Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Народное песенное творчество как фактор социализации личности подростков

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
 
Институт  культуры
Кафедра художественного  образования
 
 
Допустить к защите в ГАК
Заведующий  кафедрой
художественного образования
___________________П.Л.  Волк
___________________ 20 11 г.
 
 
 
 
 
 
 
Народное  песенное творчество как фактор социализации личности подростков
 
 
Выпускная квалификационная работа
 
 
 
 
 
 
Выпускная квалификационная
работа защищена
__________________ 2011г.
__________________________
Научный руководитель:
(ученая  степень, должность)
_________________(Ф.И.О)
________________ 20 11г.
Председатель  ГАК
(ученая степень, ученое
звание, должность)
___________________(Ф.И.О.)
Автор работы:
Студент(ка) 3 курса ИК
Вершинина Марина Юрьевна
_________________ 2011г.

 
 
 
 
 
 
 
 
Томск 2011 г.
 
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Социализация как  социально – педагогическое явление.
1.1 Понятие социализация…………………………………………………
1.2. Социализация подростков (11-15 лет)………………………………..                                                      
Глава 2. Народное песенное творчество и его влияние на формирование личности подростков.
2.1 Современные тенденции  развития народного песенного  творчества…
2.2. Приобщение подростков к народному – песенному творчеству как фактор формирования личности подростков…………………………………………
2.3. Социально-психологические детерминанты социодинамики народного песенного творчества…………………………………………………………...
      Педагогический эксперимент по влиянию народного песенного творчества на формирование личности подростков, на примере подростков занимающихся народным пением в Центре сибирского фольклора  г.Томска…………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                     Введение
     Актуальность исследования. Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения и в частности подростков. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.
         Социализация подростков есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
            По истине могучим стимулом для творческого развития подростков, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является народное песенное творчество.
Народное песенное творчество – это коллективное творчество народа. Народная песня веками вбирала в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Песня увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Народная песня раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Она отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному песенному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Песня воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Актуальность данной темы во многом обусловлена недостатком информации в сфере социализации личности подростка средствами народного песенного творчества.
         Глубокие изменения в социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферах в конце ХХ столетия отразились на морали, сознании, ценностных ориентациях, поведении, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В сложившихся условиях для развития общества важное значение приобретает такая организация процесса воспитания, которая создает условия для стимулирования саморазвития учащихся, их личностного становления, рефлексии, оценочной деятельности. Современным подросткам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым жизненным условиям.                                      
     Одна из важнейших особенностей современного общества - обеспечение возможности творческой самореализации подростков. Государство создает модель современного учебного заведения, где гармонично соединяются творческое, воспитательное, профессиональное и образовательное направления и возникает среда, способствующая творческой самореализации учащихся. 
 Практическая и научная ценность исследования состоит:
 а) в выявлении психолого-педагогических основ социализации личности подростков;
 б) в определении  современных тенденций развития  народного песенного творчества  и определения его влияния на формирование личности подростков;
 Степень научной разработанности проблемы. |В последние годы появилось большое количество методических пособий, учебников, посвященных проблеме сохранения, возрождения и развития традиционного народного творчества, в частности народного пения. Задачи совершенствования работы с подростками определили потребность в усилении внимания к песенному творчеству как средству формирования личности. Показательно, что в последние годы в нашей стране появилось немало психологических, этнопсихологических, педагогических, философских, культурологических исследований, авторы которых с разных точек зрения пытаются рассмотреть особенности народных песен, их роль и место в формировании личности (А.Григорьев, А.Л.Маслов, А.Н.Серов, В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов, Т.В.Зуева, А.С.Каргин, О.С.Михайлова, Н.В.Куприянова, Е.Е.Лопатина, М.А.Никитина и другие ). В то же время до сих пор все еще слабо исследовано влияние народного песенного творчества на формирование личности подростков. Данное обстоятельство и определило выбор темы настоящего исследования, направленного на выявление влияния песенного творчества на формирование личности подростков.
Предметом настоящего исследования явилось народное песенное творчество как фактор социализации личности подростков.
Объектом исследования стало влияние народного песенного творчества на формирование личности подростков.
Целью данной дипломной  работы является определение значимости народного песенного творчества в процессе социализации личности подростков.
Задачи:
    Изучить литературу по данной теме;
    Изучит психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
    Изучить особенности социализации подростков;
    Рассмотреть теоретические аспекты и особенности народного песенного творчества;
    Определить степень включенности народного песенного творчества в систему воспитания и образования подростков;
    Определить психологическую значимость народного песенного творчества как фактора социализации личности подростков.
 
         Методологическая основа исследования.
В процессе работы использовались следующие методы:
      Научный метод (изучение и анализ специальной литературы).
      Педагогический метод (наблюдение, тестирование)
      Психологические (социологические методы исследования личности)
      Базой исследования является:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного  образования детей Центр сибирского фольклора г.Томска.
 
   Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава1.Социализация как социально –педагогическое явление.
   Параграф первый. Понятие социализация. В этом параграфе рассматривается понятие «социализация личности» как одно из ведущих понятий педагогики. Выделяются основные этапы социализации, такие как: восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков; интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения и т.д.  Рассматриваются функции социализации: нормативно-регулятивная функция, личностно-преобразовательная функция и т.д. А так же уровни и стадии социализации.
Параграф второй. Социализация подростков (11 – 15 лет). В этом параграфе изучаются особенности проявлений подросткового возраста, которые определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание. Рассматривается поэтапно возраст подростка и его физиологические и психологические особенности.
Глава 2. Народное песенное творчество и его влияние на формирование личности подростков.
Параграф первый. Современные тенденции развития народного песенного творчества. В этом параграфе дается определение фольклора и рассматривается его положение в современном мире. Изучаются мнения исследователей по данному вопросу.
Параграф второй. Приобщение подростков к народному – песенному творчеству как фактор формирования личности подростков. Проводится анализ народной песни, выявляются ее художественные особенности и изучается влияние народного пения на формирование личности подростка.
        Параграф третий. Социально-психологические детерминанты социодинамики народного песенного творчества. В этом параграфе рассматривается социодинамика народного песенного творчества. Выявляется, что социодинамика народного песенного творчества обусловлена не только социальными условиями и факторами, но и осознаваемыми или частично осознаваемыми социально-психологическими особенностями, свойственными индивиду, социальной группе, общности и целому народу. Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют в ней две подсистемы, в которых развиваются два мира личности: внутренний и внешний. В качестве основных, определяющих побудителей творчества рассматриваются потребности личности, представляющей какую либо социальную группу или этническую общность. Согласно теории саморегуляции социального поведения, разработанной В.А. Ядовым, выделяются три уровня диспозиций: высший, средний, низкий.
    Параграф четвертый. Педагогический эксперимент по влиянию народного песенного творчества на формирование личности подростков, на примере подростков занимающихся народным пением в Центре сибирского фольклора  г.Томска.
 
                                                         
 Глава1
Социализация  как социально  - педагогическое явление. 
1.1 Понятие «Социализация».
«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить  различные определения этого  понятия, такие, как: социализация –  это сложный многогранный процесс  по:
- усвоению индивидом на  протяжении его жизни социальных  норм и культурных ценностей  того общества, к которому он  принадлежит;
- усвоению и дальнейшему  развитию индивидом социально-  культурного опыта;
- становлению личности, обучению  и усвоению индивидом ценностей,  норм, установок, образцов поведения,  присущих данному обществу, социальной  общности, группе;
- включению человека в  социальную практику, приобретению  им социальных качеств, усвоению  общественного опыта и реализации  собственной сущности посредством  выполнения определенной роли  в практической деятельности и т. д.
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как  результата и механизма приобретения личностью социального опыта  в процессе жизнедеятельности.
        В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
      К середине  ХХ века социализация превратилась  в самостоятельную междисциплинарную  область исследований. Сегодня проблему  социализации или ее отдельные  аспекты изучают философы, этнографы,  социологи, психологи, криминологи,  представители других наук.
     Попутно отметим,  что почти до 60-х годов ХХ  века, говоря о социализации, почти  все ученые имели в виду  развитие человека в детстве,  отрочестве и юности. Лишь в  последние десятилетия детство  перестало быть единственным  фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось  на взрослость и даже на  старость.
        Многогранный  процесс социализации включает  в себя как биологические предпосылки  (филогенез), так и непосредственно  само вхождение индивида в  социальную среду (онтогенез)  в результате активного взаимодействия  между ним и окружающим социальным  миром. В процессе этого взаимодействия  осуществляется социальное признание;  социальное общение; овладение  навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего  мира.
        Социализацию  нельзя отождествлять с развитием  личности, которое происходит и  вне общества. Социализацию также  нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит  в построении таких взаимосвязей  детей с обществом, которые  обеспечивают их социализацию. Более  того, в настоящее время воспитание  рассматривается в двух аспектах. 
Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.
       Резюмируя  вышесказанное, попытаемся дать  расширенное определение социализации. Социализация – это сложный  непрерывный процесс, протекающий  на биологическом, психологическом  и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
         В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Можно выделить семь этапов.
Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.
Вторым этапом социализации подростка является интуитивное  соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и  формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе  социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка  в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или  иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно  прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное  воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно  пребывает ребенок. Это может  быть двор, друзья, класс, но чаще всего  это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который  ему предстоит разрешить.
Отсюда третий этап –  выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве четвертого этапа  выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего  положительному исходу этого этапа  выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная  система поведения. При этом следует  отметить, что в одних случаях  поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются  второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через  этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются  нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что  имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма  не драться, а в шестнадцать –  отстаивать свои и других честь и  достоинство. 
Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.
Из данного пункта можно  сделать следующий вывод. Социализация как поэтапный процесс протекает  в сознании и поведении детей  во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе  жизни этот процесс повторяется  вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
- нормативно-регулятивная  функция, формирующая и регулирующая  жизнедеятельность человека в  обществе посредством воздействия  на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
- личностно-преобразовательная  функция, индивидуализирующая человека  посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
- ценностно-ориентационная  функция, формирующая систему  ценностей определяющих образ  жизни человека;
- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения  с другими людьми, группами людей,  системой, насыщающая человека информацией  с целью формирования его образа  жизни;
- прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
- творческая функция,  в процессе реализации которой  рождается стремление творить,  отыскивать выход из нестандартных  ситуаций, открывать и преобразовывать  мир вокруг себя;
- компенсаторная функция,  восполняющая дефицит необходимых  физических, психических и интеллектуальных  свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс  развития индивида и общества. Функции  направляют активность индивида, определяя  более или менее перспективные  пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере  деятельности.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным  явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как  субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс  активного воздействия на себя 
(самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический  уровень.
Это связь человека с обществом  в лице социальных институтов и отдельных  групп, когда ребенок ищет новые  социальные роли и выбирает стиль  социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют  основу человеческой личности, влияние  социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни  человека.
Поскольку социальная среда  есть явление динамическое, результатом  социализации являются все новые  и новые качества, приобретаемые  в процессе социальной жизни, благодаря  завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
Стадии социализации можно  выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому  возрастному этапу соответствуют  определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации.
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления  себя со всем, что окружает  ребенка, от мебели, игрушек, до  мамы, папы, животных, растительного  мира. Это период становления  и функционирования так называемого  «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно  предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется
«взрывоопасностью». Подросток  ищет выход из постоянно возникающих  конфликтных ситуаций. В поисках  ответа он постоянно обращается к  друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается  система социальных взаимоотношений  с окружающими, среди которых  наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении  настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей  подросток готов на многое: он может  поступиться своими взглядами и  убеждениями, совершить действия, которые  расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение  в семье, которое при благоприятном  морально-психологическом климате  может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом  в самостоятельную жизнь. Перед  юношеством возникает необходимость  самоопределения, выбора жизненного  пути в профессиональном плане.
Юношеский возраст выгодно  отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы  взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.
На каждой стадии воздействие  на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы  воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы  социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и  ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная  определенным обществом система  средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его  в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная  форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Резюмируя вышесказанное  можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или  любительское объединение могут  воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит  от программы деятельности того или  иного социального института.
1.2. Социализация подростков (11 – 15 лет).
Особенности проявлений подросткового  возраста определяются конкретными  социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка  в обществе, когда подросток субъективно  вступает в новые отношения с  миром взрослых, что составляет новое  содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование  этого возраста, как самосознание.
1. Характерной чертой  самосознания является проявление  у подростка способности и  потребности познать самого себя  как личность, с ее специфическими  качествами. Это порождает у подростка  стремление к самоутверждению,  самовыражению и саморазвитию. Этому  способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни  подростка от образа жизни  детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
2. На определенном этапе  развития прежнее место, занимаемое  ребенком в системе окружающих  его человеческих отношений, осознается  им как не соответствующее  его возможностям, и он стремится  изменить его. Возникает открытое  противоречие между образом жизни  ребенка и его возможностями,  уже определившими этот образ  жизни. В соответствии с этим  его деятельность перестраивается.
3. В подростковом возрасте  происходит известный «скачок»  в психофизиологическом развитии  индивида. Главная железа внутренней  секреции 
– гипофиз, наряду с гонадотрипинами, начинает в большом количестве секретировать гормон роста – самототропин. В этот период резко ускоряется рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и длинноногость. Мальчики-подростки, даже с избыточным жироотложением, худеют. Регулярные физические нагрузки и закаливание в этот период могут предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенных к ожирению.
Появление первых признаков  пубертата (у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничение в кровоснабжении, что отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной активности и общей выносливости, их интеллектуальная активность временно снижается.
В дальнейшем, на третьей  стадии пубертатного развития (13-15 лет  у мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается  и соответственно отмечается некоторое  увеличение физических и интеллектуальных возможностей.
При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей. 
Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможности физической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.
В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходят существенные изменения  в строении гортани: развивается  система гортанных хрящей и голосовых  связок. У мальчиков эта перестройка  выражена гораздо сильнее, чем у  девочек, так как важнейшим регулятором  ростовых процессов в гортани  является мужской гормон – тестостерон. Результат этих морфологических  изменений заметен по мутации  голоса у мальчиков-подростков: появляются низкие обертоны и постепенно вытесняются  высокие детские.
Свойственные подростку, на данном этапе адаптации, категоричность суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируя при этом своей мнимой самостоятельностью, лишь подчеркивает маргинальную природу подросткового этапа социализации. Резкие изменения, происходящие в этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основана лишь на случайных наблюдениях, и подросток довольно легко меняет свои взгляды либо под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего более глубокого осмысления.
Подростков в это время  характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический  склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой – стремление брать на себя самостоятельной решение вопросов. Этот возрастной этап часто называют «кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен намечающимся разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе.
4. В этом возрасте у  подростков нередко падает успеваемость. 
Наблюдаются конфликты с окружающими, в том числе со старшими, сопровождаемые болезненными и мучительными переживаниями.
5. Этот возраст отличается  коренными сдвигами, обусловленными  перестройкой ранее сложившихся  психологических структур. Здесь  закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая  направленность в формировании  нравственных представлений и  социальных установок. Свертываются  и отмирают прежние интересы  подростка, но интенсивно формируются  новые на основе проявления  положительных факторов – возрастает  его самостоятельность, значительно  более многообразными содержательными  становятся его отношения с  другими людьми, взрослыми, он  активно осваивает чужую социальную  позицию, происходит переоценка  ценностей.
6. Важнейшим средством  художественного познания подростка  становится его художественная  деятельность, которая выступает  и как усвоение, и как создание  художественных ценностей. Это  активный процесс, требующий творческих  сил личности, определенных знаний  и умений, которые в этой деятельности  и приобретаются, и проявляются.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и  понимать прекрасное – все это  обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом, для  которой является подростковый возраст. Ибо в подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченный характер и почти невосполнима в  зрелом возрасте.
Подросток стремится к  активному действию в области  искусства, его уже не удовлетворяют  занятия лишь созерцательного характера. Развитие творческих способностей в  одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия  искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность  и на другие виды деятельности.
7. В подростковом возрасте  значительно расширяется объем  деятельности ребенка, качественно  изменяется ее характер. Существенные  сдвиги происходят в интеллектуальной  деятельности детей. Возрастает  желание заниматься сложными, требующими  творческого напряжения видами  деятельности, такими как оценка  художественных произведений, дискутирование по поводу прочитанной книги и д. р.
К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать  те или иные явления действительности, способностью понимать их сложную противоречивость. Подростки стремятся понять логику явлений, отказываются чего-либо принимать  на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 
10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. При активизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей.
Внимание подростка характеризуется  не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
У подростков значительно  увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания  материала, но и его логического  осмысления. 
Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей  к началу переходного возраста формируются  новые, более широкие интересы, возникают  различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную  позицию.
        С  вступлением ребенка в новую  возрастную фазу – подростковую  – существенно изменяется его  социальное положение в школе,  семье, на улице. 
Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.
К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной  информации. С вступления в новую  возрастную фазу он научается выстраивать  логические схемы, улавливать причинно- следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сензитивен для формирования идеала.
Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников  и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий  устав, приоритет в котором принадлежит  проявлению воли. Именно в этой связи  подростковый возраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.
Заметим, что все эти  черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и  направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».
Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.
В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает  себя через соотношения своего внутреннего  мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание  связей между конкретным поступком  и качествами личности, на основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.
Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения  его взора к литературным и  киногероям начинают волновать глубоко  этические вопросы о смысле жизни  и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, а также  о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды в  его ближайшем окружении.
Нравственно-этические нормы  подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно  и самостоятельно. Отличительной  чертой этого процесса, впрочем, скоро  угасающей, вернее удушенной обществом  является искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.
В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения  – значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и  работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами – труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).
В возрасте 13-15 лет у мальчиков  и 12-14 лет у девочек-подростков формируется  тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.
Подростковый возраст  характеризуется как пубертатный  период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных  половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять  поведенческими актами отношений между  мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.
    
 
 
 
 
                                                              
 
 
                                                                 Глава 2.
 Народное песенное творчество и его влияние на формирование личности подростков.
2.1 Современные тенденции развития народного песенного творчества.
   Фольклор - это особая область искусства, включающая в себя все основные виды и жанры художественного творчества и исполнительства: поэзию, песню, инструментальную музыку, танец, театр и их празднично-обрядовые форы.
      Термин «фольклор» впервые предложил английский ученый Вильям Томс для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядам, верованиям. Фольклор в настоящее время отождествляется с узкими понятиями «устное народное творчество», «народно-поэтическое творчество народа», а также с довольно широким «народное искусство», «народное творчество» и др.
    Более того, с фольклором связывают народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, включая народные промыслы и ремесла.
          Исходя из этого подхода, выделяют «мусический» и «пластический» фольклор . К мусическому относятся словесно-музыкально-игровые и хореографические формы народного искусства как коллективного творчества, к пластическому – изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в том числе народные промыслы и ремесла. Последнее не является устным творчеством, но в нем также реализована народная мудрость, она лишь имеет материально-вещественную форму.
       Фольклор есть народное, массовое, варьируемое, развивающееся, традиционное преемственное творчество.
       Специфические черты фольклора: Традиционность; Синкретизм; Вариативность; Импровизация.
        О бытовании фольклора в современную эпоху существуют различные точки зрения. Одни считают, что фольклор обречен на вымирание, поскольку безвозвратно уходят в прошлое породившие его формы жизни. Да, действительно уходит в прошлое ручной труд, замкнутые патриархальные формы хозяйствования. Мнение об обреченности фольклора соответствует и теориям цикличности развития культуры. Однако существуют и другие, более оптимистичные взгляды на его будущее, хотя большинство исследователей при этом существенно ограничивает сферу его бытования.
Бесперспективность фольклора  наиболее отчетливо выражена М. С. Каганом, по мнению которого «радикальные преобразования крестьянского труда и быта, осуществленные в эпоху социализма, вырвали почву  из-под ног традиционных форм народного  творчества, и удержать эти формы  не могло даже их эстетическое совершенство ... становится более ясной нежизнеспособность, бесперспективность фольклорных структур ... Процесс этот не отвратим и не обратим, как бы ни было нам грустно  расставаться с художественной сокровищницей  фольклора. Но таковы уж законы исторического  развития — сто лет тому назад  Маркс ссылался на них, говоря о невозвратности утраты античного эпоса и о бессмысленности попыток возродить его в XVIII или XIX столетии»1.
Позиции сторонников деградации, затухания и постепенного вымирания  фольклора в советский период развития общества выглядят достаточно обоснованными. Во многом эти взгляды  опираются на негативное отношение  к фольклору как к пережитку  прошлого и культивирование новых  форм художественной деятельности народа. Точку зрения о затухании фольклора  в первые послевоенные годы отстаивал Н. Леонтьев, указывая на перегибы в работе со сказителями по созданию «новинок», новых сказок и т.д.2 Крайне резко высказывался Л. Емельянов, утверждая, что пословицы, поговорки, частушки и анекдоты, являющиеся наиболее жизнеспособными жанрами фольклора, не есть истинно фольклорные формы, а остальное обречено на вымирание, и, следовательно, фольклор лишен перспектив развития.3
Существует и противоположная  позиция, заключающаяся в попытке  показать иллюзорность представлений  об угасании фольклора. Н.В. Новиков  еще в 60-е годы возражал тем, кто  считал, что произведения фольклора  трудно различать; что хранителем их является лишь старшее поколение, а современная молодежь не интересуется фольклором. Он писал, что фольклорные образцы никогда не лежали на «поверхности», их всегда нелегко было обнаружить. Носителем фольклора всегда являлось старшее поколение, ибо знание приходит лишь с жизненным опытом. Всегда утверждалось, что молодежь гонится за модой и не знает старых обычаев и старинных песен, сказок и т.п. В подтверждение привел сведения об экспедициях и собранных материалах4. Подобной точки зрения придерживался и А.И. Лазарев, также анализируя материалы экспедиций5.
В 70-е и 80-е годы все  больше и чаще раздаются голоса в  пользу фольклора. Они освобождаются  от крайностей и обретают здравый  смысл. И.И. Земцовский пишет о творческой природе фольклора: «Традиция фольклора - тенденции к творчеству, которые реализуются в различных формах: как новаторство, как исполнительская импровизация на традиционной основе, как переосмысливание, переинтонирование традиционных произведений и др.»6. Правильное решение вопроса о фольклоре в современности, по его мнению, лежит не на пути пренебрежения исконными традициями, а с учетом жизненных, развивающихся, прогрессивных сторон и сил народных художественных традиций. «Жизнеспособность традиции означает ее непрестанное развитие, постоянное "пропитывание" современностью и потенциальную готовность "осовремениться", переосмыслиться и тем самым, сохранив свою основу, не только выжить, но и плодоносить» 7.
Восприятие фольклора  как явления культуры, уходящего  в прошлое, однако, все еще сохраняется. А. Нуйкин не без основания считает, что «в наш век, когда образ жизни, бурный рост грамотности, широкое распространение средств массовой коммуникации делают практически невозможным изолированное развитие художественной культуры, искусство представителей народа все дальше отходи тот фольклорных принципов, приближаясь по всем параметрам к искусству индивидуальному, любительскому»8. При этом отличие их видит в том, что фольклор связан с сознанием, а любительство — со способом потребления.
Ситуация в науке и  практике несколько изменилась уже  в конце 90-х годов. На Всесоюзной научно-практической конференции, проходившей  в г. Москве в апреле 1988 г., ученые констатируют очевидную реальность необычайно усилившегося общественного тяготения к фольклорным традициям, своего рода «фольклорный взрыв» (В.М. Гацак). Во многих выступлениях проходит мысль о новых, прежде неизвестных формах функционирования фольклора; о потребности человека возвратить утраченное прежде; о резервах, не до конца выявленных и способных возродиться в новой социокультурной ситуации; о необычайных ситуациях, выпавших на долю устной культуры в условиях тотального вторжения в культуру «масс — медиа — техники» и безудержного тиражирования. Сумеет ли возродиться, выжить на этот раз «вечно умираюшая» традиционная культура (Э.Е. Алексеев)? Как ответ на этот вопрос оптимистично звучат слова о всеядности, плюралистичности культуры, где все возможно, где «непринужденно соседствуют архаическая мифологема с постиндустриальной фабулой» (И.П. Панкратов). Однако есть и иной вариант ответа: «... процесс забвения традиций протекает значительно более интенсивно, чем процесс "реставрации"» (А.Л. Налепин) 9.
В 90-е годы значительно  возрос интерес к фольклору в  научной и общественной среде  в связи с возрождением российской государственности и развитием  национального самосознания всех народов, что свидетельствует об изменении  картины мира. Все больше оптимизма  во взглядах ученых на будущее фольклора  как традиционной художественной культуры. Удалось преодолеть крайние точки зрения, в работах появилось стремление осмыслить, понять роль и место фольклора в жизни современного человека, попытка разобраться в позитивных и негативных процессах, определить перспективы10. Все вышесказанное характерно для научной мысли не только в области мусического но и пластического фольклора/всех предыдущих лет и настоящего времени11. В исследованиях того и другого нашли отражение общие закономерности развития народной художественной культуры как саморазвивающегося явления, в котором одни элементы вымирают, другие ' появляются.  И в настоящее время актуальны слова,  высказанные Н.М. Щекотовым в 20-е годы: «Умерла и былина, и крестьянская лирика, и старинные крестьянские напевы, погибли на той почве, на которой они родились и выросли, но, умирая, возродились в произведениях целого ряда талантливых русских композиторов, а на старой почве возникла частушка с ее острым усвоением тревоги и движения в новослагающемся быту с ее "ударным" сказом и быстрым ходом. стремящимся поспеть За быстротекущей и ломающейся жизнью»12.
Новые социально-исторические условия вносят изменения не только в жизнь и быт, но и в сознание человека, в его картину мира, в систему знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности, что влечет за собой изменения и в художественной культуре. Возросший интерес к  Фольклору в настоящее время  во многом обусловлен крахом картины  мира, формировавшейся официальной  идеологией. В этой ситуации кризиса  на первый план вышла потребность  вернуться к первоначальным истокам  культуры, той культуры, что связана  с естественными, природными условиями  жизни и быта и отражает универсальную  картину мира. В основе этой культуры — фольклорное мировосприятие, но это «не просто сказки, пословицы, песни. Это развертываемая с их помощью  универсальная картина мира, в  которой человек определяет не только существующую систему координат, но и свое место и роль в этой системе»...
Жизнь в условиях города и села изменилась, трансформировались народные праздники, обряды и их художественные элементы. На протяжении более тысячелетия  с ними боролась церковь, их вытесняла  профессиональная художественная культура, а после революции их стремились заменить советскими праздниками и  обрядами, о которых написано множество  научных трудов — статей, монографий, диссертаций. К исчезновению многих праздничных обрядов и их художественных элементов привели также объективные  социально-исторические процессы в  совокупности с адекватно изменившейся картиной мира.
В последнее десятилетие  в жизни человека усилилась роль христианских религиозных праздников, особенно, связанных с Рождеством, Пасхой, Троицей, крещением, венчанием  и отпеванием. Все они являются результатами взаимовлияния древнеславянской празднично-обрядовой, магической и  христианской религиозной культур. Однако церковь, приспособившись в той или иной степени к этнической празднично-обрядовой культуре, не смогла при этом заимствовать из нее художественные элементы. Они не соответствовали ее идеологии, в основе которой отказ от мирской радости и веселья во имя загробной жизни, для спасения души и ее блаженства после смерти. Своей идеологией она помогала и помогает укреплению российской государственности, обузданию стихийных начал в человеке, укреплению нравственности, но культом единого Бога-человека все дальше увела от связи с природой, от стихий Земли, Воды, Воздуха и Огня, Солнца, Луны и всей звездной системы, почитавшихся славянским этносом и другими народами, посвятившими им специальные магические обряды.
Таким образом, церковь сыграла  определенную роль в вытеснении традиционной народной культуры с ее художественными  элементами. В настоящее время  народные праздники и обряды продолжают уходить из жизни и быта под  влиянием технократической цивилизации  и распространением западноевропейской модели развития общества, что ведет  Россию к культурной колонизации  и распространению массовой культуры.
Синкретическое единство с празднично-обрядовой культурой  составляли народная поэзия, песня, инструментальная музыка, танец, игрища и декоративно-прикладное искусство. Но они имели также  и самостоятельные формы, заполняли  повседневную жизнь человека как неотъемлемые элементы его труда и быта. Исследования мусического фольклора опиралось на теоретическую концепцию В.Е. Гусева, считающего, что «понятие "фольклор" в современной науке охватывает не всю культуру, а словесно-музыкально-игровые и хореографические формы народного искусства как коллективного творчества»13. Он всесторонне и глубоко рассматривает их связь с устным поэтическим творчеством и взаимосвязь всех элементов художественной деятельности народа.
В современных условиях даже у крестьян почти не сохранилась  картина мира, реализовавшаяся когда-то в песенном фольклоре. Многие песни  ушли из жизни вместе с празднично-обрядовыми формами их бытования. Ушло в прошлое  восприятие трагичности свадьбы, проводов в армию, на праздновании которых  вместо причитаний царят теперь веселье  и радость. Протяжные, лирические, полные печали и скорби народные песни уже не соответствуют картине мира современного человека, жизнь которого требует проявления энергии, активности, деятельности. Новая картина мира порождает и адекватные современные песни, наполненные эмоциональной заразительностью на основе пульсирующего ритма и скачкообразной мелодии. Несмотря на это потребность в народной песне, в ее задушевной лирике или в веселом озорстве, остается. Да, народные песни живы, но они отделились от своей празднично-обрядовой формы, обрели самостоятельную жизнь и сопровождают либо труд, быт и отдых, либо получают концертно-исполнительское воплощение. Они сохранились, хотя во многом и изменились, а также обрели вторичные формы развития.
Современным ритмам наиболее адекватны частушки, распространившиеся и городе, и в сельской местности. Веселый, озорной характер этого жанра позволяет в шутливой форме, с юмором говорить о недостатках социальной действительности и промахах. Будучи своего рода сатирическим оружием, бичующим недостатки, они имеют много общего с анекдотами. Популярность частушек обусловлена их адекватным отражением проблем жизни, труда и быта, непритязательностью и легкостью исполнения и восприятия публикой.
2.2 Приобщение подростков  к народному – песенному творчеству как фактор формирования личности подростков.
         Приобщение подростков к музыкально-поэтическому языку народа является чрезвычайно важной и ответственной задачей, стоящей перед обществом в целом. В процессе музыкального развития необходимо как можно раньше знакомить ребят с народной песней, вводить их в мир добра и справедливости, прививать любовь к народным интонациям, активно приобщать к национальной культуре. Трудно определить, на каком этапе эстетического развития личности вырабатывается эстетически-ценностное отношение к традиционной народной культуре, однако очевидно, что приобщение к фольклору необходимо начинать с детских лет, т. к. в этом возрасте активно протекает процесс становления личности, формируется мировоззрение, развиваются чувства и сознание ребенка. Фольклор определенным образом может способствовать этому развитию. Приобщение детей к фольклору и народным традициям является также важным компонентом в решении задач музыкального развития учащихся.
 
Народное песенное творчество - это синкретичное искусство, в котором художественные процессы сочетаются с другими формами общественного сознания (народными обрядами, обычаями, традициями, религиозными верованиями и т. д.) и отражают действительность и закономерности ее развития. Народное песенное творчество определяется многозначностью функций, среди которых социальная, воспитательная, познавательная, этическая, эстетическая, информативная, коммуникативная и др.
          По мнению исследователей, народное песенное творчество является не только искусством, но и элементом всей народной культуры, человеческих знаний, приобретений в процессе исторического развития, т. к. эстетическое восприятие человеком действительности было невозможным без связи с повседневностью, без всего того, что считалось в народном сознании здоровым морально, что было необходимо ему для контактов с окружающим миром. Например, во многих русских песнях календарного цикла («Ой, кулики, жаворонушки», «Весна, весна красная») эстетическое восприятие человеком пробуждающейся природы, его отношения к окружающей действительности определяются надеждами на урожай, благополучие и семейное счастье.
        Песня, созданная народом, заключает в себе обширную информацию как о жизни народа в целом, с его историей, так и отдельно взятого человека с его миром душевных переживаний, с его, совершенно отличающейся от современной жизни, психологией, которая формировалась в других социальных условиях. Народная песня своими истоками уходит в далекое прошлое, в глубину дохристианских, языческих веков. Песни календарно-земледельческого круга являются своего рода ядром традиционного песенного фольклора, представляя наиболее древний историко-стилевой пласт. К песням более позднего периода относятся обрядовые. Каждая песня, дошедшая до нас, прошла свой, иногда огромный во временном измерении путь, претерпевая изменения мелодические, ритмические, текстовые, проходя своеобразную шлифовку в сторону усложнения или же упрощения ее исполнительских особенностей. Некоторые песни имеют несколько вариантов на один и тот же текст, иногда совершенно различные по своей мелодической структуре. Это было неизбежно и характерно для ее устной передачи. Не всегда сохранялась и функциональная принадлежность песни.
     В песенном фольклоре содержатся неисчерпаемые воспитательные возможности. С помощью простых и доступных выразительных средств в нем отображаются высокие нравственные и эстетические идеалы человека.
     Анализ народно-песенного материала показал, что для нее характерно (с нравственно-эстетической стороны): 
отображение позитивного отношения человека к лучшим качествам личности - доброте, отзывчивости, трудолюбию, справедливости и негативного отношения к отрицательным качествам - злу, несправедливости, лени; 
отображение отношения человека к явлениям природы и его взаимодействия с природной средой. Данное отношение проявляется через воспевание красоты природы, сравнение человека с природой и воспевание его трудовой деятельности.
    Характерной  особенностью русской народной песни является сказочность, которая достигается с помощью определенных художественных приемов. Можно отметить такие из них, как наличие разговорной человеческой речи и человеческих действий у животных их взаимные действия и общение(«Летели две птички», «Жил я у пана»). 
   Отношение человека к явлениям действительности, отображенного в русской народной песне, проявляется через эпитеты: «весна - красна», «красна девка», «земля - матушка» и др. Эпитеты используются с той целью, чтобы подчеркнуть, наиболее образно выразить какое-либо явление действительности, показать к нему определенное отношение.
        Многие русские народные песни имеют шуточное содержание. Шутка - это один из своеобразных способов отношения человека к действительности. Содержание народных песен различное. В одних случаях народным автором ставилась задача создать игровую шуточную песню («Кукареку, петушок»), в других - создать песню, в которой шутка сочеталась бы с элементом грусти («Во поле рябинушка стояла»), в-третьих - песню, где с помощью шутки высмеиваются отрицательные черты человеческого характера («Амбатури»). 
Одну из групп составляют русские народные песни танцевального характера, которые несут в себе яркий эмоциональный заряд и занимают важное место в жизни человека. Одни песни исполнялись в хороводе 
(«Заинька серенький»), другие - в пляске («А бояре,а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли»).
      Другая группа народных песен - игровые песни. Они являются ярким примером изобретательности и творческого воображения человека. Содержание игровых песен отображает взаимоотношения между людьми, человеком и природой в игровой, сказочной, шуточной форме («Вылетел петух»). 
   Из анализа русской народной песни можно заключить, что, во-первых, в ней отражены различные стороны действительности: природы, жизнедеятельности человека, показано нравственно-эстетическое отношение человека к явлениям действительности, отображен нравственно-эстетический опыт его поведения.
  Во-вторых, музыкальный и эстетический язык русской народной песни прост по форме и содержанию, однако с его помощью выражаются высокие нравственно-эстетические идеалы человека. 
  В-третьих, русская народная песня доступна для школьников с точки зрения усвоения ее содержания и выразительных средств, этому способствуют содержащиеся в песне элементы игры, шутки, сказки.
      В-четвертых, в русской народной песне заложены большие возможности для развития у детей способности усваивать интонационные, гармонические, ладовые, ритмические ее особенности, навыков инструментального исполнения, музыкально-ритмических движений, инструментальной и вокальной импровизации (элементарное музицирование). Однако без специальной организации развивающей среды, необходимых педагогических условий нельзя достигнуть значительных результатов. Именно в этом вопросе огромную помощь может оказать метод фольклорного творчества, в котором содержится богатый идейно-художественный потенциал для нравственного, творческого и эстетического воспитания детей.
    Значительное место в возрождении традиционной культуры, в том числе песенного наследия, отводится сегодня учителю народного пения, для подготовки которого необходимо направить учебно-воспитательный процесс на то, чтобы каждый студент хорошо овладел русским языком, знал и любил свое наследие. Не секрет, что пока еще большинство студентов музыкальных специальностей плохо знают народную песню, инструментальную народную музыку, традиционный танец, народный театр, не представляют себе практическую работу руководителя фольклорного коллектива, аккомпаниатора, не умеют подбирать на слух народную песню, записать нотами фольклорное произведение с голоса, т. к. на традиционное искусство долгое время не обращалось достаточного внимания, считали фольклор искусством «низшего сорта». 
   В настоящее время в музыкально-педагогической практике школьных учреждений происходит активная работа в этом направлении. Музыкальные руководители, учителя музыки пытаются строить свою работу на фольклорном материале, предлагая оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения народному творчеству. Работа педагогов ориентирована в основном на ознакомление детей с традициями, обрядами, народными танцами, подвижными играми. Однако не уделяется должного внимания ознакомлению с народной песней.
       Русская народная песня, как один из видов национального искусства, на мой взгляд, требует более пристального изучения в плане возможностей ее влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений подростков. Необходимо использовать в практике разнообразные песни в жанровом отношении: исторические, лирические, календарные, хороводные, танцевальные, игровые. Это могут быть песни, в которых повествуется о народных героях, об исторических фактах; прославляется народный ум, героизм, тонко и поэтично олицетворяется народная смекалка, юмор. При подборе произведений главное значение играет музыка. В работе должны быть не только развлекательные и танцевальные жанры (что часто наблюдается), но и произведения распевного характера. Веселые, быстрые песни не дают полного представления о богатстве фольклора, т. к. народное мастерство наиболее полно раскрывается в протяжных песнях.
    Таким образом, сегодня важно не упустить последние возможности - сберечь свое национальное наследие. Народная песня - это бесконечная человеческая мудрость, которую мы просто обязаны считать частью образования и воспитания. Русское народно-песенное творчество должно занять одно из ведущих мест в современном музыкальном образовании и явиться основой построения национальной системы художественного образования.
2.3 Социально-психологические детерминанты социодинамики народного песенного творчества.
Социодинамика народного песенного творчества обусловлена не только социальными условиями и факторами, но и осознаваемыми или частично осознаваемыми социально-психологическими особенностями, свойственными индивиду, социальной группе, общности и целому народу. На мой взгляд, социальные детерминанты воздействуют на него не только и не столько прямо и непосредственно, сколько опосредованно через субъекта, изменяя мотивационные, диспозиционные и поведенческие механизмы его активности, которые являются в то же время довольно устойчивыми. С одной стороны, они трансформируются под длительным воздействием социальных условий и официально функционирующей системы социокультурной информации, с другой — наиболее жизненно важные и значимые их проявления, оставаясь достаточно стабильными, сами влияют на окружающую среду, изменяя ее. Как социальные, так и социально-психологические детерминанты определяют изменчивые элементы в народном песенном творчестве и других типах народной художественной культуры. Они проявляют себя на уровне микротворчества, т.е. в конкретных вариантах произведений как инновационность и характеризуют особенности народного песенного творчества в конкретных социально-исторических условиях.
Социально-психологические  факторы обусловливают изменчивость, динамичность этнической картины мира и традиционной системы знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности, актуализируемых  в художественной практике, и позволяют  преодолеть застойность, косность, архаичность народного песенного творчества. На мой взгляд, они представляют собой своеобразную рефлексию на социальные условия и факторы, личностную и групповую интериоризацию особенностей среды и проявляют себя в виде потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации и др., характерных для данной общности. Они являются осознаваемыми или частично осознаваемыми социально-психологическими образованиями, реализующимися на уровне микротворчества через внесение инновационных элементов в народное песенное творчество, в устоявшуюся систему народных знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности. С точки зрения исследовательских задач представляется возможным рассматривать социально-психологические характеристики индивида как личности, а также социальной группы, общности как совокупности потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации, социальных установок и др. образований, формирующихся в определенных конкретно-исторических и социально-культурных условиях.
Любая социальная группа или  общность есть своеобразная совокупность индивидов не только с точки зрения социально-демографических, но и социально-психологических, т.е. личностных характеристик. Субъектом  народного песенного творчества являются не только социальные группы, но и отдельные их представители. В связи с этим для выяснения социально-психологических факторов и механизмов их творческой активности важно обратиться к понятию «личность»,   которую мы рассматриваем как субъекта собственной деятельности, общения и самосознания с присущими ему социально-психологическими характеристиками. Быть личностью — значит быть объектом собственного «Я», своих потребностей, собственной жизни и культурно-творческой деятельности. Личность есть субъект активности в отношении к окружающей действительности, к собственным реальным жизненным проявлениям. Она представляет собой свободное, целеустремленное, целостное и развивающееся существо, выражающее себя в эмпирических формах, в том числе в народном песенном творчестве и других формах народного художественного творчества. Таким же образом, как и личность, субъектом собственной активности являются социальные общности и группы, вступающие в ту или иную деятельность. Подобный подход позволяет понять механизмы их саморегуляции, а также социально-психологические факторы и закономерности социодинамики народной культуры как саморазвивающегося явления.
Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют в ней две подсистемы, в которых развиваются два мира личности: внутренний и внешний14. Внутренний представляет собой мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно «живущий» для самой личности. Внешний же мир — деятельностный, открытый для других людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и дающий возможность проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борьба овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и другие побуждают внешнюю активность и деятельность, ведущую к их же развитию и проявлению на новом, более высоком уровне. Эта взаимосвязь позволяет понять механизмы творческой активности личности, а также социальных общностей, рассматриваемые нами в соответствии с задачами исследования применительно к народному песенному творчеству.
Человек является существом  деятельным, но он не просто реагирует  на окружающую среду, а познает ее в процессе практики и отражает в  продуктах художественного творчества. Исходным пунктом его деятельности как субъекта творчества являются объективные  условия жизни, порождающие систему  потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации, которую в дальнейшем мы будем называть мотивационным  механизмом. Таким образом, реальные условия окружающей среды переходят на субъективный, личностный уровень. Социальная среда, стимулирующая или сдерживающая развитие народной художественной культуры, способствует, соответственно формированию мотивационного механизма, побуждающего или подавляющего творчество. В качестве его объективных данных могут быть окружающие человека предметы культуры, условия деятельности и общения, социокультурные группы, общности, нормы и ценности макро- и микросреды, социокультурные институты, формальные и неформальные организации, в которые включены люди, а также занимаемые ими социальные статусы и выполняемые роли.
Переход реальных условий  жизнедеятельности на личностный уровень  представляет собой, по мнению Г.В. Осипова, результат действия трех механизмов: 1) мотивации социальной деятельности человека, потребностей в виде интересов; 2) формирования диспозиционной структуры личности или преобразования ее интересов в цель деятельности; 3) индивидуального поведения и отношений человека15. Однако не только окружающая среда переходит на личностный уровень, но и происходит обратный процесс — перевод внутреннего мира в предметы культуры. При этом в народном песенном творчестве человек реализует свое личностное начало не столько индивидуально, сколько через социальные группы и общности. Виды проявления его активности многообразны, они являются формой удовлетворения различных потребностей в художественной практике. Сами потребности в народном творчестве зависимы не только от окружающей среды, но и от накопленной человечеством социокультурной информации и от ее востребованности современным обществом.
Потребности рассматриваются  в науке применительно к личности как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные условия  существования индивида, являющиеся одной из наиболее важных форм его связи с окружающим миром 16. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежда и т.п.) и социальных потребностей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Последние могут быть материальными и духовными. Наиболее оптимальным вариантом является соответствие потребностей и возможностей их удовлетворения. Несоответствие окружающей среды реальным потребностям ведет к развитию альтернативных видов деятельности, в том числе не только творческих, но и разрушительных. На протяжении многих лет традиционное народное песенное творчество оказывалось в числе альтернативного творчества, обусловленного глубоко скрытыми в народе, но реально существующими потребностями, определявшими социодинамику ее фольклорных форм. Творческая активность народа обусловлена также интересом, представляющим собой осознанную потребность, ее конкретное выражение. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться, в интересе к природе, музыке, танцам и другим явлениям и предметам, представляющим прекрасное в окружающей жизни. Социологи выделяют четыре типа интереса: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установку, интерес-ориентацию17. Первый тип интереса проявляется в отношении личности, социальных групп и общностей к культурным ценностям; во втором случае осуществляется практическое действие, участие в освоении культурных ценностей; третий тип характеризует устойчивость интереса к тем или иным ценностям, независимо от изменившихся условий; четвертый выражает избирательность по отношению к нормам и ценностям культуры. Данные типы интересов можно рассматривать применительно к народной художественной культуре в качестве детерминант ее социодинамики. Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Кроме того, требуется устойчивость интереса к традиционной культуре этноса, независимо от изменяющихся социальных условий, что обеспечивается избирательностью ценностных ориентации. Таким образом, все выделенные виды интереса взаимосвязаны и обусловливают включение личности, социальных групп и общностей в творчество  в фольклорных и других формах художественной деятельности.
Направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них показывают ценностные ориентации18. При этом принятие одних и отказ от других ценностей нередко приводит к внутренним противоречиям и конфликтам с окружа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.