Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория личности и история психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

Вступление.

Теория личности и история психологии

Теория  личности и другие психологические  теории

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Термин “личность” имеет разные значения.

Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях.

Теории личности сильно различаются  между собой, поэтому практически  невозможно просто подвести под слово  “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного  общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся  в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ И ИСТОРИЯ  ПСИХОЛОГИИ

 

Исчерпывающий анализ теорий личности должен, несомненно, начинаться с концепций  человека, разработанных великими классиками, такими, как Гиппократ, Платон и Аристотель. Адекватная оценка невозможна без учета  того вклада, который осуществили  десятки мыслителей – например, Аквинат, Вентам, Кант, Гоббс, Кьеркегор, Локк, Ницше, Макиавелли, – которые  жили в промежуточную эпоху и  чьи идеи можно отследить в  современных представлениях. Обсудим в общих чертах ту роль, которую сыграла теория личности в развитии психологии на протяжении последних шести-семи десятилетий.

Для начала рассмотрим некоторые относительно недавние источники влияний на теорию личности. Традиция клинического наблюдения, начиная с Шарко (Charcot, J.) и Жане (Janet, P.) и, что более важно, включая  Фрейда (Freud, S.), Юнга (Jung, С.G.) и Мак-Даугалла (McDougall, W.), определила сущность теории личности более, чем любой другой отдельный фактор. Следующая линия  влияния связана с гештальтистской  традицией и Вильямом Штерном (Stern, W.).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим  появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

 

Эти теоретики находились под грандиозным  впечатлением идеи целостности поведения  и, соответственно, были убеждены в  том, что частичное или фрагментарное  изучение элементов поведения не может привести к истине. Эта точка зрения глубоко укоренилась в ныне действующих теориях личности. Отметим также более позднее влияние экспериментальной психологии в целом и теории научения в частности. Это направление стимулировало интерес к тщательно контролируемому эмпирическому исследованию, лучшему пониманию природы теоретических построений и более детальной оценке способов модификации поведения. Четвертая детерминанта представлена психометрической традицией с ее направленностью на измерение и изучение индивидуальных различий. С этим источником связана возросшая изощренность в шкалировании при измерении поведения и количественном анализе данных. Существуют и иные – многочисленные – источники влияния на теорию личности, включая генетику, логический позитивизм и социальную антропологию, но ни один из них, как представляется, не имел столь далеко идущих последствий как четыре вышеназванных.

В том, что повлияло на ранних этапах на общую психологию и на психологию личности, есть и общее, и различия. Справедливо, что Дарвин в значительной степени повлиял на развитие того и другого; справедливо и то, что  физиология девятнадцатого века оказала  влияние на теоретиков в области  психологии личности, равно как оказала  очевидное воздействие на общую  психологию. Тем не менее факторы, влиявшие на эти два направления  в течение последних трех четвертей  столетия, явно различны. Если главные  идеи теоретиков личности приходили  в первую очередь из клинического опыта, то психологи-эксперименталисты  черпали идеи из открытий, совершенных  в экспериментальной лаборатории. В то время, как в первых рядах  ранних теоретиков личности мы видим  Шарко, Фрейда, Жане, Мак-Даугалла, в  экспериментальной психологии соответствующую  роль играли Гельмгольц, Павлов, Торндайк (Thorndike, Е. L.), Уотсон (Watson J. В.) и Вундт (Wundt, W.). Эксперименталистов вдохновляли  естественные науки, тогда как теоретики  личности оставалось ближе к клиническим  данным и собственным творческим реконструкциям. Одна группа приветствовала интуицию и инсайты, относясь с долей  презрения к тем шорам, которые  налагает наука с ее жесткими ограничениями  в отношении воображения и  узкими техническими возможностями. Другая поддерживала требования строгости  и точности ограниченного исследования и с отвращением относилась к  безудержному использованию клинических  суждений и имагинативной интерпретации. В конце концов стало ясно, что  ранняя экспериментальная психология немногое может сказать о тех  проблемах, которые интересовали теоретиков личности, а последние с недостаточным  уважением относятся к тому, что  представлялось самым важным психологам-эксперименталистам.

Хорошо известно, что психология родилась в конце девятнадцатого века как дитя философии и экспериментальной  физиологии. Истоки же теории личности в большей степени восходят к  медицине и обстоятельствам медицинской  практики. Фактически первые гиганты  в этой области (Фрейд, Юнг и Мак-Даугалл) были не только квалифицированными медиками, но и практиковали как психотерапевты. Историческая связь между теорией  личности и практикой прослеживается на протяжении всего развития психологии и составляет важное отличие этого  типа теорий от ряда других.

С этим согласуется еще два обобщения относительно теории личности.

 Во-первых, ясно, что в развитии психологии теория личности выступала как инакомыслие. В свое время теоретики личности были мятежниками. Мятежниками в медицине и экспериментальной науке, бунтарями против конвенциональных идей и привычной практики, протестующими против типичных методов и признанных приемов исследования и более всего – против принятой теории и нормативной проблематики. То, что теория личности никогда не шла в русле академической психологии, связано с несколькими важными моментами. С одной стороны, этот факт связан с тенденцией теории личности к высвобождению из смертельных объятий конвенционального мышления и предубеждений относительно человеческого поведения. Теоретикам личности, относительно мало вовлеченным в жизнь психологического сообщества, было проще подвергнуть сомнению или отвергнуть те допущения, которые были широко распространены среди психологов. С другой стороны, недостаточная вовлеченность освобождала их от своего рода дисциплины и ответственности за то, чтобы их формулировки были приемлемо систематизированы и организованы – а именно это "получает в наследство" хорошо социализированный ученый.

Второе обобщение заключается в том, что теории личности функциональны по своей направленности. Они по-особому соотносятся с вопросами регуляции организма. В центре внимания оказываются проблемы, критически важные с точки зрения выживания индивида. В то время, как психологи-эксперименталисты были поглощены такими вопросами, как существование безобразной мысли, скорость прохождения нервного импульса, особенности содержания сознания здорового человека, мозговая локализация функций, – теоретиков личности интересовало, почему у определенных индивидов развиваются болезненные невротические симптомы в отсутствие органической патологии, какова роль детской травмы в процессах регуляции у взрослого, при каких условиях возможно возвращение психического здоровья и какие основные мотивы лежат в основе человеческого поведения. Таким образом, именно теоретик личности, и только он, на заре психологии задался теми вопросами, которые ныне обычному человеку представляются основополагающими для успешного построения психологической науки.

До сих пор непонятно, быстрее  ли объемлющая и продуктивная теория человеческого поведения возникнет  из работ тех, кто поставил цель создать  такую теорию, или же в большей  мере она будет обязана тем, кто  решает более определенные и ограниченные задачи. Всегда непросто определить стратегию  научного продвижения, и навряд ли возможно окончательное суждение о том, какими проблемами следует заниматься. Иными  словами, раз установлено, что теоретики  личности ставили проблемы, которые  кажутся существенными и центральными для типичного наблюдателя за человеческим поведением, остается выяснить, насколько желание браться за такие проблемы подтвердит свою эффективность  для продвижения психологической  науки. Теории личности были шире по кругозору и в большей степени практически ориентированы, чем построения большинства психологов другого плана. Грандиозные фигуры академической психологии XIX века, такие, как Вундт, Гельмгольц, Эббингауз (Ebbinghaus, Н.), Титченер (Titchener, Е.В.) и Кюльпе, вели работу в недрах университетов, испытывая чрезвычайно мало воздействий извне. Они были свободны следовать собственным интеллектуальным склонностям, не испытывая – или испытывая чрезвычайно малую – необходимость рассматривать то, что полагали важным и существенным другие. Фактически, меру существенности они имели возможность определять, исходя из собственных интересов и собственной деятельности. Ранние же теоретики личности были учеными и практиками в равной мере. Естественно, что, сталкиваясь с проблемами современной жизни, усугубленными неврозами и более тяжелыми нарушениями, они должны были обратиться к таким формулировкам, которые могли бы внести вклад в решение этих проблем. Тот набор категорий для анализа эмоций, который мог использоваться в лабораторных условиях, не представлял большого интереса для терапевта, ежедневно наблюдающего действие эмоций, затрудняющих поведение, калечащих и даже убивающих человека. Таким образом, сильный функциональный оттенок теорий личности, их связь с проблемами, важными для выживания организма, представляются естественно вытекающими из тех условий, в которых эти теории возникли.

Очевидно, что теоретики личности обычно признавали решающую роль мотивационных  процессов. В то время, как многие психологи игнорировали мотивацию  или в своих исследования старались  свести влияние подобных факторов к  минимуму, теоретики личности видели в тех же переменных ключ к пониманию  человеческого поведения. Фрейд  и Мак-Даугалл первыми дали серьезный  анализ мотивации. Мак-Даугалл, обсуждая свои попытки создать адекватную теорию социального поведения (которая  в большей мере была теорией личности), следующим образом иллюстрирует разрыв между лабораторными теориями и жизнью:

"Наиболее важной для социальных  наук является та область психологии, которая рассматривает источники  человеческого действия, импульсы  и мотивы, поддерживающие телесную  и ментальную активность и  регулирующие поведение; и из  всех областей психологии именно  эта наименее развита: в ней  царят неясность, неопределенность, путаница" (McDougall 1908, с. 2-3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория личности и другие психологические теории

 

Теории личности фундаментально различаются  по тому, насколько пристальное внимание уделяется процессу научения. Некоторые  теоретики личности видят в понимании  процесса научения ключ ко всем феноменам  поведения, тогда как для других проблема научения – важная, но второстепенная. Хотя ни один теоретик личности не отрицает важности научения, но некоторые из них предпочитают обращаться скорее к приобретениям или следствиям научения, а не к самому процессу. Проблема, таким образом, оказывается пунктом разногласий между теми, кто поставил целью исследовать в первую очередь процесс изменения, и теми, кого интересуют стабильные структуры или приобретения личности в данное время.

Некоторые психологические теории готовы к тому, чтобы рассматривать  любые поведенческие явления, важные с точки зрения регуляции человеческого  организма. Другие теории жестко ограничены теми поведенческими проявлениями, которые  возникают в определенных тщательно  прописанных условиях. Такие теории проявляют интерес к ограниченным аспектам человеческого поведения.

Теории, которые пытаются иметь  дело со всеми важными поведенческими феноменами, могут быть рассмотрены  как общие теории поведения; те же, что ограничивают свои интересы определенными  типами поведенческих явлений, называются частными теориями.

Еще один момент существенных различий между теориями личности – отношение  к значению опыта ранних периодов развития человека. Вопрос заключатся в том, приписывает ли теория стратегическое и критическое значение событиям младенчества и детства, по важности несопоставимое с событиями последующих  этапов развития. Есть теории, усматривающие  в событиях самых ранних лет ключ к  взрослому поведению, в то время  как другие вполне определенно утверждают, что поведение можно понять и  оценить исключительно исходя из событий сегодняшнего дня. С этим вопросом соотносится то, насколько  автономной, функционально отдельной  от предшествовавшего опыта считают  теоретики структуру личности. Для  одних теоретиков понимание поведения  с точки зрения факторов, "действующих  теперь", не только возможный, но и  единственно оправданный путь. Для  других понимание настоящего всегда отчасти связано с некоторым  знанием о событиях прошлого. Естественно, сторонники взгляда в настоящее  убеждены в функциональной независимости  личностной структуры от частных  моментов прошлого, в то время как  подчеркивающие значение прошлого или  раннего опыта не так убеждены в свободе структур, существующих в настоящем, от влияния прошлых  событий.

Различие теорий личности может  быть проиллюстрировано на примере.

 Карл Роджерс определял личность  в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую  сердцевину наших переживаний. 

Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму  уникальный способ осознания жизненного опыта.

 А Эрик Эриксон представлял  личность как функцию результатов  психосоциальных кризисов в течение  жизни человека.

 

Психодинамические теории личности

Исторические корни психодинамических  теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Вероятно, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. В самом деле, Фрейд полагал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. Он пришел к этому заключению на основе работы с пациентами, проходящими психоанализ. Она неизбежно возвращала к переживаниям детства как к тому, что решающим образом определяло позднейшее развитие неврозов. Фрейд верил, что "ребенок – отец взрослого". Любопытно, что при столь явном предпочтении генетического способа объяснений, Фрейд редко изучал непосредственно детей. Он предпочитал реконструировать прошлую жизнь по воспоминаниям взрослого. Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

Описывая топографию психики, Фрейд  выделил три уровня – сознание,  предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях.

 Восприятие, мышление, память, намерение,  воображение и т.п. относятся  к сознательной стороне психики.

Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают.

Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий.

Фрейд выделял два основных врожденного  влечения: «эрос», т.е. ориентированный  на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» – разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии.

Любое влечение имеет побудительную  силу; «цель», т.е. желание незамедлительного  удовлетворения; «объект», посредством  которого достигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым  он связан, например гениталии в  случае полового инстинкта.

Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.

Фрейд выделял в структуре личности три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

 Инстинкты непосредственно  действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеют всецело  бессознательную природу и находятся  под влиянием «принципа удовольствия». 

«Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфере действия «принципа реальности». «Я» имеет  возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда  как «Оно» способно удовлетворять  свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций  которых – «воображаемое исполнение желаний».

 Идеалы и нравственные принципы  личности коренятся в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная  сила, служит энергетическим фактором  для всех трех компонентов  в структуре личности, однако, в  соответствии с принципом «психической  экономии», укрепление одной из  частей личности истощает две  другие. Конфликт между тремя  компонентами может привести  к психическим нарушениям, если  сильное «Я», ядро личности, не  имеет возможности удержать ее  составляющие в состоянии гармонического  равновесия.

 

Гуманистические теории личности

Термин “гуманистическая психология”  определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей  силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической  концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка  личности как единого целого, бесполезность  исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

Исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся  люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие  потенциального уровня личностного  развития.

Тенденция социального подхода  к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название «третьей силы в психологии». Такие  психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость  рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя  «целостно-динамический подход», Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает  в процессе реализации его личностного  потенциала. Невроз же возникает как  следствие несостоявшегося личностного  роста.

Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей:               низших (дефицитарных) и высших (связанных  с личностным ростом).

        Он различал  пять видов дефицитарных потребностей (в восходящем порядке):

 физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

потребность в безопасности (стабильность, порядок);

потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

потребность в уважении (самоуважение, признание);

потребность в самоактуализации (развитие способностей).

 

        Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены:

1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала),

2) желание знать и понимать (когнитивный  импульс),

3) эстетическая потребность (стремление  к красоте и гармонии).

 

Схема 2 . Иерархия потребностей по Маслоу.

 

Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого  поведения, не могут, однако, реализоваться  прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое  напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности  в личностном росте, скорее всего  усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или  самоактуализация, является критерием  психического здоровья. Это соответствует  концепции «полностью функционирующей  личности», предложенной Роджерсом, и  понятию «реализации смысла жизни» Франкла.

      Усилия Э.Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре. Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в  установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе  взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа  удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Непродуктивные типы характера:

 рецептивный (сентиментальный,  зависимый и пассивный, считающий,  что надо быть любимым, а  не любить),

эксплуатирующий (человек, который  добивается от других желаемого силой  и обманом),

накапливающий (скупой, упрямый и  ориентированный на прошлое) 

рыночный (человек, определяющий себя как товар, который можно выгодно  продать/обменять; предельно отчуждённый  от других).

Продуктивный характер только один; согласно Фромму, он представляет собой  цель развития человечества, и в  его основе лежат разум, любовь и  труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий  социально-полезные поступки.

    Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход «межличностной» теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений», Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

 

Феноменологическое направление

В феноменологическом направлении  психологии личности, разработанном  Карлом Роджерсом, центральное место  занимает положение, что поведение  человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также  подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей  сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность –  личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное  позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут  себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает  несоответствие между ней и общим  организмическим переживанием, и  тогда он пытается защитить целостность  Я с помощью искажения или  отрицания восприятия.

Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства  как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.

 

Поведенческие теории личности

Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а  не внутренними силами. Каждый индивид  находится под контролем случайных  обстоятельств, подкрепляющих его  поведенческие реакции. Вместе с  тем Скиннер – оптимист, так  как уверен в том, что человек  в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить  и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и  не прямым, а опосредованным – через  среду – путем.

 

Социально-когнитивная  теория личности

Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения  этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них  подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в  норме, в случаях психической  патологии поведение формируется  в результате научения, а потому «аномальное поведение» и «дурные  привычки» – это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации  поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить «плохие» привычки «хорошими», а аномальное поведение – нормальным. 
Бандура описывает психологическое функционирование яеловека  терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В его концепции юди не зависят целиком от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов окружения: динамическому процессу с когнитивной составляющей регулирования деятельности.

Основная теоритическая концепция  Бандуры – моделирование. Ключесвое  положение – моделирование генерирут  обучение посредством своей информационной функции. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранеия, двигательного воспроизведения, мотивации.

Социально-когнитивная теория личности отражает:

Строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и  познаваемости;

Умеренную приверженность лементализму;

Среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность- объективность, проактивность-реактивность.

 

Аналитическая теория личности

Карл Густав Юнг утверждал, что  душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих  структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.