Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная инновационная политика в регионе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?                                                  РОСАТОМ
Федеральное Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Северская Государственная Технологическая академия
Факультет Технологии Управления
 
 
 
 
 
 
                     Курсовая работа
по дисциплине: «Региональная экономика»
Тема: Современная инновационная политика в регионе.
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка гр.
_______
                                                                                   «»         20 г.
 
 
 
Проверил:
  _______
«___»_______________
 
 
 
 
г. Северск 2009г
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Роль научно-технического потенциала в развитии национальной экономики.
1.1.Сущность, понятие, структура НТП.
1.2.Национально приоритетные направления развития науки и методы их поддержки.
1.3.Международный опыт, история реализации НТП.
2.Региональный аспект формирования инвестиционно-иновационной политики на примере Томской области.
2.1.Иновационная политика Томской области, проблемы, перспективы развития.
2.2.Формы и методы поддержки инновационной активности.
2.3.Инновационная стратегия развития России и место в ней Томской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долго­срочный устойчивый рост прежде всего с пе­реходом на инновационный путь развития.
Представляется, что уже в ближайшем буду­щем станет очевидна реальная потребность в выработке и осуществлении единого подхода к проблемам инновационного роста со стороны вновь образованного министерства и ряда других федеральных министерств и ведомств, курирующих вопросы образования, внешней торговли, защиты интеллектуальной собст­венности и определения общей экономиче­ской стратегии государства.
Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов науч­но-технической, инновационной и промыш­ленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на мак­ро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Региональный аспект формирования инновационной политики
 
1.1 Правовая основа инновационной деятельности. Цели, принципы и направления инновационной политики Томкой области
 
    04 сентября 2008 года губернатор Томской области своим распоряжением № 186-ОЗ подписал закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области», ранее принятый Государственной думой Томской области. Основное отличие регионального закона от одноименного, принятого еще в конце 1990-х годов, заключается в том, что он направлен на интенсивное стимулирование развития инновационно активного бизнеса.
    В этом законе впервые вводится понятие инновационно активного предприятия, в Положении о таком типе предприятий устанавливаются четкие критерии отнесения предприятия к данной категории. Теперь в Томской области инновационно активное предприятие определяется в соответствии с четырьмя критериями:
- рост объёма произвнденной продукции не менее 15% в год в сопоставимых ценах;
- доля инновационной продукции в общем объёме произведенной продукции не менее 38%;
- наличие на балансе объектов интеллектуальной собственности (самостоятельно созданных или приобретенных по лицензионным соглашениям);
- затраты на НИОКР до 10% от прибыли. Для таких предприятий в соответствующей статье закона определен перечень льгот и преференций, которые может ввести регион в условиях действующего российского законодательства.
    Координационный совет по инновационной деятельности Томской области определяет перечень предприятий, документально подтвердивших свое соответствие вышеперечисленным критериям, и предлагает губернатору включить те или иные предприятия в список. Далее распоряжением губернатора перечень инновационно активных предприятий утверждается и передается в налоговую инспекцию. Этой категории налогоплательщиков предоставляются льготы, оговоренные в законе. Включение предприятия в перечень будут означать, что оно имеет право на льготы, указанные в настоящем законе, в течение года. Если это предприятие по завершении года подтверждает статус инновационно активного, льготы продлеваются еще на год и т. д.
      Для крупных предприятий в законе также предусмотрен режим  льготирования, но уже не для всего предприятия, а только в части реализации крупного инновационного проекта.
      Настоящий Закон определяет организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности в Томской области, а также регулирует отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти Томской области.
      Закон имеет целью обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инновационной деятельности и направлен на создание условий для перевода экономики Томской области на инновационный путь развития; развитие инфраструктуры инновационной системы, а также формирование механизмов реализации инновационной деятельности в Томской области.
      Инновационная деятельность на территории Томской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
      Цель, задачи и принципы государственной региональной инновационной политики Томской области заключаются в следующем:
1. Государственная региональная инновационная политика Томской области имеет своей целью развитие и эффективное использование инновационного потенциала, содействие развитию рынка технологий, внедрению в производство и в сферу услуг результатов научно-технической деятельности, выпуску наукоемкой, конкурентоспособной продукции, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения Томской области.
2. Государственная региональная инновационная политика Томской области направлена на решение следующих задач:
-     содействие инновационному пути развития экономики региона;
- интеграция научного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и научно-образовательного секторов экономики с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;
-    концентрация выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Томской области, муниципальных образований, инфраструктуры инновационной системы;
- стимулирование инновационной деятельности через систему государственной поддержки, осуществляемой органами государственной власти Томской области в различных формах;
-    интенсификация развития и реализации инновационного потенциала научно-образовательной сферы Томской области;
- повышение инновационной активности и восприимчивости организаций к инновациям;
-   содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных специалистов, занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью;
-   создание условий для формирования современного технологического уровня в производственных и непроизводственных отраслях Томской области;
- консолидация усилий органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности с целью активизации инновационной деятельности в Томской области.
3. Государственная региональная инновационная политика Томской области осуществляется исходя из следующих принципов:
гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных проектов, выполняемых в интересах экономики Томской области и целевых программ по развитию инновационной деятельности;
единство региональной инновационной системы;
гарантирование осуществления на территории Томской области инновационной деятельности в соответствии с правовыми основами, закрепленными в статье 2 настоящего Закона.
     Основными направлениями государственной региональной инновационной политики Томской области являются:
   -  определение приоритетных научно-технологических направлений, обеспечивающих динамичное развитие производительных сил Томской области;
  -   формирование территорий научно-технического и (или) инновационного развития Томской области;
    -  формирование и развитие в Томской области особой экономической зоны технико - внедренческого типа, созданной на территории города Томска;
    - увеличение числа инновационно-активных организаций, концентрирующихся вокруг организаций научно-образовательного комплекса Томской области;
     -  формирование целевых программ по развитию инновационной деятельности для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов;
      - поддержка инновационных проектов, обеспечивающих развитие экономики Томской области;
      - формирование эффективной системы государственного регулирования, поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
    -    развитие инфраструктуры инновационной системы и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную и непроизводственную сферу Томской области;
     -   создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной, научно-технической и производственной деятельности;
    -   развитие наукоемких отраслей в сфере малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних наукоемких инновационных организаций различных форм собственности, в том числе создаваемых бюджетными учреждениями науки и образования;
     -   информирование населения Томской области о принципах и ходе реализации научно-технической и государственной региональной инновационной политики Томской области;
    -    проведение мониторинга общественного мнения по вопросам создания региональной инновационной системы и развития инновационной деятельности в регионе;
    -    развитие международного сотрудничества в инновационной сфере, в том числе привлечение иностранных компаний, реализующих инновационные проекты на территории Томской области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Современное состояние производственного аппарата в отрасли и значение инновационной политики в современных условиях.
 
В настоящее время производственная база промышленности в целом характеризуется:
- высоким уровнем износа активной части основных фондов (за 1995-1997 гг. степень износа машин и оборудования увеличилась на 5,7% и составила 67,8%);
- низкой инновационной активностью, что препятствует технологическому обновлению промышленности, росту производительности машин и оборудования.
В развитых странах производительность техники с применением систем интеллектуализации производства, CALS-технологий выше, чем обычного универсального оборудования, в 20-25 раз и более. Вопреки таким закономерностям экономические преобразования в России сопровождаются резким сни­жением инновационной деятельности. Если в конце 80-х гг. инновационно-активных предприятий по промышленности в целом было 60-70% (т.е. на уровне развитых стран), то в 1997 г. - 4, 7, а в октябре 1998 г. - 3,6%.
Экономическое положение пока не позволяет оживить эту деятельность из-за недостатка собственных денежных средств (их доля у инновационно-активных предприятий в общих затратах на инновации составляет 77%), низкого платежеспособного спроса на новую продукцию и услуги и из-за высокой стоимости нововведений. Высокая инновационная активность харак­терна для депрессивных отраслей с большой долей импортной продукции на внутреннем рынке. Это свидетельствует об их стремлении выжить в конку­рентной борьбе. В то же время в экспортоориентированных отраслях иннова­ционная активность ниже, что соответствует общемировым тенденциям ры­ночной экономики.
Инновационная продукция предприятий, активно занимающихся нововведениями, составляет незначительную долю (16% в 1995 г. и 19,7% в 1997 г.) в общем объеме отгруженных товаров и не превышает 2,2% всей массы промышленных изделий. Наибольший удельный вес ее (от 26,6% до 38,5% в объ­еме отгруженной продукции) - в цветной и черной металлургии, лесном комплексе, легкой промышленности; средний уровень - в химической и нефтехи­мической промышленности и машиностроении (21,3%), в остальных отраслях значительно ниже.
Об эффективности затрат на инновации свидетельствуют следующие данные:
Затраты, %
 
Выпуск продукции, %
 
Эффективность, руб./руб. затрат
 
на технологи­ческие иннова­ции
 
на поддержа­ние основных фондов
 
доля инноваци­онной продук­ции в общем объеме отгру­женной
 
доля продук­ции, выпускае­мой по тради­ционным тех­нологиям
 
инновационная продукция
 
продукция, выпускаемая по традиционным технологиям
 
3,2
 
96.8
 
19.7
 
80,3
 
6,16
 
0.83
 

 
В расчете на 1 руб. затрат инновационная деятельность обеспечивает объемы выпуска продукции в 7,4 раза большие, чем при ее производстве по традиционным технологиям. Особенно эффективна она в отраслях, уделяющих внимание развитию и внедрению ресурсосберегающих инновационных технологий. 
Несмотря на существенные различия в значимости тех или иных показателей инновационной сферы, можно выделить две группы отраслей. В первой преобладают процессные инновации. В нее входят топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, черная и цветная металлургия, лесной комплекс и пищевая промышленность, т.е. отрасли, в которых определяющую роль играют инновационные технологии, обеспечивающие в первую очередь снижение материальных затрат в производстве. Здесь в основном выше интен­сивность экспорта и эффективнее инновации. Исключение составляет топлив­ная промышленность, в которой эффективность их незначительна, что связано с очень большими сроками окупаемости инвестиций.
Во второй группе, в которой основными являются продуктовые иннова­ции, объединяются машиностроение, промышленность строительных материа­лов, легкая и медицинская промышленность, т.е. отрасли, в которых, помимо технологического обновления производства, значительную роль играют повышение качества, расширение ассортимента продукции и снижение зависимости от импортного сырья, материалов и полуфабрикатов. Инновационная деятельность здесь характеризуется средним уровнем интенсивности и эффективности, в основном более низким, чем в первой группе отраслей. Это обу­словлено следующими обстоятельствами. Период от разработок новой (осо­бенно принципиально новой) продукции до освоения ее выпуска, если ориен­тироваться на отечественную производственную базу, достаточно большой. Отдача вкладываемых средств возможна только в перспективе, за исключени­ем тех видов продукции, выпуск которых связан с существующим оборудова­нием и не требует создания новых технологических процессов и аппаратов.
Химическая и нефтехимическая отрасль, а также промышленность строительных материалов, имеющие изношенный производственный аппарат, изме­нили акценты в инновационной сфере, увеличив долю процессных инноваций и затрат на приобретение техники. Это позволяет в перспективе прогнозиро­вать снижение удельного веса устаревшего оборудования за счет технологиче­ского обновления, хотя пока сохраняется рост удельного веса изношенных машин.
Наблюдаются тенденции увеличения затрат на внедрение новых техноло­гий и переориентация отраслей на процессные инновации, обеспечивающие решение главной задачи - поддержание и повышение конкурентоспособности производств за счет эффективного ресурсосбережения. Такие технологии и расширение объемов выпуска продукции на основе экономии ресурсов, в свою очередь, позволят интенсифицировать инновационную сферу в промышленно­сти путем накопления и использования на эти цели собственных средств предприятий.
В условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта первостепенное значе­ние приобретает создание надежного опережающего стратегического задела прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, экспериментальных моделей, а также резервного массива новейших технологий и пилотных образцов инновационной продукции высшей степени готовности. Сущест­вует достаточное количество разработок, готовых к внедрению в производство и направленных на повышение конкурентоспособности производства через улучшение его ресурсосберегающих характеристик. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий менее капиталоемко по сравнению с наращива­нием добычи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Последнее осо­бенно важно в условиях, когда цена производства энергоносителей близка к мировой, а продуктов их переработки - нередко и выше. Анализ ресурсосбере­гающих характеристик нашего основного технологического оборудования и аналогичного зарубежного свидетельствует, что пока еще оно незначительно уступает базовым западным образцам. Например, энергоемкость эксплуатации единицы производительности практически равна для отечественных и зару­бежных технологий в производстве черных металлов, добыче угля закрытым способом, в тяжелом и энергетическом машиностроении. Однако недоинвестирование технологий, особенно в отраслях, создающих технику, способству­ет деградации производств. Оборудование должно заменяться в соответствии с циклами обновления, которые учитывают появление возможных инноваций. Так, для электродвигателей - это 15 лет, электроаппаратуры - 8. Сроки обнов­ления продукции постоянно сокращаются. Общим технологическим недостат­ком производственно-технологической базы остается высокая ресурсоемкость ее инфраструктуры, вспомогательных производств. В машинострое­нии практически отсутствуют макротехнологии серийного производства высо­котехнологичной продукции: если в США ее выпускается серийно более 80%, то у нас - лишь около 20%.
Промышленность более чем на 80% укомплектована машинами и оборудованием отечественного производства. Их замена преимущественно импортной техникой с финансовой точки зрения не осуществима, а точечное обновление, связанное с зарубежными технологиями, малоэффективно из-за трудностей достижения в этом случае технологической однородности производства в це­лом. Упор следует сделать на обновление производственного аппарата на ос­нове отечественной инновационной технологии. Зарубежная техника и техно­логии должны дополнять ее в рамках обычного процесса межстрановой и межкорпорационной специализации.
Анализ показывает, что сложившиеся объемы производства конкурентоспособных изделий пришли в относительно сбалансированное состояние с размерами внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию, с их ценами и качеством.
Поскольку в среднесрочной перспективе не ожидается значительного прироста инвестиций для технологического перевооружения промышленности, целесообразно сочетать два процесса:
- максимальное использование имеющегося, частично адаптированного к рыночным условиям технологического потенциала с одновременным инвестированием разработок новых и модернизацией выпускаемых видов продукции с целью улучшения их потребительских свойств и техникоэкономических пара­метров, обеспечивающих повышение спроса;
- расширение прогрессивной технологической базы промышленности за счет уже разработанных и частично внедренных наукоемких ресурсосберегающих технологий, для которых не требуется создания новой производствен­ной базы и, следовательно, больших капитальных вложений.
В условиях резкого сокращения направляемых в промышленность инвестиций и сужения возможностей воздействия государства на инновационную активность экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов много­кратно возрастает сложность и ответственность выбора как стратегических приоритетов технологического развития, так и конкретных проектов, которые должны стать объектами первоочередной государственной поддержки. Для методического и информационного обеспечения такого выбора на государст­венном уровне необходима действующая на постоянной основе и четко регла­ментированная система мониторинга и прогнозирования технологического потенциала сферы НИОКР, а также потребностей и возможностей экономики в их освоении. В качестве одного из ее элементов может служить постоянно об­новляющийся банк данных научно-технических разработок, научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ, а также наукоемких технологиче­ских проектов, сформированный департаментами Минэкономики РФ в рамках интегрированной информационно-вычислительной системы. При этом банк данных НИОКР - не только источник информации об имеющихся технологи­ческих ресурсах, он имеет и самостоятельное значение как для обоснования государственного заказа на НИОКР, так и для выдачи рекомендаций на закуп­ку импортного оборудования в случае отсутствия конструкторских заделов по соответствующим направлениям.
Информационно-аналитическая система сопровождения конкурсного от­бора проектов НИОКР и анализа альтернативных вариантов с учетом финан­совых ограничений позволяет анализировать хранимую информацию, форми­ровать выборки по различным показателям, оценивать качественные и количе­ственные характеристики проектов, отбирать наиболее эффективные и пер­спективные технологии. В выходной информации имеются данные о числе проектов по каждой федеральной целевой программе, прогнозируемых затра­тах на выполнение проектов в целом и на текущий год, ожидаемом годовом объеме производства продукции в результате реализации проекта, распределе­нии проектов по анализируемым характеристикам эффективности, в том числе по оценке уровня инвестиционных затрат на единицу технологической мощно­сти и удельных инвестиционных затрат в основные производственные фонды, по ранжированию проектов по величине удельных инвестиционных затрат, оценке степени готовности научно-технической базы для организации произ­водства и выпуска продукции, объемам финансирования организаций - испол­нителей проектов. Система оценивает инвестиционную привлекательность проектов, эффект экономии ресурсов от внедрения новых разработок, выдает предложения о комплексном финансировании взаимосвязанных работ.
База данных технологических заделов в отраслях промышленности представляет собой набор инновационных наукоемких технологий, превосходящих по своим технико-экономическим параметрам традиционные, по которым вы­пускается основной объем продукции. Она включает показатели ресурсосбережения, обеспечиваемого за счет использования новых технологий, удельные капитальные затраты, необходимые для их внедрения, предполагаемые мас­штабы реализации и другие параметры. Представленные в сформированной базе данных 186 технологий, соответствующих мировому уровню, распределе­ны по отраслям с учетом специфики каждой из них с позиций конкурентоспособности и возможностей ее повышения за счет инновационного фактора. Эти наукоемкие технологии, из которых 38% не имеют отечественных аналогов, а 19 технических решений запатентовано за рубежом, в целом отражают сло­жившиеся потребности в развитии производственного аппарата и инновацион­ной деятельности отраслей. Внедрение их позволит не только существенно улучшить качественные характеристики продукции, но и за счет топливо-, энерго- и материалосбережения суммарно сэкономить 15-20 млрд. руб.
В ТЭКе намечено внедрить 20 технологий. Цели - топливосбережение (электроэнергетика), повышение нефтеотдачи, интенсификация добычи (нефтедобыча), углубление переработки и комплексность использования сырья (нефтепереработка), снижение экологической нагрузки (все отрасли), внедре­ние высокопроизводительного оборудования (газовая и угольная); в химической и нефтехимической промышленно­сти - 39. Улучшение качества продукции, адаптация номенклатуры к рыночной конъюнктуре.   Реализация этих программ до 2005 г. сократит общее расходование мате­риальных и топливно-энергетических ресурсов в промышленности, с учетом различных вариантов прогноза, до 3,7-5%, а ВВП увеличится на 3,5-4,7%.
Кризисные явления усугубили положение инновационной сферы как наименее конкурентоспособного субъекта инвестиционного рынка. Так, в 1995-1996 гг. в топливной промышленности финансовые инвестиции превышали инвестиции в технологические инновации в 12 раз т.д. 
К 1998 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение промышленности составила около 6% от общих объемов инвестиций в основной капи­тал (из них 86% - собственные средства предприятий).
Таким образом, инновационная сфера промышленности не смогла адаптироваться к резкому сокращению финансирования (обусловленному в первую очередь недостатком собственных средств предприятий) и жестким требовани­ям, предъявляемым рынком к инновационной продукции. В результате про­изошел спад инновационной деятельности практически во всех отраслях. 
Структура затрат на инновации (по стадиям инновационного цикла) показывает, что предприятия уделяют основное внимание текущим потребностям, направляя более 60% этих средств на технологическую подготовку производ­ства и закупку оборудования. На долю НИОКР, обеспечивающих научные за­делы инноваций, приходится менее 17% общих расходов. К негативным явле­ниям следует отнести недостаточное внимание к маркетинговым исследовани­ям (1,6% общих затрат на инновации) и подготовке персонала для работы по новым технологиям (0,6%).
Ориентация на создание новых видов продукции и технологий определяет­ся конкурентной стратегией отраслей. В химической и нефтехимической, топливной промышленности, металлургии, где основным фактором конкурентоспособности является снижение издержек производства и качества продукции, акцент делается на обновление технологической базы. В отраслях, конкуренто­способность которых связана в первую очередь с обновлением ассортимента (например в легкой промышленности), резко повысилась доля затрат на про­дуктовые инновации.
Основной фактор неудовлетворительной конкурентоспособности - высокие издержки производства продукции, в которых определяющими являются материальные затраты. Следовательно, важнейшее экономическое воздействие ин­новационной деятельности на конкурентоспособность - технологическое обновление предприятий на основе ресурсосберегающих технологий и повышения качества выпускаемой на их базе продукции за счет внедрения новых раз­работок.
Инновационная политика отраслей ТЭКа, для которых практически не стоит проблема преодоления спросовых ограничений за счет повышения конкурентных качеств продукции, должна быть ориентирована как в ближайшие годы, так и в отдаленной перспективе на расширение масштабов применения ресурсосберегающих технологий, минимизацию техногенной нагрузки на окружающую среду и создание оборудования, повышающего надежность функционирования систем транспортировки и хранения энергоносителей.
Масштабы и темпы технического перевооружения производств в целом определяются инвестиционными возможностями экономики. Однако определяющее значение имеет инновационная деятельность конкретных предпри­ятий. В ряде инвестиционно насыщенных отраслей (электроэнергетика, нефте­добывающая и газовая промышленность) ей не уделяется должного внимания (затраты на технологические инновации в них составляют менее 1% общих инвестиций в основной капитал).
Усилившаяся в последние годы сырьевая ориентация производства во многом обусловлена низкой конкурентоспособностью перерабатывающих отраслей и свидетельствует о примитивизации структуры народного хозяйства. Эта тенденция, в свою очередь, связана с негативными структурными процессами в инвестиционной сфере. Производственные инвестиции в основном направля­ются в ТЭК и частично в металлургию (в 1997 г. - 41,8%, в 1998 г. - 45,5%). Перерабатывающие отрасли остаются инвестиционно депрессивными, за ис­ключением связи (телекоммуникаций), где капиталовложения растут главным образом за счет иностранных кредитов (составляющих примерно 30% вкладываемых инвестиций).
Изменение же тенденции крайне затруднено из-за отсутствия эффективного межотраслевого перелива капитала. Практически во всех отраслях преобла­дает механизм самофинансирования. В долгосрочном периоде даже при низ­ком уровне инвестирования технологических инноваций влияние технологиче­ского потенциала на структурные сдвиги в сфере материального производства может быть достаточно значимым.
Инновационная деятельность должна осуществляться в соответствии с целями среднесрочной программы социально-экономического развития страны и быть увязана с логикой и этапами ее реализации. На первом этапе важен ориентир на повышение ценовой конкурентоспособности товаропроизводителей на внутреннем рынке, расширение выпуска импортозамещающей продукции за счет рациональной загрузки оборудования и освоения научно-технологических заделов. Это позволит направить инвестиционные ресурсы не на прирост мощностей, а на их качественное обновление. Наибольший эффект возможен в не­капиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью и минимальной стоимостью создания новых рабочих мест, таких, как пищевая, легкая, медицинская промышленность и отрасли машиностроения, выпускающие продукцию потребительского назначения. В результа­те изменятся структурные диспропорции между сырьевыми и обрабатываю­щими производствами в пользу последних при сохранении инерционной ди­намики в топливно-сырьевом секторе и ускорится формирование накоплений в обрабатывающей промышленности.
На следующем этапе приоритетами должны стать кардинальное обновле­ние производственного аппарата на основе использования инновационных технологий и реализации заделов в прикладной науке, существенное повыше­ние эффективности основного капитала, дальнейшее изменение структуры то­варного производства и развитие инвестиционного машиностроения. Необхо­дим комплексный механизм активизации инновационной деятельности и по­вышения ее результативности, предусматривающий концентрацию и целевую направленность ресурсов на финансирование стратегических разработок, при­влечение дополнительных средств (в частности за счет внебюджетных источ­ников), гарантии и страхование рисков, формирование рынка инновационных проектов и адекватной ему инфраструктуры, а также всестороннее использова­ние ценовых, налоговых и таможенных методов стимулирования выпуска и реализации конкурентоспособной продукции.
Государственная поддержка крупных, системных инноваций должна осу­ществляться в первую очередь через реализацию целевых инновационных про­грамм, органично увязанных со среднесрочными перспективами развития ре­ального сектора и социально-экономическими прогнозами.
 
 
1.3. Государственное регулирование и механизмы реализации инновационной деятельности
 
     Государственное регулирование инновационной деятельности включает в себя:
-разработку, принятие нормативных правовых актов об инновационной деятельности в Томской области и организацию их исполнения;
-разработку, принятие и исполнение целевых программ по развитию инновационной деятельности;
-контроль целевого использования средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности;
-размещение в установленном порядке заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области на создание инновационной и наукоемкой продукции;
-координацию действий инновационных, научных, научно-технических, образовательных, производственных и общественных структур, заинтересованных в развитии инновационной деятельности в Томской области.
Механизмы реализации инновационной деятельности:
1. Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности путем выполнения инновационных проектов, в том числе через целевую программу по развитию инновационной деятельности Томской области, а также путем разработки, производства и реализации на рынке конкурентоспособной инновационной и наукоемкой продукции.
2. Целевая программа по развитию инновационной деятельности формируется в соответствии с основными направлениями государственной региональной политики: инновационной, социально-экономической, научно-технической и инвестиционной.
Целевая программа по развитию инновационной деятельности разрабатывается Администрацией Томской области, рассматривается на Координационном совете по инновационной деятельности и утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Томской области.
3. Включение мероприятий (проектов) в целевую программу по развитию инновационной деятельности осуществляется по решению Координационного совета по инновационной деятельности.
4. Организация и проведение областного конкурса инновационных проектов осуществляются в соответствии с Положением об областном конкурсе инновационных проектов, утвержденным постановлением Администрации Томской области.
      Формами государственной поддержки субъектов инновационной деятельности являются:
1) установление организациям, внесенным в Реестр инновационно-активных организаций Томской области, пониженной налоговой ставки налога на прибыль организации в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с законодательством Томской области;
2) предоставление организациям, внесенным в Реестр инновационно-активных организаций Томской области, льгот по уплате налога на имущество организаций в соответствии с законодательством Томской области;
3) получение инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области;
4) предоставление государственных гарантий Томской области для обеспечения надлежащего исполнения субъектами инновационной деятельности их обязательств перед кредитными, заемными организациями в соответствии с законодательством Томской области;
5) предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта в порядке, установленном законодательством Томской области.
      Организациям - субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты на территории Томской области и соответствующим требованиям, предъявляемым к субъектам инвестиционной деятельности, предоставляются:
1) дополнительные налоговые льготы в порядке, установленном Законом Томской области от 18 марта 2003 года N 30-ОЗ "О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области";
2) государственные гарантии для обеспечения надлежащего исполнения обязательств перед кредитными, заемными организациями и субсидии в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта в порядке, установленном Законом Томской области от 18 марта 2003 года N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томкой области".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4.Инновационное прогнозирование развития региона
 
      Инновации (нововведения) в современном мире стали основой экономического роста. В постиндустриальных странах за счет инновационного фактора достигается до 75% и более прироста ВВП. Поэтому в широком смысле прогноз инновационного развития является прогнозом развития любого экономического объекта (процесса, явления) на макро-, мезо- или микроуровнях экономики, который основывается на активизации воздействия на прогнозируемый объект факторов, определяемых инновациями (нововведениями) в технологиях различного рода (процессных, продуктовых и управленческих).
     Целью разработки прогнозов инновационного развития является принятие управленческих решений по увеличению конкурентных преимуществ исследуемого объекта или процесса в перспективном периоде за счет внедрения инновационных технологий.
     Под инновационной технологией понимается процессная, продуктовая или управленческая технология, внедрение которой приводит к росту эффективности производственной или управленческой деятельности.
     В результате внедрения инновационной технологии улучшаются технико-экономические характеристики прогнозируемого объекта, процесса или явления. Также происходит экономия ресурсов производства, повышается производительность труда, т.е. улучшаются показатели удельных затрат на единицу продукции или услуг. Поэтому под собственно прогнозированием инновационного развития (прогнозированием в узком смысле слова) понимают прогнозирование развития инновационных технологий и их воздействия на эффективность исследуемого процесса, явления или объекта.
Прогнозирование инновационного развития осуществляется на принципах непрерывности прогнозирования всех стадий полного инновационного цикла — от фундаментальных научных исследований до коммерциализации инновационных разработок, освоения, производства и сбыта инновационных товаров и услуг.
      При прогнозировании инновационного развития используют результаты инноватики — науки о теоретических основах и технологии создания качественно новой продукции, а также построения и реализации непрерывного инновационного процесса, охватывающего все этапы полного инновационного цикла. В рамках инноватики сформулирован ряд важных положений, способствующих инновационному развитию:
• качественно новую продукцию можно создать, только используя в разработке определенное количество новых компонентов — нововведений;
• инновационный процесс, в основе которого лежит информационная технология, непрерывен, так как охватывает и связывает все этапы преобразования научных знаний в нововведения, а затем создание
на их основе более эффективной продукции и услуг, включая ее производство и применение. Для инновационного процесса важны его последовательность и непрерывность. Это возможно только в том случае, если каждый предыдущий этап подготавливает условия и информацию для осуществления следующего;
• одно из основных положений инноватики определяет решающее значение экспериментальных методов в процессе создания новой конкурентоспособной продукции, так как новая информация должна быть экспериментально подтверждена;
• в развитие положения о непрерывности инновационного процесса можно утверждать, что процесс разработки также непрерывен, поскольку является неотъемлемой частью непрерывного инновационного процесса;
• успешность реализации, создания и использования новой технологии и продукции возможна лишь при системном подходе. Поэтому необходимо, с одной стороны, разрабатывать не отдельные изделия, а комплексные системы, в рамках которых реализуется эффективность новой продукции или технологии.
      В качестве основного (ключевого) показателя-индикатора инновационного развития традиционно рассматривается показатель расходов на исследования и разработки. В настоящее время этот показатель применяется не только исследователями в анализе тенденций научно-технического развития, но и используется правительствами при определении стратегических целей развития стран. Эти расходы представляют собой материальную основу (базис) инновационной деятельности, т.е. такой деятельности, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для получения эффекта(увеличения объемов продаж, прибыли, обновления номенклатуры производства и т.д.).
       Осуществлению прикладных научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (ОКР) в полном инновационном цикле предшествуют фундаментальные и поисковые исследования. Свое завершение прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) находят на стадиях освоения, производства и сбыта продукции, основу которых и составляет инновационная деятельность.
      Задачи прогнозирования специфичны для различных стадий полного инновационного цикла.
      Фундаментальные научные исследования — это теоретическая и (или) экспериментальная деятельность с целью получения принципиально новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека. Здесь определяются возможные области расширения знаний об изучаемых явлениях; устанавливаются абсолютные и относительные пределы развития изучаемых процессов; формируются и оцениваются научные направления и проблемы. Результаты, фундаментальных исследований не являются носителями стоимости и представляют собой товар только тогда, когда определены их прикладное значение и, уже на этой основе, возможность их использования в коммерческих целях. Фундаментальные исследования предшествуют поисковым научным исследованиям.
      Поисковые исследования предусматривают: формирование целей и задач по направлениям исследования; поиск альтернативных способов решения научных проблем; разработку критериев оценивания исследований относительно будущих социально-экономических целей; определение оптимальной стратегии развития. В прикладных НИОКР оцениваются возможности использования
определенных принципов и законов при создании новой технологии осуществляется поиск альтернатив формирования технических систем; происходит формирование научно-технических и организационно-технологических проблем, решение которых обеспечит возможность создания новой техники и технологических процессов (задачи НИР). Опытно-конструкторские работы предусматривают на основе оценки перспективного спроса на новые технику и технологию определение предельных технических возможностей создания новых изделий (систем); формирование параметрических рядов перспективных технических систем; расчет необходимых ресурсов; оценивание эффективности вероятных проектных альтернатив. ОКР базируются на знаниях, полученных в результате предшествующих научных исследований. Они имеют целью создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их модернизации. Завершаются ОКР разработкой конструкторской и технологической документации, изготовлением и испытанием опытного образца. После ОКР следуют стадии собственно инновационной деятельности, которая предусматривает освоение, серийное тиражирование и реализацию инновационной продукции.
       Прогнозирование стадий полного инновационного цикла, относящихся к фундаментальным, поисковым исследованиям и прикладным НИОКР, относится к так называемому научно-техническому прогнозированию. Оно сводится по существу к формированию вероятностных суждений о путях и целях развития науки и техники, об обеспечении ресурсами и об эффективности различных альтернатив научно-технического развития.
      Научно-техническое прогнозирование направлено на раскрытие особенностей будущего развития науки, техники, технологии. Назначением его является оценка вероятных альтернатив развития и их социально-экономических последствий в целях повышения эффективности экономики.
      Период упреждения научно-технических прогнозов определяется двумя факторами: длительностью цикла реализации новых научных идей или достижений и назначением прогнозов. В связи с этим период упреждения долгосрочных научно-технических прогнозов составляет до 15 и более лет.
Методический аппарат прогнозирования охватывает совокупность методов разработки поисковых и нормативных прогнозов. В большинстве случаев для первых стадий инновационного цикла используются экспертные методы прогнозирования. Важно отметить, что все эвристические методики могут использоваться в целях как поискового, так и нормативного научно-технического прогнозирования.
      При прогнозировании в сфере фундаментальных и поисковых исследований наиболее часто употребляются следующие методы: составление сценариев, построение «дерева целей», морфологический анализ, экстраполяция тенденций.
      Сценарий развития определяет возможные направления прогресса с учетом предполагаемых вариантов изменения внешних факторов.
      «Дерево целей» предполагает решение задач социально-экономического развития, удовлетворение спроса экономики и ее секторов. Основой для «дерева целей» являют
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.