Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оздоровительные формы двигательной активности в реабилитации детей с нарушениями осанки

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Факультет физической культуры
Кафедра медико-биологических основ физической культуры
 
 
 
«Оздоровительные формы двигательной активности в реабилитации детей с нарушениями осанки»
 
 
Исполнитель:
студент 5 курса
очного отделения
группы 554
Овчинников М. С.
 
 
                                                            Научный руководитель:
                                                                старший преподаватель кафедры МБОФК
Гильфанова Е.К.
 
 
 
ЧИТА, 2011 г.
Содержание
 
Введение …….………………………………………….……………………........3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы………….......6
1.1             Характеристика основных нарушений осанки …...……………….……..6
1.2    Оздоровительные формы двигательной активности   ………………….15
Глава 2.Методы и организация исследования…………………………….. 28 
2.1. Методы исследования………………………………………………………28
2.2 Организация исследования………………………………………………….35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………….36
3.1 Методика занятий корригирующей гимнастики для детей   с нарушением осанки «круглая спина» ………………………………………………………...36
3.2 Результаты исследования и их обсуждение………………………………..37
Выводы …………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………………..45
Приложения……………………………………………………………………...48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование физического образования в начальной школе, на данном этапе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки. Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями[1].
Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи [4;6;7 и др.] приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки.             
Охрана и укрепление здоровья детей является одной из первоочередных задач в работе с детьми младшего школьного возраста. По данным научного центра здоровья РАМН около 85% дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии, и к школе эта тенденция увеличивается. Одно из ведущих мест, в структуре заболеваемости занимает ортопедическая патология. Заболевания опорно-двигательного аппарата наблюдаются в основном у часто болеющих и ослабленных детей, с низким уровнем физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы, слабостью мышечно-связочного аппарата. [10;14]
По данным разных исследователей [4;1] из детских садов в школу приходят 14% детей с различными заболеваниями, а за годы обучения в школе, количество детей с патологией, только костно-мышечной системы увеличивается на 80%. Возрастает число лиц с нарушением осанки, плоскостопием, слабым развитием отдельных мышечных групп. Для всестороннего развития младшего школьника чрезвычайно важно своевременное овладение разнообразными движениями, укрепление мышц позвоночного столба, плечевого и тазового пояса, без развития которых нельзя активно участвовать в жизненных ситуациях и заниматься спортом [2].
Анализ литературы показал [1;2;3;10;14], что на первом месте в младшем школьном возрасте стоят нарушения осанки и стоп. Наиболее сложная патология связана с нарушением осанки. Многие  исследователи (Иванов С.Н.1983; Герцен Г.И. 1991; Жданкина Е.Ф. 2006 и др.) сходятся в том, что исправить осанку возможно только у детей младшего и среднего школьного возраста, применяя методы педагогической коррекции. У взрослых осанка не поддается исправлению из-за окончания формирования опорно-двигательного аппарата. Все сказанное подтверждает, что выбранная тема исследования является своевременной и актуальной [3].
Объект исследования – процесс физического воспитания детей с нарушениями осанки.
Предмет исследования – методика занятий лечебной физической культурой у детей с нарушением осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности.
Цель исследования - разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методики занятий лечебной физической культурой у детей с нарушением осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности проведения оздоровительных форм двигательной активности в реабилитации детей с нарушениями осанки.
3. Разработать методику ЛФК для детей с нарушениями осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности.
4. Проанализировать влияние разработанной методики ЛФК на детей с нарушениями осанки.
Гипотеза исследования: нами предполагалось, что предложенная методика реабилитации детей с нарушениями осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности будет способствовать ускорению процесса реабилитации, повышению функциональных возможностей организма, физической работоспособности.
Научная новизна: на теоретическом и практическом уровнях показана эффективность применения предложенной методики реабилитации детей с нарушениями осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности.
Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении методики реабилитации детей с нарушениями осанки с использованием оздоровительных форм двигательной активности в санаторной школе-интернат, а также возможностью применения этой методики в реабилитационных центрах, в кабинетах лечебной физической культуры.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
1.1. Характеристика основных нарушений осанки
Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело в покое и при движении [21]. Умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильное положение тела достигается равномерной мышечной тягой и тонусом мышц пояса верхних конечностей, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер [16;20]. В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. Отклонение этих показателей от нормы могут свидетельствовать о нарушениях осанки.
По этиологии дефекты осанки делятся на врожденные и приобретенные.
К группе врожденных относятся нарушения осанки, развившиеся на почве миелодисплазии, миопатии, врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
К группе приобретенных нарушений осанки относятся возникшие под влиянием:
А) Факторов общего эндогенного характера (обменно-гормональных дисфункций, различных заболеваний внутренних органов), ведущих к ослаблению нервно мышечного аппарата и всего организма;
Б) Факторов экзогенного характера (неблагоприятных условий окружающей среды, ультрафиолетовой недостаточности, сниженного двигательного, воздушного режимов и др.);
В) Сочетания указанных причинных моментов [24;26].
Нарушения осанки — это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.
В норме позвоночник имеет несколько умеренных изгибов для обеспечения лучшей амортизации. Это так называемые физиологические изгибы. К ним относятся шейный и поясничный лордозы (изгибы вперед), грудной и крестцовый кифозы (изгибы назад).
Различают три степени нарушения осанки:
I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушений осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальной плоскости или при подвешивание за подмышечные впадины.
III степень характеризуется нарушениями осанки которые не устраняются при разгрузке позвоночника [15].
Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают пять видов нарушений осанки, вызванных уменьшением (два вида) или увеличением (три вида) физиологических изгибов.
I. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:
а) Плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смешена  вперед. Нижняя часть живота выступает вперед. Лопатки часто крыловидны. Этому виду нарушения осанки свойственно сглаживание всех изгибов позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к постоянным микро - травмам головного мозга во время ходьбы, бега и других действий, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.
б) Плоско вогнутая спина – данный дефект сопровождается уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены. Угол наклона таза увеличен. Ягодицы отстоят кзади, живот выступает и свисает книзу. Во фронтальной плоскости дефекты осанки не подразделяются на отдельные виды. Для них характерны нарушение срединного расположения линии остистых отростков позвоночника и смещение ее в вертикальном положении ребенка вправо или влево. При дефекте осанки в боковом направлении нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, плечи установлены на разной высоте. Пояс верхних конечностей весь расположен асимметрично - лопатки на разных уровнях, треугольники талии асимметричны. При функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости имеется асимметрия мышечного тонуса на правой и левой половинах туловища, снижение общей и силовой выносливости мышц.
II. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:
а) Сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
б) Круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза  с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами [3;14].
При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает вперед, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены.
У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.
Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.
в) Кругло – вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности, грудная клетка плоская, увеличен грудной кифоз, углы лопаток отстают (крыловидные) [3;10].
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости являются следствием изменения физиологических изгибов позвоночника. К изменениям такого типа относятся: увеличенный шейный лордоз, увеличенный грудной кифоз, увеличенный поясничный лордоз, усиленный наклон таза. При изменении изгибов позвоночника (их увеличении или усилении) соответственно меняется распределение мышечных сил, влияющих на осанку. В связи с этим, представляется правомерным охарактеризовать более подробно изменения физиологических изгибов позвоночника. Увеличенный шейный лордоз. Важным фактором в статике тела является тяжесть головы, которую необходимо постоянно держать в равновесии над точкой опоры силы тяжести. Это облегчается образованием умеренного шейного лордоза. При напряжении мышц со стороны вогнутости шейного изгиба увеличивается лордоз. Увеличение шейного лордоза уменьшает высоту шейного отдела позвоночника и длину мышц, которые прикрепляются на шейных позвонках и к основанию черепа. Прикрепление лестничной, грудино-ключично-сосцевидной мышц и частично верхней части трапециевидной мышцы с обеих сторон сближается и мышечная сила уменьшается. Как следствие ослабления этих мышц [33]. Верхняя часть грудной клетки сзади западает, а вся передняя часть опускается вниз, в результате чего верхние точки прикрепления мышц живота (наружная косая и внутренняя косая мышцы живота, поперечная мышца живота), особенно прямой мышцы живота, опускаются. Места начала прикрепления мышц живота приближаются друг к другу, деятельность мышц живота ухудшается, они не удерживают переднего края таза, который наклоняется. Увеличение шейного лордоза вызывает компенсаторное увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза. В результате увеличения грудного кифоза ребра устанавливаются косо, грудная клетка становится плоской и опускается, расслабляя мышцы живота. В прямой связи с этим усугубляются последствия увеличения шейного лордоза [15]. Увеличенный поясничный лордоз, который наступает в результате компенсаторного грудного гиперкифоза, лишенный антилордозного действия мышц живота, усугубляет это состояние. Увеличенный трудной кифоз. С грудным кифозом связанно положение плечевого пояса (ключица, лопатка). Плечевой пояс спереди соединяется с грудиной. Лопатка соединена с туловищем только при помощи мышц, а в плечевом суставе она соединяется с верхней конечностью. При увеличенном кифозе лопатки перемещаются на край грудной клетки, а своими верхними частями передвигаются кпереди, появляются крыловидные лопатки [26]. Закруглившийся плечевой пояс смещается кпереди, надключичная ямка углубляется. Отклонение кпереди плечевого пояса при плохой осанке отягощает верхнюю часть грудной клетки, увеличивает грудной кифоз. Это затрудняет функцию мышцы, выпрямляющую позвоночник, которая противодействует образующемуся кифозу. Перемещение плечевого пояса кпереди приближает к себе прикрепления большой и малой грудной мышц, способствуя образованию контрактур [20].
Верхняя часть трапециевидной мышцы, мышцы поднимающей лопатку, большой и малой ромбовидных мышц активно помогают в поднятии кверху лопатки. Передняя зубчатая мышца обеспечивает прилегание лопатки к грудной клетке. Перемещение плечевого пояса кзади и связанное с этим приближение лопаток друг к другу (главным образом благодаря работе трапециевидной и ромбовидной мышц) значительно облегчает акт дыхания. Увеличенный грудной кифоз вызывает поясничный и шейный компенсаторный гиперлордоз. Увеличенный поясничный лордоз. Увеличение поясничного лордоза связано с выпячиванием живота, которое исчезает при ликвидации причины его возникновения. Выпячивание живота связано с дряблостью мышц его стенок. Увеличенный грудной кифоз и усиленный наклон таза компенсирует увеличенный лордоз.
Усиленный наклон таза. В вертикальном положении человека, плечевой пояс является фактором нагрузки, тогда как тазовый пояс принимает на себя всю тяжесть тела. Тазовый пояс играет очень большую роль при формировании осанки. При активной помощи мышц удается увеличить или уменьшить угол наклона таза на 10-15 [21;26].
Врачи, физиологи, педагоги выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника [27].
Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника [25]. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.
Осанку определяют по следующим критериям:
1. Положение головы.
2. Форма позвоночного столба и грудной клетки, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.
3. Работа мышц, участвующих в сохранении равновесия тела.
Лучше всего осанку определять, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные изгибы позвоночника[18].
Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой[18;25].
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию.
Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника).
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:
1. Расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки.
2. Расположением надплечий на одном уровне.
3. Расположением обеих лопаток на одном уровне.
4. Равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками.
5. Правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости[13].
Возможности адаптивной физической культуры в реабилитации детей с нарушением осанки.
Возникновение и развитие нарушения осанки - сложный процесс, протекающий в период роста скелета. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. (2004) отмечают, что он развивается при наличии трех факторов:
1. Первичный патологический фактор — наследственный (нарушения на уровне генного аппарата, хромосом, проявляющиеся диспластическими изменениями в спинном мозге, позвонках, межпозвонковых дисках, сосудах и др.) или приобретенный.
2. Фактор, создающий общий патологический фон и обусловливающий проявления первого фактора в целом сегменте позвоночника (обменногормональные, эндокринные нарушения, остеопороз),— предрасполагающий фактор.
3. Статико-динамический фактор, имеющий особое значение в период формирования структурных изменений позвонков и реализующий действие первых двух факторов.
Учитывая, что врач-ортопед может влиять практически только на третий фактор, следует строить план лечения, исходя из следующих принципов:
Регулирование роста позвонков, образующих дугу искривления.
Уменьшение функционального компонента, т. е. нестабильности позвоночника. Наличие кривизны позвоночника всегда сопровождается функциональной компенсацией, развитием противоискривлений; чем мобильнее позвоночник, тем более выражены искривления при нагрузке
Устранение декомпенсации, искривления. Разная степень величины дуг искривления позвоночника неминуемо ведет к увеличению меньшей и отклонению корпуса, т. е. к декомпенсации. Медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие на весь организм, направленное на нормализацию обмена веществ[32].
В настоящее время, за редким исключением, практически нет подростков, у которых была бы правильная осанка. К сожалению, реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Гиподинамия, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата. Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом [14]. Компьютер, развитие индустрии компьютерных игр, видео и телевидения приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую не ведется. Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. Между тем, нарушение осанки и деформацию позвоночника, как и любое заболевание, легче предупредить, чем лечить. Нарушение осанки на ранних стадиях гораздо эффективнее поддается щадящим методам лечения, чем его запущенные формы [12;27].
На основании изложенного можно сделать вывод, что диагностика нарушения осанки необходима с младшего возраста, т.к. выявив первоначальные признаки заболевания можно предупредить их последствия и провести своевременную их коррекцию различными средствами адаптивной физкультуры. Активное использование этих средств при  нарушении осанки у детей, приводит к тому, что процесс профилактики и коррекции заболеваний становится наиболее эффективен.
 
 
1.2. Оздоровительные формы двигательной активности.
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. В этой связи, одним из наиболее распространённых методов реабилитации, детей с нарушениями осанки, стала, лечебная корригирующая гимнастика.
Упражнения лечебной гимнастики оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект[20;21].
Для коррекции нарушений осанки, медики еще с древних времен применяют лечебную гимнастику и другие виды лечебной физической культуры. Данный метод лечения следует использовать с целью исправления осанки, а также как способ, укрепляющий организм пациентов в целом.
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.[16].
В последнее время, в лечебных целях, специалисты рекомендуют упражнения лечебной корригирующей гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому корригирующую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки. Корригирующая гимнастика - это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения формируют правильный динамический стереотип[12;15].
Правила организации занятий корригирующей гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки.                                                                                                  Наиболее часто встречающаяся рекомендация - проводить занятия групповым методом по 10-15 человек. Наиболее распространен в работе с младшими школьниками игровой метод. Основываясь на суточной динамике физической работоспособности, наиболее предпочтительна для проведения занятий корригирующей гимнастикой первая половина дня (9-12), но высокая загруженность организованных детей, начиная с дошкольного возраста, не всегда позволяет использовать данный временной период. При правильно организованном занятии его эффективность не будет снижаться и при проведении во второй половине дня, на фоне второго подъема физической работоспособности (с 16 до 18 часов)[12;13;15].                                                         В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения корригирующей гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений[10;13;20].                                                                                                                                                           При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком.                              Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей [12;13]. Идеальный вариант занятий корригирующей гимнастики для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.    
Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: «Мышцы расслаблены. Я встану, голову – вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!» Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза [12].                             Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда дети будут выполнять их охотнее. Дома занятия проходят интереснее, если с ребенком короткую разминку выполняет кто-нибудь из взрослых.
Противопоказанными для данной гимнастики являются физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
В комплексном лечении, наряду с гимнастикой рекомендуется принимать ванны с морской или акеанической солью.
Также, для получения лучшего эффекта, можно применять пассивное самовытяжение: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись.
К другим средствам реабилитации, при нарушении осанки, по мнению Андреева Ю. А., можно отнести подвижные игры с применением элементов спорта[30].
Также, помимо лечебной гимнастики, в комплекс оздоровительных форм, применяемых в лечении нарушения осанки можно использовать следующие виды:
Аэробика с использованием фитболов.
Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика. Фитбол в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300кг. Мяч (его масса равна примерно 1 кг.) используется как тренажер, как предмет и как утяжелитель [22].
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см., для детей от 6 до 10 лет - 55 см.; для детей ростом от 150-165 см. нужен мяч диаметром 65 см.; для детей и взрослых, имеющих рост 170-190 см.,- мяч диаметром 75 см [19;22].
Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче.
Мяч может быть накачан до максимального упругого состояния (велосипедным, ножным или автомобильным насосом), тогда он используется в спортивных тренировках при занятиях фитбол-гимнастикой. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.
Фитбол (большой гимнастический мяч) - не только забавная игрушка, отличный заменитель офисного стула и вообще приятный предмет интерьера. Это еще и достаточно эффективный тренажер для самых разных      проблемных зон. Главная функция фитбола - разгрузить суставы и позвоночник, когда это необходимо. Гимнастика на фитболе, который мягко пружинит, полезна при варикозном расширении вен, остеохондрозе и артритах. Эта щадящая, но эффективная аэробика - отличный способ привести себя в форму. Занятия фитбол-аэробикой дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, а также снимает дополнительную нагрузку на позвоночник, что позволяет людям с проблемами позвоночника, людям с избыточным весом, чувствовать себя достаточно комфортно при занятиях фитболом [12;27].
Фитбол включает в себя такие упражнения, как прыжки на мяче, различные наклоны, прогибания, махи, повороты, а так же силовые упражнения. Для детей с нарушениями осанки, занятия с фитболами являются одним из средств коррекции заболеваний [1;21]. Для детей и подростков, занятия с фитболами служат хорошим средством коррекции осанки. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации. При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника. При положении сидя на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости [19;27].
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в скандинавских странах, известных своей изобретательностью в мебельном дизайне, некоторые деловые учреждения и школы целиком оборудованы фитболами вместо обычной мебели. Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что крайне важно для коррекции искривления в грудном отделе. Фитбол за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры и выравнивает таз и позвоночник без всяких дополнительных приспособлений.
Упражнения на фитболе выполняются из разнообразных исходных положений.
Упражнения в исходном положении сидя способствуют тренировке мышц тазового дна, выполнение упражнений на фитболе из исходного положения лежа на животе или на спине гораздо тяжелей, чем аналогичных упражнений на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные группы мышц, превосходно решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса[12;23].
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно - воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости. С другой стороны, закономерность появления направления фитбол-гимнастики обусловлено еще и «пробелом», существующим в наиболее массовой сегодня оздоровительной технологии, где большинство упражнений задействующих мышцы спины, относятся к категории травмоопасных, а, следовательно, «запрещенных».
Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15% [по данным сайта http://medicall.ru/].
          Хатха-йога.
Эта индийская система отрабатывалась на протяжении многих веков и на деле доказала свою эффективность. Считается, что крепкое физическое здоровье можно приобрести, если использовать два направления йоги - статические «позы» системы хатха-йога и дыхательную гимнастику – «пранаяму». Это уникальный в мировом культурном наследии способ укрепления здоровья, который еще не нашел своего места в системе физического воспитания в нашей стране. Отдельные публикации не раскрывают проблемы комплексного улучшения осанки детей и подростков, хотя этот показатель чрезвычайно важен как для дальнейшего физического развития, так и для овладения ценностями физической культуры [6].
Хатха-йога обучает ребенка правильной осанке, способам контроля за ней и дает специальные физические упражнения для ее формирования. Правила подготовки мест для занятий утренней гимнастикой по системе хатха-йога: комната должна быть достаточно просторной для выполнения основных движений руками, ногами, туловищем (махи, наклоны, повороты, сгибания, выпады и т.д.), поблизости от места занятий не должно быть предметов, о которые можно удариться. Комната для выполнения утренней гигиенической гимнастики должна быть тщательно подметена, пыль с окружающих предметов удалена, а все помещение хорошо проветрено[8]. Если планируется выполнять упражнения лежа (наклоны вперед, поднимания ног, статические позы системы хатха-йога), необходимо приготовить коврик или сложенное одеяло. Следует попросить домашних, чтобы ребенку не мешали и не отвлекали его какими-либо поручениями[6;8]. Планирование занятий в помещении либо на открытом воздухе зависит от имеющихся условий и физического состояния школьника. Если есть возможность выбирать, то следует отдавать предпочтение занятиям на открытом воздухе: здесь и места побольше, и попутно можно проводить закаливающие воздушные ванны. Если во дворе воздух загазован, много автомашин, очень людно, занятия утренней гимнастикой нужно перенести в другое место или в помещение. При низких температурах воздуха (ниже -12-14о) и порывистом ветре, а также при плохом самочувствии школьника занятия также проводятся в помещении [14]. При подборе упражнений по формированию правильной осанки школьника нужно выполнять определенные требования. Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживания. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет  достигнутое  при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться [6;20].
Упражнения для формирования правильной осанки младшего школьника включают фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад [20].              Можно выполнять специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста. Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком, либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел нужно обратить особое внимание.                                      Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды - осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять обще-развивающие упражнения[20;25].
На формирование осанки, так же влияет дыхательная гимнастика по этой системе, а именно упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Не всегда уделяют должное внимание укреплению мышц живота. Это досадная ошибка. Сильные мышцы брюшного пресса играют огромную роль не только в формировании хорошей осанки, но и в выполнении целого ряда двигательных действий, и если эти мышцы не развиты, школьник не сможет освоить лазанье по канату, ряд акробатических упражнений, прыжок в высоту, равновесия и т.д. Добавим, что мышцы живота во многом определяют красоту походки и, что очень важно, формирование правильного дыхания. В последнем случае мышцы живота слабо участвуют в дыхательных движениях, диафрагма при этом практически не задействуется и органы пищеварения не массируются. Это, в свою очередь, приводит к целому ряду отклонений в работе органов пищеварения: нарушается работа желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени[6;8;14].
Гидрокинезотерапия.                           
Гидрокинезотерапия - это лечебная гимнастика в воде, в бассейнах с теплой термальной или морской водой, для достижения более полного расслабления мышц позвоночника и конечностей.
Занятия в воде  - мощный положительный и эмоциональный фактор. Плавание и физические упражнения в воде показаны больным, страдающими нарушениями осанки. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Вторая задача для ослабленных детей, большинство из которых, имеют нарушение осанки является важным фактором. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С. Длительная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба выполнять самые различные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных стилей плавания. При необратимой деформации физические упражнения в воде имеют более ограниченное назначение – применяются для улучшения общего физического развития, функции дыхания, повышения сопротивляемости организма, укрепления мышц, поддерживающих ортостатическое положение туловища[3;11]. При использовании плавания с целью улучшения осанки, коррекции деформации позвоночника, укрепления мышц туловища, мобилизации позвоночника лечебный эффект зависит от техники плавательных движений, умения держаться на поверхности воды. Больной, не умеющий плавать, боясь воды, совершает ряд не координированных (рефлекторных) дополнительных движений туловища и конечностей, снижающих лечебное действии процедуры. Поэтому до использования плавания в лечебных целях необходимо обучить больного плавать на груди, спине, используя определенный принятый в спортивном плавании стиль. Это позволит при максимально экономном расходовании сил добиться гармоничного укрепления определенных мышечных групп, устранения физического дефекта и т.д.[11].
Лечебное плавание целесообразно применять только в комплексе с другими лечебно – профилактическими мероприятиями – ЛФК, массаж и т.п. При плавании происходит самовытяжение позвоночника, его естественная разгрузка с одновременным укреплением мышц [20].
Лечебным плаванием больные должны заниматься не реже 2 раз в неделю в плавательном бассейне при температуре воды 28 – 300 С и воздуха 250С. Занятия  проводятся под руководством врача по ЛФК или методиста [12].              При использовании плавания с целью улучшения осанки, коррекции деформации позвоночника, укрепления мышц туловища, мобилизации позвоночника лечебный эффект зависит от техники плавательных движений, умения держаться на поверхности воды. Больной, не умеющий плавать, боясь воды, совершает ряд не координированных (рефлекторных) дополнительных движений туловища и конечностей, снижающих лечебное действие процедуры. Поэтому до использования плавания  в лечебных целях необходимо обучить больного плавать на груди, спине, используя определенный принятый в спортивном плавании стиль. Это позволит при максимально экономном расходовании сил добиться гармоничного укрепления определенных мышечных групп, устранения физического дефекта и т. д. [20;28].
Применение плавания и физических упражнений в воде начинают с обучения ребенка технике плавательных движений, плаванию определенным спортивным стилем с наиболее экономным расходом мышечной энергии, направленным на продвижение вперед с правильным положением тела, зависящим от умения делать выдох в воду (не поднимая вверх высоко голову).  При наблюдающейся у детей сутулости и круглой спине может быть рекомендовано плавание на спине вольным стилем,  т. к. полное разгибание в плечевых суставах способствует прогибанию в грудном отделе позвоночника и способствует растягиванию 63 укороченных больших грудных мышц. Используется также плавание на груди стилем "брасс" с той особенностью, что гребок руками совершается параллельно поверхности воды для укрепления мышц спины (не усиливая при этом кифоза). Особенно хорошую нагрузку на мышцы разгибатели туловища, сближающие лопатки и прижимающие их к грудной клетке, создает плавание стилем "баттерфляй", так как при выносе рук над поверхностью воды, по контрасту (движение руками в воде и вне воды), возникает особенно ощутимое мышечное усилие. Коррекции сутулости способствует плавание с работой ног стилем "брасс", придерживаясь руками за край плотика.             
При сочетании кифоза грудного отдела позвоночника с гиперлордозом поясничного отдела, помимо плавания всеми стилями на груди, для укрепления мышц брюшной стенки полезна работа ног «кролем» на спине у бортика бассейна [7;11].
 
 
 
 
 
 
2
 
 


Глава 2. Методы и организация исследования.
2.1. Методы исследования:
Для решения поставленных  задач были использованы следующие методы исследования:
1.                  Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2.                  Педагогическое наблюдение
3.                  Педагогическое тестирование
4.                  Медико-биологический эксперимент
5.                  Методы математической статистики
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Изучалась научно-методическая литература, освещающая вопросы характеристики основных нарушений осанки, вопросы организации и содержания занятий физической культурой, использования оздоровительных форм двигательной активности в реабилитации детей с нарушением осанки; а также возможность использования оздоровительных занятий в реабилитации детей с нарушением осанки.
Педагогическое наблюдение. На протяжении всего периода исследования наблюдение проводилось в ходе учебного процесса по физическому воспитанию детей с нарушением осанки. Наблюдению подвергались следующие виды учебной деятельности: учебные занятия, сдача контрольных нормативов и зачетных требований по физической культуре.
Педагогическое тестирование
Для оценки уровня физической подготовленности  детей с нарушением осанки были использованы контрольные упражнения, рекомендованные программой по физической культуре.
Прыжок  в длину с места. На  площадке проводят линию  и  перпендикулярно  к  ней закрепляют  сантиметровую  ленту  (рулетку).  Учащийся  становится  около  линии,  не касаясь  ее  носками,  затем  отводит  руки  назад,  сгибает  ноги  в  коленях  и, оттолкнувшись  обеими  ногами,  делает  резкий  взмах  руками  вперед  и  прыгает  вдоль разметки. Расстояние измеряется по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Даются три
попытки, лучший результат идет в зачет.
Челночный бег 3 х 10 метров. В забеге принимают участие один-два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде  «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь,  возвращаются  за  вторым  кубиком  и  также  переносят  его  на  линию финиша. Бросать  кубики  запрещается. Секундомер  включают  по  команде  «Марш»  и выключают в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.
Подтягивание. Мальчики выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине, девочки  -  из  виса  лежа  на  низкой  перекладине  (до  80  см).  Мальчики  и  девочки подтягиваются  хватом  сверху.  По  команде  «Упражнение  начинай»  производят подтягивание  до  уровня  подбородка  и  опускание  на  прямые  руки.  Выполнять упражнение  нужно  плавно,  без  рывков. Тело  не  выгибать,  сгибание ног  в  коленях  и дерганье ногами не допускается. В этом случае попытка не засчитывается. Количество правильных  выполнений  идет  в  зачет.  Девочки  подтягиваются,  не  отрывая  ноги  от пола.
Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом проводится линия А-Б, а к ее  середине  перпендикулярная  линия,  которая  размечается  через  каждый  сантиметр. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20-30  сантиметров,  ступни  вертикальны. Один  или  два  партнера  прижимают  колени ученика  к  полу.  Выполняется  три  разминочных  наклона,  а  четвертый  -  зачетный,
результат  которого  определяется  по  касанию  сантиметровой  разметки  средним пальцем соединенных вместе рук.
Шестиминутный бег. Бег можно  выполнять как  в  спортивном  зале по размеченной дорожке, так и на стадионе по кругу. В забеге могут принимать участие одновременно 4-6 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением  общего  метража.  Для  более  точного  подсчета  беговую  дорожку целесообразно  разметить  через  каждые  10м.  По  истечении  6  мин  бегуны останавливаются, и «контролеры» подсчитывают метраж для каждого из них.
Поднимание туловища  из  положения  лежа  на  спине.  Учащийся  лежит  на  спине, ноги  согнуты  в  коленях  под  углом  90°.  Партнер  держит  ноги.  Пятки  находятся  на расстоянии не более 30  см от  таза,  спина плотно прижата к полу,  руки  скрещены на груди и не отрываются от нее во время выполнения упражнения. Учащийся поднимает туловище,  сгибая  его  так,  чтобы  локти  касались  бедер,  затем  опускается  на  пол, касаясь  его  лопатками.  Фиксируется  количество  выполненных  сгибаний  за  одну
минуту. Упражнение выполняется на гимнастическом мате в быстром темпе.
Бег 30 метров. Выполняется  с высокого старта. В забеге принимают участие два-три человека.  По  команде  «На  старт»  участники  подходят к  линии  старта  и  занимают исходное  положение.  По  команде  «Внимание»  наклоняются  вперед  и  по  команде «Марш»  бегут  к  линии  финиша  по  своей  дорожке. Время  определяют  с  помощью секундомера с точностью до 0,1 с [1;7].
Медико-биологический эксперимент проводился с целью оценки показателей физического развития, функциональных способностей сердечно­сосудистой и дыхательной систем.
Методы исследования показателей физического развития - антропометрия:
1) Длина тела. Измерение длины тела производится ростомером. Обследуемый разувается и встаёт спиной к ростомеру, прижимая пятки, ягодицы, межлопаточную область и затылок к его стойке. При этом голова обследуемого так расположена в сагиттальной плоскости, чтобы линия, проведённая через угол глаза и козелок ушной раковины, была горизонтальной. Измерение длины тела производится с точностью до 0,5 см.
2) Масса тела. Измерение массы тела проводится путем взвешивания.
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
3) Объем грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами.
Для оценки состояния системы внешнего дыхания использовались пробы Штанге и Генче [18].             
Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи.
 
возраст
мальчики
девочки
возраст
мальчики
девочки
Штанге
Генче
Штанге
Генче
Штанге
Генче
Штанге
Генче
5
24
12
22
12
11
51
24
44
20
6
30
14
26
14
12
60
22
48
22
7
36
14
30
15
13
61
24
50
19
8
40
18
36
17
14
64
25
54
24
9
44
19
40
18
15
68
27
60
26
10
50
22
50
21
16
71
29
64
28
                                                                                   
Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.                                                                                                                                                                       
Проба Генче. Для проведения данной пробы требуется 5-7 минут отдыха после проведения пробы Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и  задержать дыхание на максимально возможное для него время [18].
Методы, применяемые для выявления эффекта занятий оздоровительными видами двигательной активности для детей с нарушением осанки:  Соматоскопия - наружный осмотр, который дает представление о телосложении обследуемого, основных морфологических (формы, размеры, пропорции) особенностях его тела и позволяет отметить определенные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Для круглой спины характерны следующие признаки: сильно выраженный грудной кифоз (который захватывает часть поясничного отдела позвоночника) и значительное уменьшение поясничного лордоза. При круглой спине угол наклона таза уменьшен, грудная клетка впалая, надплечья отвисают вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, колени слегка согнуты.
Плечевой индекс: Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см)/ плечевая дуга (см) Х 100 %.
                     Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 %   и ниже – сутулость, от 90 до 100 %  – нормальная осанка. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.
        Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине [4;18].                                                                      Статическая выносливость мышечного корсета:
              Мышц спины. Силовая выносливость мышц - разгибателей спины оценивается по времени (в секундах) удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе. Измерения производятся следующим образом: обследуемый ложится на край стола или кушетки так, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край опоры, а кисти упирались в пол или подставку. По команде он переводит руки на пояс, а туловище удерживает параллельно полу на весу, ноги фиксированы. Время удержания отсчитывается по секундомеру от команды до момента возвращения в исходное положение. Для детей 7-11 лет оно составляет 1,5-2 мин, для подростков 12-16 лет- 2-2,5 мин.
Мышцы живота. Силовая выносливость мышц живота определяется числом переходов из положения лёжа на спине, с фиксированными ногами, в положение сидя. Исследуемый  лежит  на  спине, ноги  согнуты  в  коленях  под  углом  90°.  Партнер  держит  ноги.  Пятки  находятся  на расстоянии не более 30  см от  таза,  спина плотно прижата к полу,  руки на поясе. Учащийся поднимает туловище на 45-65 градусов от пола. Темп 15-16 подъемов в минуту в положении - руки на поясе. Учитывается количество повторений. При нормальном развитии силовой выносливости мышц живота ребёнок 8-11 лет выполняет 15-20 движений, в возрасте 12-16 лет-25-30 [9].
              Математическая обработка материалов исследования проводились с помощью компьютерной программы  Microsoft  Office Excel (Statistic).
2.2 Организация исследования
Наше исследование состояло из прохождения нескольких последовательных и взаимосвязанных между собой этапов.
1   этап - изучение теоретических основ физической культуры, частных методик адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, педагогики, психологии, теории и организации адаптивной физической культуры, общей патологии и тератологии, частной патологии, физической реабилитации,  психопатологии, психологии болезни и инвалидности и др.
2   этап - выбор темы. Тема выпускной квалификационной работы работы была предложена руководителем, т.к. данная тема является актуальной на современном этапе развития общества. Для повышения эффективности физического воспитания детей с нарушением осанки используются оздоровительные средства физической культуры, как хатха-йога, гидрокинезотерапия, занятия с фитболами, ритмическая гимнастика.
 
3    этап - теоретическая разработка темы. Были проанализированы многие литературные источники: учебно-методические пособия, монографии, журналы, научные статьи, тезисы, научные труды.
4    этап - формирование цели, задачи, объекта, предмета и гипотезы исследования, подбор методик. Общая цель исследования была чётко сформулирована и детализирована путём выделения частных задач. Кроме того, была выбрана и разработана конкретная методика нашего исследования.
5    этап – проведение экспериментальной работы о влиянии оздоровительных форм двигательной активности в реабилитации детей с нарушениями осанки. Исследовательская работа осуществлялась в течение 7 месяцев: c сентября 2010 г по март 2011 г, на базе Читинской санаторной школы-интерната. Были сформированы две, относительно однородные группы с нарушением осанки, по 10 человек в каждой. Каждая группа состояла из 5 мальчиков и 5 девочек от 7 до 9 лет.
6    этап – анализ полученного материала, его осмысление и изложение. На данном этапе у нас уже была теоретическая разработка темы и материалы
экспериментального исследования. Всё это предстояло оформить в единое целое. Производился анализ полученных материалов.
7 этап – формулирование заключения и выводов. Это была заключительная часть выпускной квалификационной работы, где перечислялись основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводы были представлены кратко и содержательно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Методика занятий корригирующей гимнастики для детей   с нарушением осанки «круглая спина».
Основными задачами лечебной корригирующей гимнастики при нарушении осанки «круглая спина» являлись:
—  укрепление мышц и тренировка мышечного корсета;
—  совершенствование координации движений и удержания правильного положения тела;
—  совершенствование двигательных навыков детей;             
—  улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внут­ренних органов, устранение венозного застоя;
—адаптация организма к физической нагрузке.
Упражнения лечебной корригирующей гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. Корригирующая гимнастика проводится с целью укрепления мышц и мышечного корсета, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.
В программу занятий ЛФК для детей с нарушением осанки «круглая спина», были включены упражнения корригирующей гимнастики. Были использованы: статические и динамические упражнения; упражнения для укрепления мышечного корсета; упражнения на равновесие; на растягивание мышц и др.
Упражнения были подобраны с учетом противопоказаний. Используемые упражнения не допускали выполнения длительной задержки дыхания.
Каждое занятие длилось 45 мин и состояло из трех частей: подготовительная, основная и заключительная.
В подготовительную часть были включены несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.
Основную часть насыщали собственно корригирующими упражнениями (упражнения из комплексов), большинство из которых выполнялось в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Помимо этого, использовались упражнения с предметами, которые также способствуют формированию правильной осанки. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы. Дозировка упражнений зависела от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоения материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Симметричные упражнения выполнялись в обе стороны.
Заключительная часть строилась из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки. При выполнении упражнений, дыхание производились через нос, без задержки.
Каждый комплекс корригирующей гимнастики проводился в течение четырех недель, затем использовался следующий комплекс.
 
3.2 Результаты исследования и их обсуждение.
Нами было проведено исследование группы детей с нарушением осанки «круглая спина» в период с сентября 2010 г. по март 2011 г, на базе Читинской санаторной школы-интерната. Были сформированы две относительно однородные группы занимающихся – контрольная и экспериментальная. Каждая группа состояла из 10 человек в возрасте от 7-ми до 9-ти лет, по 5 девочек и 5 мальчиков в каждой. Все дети занимались физической культурой по общеобразовательной программе. Помимо этого, для каждой группы была разработана своя методика: экспериментальная группа занималась  корригирующей гимнастикой, 3 раза в неделю, а в контрольной группе проводились занятия на тренажерах, также 3 раза в неделю. Для экспериментальной группы были разработаны 5 комплексов корригирующей гимнастики при нарушении осанки «круглая спина».
В начале педагогического эксперимента статистически достоверных различий (p?0,05) в показателях физической и функциональной подготовленности детей с нарушением осанки «круглая спина» экспериментальной и контрольной группы выявлено не было.
Анализ результатов тестирования в конце педагогического эксперимента позволил установить, что в течение учебного года в обеих группах отмечалась достоверная тенденция к улучшению исследуемых показателей (табл.1,2,3,4).
В показателях  физического развития детей с нарушением осанки в экспериментальной и контрольной группах достоверных различий выявлено не было, но во всех показателях произошли изменения в сторону улучшения. (таб.1).
                                                                                                                                                          Таблица 1.
Динамика различий показателей физического развития
детей 7-9 лет с нарушением осанки «круглая спина».
 

и т.д.................


Исследуемые показатели
Начало эксперимента
Конец эксперимента
прирост
M±m
Достоверность различий
M±m
Достоверность различий

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.