное кредитование после ее окончательной  приватизации; 

 

оказывать содействие группам  взаимопомощи, посредством которых  обеспечивается доступ бедных домохозяйств к источникам кредитования. 

 

7.3 Мероприятия по диверсификации  микрофинансовых услуг и усилению  потенциала поставщиков микрофинансовых  ресурсов 

 

В целях диверсификации микрофинансовых  услуг необходимо:

 

совершенствование регулятивной среды в целях диверсификации услуг, предоставляемых МФИ; 

 

способствовать проведению пилотных проектов с вовлечением  финансовых институтов, торговых и  производственных кооперативов, поставщиков  оборудования и комплектующих для  внедрения финансовых продуктов, ориентированных  на сельское хозяйство (например, финансирование строительства складов хранения, предоставление товарных кредитов);

 

содействовать разработке новых  продуктов МФО и КС, или модификации  существующих, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов (микролизинг, микрострахование, ипотечные кредиты), а также содействовать  получению инновационных грантов  на разработку новых продуктов сельским МКА и КС, работающих с бедными  домохозяйствами;

 

содействовать профессиональным и деловым контактам между  КБ и НФКУ через их ассоциации для  обмена технологиями, стратегического  слияния, оптового кредитования МФО  банками и т.п. 

 

 

 

В целях усиления потенциала МФИ необходимо:

 

повысить эффективность  МФО, КС и КБ в целях улучшения  структуры издержек, что позволит проводить работу в регионах с  низкой плотностью населения и предоставлять  небольшие по размеру кредиты. Это  может быть достигнуто путем предоставления технической помощи, получения доступа  к новым технологиям кредитования, совершенствования систем по управлению рисками и отслеживанию кредитов; 

 

обеспечить доступ МФО, КС и КБ к специализированной технической  поддержке и обучению, а также  создать структуру по поддержке  микрофинансового сектора, которая  будет управляться независимой  стороной, и работать, в основном, за счет совместно финансируемого фонда. Одной из функций данной структуры  будет обеспечение специализированной технической помощи и обучения; 

 

проводить обучение не только на специальных курсах, но и внутри самих МФИ. Другие инициативы могут  включать предоставление стипендий  для участия практиков микрофинансирования  в международном обучении, например, в новом учебном центре Центра микрофинансирования в городе Алматы и спонсирование участия в  ежегодных национальных конференциях по микрофинансированию, организованных совместными усилиями МФИ и доноров;

 

содействовать распространению  строгих требований к деятельности МФИ, уделяя особое внимание вопросам управления; 

 

образовать фонд при поддержке  доноров для проведения исследований в сфере стратегических слияний  банков и/или отдельных НФКУ.

 

7.4 Мероприятия по расширению  источников финансирования поставщиков  микрофинансовых услуг 

 

Расширение источников микрофинансирования  предполагает:

 

1) развитие национальной  культуры сбережений и осуществление  ряда действий, включая: 

 

- определение требований, устанавливаемых к КС, для получения  лицензии на право привлечения  депозитов от участников, чтобы  позволить КС мобилизовать сбережения; 

 

- обеспечение заинтересованных  МФО и КС подробной информацией  о международном опыте по мобилизации  сбережений среди бедных домохозяйств (например, Бангладеш, Боливия); 

 

2) обеспечение прозрачности  микрофинансового рынка и поставщиков  микрофинансовых ресурсов для  привлечения местных и международных  коммерческих кредитов. МКА, МКК  и КС должны публиковать свою  финансовую отчетность на регулярной  основе на электронной странице Mix Market[20], которая поддерживается  донорами и содержит бесплатную  и легкодоступную информацию  для практиков и инвесторов. Ассоциации  МФО и КС должны помогать  своим членам, которые не имеют  возможности пользоваться Интернет-услугами. Учреждения, принимающие депозиты, должны будут предоставлять информацию, подтвержденную независимым аудитом  о финансовом состоянии и состоянии  портфеля; 

 

3) создание механизмов  получения коммерческого финансирования  для МФИ, как на национальном, так и на международном уровнях.  Возможными механизмами являются:

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.