Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие предприятия. Прибыль и рентабельность

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРИБОЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
План:
    Внутренняя и внешняя среда деятельности предприятия, риски и неопределенности.
    Диверсификация, концентрация и централизация предприятия.
    Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.
    Переменные и постоянные издержки. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективность.
    Виды прибыли.  Бухгалтерская и экономическая прибыль.
    Экономическое содержание рентабельности. Рентабельность производства и рентабельность продукции. Основные пути повышения рентабельности предпринимательской деятельности.
    Обеспечение экономической безопасности деятельности предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Внутренняя и внешняя  среда деятельности  предприятия, риски  и неопределенности.
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду  подразделяют на: 
микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия  внешних факторов, наиболее существенно  влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами  предприятий являются потребители  продукции (услуг) на разных клиентурных  рынках: 
    - потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления); 
    - производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения); 
    - промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя; 
    - государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд); 
    - международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков). 
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям  для производства конкурентоспособной  продукции необходимо постоянно  изучать своих конкурентов, разрабатывать  и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику. 
Контактные  аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации). 
В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. 
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов. 
Научно-технические  факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства. 
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др. 
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров. 
Политические  факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли. 
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. 
Внутренняя среда  фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
    производство,
    маркетинг,
    НИОКР,
    финансовое управление,
    общее управление.
Такое деление  на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей  и производственной организационных  структурах.
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике. 
Рынок выполняет следующие  функции:
а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг); 
б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда); 
в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику); 
д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере); 
е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц). 
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации. 
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с  частными рынками:
    потребления;
    научно-технической, экономической, политической информации;
    капитала;
    рабочей силы;
    сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и  сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным  правилам и ограничениям.
Предприятие, являясь  составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы  социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения. 
Поведение хозяйствующих субъектов  на рынке регулируется принципами:
    взаимовыгодности и равноправия деловых отношений; 
    ответственности перед конечным потребителем; 
    достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
    экономного ведения хозяйства; 
    соблюдения этического кодекса предпринимательства. 
     Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска. Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определяет предпринимательство, как "инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и, направленную на получение прибыли". Таким образом, законодательно установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с риском.
     Риск (risk) - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
     В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего  за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).
     В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
     В явлении "риск" можно выделить следующие  элементы, взаимосвязь  которых и составляет его сущность:
    возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
 
    вероятность достижения желаемого результата;
 
    отсутствие  уверенности в достижении поставленной цели;
 
    возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных с осуществлением выбранной  в условиях неопределенности альтернативы.
 
     Факторы риска определяются на основе анализа политической, экономической и финансово-кредитной политики, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.
     Факторы рисков - одна из самых сложных частей и в то же время одно из ключевых направлений работы по управлению риском. Проводить факторный анализ гораздо сложнее, чем какой-либо иной, поскольку одни и те же факторы оказывают в различных условиях неодинаковое влияние на рынок или могут из решающих стать абсолютно незначительными. Необходимо знать взаимосвязь и взаимное влияние различных факторов, отражающие связи между различными государствами, историю их развития, определять совокупный результат тех или иных экономических мер и устанавливать связь между абсолютно несвязанными на первый взгляд событиями.
     Можно отметить следующие  функции риска:
      
1. Стимулирующая  функция риска,  которая проявляется  в двух аспектах:

    конструктивный аспект, который состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем, конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения;
 
    деструктивный аспект, который проявляется в  том, что реализация решений с  неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским;
 
     2. Защитная функция  риска имеет так  же два аспекта: 
    историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска;
 
    социально-правовой аспект заключается в объективной  необходимости законодательного закрепления  понятия "правомерности риска", правового регулирования страховой деятельности;
     3. Компенсирующая функция  риска может обеспечить компенсирующий эффект (положительная компенсация), т.е. дополнительную по сравнению с плановой прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса);
     4. Социально-экономическая  функция риска, которая состоит в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике - отрасли деятельности, в которых риск приемлем.  
     Вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках (включая гарантии, например, в финансово-кредитной сфере) ограничивает эффективность социально-экономической функции риска. В социальном плане это искажает принципы равенства для всех участников рынка из различных отраслей хозяйства, что может порождать дисбаланс рисков в отраслях экономики.
     ВИДЫ  РИСКОВ
     В процессе своей деятельности предприниматели  сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень и, следовательно, по способу их анализа и методам описания.
     Как правило, все виды рисков взаимосвязаны  и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.
     Классификация рисков означает систематизацию множества  рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.
     Наиболее  важными элементами, положенными в  основу классификации  рисков, являются:
      время возникновения;
      основные факторы возникновения;
      характер учета;
      характер последствий;
      сфера возникновения и другие.
 
     По  времени возникновения  риски распределяются на:
    ретроспективные,
    текущие и перспективные риски.
     (Анализ  ретроспективных рисков, их характера и способов снижения дает возможности более точно прогнозировать текущие и перспективные риски).
     По  факторам возникновения  риски подразделяются на:
    Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).
 
    Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.
 
     По  характеру учета  риски делятся  на:
    К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.
 
    К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.
 
 
     По  характеру последствий  риски подразделяются на:
    Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.
 
    Спекулятивные риски характеризуются тем, что  могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.
 
     Классификация рисков по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой.
     В соответствии со сферами  предпринимательской  деятельности обычно выделяют:
      Производственный;
      Коммерческий;
      Финансовый;
      Страховой риск.

     Производственный  риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.
     Коммерческий  риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.
     Финансовый  риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.
     Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.
     Помимо  приведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:
     1. Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.
     2. Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.
     3. Катастрофический  риск - риск, при котором возникает неплатеже - способность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
     Существует  еще большее количество видов  и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании.
Существование риска непосредственно  связано с неопределенностью.
     Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий непредсказуемы, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.
     Различают следующие три  типа ситуации:
    ситуация определенности, когда выбор конкретного плана действий из множества всегда возможных приводит к известному, точно определенному исходу;
 
    ситуация  риска, при которой выбор конкретного  плана действий может привести к  любому исходу из их фиксированного множества.
 
    ситуация  неопределенности характеризуется  тем, что выбор конкретного способа  действий может привести к любому исходу из фиксированного множества, но вероятности их осуществления неизвестны. Здесь можно выделить два случая: либо вероятности неизвестны в силу отсутствия необходимой статистической информации, либо об объективных вероятностях вообще говорить не имеет смысла.
 
     Таким образом ситуация риска характеризуется следующими признаками:
    наличие неопределенности;
    необходимость выбора альтернатив действий (при этом нужно иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора);
    возможность оценить вероятность осуществления выбранной альтернативы, т.к. в ситуации неопределенности вероятность наступления событий в принципе неустанавливаема.
 
     Ситуация  риска - это разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определенно.
     Иными словами, риск - это оцененная любым способом вероятность, а неопределенность - это то, что не поддается оценке.
     Говоря  о неопределенности, отметим, что она  может проявляться  по-разному:
    в виде вероятностных распределений (распределение случайной величины точно известно, но неизвестно какое конкретно значение примет случайная величина)
    в виде субъективных вероятностей (распределение случайной величины неизвестно, но известны вероятности отдельных событий, определённые экспертным путём);
    в виде интервальной неопределённости (распределение случайной величины неизвестно, но известно, что она может принимать любое значение в определённом интервале).
 
 
2. Диверсификация, концентрация  и централизация  предприятия
Диверсификация – это своего рода расширения ассортимента, внешнее изменение вида продукции,  производимой предприятием или фирмой, это освоение новых видов производства для повышения эффективности производства.
Концентрация  – это своего рода сосредоточение производства одного или нескольких родов продукции сразу на нескольких крупных предприятиях.
Централизация – приумножение масштабов производства на базе объективного процесса развития производительных сил.
Диверсификация производства также является фактором проникновения капитала той или иной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности.
Диверсификация создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более прибыльные и перспективные, увеличивает устойчивость корпорации во время экономических кризисов.
Диверсификация может осуществляться на основе как концентрации, так и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство, во втором — покупает имеющиеся там предприятия путем приобретения акций.
На базе диверсификации формируются концерны — большие многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий. В их состав входят уже десятки и сотни предприятий, относящихся к разнообразным отраслям и размещенных во многих странах мира. Диверсификация упрочивает производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно применять ресурсы.
Процессы  концентрации производства и централизации капитала обычно проходят в таких формах, в которых расчет на рост экономической эффективности совмещается со спекуляцией.
Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов через расширение ассортимента товаров и услуг, что выгодно и работникам данной фирмы, и поставщикам, и потребителям.
Концентрация  производства и капитала — главное условие успешного развития современной экономики. Практика последних десятилетий свидетельствует, что экономика наиболее устойчива в странах, где в оптимальных пропорциях и модификациях совмещаются мелкие и крупные объединения при ведущей роли крупных.
Концентрация  капитала при этом реализовывается главным образом за счет объединения мелких и средних фирм. Вместе с тем организовываются объединения и крупных фирм, что позволяет им выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции на мировом рынке. 

    3. Открытие и закрытие  предприятий, санация  и банкротство.
Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидационной процедуры.
Банкротство всегда затрагивает  интересы очень многих субъектов финансово-хозяйственных  отношений:
    предприятий-кредиторов, которые должны успеть заявить свои требования и претензии, чтобы они были учтены при погашении долгов за счет имущества банкрота;
    наемных работников, с которыми в первую очередь должны быть осуществлены расчеты, а также каким обеспечены определенные гарантии при увольнении;
    предприятий, которые могут выступить в роли санаторов и поэтому заинтересованы в создании совершенного механизма банкротства.
Процедура банкротства является конечной стадией неудачного функционирования предприятия, которой предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство редко бывает неожиданным, особенно для опытных финансистов и менеджеров, которые пытаются регулярно отслеживать тенденции в развитии собственных предприятий и наиболее важных партнеров.
Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется такая статистика. Например, английские исследователи подчеркивают, что около 70-80% новых фирм прекращают свою деятельность в конце второго года существования.
Успехи и неудачи  деятельности предприятия рассматриваются  как взаимодействие ряда факторов - внешних (на которые предприятие не может влиять) и внутренних (которые зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспосабливаться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов является гарантией не только выживания, но и расцвета предприятия.
Санация (с лат. sanatio - оздоровление, лечение) - это система мероприятий по предупреждению объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.
Течение трех месяцев  со дня вынесения решения о  санации должника комитета кредиторов необходимо подать для одобрения план санации. План санации должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника.
Мероприятиями по восстановлению платежеспособности должника могут быть:
    реструктуризация предприятия;
    перепрофилирование производства;
    закрытие нерентабельных производств;
    ликвидация дебиторской задолженности;
    продажа части имущества должника;
    другие способы восстановления платежеспособности должника.
План  санации рассматривается комитетом кредиторов, который созывается в четырехмесячный срок со дня вынесения хозяйственным судом решения о санации.
План  санации считается одобренным, если на заседании комитета кредиторов такое решение было поддержано более чем половиной голосов.
Одобренный комитетом кредиторов план санации подается в хозяйственный суд на утверждение не позднее 5-ти дней со дня проведения заседания комитета кредиторов.
Если в течение 6-ти месяцев со дня вынесения  решения о санации в хозяйственный суд не будет подано плана санации должника, суд вправе принять решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Основаниями для ликвидации предприятия  могут быть:
    окончания срока, на который оно создавалось, или достижение цели, поставленной при его создании;
    решение собственника;
    решение суда о признании недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия;
    решение хозяйственного суда о признании предприятия банкротом;
    решение суда об отмене государственной регистрации предприятия за неподачи течение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством;
    другие основания.
Срок ликвидационной процедуры составляет 12-ть месяцев, однако хозяйственный суд может продлить этот срок на 6 месяцев.
Со дня принятия хозяйственным судом постановления  о признании должника банкротом  и открытии ликвидационной процедуры:
    предпринимательская деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции в случае возможности ее продажи;
    срок выполнения всех денежных обязательств по уплате налогов и сборов считается наступил;
    прекращается начисление неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;
    сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну;
    выполнение обязательств должника, признанного банкротом, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренном законодательством.
Если ликвидация предприятия осуществляется по решению собственника (самоликвидация), то ее общая процедура состоит из следующих действий.
    Принятие решения о ликвидации предприятия.
    Создания ликвидационной комиссии.
    Составление ликвидационного баланса.
    Подача заявления о снятии с учета в фондах социального страхования (10-й день после принятия решения о ликвидации.
    Представление ликвидационного баланса в орган ГНС (13-й день после принятия решения о ликвидации предприятия.
    Снятие с учета как плательщика налогов в органах ГНС.
    Составление баланса после проведения ликвидационных мероприятий и подтверждения его подлинности аудитором.
    Передача документов долгосрочного хранения в архив.
    Уничтожение печатей и штампов.
    Исключения предприятия из ЕГРПОУ:
    Заявление владельца,
    Оригиналы учредительных документов,
    Свидетельство о государственной регистрации,
    Подтверждение опубликования в прессе объявления о ликвидации.
    Очередность удовлетворения претензий при банкротстве следующая:
    покрываются расходы, связанные с ведением дела о банкротстве в хозяйственном суде;
    покрываются расходы ликвидационной комиссии, связанные по содержанию и сохранением имущества банкрота;
 
    4. Переменные и постоянные  издержки. Общие,  средние и предельные  величины выручки  и издержек, эффективность.
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.
К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет  возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.
Долгосрочный  период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.
Постоянные  издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.
К постоянным издержкам  относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Т.к. с увеличением  объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.
AFC = FC/ Q.
Переменные  издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.
К переменным издержкам  относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.
Средние переменные издержки (AVC) равны:
AVC = VC/ Q.
Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. 
Общие  издержки являются функцией от произведенной продукции:
TC = f (Q),   TC = FC + VC.
Графически общие  издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.6.1).

Средние общие  издержки равны: ATC = TC/Q  или  AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.
Графически АТС  могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.
Предельные  издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Общие (валовые) издержки — сумма постоянных и переменных издержек при заданных объемах производства.
Поскольку общие  издержки состоят из двух слагаемых, изменение первых происходит неравномерно.
Неравномерное изменение общих  издержек является причиной изменения величины издержек, приходящихся на единицу продукции. Издержки, приходящиеся на единицу продукции (удельные издержки или удельные затраты),называют также средними издержками.
Средние издержки — издержки, величина которых определяется путем деления общих (валовых) издержек на количество выпущенной продукции;  это издержки на единицу производимой продукции.
При определении  уровня эффективности производства средние издержки сравниваются сценой.
Средние издержки разделяют на следующие виды:
1) постоянные издержки;
2) переменные издержки;
3) общие (валовые) издержки.
Средние постоянные — издержки,величина которых определяется путем деления общих постоянных издержек на количество выпущенной продукции.
Размер постоянных издержек (затрат) не зависит от объема выпущенной продукции,поэтому по мере роста объема производства величина средних постоянных издержек снижается.
Средние постоянные издержки на протяжении краткосрочного периода не меняются.
Средние переменные издержки рассчитываются путем деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции.
На стадии освоения производства средние переменные издержки ниже средних постоянных издержек. По мере роста объема производства сумма средних переменных издержек имеет тенденцию к увеличению. Средние переменные издержки приближаются к средним общим издержкам.
Средние общие (валовые) издержки определяются путем суммирования средних постоянных и средних переменных издержек.
Наряду с  общими и средними издержками имеют место также предельные издержки. Это — дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции.
Предельные  издержки носят переменный характера связи с этим они являются предельными переменными издержками (затратами).
Предельные  издержки показывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или увеличением объема производства.
Сопоставление суммы предельных издержек с суммой предельной выручки является неотъемлемой частью анализа принятия управленческих решений.
Предельная  выручка — выручка от реализации каждой дополнительно выпущенной единицы продукции. 

    5. Виды прибыли.  Бухгалтерская и экономическая прибыль.
Различают прибыль  бухгалтерскую и чистую экономическую  прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. Нормальная прибыль предпринимателя – это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.
Прибыль, определяемая на основании  данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом  определения финансовых результатов  является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах: 1.как результаты (прибыль  или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации; 2.как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах.
В настоящее время  в бухгалтерском  учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, эакцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
Валовую прибыль  рассчитывают по формуле:
Пвал = ВР – С, где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр = Пвал – Ру – Рк, где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения  – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
Пдн = Ппр + Содр + Свдр, где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей:
Под = Пдн – Н, где Н – сумма налогов.
Прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль».
Балансовая  прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).
Основными составными элементами балансовой прибыли  являются:
 1. Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.
2. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.
3.Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
4. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных: -штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций; -процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия; -курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте; -прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; -убытков от стихийных бедствий; -потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; -поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; -прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.
При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,
где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и услуг; Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; Пв.о – доходы (убытки) от реализации внереализационных операций.
После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению;  рентных платежей в бюджет; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий; доходов от казино, видеосалонов и пр.; прибыли от страховой деятельности; прибыли от отдельных банковских операций и сделок; курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам; прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым  признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. В конце отчетного периода бухгалтер суммирует все эти расходы в своем отчете.
Например, фирма  применяет оборудование стоимостью 200 руб. и сроком службы 5 лет. Она ежегодно использует сырье и материалы стоимостью 80 руб. и платит 60 руб. заработной платы. Для покупки оборудования был взят кредит (200 руб.) под 10% годовых. Для упрощения предположим, что других платежей фирма не несет. Тогда ее бухгалтерские затраты будут:
Амортизация оборудования                                 40 руб.
Оплата сырья                                                         80 руб.
Заработная плата                                                   60 руб.
Процент за кредит                                                 20 руб.
Сумма бухгалтерских затрат                            200 руб.
Совсем другое дело – экономические затраты. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.
При практических расчетах экономические затраты  включают в себя помимо явных (бухгалтерских) затрат также неявные затраты.
Таким образом:
Экономические затраты = Бухгалтерские  затраты + Неявные  затраты
Неявные затраты представляют собой сумму неполученных доходов фирмы на принадлежащие ей ресурсы. Речь идет о доходах, которые руководство фирмы могло бы получить, используя собственные ресурсы не в данном бизнесе, а как-то иначе.
Дело здесь  в том, что предприниматели приходят в бизнес не с пустыми руками, но вкладывают в фирму какие-то свои ресурсы. Чаще всего ими являются собственные денежные средства предпринимателей, а также их собственный труд. Эти ресурсы достаются фирме как бы бесплатно, но отсюда вовсе не вытекает, что их расходование не должно быть учтено.
Для расчета  неявных затрат надо учесть наилучшие  из альтернативных возможностей руководства фирмы по использованию собственных ресурсов, которые они на самом деле вложили в данное предприятие. Предположим, руководство использует в этом бизнесе собственный капитал 100 руб., который в другом случае был бы положен в банк и приносил 10% годовых. Кроме того, руководители ради собственного дела оставили работу по найму, потеряв 20 руб. заработной платы. Поэтому неявные издержки составят:
Неполученный  процент на собственный капитал           10 руб.
Неполученная  заработная плата                                        20 руб.
Сумма неявных затрат                                                    30 руб.
Таким образом, экономические затраты в нашем  примере будут: 200+30=230 руб.
Предположим теперь, что выручка фирмы от реализации произведенной продукции равна 220 руб. Бухгалтер поздравит с прибылью (20 руб.), а экономист зафиксирует убыток (10 руб.). Последнее означает, что руководителям было бы лучше вовсе не лезть в этот бизнес, а держать свои деньги в банке и работать по найму.
Таким образом, учет неявных затрат в составе полных экономических затрат необходим для того, чтобы определить выгодность данного бизнеса для предпринимателей.
Подведем итоги:
1. Разница между  выручкой и бухгалтерскими затратами  составляет бухгалтерскую прибыль 
фирмы:

Бухгалтерская прибыль = Выручка  – Бухгалтерские  затраты
2. Разница между  выручкой и экономическими затратами  составляет экономическую прибыль 
(сверхприбыль) фирмы:

Экономическая прибыль = Выручка  – Экономические  затраты
Поскольку, напомним, экономические затраты есть сумма бухгалтерских и неявных затрат, экономическая прибыль также равна разнице между бухгалтерской прибылью и неявными затратами:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская  прибыль – Неявные затраты
Схематично вышеизложенное можно представить так (схема 7-1):
Схема 7-1. Затраты, выручка и прибыль

3. Если экономическая  прибыль отрицательна (убыток), бизнес  невыгоден, какой бы ни была  величина бухгалтерской прибыли. Это означает, что выручка слишком мала, и бухгалтерская прибыль не покрывает неявных затрат, а, следовательно, предпринимателям выгоднее использовать свои ресурсы не в данном бизнесе, а где-то в другом месте. В то же время фирма может вполне нормально существовать и не получая экономической прибыли, если бухгалтерская прибыль покрывает неявные затраты, т.е. потенциальные доходы от альтернативного использования принадлежащих предпринимателям ресурсов. 

    6. Экономическое содержание  рентабельности. Рентабельность производства и рентабельность продукции. Основные пути повышения рентабельности предпринимательской деятельности. 

Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Рентабельность - важнейший показатель эффективности деятельности организации, основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности является главным показателем межотраслевой конкуренции. Норматив рентабельности имеет тенденцию к понижению или повышению.
Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.
На уровень  и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления их использования.
Показатели  рентабельности формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств. Данные показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.
Рентабельность  зависит от уровня рентабельности продукции, скорости оборота  капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности.
Данные показатели дают представление о возможности  предприятия расплатится с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными  средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.
Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса . 
             
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. 
       Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

 
       Основные показатели рентабельности можно  объединить в следующие  группы 
       
1) показатели рентабельности капитала (активов), 
       2) показатели рентабельности продукции; 
       3) показатели, рассчитанные  на основе потоков наличных денежных средств.

 
        Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства) ; акционерный (собственный) капитал : 
        
       Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. 
       Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д. 
       Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотримследующую очевидную зависимость: 
        
       Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов. 
       Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности. 
        
       Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

      
        Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, 
        
              -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; 
       - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; 
       -себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; 
       -изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. 
        
       Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок).   
       Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом; 
        
       Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 
       ЧПДС -чистый приток денежных средств 
        
       Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

Рентабельность  продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
ROM = ЧП/Себестоимость *100 %
Рентабельность  производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
     Рентабельность  производства = Прибыль / (Стоимость  основных фондов + стоимость  оборотных средств)
     Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение использования производственных ресурсов (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции), рост объема производства. 

    7. Обеспечение экономической  безопасности деятельности  предприятия.
     Экономическая безопасность предприятия (ЭБП) — это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.
     ЭБП характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.
     Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы ЭБП.
     Функциональные  составляющие ЭБП — это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
     Выделяют  следующие функциональные составляющие ЭБП:
          финансовую;
          интеллектуальную и кадровую;
          технико-технологическую;
          политико-правовую;
          экологическую;
          информационную;
          силовую.
     Для обеспечения своей экономической  безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.
     Корпоративные ресурсы — факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.
     Среди них выделим:
а) ресурс капитала. Акционерный капитал предприятия в сочетании с заемными финансовыми ресурсами является кровеносной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;
б) ресурс персонала. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;
в) ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;
г)  ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает оборудование, необходимое (по мнению менеджеров предприятия) и доступное (исходя из имеющихся ресурсов);
д)  ресурс прав. С развитием цивилизации, истощением природных ресурсов и повышением ценности для бизнеса нематериальных активов резко выросла роль данного ресурса. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к необщедоступным возможностям развития бизнеса.
     Обеспечение экономической безопасности предприятия — это процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности в настоящее время и в будущем.
     Способы обеспечения экономической  безопасности предприятия — это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.
     Рассмотрим  практическое функционирование данной схемы обеспечения ЭБП. Исходя из целей создания бизнеса, а также особенностей национального менталитета и природного темперамента высших менеджеров предприятия, отраслевой спецификации бизнеса и общеэкономической ситуации на рынках данного предприятия, формируется философия предприятия.
     Для осуществления целей данного  бизнеса на основе сложившейся философии  предприятия его менеджментом рассчитываются потребности бизнеса в различных  ресурсах и формируется набор корпоративных ресурсов предприятия, за счет которых оно достигает реализации целей своего бизнеса.
     Важнейшим этапом обеспечения  ЭБП является стратегическое планирование и прогнозирования его экономической безопасности. Этот этап включает в себя разработку стратегического плана обеспечения ЭБП. В этом документе необходимо задать качественные параметры использования корпоративных ресурсов предприятия в сочетании с его организационно-функциональной структурой и взаимосвязями структурных подразделений, а также некоторые количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих и ЭБП в целом.
     После разработки стратегических планов деятельности предприятия необходимо провести оперативную  оценку уровня обеспечения и текущее  тактическое планирование ЭБП. Анализ уровня ЭБП проводится на основе оценки эффективности мер по предотвращению ущербов и расчета функциональных и совокупного критериев ЭБП.
     Текущее планирование ЭБП осуществляется на основе разработки нескольких альтернативных сценариев развития ситуации и расчета значений совокупного критерия экономической безопасности по каждому из них. После выбора по результатам расчетов лучшего варианта и анализа остальных вырабатываются оперативные рекомендации по текущему планированию деятельности предприятия. Эти рекомендации не носят в отличие от стратегических долгосрочного характера и не только задают качественные ориентиры текущей деятельности предприятия, но и содержат количественные задания.
     На  основе оперативной оценки уровня ЭБП и выработанных рекомендаций осуществляется оперативное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после чего производится практическая реализация разработанных планов.
     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности. На основе этой информации оцениваются функциональные и совокупный критерии экономической безопасности предприятия, их отклонения от плановых значений, анализируются причины возникновения этих отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.
     Корректировки могут вноситься и в систему планирования ЭБП. В этом случае нужно заново использовать описанные выше методы планирования ЭБП и внести соответствующие изменения в хозяйственные планы предприятия и систему их реализации. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.
    Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ, 2002.
    Страхование предпринимательских рисков Под ред. А. И. Муравьева. СПб.: Лань, 2001.
    Риск-менеджмент как инструмент контроля финансовых результатов деятельности компании//Финансовая газета. 2003 г. №7 (583).
    Кандинская О. А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 2000.
    Грантуров В. М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения. Методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.
    Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994. – С. 448.
    Булатова А.С. Экономика.: Учебник. – М.: Изд-во БЕК. – 1996. – С. 632.
    Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА–М. – 1997. – С. 368.
    Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 384.
    Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 620.
    Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. – М.: ВЛАДОС. – 1994.
    12. Бухгалтерский учёт: учебное пособие./ Кондраков Н.П Москва, ИНФРА-М, 2002год.
    13. «Ваша прибыль в условиях рынка»./Кодацкий В.П. Москва, «Финансы и статистика», 2003 год.
    14. Методика финансового анализа предприятия./ Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Москва, ИНФРА-М, 1999 год.
    15. Налоги./ Под редакцией Черника Д.Г. Москва, Финансы и статистика, 2000 год.
    16. Финансово-экономическое состояние предприятия. /Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. Москва. Изд-во «Приор», 2000 год.
    17. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. /Ковалёв В.В. Москва, Финансы и статистика, 2000 год.
    18. Финансы. /Под редакцией Дробозиной Л.А. Москва, издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2000 год.
    19. Финансы предприятий. / Павлова Л.Н., Москва, “ЮНИТИ”, 1998
    20. Финансы предприятий./ Под редакцией Романовского М.В., Москва, «Бизнес-пресса», 2000год.
    21. «Экономика предприятия»/Сергеев И.В. Москва, «Финансы и статистика» 2002 год.
    22. Экономическая теория /Под редакцией Добрынина А.И., Тарассвича Л.С. Санкт-Петербург, издательство СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2002 год.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.