Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание.
 Введение……………………………………………………………………………...3
    Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента.…….5
1.1. Понятие школ менеджмента……………………………………………..5
       Историческое развитие школ управления……………….………....5  
       Развитие подходов в управлении……………………………………6
 1.2. Характеристика школ менеджмента…………………………………….8
         Школа научного направления…………………………………….....8
              Административная или классическая школа менеджмента……...11
               Школа «человеческих отношений»…………………..………...….16
         Математическая школа менеджмента…………………………......18
    Организация контроля в менеджменте..………………………………………..20
      Контроль как функция менеджмента...…………...……………………..20
      Виды контроля ……………………………………………………………21
      Организация процесса контроля в менеджменте….................................27
      Свойства эффективного контроля ……………………………...……….30
Заключение……………………………………………………...……….…….……33
 Библиографический список……………………………..…………………...……35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
            1. Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом1.
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке  еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым  менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.
Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это  товарная концепция (конец ХIХ –  начало ХХ в.), сбытовая (30–50-е гг.) и  маркетинговая (с конца 50-х – начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах  можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя  все перечисленные концепции2.
Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется  с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента  структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени  и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания  управления. В настоящее время  достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так  как представители различных  школ используют теории и концепции  других школ.
2. Почти все, что делает  руководитель, обращено в будущее.  Руководитель планирует достичь цели в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.
Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию  отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под  угрозу.
Поэтому тему организации контроля автор считает актуальной в наши дни, ведь не зря во многих изданиях упоминают о тех неопределенностях, которые сопровождают процесс управления, и о необходимости рассматривать управление как своего рода бесконечный процесс. Контроль, попросту говоря, это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
Темы данной курсовой работы:
1. «Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента». 2. «Организация контроля в менеджменте».
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции различных школ и изучение функции контроля менеджмента.
Предметом является наука об управлении.
 
 
    Вклад различных школ управления в теорию и практику менеджмента.
1.1. Понятие школ менеджмента
Историческое  развитие школ управления
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства3.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Как самостоятельная наука  менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а, следовательно, усложнились  и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что  без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе  и получение прибыли. Это и  стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента  как особой специализации, особой профессии  была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Классическое  направление менеджмента включало в себя три области:
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования  классического направления менеджмента  был плодотворным – появилась  наука управления, новое фундаментальное  понятие, повысилась эффективность.
 
Развитие подходов в управлении
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.
Подходы на основе выделения  школ управления. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, шкала психологии и человеческих отношений и шкала науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.
Ученые выделяют множество подходов в управлении. Так, представляет интерес классификация Г. Кунца, который выделил следующие подходы к управлению:
1. Эмпирический подход.
2. Подход с точки зрения поведения  человека.
3. Подход с точки зрения общественной  системы.
4. Математический подход.
5. Операционный подход.
Несколько иначе рассматривает  принципы организации управления фирмой Дж.О. Шоннеси, группирующий школы управления следующим образом:
1. Классический подход.
2. Теория человеческих отношений,  бихевиоральный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационные теории организации.
Ученые выделяют также  и другие школы или теории. Например,
1. Теория индустриального менеджмента.
2. Школа «научного управления».
3. Теория бюрократической организации  управления.
4. Теория «человеческого фактора  в управлении».
5. Концепция «производственной  демократии».
Анализ приведенных подходов, касается, прежде всего, «процессного подхода», «системного подхода» и «ситуационного подхода», т.е. имеет место искусственное  и неоправданное разделение. С  одной стороны, освещаются методы исследования управления, с другой, рассматривается  менеджмент с выделением школ, подменяются  понятия «метод исследования управления»  понятием «подход к управлению». В самом деле, последние являются методами исследования менеджмента  в рамках школ управления.
 
 
1.2. Характеристика школ менеджмента
 
Полагаю, что, несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и  направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы4:
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая  школа.
3. Школа человеческих отношений.
4. Математическая школа управления.
Такая классификация условна, ибо  в рамках каждой из названных школ можно выделить целый ряд направлений, причем все они взаимосвязаны  и взаимно обусловлены.
 
Школа научного направления
 
Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915). Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину.
Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного управления можно считать Ф. и  Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др. Создатели школы научного управления исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными  принципами для развития менеджмента:
    Рациональная организация труда.
    Разработка формальной структуры организации.
    Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.
Тем самым складывались основы формальной организации, происходило отделение  управленческих функций от фактического выполнения работы. Тейлор утверждал, очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого  типа должен выполнить ее. Такой  подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали  свою работу и выполняли планируемое.
Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего, представители школы  научного управления отмечали необходимость  систематического использования стимулирования работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда и объемах производства. Благодаря этой школе управление стало признаваться как область  научных исследований, методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в  практическом достижении целей организации. По мнению Тейлора, основной задачей  менеджмента должно быть обеспечение  наибольшего процветания предпринимателя  вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. В отличие  от Тейлора, Г.Л. Гант (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.
Супруги Ф. Гилберг (1868–1924) и Л. Гилберг (1878–1972) анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Их изучение движений использовано для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, для введения собственной системы вознаграждения и уважения к рабочим. Л. Гилберт положила начало области управления, которая в настоящее время называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности труда  на уровне ниже управленческого, так  называемом вне менеджерском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к  управлению организацией в целом, прежде всего, представителями административной школы управления.
Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы  устранить лишние, непродуктивные движения»  используя стандартные процедуры  и оборудование стремились повысить эффективность работы.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом  этой школы было систематическое  использование стимулирования с  целью заинтересовать работников в  увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также  возможность небольшою отдыха и  неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени» выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность  установить нормы производства, которые  были выполнимы, и платить дополнительно  тем, кто превышал установленный  минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые  производили больше, вознаграждались  больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально  соответствовали выполняемой ими  работе, они также подчеркивали большое  значение обучения.
Научное управление также выступало  в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактически выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это  определённая специальность, и что  организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие  сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала  серьёзным переломным этапом, благодаря  которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований.
 
Административная или  классическая школа менеджмента
 
Развитие административной школы  происходило по двум направлениям –  рационализация производства и исследование проблем управления. Главная забота представителей классической школы  – добиться эффективности работы всей организации в целом. Цель этой школы – создание универсальных  принципов управления, реализация которых  обязательно приведет к успеху (можно  выделить работы Г. Эмерсона (1853–1931), А. Файоля (1841–1925), Л. Урвика (1891–1983), М. Вебера (1864–1920), Г. Форда (1863–1947). В нашей стране в начале 20-х гг. развернулась активная исследовательская работа в области научной организации труда, управления во всех отраслях народного хозяйства и государственном аппарате. Большой вклад в развитие науки об управлении внесли ученые А.А. Богданов (1873–1928), А.К. Гастев (1882–1941), П.М. Керженцев (1881–1940), Н.А. Вознесенский (1903–1950) и др.
Г. Эмерсон в своем основополагающем труде «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) рассматривал принципы управления предприятиями, обосновал их примерами из других отраслей производства. Понятие производительность или эффективность-то основное, что внес Эмерсон в науку управления. Он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком смысле. Эмерсон обосновал вопрос о необходимости и целесообразности, выражаясь современным языком, применения комплексного, системного подхода к решению многогранных практических задач организации управления производством и всякой деятельности вообще.
Французский горный инженер А. Файоль внес существенный вклад в науку управления. В своем основном труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. Основатели научного направления в менеджменте разрабатывали производственные проблемы. Файоль указывал на важность управленческой роли администратора. Он писал, что управление значимо в административной деятельности – координировании дел, больших и малых промышленных, коммерческих, политических, религиозных и любых других организаций. Анализируя административную функцию, он выделил пять ее элементов: 1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; 2) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия; 3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать; 4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; 5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям. Заслугой Файоля является также вывод, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в понимании принципов административной деятельности.
Представитель классической административной школы Л. Урвик развил и углубил основные положения Файоля. Он сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Основное внимание он уделял разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальность до настоящего времени: Если Файоль исследовал функциональный аспект менеджмента, то М. Вебер развивал институциональный аспект. Его основная работа «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделил три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический). Характеристики идеальной (бюрократической) организации, предложенные Вебером, позволили выделить определенные параметры организации и определить направления формирования ее деятельности.
В нашей стране проводились исследования, которые можно отнести к школе  управления. А.А. Богданов в работе «Всеобщая организационная наука» (1913–1917) отметил, что все виды управления в природе, обществе, технике имеют общие черты. Он стремился внедрить в практику «особую организационную науку», определить ее предмет, законы, основные категории. Ряд понятий, разработанных А.А. Богдановым, применяется для построения математических моделей экономических процессов и решения планово-экономических задач.
Другой представитель отечественной  науки – А.К. Гастев подчеркивал, что попытки создания так называемой организационной науки вне связи с конкретными тенденциями машинизированного массового производства неминуемо обрекаются на неудачу. Основное внимание в своих работах он уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основу комплексного подхода к теории управления.
Несколько в ином направлении разрабатывал основы научной организации труда  П.М. Керженцев. Он понимал научную организацию труда как изучение организационных приемов и наиболее рациональных методов организационной работы. Вместе с тем он сосредоточил свои исследования на управление людьми, коллективами, независимо от сферы их деятельности.
В отечественной литературе получили отражение теоретические принципы управления. В монографии «Теория  управления социалистическим производством» выделено 10 принципов: принципы демократического централизма, единства политического  и хозяйственного руководства, планового  ведения хозяйства, материального  и морального стимулирования труда, научности управления, ответственности, экономичности и эффективности, оптимального сочетания отраслевого  и территориального управления, преемственности  хозяйственных решений.
Основоположники научного управления и административной школы признавали значение человеческого фактора, основное внимание они сосредоточивали на двух факторах – справедливость в  оплате труда и экономическое  стимулирование. В 20–30-х гг. под влиянием начавшегося перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования появляется необходимость в поиске новых форм управления, более гуманных по отношению к человеку, формируется  школа «человеческих отношений». Исследователи школы исходили из того, что если руководство проявляет  большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности своей  деятельностью у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности труда. По мнению американского  ученого П. Дракера, только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты, все другие ресурсы подчиняются законам механики, их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов. Он видел основную задачу в устранении деперсонализированных отношений, и заменой их системой партнерства и сотрудничества.
Цель сторонников этой школы: попытаться управлять, воздействуя на систему  социально – психологических  факторов.
Приверженцы классической школы, как  и те, кто писал о научном  управлении, не очень заботились о  социальных аспектах управления. Более  того, их работы в значительной степени  исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть  на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам  несомненно приведет организацию к  успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией Определяя основные функция бизнеса, теоретики – «классики» были уверены  в том, что могут определить лучами способ разделения организации на подразделения  или рабочие группы. Традиционно  такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение  основных функций управления. Главный  вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры  организации и управления работниками. Примером может служить принцип  единоначалия, согласно которому человек  должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться  только ему одному. Пример представляет собой сжатое изложение 14 принципов  управления Анри Файоля, многие из них  до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли  с тех нор, как Файоль впервые  их сформулировал.
Принципы управления Файоля.
1. Разделения труда. Специализация  является естественным порядком  вещей.
Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это  достигается за счёт сокращения числа  целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность.  Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  её составляющая противоположность.  Где даются полномочия – там  возникает ответственность.
 
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и  её работниками. Установление  этих соглашений связывающих  фирму и работников из которых  возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из  главных задач руководителей  индустрии. Дисциплина также предполагает  справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен  получать приказы только от  одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая  группа, действующая в рамках  одной цели, должна быть объединена  единым планом и иметь одного  руководителя.
6. Подчинённость личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны  превалировать над интересами  компании или организации большего  масштаба.
7. Вознаграждения персонала. Для  того, что бы обеспечить верность  и поддержку работников, они должны  получать справедливую зарплату  за свою службу.
8. Централизация. Как и разделение  труда, централизация является  естественным порядком вещей.  Однако соответствующая степень  централизации будет варьироваться  в зависимости от конкретных  условий.
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь  – это ряд лиц, стоящих на  руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке –  вниз до руководителя низового  звена. Было бы ошибкой отказываться  от иерархической системы без  определенной необходимости в  этом, но было бы ещё большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.
10. Порядок. Место – для всего  и всё на своём месте.
11. Справедливость. Справедливость  – это сочетание доброты и  правосудия.
12. Стабильность рабочего места  для персонала. Высокая текучесть  кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место,  безусловно предпочтительней, чем  выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не  держится за своё место.
13. Инициатива. Инициатива означает  разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это  придаёт организации сил и  энергию.
14. Корпоративный дух. Союз –  это сила. А она является результатом  гармонии персонала.
 
 
 
Школа «человеческих отношений»
 
Школа «человеческих отношений» явилась  попыткой менеджмента рассматривать  каждую организацию как «социальную  систему». Основоположник этой школы  Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл, например, сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней – формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.
Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры  было доказательство необходимости  расширения границ организационного анализа  за пределы должностной структуры.
В рамках школы «человеческих отношений» сформирован целый ряд теорий. Среди них можно выделить, прежде всего, «Теорию Х» и «Теорию У» Д. Макрегора (1906–1964). Автор этой теории в книге «Человеческая сторона предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения, характеризирующих представление управляющих об отношении работников к труду. Одна из них – «Теория Х». Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более всего беспокоится о своей собственной безопасности. «Теория У» освещает производственный процесс несколько иначе. Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.
Особый интерес представляет теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга, изложенная в его книге «Труд и сущность человека» (1960 г.). В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу, автора книги «Мотивация и личность» (1954). Он предложил классификацию целей индивидуума и ранжирование их по степени важности. Им выделены пять видов потребностей: физиологическая потребность, потребность в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоуважении.
Один из первых представителей отечественной  управленческой науки, который примыкал к школе человеческих отношений, – Н.А. Витке. Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании людских воль. Руководитель, по его мнению, прежде всего социальный техник или инженер – в зависимости от его положения в организационной системе – строитель человеческих отношений.
Отличительной чертой школы «человеческих  отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его  последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что мэйонисты обнаружили утрату осознания специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов. Более того, они смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.
Первым, кто соединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента  в единую науку, был П. Дракер. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления. Вместе с тем каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций. Заслуга Дракера состоит в том, что он органически объединил эти подходы.
 
Математическая школа  менеджмента
 
Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в  управлении войсками во время 2-й мировой  войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно  к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется  использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов  для решения управленческих и  производственных проблем.
Исследование операций в области  менеджмента – это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы книги  «Основы менеджмента» указывают, что  ключевой характеристикой этой школы  является замена словесных рассуждений  и описательного анализа моделями, символами и количественными  показателями. Формирование и развитие этой школы связано с такими именами  как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».
Математика, статистика, инженерные науки  и связанные с ними области  знания внесли существенных вклад в  теорию управления. Их влияние можно  проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
Исследование операций и моделей. По своей сути, исследование операций 
– это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных до управляемого количества.
После создания модели, переменные задаются количественными значениями. 
Это позволяет объективно сравнить и окисать каждую переменную и отношение между ними. Ключевой характер науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или  количественного подхода было значительно  меньше, чем влияние поведенческих  наук, отчасти потому, что гораздо  большее число руководителей  ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого  поведения, чем с проблемами, которые  являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у  немногих руководителей было образования  достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В  настоящее время положение быстро меняется, т. к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Организация контроля в менеджменте
2.1. Контроль как функция менеджмента
 
Контроль – это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей. Все современные характеристики сущности контроля базируются на определении, которое дал основатель школы административного подхода А. Файоль: "На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия".
Благодаря налаженному контролю крутится «колесо менеджмента», осуществляется регулярный и эффективный процесс  управления организацией без авралов  и потрясений.
 

Планирование, организацию  и мотивацию нельзя рассматривать  в отрыве от контроля. Специалисты  отмечают, что многие проблемы на предприятии  возникают из-за плохого контроля. Зачастую фирма, пережив один кризис, переходит к другому, а причина  кроется в отсутствии системы  налаженного контроля. Без контроля начинается хаос, без него невозможно объединить деятельность работников организации  по достижению общих целей.
Для эффективного контроля необходимо выполнение ряда условий:
    должен быть план (в форме цели, стандарта или желаемого результата), позволяющий сравнивать достигаемые результаты с намечаемыми;
    должна быть налажена деятельность по проведению сравнений плана с результатами (в форме бухгалтерского, финансового, управленческого учета и непосредственного наблюдения за работой исполнителей) и установлена частота их проведения;
    необходимо установить допустимый порог отклонений результатов от плана, превышение которого требует незамедлительных действий менеджера, позволяющих их устранить;
    отлаженная информационная система, обеспечивающая менеджеров точной, своевременной и адресной информацией;
    наличие организационной структуры с четко определенной ответственностью руководителей, сфер их деятельности, производственных и управленческих подразделений, должностных лиц.
Контролю должно подвергаться все, что происходит в организации: деньги, материалы, оборудование и люди. Р. Олдкорн  формулирует основные принципы, применяемые  во всех системах контроля, следующим  образом:
    Разработать план,
    Сравнить план и действительные результаты,
    Сравнивать часто,
    Сообщать о заметных отклонениях,
    Сообщать об отклонениях оперативно,
    Предпринимать соответствующие действия,
    Убедиться, что это экономически эффективно.5
Функция контроля играет огромную роль в управлении предприятием: ее осуществление  позволяет достичь поставленных результатов, выяснить причины отставания от намеченных планов и предпринять  своевременные действия, скорректировать  поставленные цели, повысить мотивацию  работников.
 
2.2. Виды контроля
 
Цель осуществления  контроля – способствовать тому, чтобы  фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Контроль должен быть комплексным и  охватывать все временные этапы  деятельности организации: до того, как  началась работа, чтобы убедиться, что  все есть для ее осуществления; в  процессе выполнения – чтобы не допустить значительных отклонений от намеченного плана; и после  ее завершения, чтобы извлечь уроки  и не допустить повторения ошибок в будущем. Соответственно выделяют три вида контроля – предварительный, текущий и заключительный. Они  имеют одинаковые цели и способы  осуществления, отличаются друг от друга  только временем проведения.
Предварительный, или упреждающий, контроль фокусирует внимание на поступающих в организацию ресурсах – материальных, человеческих и финансовых. Иногда его называют предварительным контролем качества.
В процессе предварительного контроля человеческих ресурсов анализируется качество и достаточность деловых, профессиональных знаний и навыков для выполнения работы, происходит подбор недостающих кадров, переподготовка имеющихся с целью приобретения требуемых качеств.
Предварительный контроль материальных ресурсов состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Одним из способов данного вида контроля является выбор поставщиков, доказавших способность поставить качественное сырье, соответствующее техническим условиям, другим – обеспечение необходимого уровня запасов, позволяющего ритмично работать.
Предварительный контроль финансовых ресурсов позволяет обеспечить уверенность в том, что организация будет иметь денежные средства в количестве, необходимом для проведения работ. Прогноз – главное направление при контроле денежных средств. Важный финансовый документ носит название «Прогноз контроля наличности«. Его разрабатывают многие компании, за исключением очень маленьких или неэффективных. В прогнозе осуществляется детальный расчет поступления и использования денежных средств в организации в течение прогнозируемого времени, определяется уровень, ниже которого не должна упасть сумма наличности компании. Эти расчеты обеспечивает менеджеров измерителями их деятельности в дальнейшем, составляют основу для разработки общих операционных и финансовых планов.
Общее правило: если на стадии предварительного контроля выяснилось, что каких-то ресурсов не хватает, а  их поступление весьма проблематично, то работу лучше не начинать, чтобы  не допустить возникновения проблем.
Текущий контроль осуществляется менеджерами всех уровней в виде наблюдения за деятельностью работников организации. Иначе его называют оперативным контролем, так как проводится в режиме текущего времени; он должен обеспечить менеджменту уверенность, что осуществляемая деятельность соответствует запланированной. Если возникают отклонения, то менеджмент должен знать об этом как можно скорее. Своевременный контроль позволяет либо прекратить неэффективную деятельность, либо оперативно внести необходимые корректировки. Если контроль осуществляется с большим лагом, то тогда можно только констатировать опущенные возможности предприятия.
Заключительный  контроль иначе называют контролем по результатам, он проводится либо сразу после завершения работы, либо спустя некоторое время. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем и позволяет избежать повторения выявленных проблем. Также он способствует мотивации, так как позволяет выявить соотношение фактических результатов и вознаграждения и более эффективно сформировать будущие ожидания работников. Результаты заключительного контроля дают информацию руководству организации о качестве системы управления и о ее узких местах, нуждающихся в совершенствовании.
Системы контроля непрерывно совершенствуются. Ф.У. Тейлор был первым, кто обратил  пристальное внимание на организацию  эффективного контроля. Он разработал систему управления, в которой  сначала точно устанавливают, что  необходимо, чтобы люди работали, а  затем контролируют их работу и следят, чтобы она выполнялась наилучшим  образом и с наименьшими затратами. До начала 60-х годов ХХ века развитие контроля осуществлялось преимущественно  на основе положений школы научного управления.
Затем, по мере ужесточения конкуренции, возникла необходимость переноса акцентов на контроль качества. В 1961 году американский ученый А.Б. Фейгенбаум ввел понятие  «комплексное управление качеством», задачей которого являлось создание системы, в которой все сразу  делалось правильно и делался  упор на предупреждение брака так, чтобы  отпала необходимость в проведении частых текущих проверок. При этом ответственность за качество возлагалась  не на контролеров, а на изготовителей  изделий: станочников, бригадиров, сборщиков. Американские ученые и специалисты  впервые осуществили ускоренную широкомасштабную автоматизацию и  компьютеризацию производственных и управленческих операций, создав адаптивные информационные системы, сложный  набор оптимизационных моделей  и количественных методов, способных  быстро обнаруживать и предлагать варианты ликвидации любого незапланированного отклонения на том или ином этапе  производственного цикла.6
В процессе реализации си
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.