Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Андрей Рублев и его творчество

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
                                   РЕФЕРАТ
       «АНДРЕЙ  РУБЛЕВ И ЕГО ТРОИЦА»
 
 
 
 
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………..…..   стр.
ГЛАВА  I.  ЖИЗНЬ А. РУБЛЕВА
1.      Основные даты жизни…………………………….   стр.
2.      Личность Рублева…………………………….…...   стр.
3.      Молодость художника…………………………….   стр.
ГЛАВА  II.  ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА
1.      Благовещенский собор……………………………..   стр.
2.      Успенский собор во Владимире…………………...   стр.
3.      Тайнопись рублевской  «Троицы»……………...…   стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                       
 
ВВЕДЕНИЕ
 
  Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего  по  её  идеалам.    Это  высшее, что создаёт   национальная    культура.
     Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
  Идеалы, воплощённые в творчестве Рублёва, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что можно было бы наблюдать в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем.
  Лучшее и самое достоверное из произведений Рублёва - это знаменитая "Троица".
    В современных условиях жизни, доминанты рыночных отношений в обществе, навязыванием пропаганды «свободной» западной жизни в средствах массовой информации, погружения в виртуальную реальность компьютеризации. Проблема возрождения духовности, культуры, национальных традиций России является очень актуальной.
   Рассмотрение этой проблемы актуально еще и потому, что в настоящее время многие люди пытаются обратиться к церкви, посещают ее, но при этом нет истинных знаний у людей о ее истории, смысле, предназначении.
   Андрей Рублев является ярким и в то же время таинственным представителем духовности, поэтому целью данного проекта является изучение обобщение и систематизация  сведений о его жизни и творчестве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. ЛИЧНОСТЬ  РУБЛЕВА
 
  Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России.
  Интерес русской науки к личности Рублёва в своих истоках относится ко второму десятилетию 19 века. Широкая публика впервые узнала тогда это имя, прочитав в 1817 году пятый том "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, где были приведены ранее неизвестные летописные сведения о работе художника в Благовещенском соборе Московского Кремля.
  В близком к Карамзину кругу любителей отечественной старины в это время стали собирать иконы, которые предание приписывало кисти великого художника. Едва ли не первым таким собирателем был А.И.Мусин-Пушкин, с чьим именем связано открытие "Слова о полку Игореве".
  Имя художника стало появляться в печатных изданиях первой половины прошлого столетия, однако этому времени не дано было сказать серьёзного и веского слова о его творчестве, ибо подлинная рублёвская живопись оставалась под слоями записей.
   В 1840-х годах историк Н.Д.Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиев монастырь и видевший там рублёвскую "Троицу", оставил в своих путевых заметках такую запись: "Поклонясь главной местной иконе святой Троицы, я долго стоял перед ней, дивясь живописанию... Она являет в себе один из лучших и цельнейших памятников искусства, ибо стиль рисунка и самого живописания кажет в ней цветущее время онаго. Она может почесться славою древнего русского искусства". Последние слова были истинно пророческими. Они предвосхитили всеобщее воззрение 20 века
на эту икону как на одно из величайших произведений мировой живописи.
   В целом же на протяжении 19 века лишь изредка вспоминали о Рублёве - только имя, да краткие, скупые строки - цитаты из немногих древних упоминаний о нём. Не умирало и устное предание, чаще всего неверное и смутное, следуя которому многие произведения старинного художества приписывались кисти Рублёва. Не обошлось и без поддельных автографов - новых надписей на древних иконах, написанных якобы "бывшим государевым мастером Андреем Рублёвым".
  В 1893 году в "Словаре русских художников" Н.П.Собко был напечатан небольшой, всего в несколько страниц, но до сих пор не потерявший своего значения первый биографический труд о художнике. Он был написан на основании всех известных к тому времени письменных источников.
  Интерес к биографии тогда ещё полулегендарного художника был не случайным, как не случайным был великий расцвет русской гуманитарной науки, занятой изучением далёкого прошлого России, во второй половине 19 века. В это время были открыты и опубликованы сотни произведений древнерусской литературы и народной поэзии, велись крупные археологические раскопки, изучались творения древних зодчих. Тогда же возникает интерес к русским иконам, фрескам и делаются первые шаги в их реставрации.
   В конце 19 - начале 20 века в печати появилось несколько исследований, которые полностью или частично были посвящены Рублёву. Из этих трудов, к нашему времени уже совершенно устаревших, нужно выделить книгу М.И и В.И. Успенских "Заметки о древнерусском иконописании", вышедшую в 1901 году. В разделе о Рублёве собраны все биографические сведения и впервые воспроизведено древнее изображение самого художника.
  В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее первым шагом к открытию подлинного Рублёва, - началась пока ещё не полная, лишь частичная реставрация находившейся в Троицком соборе рублёвской иконы "Троица", которую проводил реставратор В.П. Гурьянов.
  Сведений о самом Рублёве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублёва его современники-летописцы. Краткие сведения о нём содержатся в двух житийных произведениях. Около трёх десятков упоминаний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах 16-17 веков и на одной иконе. Вот и всё, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеописания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского иконописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть и сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для нас время, была почти сплошь анонимна. Из сотен имён художников, живших ранее 17 века, известны лишь единицы. И то в нашем сознании многие
из них - только имена, поскольку их произведения неизвестны. Быть может, их иконы уже не существуют, возможно, они влились в число анонимных созданий художества. Мал и краток список художников 14-15 веков, чьи иконы или фрески мы сейчас знаем, - Феофан Грек, Рублёв, Даниил Чёрный, Паисий, Дионисий...
  Скудные, по представлениям нового времени, данные о жизни Рублёва на самом деле - свидетельство его огромной известности при жизни и много времени спустя.
  И всё же судьба Рублёва погружена в жизнь и культуру его времени, слита с ними. Ключ к биографии средневекового художника - в его произведениях и событиях современной ему истории. Его жизнь может быть описана строго по имеющися свидетельствам лишь на фоне исторических событий того времени.
  Где была "земля рождения его", та земля, которая взрастила на своём лоне будущего великого художника? Всё, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует - Рублёв уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Здесь, и только здесь, сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. С подмосковными обителями связана его монашеская жизнь. И наконец, в своей живописи Рублёв продолжал глубинные и давние традиции именно  этого края - Ростово-Суздальской Руси.
  Рублёв скорее всего был потомственным, коренным ремесленником. Если это так, то глубинные первоосновы творчества, искусства жили в его крови родовым даром, закрепившимся в первых же впечатлениях детства, ещё раньше, чем обозначились черты особого таланта, который вывел его на путь иконописания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3.           МОЛОДОСТЬ ХУДОЖНИКА
 
       Молодость Рублева была ознаменована крупными событиями в жизни древней Руси, молодым человеком он, вероятно, слышал рассказы о победе, одержанной русскими над татарами, так называемые "Повести о Мамаевом побоище", в которых звучали отголоски "Слова о полку Игореве",самого поэтичного из древнерусских поэтических созданий. Правда, победа на Куликовом поле не сразу сломила силы татар, но она развеяла уверенность в непобедимости татарского войска, подняла силы в русских людях, пробудила страну от векового оцепенения.
  В то время, когда Московское княжество начало освободительную борьбу и собирало вокруг себя все силы народа, средоточиями русской духовной культуры были монастыри. В конце 15 века они получают широкое распространение; многие люди покидают насиженные места, уходят в дремучие леса и начинают новую жизнь в нужде и лишениях. Они стремятся в уединении к внутреннему совершенствованию и сосредоточенности; недаром один современник сравнивал их с древним мудрецом Диогеном. Но в отличие от восточных отшельников, мрачных аскетов, прославленных кистью Феофана, в русских чернецах 15 века никогда не угасало стремление к практической деятельности: они умели с топором пробиваться сквозь чащу леса, собирать вокруг своих келий людей, вести неутомимую трудовую жизнь. Движение это захватило почти всю среднюю Россию и скоро перекинулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ Москвы. Возможно, что здесь провел свои молодые годы Андрей Рублев.
  Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия, но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности были видны на каждом шагу. Сергий умел сплачивать единомышленников; он рассылал учеников в далекие уголки страны, сам разъезжал по русским городам, примирял враждующих князей и не задолго до кончины благословил московского князя на борьбу с татарами.
  В укладе Троицкого монастыря долго сохранялась первоначальная простота. В церкви совершали службу при лучинах, писали на бересте, храмы ставили из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, размеренным трудом. "Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит, одни дрова и воду носят в хлебню и поварню, другие хлеб и варево готовят" - такими словами описывает современник жизнь русского монастыря того времени. Эта жизнь Сергиевой обители должна была оказать глубокое воздействие на характер художника. Кто знает ,может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей - хранить прежде всего голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?
  Впрочем, в стенах Сергиевой обители призвание художника не могло развернуться полностью, и Рублев переселился в Андроников монастырь, основанный на живописном берегу Яузы выходцем из Сергиева монастыря Андроником. Отсюда было всего с час пути пешком до московского Кремля, который уже начинали обстраивать митрополит и великий князь. В Москве можно было встретиться с лучшими русскими и греческими мастерами и поучиться у них. Здесь молодой мастер был замечен великим князем и привлечен к почетной работе.           
 
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА  II.  ТВОРЧЕСТВО  АНДРЕЯ РУБЛЕВА
 
 
2.1.           БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ  СОБОР
 
  В 1405 году Рублеву выпала на долю честь украшать живописью Благовещенский собор совместно с мастерами Прохором из Городца и Феофаном Греком. Естественно, что наиболее прославленному из трех мастеров, Феофану принадлежало руководство работой и что им были выполнены главные части огромного иконостаса. Принимаясь за него, греческий мастер должен был несколько умерить свой живописный темперамент, которому он безудержно отдавался при выполнении новгородских фресок. Патетика уступает здесь место сдержанному величию. Фигуры Марии, Иоанна и отцов церкви по бокам от Воздержителя представлены Феофаном не столько молящимися, сколько медленно выступающими в торжественном покое. Особенно хороша фигура Марии в синем, как ночное небо, плаще, который мрачной глубиной своего тона гармонирует со всем ее величавым обликом. Рублеву, видимо, достались крайние фигуры чина, великомученики Дмитрий и Георгий, и он вложил в яркую расцветку их одежд и в их юные лики выражения светлой радости.
  Мы знаем очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть основания предполагать, что именно он в свои
ранние годы украшал евангелие Христово и, в частности, выполнил миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела. Миниатюра выдержана в оттенках голубого и лилового, только красный ободок
книги в руках ангела выделяется ярким пятном. Мастер замкнул фигуру крылатого кудрявого юноши круглым голубым обрамлением, которое придает
образу спокойствие и завершенность. Фигура ангела расположена в пределах круга с таким расчетом, что его широкое крыло уравновешивает развевающийся плащ, а все части его тела равномерно заполняют золотой круг на равном расстоянии, касаясь голубого ободка; и поскольку стремительное движение ангела как бы возвращается к исходной точке, все происходящее претворяется в неизменное и уравновешенное. Плавно закругленная линия стала впоследствии любимым мотивом Рублева. Правда, в ангеле линия сочетается с решительной лепкой, с последовательным, как в византийских иконах, наложением все более светлых пятен, но все же очертания его головы, широкого крыла, рукава, ноги и даже развевающегося плаща звучат отголоском обрамляющего их круга. Конечно, в Москве в 15 веке никто и не подозревал о существовании древнегреческой вазовой живописи. Тем более поразительно, что русский мастер близко подошел к композиционным решениям древнегреческих вазописцев, украшавших силуэтными фигурами плоскодонные килики.
 
 
 
 
 
    2.2.     УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ
 
    В 1408 году по почину московского великого князя было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчиков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Здесь Рублев должен был представить Страшный Суд.
  Для современников Рублева Страшный Суд был естественным завершением всей истории человечества. В близком наступлении его никто не сомневался. Но что ожидает людей в час светопреставления? Византийцы рисовали яркими красками гнев судии, разрабатывали тему сурового возмездия, подчеркивали назидательный смысл судилища. В русских сказаниях сильнее выступают примирительные нотки, надежда на милость судии, ожидание блаженства праведников. Соответственно этому роспись Рублева пронизана духом радости и бодрости. Самые картины адских мучений, видимо, мало его занимали, зато им ярко представлены сонмы праведников, прославляющих создателя, трогательно упавшие перед престолом прародители стройные восседающие по сторонам от судии апостолы, праведники и святители, которых апостолы сопровождают в рай, наконец, пленительно-грациозные ангелы, возвещающие трубным гласом о наступлении торжественного часа. В византийских изображениях Страшного Суда фигуры отличаются обремененностью, телесностью, грозные тела тяжело ступают по земле. Наоборот, у Рублева фигуры необыкновенно легки, воздушны, почти невесомы; они то порывисто идут, то плавно парят, то стремительно возносятся. Рублев прекрасно связал свои фигуры и группы с круглящимися сводами древнего собора. Покрытые его живописью стены легко уносятся вверх, столбы расступаются, и арки, повторяясь в очертаниях фигур, начинают мелодически звучать.
  Среди множества полустертых и поблекших от времени фигур росписи Успенского собора, образ апостола Петра во главе праведников принадлежит к числу замечательнейших созданий Рублева. Выполняя свою фреску, он, вероятно, с признательностью вспоминал Феофана. Феофан научил Рублева свободным ударам кисти, которые передают живую и подвижную мимику лица и сообщают ему мягкую и приятную лепку. И все же как не похож Петр Рублева на образы Феофана! Куда девалась величавая гордость Феофановых старцев! Петр Рублева - весь самоотверженность, призыв, приветливость и ласка. Где отрешенность от земного греческих отшельников! Петр обращает лицо к следующей за ним толпе, уверенный, что его услышат и поймут. весь его облик говорит о доверии к людям, о твердой убежденности, что добрым и страстным призывом можно наставить людей на истинный путь. Рублев и не пытался придать своему Петру внешние черты сходства с кем-либо из своих современников, но он вложил в его облик тот светлый энтузиазм, который ему привелось встретить в лучших русских людях своего времени, сподвижниках Дмитрия, его современниках. В отличие от фресок Феофана, блики у Рублева стали тоньше и нежнее и ложатся правильными рядами; сильнее выступает контур, очертания голов сближаются с очертанием круга, формой, которая давно привлекала Рублева и в которой он видел выражение высшего совершенства.
  Рублев приступил к росписи Успенского собора 25 мая. Вероятно, еще до наступления холодов работа была закончена и произошло торжественное освящение храма. Прошло несколько месяцев, и над Русью разразилась беда. Хотя Куликовской битвой и открывается цепь воинских подвигов русских в борьбе с татарами, но прежде чем татарская опасность была начисто уничтожена, татары доставили русским еще много горя. Обычно они ждали наступления осени, чтобы нагрянуть на русские хлеба. На этот раз хан Едигей двинул полки в начале декабря. Его появление было так неожиданно, что великий князь, не успев собрать войска, вынужден был спасаться в Костроме, а вслед за ним множество москвичей должны были покинуть столицу. Посады вокруг города были сожжены, чтобы врагам не достался материал для постройки осадных сооружений. Едигей подошел к городу и расположился в селе Коломенском. Его послы требовали у Твери помощи против Москвы, но тверичане, забыв, что Калита когда-то помогал татарам громить Тверь, отказались стать предателями родины. Хан простоял под Москвой месяц, взял огромный выкуп в три тысячи рублей и, спалив села, разорив их и забрав пленных, двинулся, к удивлению и радости москвичей назад, в Золотую Орду.
  Через два года такому же нападению подвергся Владимир. На этот раз татар незаметно подвел к городу недовольный порядками суздальский князь. Татары ворвались в Успенский собор и стали грабить ценности. Особенно жестока была расправа с ключарем собора попом Патрикеем, не желавшем выдать церковной казны. Мы не знаем где провел эти годы Рублев: отсиделся ли он за стенами Андроникова монастыря или, по примеру других москвичей, подался в северные края. Но гроза, конечно, захватила и его. Все происходило у него перед глазами. Может быть, он и сам знал попа Патрикея и живо воображал себе дикую расправу в Успенском соборе, где едва успели просохнуть краски, положенные его гениальной рукой. Татары разорили Русскую землю, увели пленников, делили меж собою серебряные монеты, отмеривая их ковшами.
  Обитель Сергия была начисто сожжена татарами. Можно представить себе, как тяжело было русским людям видеть одни обуглившиеся головешки на том самом месте, где 30 лет тому назад они искали нравственной опоры перед наступлением на Мамая. Этими настроениями объясняется, почему ученик и преемник Сергия Никон, когда миновала гроза, с большим рвением принимается за восстановление монастыря, наперекор многим сомневающимся развивает кипучую строительную деятельность, возводит на месте деревянного белокаменный храм, приглашает прославленного в ту пору Епифания для составления жизнеописания Сергия и призывает в монастырь Андрея Рублева вместе с другом его Даниилом Черным для росписи собора и иконостаса. Эти годы были ознаменованы явлениями, не менее примечательными, чем победа над татарами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2.3.  ТАЙНОПИСЬ РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЫ»
     
      Икона — не картина. На картину любуются, иконе — прежде всего молятся. Это, конечно, не значит, что иконописец не художник и его не заботит красота. Иконописец изображает мир не зримый, а духовный, сокрытый от глаз   человека.   Один   средневековый   визан­тийский философ так и сказал: икона — это уподобительное изображение, чтобы мы по мере наших сил от зримого поднимались к тому незримому и простому, что не имеет ни­какого чувственного образа. Иными словами, икона — как бы красочная мо­дель невидимого мира. Как у .всякой модели, у нее есть свой условный язык. Скажем, ангела иконописец изображает в виде крылатого юноши. А христианскую Троицу — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого — в виде трех анге­лов, трех крылатых юношей. Как понимать Троицу и как понимать «Троицу», написанную в двадцатые годы XV века гениальным русским иконописцем Андреем Рублевым? В Библии рассказано, как к ветхозаветному старцу Аврааму   пришли   три   путника.   Авраам   сразу догадался, что это Бог и два ангела. Он гостеприимно   принял  путников,   жена  его   Сарра накрыла стол, и Авраам беседовал с.Богом. Этот рассказ из Ветхого завета позднее будет понят христианами   как   пророчество   о   триединстве Бога. Христианство1 утверждает, что Бог един, но у него три лица, три ипостаси. Они неслиянны и нераздельны. Это трудно представить, находясь в нашем, трехмерном мире, но ведь речь идет о мире  духовном,  многомерном.  И  в  этом  нет ничего антинаучного: скажем, физика утверждает, что свет — это и частица, и волна. Но это ведь тоже   нелегко   представить?   Отец,  Сын  и  Дух предвечны.    То    есть    они    существовали    до сотворения   вселенной.   Сын   —   второе   лицо Троицы.  После того  как человек,  сотворенный Богом, нарушил заповедь и в райском саду вкусил от  запретного   Древа  познания  добра  и   зла, начались человеческие несчастья. Так утверждает религия. И иудейская, и произошедшая от нее христианская. Но христиане считают, что Бог-Сын два тысячелетия  назад  воплотился,  родился  от земной    девы    Марии.    Иисус    Христос,    как утверждает христианство,— одновременно и Бог и человек.   Он   пришел,   чтобы   принести   людям Новый   завет,   новое   знание,   указать   путь   к спасению.     Знал,     что     будет    распят,     но добровольно пошел на крестную муку. С первых веков      христианства      сюжет      ветхозаветного гостеприимства Авраама изображался на фресках и иконах. До нас дошли такие фрески IV века, написанные в римских катакомбах. В Древней Руси, следуя традиции Византии, тоже писали Бога и двух ангелов за столом Авраама в Мамврийской дубраве.
Андрей Рублев изобразил не гостеприимство ветхозаветного патриарха, а Предвечный Совет. Он убрал фигуры Авраама и Сарры, оставил только трех ангелов у престола. Богословы и сегодня спорят, который из ангелов Бог-Отец, который Бог-Сын, который — Бог — Дух Святой. А может, быть, Рублев написал по
 
традиции просто Бога и двух ангелов, я чая ипостасей? Тогда в центре сидят У ведь на среднем ангеле традиционные xie X ста одежды. Да. можно так понимать «Троицу» Рублева. И это не будет неправильно, потому что полностью со ответствует древнему иконописному канону. Но Рублев творит новый канон. И можно читать его икону по-иному.
Посмотрите на здание над головой ангела, сидя­щего одесную (то есть по правую руку) от сред­него. Айдрей Рублев вписал в колонны авраамовых палат монограмму: «1НЦИ». Что это за буквы? В конце XIV века на западноевропей­ских иконах, на табличке, прибитой Пилатом к кресту, стали писать четыре буквы: «INRI». Это сокращенная запись того, что велел написать над крестом Пилат: «Иисус Назорей. Парь Иудей­ский». Вскоре — и на Руси начнут над головой распятого Христа выводить эти буквы, разуме­ется, уже не на латыни. Вскоре — это через две­сти лет! Вот насколько Рублев опередил отече­ственную традицию. Монограмма — это слитное написание нескольких букв. Андрёй Рублев оста­вил нам пример весьма изысканной монограм­мы, он в Успенском соборе Владимира задолго до написания «Троицы» подписал фреску с Иоан­ном Крестителем монограммой «продромос». то есть Предтеча. Есть и болгарская монетка конца XIV века (Рублев мог ее держать в руках), где имя царя Ивана Шишмана тоже зашифровано монограммой, кстати очень похожей на моно­грамму рублевской «Троицы». Итак, левая от нас колонна здания — буква «I» — «И десятеричное». Первое слово написано: «Иисус». Правая колонна, соединенная с еще одной, небольшой,— «Н», то есть «Назорей». Правда, в XV веке «Н» писалась с наклонной вниз и вправо перекладиной. А тут она почти горизонтальная. Почему? А вот почему: вме­сте «I» и «Н» составляют третью букву — «Ц» (Царь). А четвертая целиком совпадает со второй. Только слово «Иудейский» писалось через «И восьмеричное» (как на­ше, современное « и »). Но в XV веке палочка у «и» была не наклонной, а прямой, как у совре­менного «h».Bot Рублев и объединил в моно­грамме вторую""и четвертую буквы. Кстати, так поступали и древнерусские переписчики книг, соединяя «н» и «и», например в слове «Благо-вествование» ( «Евангелие» ), и записывая в рисо­ванной вязью заставке так: «БлаговествоваНе». Монограмма — только ключ к прочтению Трои­цы. Вспомним, что изображен Предвечный Совет. Бог-Отец, сидящий посредине, указывает на чашу с головой жертвенного тельца. Рука изображе­на так, что она находится и над чашей, и на дальней кромке стола, за чашей. Бог-Отец как бы указывает на нее и тут же отводит руку к себе.
Сидящий одесную Отца ангел тоже поднял руку. Он тоже благословляет чашу, то есть принимает ее. Он понял, что от него требуется. Над его головой в тот же миг возникает храм (будущая христианская церковь). Но это еще и табличка креста с пилатовой монограммой. Значит. Бог-Сын знает, какую страшную чашу страданий ему предстоит принять и вкусить. Перед ним склоняется Бог-Отец (склоняется и Древо жизни за плечом Отца). Это же делает и третий ангел — Дух Святой. Над его головой —
гора,   символ горнего духа.   И   она склоняет перед страданием и грядущими муками Сына. И только здание — символ Христа Домостроителя — словно взлетает от груди ангела, сидят по одесную от среднего. Колонны храма упираются в грудь ангела (под венцом, нимбом, окружающим его голову). Итак, не палаты Авраама, а табличку креста надписью Пилата  и  грядущую  -христианок церковь увидел сидящий одесную ангел в момент, когда ответным благословением принял стоящую на престоле чашу. (Если вспомнить рублевские фрески в Успенском соборе Владимира, где апостолы держат раскрытые книги со своими инициалами, можно здесь увидеть и намек на книжный разворот с монограммой Христа. Это — Книга человеческого спасения, открывающаяся  в жизни Иисуса.)
   Три предмета — Крест. Храм и Книга как находятся друг в друге. Другие три предмета три чаши. Первая стоит на престоле. Это символ причастия. Вторая в ногах у сидящих — зеленая трава между подножий престола. Она в форме купели. А третья чаша содержит первую и вторую:- это внутренний контур левого и правого ангелов, напоминающий контур лампады, в которую как бы погружен средний ангел. Крест, Храм и Книга, а еще — три чаши, симво­лизирующие  таинства  крещения,   причастия и молитвы.   Почему они  вписаны  друг в  друга? Да потому, что изображен не трехмерный, а мно­гомерный мир, где времени в нашем понимание нет. Это можно пояснить на простом примере: ее ли на фотопленку, на один ее двухмерный кадр, снимать то, что происходит в трехмерном то предметы тоже окажутся друг в друге. Скажем, один человек из кадра выйдет, а на место встанет другой. И оба, словно друг в друге окажутся на  одном  негативе.    Рублев   cyмел передать не только «неслиянность и нераздельность» Троицы,  но и заставил  время течь   на двухмерной   плоскости   иконы.    И  не только время — саму вечность.
По-домашнему обыденно изображается событие, но необыкновенен, удивителен его смысл. Три мужа явились, чтобы принести огромной важности весть. Они изображены с крыльями, в виде ангелов( слово "ангел" по-гречески значит "вестник"). И весть эта о "завете", договоре бога и человека.
  Рублёву ведомо было множество толкований в письменности, но все они сводились к двум основным пониманиям. Согласно первому - это явление в ангельском виде самого бога, которого сопровождают два служащих ему ангела. Но было и другое толкование смысла ангельской троицы. В образах трёх ангелов была явлена миру тайна троического божественного единства - "Троица единосущная и нераздельная".
   В основе этих легенд лежит убеждение, что божество недостижимо сознанию смертного и становится ему доступным, лишь приобретая человеческие черты. Это убеждение вдохновляло художников на создание образов, сотканных из жизненных впечатлений и выражавших их представления о возвышенном и прекрасном. Рублев видел, конечно, византийские иконы Троицы, но его отталкивало, что византийцы уделяли большое внимание трапезе, уставленной яствами, что Авраам с супругой неизменно присутствуют при этой сцене, своим суетливым гостеприимством напоминая об обстоятельствах, при которых на землю сошло божество, наконец, что византийцев больше интересовал богословский вопрос о соотношении трех лиц Троицы - отца, сына и духа, - чем само явление на земле неземного.
  "Троица" Рублева была плодом подлинного и счастливого вдохновения. При первом взгляде они покоряют своим несравненным обаянием. Но вдохновение озарило мастера лишь после того, как он прошел путь настойчивых исканий; видимо, он долго испытывал свое сердце и упражнял свой глаз, прежде чем взяться за кисть и излить свои чувства. Он жил среди людей, почитавших обряды, наивно убежденных в таинственной силе древних форм. Чтобы не оскорблять их привязанностей к старине, он согласно обычаю представил трех крылатых ангелов, так что средний возвышается над боковыми. Он изобразил чашу с головою тельца, не забыл и дуб Мамврийский и палаты, намекающие на отсутствующего Авраама. Но Рублев не мог остановиться на этом. его влекло более проникновенное понимание древнего сказания.
  Есть все основания думать, что в среде Рублева были известны и пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древнегреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет иносказательный смысл, все земные образы, образы людей, животных и природы могут стать средствами проникновения в сокровенную основу мира, правда лишь при условии, если человек будет неустанно стремиться к возвышенному.
  Художнику это давало право видеть в красоте земного мира живое подобие смутно чаемого и желанного совершенства. Все то, что учёнейшие из византийцев умели выразить лишь запутанными силлогизмами, опираясь на древние авторитеты и многовековую традицию, вставало перед глазами Рублева как живое, было близко, осязаемо, выразимо в искусстве.
  Он сам испытывал счастливые мгновения великого художественного созерцания. Близкие его не могли понять, что он находит в древних иконах, работах своих предшественников, почему он не бил перед ними поклонов, не ставил свечей, не шептал молитв, но устремив свой взор на их дивные формы в свободные от трудов часы подолгу просиживал перед ними (рассказ об этом через 100 лет после смерти Рублева передавал один русский писатель). К этому созерцанию призывает Рублёв своей "Троицей", и созерцание это в каждом образе раскрывает неисчерпаемые глубины.
  В "Троице" Рублева представлены все те же стройные, прекрасные женственные юноши, каких можно найти во всех ее прообразах, но самые обстоятельства их появления обойдены молчанием; мы вспоминаем о них
лишь потому, что не можем забыть сказания. Зато недосказанность эта придает всем образам многогранный смысл, далеко уводящий за пределы древнего мифа. Чем заняты трое крылатых юношей? То ли они вкушают пищу, и одни из них протягивает руку за чашей на столе? Или они ведут беседу - один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову? Или все они просто задумались, унеслись в мир светлой мечты, словно прислушиваясь к звукам неземной музыки? В фигурах сквозит и то, и другое, и третье, в иконе есть и действие, и беседа, и задумчивое состояние, и все же содержание ее нельзя обнять человеческими словами. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного? Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву? Не потому ли и стол похож на алтарь? А посох в руках этих крылатых существ - не знак ли это странничества, которому один из них обрек себя на земле? Возможно, что византийские изображения Троицы в круглых обрамлениях или на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль объединить кругом три сидящие фигуры. Но обрамление его иконы не имеет круглой формы, круг едва заметно проступает в очертаниях фигур, и поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в "Троице" должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному.
  Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя. Между тем Рублев стремился к выражению жизни изменчивой и свободной, и потому он создает в пределах круга плавное, скользящее движение; средний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы, и равновесие восстанавливается лишь тем, что оба подножия ангелов отодвинуты в обратную сторону. Куда бы мы не обращали наш взор всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, - невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен.
  Лица Троицы нераздельны, но у каждого из них, по замыслу Рублёва, своё бытие, своё действие в деле созидания мира. Левый ангел - образ Отца. Его волей начинается устроение вселенной. И палаты позади него не просто дом, а образ "домостроительства". Лицу этого ангела Андрей придал большую твёрдость, волю. И сам цвет одежд, "удаляющаяся" прозрачность небесно-лазурного хитона( нижняя одежда), легко светящегося блекло-багряным, светло-зелёным, сине-голубым гиматия раскрывает ту же мысль художника.
  Средний ангел обращён к правому, но голова его, слегка наклонённая, повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться, принять человеческую природу, жертвенной смерть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.