Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Конфликтологии"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Факультет социальной психологии

 

 

 

 

Контрольная работа

по конфликтологии

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5-го курса, з\о

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011

Содержание

  1. Часть 1. Реферат на тему: Нормативные семейные кризисы как основа семейных конфликтов:

Введение

  1. Нормативный кризис         
  2. Готовность семьи к изменениям
  3. Характеристика семейного кризиса  

Заключение

Список использованной литературы

  1. Часть 2 Разбор конфликтной ситуации из романа «Грозовой перевал»
  2. Часть3 Кейс «Семейный конфликт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семейная психология и  психотерапия — сравнительно молодая  область науки и практики. Изучением  семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший  к ней интерес со стороны специалистов различных областей — психиатров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вызван кризисом, переживаемым современной семьей. Наблюдаемые  в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением  экономической самостоятельности  и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением  ценности партнерских отношений  в браке, освобождением от классовых, религиозных и национальных предрассудков  и стереотипов, ростом продолжительности  жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для  самореализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения  такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существовании. Начавшийся в это время кризис продолжается и в наши дни. Он связан с поиском новых моделей брачных  отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и  способных наиболее полно удовлетворить  индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы. Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институциональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющийся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.            Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов.

  1. Нормативный кризис

Понятие «нормативный кризис»  связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован  в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом  на национальной общеамериканской конференции  по семейной жизни, где ими был  сделан доклад о динамике семейного  взаимодействия. Они рассматривали семью как динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В соответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построении своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.  В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи:          1. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.     2. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.    3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.  4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.   5. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.  6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.     7. Супруги зрелого возраста.        8. Стареющая семья.         Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демографических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативной практики. Для выделения стадий используются самые разнообразные показатели, выбор которых определяется конкретной направленностью исследований, национальными, демографическими и другими характеристиками.     Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла:      1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.           2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.    3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.    4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.       5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.  В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи:   Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка.  Второй кризис — начало освоения ребенком человеческой речи.  Третий кризис — ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).       Четвертый кризис — ребенок вступает в подростковый возраст.   Пятый кризис — ребенок становится взрослым и покидает дом. Шестой кризис — молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.            Седьмой кризис — наступление климакса в жизни женщины. Восьмой кризис — уменьшение сексуальной активности мужчин. Девятый кризис — родители становятся бабушками и дедушками. Десятый кризис — умирает один из супругов.     В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы. Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска.     В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохождения которых влияет на функционирование семьи на новых этапах. Но так как эти изменения, в отличие от ситуативно обусловленных, связаны с кризисами развития, в литературе они определяются как «нормативные». Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей.           Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи, затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного нормативного кризиса. Исследования жизненного цикла семьи показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).

 

 

 

Таблица «интегрированная периодизация жизненного цикла семьи»:

Этапы и кризисные  периоды жизненного цикла семьи

Задачи развития семьи

Период ухаживания

1. Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.

Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств

Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу:

1. Установление внутренних  границ семьи и границ общения  с друзьями и родственниками.

2. Разрешение конфликта  между личными и семейными  потребностями.

3. Установление оптимального  баланса близости/отдаленности.

4. Решение проблемы семейной  иерархии и областей ответственности.

5. Достижение сексуальной  гармонии (сексуальная адаптация).

6. Решение жилищных проблем  и приобретение собственного  имущества

Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Уход за маленьким  ребенком.

2. Перестройка структуры  семьи в связи с появлением  ребенка.

3. Адаптация к длительному  периоду ухода за ребенком.

4. Поощрение роста ребенка  и обеспечение его безопасности  и родительского авторитета.

5. Согласование личных  и семейных целей

Семья ребенка дошкольника  и младшего школьника

Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры детский сад, школа)

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Перераспределение обязанностей  в семье в связи с поступлением  ребенка в детский сад или  школу.

2. Проявление участия  при наличии проблем с выполнением  режимных моментов, дисциплиной,  учебой и др.

3. Распределение обязанностей  по помощи ребенку при подготовке  домашних заданий

Семья подростка

Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Перераспределение автономии  и контроля между родителями  и детьми.

2. Изменение типа родительского  поведения и ролей.

3. Подготовка к уходу  подростка из дома

Фаза, в которой выросшие дети покидают дом

Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Сепарация ребенка от  семьи.

2. Корректный уход из  дома.

3. Поступление в учебное  заведение, на военную или иную  службу

Семья, в основном выполнившая  свою родительскую функцию («опустевшее  гнездо»)

Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию

Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после  смерти другого

Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов

Реорганизация семьи:

1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству. 2. Поиск новых связей с семьей. 3. Принятие ухода и помощи от членов семьи или социального окружения


 

  1. Готовность семьи к изменениям

Если семья как система  пытается избежать изменений, обусловленных  ее естественной динамикой, то это может  стать источником возникновения  негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Выход  из кризиса сопровождается либо установлением  новых отношений между членами  семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой  сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.         В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья».        Возможность перехода семьи на следующий этап развития обусловлена гибкостью семейной системы, определяющей ее готовность к изменениям. Она также связана, со способностью супругов приносить в психологическую «жертву», достигнутые на предыдущей стадии равновесие и устоявшиеся способы взаимодействия друг с другом, с детьми и третьим поколением (бабушками и дедушками). В то же время многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обусловливают возможность супругов корректировать свое поведение.

 

3.Характеристика семейного кризиса

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:    1. Обострение ситуативных противоречий в семье.    2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов. 3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.    4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро - или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.       В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:            1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне: чувство дискомфорта, повышенная тревожность; неэффективность старых способов коммуникации; снижение уровня удовлетворенности браком; ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития; смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» — то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.); закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями; появление сверхценных идей у некоторых членов семьи; формирование симптоматического поведения.  2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне: нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты — симбиотическое слияние и разобщенность); деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость); нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования — «инконгруэнтная адаптация» — почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье); изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей); нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия); возникновение семейных конфликтов; рост негативных эмоций и критики; нарушения метакоммуникации; нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи; регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи; «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов; противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи; разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых; нарушение традиций и ритуалов; неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых; дефицит правил.         

Заключение

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в  некотором равновесии благодаря  установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.         Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.    Первый критический период наступает между 3-ми 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.  Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.        Многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обусловливают возможность супругов корректировать свое поведение.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.