Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Северодвинский  филиал
Государственного  образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«Поморский  государственный  университет
им. М.В. Ломоносова» 
 
 

           Факультет педагогики и психологии 

Специальность 050717-  Специальная дошкольная педагогика и психология 
 

             Общая характеристика
             условий развития и деятельности
               ребенка дошкольного  возраста

                Контрольная работа

                студентки 3 курса ОЗО
                Швецовой  Натальи Александровны
                Проверил:
                асс. кафедры психологии и психофизиологии
                Савищева  Т.В. 

                   Северодвинск
                          2010
          План:
    Общая  характеристика дошкольного возраста в психологической литературе
    Основные особенности дошкольного возраста
    Характеристика дошкольного возраста в разных психологических  школах  
    Характеристика социальной ситуации развития и  особенностей общения с взрослыми и со сверстниками в дошкольном возрасте
    Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
    Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис возраста.
    Исследование особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте
      Цель и задачи исследования. Обоснование метода
      Описание результатов работы
      Интерпретация полученных данных
    Заключение
    Список литературы
    Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Общая  характеристика дошкольного  возраста в психологической  литературе
    Основные особенности дошкольного возраста
Возраст представляет собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития (3, с.21).
Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями (8, с.21).
     Л.С. Выготский разработал периодизацию психического развития ребенка, в основание  которой было положено понятие центральных  психологических новообразований. Именно новообразование, как указывал Л.С. Выготский, задает для ребенка  социальную ситуацию развития, которая  определяет те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает  новые свойства личности и по которому социальное становление становится индивидуальным. Л.С. Выготский подчеркивает, что «последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических  периодов...» (9, с. 19). Исходя из данного положения, Л.С. Выготский представил возрастную периодизацию и определил дошкольный возраст от 3 до 7 лет.
Для раннего  детского возраста характерен быстрый  темп физического  и психического развития, обусловленный интенсивным  созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы), совершенствованием их функций в  результате созревания, а также взаимодействия организма с окружающей средой при  определяющем влиянии условий жизни  и воспитания. Физическое развитие детей в период раннего детского возраста (увеличение длины и массы  тела) наиболее интенсивно на 1-м году жизни, хотя на 2-м и 3-м годах происходит также достаточно быстро. Главные  достижения этого периода, определяющие развитие психики, - овладение прямохождением, предметной деятельностью и речью. В раннем детском возрасте формируется  и становится ведущей предметная деятельность ребёнка.  Её особенность  – использование предметов в  соответствии с их функцией (ложка - для еды; лопата - для копания). Дети овладевают также т. н. соотносящими (собрать пирамидку, матрёшку, вставить вкладыши нужной конфигурации в соответствующие  отверстия и др.) и орудийными (например, забить молоточком колышек  в песок) действиями. В раннем детском  возрасте мышление непосредственно  связано с практической деятельностью  ребёнка (наглядно-действенное мышление). С предметной деятельностью ребёнка  в раннем детском возрасте связано  совершенствование у него восприятия (форма, величина, цвет предмета), памяти, речи.
Помимо предметной в раннем детском возрасте начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своих играх действиям  взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используют предметы - "заместители" (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника). Это свидетельствует  о зарождении у ребёнка нового, характерного для человека типа познания, опосредованного знаковыми системами. С формированием знаковой функции  сознания связано появление к  концу 3-го года жизни сюжетно-ролевой  игры и продуктивной деятельности (рисования, конструирования).
Ранний детский  возраст является для ребёнка  сензитивным (особо чувствительным) периодом в овладении речью, что  существенно перестраивает всю  психическую деятельность: более  полным и устойчивым становится восприятие; обобщение, формируемое первоначально  в практических действиях, закрепляется в слове; совершенствуется память - дети могут рассказать о том, что  видели, что делали.(18)
     Основные  особенности личности ребенка: дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального  фактического склада личности». Именно в это время происходит становление  основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные  друг с другом эмоциональная, мотивационная  и волевая сферы, формируется  самосознание.(6, с.36).
                      Таблица 1.
     Особенности личности ребенка дошкольного возраста
Сферы  развития Характерные  способности
Эмоциональная  сфера Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными; отсутствие сильных аффективных  вспышек и конфликтов по незначительным поводам; в основе эмоциональной  регуляции действий ребенка лежит  механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности; в структуру  эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного  мышления, воображения; появление таких  эмоций, как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная  сфера Появляются  новые виды мотивов; между разными  видами мотивов складываются соподчинение, иерархия: одни приобретают более  важное значение, чем другие
Волевая  сфера Формируется умение подчинять свои действия той или  иной задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности; начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением; постепенно овладевать умением подчинять свои действия мотивам,  которые удалены от цели действий.
Самосознание У дошкольника  развивается самосознание - понимание  того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся  к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке. Ребенок 3-4 лет почти ничего не знает о  себе, о своих качествах. Старшие  дошкольники в основном верно  осознают свои достоинства и недостатки. Для этого периода также характерна половая идентификация; осознание  своих переживаний, развитие внутренней позиции ребенка
 
    Характеристика  дошкольного возраста в разных психологических  школах
                           Таблица 2. 

Психологическая школа Представитель Описание  возраста  Достоинства Недостатки  Общее
Бихевиоризм Джон Уотсон Не выделяет каких-либо особых стадий, этапов      
Психоанализ З. Фрейд  Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Эдипов комплекс (мальчики), комплекс Электры (девочки) - либидонозная привязанность к родителям противоположного пола. Именно в это время формируются главные структуры личности 1. Динамическая  концепция развития. 2. Теория показала, что для развития человека  главное значение имеет другой  человек, а не предметы, которые  его окружают
«Идеи психоанализа родились из частных открытий в области  неврозов» - Л.С. Выготский Наличие корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию)
Гештальтпсихология  М. Вертгеймер, К. Коффка Физический  мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Центральной  является проблема целостности и целостного подхода. Ведущий психический процесс ребенка – восприятие. Процесс психического развития делится на созревание и обучение Дети изначально воспринимают мир целостно и слабо  дифференцируют объекты вокруг себя.  Начало экспериментальных исследований познавательных процессов Натуралистическая  теория психического развития ребенка 
Генетическая  психология Ж. Пиаже Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача — исследование механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней  картиной его поведения, основной метод  исследования — клиническая беседа, ориентированная не на фиксацию внешних  признаков явления, а на процессы, которые приводят к иx возникновению Работы показали, что развитие интеллекта ребенка  выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к  объективной позиции Ошибочно считал, что эгоцентрическая речь — это выражение интеллектуального эгоцентризма  
Гуманистическая психология К. Роджерс, А.Маслоу Познавательные  и другие потребности личности могут  саморазвиваться, если не помешает внешняя  среда, которая должна лишь стимулировать  извне это развитие Впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности  и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного  развития. Были раскрыты механизмы  формирования личности и пути для  саморазвития и самосовершенствования  детей Роль взрослого  не выделяется
Культурно-историческая психология Л.С. Выготский  Проблема соотношения  роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка Впервые в психологии был рассмотрен психологический  кризис как необходимая стадия развития психики человека, был раскрыт  его позитивный смысл. Введено понятие  «зона ближайшего развития» - «область не созревших, но созревающих процессов»    
Деятельностный  подход (в рамках культурно-исторической психологии) Д.Б. Эльконин  Разработал  понятие ведущей деятельности  и представление о смене ведущей  деятельности при переходе на  новый возрастной этап Выделялись  те же периоды и кризисы, что и  в периодизации Выготского, но при  более детальном рассмотрении механизмов, работающих на каждом этапе    
 
    Характеристика  социальной ситуации развития и  особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
 Согласно  Л.С. Выготскому, социальная ситуация  развития данного возраста представляет  собой исходный момент для  всех динамических изменений,  происходящих в развитии в  течение данного периода. Она  определяет целиком и полностью  те формы и тот путь, следуя  по которому ребенок приобретает  новые и новые свойства своей  личности, черпая их из социальной  действительности, как из основного  источника развития, тот путь, по  которому социальное становится  индивидуальным (3, с.25).
     Социальная  ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит (9, с.191).
     В этом возрасте перестраиваются вся  психическая жизнь ребенка и  его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция  поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается  и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в  дошкольном возрасте сам ребенок  начинает определять собственное поведение (10, с. 57).
     Согласно  Д. Б. Эльконину, дошкольный возраст  вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций  и его задач. Взрослый здесь выступает  в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе  общественных отношений (взрослый –  папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор  видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность  жить вместе с окружающими людьми. (11, с.87)
       Согласно М.И. Лисиной, к основным  потребностям относятся: потребность  в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении.
     Изменения отдельных аспектов, характеризующих  развитие разных структурных компонентов  общения - потребностей, мотивов, операций и пр., в совокупности порождают  интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти  качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной «формами общения».
     Форма общения - коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам (7, с. 76).  
 
 

                           Таблица 3.
           Развитие  форм общения по М.И. Лисиной
Формы общения
Параметры  форм  общения
Время  проявления Место общения в жизнедеятельности  ребенка Содержание  потребности Ведущий  мотив  общения Средство  общения Значение  для психического развития ребенка
Внеситуативно-познавательная В  3-4  года  (с 3 и до 5 лет) Совместная  деятельность со взрослым и самостоятельная  деятельность ребенка Потребность в  доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый как  источник познания, партнер  по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного  мышления и воображения
Внеситуативно-личностная В  5-6  лет  (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается  на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в  доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль стремления к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Моральные и  нравственные ценности. Логическое мышление. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения
 
    Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
    Движущие  силы развития личности - это противоречия:
    общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
    индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
    внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
    внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
     В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к  окружающему миру. Деятельность, которая  удовлетворяет основные потребности  ребенка на данном возрастном этапе  и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности.(19)
            Ведущая деятельность — критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. (20)
Признаки ведущей  деятельности:  
1) внутри этой деятельности возникают и развиваются другие (новые) виды деятельности. Так, например, учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте возникает в рамках сюжетно-ролевой игры как ведущей в дошкольном возрасте, 
2) в ней, главным образом, формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, самое существенное значение для развития воображения имеет в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра, а не какая-либо другая деятельность, 
3) благодаря данной деятельности возникают основные психологические изменения личности ребенка на данном возрастном этапе. В частности, именно сюжетно-ролевая игра ответственна за формирование у ребенка произвольной регуляции психических функций и освоение им норм поведения взрослых, чьи роли в игре исполняет ребенок.(16)

     Л.Ф. Обухова отмечает: «Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная  по своему существу. Именно поэтому  она и выносит ребенка на девятый  вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте» (9, с. 234).
Структура деятельности (по Леонтьеву): 1. Цель и мотив. 2. Система действий и операций, обеспечивающих достижение цели. 3. Система контроля, коррекции действий. 4. Оценка результата.
Игра – важнейший  источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования  им отношений между взрослыми, фиксируемых  в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация  игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. (21) 

                           Таблица 4.

     Характеристика  игры младших и  старших дошкольников

Параметры  игры Младшие  3-5  лет Старшие  5-7  лет
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение  отношений между людьми
2. Количество  ролей 1-2 7-10
3. Правила  игры Не осознаются Устанавливают сами
4. Игровые  действия Однообразные (1-3) Много свернутых  и развернутых
5. Появление  новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение  игр Невозможно  Возможно
7. Игровой  материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные, заменяющие в плане воображения
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 года от 10-15 мин.,  в 4-5 лет от 40-50 мин, Долговременные: несколько часов и даже несколько  дней
9. Предварительное  планирование Нет
Есть
 
    Основные  новообразования дошкольного возраста. Кризис возраста
     Психологические новообразования - это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю   и внешнюю жизнь,   ход развития в данный период времени (1, с. 17). Новообразование - это обобщенный результат всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, оно становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (1, с. 17).
Основными новообразованиями  дошкольного возраста являются:
1. Возникновение  первого схематического абриса  цельного детского мировоззрения.  Все, что видит, ребенок пытается  привести в порядок, увидеть  закономерные отношения, в которых  укладывается непостоянный окружающий  мир.
2. Возникновение  первичных этических инстанций  и на их основе – моральных  оценок, которые начинают определять  эмоциональное отношение ребенка  к другим людям. 
3. Возникают  новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений  между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти  мотивы вступают в различные  соотношения, образуют сложную  структуру и подчиняют себе  непосредственные желания ребенка.
     4. Отмечается произвольное поведение  и новое отношение ребенка  к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это  поведение, опосредованное определенным  представлением (9, с. 236).
     5. Возникновение личного сознания  – возникновение сознания своего  ограниченного места в системе  отношений со взрослыми. У дошкольника  возникает осознание возможностей  своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало  самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание  своих личных качеств (хороший,  добрый, злой и т.п.). «В данном  случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего  места в системе общественных  отношений. Три года – внешне  «Я сам», шесть лет – личное  самосознание. И здесь внешнее  превращается во внутреннее»  (12).
     Возрастные  кризисы - относительно непродолжительные периоды онтогенеза   (индивидуального   развития),   отличающиеся   разными физиологическими и психическими изменениями при переходе индивида из одной возрастной группы в другую, связанные с системными качественными психическими преобразованиями в сфере сознания, деятельности и социальных отношений (4, с.25).
Кризисы - переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику в этот период (9, с.191).
     Л.Ф. Обухова отмечает, что на основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:
     1) потеря непосредственности;
     2) манерничание;
     3) симптом «горькой конфеты»;
     4) ребенок начинает замыкаться;
     5) становится неуправляемым. (9, с.255)
     Л.С. Выготский     выделяет     следующие     особенности, характеризующие  кризис семи лет:
     1) Переживания приобретают смысл,  благодаря этому у ребенка  возникают новые отношения к  себе.
     2) К кризису семи лет впервые  возникает обобщение переживаний,  или аффективное обобщение, логика  чувств.
     3) Начало дифференциации внутренней  и внешней стороны личности  ребенка (3, с. 202).
     Л.Ф. Обухова подчеркивает: «Кризис требует  перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношение  с обществом как с совокупностью  людей, осуществляющих обязательную, общественно  необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция  к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу» (9, с. 255).
     Готовность  ребенка к систематическому обучению в школе («школьная  зрелость»)  - это   тот  уровень   морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут  чрезмерными и не приведут к нарушению  здоровья ребенка (2, с. 10).
                           Таблица 5.
         Психологическая готовность к обучению в школе
Интеллектуальная готовность
Личностная
Волевая
- круг  знаний и представлений ребенка  об основных предметах и явлениях  окружающей действительности; - уровень  развития отдельных познавательных  психических процессов - готовность  к принятию новой «социальной  позиции»; - отношение ребенка к  школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе; - формирование  таких качеств, которые помогли  бы общаться с одноклассниками,  с учителем в школе
     - умение поставить цель, принять  решение, наметить план действия  исполнить его, проявить определенное  усилие в случае преодоления  препятствия, оценить результат  своего действия; - умение делать  не только то, что хочется, а  и то, что требуют 
 
    Исследование  особенностей ведущей  деятельности в дошкольном возрасте
    Цель и задачи исследования. Обоснование метода
Метод — общий подход, способ исследования. В отличие от метода, методика — это частный, конкретный способ сбора материалов, который зависит от условий исследователя и конкретных возможностей. Основные методы исследования детской психологии- наблюдение и эксперимент. Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического   исследования,   состоящий   в   преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан (5, с. 195). Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (5, с.403). Наблюдения бывают сплошными и выборочными, скрытыми и включенными, одноразовыми и лонгитюдными. В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Экспериментальная стратегия исследователя может быть одноразовой и длительной. Обе стратегии сочетаются в одном и том же исследовании.
Для исследования особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте было взято 5 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения исследования особенностей ведущей  деятельности  выбрали методы наблюдение и эксперимент, поскольку данный методы могут более полно раскрыть особенности игры дошкольников. Цели исследования:
1.изучить особенности  развития игровой деятельности  детей; 
2.проанализировать  полученные данные;
3.выявить уровень  развития игровой деятельности  детей. 
 
 
 
 
 
 

    Описание  результатов работы.
    К протоколу  № 1
Дата и время  проведения диагностики: 11 октября 2010 года, 10 час 03 мин – 10 час 27 мин.
Название метода: эксперимент по выявлению особенностей ведущей деятельности
Цель метода: изучить особенности развития игровой  деятельности детей
ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.
Для изучения уровня сформированности игровых навыков  у старших дошкольников была организована  ролевая игра в группе из 5 человек. Тема игры задана взрослым, который  и осуществляет диагностическое  наблюдение. Взрослый не вмешивается  в процесс игры. Тема игры: «День  рождения у бегемотика Буби-бу». Четко  заданная ситуация отсутствует. Замысел игры определяется предложением экспериментатора, дети активно обсуждают его с партнерами, сами себе придумывают роли, чужую точку зрения учитывают. Замысел игры для них устойчив, перспективу игры видят только в продолжении намеченного плана. Замысел игры статичен, дети мало импровизируют. Словесная формулировка игровой цели и задачи предлагается детьми в развернутом виде. Во время игры выполняют свою роль  по плану, ролевая речь и предметные действия присутствуют, мимика используется активно. Ролевой диалог непродолжителен, направлен к реальным партнерам и игровому атрибуту, передаются характерные особенности персонажа. Исполнять главные роли стремятся Катя П. и Аня К. Остальные выполняют второстепенные роли. Правила игры создаются совместно, четко следят за выполнением правил другими детьми. На замечания партнера по игре реагируют положительно, пытаясь найти общее решение.
Количественный  анализ данных проводится по четырем  уровням, из них четвертый самый  высокий. Распределение ролей происходит самостоятельно, конфликтные ситуации разрешаются мирным путем – 4 уровень  развития игровых навыков. Основное содержание игры - выполнение действий, определяемых ролью (3 уровень развития). Ролевое поведение наблюдается  на всем протяжении игры (4 уровень развития). Игровые действия многообразны, логичны (3 уровень развития). Использование  многофункциональных предметов (коробочка  из-под конфет) и изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов (открытка, торт в кастрюльке), предметное оформление игры занимает минимальное  время (4 уровень). Наличие ролевой  речи, периодический переход на прямое обращение (3 уровень). Соблюдение заранее  оговоренных правил на всем протяжении игры (4 уровень). 

    Интерпретация полученных данных.
           Интерпретация к протоколу № 1
Дата и время  проведения диагностики: 11 октября 2010 года, 10 час 03 мин – 10 час 27 мин.
Название метода: эксперимент по выявлению особенностей ведущей деятельности
Цель метода: изучить особенности развития игровой  деятельности детей
ФИО экспериментатора: Швецова Наталья Александровна.
Поскольку по семи изучаемым параметрам преобладает  четвертый уровень развития игровой  деятельности, можно сделать предположение  о том, что игровая деятельность у детей старшего дошкольного  возраста развита в достаточной  мере, отклонений не наблюдается. Судя по разнообразию игровых действий и  ролей, можно предположить, что воспитатели  детского сада активно занимаются формированием  навыков сюжетно-ролевой игры детей. Возможно, дети дома тоже активно играют, наблюдают за деятельностью взрослых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.