Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Религиозные верования норманов до христианизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования РФ

Красноярский  государственный педагогический университет  имени В.П. Астафьева

Исторический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По всеобщей истории на тему:

«Религиозные  верования Норманнов до христианизации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 23 группы

Тупеко  И.В. 
 

Научный руководитель

 Доктор  ист. наук Попова Т.А. 
 
 
 
 

Красноярск 2006 
 
 
 

Оглавление: 

  1. Введение.
 
  1. Постановка  темы и определение цели и задачи работы.
 
  1. Характеристика  использованных источников и литературы.
 
  1. 4.1 Представления норманнов об окружающем мире

     

    4.2 Руны и рунная магия 

  1. Заключение.
 
  1. Ссылки.
 
  1. Библиография.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В мире существовало, существует, и будет существовать много разных религий и верований с их богами и обрядами. Но наверно самой странной и загадочной является вера древних норманнов с их магией, богами, песнями и сагами, описывающими жизнь, как конунгов, так и простого крестьянина-бонда.

     Для этой работы были использованы монографии по данной теме, как отечественных авторов, так и зарубежных. Некоторые монографии, в связи с тем, что они были написаны в 50-х – 80-х годах были тщательно проанализированы и сверены с монографиями более поздних авторов. В результате чего были устранены некоторые недостатки или неточности.

     Мною  были прочитаны следующие книги.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи». В этой книге автор подробно рассказывает о рунной письменности как о алфавите, с помощью которого общались древние  скандинавы. Приводится множество археологических  памятников, на которых были изображены руны. Начиная от наконечников копий и заканчивая различными каменными плитами и росписью корпуса захороненных вместе с кораблем конунга. Эта книга почти не дает информации по теме курсовой, кроме некоторых социальных явлений.

Стеблин-Каменский М.И. «Миф» Эта работа рассказывает о сагах как о мифах, в которой автор рассматривает саги  обычных людях-общинниках и общественных явлениях, способствовавших появлению саг. Не несет полезной информации для курсовой.

Стеблин-Каменский  М.И. «Мир саги. Становление литературы». Эта книга является совместным изданием двух научных работ автора. В них освещаются исландские саги о героях и обычных, рядовых бондах. Приводятся множественные саги, и описание возникновения некоторых источников по этому вопросу. Говориться что большинство саг, ныне известных нам, взяты и переведены из рукописей некоего скальда Снорри Стурлсона. Эта работа косвенно касается темы данной курсовой. Так как саг написаны про обычных людей и, по сути, являются обычными рассказами.

Флорентьева Л. «Викинги: Набеги с Севера». В книге говориться про викингов, их вооружение, социальный строй и культуру. Эта книга почти не несет полезного для курсовой работы материала.

Гуревич А.Я. «Походы  викингов». В книге рассказываются некоторые аспекты бытовой и культурной жизни викингов, их походы и войны.  В том числе и некоторые религиозные аспекты, как боги, так и руны. Книга дает некоторый полезный материал, но в малом объеме.

Гуревич А.Я. «История и сага». В этой книге саги о  богах рассматриваются в немного историческом аспекте. Приводятся некоторые саги о богах, и рассказываются истории о некоторых из них, дается описание. В книге содержится не очень много полезной информации. Хотя стоит отметить что больше, чем в большинстве прочитанных книг вместе взятых.

Циммерлинг А.В. «Исландские саги» В книге  приводятся саги о простом народе и некоторых героях. Так же включает понимание и описание саг самим  автором. Почти не несет ценной информации для курсовой.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи» Данная работа повествует о руническом алфавите и археологических находках, являющихся источниками этих письмен. Почти не несет полезной информации кроме различных видов алфавита, изменявшегося с течением времени.

История Норвегии. Москва «Наука». Данная работа повествует о истории Норвегии, его географического положения и развития. Почти не содержит необходимой информации для курсовой.

Младшая Эдда –  Москва «Наука». В этой книге рассказываются саги о героях и обычных людях. Книга не имеет ни какого материала для курсовой.

Пенник Н. «История языческой Европы» В книге  рассказывается истории возникновения различных языческих европейских верований.

Фрейя Асвинн –  Руны и мистерии северных народов, Москва. В книге повествуется о Футарке, рунной магии и гаданиях, образах богов, женских мистериях. Повествуется в форме фанатично-религиозных высказываний, что очень негативно сказывается на способе подачи информации и на ее корректности.

В целом информация есть, но она не особо полезна из-за некоторой доли фанатизма.

Кеннет Медоуз. Магия рун. Тайные знания мудрецов. Москва. Рассказывается о рунах и их происхождении, о рунной магии и ее применении, создании различных магических предметов. Автор неплохо освещает тему. Имеется довольно полезная информация по рунам для курсовой.

Антон Платов –  Руническая магия. Москва. В книге  повествуется о появлении рун  и их магическом применении. Содержит некоторую полезную информацию.

Воскобойников В.М. – Сказания средневековой Европы. Санкт-Петербург. В книге представлены песни Старшей Эдды об образовании мира, его устройстве и богах скандинавов. Книга содержит много полезного материала для курсовой.

Для начала мы рассмотрим то, как древние норманны представляют свой мир через мифологический образ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 
 

     В мифах говорится, что в начале не было ни чего, кроме мировой бездны Гинунгагап. На крайнем юге этой бездны горело страшное пламя, этот мир называется Муспелльхейм, то на севере, на самом дне, царил вечный мрак и мороз. Там бил источник с ядовитыми водами. Которые, растекаясь, превращались в иней и слой за слоем заполняли Гинунгагап. Со временем инея накопилось так много, что он стал достигать Муспелльхейма и таять. Эти капли ожили, и из них возник великан Имир. Из капель его пота возникли Хримтурсы – инистые великаны. Они были злы и глупы из-за того, что капли талой воды были наполнены ядом. К другим попало в кровь меньше яда, либо он совсем рассеялся. Так получились добрые великаны, с которыми дружат и боги и люди.

Вместе с Имиром возникла корова Аудумла, и неплохо видно доилась эта корова, если ее молока доставало великану. Она лизала соленые камни и к исходу третьего дня вылизала подобное человеку существо, не такое большое как Имир и вовсе не злобное.

От него пошло  славное племя Асов, вот почему его называют Бури, то есть Родитель. Говорят, он был хорош собою, высок и могуч. Он назвал своего сына Бор – Рожденный. Бор взял в жены дочь доброго великана, и родились у них дети – Один, Вили и Ве1.

     Так описывают Одина. Один был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятелем раздоров. Он – вечный странник, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнире (авт. о нем будет сказано ниже), в сопровождении волка и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям. Он же покровитель торговли. Один – воплощение высшей мудрости, он считался источником магии и поэзии («меда Один»)2.

     Братья  боги сразились с Имиром и убили  его. Кинули братья тело Имира в глубину мировой бездны и сделали из него землю, а из крови – озера, реки, моря. Кости Имира стали горами, а из осколков костей и зубов сделали валуны и скалы. Из черепа Имира сделали небосвод, а мозг бросили в воздух и сделали облака. Потом Боги взяли искры из пламя Муспелля, и прикрепили их к небу. Получились неподвижные звезды. Другим Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили свой путь.

В мертвом теле Имира завелись черви; Боги наделили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошел род Карликов – двергов. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Боятся солнечного света, так как он обращает их в камень. Они настолько сильны, что четверым из них боги доверили держать небо там, где оно всего ближе к земле. Они стоят по четырем углам света, их так и зовут: Аустри (Восточный), Нордри (Северный), Вестри (Западный) и Судри (Южный).

Земля получилась округлая, а кругом нее глубокий Океан. Что за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по-прежнему нет жизни и света, лишь звездные искры Муспелля да вековой холод темного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими богами? И кажется людям, что тот океан и нельзя его переплыть… 

Из волос Имира  возникли деревья и травы, зазеленела земля, начали заселять ее звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам змеи да ящерицы. Однажды шли сыновья Бора – Один, Вили и Ве – берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву.

Поразмыслили Боги, взяли деревья и вырезали из них Людей. Один, старший из братьев, дал им душу и жизнь. Вили – разум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям одежду – вот откуда пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или прозвание.

      Тогда юные Боги взяли веки Имира и огородили  ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах  позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен срединный мир, Мир Людей, и оттого зовется он Мидгард – «то, что огорожено». А великанов называли Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард – «то, что за оградой». Там чужая, враждебная Людям земля, ни когда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем Великаны – кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла…

Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир  Асгард – Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Карлики - дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм – им с их огнедышащими кузнечными горнами ни какой мороз нипочем. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде.

     Когда родились существа, прозванные светлыми и темными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда  в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги – появился Мир мертвых, угрюмый мир Хель. В начале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зеленом лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым.

      В те времена Солнце, слепленное Асами  из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом  родилась дочь у одного великана –  сумрачная и темноволосая, и он назвал ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю.

     До  сих пор несется по небу Ночь и  правит конем по кличке Инистая грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил. А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами матери и сына, и с тех пор ведется обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать. А еще у одного человека было двое детей, прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак (Ранний) и Альсвинн (Быстрый), и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые обдувают Солнце и дают прохладу коням. А братец Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звезды. И все было бы хорошо – но родились в Железном Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка – Обман и Ненависть, и погнались за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в огне и вновь возрождаться.

     Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже было сделано  кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен – добра или худа?

     Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Таким образом, они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине ее Боги вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их воедино. Это дерево – ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Мидгард людей, а крона – выше небес, и если нужно путешествовать между мирами, нет лучшей дороги. Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один у Асов на небесах, другой у инистых Великанов, там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному Миру Нифльхейм, и все еще бурлит под ним поток Кипящий Котел. В ядовитом источнике поселился злобный дракон Нидхегг, он грызет корень ясеня, надеясь погубить Людей и Богов. Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьет ключ, и всякий, кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь од исполинов – древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова его священная сила, что все попавшее в его воду, становится белым, как пленка, лежащая под скорлупою яйца. А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы – два лебедя. От них пошел весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Дерева: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, там их дом. Оттуда сходят они наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей – оленям, козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла быть пролита кровь. Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд (Прошлое), Верданди (Настоящее) и Скульд (Будущее). Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с Людьми и Богами. Рождается человек, и тотчас являются к нему Норны – судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд – главные Норны, но есть еще много других, добрых и злых. Не равные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почете, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли. У одних жизнь длинная, у других – короткая. Людям кажется, все дело в том, какие Норны стояли у колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на доля несчастья, так сулили злые Норны. Бывает и так, что родители малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят ее на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже богам. Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой, или бессчастной – дело самого человека, тут ни кто ему не помощник. Норны черпают из священного источника и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров.

     Один  избран вождем Асов, и стали его  называть Отцом Богов и Людей, а то еще Всеотцом, потому что  он вместе с братьями создал самых  первых Людей, а многие Боги приходились  ему детьми либо младшими родственниками, и по обычаю называли своего старейшину Отцом. Много знаний передали Боги человеческому роду; но прежде чем поучать, должны были они сами всему научиться, и не было такой науки, в которой Один не превзошел всех остальных. Только братья, Вили и Ве, знали его молодым. Все остальные помнили Одина седобородым и одноглазым. И думали, что это усердие в науках и мудрость состарили его, а вовсе не годы. А Одину все казалось, что знания его не полны. Как учить Людей, не узнав страданий и боли? Как отнимать и дарить жизнь, не ведая, что значит смерть? Как, наконец, обрести небывалую, высшую мудрость, постичь тайны волшебных заклятий, научиться заглядывать в будущее, прошлое и во все девять миров? Не понадобиться ли для этого умереть и снова родиться к иной жизни – в полном могуществе? Вышел Один из Асгарда и отправился на северо-восток, в Утгард, в Страну Великанов. Туда, где под корнем Мирового Древа вечно клокочет дарующий мудрость источник. Хотел Один зачерпнуть из него и напиться, но не тут-то было. Стражи источника не подпустили Отца Богов к берегу и не дели попробовать ни капли, требуя платы. Долго спорил с ними Один, и наконец решено было, что он отдаст им свой глаз. Так и сделали. Умер глаз Одина, и тотчас  обрел вождь Асов духовное зрение, способность видеть не только живых, но и мертвых: известно ведь, мертвые и живые зрячи только в своих мирах, всех сразу видит лишь тот, кто наполовину ослеп, ибо есть у него глаз живой и глаз мертвый. И, верно, не предпочел бы Один своего прежнего зрения новому. Но думают Люди, не сладким ему показался дарующий мудрость напиток, поскольку пришлось вместе с мудростью вкусить жестокую боль. Так и посейчас бывает с Людьми. Но начала заживать раненая глазница, и понял Один, что этого мало, что еще не пришла к нему полная божественная сила. Долго он размышлял и решил, наконец, что нужно пройти через смерть. Сделал петлю, укрепил ее на Мировом дереве. А перед тем, как бросится вниз, попросил свое копье нанести смертельный удар. Содрогнулось копье, но ослушаться не посмело – и девять дней, по числу миров, висел вождь Богов на суку, качавшемся под порывами небывалого ветра. Стягивала горло петля, кровь из раны сочилась каплями наземь. Вспыхивали, проносились видения, раскрывали тайну за тайной. Так Один принес себя в жертву самому себе. С тех пор завели люди обычай, избирая вождя, надевать ему петлю на шею и прикасаться к телу копьем, посвящая Одину.

И бывает, петля  вдруг затягивается, а копье пронзает нового вождя само по себе, если Всеотец  надумал призвать его в свои пиршественные  чертоги. Поэтому называют Одина иногда Богом Повешенных. Ведь он тоже висел без пищи и воды, оглядывая Землю и небеса то мертвым взглядом, то живым. Восемь ночей длилось его Посвящение, и лишь на девятое утро ждала Одина награда: заметил он под собой буквы-руны, начертанные на камнях. И тот час оборвалась веревка, и рухнул Один наземь, едва успев подхватить волшебные знаки. Вот когда Мировое Дерево получило свое имя – Иггдрасиль, то есть конь Игга, ведь Игг – «Ужасный» - одно из многих имен, которыми называл себя Один. А виселицу иногда называют «конем». Воскресший Один без сил лежал на земле, сжимая руны в руках, и к нему подошел мудрый великан Бельторн – отец его матери. Он напоил внука медом и спел девять песен мудрости, которых тот ни когда прежде не слышал. Один научил и Богов и людей вырезать и окрашивать руны, и тот обретает немалую силу, кто выучится рисовать их по порядку, одну за одной, все двадцать четыре. Но следует знать, что ошибка в начертании рун может принести страшный вред вместо пользы: великие знания требуют великой осторожности, и это следует помнить. Сколько ни учил Один Богов и Людей, его знаний от этого лишь прибывало. Умел он помочь человеку, охваченному горем, вылечив его душу. Умел излечить раны тела и вернуть жизнь убитому. Мог затупить в бою вражеские мечи и свернуть с пути стрелы, оберегая друзей. Мог погасить пожар в доме и помирить воинов, поссорившихся друг с другом. Мог заставить чаще стучать девичье сердце и обратить в камень ведьм, несущих беду. Много знал Один, но не все открывал, если думал, что тайные знания могут принести беду. И все вспоминал о меде, которым под ясенем Иггдрасиль напоил его дед. Ни когда прежде не пробовал он подобного меда: была в нем особая красота, порождавшая вдохновение, желание слагать прекрасные песни. И почувствовал Один – без этого меда его мудрость так и останется несовершенной.

      Между Асами и племенем Ванов случилась  жестокая распря, как часто бывает между разными народами – не только на земле, но и на небе. Одни говорят, что войну начали Асы, другие напротив, что Ваны подослали им женщину по имени Гулльвейг – Жадность к золоту. Она насылала безумие на Богов и богинь. Один три раза сражал ее своим копьем и три раза сжигал тело убитой, ибо знал – Жадность к золоту принесет немалые беды в мир, но все без толку: возрождалась колдунья и снова творила черное зло. Говорят, тогда и пропала игральная золотая доска, пропали резные фигурки, которыми тешились Асы. Кончился золотой век. Только богатые Ваны, владевшие земным плодородием, знали как справится с Гулльвейг. А хотелось им войти в Асгард и жить там с Асами наравне. Долго советовались Асы, и наконец Один повел войско на Ванов и, начиная битву, первый бросил копье, потому что первый удар должен нанести вождь. Долго длилась война – самая первая на свете война. Был заключен мир. Заключая мир Асы и Ваны обменялись заложниками. Ваны послали в Асгард Ньерда, повелителя моря и кораблей: выстроив себе Ом, он назвал его Ноатун – корабельный двор. Попадает в Ноатун все добро с кораблей, потонувших в морской глубине. В Ноатуне родились у Ньерда дети – Фрейр и Фрейя. Их имена значат «господин» и «госпожа». Фрейр ведает урожаем, приплодом скота, ему не худо молиться когда бездетные мечтают о детях. Фрейя – богиня любви. Асы отправили в заложники к Ваннам мудреца Мимира и еще Хенрира – красивого, высокого ростом Аса. Вскорости после прибытия выяснилось, что Хенрир шагу не может ступить без Мимира и его разумных советов. Тогда подумали Ваны – не очень-то равный обмен вышел. Убили они Мимира и послали его голову назад в Асгард. Гибель Мимира сильно опечалила Асов, ведь вместе с ним умерла и его мудрость. Но Один оживил ее, говорят Один часто советуется с ней, когда решаются судьбы девяти миров3. Возможно, Ваны были еще древнее Асов, с которыми изначально воевали4.

Было у Одина  в Асгарде жилище Валаскьяльв, и  стоял в нем престол Хлидскьяльв. И если восседал на нем Один или  какой другой Ас, был им виден  оттуда сразу весь мир. Было ведомо Одину – однажды настанет день последней битвы Богов. Понадобятся тогда Всеотцу все герои Мидгарда. Вот посему дал он каждому человеку вечную душу, не умирающую, даже когда тело станет прахом или пеплом. Он велел героям огораживать поле битвы священным орешником и щадить тех, кто израненным выползал за ограду. И кружили над местом сражения девы валькирии, избирая самых достойных. Вещих валькирий звали: Мист – Туманная, Хильд – Сражение, Херфьерур – Опустошающая войско, Хлекк – Шум битвы. Много было валькирий, одни вели род от Богов, другие были сестрами и дочерьми конунгов Мидгарда. Даровали они вождям победы и поражения, а павших мчали на крупах своих могучих коней в Асгард, по звонкому радужному мосту Биврест мимо Небесных гор, к престолу Отца богов. Некоторые историки говорят что только самых достойных везут на конях валькирии, остальные идут в Вальхаллу(Валгаллу) пешком через реку Тунд и ворота мертвых – Вальгринд.. Хорошо вождь Асов знает – ни кто лучше женщины не отличит показную храбрость от истиной, переменчивость труса от верности и благородного мужества. Смерть от оружия была жертвой Одину, а павшие воины становились его приемными сыновьями – эйнхериями. Для дружины Вождя Богов выстроен в Асгарде славный чертог, прозванный палатами павших в битве – Вальхаллой, кровля ее из боевых щитов, копья служат стропилами, дорогое оружие развешано на стенах, а на лавках всюду кольчуги. Велика дружина Всеотца – пятьсот сорок дверей устроено в Вальхалле, и говорят, что из каждой выйдет по восемьсот воинов, когда рог Гьяллархорн позовет их готовиться к последнему бою. Всякое утро посылает Один двух вещих воронов облететь мир: Хугин и Мунин – Мыслящий и Помнящий. Без устали кружат они над землей и возвращаются ко времени вечернего пира. Садятся на плечи Одину и нашептывают ему обо всем, что делается на свете. От того-то воины, выступившие в поход, всегда радуются при виде двух воронов, с громким карканьем летящих вслед кораблю, значит сам Один незримо с ними в походе. Мудрые люди рассказывают: ни когда бы не достигли Асы такого могущества, если бы не их дочери, сестры и жены – прекрасные Асиньи. Самая великая и славная среди богинь – Фрейя, дарительница любви. Добрая Фрейя всех благосклонней к людским молитвам, особенно, когда влюбленные ждут ее помощи. Ездит она на двух пушистых ласковых кошках, запряженных в легкую колесницу. Кто видел палаты Фрейи в Асгарде, сказывают – дивно велики они и прекрасны. Зовется этот чертог Сессрумниром – вмещающем много сидений. Часто ездит Фрейя вместе с Одином на поля битв, и верят люди, что достается ей половина убитых героев, тогда как другие отправляются к Одину в Вальхаллу. Может быть Фрейя берет с собой в Сессрумнир тех, кто был влюблен? Она сильна в колдовстве и научила Асов этому искусству, дарующему высшую власть.

Есть между  Асами и такой, которого называют сеятелем лжи и раздоров, позорищем всех девяти миров. Зовут его Локи. Он сын великана Фарбаути и жены его Лаувейи, то есть совсем не Ас по рожденью. На беду себе приняли Боги в свой род зачинщика распрь, стали ему побратимами. А от побратимства не отказываются. Локи красив собою и статен, но злобен норовом, труслив и очень непостоянен. Хитер он на всякие уловки, и всех превзошел в изворотливости и коварстве. Много раз Асы попадали из-за него в беду и заставляли Локи самого расхлебывать кашу, которую он заварил. Есть у Локи жена – Сигюн и сыновья – Нари и Нарви, такие же как отец злобные и дерущиеся между собой. Родилось у Локи в Железном лесу от старой пре старой великанши Ангрободы (Сулящей горе) торе детей, все чудовища: клыкастый и мохнатый Фенрир Волк по прозвищу Лунный Пес, Змей Йормунганд и дочь Хель. Спустя время узнали Боги от провидицы об этих детях и великих бедах, которые принесут они в мир. Когда привели их в Асгард, сделалось видно, что не обманулась провидица, не попусту пугала богов. Неподвижны были глаза у Змея и яд капал из пасти; Волк щерил клыки, и было заметно – когда войдет в полную силу, сумеет эта пасти проглотить Солнце. Хель, ссутулившись, стояла молча в сторонке, была она огромного роста и наполовину синяя, наполовину цвета тухлого мяса, да и глядела свирепо. Взял Один Йормунганда и выпустил в океан – и так разрослось там чудовище, что вытянулось вдоль всех берегов и начало кусать собственный хвост. За это прозвали его Поясом Земли и еще Мировым Змеем – Мидгардсормом. Великаншу Хель Один отправил вниз, в древний мрак Нифльхейма, велел давать приют всем, кто будет к ней послан – а это люди, умершие от старости и болезни. С тех пор по имени Хель нарекся весь Мглистый предел, и умерших часто называют «жителями Хель».Фенрира Волка боги вырастили у себя, чтобы не спускать с чудовища глаз, так как из всех троих он был самым страшным. Лишь Тюр, Бог Справедливых Законов, отваживался его кормить, и Волк доверял ему. Собрались Асы на совет и решили сделать крепчайшую цепь и связать Фенрира, чтобы отдалить гибель вселенной, чтоб смирно лежал он до своего часа и не натворил лишней беды. Так как Фенрир был хвастлив, и решили Боги устроить состязания. Какую только не ковали боги цепь, рвал ее Волк, обратились они тогда за помощью к подземным карликам. Смешали они шесть сутей: шум кошачьи шагов, женскую бороду, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыхание и птичью слюну. И выткали гладкую и мягкую ленту, шелковистую и на вид совсем не опасную. Привез ее Скирнир на остров Люнгви, что в озере Амсвартнир – там как раз собрались Боги и Волк. Тюр молча вложил руку в пасть Волка, и как он не рвался, только крепче делалась лента. Тогда боги с облегчением засмеялись: не скоро освободится чудовище! Лишь Тюр не смеялся, мучимый болью, ведь у него не стало руки. Асы тогда взяли конец пут, привязали к огромному камню и зарыли тот камень глубоко в недра земли. Асы вставили в открытую пасть Фенрира меч, так что челюсти не смыкались. В ветреную погоду с острова Люнгви и по сей день доносится вои, а слюна, бегущая у Фенрира из разинутой пасти, смешалась с озерной водой и дала начало реке. Зовут эту реку Вон – Надежда. Тюра отнесли домой на руках. И сказал он что не может быть больше Богом Справедливых Законов, теперь судить будет сила, а не закон. Тогда боги задумались. А вправду ли они выбрали меньшее из двух зол. Но было уже поздно.

Все выше описанное  является неким отражением реальной жизни Норманнов, их обычаев и  действий. Например, Бог Тюр олицетворяет собой главу Тинга, обще кланового  сбора, для решения какой-либо проблемы или обсуждения и принятия решения.

Приметили Боги на краю Мглистых пределов чей-то могильный  курган. Здесь спит пророчица, древняя  вельва. Она великанского рода и  долго ходила по свету, когда же пришло ее время – выбрала вечный сон, чтоб ни кто уже не тревожил ее, не испрашивал предсказаний. Остановил Один Слейпнира и, соскочив, взошел на курган. Молча смотрели Асы, как он поднял руку с ярко блеснувшим Драупниром (кольцо, отданное духом Бальдара своему отцу) и не громко спел заклинание – волосы зашевелились у всех, кто его слышал. С тяжелым вздохом раскрылся каменный холм, и перед Одином поднялась огромная тень, закутанная в бесформенный плащ.

- Кто ты, осмелившийся  нарушить мой сон? Кто ты, вновь  приказавший мне идти дорогой сквозь время, тяжкой дорогой?

- Я, как и  ты, тоже путник на этой дороге, - ответил Один. – Поведай мне,  поведай всем нам о великой  Битве Богов, о том, что нас  ждет!

На сей раз  вельва долго молчала, но наконец  Асы вновь услышали ее голос.

- Вы, нарушавшие  крепкие клятвы, вы, попиравшие справедливость, платившие черным злом за любовь! Вам ли дивиться тому, что неправда размножилась  и на небе, и на земле? Знайте же, близятся времена, когда человек не станет щадить человека, а кровные родичи затеют кровные распри, вместо того, чтобы стеной вставать друг за друга. Придет век мечей и секир, век бурь и волков! Придут великие войны, а после – три лютых зимы одна за другой, без лета – Фимбульветр, зима-исполин! Довольно ли тебе этого, Один?

- Продолжай, - приказал  Всеотец, не опуская руки. И вновь зазвучала мертвая речь:

- Наконец пропоют  петухи – черно-красный здесь,  в Мглистых пределах, алый у  великанов и тот, с золотым  гребнем, вскормленный в Асгарде!  Вижу! Трепещет, как тоненький прутик, могучее дерево, зиждющее миры! Гремит рог Гьяллархорн, созывая Асов на тинг! Эйнхерии навсегда покидают Вальхаллу, опоясываются мечами к последнему великому бою, ибо грядет Рагнарек – Битва Богов. Довольно ли тебе этого, Один?

- Продолжай, - твердо  вымолвил Всеотец. И вельва  продолжала:

- Вижу! Падает  цепь, столько зим державшая Фенрира  Волка: веки вечные истончала  ее каждая ложная клятва, каждый  удар в спину, каждый неправедный  приговор! И вот уже Волк на  свободе, от земли до неба  разинута ненасытная пасть! Йормунганд  Змей проснулся в пучине, поворотился и лезет на берег, губя сжигающим ядом все живое кругом. Гудит страна великанов, сползаются чудища, Сурт едет с юга, огненный великан с горящим мечом Муспелльхейма! Вот и Локи сбросил оковы, он направляет корабль, везущий свирепых сынов огня на погибель Вселенной. Вижу, как Солнце в последний раз вспыхивает на мечах эйнхериев и Богов, а потом чернеет и гаснет, пожренное Волком. Вижу, как с расколотого неба срываются ясные звезды. Грядет Рагнарек – Битва Богов! Довольно ли тебе этого, Один? Отпусти меня!

Но Всеотец  сказал:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.