Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности наглядно-действенного мышления дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО  МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………..5
1.1.Мышление  как психический познавательный  процесс……………………5
1.2.Виды  мышления и их развитие……………………………………………..11
1.3.Особенности  развития наглядного-действенного мышления дошкольников……………………………………………………………………16
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ  ……………………………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..30 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного  воспитания детей дошкольного возраста.
    В настоящее время бесспорно, что в умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно-действенное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях существенное место занимает изучение основных функций этих более элементарных форм, определение их роли в общем процессе умственного развития ребёнка. В ряде исследований показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью.
    Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.
    Отличие мышления от других психических процессов  состоит в том, что оно почти  всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно  решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличии от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
    Мышление  как отдельный психический процесс  не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов  обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в  этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
    В ряде исследований Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьевой, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской убедительно показана важная роль мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач.
    Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим  результатом мышления может выступить  понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих  и существенных особенностях.
    Наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие предметов  в процессе действий с ними. Это  мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
    Проблемой развития мышления ребенка занимались Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Ф. Фребель, М. Монтессори, В.А. Кемниц, В.А.Лай, Д.В. Волковский, К.Ф. Лебединцев. Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки дошкольников детского сада внесли Е.И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, A.M. Леушина, А.П. Усова, М.Ф. Чекмарев, Е.И. Удальцова, А.А. Столяр, Л.С. Метлина, Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Михайлова, Н.Г. Бакст, Р. Чуднова и многие другие педагоги, методисты и исследователи.
    Цель  исследования – определить комплекс психолого-педагогических условий развития наглядно-действенного мышления  детей дошкольного возраста.
    Гипотеза  исследования: формирование и развитие наглядно-действенного мышления детей  дошкольного возраста будет эффективным  при наличии следующих психолого-педагогических условий: своевременная диагностика  мышления дошкольников и организация  игр и занятий по развитию наглядно-действенного мышления.
    Задачи  исследования:
    Рассмотреть мышление как психический процесс.
    Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
    Описать наглядно-действенное мышление  дошкольников с нарушением слуха.
    Выявить методики изучения наглядно-действенного мышления у дошкольников.
    Представить комплекс игр по развитию наглядно-действенного мышления дошкольников.
          Объект исследования – наглядно-действенное мышление  детей дошкольного возраста.
          Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
    Методы  исследования:
          - анализ психологической  и педагогической литературы  по теме;
          - синтез теоретического и практического материала. 
 
 

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО  МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Мышление  как психический познавательный  процесс 

    Мышлением называется отражение связей и отношений  между предметами и явлениями  действительности, ведущее к получению  новых знаний.
    Мышление, как ощущение и восприятие, - психический  процесс. Однако, в отличие от процессов  чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов  и явлений действительности, в  их существенных признаках и отношениях. Путём восприятия человек познаёт  единичные предметы в совокупности их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек  «проникает в глубь вещей», познаёт разнообразие зависимости между явлениями и их закономерности.
    Жизнь человека постоянно ставит перед  ним острые и неотложные проблемы и задачи. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Таким образом, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Мышление возникает на основе практической деятельности их чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
    Для мыслительной деятельности человека существенна  ее взаимосвязь не только с чувственным  познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать  представление или понятие о  нем в специальном слове. Мысль  обретает в слове материальную оболочку. Таким образом, человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль  возникает и развивается в  неразрывной связи с речью. Чем  глубже и основательнее продумана  та или иная мысль, тем более четко  и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И  наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
    Органическая, неразрывная связь мышления с  языком, отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого  мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых  в ходе человеческой истории. Эта  историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения  к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется  социальная природа человеческого  мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством  в ходе общественно-исторического  развития. В процессе общественно-исторического  развития познания и преобразования природы и общества вырабатываются, развиваются и систематизируются  научные знания. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид  осваивает в ходе обучения. Фактически это общение человека с человечеством.
    Психологически  исследовать мышление как процесс значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.
    Всякий  мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием  или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для  мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или  иную цель, на решение определенной задачи, всякий мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного  процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность  что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления  или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
    Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта  цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом  представляется сознательно регулируемой мыслительной операцией.
    К познанию предмета и разрешению стоящей  перед человеком задачи мышление идет посредством многообразных  операций, составляющих различные взаимосвязанные  и друг в друга переходящие  стороны мыслительные процесса. Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
    Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и  различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем  сравнения. Это вместе с тем и  элементарная форма познания. Тождество  и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как  внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими  сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций - прежде всего анализом и синтезом.
    Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов  на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно  включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются  у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
    Синтез  восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее  существенные связи и отношения  выделенных анализом элементов. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого  представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
    Анализ  и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в  плане действия. Теоретическому мыслительному  анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который  расчленяет их в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного  процесса.
    Анализ  и синтез не исчерпывают собой  всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.
    Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
    Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане  действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно  возникает в практике, поскольку  действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека.
    Переходя  к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все бошей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли. Поэтому абстракция тесно связано с другой мыслительной операцией - конкретизацией.
    Другой  существенной операцией мышления является обобщение - мысленное объединение  предметов и явлений по их общим  и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении  объектов на основе отдельных, случайных  признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором  объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором  четко выделяются видовые и родовые  признаки и объект включается в систему понятий.
    Все указанные операции не могут проявляться  изолированно вне связи друг с  другом. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее  умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого  мышления, возможность творческого  преобразования действительности.
    Абстракция  и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и  совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в  своих высших формах являются двумя  взаимосвязанными сторонами единого  мыслительного процесса раскрытия  связей, отношений, при помощи которых  мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
    Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии  его более или менее существенных объективных связей и отношений. Во всяком слове, носителе понятия, легко  можно выделить как наглядно-образные компоненты, так и систему логических связей. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или  письменной, вслух или про себя.
    Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или  между их свойствами и признаками.
    Суждение  является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Всякий мыслительный процесс  выражается в суждении, которое формулирует  его более или менее предварительный  итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в ее свойствах, связях и отношениях.
    Всякое  суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само по себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение - это и есть работа мысли над суждением, направленная на проверку его истинности. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. Умозаключение представляет собой обычно более или менее сложный акт мыслительной деятельности, включающий ряд операций, подчиненных единой цели.
    Мышление  человека не только включает в себя различные операции и различные  формы, но и протекает на различных  уровнях, что в совокупности позволяет  говорить о существовании разных видов мышления.
    В психологии сложилось несколько  подходов к проблеме классификации  видов мышления. по степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
    Если  рассматривать мышление с точки  зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то выделяется мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения  той или иной задачи. В ходе творческого  мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов  внутри самой познавательной деятельности.
    По  характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление направлено на открытие и познание законов, свойств объектов. Практическое же мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление.
    Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что  задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.
    Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. С  помощью наглядно-действенного мышления наиболее полно воссоздается все  многообразие различных фактических  характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью такого мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
    На  основе практического и образного  опыта у человека развивается  мышление в форме абстрактных  понятий - словесно-логическое.
    Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой  наиболее поздний этап исторического  и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому  мышлению человек может устанавливать  наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе  и обществе, обобщать различный наглядный  материал.
    Логическое  мышление - мышление при помощи рассуждений. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Понятия - это значения употребляемых нами слов, средства логического мышления, а способами их использования  при решении мыслительных задач  служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам.
    Наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление играют существенную роль в создании основ  более сложных видов мышления. Но самое главное, наглядно-действенное  и конкретно-образное мышление выполняют  свои специфические функции в  общем развитии познания ребенка  и имеют особое непреходящее значение в становлении большинства человеческих способностей. Детальный анализ развития мышления в целом, описание специфики  проявления этих видов мышления мы рассмотрим далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Виды  мышления и их развитие 

    Мыслительная  деятельность дошкольника формируется  сначала в плане действия. Она  опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных  целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка  на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». Новый этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью.
    Ее  обобщающая функция опирается сначала  на примитивную чувственную абстракцию, формирующуюся в действии и оперирующую  сначала в детском восприятии. Восприятие ребенка становится все  более осознанным, и в нем закладываются  основы мышления. В теснейшей взаимосвязи  и взаимопроникновении с чертами, общими у него с мышлением взрослого  человека, это мышление включает и  специфические черты, которые не только количественно, но и качественно  отличают его от зрелого мышления. Специфические черты этого раннего  детского мышления обусловлены тем, что это мышление подчинено «логике» восприятия, в которое оно включено.
    Развитие  мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует с  предметами, не учитывая их специфических  особенностей. Он выполняет лишь те или иные реакции или функции  над попадающимся ему под руку материалом; продукты этого манипулирования  для ребенка - сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. С того времени, как результаты деятельности ребенка приобретают  в его сознании некоторую самостоятельность  и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный  характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и  определяемые сообразно со специфической  задачей, являются первыми интеллектуальными  актами ребенка.
    Мышление  у ребенка естественно зарождается  в самом восприятии действительности с тем, чтобы затем все более  выделиться из него. Перед ребенком мелькает множество впечатлений. В  зависимости от их яркости, соответствия потребностям ребенком нечто в них  выделяется. Ребенок начинает замечать некоторые качества, которые определяют то, что он воспринимает. Это выделение  определенных качеств неизбежно  связано с непроизвольным абстрагированием от множества других, которые остаются вне поля зрения ребенка.
    В дошкольном возрасте в связи с  интенсивным развитие речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. К 5 годам дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.
    В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные  и разнообразные задачи, требующие  выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных  и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая  новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между  степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между  формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
    По  мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего  мира, которое выходит за рамки  задач, выдвигаемых их собственной  практической деятельностью.
    Ребенок начинает ставить перед собой  познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают  к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
    К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для  дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов  и явлений, ориентируясь на яркие  внешние признаки. Дети проявляют  высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие  и различные признаки живого и  неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают  возможность рассуждать и о таких  явлениях, которые не связаны с  их личным опытом, но о которых они  знают из рассказов взрослых, прочитанных  им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения  детей бывают логичными. Для этого  им не хватает знаний и опыта. Нередко  дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и  выводами. Это первая исходная форма  теоретического мышления ребенка.
    От  выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и  отношений вещей дошкольники  постепенно переходят к пониманию  гораздо более сложных и скрытых  зависимостей. Один из важнейших видов  таких зависимостей - отношения причины  и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет. Но уже в 4 года дошкольники начинают понимать, что причины явлений  могут заключаться и в свойствах  самих предметов. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.