Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие и сущность доходов населения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


реферат 

     Курсовая  работа: 32 с., в том числе, 4 рис., 2 табл., 18 источников. 

     Доходы  населения, Денежные доходы, заработная плата, социальные трансферты, прожиточный уровень населения, социальная поддержка, гарантии 

      Объект  исследования – доходы населения в Республике Беларусь.
     Предмет исследованияреализации политики доходов населения Республики Беларусь.
     Цель  работы: выявление основных проблем формирования и реализации политики доходов населения Республики Беларусь.
     Методы  исследования: наблюдения, сравнения, группировки, метод относительных величин (проценты, коэффициенты).
     Исследования  и разработки: раскрыта сущность, формы и факторы, определяющие доходы населения; рассмотрены особенности механизма распределения доходов населения и проблемы социального неравенства; проведен анализ политики регулирования доходов населения Республики Беларусь и определены основные направления их увеличения.
     Социальная  значимость: рассмотрение данного вопроса в настоящее время для Республики Беларусь имеет под собой актуальную основу, поскольку по-прежнему в нашей стране существуют некоторые проблемы в сфере социального обеспечения. Все еще невысок уровень реальных денежных доходов; пенсий и государственных минимальных социальных гарантий; низка доля оплаты труда в ВВП и денежных доходах; не до конца обеспечена адресность социальной защиты малообеспеченных групп населения; медленно снижается уровень малообеспеченности. 

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

содержание

Введение………………………………………………………………………....... 3

1 Доходы населения, формы и факторы их определяющие…….…………….. 5

2 Распределение доходов населения и проблема социального неравенства…. 11

3 Политика государства по регулированию распределения доходов населения………………………………………………………………………… 17

Заключение…………………………………………………………...................... 28

Список использованных источников…………………………………………… 31

 
Введение
 

     Переход к рыночным отношениям  внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и  определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов.
     На  современном этапе развития экономики  Республики Беларусь проблемы неравенства  доходов, бедности и социальной справедливости и факторы, определяющие их динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь  изменение  уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения; становится таким важным выработка новой стратегии государства, которая учитывала бы интересы различных групп населения, предусматривала бы эффективную систему вознаграждения за труд, меры по социальной защите, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
      Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
     Рассмотрение  данного вопроса в настоящее  время для Республики Беларусь имеет  под собой актуальную основу, поскольку  по-прежнему в нашей стране существуют некоторые проблемы в сфере социального  обеспечения. Все еще невысок уровень реальных денежных доходов; пенсий и государственных минимальных социальных гарантий; низка доля оплаты труда в ВВП и денежных доходах; не до конца обеспечена адресность социальной защиты малообеспеченных групп населения; медленно снижается уровень малообеспеченности.
     Исследование  уровня доходов, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы, рассматриваемые нами в данной работе.
      Объектом исследования являются доходы населения в Республике Беларусь.
      Предмет исследования – реализации политики доходов населения Республики Беларусь.
     Цель  работы заключается в выявлении основных проблем формирования и реализации политики доходов населения Республики Беларусь.
     Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    раскрыть сущность, формы и факторы, определяющие доходы населения;
    рассмотреть особенности механизма распределения доходов населения и проблемы социального неравенства;
    провести анализ политики регулирования доходов населения Республики Беларусь и определить основные направления их увеличения.
     При написании курсовой работы автором  были использованы материалы Лобковича  И.Э., Масковской Н.В., Лемешевского И.М., Антоновой Н.Б., Бондаря А.В., Кажуро Н.Я, Шимова В.Н. и др. Широко использовались статистические материалы и периодические издания.
 

     1 Доходы населения,  формы и факторы  их определяющие  

     Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование  доходов. В основе этого процесса лежат распределительные отношения людей по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте.
     Под доходами населения понимается сумма  денежных средств и материальных благ, полученных и произведенных домашним хозяйством за определенный период.
     Доходы  населения могут существовать в  двух формах — денежной и натуральной. Денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных другим лицам услуг и т.д. Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами [18, с. 436].
     Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.
     Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и динамики сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
     Номинальный доход — количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода. Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринимательство, владение имуществом, ценными бумагами, денежные поступления из общественных фондов потребления, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами, налоги и т.д. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр. [18, с. 437].
     Располагаемый доход — доход, который может  быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Поэтому его расчет предполагает не только анализ доходов, связанных с трудовой деятельностью, владением собственностью, социальными выплатами, но и размеров денежных средств, направляемых на выплату налогов и страховых платежей.
     Реальный  доход — это количество товаров  и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом: 

                ,            (1.1) 

где РД — реальные доходы, р.;
     НД — номинальные доходы, р.;
     НП — налоги и обязательные платежи, р.;
     I — индекс потребительских цен.
     Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствуют дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период [9, с. 286].
     В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на получаемые:
    до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);
    от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
    временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);
    после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
     С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение и т.п.
     Схему формирования доходов населения  можно представить следующим образом [10, с. 284]:
     1. Денежные доходы.
     2. Натуральные доходы.
     3. Материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.
     4. Номинальные доходы населения (1+2+3).
     5. Оплата услуг.
     6. Обязательные платежи и налоги.
     7. Реальные доходы населения (4-5-6).
     8. Добровольные платежи и взносы.
     9. Прирост сбережений.
     10. Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.
     11. Конечные (реально используемые) доходы (7-8-9-10).
     12. Индекс цен и тарифов.
     13. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего:
     в том числе:
    на душу населения;
    индекс роста (падения) доходов [1, с. 651].
     В качестве основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь используются:
    реальные денежные доходы населения;
    номинально начисленная среднемесячная заработная плата работающих;
    реальная заработная плата;
    средний размер начисленной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат);
    реальный размер назначенной месячной пенсии.
     В составе денежных доходов выделяются:
    оплата труда рабочих, служащих, колхозников;
    социальные трансферты;
    поступления из финансовой системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие.
     В денежных расходах и сбережениях  населения выделяются [12, с. 645]:
    покупка товаров и оплата услуг;
    обязательные платежи и добровольные взносы;
    накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты.
     Основными источниками доходов населения являются заработная плата и социальные трансферты: пенсии, пособия и стипендии.
     Соотношение доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации. Анализ динамики денежных доходов населения, получаемых по найму, показывает тенденцию устойчивого снижения доли заработной платы в доходах.
     Величина  доходов и их распределение определяют уровень жизни, т.е. обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей членов общества. Уровень жизни определяется не только объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и характером их распределения, степенью различий материальной обеспеченности населения. Эти показатели выражаются системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, общественных фондов потребления, накопленного имущества и денежных сбережений, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, показателями развития социальной сферы.
     Важное  значение для характеристики доходов  населения имеют размер минимальной  заработной платы и тарифная ставка первого разряда.
     Для характеристики домашних хозяйств используется такой показатель, как располагаемые ресурсы домашних хозяйств, которые представляют собой их денежные средства, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость представленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот. Этот индикатор рассчитывается в соответствии с международными стандартами.
     Для характеристики домашних хозяйств используют минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум, которые позволяют определить численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже их уровня, а также представить соотношения среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
     В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц об их доходах, подаваемых в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь при изучении доходов опираются на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.
     На  величину доходов оказывает влияние  множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда [9, с. 287].
     В странах, на чьих территориях имеют  место различные климатические  условия, особое значение приобретают  географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов.
     Для Беларуси можно выделить и экологический  фактор, связанный с последствиями  аварии на ЧАЭС и необходимостью в  дополнительных средствах существования  для жителей пострадавших районов.
     Говоря  о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремление добиться высоких результатов в своей деятельности.
     Известно, что величина доходов зависит  от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам в наследство, т.е. неравенство доходов воспроизводится, способствуя получению данной категорией лиц лучшего образования и, соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.
     В качестве вывода отметим следующее. Под доходами населения принято понимать сумму денежных средств и материальных благ, полученных и произведенных домашним хозяйством за определенный период.
     Доходы  населения могут существовать в  двух формах — денежной и натуральной. Денежные доходы составляют основную долю совокупных доходов населения. Источниками денежных доходов населения являются: заработная плата, чистый доход от самостоятельной деятельности, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы, алименты, пенсии, пособия, стипендии, вознаграждения и другие поступления в виде денег. Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами.
     Доходы населения классифицируются на номинальные, располагаемые и реальные. В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на получаемые: до участия в трудовой деятельности; от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; временно неработающими; после завершения трудовой деятельности. С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). 
 
 
 

 

     2 Распределение доходов  населения и проблема  социального неравенства  

     Обеспечение прожиточного уровня населения является одним из важнейших направлений  деятельности государства. Формой его реализации является распределение денежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфертных выплат и осуществления государственных программ по стабилизации доходов [5, с. 163].
     Выделяют  функциональное и персональное распределение доходов. Функциональное показывает распределение дохода между факторами производства и, прежде всего, между трудом и капиталом. Иначе говоря, оно отражает распределение национального дохода между наемными работниками и собственниками средств производства. Предположим, что в производстве участвуют два фактора: труд и капитал (земля является элементом капитала). Их взаимодействие представлено на рисунке 2.1. На вертикальной оси откладываем величину реальной заработной платы (W), на горизонтальной — количество труда (Q).
 

Рисунок 2.1 - Эффект роста предложения труда
Примечание  – Источник [18, с. 440] 

     Кривая LD отражает спрос на труд, который растет со снижением заработной платы. Предположим, что предложение труда постоянно и не зависит от величины заработной платы (кривая Ls). Пересечение LD и Ls в точке С определит равновесный уровень заработной платы W0. В этом случае величина трудового дохода будет равна площади прямоугольника OW0CQ1 (численность занятых, умноженная на уровень реальной зарплаты).
     Поскольку рассматриваются только два фактора, то все, что не распределяется по труду, будет доходом от капитала. Долю трудового дохода в совокупном доходе можно определить по следующей формуле:
                    (2.1)
     Допустим, количество работников, предлагающих свой труд, увеличилось за счет притока иммигрантов. В такой ситуации кривая предложения труда Ls сместится вправо и займет положение L's, а заработная плата снизится до уровня W1. Тогда общий трудовой доход будет отражать прямоугольник OW1С1Q2, представляющий собой графическое изображение числителя в формуле. При неизменных технологии и величине капитала увеличение занятых приведет к росту объема выпуска, а значит, и к росту знаменателя в формуле. Поскольку численность занятых увеличится, а реальная заработная плата уменьшится, то трудовой доход (числитель формулы) изменится. Он может возрасти или снизиться. Причем изменение величины трудового дохода будет зависеть от эластичности спроса на труд. Если спрос эластичен, то величина трудового дохода увеличится, если неэластичен — уменьшится, а если эластичность равна 1 — останется неизменным [18, с. 441].
     Эластичность  спроса на труд позволяет определить степень взаимозаменяемости труда и капитала, влияющую на соотношение доходов от этих факторов. Если технология производства ограничивает замену живого труда овеществленным или применение живого труда, то взаимозаменяемость низкая, и рост предложения труда ведет к уменьшению трудового дохода и снижению его доли в совокупном доходе. Если капитал и труд имеют высокую взаимозаменяемость, а спрос на труд эластичен, то увеличение предложения труда приведет к росту трудового дохода.
     Теперь  проанализируем изменение трудовых доходов с увеличением капитала, но при постоянном предложении рабочей силы (рисунок 2.2). 

 

Рисунок 2.2 - Эффект роста предложения капитала
Примечание  – Источник [18, с. 442]
     При увеличении массы капиталов, расходуемых  фирмами, появляется возможность нанять больше работников, в результате чего происходит сдвиг кривой LD в положение L'D. Поскольку фирмы начинают конкурировать за привлечение дополнительной рабочей силы, чтобы иметь возможность расширить производство, заработная плата растет с W0 до W1. Увеличившаяся заработная плата и большое количество занятых работников приведут к росту трудового дохода и увеличению его доли в совокупном доходе.
     Технологические изменения могут вызвать как  увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов в зависимости от их возможностей замены труда и повышения его эффективности.
     Однако  следует учитывать, что функциональное распределение доходов не отражает реального распределения доходов населения, так как в процессе перераспределения доходов участвует государство. Поскольку доходы в итоге получают конкретные люди (или семьи), которые являются поставщиками труда и капитала, то более реальное представление о распределении доходов дает персональное распределение доходов, которое показывает распределение доходов между членами общества или семьи.
     Распределение доходов в рыночной экономике осуществляется в соответствии с формами собственности на факторы производства и действием законов спроса и предложения, предельной производительности факторов. Такое распределение не гарантирует субъектам равных доходов и одинакового благосостояния.
     По  мере развития рыночной экономики усиливается  дифференциация доходов и материального положения населения. Это связано с возрастанием роли факторов, обусловливающих различия в доходах населения, и борьбой субъектов хозяйствования за повышение эффективности производства. Те, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату, будет заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальную несправедливость.
     Поэтому общество должно учитывать проблемы социального равенства и справедливости. Социальное равенство предполагает равенство в отношении не только к средствам производства, перед законом, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и в получении социальных благ индивидом пропорционально его трудовому вкладу [8, с. 498].
     Как показывает исторический опыт, уравнительное  распределение приводит к равенству в нищете. Поэтому в условиях формирования рыночной экономики общество должно выявлять и стимулировать способности человека, создавать условия каждому трудоспособному гражданину для определения своего личного благосостояния. Государство, вторгаясь в сферу распределения доходов, не должно добиваться их уравнивания. Равенство означает не уравнительное распределение доходов, а их дифференциацию в зависимости от способностей человека. В то же время общество должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль над доходами и прогрессивное налогообложение крупных доходов, наследств, дарений, ликвидацию всех видов привилегий, создание новой системы налогообложения.
     В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.
     Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.
     Роулсианский  принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.
     Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.
     Рыночный  принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.
     Выбор принципов справедливого распределения  доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.
     В нашей стране длительное время господствовал эгалитарный принцип распределения доходов. Поэтому переход к рыночным принципам распределения в Республике Беларусь реализуется в том числе путем сочетания рыночного и нормативного материального благосостояния населения и осуществления конкретных мер по социальной защите.
     Как было отмечено ранее, денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий [4, с. 156].
     Амплитуда неравенства становится очевидной  при более глубоком рассмотрении распределения доходов между  домохозяйствами. С этой целью применяют  прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем группируют. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20% всех семей (первая квинтильная группа составляет 20% семей с наименьшим, а пятая — 20% с наибольшим уровнем доходов); б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10%) [9, с. 288].
     Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
     Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов ( ), - это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения ( ) и 10% наименее обеспеченного ( ): 

                 ( )            (2.2) 

     Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
     В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах — России, Украине, Литве  и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
     Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20 и 25% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25% самого бедного.
     Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между домашними хозяйствами можно, построив кривую распределения доходов, названную по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся на самую необеспеченную часть семей (рисунок 2.3). 

 

Рисунок 2.3 - Кривая Лоренца
Примечание  – Источник [18, с. 444] 

     Если  бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1% населения располагал 1% доходов, 15% населения — 15% доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45°.
     Чем больше кривая Лоренца отклоняется  от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения доходов, чем сплошная кривая. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества [9, с. 290].
     В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.
     Итак, как стало известно, денежные доходы распределяются между населением неравномерно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.