Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства у младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Институт  дошкольного, начального образования и  специальной педагогики

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра социальной педагогики 
 
 
 
 
 

    Использование игровых ситуаций на

    уроках  изобразительного искусства  у младших школьников 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011 
Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Игровые ситуации  на уроках изобразительного искусства  
    1.1. Игровой подход в обучении изобразительному искусству в    начальной школе………………………………………………………...
 
7
    1.2. Использование игр и упражнений на уроках изобразительного искусства………………………………………………………………...
 
10
    Выводы  по первой главе……………………………………………….. 14
Глава 2. Анализ передового опыта учителей изобразительного             искусства по применению игровых  ситуаций на уроках  
    2.1. Принципы и практические приемы использования игровых    ситуаций на уроках изобразительного искусства  по программе для начальной школы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»…………………………………………………
 
 
 
15
    2.2. Примеры использования  игр и упражнений на уроках           изобразительного искусства в  начальной школе……………………..
 
23
    Выводы по второй главе………………………………………………..
36
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список  используемой литературы…………………………………………. 39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       В наше дни у детей все меньше и меньше времени остается на непосредственно “детскую” деятельность – игру. Кроме того, игры современных детей - младших школьников и подростков, если с ними не заниматься, носят агрессивный характер или же не отличаются глубиной содержания, не несут никаких воспитательных свойств, и очень скудны по набору используемых приемов, средств и ситуаций. Поэтому участие педагога и в этой важной для развития ребенка области деятельности оправдано и необходимо.

       Игра  – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

       В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает воспитанника, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасными будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению.

       Преподавателям  приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз повторять одно и то же упражнение ради далекой, не вполне понятной ему цели. Игра – естественная форма его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали, увлекали, забавляли ребят.

       Увлечение искусством – одна из задач учебных программ по изобразительному искусству. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, как не может вообще происходить подлинное общение с искусством. Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Педагогическое мастерство учителя во многом определяется способностью правильно соотносить эти стороны в каждом конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов в программе разработана система последовательности поурочных задач и специфики методических путей их решения. Создание атмосферы увлеченности на уроках - вот задача педагога.

       Хорошо  прослеживается актуальность данной темы. Несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется недостаточно активно. Очень много работ посвящено проблемам воспитания игрой, формирования познавательной и творческой активности учащихся с помощью игровых приемов, но то, какие именно приемы и на каких уроках их можно использовать, является малоизучаемой темой.

       Вот почему тема использования игровых ситуаций на уроках ИЗО рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

       Объект  исследования: процесс обучения младших школьников.

       Предмет исследования: игровые ситуации на уроках изобразительного искусства.

       Цель  исследования: научное обоснование эффективности использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства.

       Гипотеза  исследования: использование в учебном процессе игровых ситуаций дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

       Задачи  исследования:

       - изучить подходы к использованию  игровых ситуаций в обучении  изобразительному искусству в  начальной школе;

        - рассмотреть различные игровые  ситуации, используемые на уроках изобразительного искусства;

        - изучить принципы и приемы использования игровых ситуаций по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»;

        - проанализировать передовой опыт  учителей изобразительного искусства.

       Следует отметить, что в реальной педагогической практике игровые формы учебно-воспитательного процесса явно недооцениваются. На наш взгляд, игра, которая по своей сути очень близка к искусству, может стать своеобразным генератором, объединяющим творчество и технику исполнения в изобразительной деятельности учащихся. Исследованиями данной проблемы занимались ученые в области психологии, педагогики, философии, эстетики, позволяющие определить важные закономерности игрового моделирования учебно-воспитательного процесса:

       - общая теория игры, её роль  в развитии личности в работах  зарубежных психологов (А. Адлер, К. Барнс, Э. Берн, Ф. Бейтендейк, Дж. Брунер, К. Бюллер, К. Блюхер, А. Валлон, В. Вундт, Г.Г. Гадамер, Г. Гессе, К. Гросс, Ж. Жироду, К. Коффка, Ж. Пиаже, А. Франк, 3. Фрейд, И. Хейзинга, В. Штерн);

       - особенности игровой деятельности  у детей младшего школьного  возраста (О.С. Богданова, Б.М. Букатов,  А.П. Ершова, В.П. Косоруков, Н.С.  Лукин, Б.Г. Король, М.Г. Яновская);

       - роль игры в развитии художественных способностей (Н.А. Ветлугина, А.П. Ершова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.П. Сакулина, А.А. Баранов).

       Также выпущен ряд работ, которые могут  помочь учителю создавать игровые  ситуации на уроке и получать от этого пользу в виде новых знаний (“Игровые формы развития моторики на уроках изобразительного искусства” Л.И. Побоковой, “Использование метода проектов на уроках “ИЗО и художественный труд” при обучении учащихся прикладным видам искусства” Гумаровой Л.В., “Тенденции развития игровых методов художественной педагогики” Климовой Л.Ю., “Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3–4 классах” Дик Н.И., “Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы” Абрамовой М.А.).

       Практическая  значимость работы: представленный материал можно использовать для подготовки к урокам изобразительного искусства.

 

        Глава 1. ИГРОВЫЕ СИТУАУЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

       1.1. Игровой подход  в обучении изобразительному  искусству в начальной школе

       История возникновения игры как возможность решить трудные ситуации или передачу информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания или развлечения, эстетического совершенства человека отражена и рассмотрена во многих исследовательских работах. Так, например, Д. Б. Эльконин в книге "Психология игры" рассматривает два варианта возникновения игровой деятельности человека. В тот период, когда охота занимала центральное место в жизни первобытно-общинного общества, могли иметь место ситуации, требующие имитации действий охотников. Если некая несогласованность коллектива приводила к неудаче, то возникала необходимость отработки навыков и действий. Другой вариант предполагал пересказ и воспроизведение удачной охоты, где главную роль играло уже система отношений между участниками. Таким образом, можно сказать, что первые игровые формы выступали как средство обучения, передачи информации, коллективообразования. И в дальнейшем с развитием общества ритуалы и обряды, как часть игровой деятельности, играют важную роль. Деятельность человека в игре характеризуется возможностью интерпретировать человеческую жизнь. Постепенно игра становится важной частью досуга народа.

       Долгое  время распространенной формой игры была - детская игра. В многочисленных трудах ученых Выготского Л. С., Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. и др. игра выступает как источник духовного развития детей, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта.

       В настоящее время благотворное влияние  игры и на обучение детей, уже никто  не будет отрицать.

       Совершенно  очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов  в любой деятельности, в том  числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим  был и остается ауто-моторный образ  мышления.

       Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место скорее в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности; с другой - для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса творчества, способствует воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

       В программе по изобразительному искусству для начальной школы, созданной под руководством Б.М. Неменского, систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Представленные в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство [15].

      Содержание  художественного образования предусматривает  два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства [14].

      На  уроках вводится игровая драматургия  по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

 

        1.2 Использование игр и упражнений на уроках изобразительного искусства

       Для поддержания продуктивной работоспособности  детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

       Чередование в течение урока всех видов  деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

       Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям [16].

       Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

       Игры, игровые моменты, элементы сказочности  служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя» [4].

       Включение игровых моментов на уроках позволяет  корректировать и психологическое состояние учащихся.

       Значительное  место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

       В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

       Степень самостоятельности учащихся зависит  от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

       Содержание  упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность  творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

       По  форме упражнения могут быть:

       l изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

       l устными (ответы по теоретическим вопросам);

       l письменными (анализ произведений искусства) [6].

       Упражнения  могут носить характер зрительного  диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники  перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

       Зрительный  диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

       Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

       При ознакомлении с цветом учащимся можно  предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

       При решении пространственных задач  готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

       Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

       Упражнения  отвлеченного характера развивают  мыслительную деятельность.

       С подобными упражнениями ученики  справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

       Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями  игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

       Игрой начинается изучение новой темы или  закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия  лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов [11].

       На  уроках изобразительного искусства  игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

       l внимание;

       l развивающие глазомер;

       l тренирующие наблюдательность;

       l развивающие творческие способности;

       l воздействующие на эмоции и чувства;

       l раскрывающие личностные возможности ребенка.

       Большинство игр переводят ребенка из позиции  объекта воспитания и обучения в  позицию субъекта деятельности, в  позицию творца [16].

 

Выводы по 1 главе

       Методической  литературы в помощь учителю изобразительного искусства, к сожалению, сегодня очень мало. При этом точки зрения на то, каким должен быть урок по искусству,  самые различные. Кто-то упирает больше на профессиональную подготовку учащихся, кто-то наоборот стремится к нравственному и духовному воспитанию личности. Наверно, сколько хороших педагогов, столько и мнений. И всякая точка зрения имеет место быть, если она полезна для детей.

       К. Акопян сказал: "Никакой урок по искусству, если дается настоящим профессионалом, не сводится к уроку в его школьном понимании. Это обязательно особая атмосфера творчества, которая мобилизует, стимулирует способности ученика: Поэтому, если художественные занятия превращаются в школьный урок в примитивном понимании смысла этого слова, то вряд ли тогда можно вообще говорить об искусстве".

       Учителю просто необходимо в современной  школе применять различные методики, технологии, усовершенствования, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учащихся на уроках изобразительного искусства, относясь к ним не по остаточному принципу, а как к равному среди всех школьных предметов. В исполнении задуманного большую помощь может оказать и игровой подход в обучении.

 

        ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

       2.1 Принципы и практические приемы использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства  по программе для начальной школы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

       Как уже ранее мы говорили, важным принципом программы является выделение трех основных видов художественной деятельности как связующей системы всех визуально-пространственных искусств. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие профессиональные виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура и дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Программа начальной школы построена не по принципу выделения видов искусства, что пока непонятно детям, а по принципу деятельностей.

       Три Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают нам увидеть искусство в жизни. Они точнее выражают (чем искусствоведческие членения на виды и жанры или педагогические элементы рисования с натуры или на темы) подлинное содержание искусства. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Они появляются в первом классе и сопутствуют детям до конца школы, в форме игры способствуя осознанию трех форм художественной деятельности. Во 2-м классе они помогают детям (и дети им) создавать украшения, изображения и постройки на определенные темы, например: «Сказочный город», «Елочные украшения» и др. В 3-м классе они «приходят» к детям домой и вместе с ними выясняют, что же они у ребенка дома делали, как украшали его комнату, посуду и прочее. Три формы художественного мышления (конструктивная, изобразительная и декоративная) почти никогда не существуют в вычлененном, не связанном друг с другом виде.

       Один из методов создания увлеченности на уроке изобразительного искусства - использование дидактических игр. Игра может продолжаться 1-2 урока, а может и целую четверть или весь учебный год.

      Дидактическая игра — это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра — это прежде всего коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

      Алгоритм игры состоит из четырех компонентов:

  1. Создание у участников игрового состояния.

      Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Учитель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки; изменяет интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др.

      В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.

  1. Организация игрового общения.

      Игровое общение по своей природе — процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («художник» — «зритель», «экскурсовод» — «слушатель»).

      Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

  • установления личного контакта участников игры;
  • добровольного принятия детьми игровой роли;
  • установления игровых правил, обязательных для всех участников;
  • обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;
  • организация общения «от ребенка» (ведущий игры должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).

      Очень важно включение самого учителя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции.

  1. Организация игрового действия.

      Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью учащихся и проявляется в выполнении ими определенных движений, трудовых операций, поведенческих действий. Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удовольствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы.

  1. Подведение итогов игры.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.