Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономика Крыма во второй половине ХХ начале ХХ века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
                           
                                 СОДЕРЖАНИЕ
 
1.      Экономика Крыма во второй половине ХІХ –
     начале ХХ века ………………………………………………….. 3
2.      Крым в послевоенные годы ……………………………………. 8
3.      Литература ………………………………………………………. 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.     Экономика Крыма во второй половине ХІХ - 
                           начале ХХ века
На развитие Крыма во второй половине ХІХ века оказали влияние целый ряд важнейших событий и факторов и прежде всего Крымская война и отмена крепостного права в России.
              Быстрыми темпами стала развиваться экономика всей России. Одно из первых мест по темпам развития зани­мал Крым, опережая другие губернии России.
Большое влияние на развитие края оказали следую­щие факторы:
?      во-первых, крымская деревня почти не знала кре­постного права;
?      во-вторых, в крымской деревне еще задолго до реформ получили широкое развитие товарно-денежные отношения. Большинство хозяйств носили ярко выра­женный товарный характер;
?      в-третьих, в Крым устремилось большое количе­ство переселенцев;
?      в-четвертых, в развитии экономики Крыма огром­ную роль сыграла железная дорога Лозовая - Сева­стополь, строительство которой было закончено в 1875 г. Эта дорога связала полуостров с губерниями России, способствовала развитию торговли.
         Промышленность Крыма во второй половине века развивалась в целом достаточно успешно. Преобладали перерабатывающие отрасли - пищевая и легкая про­мышленность, табачные фабрики и мукомольные пред­приятия.
       Число предприятий, в своем большинстве мелких, росло довольно быстро: в 1868 г. было 63 предприятия со 184 рабочими, в 1886 г. -  99 и 743 рабочих, в 1900 г. - 264 предприятия и 14,8 тыс. рабочих, из них 77
 
предприятий в соледобывающей промышленности. Вот как описывает А. И. Маркевич экономический бум и тех­нический прогресс в Симферополе в конце прошлого века: «...в 80-х годах открылся в Симферополе кишечно-струнный завод купца Лериха, на котором в 1889 году было изготовлено 45 000 штук струн на сумму 11 500 рублей при 5 рабочих. Четыре мыловаренных и свеч­ных завода производили в этом году изделий на 130 800 р. при 66 рабочих, два пивоваренных завода на 19 500 р. при 6 рабочих, чугунолитейный при 20 - 23 рабочих на 17 400 р., три парово-мукомольные мельницы выраба­тывали на 23 000 р. при 16 рабочих... В 1882 г. - кон­фетная фабрика братьев Абрикосовых; в 1885 г. - фаб­рика Гейсса под именем Эйнем. В 1891 г. производство дошло до 368 500 р.»
       Развернувшийся технический прогресс являлся гор­достью предпринимателей, на предприятия даже совер­шали экскурсии. Так, «14 апреля 1889 года гимназисты старших классов симферопольской мужской гимназии посетили конфетную фабрику братьев Абрикосовых. Особый интерес у гимназистов вызвали перегонный куб, сотня мисок с вареньем и машина, закупоривающая же­стянки.»... Она была пущена, и мастер француз в несколько минут приготовил до десяти коробок, гермети­чески закупоренных.
        К концу века в Симферополе было свыше 40 про­мышленных предприятий, но крупными были только четыре консервных завода и табачные фабрики. Все остальные предприятия как по численности рабочих, так и по объему производства были совсем небольшими, недалеко ушедшими от предприятий кустарного типа, в которых работало до 10 наемных рабочих.
           Одним из самых крупных предприятий являлись су­доремонтные мастерские в Севастополе. Они принадле­жали частному акционерному обществу, именовавшему­ся «Русским обществом пароходства и торговли».
 
Это крупнейшее акционерное предприятие, возникнув в 1859 году, к концу века прибрало к рукам большую часть русской торговли на Черном море.
            Во всех портовых городах находились его торговые конторы, судоремонтные и судостроительные предприя­тия, на которых строились пароходы и даже крупные корабли для военного ведомства. Из других предприя­тий в городе наиболее крупным являлась мельница, ра­ботавшая главным образом на экспорт.
           Большое значение имели предприятия по добыче железной руды. Темпы добычи постоянно увеличивались; если в 1897 г. было добыто 1.241.000 пудов, то к концу века уже 19.685.000 пудов. И несмотря на то, что кер­ченская руда была невысокого качества, она за счет сво­ей дешевизны успешно выдерживала конкуренцию с более качественными рудами. Бурный рост добычи же­лезной руды, начавшийся в 1899 г., объясняется двумя причинами: во-первых, в 1899 г. был построен новый Керченский металлургический завод; во-вторых, с 1900 г. керченская руда стала вывозиться по железной дороге, которой Керчь была соединена с главной магистралью Лозовая - Севастополь.   Другими, по тому   времени до­вольно крупными предприятиями в Керчи были табач­ная фабрика Месаксуди и развивавшиеся рыболовные промыслы.
         В Феодосии, помимо порта, крупными предприятия­ми считались табачная фабрика Стамболи и консервная фабрика Эйнем.
         В Евпатории, в Бахчисарае и других городах Крыма крупных предприятий не было. Развивались только не­большие мастерские и фабрики кустарного типа.
          Постепенно утрачивает свое ведущее место в эконо­мике соледобывающая промышленность. Это было свя­зано с тем, что во второй половине XIX в. была открыта каменная соль в ряде губерний страны.
 
Добыча соли на всех промыслах в 90-х годах колебалась от 19 000 000 пудов до 26 000 000 пудов в год.
        Огромное значение в успешном развитии промыш­ленности края имело развернувшееся железнодорожное строительство. В 1874 г. была
закончена прокладка железной дороги Лозовая - Симферополь. Первый то­варный поезд прибыл на станцию Симферополь 2 июня 1874 г. В следующем 1875 г. железнодорожная линия была доведена до Севастополя. В 1892 г. была законче­на работа по сооружению железнодорожной ветки от Джанкоя до Феодосии, а в 1900 г. введена была в экс­плуатацию железнодорожная ветка Владиславовка - Керчь. Таким образом, основные города Крыма к нача­лу XX столетия были связаны железнодорожным сооб­щением.
        В 80-е годы ХІХ столетия в Крыму произошло резкое увеличение темпов роста производства. Это касается, в первую очередь, сельского хозяйства. Располагая 76,7% земель (1887 г.), частные владельцы сосредоточились на производстве товарного зерна, что почти вдвое сократило к середине 80-х годов поголовье овец. Получила дальнейшее развитие промышленное садоводство, виноградарство, табаководство и огородничество, причем две трети всех виноградников было сосредоточено на Южном берегу. В равнинной и предгорной части было представлено молочно-мясное животноводство. В фермерских хозяйствах и хуторах колонистов начало развиваться товарное свиноводство и птицеводство.
                      В начале XX в. в Крыму резко увеличивается добыча желез­ной руды на Камышбурунском месторождении близ Керчи. В 1897 году добыто 1.241 тыс. пудов, в 1901 г. — уже 27.589. Расширяют­ся старые и строятся новые промышленные предприятия: судоре­монтные верфи в Севастополе, завод по сборке самолетов пред­принимателя Анатры в Симферополе, консервные, табачные фаб­рики, кирпичные и мукомольные заводы.
 
Увеличивается добыча соли, рыбы, каменного угля, глиняного мыла (кила).
Рабочие трудились что называется «на износ», по 10-12 ча­сов в сутки, в основном вручную за нищенскую заработную плату. Особенно невыносимы были условия труда в подземных каменоломнях Аджимушкая и Евпатории, Там в сырых галереях ручны­ми пилами вырезали камень-ракушечник. Смрадные факелы и ед­ва мерцающие фонари освещали полуголых, одетых в лохмотья добытчиков. Тут же, не выходя на поверхность, варили пищу, спа­ли вповалку на сыром полу. Вместе с родителями чахли в подзе­мельях и дети, т. к. другого жилья у них не было.
    Голод и нищета гнали на поиски заработка на теплый юг ты­сячи обездоленных. Часто кусок хлеба составлял весь заработок человека за день.
     В 1900 г. в одном из журналов была помещена заметка «Белые рабыни в Крыму» об ужасном положении девушек, приходящих на сезонные работы на табачные плантации Южного берега Кры­ма. В периодической печати появлялись статьи на эту же тему. В своем труде «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин при­вел выдержку из газетной статьи о судебном деле по иску 20 работ­ниц к одному из хозяев такой табачной плантации и сделал вы­вод, что «положение рабочих на табачных плантациях - самое тяжелое». (Полн. собр. соч. - Т. 3. - С. 297)
      В одной из газетных статей говорилось, что на уборке вино­града, например, собиральщикам одевали на головы мотки с про­резью для глаз и завязывали их на шее так, что съесть виногра­динку было невозможно. За попытку сделать это избивали и про­гоняли с работы без расчета.
       В сезон массовой переработки овощей и фруктов женщины на консервных заводах работали 16-18 часов в сутки, а зарплата их была
 
гораздо ниже, чем у мужчин.
      На фоне нищеты и жесточайшей эксплуатации рабочего люда растет курорт. Едут на берег Черного моря сам царь со свитой, сановники империи. Растут как на дрожжах дворцы в Ливадии, Ореанде, Алуште, Симеизе. Строят их не только аристократы (Во­ронцов, Юсупов, Нарышкин, Кочубей), но и новая знать: заводчики, купцы.
         К 1913 году в Крыму действовало 1247 промышленных предприятий, из них крупнейшие заводы – Керченский и Севастопольский судостроительный и судоремонтный. В структуре крымского производства доминировало сельское хозяйство, на долю которого приходилось 55 %, а на промышленное производство – 45 % стоимости продукции.
 
                     2. Крым в послевоенные годы
 
Восстановление хозяйства Крыма началось уже в ходе осво­бождения полуострова. За два с полови­ной года население полуострова сократилось почти в три раза, с 1126 тыс. до 379 тыс. человек. Более 135 тыс. советских граждан было расстреляно и замучено фашистами, 85,5 тыс. угнано в не­мецкую неволю. В руинах лежали Севастополь, Керчь, 127 крым­ских сел и деревень были полностью сожжены фашистами. Раз­рушены или повреждены свыше 300 промышленных предприятий, 37 тыс. жилых зданий, 15 музеев, 590 клубов, домов культуры и театров. Оккупанты разграбили колхозы, совхозы, МТС, отправили в Германию сотни тысяч голов скота. Вывозили даже черно­зем. Общие материальные потери Крыма составили 20 млрд. руб­лей (в довоенном исчислении). Для ликвидации последствий войны нужны были огромные средства,
 
самоотверженный труд людей. А война еще продолжалась.
11 мая 1944 г. ГКО при­нял антигуманное дискриминационное постановление о выселении всех татар, армян, болгар, греков из Крыма. Эта мера обосновы­валась фактами предательства представителей названных наро­дов во время оккупации Крыма немецкими войсками.
Крым явился местом проведе­ния третьей конференции глав государств антигитлеровской коа­лиции - СССР, США, Англии. Крымская
конференция, наряду с Тегеранской и Потсдамской, из тех событий, которые во многом определили и определяют международно-политический облик сов­ременного мира. В Ливадийском дворце Ялты были приняты ре­шения, выразившие стремление народов союзных стран к объеди­нению сил во имя
скорейшей победы над организаторами второй мировой войны. Подчеркнуть, что соблюдение принципов межго­сударственных отношений, выработанных 4-11 февраля 1945 г. на Крымской конференции, и сейчас является фундаментом сох­ранения мира, предотвращения 3-й мировой войны.
В восстановительный период  снова стал проявляться культ личности Сталина в экономике, политике, куль­туре. Массовые репрессии, продолжались вплоть до смерти Сталина в марте 1953 г., принимались и проводились в жизнь безнравственные решения по проблемам развития куль­туры в стране (постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журналах «Звезда», «Ленинград» и др.).
     30 мая 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крым­ской область.
      В тяжелом положении находилось сельское хозяйство области. Погибла или пришла в негодность большая часть садов и виноградников. Сотни тысяч голов скота уничтожены или вывезены в
 
Германию. Например, в Первомайском районе из 5572 коров ос­талось 81. Такая же картина была в других районах. Полное от­сутствие тракторов, комбайнов, удобрений, семян. Женщины, ста­рики, дети впрягались в плуги и бороны вымучивали первый пос­левоенный посев.
     Приведены в негодность или полностью разрушены больницы, детские сады, дома культуры и школы. 1 сентября 1944 г. заня­тия для большинства учащихся начались в приспособленных по­мещениях. Вместо тетрадей использовались газеты и книги, один учебник в среднем приходился на 8 учащихся. Не хватало учите­лей. Дети постоянно
подрывались на минах, снарядах и гранатах, которыми была напичкана земля.
     Уже осенью 1944 г. приступили к занятиям педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты и техникумы. Аудитории заполнили люди в гимнастерках с орденами, медаля­ми и нашивками о ранениях, солдаты, покалеченные войной. Учи­лись истово, не только за себя, но и за тех парней, которых уже не увидят заплаканные глаза матерей.
     Началось восстановление разрушенного, залечивание ран, на­несенных врагами. Не хватало рабочих рук, средств, материалов, техники. Государственный Комитет Обороны, учитывая бедствен­ное положение, острый дефицит в кадрах (всего 1/3 к первой по­требности), принял решение об организованном наборе рабочей силы и переселении людей в Крым из других районов страны.
     Чтобы материально заинтересовать переселяющиеся в Крым, им выдавались ссуды на обзаведение, дома, скот и другие посо­бия на весьма льготных условиях. В области было создано 920 колхозов, 102 совхоза и 47 МТС. С большим трудом весной суме­ли засеять зерновые культуры. Урожай 1944 г. был урожаем, по­лученным только благодаря
 
мужеству людей. И не случайно 58 труженикам сельского хозяйства были вручены ордена Отечест­венной войны. Нелегко приходилось колхозникам-переселенцам из Ростовской, Курской, Брянской, Тамбовской, Рязанской, Воро­нежской, Сумской и других областей строить свою новую жизнь на иссушенной солнцем крымской земле. Многие, не выдержав голодной и изнурительной жизни, возвращались на обжитые мес­та.
    Развернулась работа по восстановлению старых и посадке но­вых садов и виноградников. Работа велась в основном вручную. 400 тракторов и 800 комбайнов на 1000 с лишним хозяйств полу­чил Крым в
первый после освобождения от оккупации год.
       Производственные мощности промышленности в 1945 г. сос­тавляли только 10% к уровню 1941 г.
            Отодвинувшийся от Крыма фронт нуждался в оружии, боеприпасах, одеж­де и пище, лекарствах.
      В первую очередь в Крыму надо было восстановить разрушен­ную железную дорогу, мосты, уложить рельсы. На это были нап­равлены силы военно-строительных и железнодорожных частей и гражданского населения. 24 апреля 1944 г. мимо разбомбленных и обгоревших станций и полустанков к взорванному зданию сим­феропольского вокзала медленно подошел первый товарный поезд. 5 ноября в Севастополь из портов Кавказского побережья вернулись корабли Черноморского военно-морского флота.
      Был намечен список объектов, которые надо было восстано­вить в первую очередь: металлургический завод им. Войкова, Камыш-Бурунский железорудный комбинат, Балаклавское рудо­управление им. Горького и другие.
     Судоремонтный завод в г. Керчи приступил к ремонту кораб­лей.
 
Началась добыча строительного камня, песка, гравия, про­изводство кирпича, потребности в которых были безграничны. Восстановлены и дали первый уголь Бешуйские угольные шахты, ныне законсервированные для будущих поколений. В октябре 1944 г. начал выпуск станков Симферопольский завод им. Куйбы­шева, приступил к работе авторемонтный завод. Севастопольская ГРЭС-2 дала электричество Симферополю. Осенью этого же года на фронт пошла первая продукция консервного завода им. Киро­ва. В 1945 г. завод выпустил 600 тыс. банок консервов. «Все для фронта — все для победы» — все что мог делал искалеченный войной Крым.
      Здесь нужно сказать о братской бес­корыстной помощи народов нашей страны сильно пострадавшему,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.