Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Информатизация общества в России: содержание и ее последствия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Московский государственный университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
 
 
Кафедра философии и гуманитарных наук
 
 
Реферат
для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
на тему: «Информатизация общества в России: содержание и ее последствия»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва, 2012
Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Сущность и предпосылки становления информационного общества………………………………………………………………………......5-14
1.1. Семантические основы информации……………………………………..….5-9
1.2. Социальные условия и предпосылки информатизации .……………….…..9-14
Глава 2. Влияние информационной политики на развитие общества…………………..15-24
2.1. Формирование информационной среды общества..…..……………………15-20
2.2. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации……………………………..………………………………..….20-25
Заключение…………………………………………………………………………………26-26
Список использованной литературы……………………………………………………..27-27

Введение
В настоящее время происходит становление информационной цивилизации и культуры, основной смысл которого осознается научным сообществом как дальнейший путь развития общества. На этом пути особое значение приобретает процесс информатизации общества, и часто именно этот процесс имеется в виду при раскрытии перспектив становления информационного общества. Массовая информатизация, внедрение и развитие новейшей информационной техники и технологии во все сферы общественной жизни вызвали впечатляющие изменения в экономической, политической, социальной и духовной жизни многих стран мира.
Одновременно возникает задача всестороннего, в том числе и философского, познания процесса информатизации общества, адекватного применения познавательных средств для разрешения исследовательских проблем. Особенно это касается учета специфики обществ, их традиций и социального опыта.
В 60-х годах XX века возникло понятие «информационное общество» и тогда же началась дискуссия о процессах, которые вызывают к жизни общества. В ходе дискуссии, в которой приняли участие В. П. Заболотский, Р. М. Юсупов, И. Б. Новик, В. С. Толстой, Ю. М. Каныгин, А. Д. Урсул, Д. М. Гвишиани, были сформулированы понятия компьютеризации и информатизации общества, а затем совместно с этими исследователями А. И. Ракитовым, Г. Г. Воробьевым, Б. Ю. Левитом был поставлен вопрос о том, тождественны ли эти понятия и как они соотносятся с проблемой информационного общества.
Становлению информационного общества посвящены работы А. Тоффлера, Ф. Махлупа, Д. Белла, И. Масуды, Т. Стоуньера, А. И. Ракитова, Н. Н. Моисеева, Н. М. Чуринова, В. 3. Когана, Э. П. Сменюка, Г. П. Смоляна. Д. С. Черкешина, А. Д. Урсула.
Несмотря на то, что процессы информатизации и компьютеризации общества существенно изучены, но тем не менее связанное с этими процессами развертывание информационной цивилизации и информационной культуры, с учетом основных типов общества и особенностей различных сфер их общественной жизни не нашло достаточного внимания в ходе научно-познавательной деятельности.
Объектом данного исследования является жизнедеятельность общества, предметом исследования выступает процесс информатизации общества.
Цель исследования – показать процесс информатизации общества в функциональном и институциональном плане.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
- определить основные характеристики информации с точки зрения ее смысла и содержания;
- описать социальные условия и предпосылки процесса информатизации;
- проследить процесс формирования информационной среды общества;
- проанализировать информационных образ жизни и влияние информационной политики на развитие общества.

Глава 1. Сущность и предпосылки становления информационного общества
 
1.1.             Семантические основы информации
Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации [1, с. 6].
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов прошлого столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.
Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д. [2, с. 9].
В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения.
Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах [2, с. 9].
Развитая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством.
Информация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств" [10, с. 27].
Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект).
Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е.К. Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средствами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтернатив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказывании, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключает высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет [2, с. 10].
При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи общие черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом проблем: определения совокупности возможных альтернатив средствами выбранного языка, количественной оценки альтернатив, их относительного сопоставления (взвешивания), введения меры семантической информации.
В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных).
Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в “целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели. Сообщение, переданное получателю информативно, если оно изменяет его "целеустремленное состояние" [1, с. 13].
Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения "годные к употреблению" [1, с. 21]. Именно к совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.
Семейство наук, специально изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине прошлого века растет довольно быстро. Это - кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации - "информология", в основу которой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации.
Философские определения понятия «информация» отличаются чрезвычайной противоречивостью вплоть до полярности. На одном полюсе — безграничный панинформизм (проф. А.В. Соколов), на другом — полнейший информационный нигилизм. Между ними — признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом — материальности информации и т.д. Наиболее экспрессивно утверждаются две точки зрения — панинформистская и негинформистская. Первую внедряет президент Международной академии информатизации И.И. Юзвишин. Информация, согласно его утверждению, «фундаментальный генерализационно-единый безначально-бесконечный законопроцесс резонансно-сотового, частотно-квантового и нульсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения, взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и времени) энергии и движения на основе материзации и дематеризации в вакуумосферах и материосферах Вселенной». Прямо противоположна по отношению к изложенной концепция инфонигилизма, в соответствии с которой понятие информации есть пустое множество, поскольку информацию невозможно идентифицировать [7, с. 58]. Информация в сущности есть достояние только субъективного сознаний, за его пределами информации не существует. Онтологически информация есть субъективная реальность. Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии. Философы тоже определяют сознание как способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, социальных и культурных связей, отделенных от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. Сознание есть субъективный образ объективного мира, субъективная реальность [7, с. 59]. Информация, ушедшая в глубины сознания, называется памятью.
Материя, энергия, информация, знания, все эти понятия связаны. Информация является семантической сущностью материи. Понятие “материя” отождествляется с понятием “система”, в которую входят составными элементами - вещество, энергия, знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных переходов из одной в другую субстанцию системы (рис. 1). При взаимодействии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а энергия - носителем информации [1, с. 67].
 
 
 
 
 
 
Рис. 1
Информация всегда носит «транспортный» оттенок передачи знания по сетям связи, знание же всегда связано с личностью его создателя.
Можно утверждать, что вся жизнь человека – это сбор, накопление, поиск, переработка и выдача информации.
Сегодня под информатикой понимают научную дисциплину о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах (природе, обществе, технике), о способах и методах сбора, хранения, обработки и передачи информации, а также возможность их автоматизации [3, с. 54]. Слово «информатика» вошло в научный обиход во Франции и получило широкое распространение в 1960-е годы.
Начавшийся в 70-х годах прошедшего столетия процесс информатизации общества в настоящее время приобрел поистине глобальный характер. В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появилось множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития.
Информатизация – это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации [2, с. 23].
Информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:
1. медиатизация – совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации (от лат. mediatus – выступающий посредником);
2. компьютеризация – совершенствование средств поиска и обработки информации;
3. интеллектуализация – развитие способностей людей к восприятию и порождению информации (знаний), т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта [2, с. 23].
Информатизация невозможна без развития интеллекта и творческих способностей каждого человека и всего общества. (2)
 
1.2. Социальные условия и предпосылки информатизации
Информационная деятельность выделилась из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению как одно из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для выполнения части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху. Первым специализированным информационным органом стали государственные и академические библиотеки - хранилища знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности стала государственной и финансировалась из бюджета. Первыми тематическими областями информационной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации; другими словами, рынок информационных ресурсов формировался как рынок информации для специалистов [10, с. 36]. Первыми видами информационных услуг стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и рукописных книг, а также ее поиска - авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации. В это время возникли и такие виды информационных услуг как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществлявшаяся работниками библиотек [10, с. 37].
Появление новой информационной технологии - книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информации росла доля представителей бизнеса. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета как одно из направлений народного образования и роста культуры, привели к использованию информационных ресурсов и массового потребителя, заинтересованного в доступе к информации для специалистов в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда, в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях и, прежде всего в химии и физике, появился первый реферативный журнал - информационный продукт, позволяющий получить представление о содержании документа, до обращения непосредственно к документу [10, с. 42].
Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени. Прогресс в книгопечатании, подготовка специальных справочных изданий и энциклопедий, а также появление научных, деловых и массовых журналов, который является важным для развития информационного сектора общественного производства, не относятся к изменениям в информационной деятельности, рассматриваемой в узком смысле, и рынке информационных ресурсов. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка информационных ресурсов [7,с.59]. Кроме того, развитие книгопечатания в условиях усложнения общества и возрастания сложности общественных экономических и социальных отношений, которые фиксировались и находили отражение в документах, привело к тому, что книги и журналы отделились от других видов документов, которые, в свою очередь, стали храниться не в библиотеках, а в архивах, по своим функциям, устройству, услугам и продуктам и системе финансирования аналогичных библиотекам. РЖ составили основу рынка информационных ресурсов вплоть до начала 60-х гг. XVIII в., когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ, распространяемые с использованием механизма и инфраструктуры торговли периодики (цены, зависящие от объема - числа печатных листов, подписка при авансовой оплате, решающая вопросы оборотного капитала) заложили основы формирования сначала национальных рынков, а затем и международного рынка информационных ресурсов и услуг [7,с.61].
Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или влияла недостаточно на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство в основном через печатные источники. Уже с конца XVIII в. с развитием заморской торговли внимание бизнеса стала привлекать не только научно-техническая и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и коммерческая информация и деловые новости [1, с. 49]. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой информации.
В первой половине XIX в. появились специальные деловые газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя. С середины 60-х гг. началось формирование новых элементов структуры информационной деятельности, принесших на рынок новые виды информационных услуг и привлекшие новых потребителей. До середины 70-х гг. в результате широкого внедрения в информационную деятельность новых информационных технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники, важнейшим видом информационных услуг на рынке, определившим его содержание с этого времени, стали базы данных. Эти базы данных (БД) содержали библиографическую, реферативную, фактографическую и справочную, научно-техническую, а также другую информацию для специалистов, а также во все в большей мере деловую и коммерческую торгово-экономическую, статистическую и демографическую текстовую и цифровую информацию [10, с. 49]. На основе БД помимо подготовки информационных изданий стало возможным вести обслуживание потребителей в режимах избирательного распространения и ретроспективного поиска информации с использованием сначала пакетного, а затем и диалогового поиска. С 60-х гг. информационная деятельность стала занимать важное место в работе и не специализирующихся на ней организаций, прежде всего деловых и научно-технических научно-исследовательских институтов и аналитических центров и органов государственного управления. В них в качестве средств труда и его промежуточных результатов создавались базы данных (в основном фактографические) и фонды труднодоступных и непубликуемых первоисточников в удобной для оперативного копирования форме [10, с. 50].
Вторая половина 80-х гг. была связана с развитием систем массовой информации, базирующихся на сетях, объединяющих владельцев персональных компьютеров (ПК) и глобализацией информационной деятельности. Развитие информационной инфраструктуры в первой половина 90-х гг. определялось становлением Интернета - неформального объединения поставщиков и потребителей информации в масштабах всего мира - в качестве своеобразной альтернативы существующим структурам [10, с. 52]. Специальное программное обеспечение (ПО) позволяло пользователю World Wide Web путешествовать по сети, просто указывая на нужную пиктограмму или слово мышкой и нажимая на кнопку. Именно тогда Интернет становится не просто системой электронной почты или загрузки на ПК случайных файлов, а киберпространством, новым местом для встречи людей, обмена идеями и мнениями.
С появлением технологии мультимедиа Интернет приобрел качества нового средства массовой информации, в котором издательская деятельность не только объединилась с вещанием, но получила новое измерение - диалог, интерактивность и оперативность. Сеть Интернет, получившая толчок в развитии с разрешением использования ее для коммерческих применений, сделала рынок информационных услуг по-настоящему массовым и глобальным [10, с. 56]. Информационная деятельность стала интегрироваться непосредственно в бизнес-процессы и открыла новые направления развития бизнеса в целом, изменив представление о механизмах реализации на рынке и сделав рынок глобальным.
Рассматривая технический аспект условий информатизации в России можно отметить, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации. В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию КС можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Примерный  необходимый парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн.чел., таков: телефонные аппараты - 200 млн.ед.; персональные компьютеры - 100 млн.ед.; мини-компьютеры - 400 тыс.ед [3, с.7].
На начало 90-х годов в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е. существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень телефонизации - весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111, Турция -55 [4, с. 10]. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимала 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работало около 7-8 млн. ПК, а их ежегодное пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн.ед. [5, с. 14] Общее количество эксплуатируемых в России ПК на конец 2009 году достигло приблизительно 55 мил. шт., что на 30% больше, чем в 2008 году, подсчитали эксперты Минэкономразвития [5, с. 14].
Технологической базой для перехода в информационное общество является сектор экономики, связанный c созданием, производством и применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во второй половине 90-х годов в России имели место высокие темпы роста объема производства этого сектора (до 20% в год). И, хотя, рынок ИКТ являлся одним из самых быстрорастущих в России, как и во всем мире, по уровню развития ИКТ Россия в 90-х годах отставала от ведущих стран Запада не менее чем на пять лет. Потребовалось еще несколько лет, чтобы развивающаяся отрасль ИКТ стала пониматься как единая отрасль национальной экономики, производящая конкретную продукцию, основную часть которой составляет информационный контент и услуги предоставления его потребителям, чтобы она стала рассматриваться как необходимое условие экономического подъема [3, с. 7]. При этом стало очевидным, что именно конвергенция информационных и коммуникационных технологий служит основой перехода к информационному обществу (Л. Д. Рейман).
В целом, несмотря на существовавшие проблемы (важнейшая из них — информационное неравенство центра и регионов и слабое развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в масштабе страны), Россия уверенно шла по пути информатизации быстрыми темпами. Развитие ИКТ в России выдержало такую проверку на прочность, как экономический кризис 1998 года, который не смог существенно замедлить этот процесс [8, с. 3].
Развитие сектора ИКТ служило важным условием формирования в стране новой экономической реальности, поскольку именно ускоренный рост новых применений ИКТ позволяет производить растущее многообразие товаров и услуг по снижающимся ценам и обеспечивающим быстрое перемещение в нужном направлении товаров, энергии, информации, труда и капитала. Между развитием ИКТ и трансформациями в мировом финансовом и экономическом пространствах существуют глубинные взаимосвязи. ИКТ и информационно-коммуникационная инфраструктура служат необходимой «подложкой», технологическим фундаментом этих трансформаций, обеспечивающих эффективное функционирование инновационных экономик и постоянный рост ВВП. Очевидно, что такое положение складывается при условии, что объемы производства и применения ИКТ в денежном выражении становятся существенной частью ВВП [9, с. 49]. Так, например, в 2006 г. общий объем российского сектора ИКТ превысил 1 трлн. руб. [11].
При рассмотрении политических условий информатизации в России важно отметить, что в России весьма неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации России связаны с нелегитимным характером современной власти.
Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.
Совсем не сразу пришло осознание того, что успех информатизации зависит не только от усилий государства, но и от активности общественных институтов, бизнес-сообщества, от участия в этом процессе научно-образовательных организаций и граждан.
В сентябре 1998 года по инициативе профессионалов из различных областей деятельности, объединенных идеей развития информационного общества в России, была создана независимая исследовательская и сервисная организации — Институт развития информационного общества (ИРИО). Председателем совета директоров был избран Ю. Е. Хохлов, а исполнительным директором Т. В. Ершова [9, с. 53].
По всем направлениям своей деятельности ИРИО удалось за последние годы добиться серьезных успехов, реализовать ряд важных проектов, прежде всего, провести на основе адаптированной к нашим условиям международной методике, всесторонний анализ и оценку готовности страны к построению информационного общества, создать благоприятную общественную атмосферу и подготовить участие руководства страны в международных инициативах и программах по вопросам информационного общества. В частности, ИРИО способствовал подготовке российской позиции при обсуждении и принятии мировым сообществом Декларации принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (принята на Всемирном саммите по вопросам информационного общества в Женеве в декабре 2003 г.) и решений Всемирного саммита по вопросам информационного общества в Тунисе (ноябрь 2005 г.) [9, с. 54].
В 2003 г. по инициативе Министра связи и информационных технологий РФ Л. Д. Реймана и при поддержке научным сообществом была создана еще одна общественная независимая организация — Центр развития информационного общества (РИО-Центр), для инициирования и стимулирования исследований проблем информатизации и информационного общества, выполнении заданий заказов государственных органов и частных корпораций, способствующих развитию информационного общества в России [9, с. 62].
В 2003 — 2006 гг., на гребне повышения интереса руководства страны к развитию ИКТ, появился целый ряд национальных ассоциаций, объединяющих производителей и потребителей ИКТ [9, с. 60].
Все упомянутые выше общественные организации начинают играть все большую роль в развитии ИКТ в России, их воздействие на процессы информатизации определяет все возрастающее влияние общества на развитие России.

Глава 2. Влияние информатизации на развитие общества
 
2.1. Формирование информационной среды общества
В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Общество считается информационным, если:
•              любой человек, группа людей, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую (доступную) плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных, образовательных, профессиональных и социально значимых задач;
•              в обществе производятся, функционируют и доступны любому человеку, группе людей или организациям современные информационные технологии;
•              в обществе имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
•              в обществе происходит процесс необходимой автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
•              в обществе происходят необходимые изменения, постоянное развитие и расширение сферы информационной деятельности и услуг [1, с. 42].
Более образное определение информационного общества предложил академик В.А. Извозчиков, который данным термином обозначил общество, во все сферы жизни и деятельности которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д. (под «телематикой» понимается обработка информации на расстоянии) [2, с. 14].
Необходимо отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии развития общества. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030–2040 годам [4, с. 7]. Общество в России также только находится на пути к информационной стадии развития.
Изучением общества и в частности стадий его развития занимается наука социология. В социологии социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. В истории развития человеческой цивилизации выделяется несколько социально-экономических стадий:
•              аграрное общество;
•              индустриальное общество;
•              постиндустриальное общество;
•              информационное общество.
Информационная цивилизация формируется внутри постиндустриального общества, постепенно заменяя его во всех сферах социальной активности людей [2, с. 16].
По мысли известного российского философа А.И. Ракитова, смысл концепции «информационного общества» сводится к следующим пунктам:
- в современном обществе высшей ценностью, основным товаром становится информация; высшая власть будет постепенно переходить в руки информационной элиты, то есть тех,  кто создает информацию и умеет ею пользоваться;
- все большая часть населения Земли поглощается сферой информационной деятельности и обслуживания;
- классовая структура общества лишается объективного смысла, исчезает и уступает место двучленной элитарно-массовой структуре;
- внедрение компьютеров и роботов создает огромную массу «лишних людей», лишь часть которой сможет приспособиться к новому информационному обществу на основе переподготовки, ведущейся на базе компьютеризации образования;
- радикальному изменению подлежит вся культура, система социальных связей, семейно-бытовых отношений, организация власти и социальная психология;
- возникает новое компьютерное поколение [1, с. 20].
Стоит, однако, сказать, что в истории человечества уже происходили радикальные изменения в информационной сфере, которые называют «информационными революциями».
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. К таким цивилизациям можно отнести Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Важным этапом этой революции было введение алфавита [10, с. 73].
Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее доступной широкому кругу людей. Это повлекло развитие грамотности, что в свою очередь ускорило развитие науки и техники [10, с. 79].
Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена раз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.