Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Трансперсональная психология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН
Введение
1 Трансперсональная психология
3
      Задачи психологии
3
2 Возникновение трансперсональной психологии
5
3 Необходимость в трансперсональной психологии
6
Заключение
9
   
   

 

Введение
Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски». 
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».
Мировые духовные и философские  традиции являются предшественниками  и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное». Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием. Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней.
Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, и др. Проблемное поле трансперсональной психологии обозначили специалисты психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также ученые из других областей знания: У. Джеймс, З. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.
      Трансперсональная психология
Понятия "трансперсональность" и "психология" - каждое в отдельности - достаточно определены. Однако, их сочетание вызывает ряд вопросов, вытекающих из внутренней противоречивости этого сочетания.
Общеизвестны основания, по которым  построена современная научная  психология: они являются общими со всеми принципами естественных наук. Отсюда выводятся и определения  психики и психологии. Вот некоторые  из них.
"Психология - наука, изучающая  процессы активного отражения  человеком объективной реальности  в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов  и явлений психики" [1, с. 14].
"Психология - наука о закономерностях  развития и функционирования  психики как особой формы жизнедеятельности" [2, с. 304].
Предмет психологии: "факты, закономерности, механизмы психики", [3, с.6].
"Психика - форма активного  отображения субъектом объективной  реальности, возникающая в процессе  взаимодействия высокоорганизованных  живых существ с внешним миром  и осуществляющая в их поведении  (деятельности) регулятивную функцию", [2, с. 291].
      Задачи психологии:
    "Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
    научиться управлять ими;
    использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
    быть теоретической основой практики психологической службы", [3, с. 7].
В настоящее время популярно  говорить о кризисе в психологии. "Говоря о кризисе в психологической науке, мы имеем в виду резкое падение интереса к фундаментальным психологическим теориям и школам, усиливающуюся критику её основ и методологии, разрыв между академической психологией и новыми психологическими практиками (вслед за Л.С. Выготским их можно называть психотехниками, так вот они развиваются самостоятельно вне традиционного здания психологии), наконец, общее ощущение неблагополучия в области психологических наук (например, все затрудняются указать её лидеров.)" [4, с. 55].
Научная психология с неизбежностью  пришла к своему кризису по причинам, имплицитно содержавшимся в ней  с самого начала, и которые хорошо продемонстрированы, в частности, преподавателями  факультета психологии МГУ. Так, Ю.Б. Гиппенрейтер пишет:
"Я хотела бы, - пишет она, - предупредить вас об одной  ошибочной позиции, которую, впрочем,  нередко занимают психологи с  большим научным стажем. "Проблемы  человеческой жизни, - говорят они, - нет, я ими не занимаюсь.  Я занимаюсь научной психологией,  Я разбираюсь в нейронах, рефлексах,  психических процессах, а не  в "муках творчества"". Имеет  ли эта позиция некоторые основания?  Сейчас мы уже можем ответить  на этот вопрос: да, имеет. Эти  некоторые основания состоят  в том, что упомянутый научный  психолог вынужден был в процессе  своего образования сделать шаг  в мир отвлечённых общих понятий,  он вынужден был вместе с  научной психологией, образно  говоря, загнать жизнь in vitro, "разъять" душевную жизнь "на части". Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие учёные - его предшественники - вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к её анализу новыми средствами" [4, с. 12].
Преподаватель психологии МГУ А.М. Айламазьян пишет следующее: "Начинается всё с того, что на психологический факультет приходят немало молодых людей, надеющихся разрешить свои собственные проблемы, и психические в том числе. Что же они узнают: оказывается, нет просто человека с его проблемами, нет души и её переживаний; зато есть интроспекция, апперцепция, интериоризация, мотивация, и прочие психологические структуры и процессы. Оказывается, нет вечных вопросов человечества, но есть ценности, установки, личностные смыслы. Нет поступка и жизненного пути, а есть "Я-концепции" и сценарий и т.д. И вообще живых людей нигде нет, проблем, которые волнуют каждого человека, нет, зато есть психические структуры, субъекты, объекты, реципиенты и т.д. Выясняется, что психология готовит не специалиста по человековедению - такого и понятия в психологии не существует, а просто психолога, знающего какие-то теории, эксперименты, методики. Некоторое время студент ещё сопротивляется, в душе не верит, что нет человека с его проблемами, затем смиряется, успокаивается, наконец. Находит прелесть в "прекрасном новом мире". Зачем вникать в сущность и тайну каждого человека, зачем постигать его личность, историю и переживания - ведь можно разложить его на отдельные структуры и моменты, научно описать их, ну а затем всему найти своё место. Где? Естественно, не в жизни, а в психологической теории" [4, с. 13].
      Возникновение трансперсональной психологии
Появление трансперсональной психологии во многом обусловлено кризисом современной научной психологии, которая оказалась не в состоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы личностной терапии (немедицинской), личностного развития, переживания трансцендентного опыта и широкого диапазона состояний сознания. Эту задачу молодёжь решает часто с помощью наркотиков. Как пишет В.М. Розин [4]: " Одна из причин кризиса современной психологии - невозможность удовлетворительно объяснить в психологической науке ряд реально наблюдаемых фундаментальных фактов психической жизни человека. К ним относятся, например, переживания произведения искусства, психические заболевания и нарушения восприятия, явления сновидения и некоторые другие [4, с.5]. "Природа переживаний произведения искусства, сновидений, галлюцинаций, пограничных (особых) состояний сознания, достигаемых при приёме психоделиков или другими методами (например, психотехническими приёмами),объяснение природы экстатических религиозных видений или состояний, достигаемых при внушении - это только одна группа явлений, объяснение которых заставляет пересматривать традиционные психологические представления [4, с. 5 - 6].
      Необходимость в трансперсональной психологии
Необходимость в трансперсональной психологии возникла также в связи с игнорированием научной психологией трансперсонального опыта. "Трансперсональные переживания - переживание человеком выхода за пределы своего Я, за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле. Таким образом свидетельствует о том, что человек обладает способностью беспрепятственно "путешествовать" в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе [5 с. 344].
Как пишет С. Гроф: "Мне совершенно ясно, что нам нужна новая психология, более соответствующая уровню современных исследований сознания и дополняющая образ космоса, который начинает складываться в нашем представлении, благодаря самым последним достижениям естественных наук" [6, с. 30].
Как же понимается в современной  литературе трансперсональная психология? [7].
"Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими, или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять" [6, с. 17].
Но если вспомнить о том, что  в этом понятии соединены понятия "трансперсональность", которая имеет в виду сверхличностный опыт индивида, и "психология", предметом которой является изучение именно психики личности, то возникает вопрос: что же может явиться предметом трансперсональной психологии? На этот вопрос до некоторой степени отвечает С. Гроф: "Одним из важнейших вкладов науки о сознании в складывающееся ныне научное мировоззрение стало совершенно новое представление о психике. Если традиционная модель психиатрии и психоанализа строго персоналистична и биографична, то современные исследования сознания открывают новые уровни, сферы и измерения, показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерима "всей вселенной и всему существующему" [6, с. 344].
Целью созданной им Международной Трансперсональной Ассоциации С. Гроф считает: "способствовать развитию новой научной парадигмы, признающей роль сознания и творческого разума во Вселенной, акцентирующей союз разума и тела, изучающей человека в его сложном межличностном, межкультурном, экологическом и космическом контексте. Ассоциация поддерживает все серьёзные усилия, например на то, чтобы сформулировать всеобъемлющий интегрированный взгляд на природу человека и Космоса" [6, с. 443].
Говоря о трансперсональной психологии, В.В. Налимов отмечает, что "…она оказывается направленной не на изучение отдельных проявлений психики человека, а на попытку понять природу человека в целом - в широком мировоззренческом контексте, основанном, правда, в значительной степени на буддийской антропологии… она не сосредотачивается на умозрительных построениях, а занимается и непосредственно экспериментальным изучением внеличностного - трансперсонального состояния сознания… Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения, не редуцируемый, как пишет об этом К. Уилбер, к принятому в западной науке эмпиризму и логицизму: "Трансперсональная психология является занятием специфического характера, которое, - в силу того, что оно трансцендирует ракурс телесности (реальность пространства, времени и предметов) и ракурс рассудка, - оно остаётся свободным использовать их оба; первое - в научно-эмпирических исследованиях, последнее - в философско-психологической постановке задачи. Но оно не может быть схвачено или определено ни одним из них".
"Трансперсональная психология обладает определённой губчатостью. Она впитывает в себя как опыт, достигнутый религиями прошлого (буддизм во всех его проявлениях, включая и дзен-буддизм, и тибетский буддизм; индуизм, суфизм, даосизм, шаманизм), так и некоторые теоретические представления современной физики - здесь особенно интересны публикации таких физиков, как Ф. Капра и известный своими работами по квантовой механике Д. Бом.
Трансперсональная психология - это не замкнутая на своих проблемах академическая деятельность, а серьёзно социально ориентированная активность. Здесь остро стоит вопрос о поисках новых форм существования культуры, а в данной культуре - о гармонизации отношений внутри коллективов и о врачевании, основанном на новом понимании смысла и существа жизни" [8, с. 79].
В.В. Налимов приводит несколько  моделей личности, предложенных представителями  трансперсональной психологии [8, с.81 - 87]:
      Буддистски ориентированная модель личности;
      Модель Д. Бома целостности мира как всеобъемлющего движения;
      Теория Ч. Тарта дискретных состояний сознания и модель эмержентного взаимодействия;
      Описание реальности, лежащей в основе большинства метафизических традиций мира, К. Уилбера;
      Картография бессознательного С. Грофа.
Как можно видеть из приведённых  В.В. Налимовым примеров моделей личности в трансперсональной психологии, они весьма кардинально отличаются от концепций личности в академической психологии.
Заключение:
      Основные предпосылки концепций различны: научные - опираются на психофизиологию и психофизику, на нейрофизиологическую модель индивидуальности, структурируя такие понятия, как психические функции, темперамент, характер, мотивация и т.д., и т.п.
      Анализируя же предпосылки трансперсональной психологии, мы обнаруживаем опору, прежде всего на то, что ещё И.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.