Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок инноваций в современной экономике России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и науки Российской Федерации
    Федеральное государственное образовательное  учреждение
    Высшего профессионального образования
    Сибирская академия государственной службы 
 

        Кафедра экономической теории. 
     
     
     

          Контрольная работа по дисциплине экономическая теория на тему: Рынок инноваций в современной  экономике России. 
 
 

                        Выполнила:
                        Гантимурова В.А.
                        Проверила:
                        Филатова Н.Г.
                                                                к.э.н., доцент. 
 
 
 
 
 
 
 

    Новосибирск – 2012
 

     Содержание.
    Введение.
    Рынок инноваций: понятие, факторы, модели.
    Нормативные стратегическо – инновационные меры государства.
    Социальные стратегическо - инновационные меры государства.
    Структура рынка, его участников и их взаимодействие.
    Идея для рынка инноваций.
    Заключение.
    Список  литературы.
 

    
          Введение.
    Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной  деятельности.
    Под инновацией (англ. Innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.
    Новация (лат. Novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.
    Актуальность  темы исследования.
    В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
    Цели  и задачи:
    Дать понятие инновации;
    Рассмотреть факторы, модели;
    Понять Структуру рынка, его участников и их взаимодействие;
    Рассмотреть Идея для рынка инноваций.
 

     Рынок инноваций: понятие, факторы, модели.
    Желание современного руководства России направить страну на инновационный путь развития понятен – в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан. А инерция видения себя как представителей ведущей державы мира свойственно всем россиянам, в том числе и её президентам.
    Рынок нововведений – это система экономических  отношений по поводу разработки, внедрения  и диффузии нововведений. На данный рынок существенное влияние оказывают следующие факторы:
    - степень  государственного участия в управлении инновационными процессами;
    - уровень изъятия доходов государством;
    - уровень  развития рыночной инфраструктуры;
    - степень  интеграции науки и производства;
    - уровень  конкурентоспособности на мировых рынках;
    - уровень  экономического развития страны.
    Существенное влияние на рынок инноваций в России оказывают еще два условия:
    - степень  зависимости от сырьевой составляющей  в торгово-экономических отношениях  страны с остальным миром, причем, корреляционная зависимость следующая:  чем больше обеспеченность страны  сырьем, тем меньше склонность  предприятий- резидентов к инновационной деятельности;
    - существенная  зависимость между инновационной  составляющей и количественно - качественными характеристиками трудовых ресурсов страны: чем дешевле рабочая сила, тем меньше потребность у работодателя во внедрении инноваций в производство, так как стоимость замещения и обслуживания инновационной технологии зачастую обходится дороже, чем содержание определенного штата сотрудников.
    Все вышеперечисленные факторы позволяют  выделить следующие модели рынка  нововведений по критерию «степень участия  государства на рынке инноваций»:
    - замкнутая  оборонно- ориентированная модель;
    - ступенчатая  оборонно – ориентированная модель;
    - бюджетная  приоритетно – ориентированная модель;
    - смешанно  – долевая приоритетно – ориентированная  модель.
    В современных российских условиях рынок  инноваций характеризуется существенной ролью государства. Так, рост федеральных  бюджетных расходов на проведение НИОКР  за последние семь лет увеличился в десять раз. Государство финансирует  ? всех расходов на данные цели. Для  сравнения – за рубежом доля государства  не превышает ?, а ? всех расходов приходится на долю частного сектора. По данным Роспатента, из 100% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуется только 5% таких результатов, а в коммерческом обороте находится 1%- 2% из них. Российские заявители патентуют через Роспатент в год около 30 тысяч изобретений, американские изобретатели ежегодно патентуют около 170 тысяч изобретений, а немецкие изобретатели патентуют около 100 тысяч результатов в год.
    Таким образом, в России крайне мало новых  технологий патентуется и еще  меньше включается в легальный оборот и основной сегмент рынка инноваций  связан с промышленными секретами, права на которые охраняются в  режиме коммерческой тайны.
    Помимо  ноу-хау, товарами на рынке нововведений являются инновации, которые могут  быть как товарами, так и процессами. Инновация или нововведение –  это коммерциализированное новшество.
    Т.е., все нововведения являются новшествами, но не все новшества являются нововведениями. В свою очередь, в зависимости  от степени разработанности все  новшества в сфере промышленности могут быть представлены как: изобретение, промышленный образец, ноу- хау, полезная модель.
    Изобретение – это новое или обладающее существенными отличиями техническое  решение, которое может обеспечить положительный экономический эффект.
    Полезная  модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
    Промышленный  образец – это художественное или художественно- конструктивное решение, определяющее внешний вид продукции или услуги.
    Ноу-хау  – информация, являющаяся коммерческой тайной, принадлежность к которой  на микроуровне определяется внутренними положениями предприятия, а на макроуровне регулируется нормативными актами.
    Основным  свойством любого товара является его  способность удовлетворять потребности  индивида. Основным свойством инноваций  является и удовлетворение существующих потребностей, и создание новых потребностей.
    Инновации обладают двумя характеристиками –  это стоимость и полезность.
    Безусловно, стоимость нововведения зачастую сложно определить в силу их уникальности, но возможно определить нижнюю границу  стоимости – это затраты производителя, связанные с созданием новшества.
    Полезность  инновации можно рассматривать  с двух позиций:
    - с  позиции индивидуальной значимости  для потребителя
    - с  общественно значимой позиции.
    Индивидуальная  полезность нововведения имеет место  в случае единичного производства определенного  новшества или в случае узко специализированного рынка. Индивидуальная полезность инновации может быть охарактеризована, на наш взгляд, двумя следующими положениями:
    1. Каждая дополнительная единица  инноваций как блага, обладает  полезностью большей, нежели предыдущая, причем данные нововведения носят название улучшений. 
 
 

    Общая полезность
    
    Кол-во инноваций
    кривая  общей полезности инноваций в  рамках одного инновационного пата.
    2. Существует линия инновационного  пата, границу которой преодолеть  нельзя лишь при помощи улучшающих  нововведений, но общая полезность  группы рассматриваемых инноваций  стремиться к ней бесконечно, значит, график функции общей  полезности группы однородных  инноваций не имеет точки максимума.
    Общая полезность
    
    Кол-во инноваций
    Если  нововведение выходит за рамки локального рынка или отрасли и становится общественно значимым, то оно приобретает  общественно значимую полезность.
    Спрос на инновационном рынке предъявляют  все субъекты экономики – домашние хозяйства, фирмы, государство и, в  случае развитой инновационной сферы, иностранные агенты. Причем, домохозяйства  предъявляют спрос на рынке вторичных  инноваций, т.е. товаров и услуг, созданных  при помощи инновационных технологий, а фирмы предъявляют спрос  на рынке первичных инноваций  – на так называемые инновации  – процессы, т.е. технологические  нововведения. Государство может  предъявлять спрос и на первичном и на вторичном рынках, приобретая как товары, так и технологии.
    
    Конечным  потребителем инновационного продукта являются субъекты домохозяйств, которые  непосредственно предъявляют спрос  на нововведения, а значит, опосредованно  влияют на рынок первичных инноваций, стимулируя рост величины предложения  на нем.
          Нормативные стратегическо – инновационные меры государства:
    1. Введение монополии государства  на производство алкогольной  и табачной продукции – данная  мера позволит восполнить недостаток  бюджетных средств, образовавшийся  из-за снижения ставки налогообложения.
    2. Уменьшение налогообложения для  той части предприятий, которые
    - занимаются  созданием и коммерциализацией инноваций;
    - осуществляют  коренное переоснащение производственных  фондов.
    3. Эффективное государственное вмешательство  на рынок, целью которого является  не только элиминирование провалов  рынка, но и содействие созданию  и внедрению организационно - хозяйственных инноваций, основная задача которых – совершенствование рыночных механизмов инновационного рынка. Т.е., необходимо:
    - собственным  спросом
    - финансовыми  вложениями
    - сдерживанием  роста цен стимулировать экономическое  развитие.
    4. Государство должно реализовать  институциональные инновации, которые  будут способствовать расширению  платежеспособного спроса, а также  возникновению новых рынков. К числу основных институциональных инноваций можно отнести:
    - проработка  программ ипотечного кредитования  жилищного строительства, т.к.  без развитого рынка жилья  нет мобильности рабочей силы, и значит, нет адекватного новым  инновационным требованиям рынка  труда,
    - льготное  кредитование приоритетных проектов, т.е. создание сети специальных  банков, поддерживающих и финансирующих  НИОКР на льготных принципах  – необходимое условие для  формирования спроса на первичном  рынке инноваций.
    5. Необходимо развивать те отрасли  и сферы экономики внутри страны, которые удовлетворяют следующим  критериям:
    - производимые  товары и услуги пользуются  спросом на мировом рынке
    - отрасли  экономики, в которых применение  высоких технологий находится  на низком уровне и значит, есть тенденции роста
    - отрасли,  спрос на продукцию которых  существует и будет развиваться,  порождая новые рынки
    - отрасли,  для первичного предложения которых  существуют благоприятные условия  в экономике страны.
    Социальные  стратегическо - инновационные меры государства:
    1. Меры по ориентации современного  российского общества на инновационный  прорыв – «реклама» национальной  инновационной экономической системы
    2. Осуществление подготовки кадров  для инновационного развития, т.е.  усиление инновационных аспектов  обучения, становление экономики  знаний, что в свою очередь  будет способствовать интеграции  науки и образования.
    То  есть, наиболее перспективными отраслями для «запуска» инновационного мультипликатора являются, на наш взгляд, отрасли ВПК – продукция данных отраслей конкурентоспособна на мировом рынке, а также отрасль сельского хозяйства, где применение высоких технологий минимально и значит, есть перспективы роста, а с другой стороны, выбор данного направления в качестве перспективного позволит претворить в жизнь политику импортозамещения.
    Безусловно, условием для развития национальной экономики в целом и выделенных приоритетных отраслей является система  образования, без совершенствования  которой невозможно построение экономики  знаний.
    На  рынке нововведений, как и на любом  другом, действуют законы спроса и  предложения, но в силу уникальности рынка они модифицированы. Рассмотрим особенности формирования спроса и  предложения на рынке инноваций  при допущении того, что труд и  капитал являются субститутами в  краткосрочной перспективе.
    Функция спроса на инновации может быть зависимой  или свободной. Последняя существует тогда, когда покупатель и продавец новшеств вступают в отношения по поводу купли - продажи непосредственно после создания инновации, причем субъект спроса не принимает участия в разработке нововведения, следовательно, условием для возникновения свободной функции спроса является развитый рынок инноваций. Основным ценовым фактором при покупке инновации будет являться соотношение цены инновации к цене труда, ее заменяющего – Риннр.с. Чем больше будет данное соотношение, тем меньше величина спроса на инновации и наоборот. Соотношение Риннр.с. формируется с учетом потенциальной выручки на вторичном рынке, получаемой с использованием инновации. Следовательно, существуют два условия для формирования спроса на инновацию – необходимое и достаточное:
    - необходимое  условие: величина выручки, получаемая  с использованием инновации должна  превышать величину выручки на  том же рынке, без применения  нововведения, т.е. TRинн>TR;
    - достаточное  условие: соотношение Риннр.с стремится к единице.
    Зависимая функция спроса имеет место в  случае контрактной модели, т.е. субъект спроса принимает участие на всех стадиях разработки данного новшества, которое должно отвечать определенным количественным и качественным характеристикам. Значит, график функции спроса в случае каждого конкретного нововведения представим в виде точки с определенными координатами, одна из которых отвечает за количество, а вторая за цену замены по сравнению с ценой производства товара- имитатора с преобладающим использованием рабочей силы
    Рассматриваемые модели спроса существуют при условии  того, что рассматриваемая инновация  не является базисной, так как в  противном случае не известна цена замещения.
    В современный условиях РФ необходимо создание условий для функционирования контрактной модели и существования зависимой функции спроса, которая при развитом рынке инноваций переходит в свободную функцию спроса.
    Предложение на рынке инноваций также бывает зависимым и свободным. Чем выше цена замещения инновации, тем больше доход предприятия- разработчика, следовательно, график функции предложения будет возрастать на всей области определения.
    Непрерывный характер кривой свидетельствует о  свободной функции предложения.
    В случае зависимого предложения, в рамках контрактной модели, график функции  вырождается в точку с определенными  координатами величины предложения  и цены замещения.
    Рассмотрим  состояние равновесия на рынке нововведений. В случае свободной функции спроса и предложения, т.к. график кривой спроса является постоянно убывающим, а  график кривой предложения является монотонно возрастающим, то существует единственная точка пересечения, которая  и является точкой равновесия на инновационном  рынке.
    Особый  интерес представляет определение  цены инновации, так как существует цена покупателя, являющаяся верхней  границей ценового коридора. Она сравнима с потенциальной прибылью, которую  покупатель может получить в случае коммерциализации. Цена продавца определяет нижнюю границу цены инновации и  определяется затратами на создание новшества.
    В случае зависимого спроса и предложения  графики функций вырождаются  в точку и определяют равновесие на рынке инноваций.
    Структура рынка, его участников и их взаимодействие.
          Здесь мы сталкиваемся с тем, что структуру рынка  инноваций, строго говоря, никто не описал. В лучшем случае описаны  его участники. Поэтому учёные предпочитают говорить о рыночном механизме инноваций, но вовсе не о рынке, который и  является этим самым механизмом. Например: «Современный инновационный механизм, отвечающий условиям рыночной переходной экономики, включает следующие основные элементы:
    инновационное проектирование - экспертиза и отбор объектов для инновационных проектов и программ, подготовка инвестиционных предложений, бизнес - планов и другой проектной документации;
    инновационное инвестирование-финансирование инновационных проектов за счет различных источников, оценка и страхование от инновационных рисков;
    стимулирование участников инновационной деятельности, поддержка новаторов;
    управление реализацией инновационных проектов и программ, включая вопросы информационного и кадрового обеспечения;
    создание инновационных структур» (Теория и механизм инноваций, 1997, С.28 – 29).
    В этом перечне механизма-то и нет. Есть только некоторый весьма условный перечень элементов. В дальнейшем, описывая каждый из элементов, авторы не рассматривают  их во взаимодействии, то есть рассматривают  их вне самого рыночного механизма.
          В одной из статей, посвящённой рынку инновационных  услуг, пишется о свойствах рынка  инноваций так: «у рынка инновационных  услуг есть свои особенности. Они  во многом обусловлены особенностями  процесса производства данных услуг, а  также спецификой объекта купли-продажи. Особенностью процесса производства инновационных  услуг является то, что его условно  можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное  производство», а второй – «материальное  производство» (Туманян, 2002). Если подходить  к написанному с позиций структурного подхода рынков, то производство инновационных услуг в свою очередь делится на интеллектуальное и материальное. Но это – часть рынка, производство. А весь рынок инноваций? В чём его суть? Он такой же, как и товарные рынки или, например, рынки услуг, или другой? Не ясно.
          Изучая инновационный  процесс, учёные предпочитают говорить об «инновационной модели», а не о  структуре рынка, как следовало  бы ожидать. «Ряд эмпирических исследований, в том числе Национального  научного фонда США, привели к  выводу о большей эффективности  линейной инновационной модели "вызова спроса" (market pull). В рамках этой концепции предполагалось, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направления научным исследованиям. В дальнейших эмпирических исследованиях эта линейная модель оснащалась набором прямых и обратных связей, элементами, связанными с более тщательным учетом предпочтений потенциальных потребителей. Одна из "развитых" концепций линейного процесса нововведений предложена на основе "вызова" спроса Д. Романом. Она состоит из следующих событий: появление идеи - ее обсуждение и экспертиза - изучение рынка - предварительные исследования и оценки технической осуществимости - оценка издержек, рыночного потенциала и уровня цен - НИОКР - проектирование - мелкосерийное производство - сбыт опытных партий - полномасштабное производство - массовая реализация» (Инновационная экономика, 2004, с.36).
    В этой модели опять нет главного –  рынка. Нет состязательности, нет  конкуренции, нет предпринимательской  активности, нет никаких маркетинговых  действий (разве что – «изучение  рынка»).
    Не  отвечают требованиям определения  рынка и нелинейные инновационные  модели, хотя их «достоинством …  является представление нововведения как результат взаимодополнительности технологических возможностей и рыночных потребностей в рамках инновационной фирмы и отказ от линейного описания инновационного процесса. Признание нелинейности нововведений открывает возможности для углубления анализа инновационного процесса с точки зрения его возрастающей интегрированности и параллельности стадий, а также использования сетевых взаимодействий. По нашему мнению, для построения нового класса нелинейных моделей, адекватно отражающих процесс нововведений в начале XXI века, необходимо выделить центральное звено инновационного процесса и принять во внимание возрастающую неупорядоченность, непредсказуемость, стохастичность создания нововведений. В качестве такого центрального звена, по-видимому, следует выбрать наиболее ресурсоёмкий этап инновационного процесса. Многочисленные обследования инновационно активных фирм свидетельствуют, что НИОКР остаются наиболее дорогостоящей стадией нововведений, на которую приходится от 40 до 50%» (Инновационная экономика, 2004, с. 38). И далее в работе рассматривается это центральное звено…
    Так в чём же особенности рынка  инноваций, какова его структура, и  где тот самый рыночный механизм – состязательности спроса и предложения? Увы, многочисленные научные работы, находящиеся в открытом доступе, обходят молчанием эти вопросы, предпочитая рассказывать о структуре  НИОКР, государственной поддержке  инноваций в виде налогов и  дотаций, о создании технопарков  или о количестве запатентованных  идей и лицензировании и т.п.
    Раз другие учёные не ответили на поставленные вопросы, или, по крайней мере, ответили так, что эти ответы не известны, придётся это делать вновь.
    Итак, рынок инноваций. Сначала рассмотрим его структуру через процесс  продвижения инновационного товара от его производителя до его конечного  покупателя (Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций, 2009).
    Принципиальное  отличие рынка инноваций от других рынков заключается в том, что  сам товар на каждом этапе рыночных взаимодействий претерпевает изменения  по форме и по содержанию. Поэтому, рассматривая роль каждого участника  рынка инноваций, мы должны иметь  в виду и это обстоятельство. 

    Идея  для рынка инноваций.
    Рынок инноваций начинается с новой  идеи, которая нацелена на улучшение  некоторого процесса или объекта  – предмета человеческой деятельности. Здесь весьма кстати можно приводить  всю ту классификацию инноваций, которую приводят многочисленные авторы, и некоторые из которых были рассмотрены  в предыдущем параграфе, но такие  подробности в настоящее время  не уместны. Поэтому, опуская всё  многообразие видов инновационных  идей, ограничусь лишь тем, что у  каждой идеи есть автор, хорошо разбирающийся  в проблемах той области человеческой деятельности, на усовершенствование которой и направлено его предложение.
    Новая идея, какой бы гениальной она не была, так и останется идеей, если она не включена в хозяйственный  оборот в виде товара. Идея, являясь  формой материи, относится к её информационному  виду. Информация, как известно, может  быть зафиксированная в определённых кодах. В хозяйственной деятельности информация о новшестве фиксируется  в виде специального свидетельства  или патента, которое закрепляет право собственности автора идеи на эту идею. Именно в этот момент и возникает инновация как  товар.
    Возможна  ситуация, когда идея не фиксируется, а сразу же внедряется в производство, например, когда разрабатывается  новая техника и инженеры, находящиеся  в состоянии творческой активности, предлагают новые идеи, которые тут  же на производстве и внедряются. Являются ли они инновациями? Являются, но они  не включены в рыночный процесс как  товар. Все инновационные процессы, которыми управляют в рамках одного предприятия (инновационный менеджмент) исключены из системы рыночных отношений  и в формируемой теории инноваций  они не рассматриваются. Более того, подавляющая часть научных работ  в области инноваций посвящена  именно этой части инновационного процесса. Думается, что именно поэтому мы и не можем найти толковое объяснение тому – что же такое рынок инноваций. Главная проблема теории инноваций, что она не разделяет два процесса – инновации на рынке, и инновации  на предприятии. Мы это разделение делаем, и основное внимание уделяем инновациям как товару, который включён в систему рыночных отношений.
    Итак, инновации как товар возникают  как право собственности на новую  идею. В развитых странах мира существует широкая сеть патентных организаций, которые, прежде чем официально зафиксировать  право собственности на идею, тщательно  проверяют её на степень оригинальности для того, чтобы на рынке не появилось, например, сразу два правообладателя  на одну и ту же идею. Следовательно, инновация как товар представляет собой уникальный товар, аналогов которому практические нет, поскольку по определению, патент или свидетельство отмечает отличие этой новой идеи от других уже высказанных кем-то.
    В экономической теории, абстрагируясь  от свойств товаров, рассматривают  товар «вообще», т.е. хлеб, мясо, обувь, на не «хлеб Бородинский» или «батон Городской». Конечно, проще рассматривать товар однородный - абстрагирование упрощает понимание. Но в случае рынка инноваций мы по определению имеем место с неоднородностью товара, более того – с его уникальностью. Из этого следует очевидный вывод - обладатель права собственности на инновационную идею является монополистом на рынке инноваций, поскольку никто другой не имеет права продавать эту идею как товар. Другое дело, что разные идеи могут по-разному удовлетворять одну и ту же потребность, но такое разделение будет рассмотрено особо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.