Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Факторы определяющие структуру рынка

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Как известно, время не стоит на месте, все вокруг течет, изменяется и развивается. Больших высот человечество достигло в области экономики. Мы уже не представляем себе жизни без рынка, рыночных отношений, и настолько привыкли к этому, что нам кажется невозможным не иметь выбора при покупке тех или иных товаров и услуг. Мы, попадая на рынок, окунаемся в многообразие товаров с разными ценами, качеством, комплектующими, сервисом обслуживания и так далее.
     Но, несмотря на наступление третьего тысячелетия, контуры стабильной экономики России 21 века пока не определились. Характеризующие ее тенденции и стратегические решения еще не сформировались. В этих условиях очень важно понять, какие из наметившихся черт экономики сохранятся, а какие уйдут в прошлое. Для этого необходимо владеть современными статистическими методами, позволяющими выявить воздействие экономических факторов на результаты. Что в свою очередь даст возможность фирмам определить свое положение в будущем и предпринять необходимые меры для достижения наивысших показателей.
     Базовым понятием экономики является рынок. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, а параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователей. Чтобы прогнозировать поведение хозяйствующих субъектов, необходимо четко представлять какие факторы могут оказывать на них свое влияние. Фирма на рынке существует не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкивается с конкуренцией. Поэтому целесообразно рассматривать не конкретного производителя, а рынок в совокупности со всеми его структурными элементами, такими как количество и размеры фирм, наличие барьеров входа и выхода с конкретного рынка, степень сходства или отличия товаров разных фирм, доступность рыночной информации и так далее. Все эти структурные элементы позволяют определить состояние рынка и прогнозировать дальнейшее его развитие.
     Определение структуры рынка является весьма актуальным для многих субъектов  рынка. Государственные органы власти изучают рыночную структуру при оценке степени монополизации рынка с целью выявления нарушений и применения мер антимонопольной политики, в частности антимонопольного законодательства. Входящим на рынок предприятиям знание состояния рынка необходимо для выявления сильных и слабых конкурентов, а также для определения необходимых объемов производства с целью завоевания определенных позиций на рынке. Действующим предприятиям важно систематически изучать структуру рынка, выявляя возможности расширения своего влияния, а также вытеснения мелких конкурентов в форме поглощений или слияний.
     Целью написания работы является проведение анализа структуры рынка нефтепродуктов. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур;
    охарактеризовать структуру рынка нефтепродуктов, а именно изучить состав и структуру нефтяной отрасли и выявить особенности нефтеперерабатывающей промышленности России;
    определить проблемы анализа рыночной структуры.
     Чтобы верно решить поставленные задачи необходимо установить объект и предмет нашего исследования. И так, объектом написания выпускной квалификационной работы является структура российского рынка нефтепродуктов. А предметом – состояние общероссийского и некоторых региональных рынков автомобильного бензина. 
 
 

1 Теоретические и  методологические  аспекты исследования
структуры рынка 

      Экономическая сущность и классификация рынков
 
     Понятие "рынок" по мере развития общественного  производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.
     В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Рассмотрим трактовки понятие «рынок» данные зарубежными авторами. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
     Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении [7, с.245].
     Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
     По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает  все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О. Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.
     С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций.
     Если  рассматривать рынок со стороны  субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как  совокупность покупателей (Ф. Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
     С появлением товара рабочая сила рынок  приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств  производства, но и рабочей силы становится условием производства.
     Рассмотрим  трактовку понятия «рынок» данное российскими исследователями. Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляется определение рынка как совокупности «экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» Яковец Ю. [6, с.87]. В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей в работах Машина М.В. Б.А. Райзберга [13, с.253].
     А.В.Орлов пишет, что рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников.
     Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. Рассмотрим ниже пять важнейших функций.
     Первая функция - саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться.
     Вторая  функция - стимулирующая заключается в том, что при понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии.
     Третья  функция - установление общественной значимости произведенного продукта и затрат труда, может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).
     Четвертая функция - регулирующая функция заключается  в том, что с помощью рынка  устанавливаются основные микро- и  макропропорции в экономике, в производстве и обмене. В условиях товарного  хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией.
     Пятая функция - демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
     Рассмотрим  существующие классификации видов  рынка представленные в таблице 1. Рынки можно подразделить по критериям перечисленным ниже: 

Таблица 1 - Классификация видов рынка 

Классификации Виды рынков
по  экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок благ и  услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок
по  товарным группам рынки товаров  производственного назначения; товаров  народного потребления; продовольственных  товаров; рынки сырья и материалов
по  географическому положению местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок
По  субъектам рыночных отношений рынки оптовой  торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок 
С учетом соблюдения законности в экономике легальные (официальные); нелегальные (не официальные)
по  степени конкуренции монополия; олигополия; монополистическая конкуренция; совершенная  конкуренция.
 
     По  первому критерию по экономическому назначению объектов рыночных отношений  делятся на следующие виды:
     - рынки благ и услуг;
     - рынки средств производства;
     - рынки рабочей силы;
     - рынки научно-технических разработок;
     - рынки ценных бумаг.
     Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
     Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая  сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
     По  второму критерию по товарным группам  рынки можно классифицировать:
     - рынки товаров производственного назначения;
      - товаров народного потребления; продовольственных товаров;
     - рынки сырья и материалов.
     Третий  критерий видов рынков по пространственному  признаку представляет собой:
      - местный рынок;
     - региональный рынок;
  - национальный рынок;
  - мировой рынок.
     Четвертый критерий по видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
      - рынки оптовой торговли, в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
     - рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
     - рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
     Рассмотрим  более подробно рынки оптовой  торговли. Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид - установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли  - коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках: обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения: создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание).
     По  пятому критерию видов рынка - с учетом соблюдения законности рынки делятся  на:
     - легальные или официальные;
     - нелегальные или «теневые», «черные».
     По  шестому критерию - по степени конкуренции  различают следующие виды рынков:
     - совершенная конкуренция;
     - монополистическая конкуренция;
     - олигополия;
     - монополия.
     Рассмотрим  виды рынков по шестому критерию подробнее.
     Совершенная конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
     Монополистическая конкуренция - напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, а также легкость входа и выхода. Однако продукция различных фирм дифференцирована, то есть это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой продает свои товары [11, с. 36-38].
     Олигополия - рыночная структура, для которой характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных конкурирующих фирм. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары. Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией [3, с. 24].
     Монополия образовано на основе двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю и означает, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец товара или услуги. Это рынок, на котором единственная фирма осуществляет реализацию всего продукта, не имеющего субститутов. Субститут (латинское слово «substitutus» - подставленный) - заменитель или новый промышленный продукт, заменяющий существующий [1, с. 63-64].
     Таким образом в результате теоретического исследования понятия рынка, мы считаем, что под рынком стоит понимать формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения). Мы выделяем пять основных: саморегулирующая, стимулирующая, функция установления общественной значимости, регулирующая и функция демократизации хозяйственной жизни. Существует множество видов классификации рынков, мы выделяем классификацию по следующим критериям: по экономическому назначению, по товарным группам, по географическому признаку, по степени ограничения конкуренции, по субъектам рыночных отношений с учетом соблюдения законности. 

      1.2 Факторы, влияющие на внутренний рынок 

     Важным  фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка  РФ, как показала статистика наблюдений за рынком в течение многих лет, стал фактор, который для удобства можно назвать так: «уровень мировых цен на сырую нефть». Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо (половина производимого объема которых экспортируется из России). Система работает следующим образом: при резком повышении цен на нефтепродукты и нефть российские компании стремятся «вылить» на экспорт больше нефти и нефтепродуктов (у кого они имеются) при этом потребности внутреннего рынка в расчет не берутся, далее на внутреннем рынке вырастает цена на нефть (ее стало меньше), дорогую нефть «завели» на переработку (выходящие нефтепродукты также подорожали), экспортируемые объемы уже нефтепродуктов оголяют рынок и ситуация приводит к росту цен. Анализируя колебания мировых цен на нефть за год, решений правительства по регулировке таможенных пошлин и динамику индексов цен внутреннего рынка, специалисты центра выявили очевидную корреляцию между ними. Причем временной лаг при резком росте или падении цен на нефть обычно составляет от 10 до 14 дней. Сам внутренний рынок нефтепродуктов растет отнюдь не быстрыми темпами, радует только увеличение парка частных автомобилей, что приводит в больших городах к росту в секторе розничных продаж ГСМ. Впрочем, конкурентоспособность российских нефтепродуктов на европейском рынке вызывает сомнения. 
 

      1.3 Методика проведения  анализа структуры  рынка 

     При анализе структуры рынка используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально для анализа необходимо определить, что служит показателем размера фирмы и границы рынка [6, с. 228].
     В качестве показателя, определяющего  размера фирмы, может служить  доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм.
     Существуют  различные критерии выделения рынка. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует.
     Самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Рекомендуется начинать с изучения рынка товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. В качестве границ рынка могут использоваться: товарные (продуктовые) границы, временные, географические. Рисунок 1. [14, с. 122-124]. 

      Рисунок 1 – Типы границ рынка 

     Схема типологии границ рынка показана на рисунке 1. В каждом конкретном случае необходима широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка. Например, для товара длительного пользования временные границы рынка шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Кроме особенностей товара необходимо исходить из целей исследования.
     Для характеристики концентрации на рынке  может служить показатель размера  крупнейших форм, называемый пороговой долей рынка. Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке - превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 % .
     Рассмотрим  конкретные показатели уровня концентрации рынка.
     Доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. По российскому законодательству 35 процентный порог применяется лишь к продавцу (производителю).
     Данный  показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному предприятию (особенно в российской интерпретации) и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации [15, с. 228-229].
     Индекс  концентрации (concentration ratio – CR) Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка. Определяется как процентное отношение объема услуг, оказываемых определенным числом крупнейших участников рынка услуг, к общей емкости данного рынка по формуле (1).
     
       (1)
     где - индекс концентрации для n- фирм, %;
     n - количество фирм в отрасли;
      - доля i-ой фирмы в отрасли, %.
     Если  индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой  степенью монополизации, если немногим выше нуля, то его можно рассматривать  как конкурентный.
     Индекс  концентрации не учитывает, особенностей рыночной структуры на границе отрасли. Индекс концентрации вуалирует различия и в самом центре рынка. При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается лишь для отечественных поставщиков.
     Тем не менее, данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической  конкуренции, или в качестве дополнительного  показателя, применяющего совместно с другими показателями концентрации.
     При наличии полной информации предпочтительной является оценка концентрации рынка  с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники, и есть ли предпосылки при сложившемся составе организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана можно рассматривать как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка [4, с. 340-341].
     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана увеличивает вес более крупных участников. Это означает, что если точные данные о долях на рынке мелких участников отсутствуют, то итоговая ошибка по неполному числу слагаемых не будет большой, если доля крупных участников была определена верно. При отсутствии данных о долях мелких участников для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана возможно использовать их среднее или максимальное значение, оцененное по статистическим или иным данным либо экспертным путем.
     Индекс  концентрации рынка Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в его общем объеме по формуле (2). 

     
       (2)           

     где - индекс Херфиндаля -Хиршмана, %;
      - доля i-ой фирмы в отрасли, %;
     n - количество фирм в отрасли.
     Максимальное  значение, которое может принимать индекс Херфиндаля-Хиршмана, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой.
     Если  число фирм на данном рынке больше единицы, Индекс Херфиндаля-Хиршмана может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей [13, с. 26-28].
     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана используется, в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Классификация слияний в три крупные группы в зависимости от значения индекса Херфиндаля -Хиршмана:
     HHI меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
     HHI больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень HHI выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния. Такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.
     HHI превышает 1800. Рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния HHI увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост HHI от 50 до 100 пунктов становится, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния, назначается дополнительная проверка; если более 100 – слияние запрещается [3, с. 59-60].
     Индекс  Линда. В странах Европейской  Экономической Системы для анализа  рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линдом. Индекс Линда рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм [3, с. 401-402].
     Для двух крупнейших фирм индекс Линда  равен процентному отношению  их рыночных долей по формуле (3). 

     
       (3) 

     где - индекс Линда, %;
      - доля i-ой фирмы в отрасли, %. 

     Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле (4). 

       (4) 

           Индекс Херфиндаля – Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, данное свойство широко используется в экономических исследованиях [14, с. 238-239]. Индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты и определяется формулой (5). 

     
     (5) 

     где - индекс Лернера,%;
     Р – цена, руб;
     МС  – предельные затраты, руб;
       - показатель эластичности рыночного спроса.
     Значение  индекса Лернера можно прямо  связать с индексом Херфиндаля –  Хиршмана для олигополистического  рынка, предположив, что он описывается моделью Курно. В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будет вычисляться по формуле (6). 

                                                                                                         (6) 

     где - индекс Лернера для отдельной фирмы,%;
      - доля i-ой фирмы в отрасли, %.
     Тогда средний для отрасли индекс (когда  весами служат доли фирм на рынке) определяется по формуле (7). 

                                                                                                     (7)  
      Существует также зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм формула(8). 

                                                                                       (8) 

     где - показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора).
     Показатель  - показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм, до 1, что соответствует значению картельного соглашения. Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем выше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли её на рынке, а для отрасли – от уровня концентрации продавцов.
     Взаимодействие  уровня концентрации и спроса показано на рисунке 2.
Рисунок 2 – Взаимодействие уровня концентрации и спроса 

       В российской практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индекса концентрации для трех крупнейших фирм и индекса Херфиндаля – Хиршмана. При СR3<45%, HHI<1000 –концентрация считается нормальной, при 45%<СR3<70%, 1000 <HHI<2000 –средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при CR3>70%, HHI>2000 [2, с. 340].
     По  результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих  структуру рынка, устанавливается  его принадлежность к высоко-, средне- и низко концентрированному рынку, оценивается наличие и степень  развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
     Таким образом, для проведения анализа структуры рынка используются следующие количественные методы. Определение границ рынка, расчет индекса концентрации, Херфендаля – Хиршмана, индекс Линда, индекс Лернера. В России применяется метод индекса концентрации и индекс Херфендаля – Хиршмана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Анализ нефтяного  рынка Российской  Федерации 

         2.1 Динамика показателей деятельности нефтяного рынка Российской Федерации 

     Стоимостные объемы российского экспорта в решающей степени зависят от динамики мировых  цен на топливно-сырьевые товары. Соответственно, в благоприятные годы (1995–1996 гг., 2000 г.) экспорт растет, а при ухудшении мировой конъюнктуры (1998 г., 2001 г.) – падает. В 1999–2000 гг. на фоне повышения мировых цен на отечественные энергоносители и другие виды сырья значительно выросли поставки товаров в натуральном выражении. В 2000 г. было вывезено продукции на рекордную сумму – около 106 млрд. долл., в том числе более 91 млрд. долл. составили отгрузки в страны дальнего зарубежья. По причине ухудшения конъюнктуры объемы поставок в 2001 г. сократились, однако по-прежнему превышали 100-миллиардный рубеж.
     В географической структуре экспорта доминирует европейский регион, включая  европейские республики бывшего  СССР, – в сумме почти 70% всех поставок в 2000 г. Крупнейший экспортный рынок для России – Европейский союз, далее следуют бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), потеснившие в 2000 г. другие группы стран. На ЕС и ЦВЕ сегодня приходится подавляющая часть всего отечественного экспорта энергоносителей, что с учетом роста их стоимости в последнее время существенно усилило позиции указанных государств во внешней торговли России.
     Вместе  с тем, снизилась значимость стран  азиатско-тихоокеанского региона, в  первую очередь США и Японии. Одновременно Китай стал важнейшим потребителем российских товаров в регионе.
     Крупнейшие  экспортные партнеры России в дальнем зарубежье – Германия, Италия, Китай, США, Нидерланды, Великобритания и Польша, в СНГ – Украина, Белоруссия и Казахстан.
     На  протяжении 90-х годов прошлого века отмечалось усиление топливно-сырьевой направленности российского экспорта при значительном сокращении доли готовых изделий – с порядка четверти в начале десятилетия до примерно 12% в конце периода. Наибольший удельный вес традиционно приходится на минеральное топливо – в среднем 45–50%, далее следуют металлы и драг. камни – около 25%, машины и оборудование – примерно 10%. В целом промышленная продукция составляет 95% всего национального экспорта.
     В настоящее время Россия имеет  наиболее высокие коэффициенты международной  специализации (отношение доли той  или иной товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5–6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9).
     Экспорт нефти из России в дальнее зарубежье  в январе-марте 2009 года остался на уровне января-марта 2008 года и составил 51 млн. тонн.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.