Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы взаимодействия печатного СМИ и его сетевой версии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Гуманитарный институт

Кафедра журналистики

Специальность 030601 «Журналистика»

 

 

 

 

курсовая РАБОТА

 

 

на тему:   «Проблемы взаимодействия печатного СМИ и его сетевой версии»

(на примере газеты «Спорт - экспресс»)

 

 

 

СТУДЕНТ                                                            А. В. Макаров, ЖУРб-301

РУКОВОДИТЕЛЬ                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти – 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

1. Развитие печатных СМИ и спортивной журналистики в России

1.1. Печатные СМИ

1.2. Общая характеристика газеты «Спорт-Эксспресс»

2. Появление сетевых версий печатных СМИ: проблемы взаимодействия

2.1. «Электронная версия» или «сетевая газета» (к вопросу об определении понятий)

2.2. Газета «Спорт-Экспресс и ее сетевая версия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся в русле глобального проекта информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, имеет место возникновение в медиапространстве сектора интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности.

К 2000 году в СМИ как части системы массовых коммуникаций (СМК) уже произошли и наметились новые изменения, которые с полным правом можно назвать необратимыми, требующими разработки новых подходов и методов исследования феноменов массовой информации и коммуникации.

Можно констатировать, что изменения в современной журналистике носят масштабный системный характер, однако этот факт остается недостаточно исследованным. Также малоисследованным остается феномен нового СМИ – интернет-журналистики, на примере которого ярко проявляются свойства гипертекстовости и интерактивности медиа-пространства современности. Этим и объясняется актуальность темы нашего исследования.

Процесс осмысления научным сообществом явлений, получивших распространение в интернете, восходит к 90-годам прошлого века. Причем изучение интернета неразрывно связано с изучением информационного общества и его феноменов. Теоретическое обоснование трансформаций, происходящих в современном обществе, отражено в трудах М. Кастеллса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера  и др.

Системный и типологический подход в применении к отечественной журналистике стал возможен благодаря трудам А.И. Акопова, А.Н. Алексеева, В.В. Бакшина, А.Г. Бочарова, Е.Л. Вартановой, А.А. Грабельникова, Б.И. Есина. Следует также отметить отечественные работы по философии техники и информационного общества В.Г. Горохова, И.Н. Курносова, А.Н. Лаврухина, И.С. Мелюхина, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, А.Д. Урсула, П.К. Энгельмейера, М.А. Розова и др.

Для описания генезиса интернет-журналистики автор обратился к источникам по истории и теории журналистики. Среди этих трудов отметим работы В.М. Березина, В.В. Ворошилова, И.М. Дзялошинского, Л.М. Земляновой, М.Н. Кима, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Г.В.Лазутиной, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного.

Цель работы: рассмотреть проблемы взаимодействия печатной версии газеты «Спорт-Экспресс» и ее Интернет – версии.

Задачи:

- рассмотреть развитие газетного дела в России;

- описать историю возникновения исследуемой газеты;

- проследить проблемы взаимодействия печатной и Интернет-версии.

Объект исследования: газетное дело в России.

Предмет исследования: газета «Спорт-Экспресс».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе анализируется развитие печатных СМИ и спортивной журналистики в России. Во второй главе рассматривается появление сетевых версий печатных СМИ: проблемы взаимодействия.

 


1. Развитие печатных СМИ и спортивной журналистики в России

 

1.1. Печатные СМИ

 

В период после Октябрьской революции пресса стала сугубо коммунистической, основными печатными изданиями стали: газеты «Правда», «Известия», «Труд». После крушения советского сторя российская пресса приобрела крайне противоречивый характер.

Печатные издания – самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 печатных СМИ.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания – 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно[1].

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

Несмотря на почти двадцать лет преобразований в России, на рынке СМИ государство остается ведущим игроком как по охвату аудитории и коммерческим возможностям, так и в качестве регулятора рынка. На региональном рынке прессы государство использует как инструмент влияния систему субсидий. Развитие частных СМИ как бизнеса было ограничено малой емкостью рекламного рынка, низким уровнем корпоративного менеджмента, отсутствием профессиональной сплоченности внутри медиаиндустрии и отсутствием эффективных механизмов для лоббирования интересов медиаиндустрии в целом.

Выпуск всей печатной продукции страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических предприятий различных форм собственности. В это число вошло около тысячи частных предприятий, возникших в течение последних нескольких лет. (см. табл.1.1[2])

Таблица.1.1

Рост числа российских печатных СМИ

 

Год

газеты

журналы

 

кол-во

прирост,%

кол-во

прирост,%

2000

12359

25,2

7101

20,5

2002

15145

22,5

8773

23,5

2005

18505

22,1

10697

21,9

2007

22117

19,5

13059

22,1

2009

23749

7,4

14332

9,7

 

В свою очередь структура журнального рынка выглядела следующим образом (табл. 3).

 

Таблица.1.3

Структура журнального рынка России

 

Категория

Доля в суммарном годовом тираже, в %

Доля в суммарном годовом объеме, в %

Количество изданий

Кроссвордные

14,9

5,1

36

Телегиды

14,7

13,1

8

Женские

13,9

19,1

66

Развлекательные

11,5

5,4

15

Молодежные

5,4

3,9

26

Мужские

4,4

4,8

28

Автомобильные

4,1

5,1

26

Деловые и экономические

4,1

5,1

26

Интерьер, дизайн, строительство

3,9

9,1

64

Детские

3,3

1,4

46

Прочие

20,9

25,6

259

 

По состоянию на 1 октября 2005 года всего в Российской Федерации зарегистрировано 62 971 средство массовой информации. Из них 50 621 - печатные.[3]

Если говорить о структурных изменениях в российских средствах массовой информации, то, прежде всего, надо отметить уход от вертикали, которая была характерна для советской системы. Это был отказ от той структуры, вершину которой венчала центральная газета страны «Правда», за ней следовала другая периодика рангом пониже. Ныне вертикальное устройство претерпело существенные изменения, в принципе уступив место горизонтальным структурам, которые не имеют единого руководящего центра и действуют параллельно. Такая организация деятельности журналистики существенно преобразила картину средств массовой информации в России. Это привело, в свою очередь, к возникновению иных соотношений внутри самих СМИ с точки зрения удовлетворения потребности в информации, качественно изменив состояние информационного пространства в стране.

Сегодня, когда старая структура центральной прессы разрушена, ситуация сложилась в пользу местной и региональной периодики. В одной только столице России современный рынок печати включает в себя сотни изданий различных направлений.

В целом по России доминируют общественно-политические издания. В последнее время резко возросло количество развлекательных и элитных изданий, изданий деловой и экономической направленности, уменьшилось количество литературно-художественных и научно-популярных печатных СМИ.

Государство по-прежнему является регулятором рынка СМИ и оказывает существенное воздействие на динамику развития и содержание печатных изданий и рекламной деятельности.

На государственную поддержку социально значимых печатных СМИ по статье 4560000 «Периодическая печать» из федерального бюджета на 2005 год были предусмотрены средства в сумме 47 582,0 тыс. рублей. Единовременные целевые субсидии по этой статье выделялись изданиям для инвалидов, ветеранов, детским, молодежным, культурно-просветительным и литературно-художественным, регулярно выходящим в свет не менее одного года и имеющим подписной тираж не менее одной тысячи экземпляров. Всего в 2010 году по этой статье было профинансировано 222 периодических печатных изданий из 49 регионов России.

В федеральном бюджете на 2010 года на финансирование социально значимых проектов в общефедеральных, региональных и местных печатных СМИ Российской Федерации  выделено 150 582,0 тыс. рублей. Одновременно (кроме изданий для инвалидов по зрению) изменяется принцип предоставления субсидий. Если до 2008 года включительно финансовая поддержка по данной статье оказывалась лишь изданиям определённой тематический направленности, то с 1 января 2010 года на конкурсной основе на неё смогут претендовать печатные СМИ любой тематической направленности, но только под реализацию конкретных социально значимых проектов.[4]

Периодическое издание – сложное комплексное тематическое явление. Это в первую очередь касается специализированных изданий, так как каждая отрасль, которую они представляют, имеет свое внутреннее многообразие

Формирование тематической характеристики предполагает метод классификации публикаций. В подборе проблем, освещаемых в периодике, можно выделить три “этажа”:

1. Основная тематика, которая обычно состоит из нескольких проблемных направлений.

2. Вспомогательная тематика, которая уступает главной и в количественном отношении, и по силе воздействия.

3. Справочно-информационные публикации, большая часть которых не обязательна с точки зрения основной социально-информационной функции газеты, но обслуживает текущие потребности читателя, дает сведения различного характера (программа телевидения, советы по бытовым вопросам, реклама и т.д.) или имеет развлекательный характер[5].

Цель издания лучше определять совместно с редакцией. Но, как правило, любое детское издание в первую очередь направлено на просвещение, потом на информированность. Например, на формирование активной жизненной позиции подростка посредством слова, вовлечение читательской аудитории в процесс формирования и реализации молодежной политики.

Журналистика как профессия предусматривает специализацию. Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подверженное влиянию ценностных общественных установок. В то же время такие установки могут отличаться в различных социумах. Для системного анализа необходимо выявление исторических типов журналистики, их периодизация и взаимовлияние. «Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов – результат высокого обобщения на основе «ядра» позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности».

Существуют следующие типы журналистики:

- политическая журналистика:

- международная журналистика;

- деловая журналистика;

- бульварная журналистика;

- музыкальная журналистика;

- спортивная журналистика;

- научная журналистика;

- журналистские расследования

- новая журналистика;

- гонзо-журналистика.

В России существуют правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе: Конституция, ст.24 – сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются[6].

Уголовный кодекс РФ: ст.129 – клевета; ст.130 – оскорбление; ст.137 – нарушение неприкосновенности частной жизни.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст.39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно статьям 47 и 49 журналист имеет право:

Искать, запрашивать, получать, распространять информацию[7];

Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;

Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;

Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;

Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

Язык прессы пока еще довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем – на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение – в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, – уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врожденное отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста[8].

За прошедшие десятилетия отрасль претерпела значительные метаморфозы. Изменилась лексика и подход к подаче информации. Пресса перешла из-под единого централизованного партийного (государственного) контроля под контроль частных собственников (значительная часть которых, как и везде, прямо и/или косвенно контролируется государством). В России функционируют крупные издательские дома, конкурирующие между собой.

В современную отечественную журналистику пришли интересные писатели (Александр Кабаков, Эдуард Лимонов, Дмитрий Быков). Многие российские журналисты погибли и стали всемирно известны[9].

После финансового кризиса 2008 года состояние индустрии не в лучшей форме. Только за 2008 года и только в США уволено 16,000 тысяч журналистов. Компания Tribune Company (владеющая LA Times) объявила о своём банкротстве. Одна из старейших американских газет Rocky Mountain News прекратила существование, поставив точку в 150-летней своей истории. The Christian Science Monitor перешла к сетевой дистрибуции (то есть ежедневная газета превратилась в обычный интернет-ресурс). За первый квартал 2009 года в США закрыто 120 газет. Тиражи американских изданий упали на 7 % в первом полугодии 2009 года. Массовые сокращения продолжаются. Многие университеты разных стран занимаются подготовкой журналистов и изучением журналистики как социального явления.

В вузах учебный процесс для журналистов отчасти схож с подготовкой филологов, но преподаются и специальные дисциплины, в том числе, связанные с ремеслом (вёрстка, монтаж, управление содержанием веб-сайтов и др.). В России широко известен факультет журналистики МГУ им. Ломоносова (1952), на котором, в частности, работает один из главных российских теоретиков журналистики профессор Евгений Прохоров. Журналистов-международников готовят на факультете международной журналистики МГИМО (У) МИД России (1968) и в магистратуре МГИМО (У).

Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций. Генрих Боровик писал: «Много врут. Неплохо бы научиться многим писать и говорить по-русски правильно!» Ангажированность прессы сегодня очевидна, как очевидно ее деление на качественную и некачественную. Российская журналистика многопланова: от новостных, аналитических, расследовательских изданий до пиар-изданий, рекламно-коммерческих изданий и др. лишь в Иркутской области издается 400 газет, а в Российской Федерации более 30 тысяч[10].

Сегодня уже никто не сомневается в том, что теория журналистики одна из составляющих науки. Как и всякое научное направление она постоянно развивается. Появляются новые направления, новые проблемы, а потому возникает потребность в изучении каких-либо вопросов, разделов науки. Один из таковых разделов – это теория и методика журналистского творчества. Следует отметить, что теория и методика творчества является одной из составляющих творческой деятельности журналиста. Еще никто не дал определения творчества, а точнее никто не «рискнул» дать точного определения творчества. Долгое время считалось, что мозг производит мысли, участвует в творческой деятельности так же, как слюнная железа выделяет слюну. Однако процесс выделения слюны можно наблюдать. А вот каким образом мозг производит мысли? Как объяснить, когда в головах сразу у нескольких людей, живущих в разных концах света, рождается одно и то же научное открытие? Изобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов. С небольшой разницей во времени несколько ученых заявляли об открытиях телеграфа, паровоза, реактивного двигателя, ядерного реактора. Как-то странно быстро нужные идеи, в нужное время начинают носиться в воздухе. Вы не замечали? Моцарт утверждал, что получал вдохновение, его творчество происходило откуда-то извне. Сократ говорил, что в своем творчестве подчинялся голосу, идущему из ниоткуда. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, мадам Кюри связывали свои успехи с «наваждением». А может, действительно нашей мыслительной, творческой деятельностью кто-то управляет? «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне»[11].

Итак, по предположению ученых, человек – всего лишь биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Им управляет сознание через мозг, служащий приемником и вспомогательным сервисным компьютером, который всего лишь обрабатывает информацию. «…Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь очень простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. Тысячи действий и поступков совершаются человеком под воздействием «матрицы памяти» – простейших ячеек, касающихся лишь нашего обихода. А творческий процесс – это проявление нового качества, которое не содержится в этих «матрицах». Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом. Но как ученый, я еще не нашла этому доказательств». Журналистика есть творчество, а творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека[12]. И тем не менее, чтобы журналистское творчество состоялось, журналисту нужны знания и изучение жизни. Писать трудно. Хорошо писать еще труднее. Можно назвать десятки журналистов, чье творчество неповторимо и многопланово. Известный журналист Юрий Рост – автор заметки о брошенной собаке, которая выходила встречать самолеты в аэропорту Шереметьева, в надежде, что за ней приехал хозяин, но беспутый хозяин так и не появился. Заметку Роста, опубликованную в «Комсомолке», перепечатали все газеты мира. Творчество Роста многопланово. Он фотохудожник, телеведущий. Василий Песков – автор репортажа из разрушенного землетрясением Ташкента. Репортаж включен в хрестоматии по журналистике. Автор повестей, лауреат Ленинской премии, автор еженедельных «Окон в природе» в «Комсомольской правде». Он ведет около 200 тематических досье, подробные записные книжки. Ежедневно в конце рабочего дня, пусть самого трудного, Василий Михайлович садится за стол и переносит в записную книжку впечатления прошедшего дня. Делает это он, даже если очень устал или находится в командировках. Записи из его рабочих записных книжек часто целиком переходят в публикации, где множество интересных фактов, деталей[13].

Анатолий Аграновский великий мастер анализа и исследования всегда старался познать проблему, докопаться до истины. Темы, поднимаемые в его корреспонденциях, статьях, очерках актуальны и сегодня. Он работал много. Перед командировкой обязательно что-то читал, обдумывал, размышлял. В командировке пользовался блокнотами, куда заносил факты, какие-то детали. Анатолий Аграновский любил и умел беседовать с людьми, его будущими героями. Из бесед он всегда умел извлечь «изюминку». Потому, наверное, его статьи, очерки так убедительны и точны. Татьяна Тэсс, великолепный мастер слова, очеркист, специальный корреспондент газеты «Известия», работала неделями, месяцами над каждым очерком. Тэсс окончила три курса Одесской консерватории, умела строить «музыкальные» фразы. Любовь журналистки к слову, к красоте, к смыслу, скрытому в словах, была безмерной. В год из-под пера Татьяны Тэсс выходило 6-7 очерков… Темы она находила в письмах читателей. Над текстом она корпела до тех пор, пока не выходил номер газеты. Тэсс говорила о том, что журналистский труд тяжел, неимоверно тяжел. Оценивая его, она употребляла слово «каторга».

Сегодня современную журналистику можно представить как совокупность специализированных направлений, внутри которых есть ещё более узкие специализации. Но, несмотря на это, журналист, например, пишущий об академической гребле, должен знать историю своего вида спорта, политику международной федерации гребного спорта и Международного олимпийского комитета в отношении дисциплин академической гребли, экономические предпосылки и потенциал выступления той или иной команды на крупнейших регатах, культуру и тактику этого вида спорта, а также уметь работать с официальными сайтами по своей тематике.

Спортивная журналистика (sports journalism)(англ.) - одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на "несерьезное" отношение к спортивным отделам в некоторых СМИ, в которых отдел спорта шутливо числят по "департаменту" "развлечениям и игрушкам", по своему вкладу на экономику СМИ, влияние спортивных рубрик и полос в современных СМИ постоянно растет. Этому способствует профессионализация спорта и экспансии "инфотейнмента" - смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных СМИ.

Развитие олимпийского движения и спортивного движения в мире, интерес людей к здоровому образу жизни, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, делают спортивную журналистику одним из перспективных направлений СМИ. Поднятие престижа России как одного из мировых спортивных лидеров и грядущие олимпийские игры в Сочи требуют внимания к проблеме по обновлению и повышению качества подготовки и переподготовки спортивных журналистов[14].

Бакалаврские и магистерские программы по спортивной журналистике существуют на многих факультетах журналистики. Программа обучения предусматривает изучение базовых журналистских дисциплин, а также дисциплин, связанных с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологиями современных жанров спортивной журналистики и др. На занятиях слушатели получают современные знания о спортивной журналистике в России и за рубежом. Обычно значительное место в программе обучения занимают дисциплины: история отечественной и зарубежной спортивной журналистики, язык и стиль спортивной журналистики, жанры и методы спортивной журналистики (газета, радио, телевидение, Интернет, фото), а также специальные дисциплины, связанные с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта. Значительную часть учебного времени составляют специальные дисциплины, связанные с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологии спортивного репортажа и интервью и др.

В течение нескольких десятков лет и до сих пор спортивная информация, спортивная периодика занимают самостоятельное место в средствах массовой информации. Важным остается рассмотрение вопроса о влиянии различных областей СМИ на формирование идеологии, а значит, и идеологическое воздействие спортивной журналистики на общественное сознание. Аналитическое осмысление этих проблем нельзя сегодня назвать достаточно активным.

В России существует национальное объединение представителей спортивных СМИ - Федерация спортивных журналистов России. Она объединяет спортивных журналистов 80-ти субъектов РФ. Основные цели Федерации - развитие спортивной журналистики, пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни, помощь ветеранам спортивной журналистики.

В современной печати большое место уделяется спортивной тематике. Существуют массовые специализированные издания, как газеты Спорт-экспресс, Советский спорт, Футбол, Весь хоккей, журналы Легкая атлетика, Лыжный спорт, Планета баскетбол, Физкультура и спорт, Теннис плюс и многие другие, издающиеся на федеральном уровне. В регионах и республиках России печатаются местные специализированные издания. Помимо общеспортивных газет и журналов, а также печатной продукции, посвященной одному виду спорта, нельзя не обратить внимание на многочисленные общественно-политические издания. В них спортивная тематика сегодня присутствует как непременный элемент, и по суммарному объему выдаваемой информации, как минимум, не уступает специализированной печати.

Каждое новое явление в журналистике является порождением последней эпохи, связанное с изменениями, произошедшими в обществе. Российская спортивная журналистика вышла из советской. Этому свидетельства и сохранившиеся с советских времен издания (Известия, Комсомольская правда, Советский спорт) и журналистские кадры, продолжающие работать в новых условиях.

Сегодня мы имеем полное право говорить о существовании спортивной журналистики. Тем не менее, не может настораживать тенденция превращения многих изданий, как общественно-политических, так и специализированных, в продукт желтой прессы. Новые тенденции обращения к бытовой стороне спорта и к жизни спортсменов порой некорректны. Происходит и сужение интересов общеполитических изданий до одного вида спорта (футбола), что заметно обедняет кругозор читателя и отрицательно сказывается на популяризации спорта вообще. На смену партийной идеологии превосходства советской спортивной системы над остальными приходит идеология капитала, позволяющая уделять внимание только прибыльным видам спорта, где в обороте находятся большие средства. Положительным можно признать только факт, что журналисты стали больше обращаться не к массе спортсменов-физкультурников, а к отдельным личностям.

Тем не менее, специализированная журналистика помимо уникального, присущего только ей предмета рассмотрения, описания и анализа, имеет свою историю, реализует различные функции и располагает присущими только ей особенностями.

В своей работе «Спортивная пресса как тип» П. Воронков выделяет пять таких функций: эскейпизм, функция эмоциональной мены, информационная, аналитическая и воспитательная[15]. К общим он относит последние три функции. Действительно, спортивная пресса, как и любая другая, стремится информировать читателя (зрителя, слушателя), подаёт факты в обработанном, аналитическом варианте, а также даёт положительный или отрицательный пример материалами, воспитывая аудиторию, которая является регулярным потребителем подобной информации. Установка на эскейпизм и функция эмоциональной мены, по мнению исследователя присущие только спортивной журналистике, по описанию представляют собой единую развлекательную функцию. По мысли автора работы, спортивная газета – «то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить о проблемах», «обеспечивает удержание экспрессии, «энергии на минус», альтернативный вариант выхода плохих качеств личности»[16]. Исследователь считает спортивную прессу идеальной, считая конечной её целью «содействие установлению мира на земле». С этим соглашаться наивно.

Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики.

Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации. Спорт приходит к ним в часы досуга. Обычно это потребители общественно-политических изданий или радио- телеканалов, читающих (смотрящих) на спортивную полоску (спортпрограммы). Для них неважно то или иное поражение российских спортсменов. Это не приносит никаких эмоций – полоса пролистывается, телевизионный канал выключается, об отрицательном событии в мире спорта тут же забывается. Если появляются положительные эмоции, то внимание на программе или статье задерживается, а житейские проблемы на время забываются. Так осуществляется развлекательная функция. Следует заметить, что это единственный случай, когда задачи спортивной журналистики расходятся с задачами спортивной публицистики. Развлекательная функция журналистики не способствует заметному влиянию на формирование общественного мнения.

Для заинтересованных людей и активных болельщиков всё гораздо сложнее. Они переживают и радость победы, и горечь поражения. Спортсмены, тренеры и чиновники, о которых пишут спортивные журналисты, по-разному реагируют на информацию. Реакция зависит от положительной или отрицательной оценки прессы. Сами журналисты реагируют на материалы коллег с точки зрения конкуренции или обычного перенимания положительного опыта. Активные болельщики – категория особая. Для них окружающий мир является лишь преградой, отвлечением от спортивной информации, которую они черпают отовсюду, но преимущественно из специализированных спортивных СМИ. Активные болельщики не мыслят себя без продуктов спортивной журналистики. Их настроение зависит только от результата, который показала любимая команда или спортсмен. Они наиболее подвержены воздействию мыслей спортивного журналиста. Эта группа ощущает на себе проявление информационной, аналитической, воспитательной, пропагандистской функций спортивной журналистики, тогда как пассивные болельщики ограничиваются информационной и развлекательной функциями.

 

1.2. Общая характеристика газеты «Спорт-Эксспресс»

 

«Спорт-Экспресс» – российская ежедневная газета о спорте, преимущественно о футболе и хоккее с шайбой. Основана в августе 1991 года 14 журналистами, ушедшими из газеты «Советский спорт».

Выпускается в 32 городах мира (Россия – 24; Латвия – Рига; Белоруссия – Минск; Украина – Киев, Запорожье, Львов; Казахстан – Алма-Ата, Астана; США – Нью-Йорк). Является единственным спортивным изданием России – членом объединения European Sports Magazines (Европейские спортивные издания)[17].

Смещение с центральных позиций газеты «Советского спорта» привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре – ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный (и не только) мир, «Спорт-Экспресс».

«Спорт-Экспресс» представляет собой самодостаточное и универсальное спортивное издание.

В то же время необходимо отметить, что «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс» – один из самых замечательных «дуэтов» в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия – безраздельно царствует L’equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае. Это важное в мире российской журналистики событие произошло 14 августа 1991 года. Именно в этот день увидел свет первый номер «Спорт-Экспресса». Свет его полюбил, и вот уже в течение 8 лет читатели получают огромное наслаждение, беря в руки свежий номер газеты.

К сегодняшнему дню сложилась самодостаточная концепция газеты, расписыванию которой мы посвятим в будущем отдельную работу. Здесь лишь кратко скажем, что издательство «Спорт-Экспресс» осуществляет выпуск таких газет, как «Спорт-Экспресс Футбол», «Спорт-Экспресс Воскресенье», журнала «Спорт-Экспресс журнал», всевозможные тематические выпуски (каким была, например, «Атланта-96» на 96 страницах) и выпуск приложений[18]. Кроме того, сама газета, ставшая правопреемницей «Советского спорта» на посту самой многотиражной спортивной газеты земного шара с тиражом в 640-890 тысяч экземпляров (он непостоянен и повышается в период крупных мировых соревнований, порой до миллиона), выходит шесть раз в неделю на 8 полосах формата А2 каждый день и 16 – по понедельникам. Общий объем информации, выдаваемой газетой таков, что ее преданный читатель просто физически не в силах обращаться еще к какому-либо чтению. Поэтому бессменный глава газеты Владимир Кучмий формирует разнообразное издание, рассказывающее обо всех сторонах жизни общества тех мест, где проходят соревнования, будь то зарубежные государства или российская глубинка.


2. Появление сетевых версий печатных СМИ: проблемы взаимодействия

 

2.1. «Электронная версия» или «сетевая газета» (к вопросу об определении понятий)

 

С изобретением сетевых технологий, основанных на цифровом способе передачи данных, начала формироваться новая среда для распространения потоков информации – интернет.

Одной из важных проблем с научной точки зрения является отношение ресурсов интернета к средствам массовой информации.

В России проблема электронных сетей как нового вида СМИ была впервые поставлена А.И. Акоповым. Он отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации»[19]. Кроме того, «именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым видом – сетевыми СМИ»[20].

При рассмотрении электронной сети как явления СМИ ученый выделяет два направления. С одной стороны, все сетевое пространство можно рассматривать как некое средство массовой информации, с определенной структурой, имеющей деление по тематическому, целевому и иным признакам. К другому направлению относятся создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные агентства, которые в свою очередь подразделяются на электронные версии печатных изданий и собственно электронные издания.

В.В. Ворошилов также отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети “Интернет”»[21]

Например, И. Давыдов определяет интернет как еще один носитель информации и приходит к выводу, что как таковых интернет-СМИ в противовес прочим СМИ нет, а «есть общая сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем, и недостатки) этих носителей»[22].

С.Г. Корконосенко, при рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение интернета и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельное СМИ с собственной природой[23].

И. Засурский в работе «Масс-медиа второй республики» определяет интернет как набор коммуникационных каналов, коммуникационную среду.

М.К. Раскладкина относит ресурсы интернета к средствам массовой коммуникации в соответствии с предложенной классификацией СМК опосредованного (непрямого) действия, подразделяя типы СМК в зависимости от каналов коммуникации. Интернет она определяет одним из вторичных технических каналов, с помощью которых осуществляется электронная коммуникация. А к сетевым средствам массовой информации она относит «часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую (контент) Интернета»[24].

Я. Засурский отмечает, что в отличие от радио и телевещания, основной функцией которых является производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения.

Интернет – многофункциональная система, основными функциями которой являются социальная, информационная и экономическая. Социальная функция приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная – обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации, экономическая – направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры[25].

Я. Засурский выделяет всемирную службу WWW, в которой сосредоточены основные информационные ресурсы интернета, и отмечает, что «“всемирная паутина” является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также электронным версиям традиционных газет»[26].

Поскольку «периодическое распространение массовой информации» является одной из целей многих ресурсов, получается, что любой изредка обновляемый сайт является средством массовой информации.

Кроме того, сетевые СМИ попадают и под правила, установленные для радио- и телепрограмм, как распространяющие массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети».


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.