Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Планирование себестоимости готовой продукции на хлебозаводе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Планирование  себестоимости готовой  продукции на хлебозаводе
Курсовая  работа
Вариант 4
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Себестоимость продукции – один из важнейших  экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
     Планирование  себестоимости промышленной продукции в настоящее время очень актуально.
     При планировании себестоимости промышленной продукции применяются следующие  методы.
    Пофакторный метод.
    Сметный метод.
    Метод калькуляций.
    Нормативный метод.
     При планировании себестоимости продукции  указанные методы применяются одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек.
      Цель  данной работы провести расчет себестоимости  хлебобулочной продукции. Предмет исследования – себестоимость продукции. Объект исследования – хлебозавод.
      Для достижения поставленной цели необходимо:
      1. изучить особенности планирования себестоимости готовой продукции на предприятии пищевой промышленности,
      2. провести расчет себестоимости  производства хлеба на хлебозаводе,  по имеющимся данным.
      Предмет исследования – себестоимость. Объект исследования – предприятие пищевой промышленности  - хлебозавод.
      Теоретической базой исследования  послужили  работы Ильина А. И., Булатовой А.С., Керашева М.А.
      Исходя  из цели исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. 

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАСЧЕТА И ПОНЯТИЯ  СЕБЕСТОИМОСТИ

1.1 Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия

 
      Себестоимость - один из обобщающих показателей эффективности  потребления ресурсов. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В системе обобщающих показателей экономической эффективности общественного производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 руб. затрат, а также снижение затрат на 1 руб. товарной продукции. Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции. Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах. Себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности предприятия.
      Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам:
      1. По содержанию выделяют технические  и технологические факторы. К  техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной  техники, механизация и автоматизация  производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда. К технологическим - изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.
      2. По времени возникновения выделяют  планируемые и внезапные факторы. Предприятие может планировать следующие мероприятия - ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию. К внезапным (не планируемым) факторам относятся производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие.
      3. По месту возникновения факторы  делятся на внешние (независящие  от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия). На себестоимость продукции независимо от предприятия может повлиять экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
      4. По назначению выделяют основные  и второстепенные факторы. Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, например, мясоперерабатывающее предприятие, то к основным можно отнести следующие факторы: цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда. В меньшей степени на себестоимость продукции повлияет структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих; структура прочих затрат и другие факторы.

1.2 Показатели, порядок расчета и исходные данные для составления плана по себестоимости

 
      План  по себестоимости продукции содержит:
      1) расчеты по снижению себестоимости  продукции;
      2) смету затрат на производство;
      3) калькуляции себестоимости отдельных  видов продукции; 
      4) данные о себестоимости всей  товарной продукции;
      5) данные о себестоимости реализуемой  продукции.
      Систематически в течение года предприятие должно проводить анализ затрат с целью выявления внутрипроизводственных резервов их снижения, а также для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции. Для этого используется ряд показателей. Основными являются такие показатели, как затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции1. Рассмотрим их:
      1. Затраты на производство и  реализацию всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, то есть рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а следовательно прибыли для налогообложения. На себестоимость товарной продукции могут повлиять следующие факторы:
      - изменение объема выпущенной  продукции; 
      - отклонения в ассортименте выпущенной  продукции; 
      - цены на материальные ресурсы. 
      2. Затраты на один рубль товарной  продукции рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции). Это - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности. Показатель затрат на один рубль изменяется в связи с изменением ассортимента товарной продукции; изменением себестоимости отдельных видов продукции; изменением цен на продукцию.
      3. Себестоимость конкретного вида  продукции отражает затраты предприятия  на производство этого вида  продукции. Этот показатель нужен  предприятию для того, чтобы оно  имело возможность определить  на сколько эффективно производство  того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости). Если сложившаяся себестоимость выше рыночного уровня цен на данный вид продукции, предприятие вынуждено либо снимать с производства этот вид продукции, либо снижать свои затраты. В связи с этим предприятие, в принципе не регламентированное действующим законодательством к определению себестоимости каждого вида продукции, вынуждено постоянно рассчитывать этот показатель для организации безубыточного производства.
      Затраты, образующих себестоимость продукции  объединяются в однородные группы по многим признакам:
      1. По видам расходов. Группировка  по видам расходов является  в экономике общепринятой и  включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов. Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне2.
      2. По характеру участия в создании  продукции (работ, услуг) Выделяют  основные расходы, непосредственно  связанные с процессом изготовления  продукции, в частности, затраты  сырья, основных материалов и  комплектующих, топлива и энергии,  заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
      3. По изменяемости в зависимости  от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
      4. По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании  себестоимости продукции невозможно  точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

1.3 Калькулирование себестоимости продукции

 
      Калькулирование себестоимости — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат3. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
      Примеры калькулирования различных себестоимостей:
    себестоимость тоннокилометра в денежном измерении для определённого вида грузового транспорта при ожидаемой средней по загрузке ситуации с заказами на логистическом предприятии.
    себестоимость услуги ремонта в денежном измерении для определённого вида производственных установок и определённого вида поломок при ожидаемой максимальной частоте поломок на определённый временной этап.
    себестоимость одного обращения одного подразделения за услугами другого подразделения при оговоренной минимальной и максимальной частоте обращений на определённый временной этап.
    себестоимость подразделения (дивизиона/завода/отдела) при оговоренной минимальной и максимальной загрузке за определённый временной этап.
      Основные  виды калькулирования делятся на калькулирование на основе переменных или полных затрат. Важным подходом в калькулировании себестоимости при высоких косвенных затратах (НИиОКР — деятельность на предприятии) является процессный расчёт затрат или Расчёт себестоимости по видам деятельности. На практике (и в научной теории) существует широкий спектр методов калькулирования себестоимости. Некоторые методы можно найти в бухгалтерском учёте, в управленческом учёте, в контроллинге, в финансовом менеджменте и в управлении проектами для соответствующего проектного производства и т. д4.
      Следует также отметить, что сметный подход, единственный из вышеперечисленных подходов, который не учитывает график производства работ (производственную структуру). И сметы для больших и сложных производственных графиков отличаются очень сильной неточностью оценки себестоимости проекта (большим стандартным отклонением), изначально закладывая риск качеству проектов (содержанию проекта, стоимости проекта и своевременности исполнения проекта).

1.4 Составление сводного  плана себестоимости,  расчет снижения  себестоимости по  сравнимой продукции  и затратами на 1 рубль товарной  продукции

 
      Сводный план себестоимости товарной продукции и калькуляция не характеризует качественных сдвигов хозяйственной деятельности хлебозавода.
      При этом рассчитывают снижения себестоимости продукции:
    по затратам на 1 руб. товарной продукции;
    по сравнимой товарной продукции
      Сравнимой считается такая продукция, которая вырабатывалась в базисном (прошлом) году и планируется к выработке в предстоящем году.
      Несравнимая продукция (не вырабатываемая в прошлом  году) на данном хлебозаводе не выпускается.
      Для сопоставления планируемой себестоимости  сравнимой продукции с себестоимости базисного (прошлого) года определяют:
      1. Влияние на себестоимость изменения  цен и тарифов;
      2. Базисную себестоимость на планируемый  выпуск продукции.
      К основным источникам, резервам снижения себестоимости в отраслевой экономике  следует отнести следующие.
      1. Всемерная замена дорогостоящих  видов ресурсов на более дешевые.
      2. Рост производительности труда  темпами, превышающими темпы роста  оплаты труда. 
      3. Максимальное снижение накладных  расходов.
      4. Полная ликвидация непроизводительных  расходов.
      Выявленные  факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями. В каждой отрасли промышленности, в том числе пищевой, эти пути будут конкретными.

1.5 Смета затрат на  производство, ее  структура и отличие  от сводного  плана  по себестоимости

 
      Смета затрат на производство разрабатывается по единой номенклатуре однородных экономических элементов. Состав затрат предприятия конкретной отрасли определяется в соответствии с Типовыми рекомендациями по учету и калькулированию себестоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, обществ, питании и в других отраслях, разрабатываемыми министерствами (ведомствами) по согласованию с Минфином РФ. В состав затрат включают расходы на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), управление и сбыт продукции (не входят в состав затрат на производство расходы по капитальным вложениям, на освоение новых видов продукции, непроизводственные расходы).
      Группировка затрат в смете по экономическим  элементам: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо, запасные части и пр.); затраты на оплату труда (заработная плата, премии за достижение производственных показателей, выплаты в виде выслуги лет, резерв на оплату отпусков); отчисления в социальные фонды; амортизационные отчисления (по основным средствам (фондам), нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам); прочие затраты (оплата услуг сторонних организаций, хозяйственные расходы, расходы по рекламе и сбыту продукции и др.).
      Расчет сметы затрат на производство осуществляется на основе бизнес-плана в части производственной программы на будущий финансовый год, а также анализа фактических данных прошедшего периода и расчетных нормативов по статьям затрат, принятых в организации. Расчетные нормативы по статьям затрат планируются на основе анализа действующих рыночных цен на аналогичную выпускаемую продукцию, фактических цен реализации продукции прошедшего финансового года. По этим данным определяется предельный норматив затрат на производство при существующем уровне рыночной (договорной) цены. Рассчитанный таким образом предельный норматив затрат на единицу продукции с учетом принятых на предприятии нормативов по статьям затрат позволяет определить плановую смету в разрезе статей и элементов. С учетом специфики отраслевой деятельности организации составление сметы затрат на производство ведется по сегментам (видам) деятельности, видам продукции, работ, услуг; дальнейшая группировка возможна по структурным подразделениям. На заключительном этапе планирования сметы затрат на производство составляется сводная смета под плановую производственную программу с учетом объемов выпуска. Для этого смета затрат на производство на единицу продукции умножается на количество предполагаемого выпуска в принятой производственной программе. Одновременно производится корректировка сметы затрат и на производство исходя из специфики постоянных и переменных затрат на производство с учетом плановых объемов выпуска (производств, программы). В процессе ведения управленческого учета анализируют (оценивают) фактическое выполнение сметы затрат на производство, в т.ч. в разрезе статей, элементов, видов деятельности, выпущенной продукции. Определяют отклонения по статьям и общее отклонение от предельного норматива затрат. Выявленное отклонение влияет на принятие управленческого решения о корректировке текущей производственной программы. Если фактические затраты выше предельного норматива, необходимо решение о сокращении объема производства, а также анализ причин отклонений, выявление центров затрат и разработка мер по уменьшению затрат. Плановая смета затрат как один из разделов бизнес-плана является инструментом финансового планирования и управления на предприятии.
 

2. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ  ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1 Исходные данные для составления плана по себестоимости

Исходные  данные:
Вариант 4
    Наименование изделия Хлеб ржаной заварной простой, 0,8 кг
    Суточная выработка по плану 24,3 т
    Остановки:
    на  текущий ремонт по 4 суток в квартал
    на  капитальный ремонт 17 суток в II квартале
    Выход при плановой влажности 14,5% - 144,5%
    Фактическая влажность муки – 11,7%
    Стоимость перевозки муки автотранспортом – 3,2 руб./т
    Транспортно-заготовительные расходы на пр. основные материалы – 46 тыс. руб.
    Тариф за электроэнергию – 32,4 руб./1000кВтч
    Стоимость машин и оборудования:
    на начало года – 1736,4 тыс. руб.
    выбывающих с II квартала - 53 тыс. руб.
    вводимых с III квартала – 49 тыс. руб.
    Количество оборотов лотков в год 968
    Себестоимость предыдущего года 137,7 руб./т
    Сдельная расценка 1,3 руб./т

2.2 Калькулирование себестоимости продукции

В хлебопекарной  промышленности основой расчета  потребности муки является производственная программа и плановый выход готовой продукции, а для расчета прочих основных материалов – плановая потребность в основном сырье и утвержденная рецептура.
Расчет
Таблица 2
          Потребность в муке (М) по хлебу  ржаному заварному определяется как:
М = Пп *100 / В, где
Пп –  производственная программа выпуска  данного вида хлеба, т;
В –  плановый выход хлеба,%.
         Плановый выход показывает количество  готовой продукции данного вида, которая должна быть выработана  из 100 кг муки.
         Плановые нормы выхода устанавливают в соответствии с плановой влажностью муки – 14,5%. При влажности муки ниже плановой выход готовой продукции соответственно повышается, при влажности выше плановой – снижается. По заданию хлебозавод получает муку различной влажности, значит плановый выход должен быть пересчитан на фактическую влажность муки по формуле:
Вс = (В*100) /100 - (14,5-Wф)), где
Вс –  выход хлеба в пересчете на фактическую влажность муки, %;
В –  плановый выход хлеба при плановой влажности муки, %;
Wф – фактическая влажность муки, %.
         Норма выхода утверждена на  стандартную влажность муки 14,5% по  изделию «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» в размере 144,5%. Мука поступает на хлебозавод  с пониженной влажностью –  11,7%. Исходя из данных по заданию Вс = 148,66%.
         Плановая выработка хлеба с  учетом пониженной влажности  составит: (148,66*24,3) / 144,5 = 24,99 т в сутки
         Так как производство хлеба  по заданию останавливается на  текущий ремонт по 4 суток в  квартал и на капитальный ремонт 17 суток во II квартале, можно рассчитать количество рабочих суток: 365-((4*3)+17) = 336
Найдем  план выработки на год: 24,3*336 = 8164,8 тыс. т. в год
        Тогда общее количество муки  по «хлебу ржаному заварному»:
8164,8/148,66 = 5492,26 т
В т.ч. муке ржаной хлебопекарной обойной 5492,26 * 95% = 5217,65 т
         При цене 1 т ржаной хлебопекарной  обойной муки 164 р. 60 к. стоимость  ее будет равна 164,6*5217,65/1000 = 858,83 тыс. руб.
В т.ч  солода ржаного ферментированного 5492,26*5% = 274,61 т
         При   цене  1  т    солода     ржаного     ферментированного  245 р. 00 к
стоимость  его  будет  равна 245,0*274,61/1000 = 67,28 тыс . руб.
         За пониженную влажность муки  на 0,28% (14,5 – 11,7) против стандартной  хлебозавод платит накидку к стоимости муки в размере 1% за каждый процент понижения влажности, т.е. (858,83 + 67,28)*(14,5-11,7) =25,93 тыс. руб.
         Реализуемые отходы приняты в  плане в размере 0,09% от количества  муки по цене 60 руб. 00 к. за т.  Их количество составит (5492,26*0,09%*60) / 1000 = 0,30 тыс. руб. На эту величину уменьшаются затраты на муку.
         Итого расходы по основному  сырью (муке) для изделия «Хлеб  ржаной заварной , масса 0,8 кг»  планируются в размере: (858,83 + 67,28 + 25,93) – 0,30 = 951,74 тыс. руб.
Потребность в прочих основных материалах определенного  вида:
Пп = (М*Н) /100, где
М –  потребность в муке, т.
Н –  норма прочих основных материалов данного  вида, предусмотренная рецептурой, %.
         Прочие основные материалы планируются  в соответствии с утвержденными рецептурами и ценами.
         По изделию «Хлеб ржаной заварной, масса 0,8 кг» предусматривается:
• дрожжи хлебопекарные прессованные  - 0,05%, т.е. 5492,26*0,05%*1000 = 2746,13 кг , на сумму (2746,13*0,49) / 1000 = 1,35 тыс. руб.
• соль поваренная пищевая – 1,5%, т.е. 5492,26*1,5%*1000 = 82383,96 кг , на сумму (82383,96*0,0175) / 1000 = 1,44 тыс.руб.
• масло  растительное на смазку форм и листов – 0,24% ,т.е. 8164,8*0,24%*1000 = 19595,52 кг, на сумму (19595,52*1,32) / 1000 = 25,81 тыс. руб.
• вода – 1%, т.е 5492,26*1% = 5492,26 кг , на сумму 0,82 тыс. руб.
 тмин  – 0,10%, т.е 5492,26*0,1%*1000 = 5492,26 кг, на  сумму 54926,26*2,85/1000 = 15,65 тыс.руб.
        Итого стоимость прочих основных  материалов: 1,35+1,44+25,81+15,65+0,82 = 45,07 тыс.  руб.
         Полученные в Таблице 2 данные  по стоимости основного сырья  (муки) и прочих основных материалов  заносятся в графы 4 и 5 Таблицы  1 соответственно.
Расчет  транспортно-заготовительных  расходов на муку
(3-я статья  калькуляции: Транспортно-заготовительные расходы на муку и
прочие  основные материалы)
         Транспортно-заготовительные расходы  на муку и прочие основные  материалы определяются в зависимости  от конкретных условий поставок.
Расчет
Таблица 3
         Мука доставляется на хлебозавод  централизованно автомуковозами, т.е. бестарно. Оплата производится по среднему тарифу 3,2 руб. за тонну брутто. Т.к. в данном случае вес брутто совпадает с весом нетто, то общая стоимость перевозки составит 66266,37*3,2 = 212,05 тыс. руб.
         В плане предусматривается:
• стоимость  приема-сдачи – 2,5 тыс. руб.
• начисления на з/п – 2,5*34% = 0,85 тыс. руб.
• наценка  в размере 0,07% от стоимости муки – 12029,34*0,07% = 8,42 тыс. руб.
       Итого общая сумма транспортных  расходов на муку – 223,82 тыс.  руб.
       Итого на 1 тонну муки (нетто): (223,82*1000) / 66266,37 = 3,38 руб.
         Общая сумма транспортно-заготовительных  расходов распределяется по каждому  виду готовых изделий пропорционально  весу муки. Следовательно, для  «Хлеба ржаного заварного , масса  0,8 кг» они составят: (3,38*5492,26) / 1000 = 18,55 тыс. руб. (Таблица 3 А).
         В состав транспортно-заготовительных  расходов на прочие основные  материалы входит стоимость перевозки,  разгрузки, наценка снабженческих  органов, которая рассчитывается  по итогу видов материалов. Затем сложением определяется общая сумма транспортно-заготовительных расходов, которая распределяется по видам готовых изделий пропорционально стоимости этих материалов, рассчитанных в соответствии с утвержденными рецептурами. На данном хлебозаводе общая сумма расходов на прочие основные материалы составила по плану 46 тыс. руб. или на 1 руб. стоимости прочих основных материалов без воды 46 / (1223,39-0,82) = 0,04 руб. По изделию «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» они составят 0,04*(45,07-0,82) = 1,66 тыс. руб. (Таблица 3 А).
         Общий итог транспортно-заготовительных  расходов на муку и прочие  основные материалы: 18,55+1,66 = 20,22 тыс.  руб. (Таблица 3 А).
         Полученные результаты расчетов  в Таблице 3 А  данные переносим в Таблицу 1 в графу 6.
Расчет  потерь по мягкой таре
(4-я статья  калькуляции: Потери по мягкой  таре Таблица 1, гр. 7)
         По данной статье калькуляции  планируются расходы по мешкам  из-под муки и по мешкам из-под  дополнительного сырья. На данном  хлебозаводе организована бестарная перевозка муки и дополнительного сырья, поэтому данные по статье отсутствуют.
Расчет  упаковочных материалов
(5-я статья  калькуляции: Упаковочные материалы  Таблица 1, гр. 8)
         По данной статье расходы не  планируются.
Расчет потребности и стоимости топлива
(6-я статья  калькуляции: Топливо и электроэнергия  на технологические нужды)
         В данную статью включаются  только расходы на топливо,  т.к. на данном хлебозаводе  электропечи нет.
         Исходными данными для расчета потребности в топливе являются:
    планируемый выпуск продукции в ассортименте в натуральном выражении;
    удельные нормы расхода условного топлива на 1 т. продукции;
    коэффициент перевода условного топлива в натуральное и пар;
    структура потребляемого топлива;
    действующие оптовые цены на единицу натурального топлива;
    договорные условия для определения транспортно-заготовительных расходов при использовании твердого топлива;
    и др. данные, необходимые для определения себестоимости топлива (зарплата, амортизация и т.д.).
Расчет
Таблица 4
         Потребность в условном топливе  (графа 4 Таблицы 4) определяется  умножением утвержденной нормы  расхода условного топлива на  производственную программу. Так,  по изделию «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» она составляет (8164,8*84,9) / 1000 = 693,19 т топлива. По всем изделиям – 5309,24 т. условного топлива, в т.ч. на отопление – 387 т., на душевые – 100 т., на производственные нужды – 268 т.
         Топливом является газ. Переводной  коэффициент условного топлива  в га – 1,135. Потребность в натуральном топливе определяется делением топлива в условных единицах на переводной коэффициент. Потребность на всю выработку равна 5309,24 т условного топлива, что соответствует 5309,24 / 1,135 = 4677,74 тыс. м3 газа. Цена 1 тыс. м3 газа составляет 33,6 руб. Тогда общая стоимость необходимого газа: 4677,74*33,6 = 157,17 тыс. руб.
         Количество и стоимость натурального  топлива на прочие производственные  нужды рассчитывается по той  же схеме и составляет 334,8 тыс.  м3  и 11,25 тыс. руб. соответственно. Всего потребность в натуральном топливе – 5012,54 тыс. м3. Всего общая стоимость натурального топлива – 168,42 тыс. руб.
         Средняя цена на 1 т условного  топлива с транспортно-заготовительными  расходами равна 168,42*1000/5689,24 = 29,6 руб. Стоимость 1 т условного топлива для изделия «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» составляет 29,6*661,56/1000 = 19,58 тыс. руб.
         Данные графы 6 Таблицы 4 переносятся  в графу 9 Таблицы 1. 

Расчет  фонда заработной платы основных производственных рабочих
(7-я статья  калькуляции: Основная заработная  плата производственных рабочих; 8-я статья калькуляции: Дополнительная  заработная плат производственных  рабочих)
         Сумма основной и дополнительной  зарплаты производственных рабочих  берется из плана по труду, По группе рабочих, обслуживающих печь, фонд зарплаты определяется путем умножения сдельной расценки за 1 т продукции на объем планируемой выработки.
Расчет  фонда заработной платы основных производственных рабочих
(7-я статья  калькуляции: Основная зарплата производственных рабочих; 8-я статья калькуляции: Дополнительная зарплата производственных рабочих)
         Сумма основной и дополнительной  зарплаты производственных рабочих  берется из плана по труду.  По группе рабочих, обслуживающих  печь, фонд зарплаты определяется путем умножения сдельной расценки за 1 т. продукции на объем планируемой выработки.
Расчет
Таблица 5
         По изделию «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» (вырабатываемому  на печи №1) фонд зарплаты по  расценкам составляет 8164,8*1,3 = 10614,24 руб.
         Годовой фонд зарплаты по тарифу (графа 5, знаменатель), определяемый  делением фонда по сдельным  расценкам на планируемый процент  выполнения норм выработки (107%), составляет 10614,24/107% = 9919,85 руб.
         Ночным считается время с 22:00 до 6:00, т.е. 8 ч. – 1 ночная смена. Доплата за работу в ночные часы составляет 100% часовой тарифной ставки за каждый час работы. Таким образом, доплата за работу в ночное время составляет 9919,85*8*100%/24 = 3306,62 тыс. руб.
         Вечерним считается время с 15:00 по 22:00, т.е. доплата за работу в вечерние часы составляет 75% часовой тарифной ставки за каждый час работы. Доплата за работу в вечернее время составляет (9919,85*7*75%)/24 = 2169,97 руб.
         Премии рабочим составляет в  среднем 37% от суммы зарплаты  по сдельным расценкам и доплатам  за работу в ночное и вечернее  время: (10614,24+2169,97+3306,62)*37% = 5953,6 тыс .руб
         В году 52 выходных дня. Доплата  за работу в выходные дни  составляет 100% дневной тарифной ставки за каждый день работы, составит: 9919,85*52/365 = 1413,24 руб.
          Праздничных дней в году –  11. Доплата за работу в праздничные  дни составляет 100% дневной тарифной  ставки за каждый день работы  и составит: 9919,85*11/365 = 298,95 руб.
         Итого годовой фонд основной  заработной платы по изделию  «Хлеб ржаной заварной , масса  0,8 кг»: 10614,24+2169,97+3306,62+5953,6+298,95+1413,24 = 23756,62 руб.
Дополнительная  зарплата на очередные отпуска составит 23756,62*6,8% = 1615,45  руб.
         Зарплата рабочих группы общего  обслуживания (88981,24 руб.) распределяется  по изделиям пропорционально  зарплате основного производства, доля зарплаты составит: 88981,24*23756,62/487995,81 = 4331,79 руб.
         Зарплата дежурно-ремонтной группы (40255,98 руб.) распределяется по изделиям пропорционально мощности печей (печь №1 с мощностью 30,0 т/сутки), доля зарплаты составит: 40255,98*30/302,73 = 3989,3 руб.
         Итого основная зарплата составит: (23756,62+3989,3+4331,79)/1000 = 32,08 тыс. руб. (Таблица 1 графа 10).
         Дополнительная зарплата рабочих  группы общего обслуживания и  дежурно-ремонтной группы распределяется  по изделиям пропорционально  основной зарплате и составит: ((5507,94+2596,51)*1615,45)/31794,9 = 411,77 руб.
         Следовательно, в калькуляции  дополнительная зарплата по этому  виду изделий составит (1615,45+411,77)/1000 = 2,03 тыс. руб. (Таблица 1 графа 11).
Расчет  отчислений на социальные нужды
(9-я статья  калькуляции: Отчисления на социальные  нужды)
          Отчисления на социальные нужды составляют 34% и включают:
• отчисления на социальное страхование (5,4%);
• пенсионный фонд (28%);
• государственный  фонд занятости (1,5%);
• медицинское  страхование (3,6%).
Расчет
Таблица 1 графа 12
         Отчисления на социальные нужды планируются от сумы основной и дополнительной заработной платы. Так сумма отчислений по изделию «Хлеб ржаной заварной , масса 0,8 кг» составит: (32,08+2,03)*34% = 11,59 тыс. руб.
Распределение фонда заработной платы по статьям  калькуляции
Таблица 6
         Для взаимоувязки общего фонда  зарплаты с планом по себестоимости  составляется расчетная Таблица  6.
         Так, в графы 4, 5, 6 и 7 Таблицы  6 проставляются данные, ранее полученные  в Таблицах 5 и 3 соответственно. В  графах с 9 по 20 планируются расходы по заработной плате общепроизводственного и общехозяйственного характера (см. Таблицу 6). В графе 19 предусмотрены также расходы по зарплате, связанные с коммерческими расходами – 39,5 тыс. руб.
         Всего фонд заработной платы  составит: 617,23 тыс. руб.
Расходы на подготовку и освоение производства
(10-я  статья калькуляции: Расходы на  подготовку и освоение производства /графа 8 Таблицы 6 и графа 13 Таблицы 1/)
Основными затратами этой статьи являются:
• расходы  пускового периода на освоение новых производств, агрегатов;
• расходы  на подготовку новых видов продукции  и технологических процессов;
• отчисления в фонд премирования на создание и  освоение новой техники.
        Затраты по этой статье определяются  по специальным сметам. Расходы на подготовку и освоение новых видов изделий и новых технологических процессов включают затраты на проектирование, конструирование, разработку всех параметров режима технологического процесса, переналадку оборудования. Затраты на освоение новых видов продукции включаются по изделиям частями в течение установленного срока с момента начала массового выпуска. Следовательно, эта статья калькуляции является комплексной.
Расходы на освоение и подготовку производства распределяются пропорционально сумме  основной заработной платы производственных рабочих и общепроизводственных расходов. На данном хлебозаводе эти расходы на планируемый год не предусматриваются. 

Смета общепроизводственных расходов
(11-я  статья калькуляции: Общепроизводственные  расходы)
         Общепроизводственные расходы связаны с затратами на эксплуатацию оборудования и транспортных средств, на текущий ремонт оборудования и транспортных средств, амортизационные отчисления, а также стоимость износа малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений.
Расчет
Таблица 7
         7-я статья Сметы общепроизводственных  расходов: Амортизация оборудования  и транспортных средств.
         Амортизация оборудования и транспортных  средств определяется на основании  расчетной Таблицы 8. 

Расчет  амортизации и ее распределение по отдельным производствам и хозяйствам
Таблица 8
         В графу 1 проставляется первоначальная (или восстановительная) балансовая  стоимость основных производственных  фондов на начало планируемого  года, она составляет: 1736,4 тыс. руб.
         Среднегодовая стоимость вводимых  в планируемом году фондов  зависит от сроков их ввода  в действие и рассчитывается  делением стоимости вводимых  фондов на 12 месяцев и умножением  полученного результата на количество  полных месяцев с момента их ввода до конца года.
         Так, на данном хлебозаводе  в 1-м квартале  намечается ввести  дополнительно основные фонды  на 49 тыс. руб.
         Тогда, среднегодовая стоимость  вводимых фондов составит: 49*(12-7)/12 = 20,42 тыс. руб.
         В 3-м квартале намечается вывести фонды на 53 тыс. руб.
         Тогда, среднегодовая стоимость  выводимых фондов составит: 53*(12-4)/12 = 35,33 тыс. руб.
         Стоимость основных фондов на  конец года определяется суммированием  граф 1 и 2 и вычитанием графы  4 Таблицы 8: 1736,4+49-53= 1732,4 тыс. руб.
         Среднегодовая стоимость определяется  суммированием граф 1 и 3 и вычитанием  графы 5 Таблицы 8: 1736,4+20,42-35,33 = 1721,48 тыс. руб.
         В графы 8, 9 указываются средневзвешенные  нормы амортизационных отчислений, определяемые подробными расчетами по каждому виду зданий, машин, оборудования и т.д.
         Сумма амортизационных отчислений (гр. 10, 11) получается умножением среднегодовой  стоимости основных фондов (гр. 7) по каждой строке на соответствующую  норму амортизации (гр. 8, 9) и делением полученного результата на 100.
         В данном примере расчет проводится  лишь по итоговой строке, и  сумма амортизации составит: 11671,48*9132% = 1065,84 тыс. руб.
         При распределении суммы амортизации  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (общепроизводственные расходы) составили 60% или 1065,84*60% = 639,5 тыс. руб. и на полное восстановление ( общехозяйственные расходы) 40% или 1065,84*40% = 426,34 тыс. руб.
         На остальные статьи сумма  амортизации не распределяется.
         Амортизация оборудования и транспортных  средств проставляется в смету  (Таблица 7, гр. 7) из итога графы  14 Таблицы 8 – 639,5 тыс. руб.
         2-я Статья Сметы общепроизводственных  расходов: Эксплуатация оборудования.
         По данной статье показываются  расходы на смазочные, обтирочные  и прочие вспомогательные материалы  – 3,9 тыс. руб.; Зарплата рабочих  дежурно-ремонтной группы – 17,6 тыс. руб. (из плана по труду  (Таблица 6 гр. 9)), отчисления на  социальные нужды в размере 34% или 17,6*34% = 5,98 тыс. руб. и стоимость электроэнергии, потребляемой электромоторами – 136,26 тыс. руб., которая рассчитывается в Таблице 9 гр. 9, Затраты на содержание оборудования.
Расчет  потребности и  стоимости электроэнергии
Таблица 9
         Для расчета потребности электроэнергии на всю планируемую выработку продукции, планируемую выработку (гр. 2) умножают на норму расхода электроэнергии на 1 т. продукции для соответствующего вида изделия (гр. 3). В данном случае она составит: 8164,8*45,90/1000 = 374,76 тыс. кВт. ч.
         Всего потребность в электроэнергии  составляет: 1844,19 тыс. кВт. ч. Из  них на содержание оборудования: 4205,59 тыс. кВт. ч.; на освещение  производственных помещений: 200 тыс.  кВт. ч. Тариф за тыс. кВт.  ч. составляет 32,4 руб.
         Стоимость электроэнергии по тарифу на содержание оборудования составит: 4205,59*32,4/1000 = 136,26 тыс. руб.; на освещение производственных помещений: 200*32,4/1000 = 6,48 тыс. руб.
         Расход электроэнергии на прочие  производственные нужды – 189 тыс.  кВт. ч., в том числе:
а) на текущий  ремонт оборудования – 116 тыс. кВт. ч.;
б) на освещение  прочих помещений – 73 тыс. кВт. ч.
         Тогда стоимость электроэнергии  на прочие производственные нужды  составит: 189*32,4/1000 = 6,12 тыс. руб. и,  в том числе, соответственно:
а) 3,76 тыс. руб.;
б) 2,37 тыс. руб.
Всего затраты на электроэнергию составят 148,86 тыс. руб. (136,26+6,48+6,12)
         3-я статья Сметы общепроизводственных  расходов: Текущий ремонт оборудования  и транспортных средств.
         В данную статью включаются стоимость материалов и запасных частей – 40 тыс. руб., стоимость топлива – 6,48 тыс. руб. (гр. 12 Таблица 4), стоимость электроэнергии – 3,76 тыс. руб. (гр. 9 Таблица 9, затраты на текущий ремонт оборудования), зарплата рабочих ремонтной группы – 34,7 тыс. руб. (из плана по труду, Таблица 6 гр. 9), отчисления на социальные нужды – 34,7*34% = 11,8 тыс. руб., а также прочие расходы в сумме 60,0 тыс. руб.
         4-я статья Сметы общепроизводственных  расходов: Износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений.
         По данной статье в основном  рассчитываются затраты по износу  хлебных форм, а также прочего  инвентаря – 189 тыс. руб.
         Итого расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования (общепроизводственных расходов) в суме 163,75 тыс. руб., переносятся из сметы (Таблица 7) в итог графы 14 Таблицы 1 и распределяются по видам готовых изделий пропорционально выпуску продукции в натуре. Например, указанные расходы отнесены на изделие «Хлеб ржаной заварной, масса 0,8 кг» в сумме 8164,8/102125,57*946,44 = 75,67 тыс. руб.
Смета общехозяйственных  расходов
(12-я  статья калькуляции: Общехозяйственные  расходы)
         Это комплексная статья затрат. К общественным относятся затраты  на управление предприятием и организацию всего производства: зарплата управленческого аппарата с отчислениями на социальные нужды, конторские, почтово-телеграфные, телефонные расходы, расходы на содержание вычислительного центра, суммы, отчисляемые на амортизацию, содержание и ремонт зданий общезаводского назначения, расходы на подготовку кадров, охрану предприятия, др. расходы общехозяйственного характера.
Расчет
Таблица 10
         Смета общехозяйственных расходов  состоит из 4-х подразделов:
А. Расходы  на управление предприятием.
Б. Общехозяйственные  расходы.
В. Сборы  и отчисления
Г. Общехозяйственные  непроизводственные расходы.
         Расходы расшифровываются по  первичным элементам, сгруппированным  по экономическому признаку, т.е.  в соответствии со сметой затрат  на производство.
         Затраты в данной смете планируются  в увязке с произведенными  ранее расчетами: стоимость топлива,  электроэнергии в плане материально-технического  обеспечения, фондом зарплаты  по труду и кадрам, расчетом  по амортизации. Отчисления на  социальные нужды планируются как от фонда зарплаты, так и премии из фонда потребления.
Раздел  А. Расходы на управление предприятием
         1-я статья Сметы общехозяйственных  расходов. Заработная плата аппарата  управления предприятием
         По данной статье планируются расходы на зарплату административно-управленческого персонала, служащих МОП и несписочный фонд в сумме 0,7 тыс. руб. (Таблица 6 гр. 10).
         3-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Содержание пожарной, военной  и сторожевой охраны.
         В данную статью включаются  расходы, уплачиваемые хлебозаводом  по договору на содержание  вневедомственной охраны, стоимость  зарядки огнетушителей и ремонта  противопожарного инвентаря в  сумме 13,4 тыс. руб.
          4- я статья Сметы: Прочие расходы.
         В данной статье планируются  канцелярские и почтово-телеграфные  расходы, стоимость разъездов  – 2,9 тыс. руб., отчисления на  социальные нужды с зарплаты  – 15,03 тыс. руб., представительские  расходы – 7,1 тыс. руб.
         Общая сумма этих расходов 25,03 тыс. руб.
Б. Общехозяйственные  расходы.
         5-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Содержание прочего общезаводского  персонала.
         В статью включаются из плана  по труду зарплата вспомогательных  рабочих по обслуживанию всех  отделений (цехов) – 46,8 тыс. руб. (гр. 12 Таблица 6) и отчисления на социальные нужды в сумме 46,8*34% = 15,91 тыс. руб.
         6-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Заработная плата персонала  участков.
         Затраты по данной статье не  планируются (гр. 13 Таблица 6).
         7-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Амортизация основных  средств.
         Сумма амортизации зданий и  сооружений переносится из Таблицы  8, графа 15 – 426,34 тыс. руб. 
         8-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения
         В статью входят расходы на  вспомогательные материалы –  19,6 тыс. руб.; отопление помещений  (Таблица 4 гр. 12) – 11,46 тыс. руб.; освещение (Таблица 9 гр. 11) – 2,3,7 тыс. руб.; зарплата уборщиц, рабочих по ремонту зданий (Таблица 6, гр. 14,15) – 49 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды (34%) – 49*34% = 16,67 тыс. руб.; прочие расходы по договорам, обслуживание радиоустановок, электрочасов, натирку полов, вывоз мусора, снега, озеленение территории двора и пр., а также оплата работ подрядчикам по смете на текущий ремонт здания – 12 тыс. руб.
         Всего – 115,27 тыс. руб.
         9-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Содержание, текущий ремонт  и амортизация зданий, сооружений и инвентаря участков.
         Поскольку расходы на содержание  зданий, текущий ремонт и инвентарь  участков (цехов) на хлебозаводе  объединены с расходами общехозяйственного  назначения (Статья 8-я сметы), показатели  по статье 9 не проставляются.
         10-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Производство испытаний,  опытов, исследований, содержание общезаводских  лабораторий, расходы на изобретательство  и технические усовершенствования.
         В статью входят расходы по  заработной плате основной и дополнительной работников лаборатории (гр. 16 Таблица 6) – 7,8 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды (34%) – 7,8*34% = 2,03 тыс. руб.; расходы на лабораторную посуду и реактивы, расходы по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализации – 4,2 тыс. руб.
         11-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Охрана труда.
         В статье предусматриваются приобретение  вспомогательных и др. материалов (спецодежды, лекарств для аптечек,  мыла, соды) – 50,1 тыс. руб.; расходы на топливо для душевых (гр. 12 Таблица 4) – 2,96 тыс. руб.; зарплата работников душа, бельевой (гр. 17 Таблица 6) – 1,2 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды (34%) – 1,2*34% = 0,31 тыс. руб.; оплата стирки, перевозки спецодежды, расходы по санитарии и технике безопасности и пр. – 23,7 тыс. руб.
                  12-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Подготовка кадров.
         В статье предусматриваются расходы  на проведение централизованных  мероприятий по подготовке и  повышению квалификации кадров – 8,8 тыс. руб.; зарплата специалистов по подготовке кадров в размере 1,0 тыс. руб. (Таблица 6 гр. 11) и отчисления на социальные нужды (34%) – 1*34% = 0,34 тыс. руб. Всего на общую сумму 10,06 тыс. руб.
         13-я статья Сметы общехозяйственных расходов: Организованный набор рабочей силы.
         Расходы по этой статье не  предусматриваются.
         14-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Износ малоценного и  быстроизнашивающегося инвентаря.
         Стоимость износа на хлебозаводе учитывается и планируется по 11-ой статье калькуляции «Общепроизводственные расходы», поэтому данная статья не заполняется.
         15-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Отчисления на содержание  вышестоящих организаций.
         Расходы по этой статье не предусматриваются.
         16-я статья Сметы общехозяйственных  расходов: Прочие расходы.
         По статье планируются затраты,  которые по своему характеру  не могут быть отнесены на  другие статьи сметы: отчисления  на культмассовую и физкультурную работу, отчисления на социальные нужды от премий из фонда потребления всем категориям работающих (кроме выплат на оказание материальной помощи) на общую сумму 5,9 тыс. руб.
В. Сборы  и отчисления.
         17-я статья Сметы: Налоги, сборы  и прочие обязательные отчисления и расходы.
         По статье предусматриваются  расходы в сумме 0,9 тыс. руб.
Г. Общехозяйственные  непроизводственные расходы.
         По данному разделу расходы  не предусмотрены.
         Сумма общехозяйственных расходов  – 946,44 тыс. руб. переносится из сметы в итог графы 15 Таблицы 1 и распределяется по видам готовых изделий пропорционально сумме двух статей: «Основная заработная плата производственных рабочих» и «Общепроизводственные расходы».
         Так, по изделию «Хлеб    ржаной     заварной , масса 0,8 кг»          сумма общехозяйственных расходов составит: (32,08+75,67)*767,65/(617,23+946,44) = 52,89 тыс. руб.
Распределение прочих производственных расходов
(13-я  статья калькуляции: Прочие производственные  расходы)
             По данной статье планируются отчисления на научно-исследовательские и опытные работы, осуществляемые централизованно, а также расходы, которые не относятся к перечисленным выше статьям затрат.
Расчет
Таблица 1, графа 16.
         Расходы запланированы в сумме 1,0 тыс. руб. и распределяются между отдельными изделиями пропорционально их производственной себестоимости без прочих производственных расходов (сумма граф с 4 по 15 Таблицы 1). Так, по изделию «Хлеб ржаной заварной, масса 0,8 кг» расходы составят – 0,09 тыс. руб. 

Производственная  себестоимость
(14-я  статья калькуляции)
         Производственная себестоимость  определяется как сумма граф  с 4 по 16 Таблицы 1, следовательно,  общая производственная себестоимость  составит: 16332,34 тыс. руб.
Смета коммерческих расходов
(15-я  статья калькуляции: Коммерческие  расходы/Таблица 11/)
         Коммерческие расходы связаны  с реализацией продукции, сюда  входит стоимость погрузки, расходы  по таре, рекламе, по автоперевозкам  за минусом возмещений, получаемых  от покупателей.
         1-я статья Сметы коммерческих  расходов: Расходы по хранению, подработке, сортировке и упаковке материалов.
         По данной статье расходы не  предусматриваются.
         2-я статья Сметы коммерческих  расходов: Расходы по таре.
         Расчеты по статье определяются на основе специально производимого расчета.
Расчет
Таблица 12
         Стоимость тары (хлебных лотков) к списанию рассчитывается на  основании данных по выпуску  продукции в ассортименте, средней  загрузки одного лотка (в кг.), количества оборотов лотка, соответственно, 10*0,8 = 8 кг., количество оборотов лотка в год – 968, количество тонн, перевезенных на одном лотке в год – 8*1000*968 = 7,74 т., выпуск продукции – 8164,8 т.
         Количество тары к списанию  определяется делением показателей графы 7 на показатели графы 6 – 8164,8/7,74 = 1054,34 лотков.
         Графы с 9 по 12 не заполняются.
         Цена за лоток (гр. 14) проставляется  из договора, заключенного с тарным  заводом – 2 руб. 10 коп.
         В накладные расходы (гр. 15) входит стоимость материалов на ремонт, расходы на мойку, стоимость доставки на завод. Сумма накладных расходов – 0, 08 тыс. руб. В расчете на 1 лоток – 0,08/8164,8 = 0,09 руб.
         Общая стоимость тары (гр. 16) определяется  умножением цены по прейскуранту с накладными расходами в расчете на 1 лоток на количество лотков (по итогу) т.е. (1,3+0,02)*9199,83 = 12,16 тыс. руб.
         3-я статья Сметы коммерческих  расходов: Стоимость погрузки.
         В статью включается зарплата  штатных грузчиков хлеба 42,8 тыс. руб. (Таблица 6 гр. 19), с отчислениями на социальные нужды – 42,8+42,8*34% = 57,35 тыс. руб.
         4-я статья Сметы коммерческих  расходов: Расходы по отправке  товаров покупателям.
         Расходы определяются на основании  специального расчета в соответствии со сложившимися или проектируемыми условиями хлебных перевозок.
         На хлебозаводе эти расходы  складываются из стоимости доставки  продукции в торговую сеть  города (689,4 тыс. руб.)
         5-я статья Сметы коммерческих  расходов: Прочие расходы.
         Расходы по статье не предусматриваются.
         6-я статья Сметы коммерческих  расходов: Возмещение покупателями.
         Общая стоимость возмещения: 568,66 тыс. руб., в том числе по  перевозкам 534,5 тыс. руб. и по  таре 34,16 тыс. руб.
         Следовательно, общие расходы  за минусом возмещения покупателями  составят 780,91-568,66 = 212,25 тыс. руб.
         При составлении калькуляции  итог коммерческих расходов распределяется  по видам готовой продукции  пропорционально производственной себестоимости, эти расходы составят 212,25*1232,12/16332,34 = 16,01 тыс. руб.
Полная  себестоимость
(16-я  статья калькуляции/Таблица 1 графа  19/)
     Полная себестоимость определяется сложением показателей граф 17 и 18.
      Следующим этапом рассчитывается калькуляция по каждому изделию путем деления сумм по строке «Всего» по каждой статье затрат на выработку каждого вида изделия (гр. 3) и данные проставляются по строкам «На 1 т.».
Плановая  выработка по себестоимости  предыдущего года
(17-я  статья калькуляции/Таблица 1 графа 20/)
         Для расчета этой графы в  нее по строке «На 1 т.» из  годовых отчетных калькуляций  предыдущего года проставляется  полная себестоимость 1 т. продукции, (например, по изделию «Хлеб ржаной  заварной, масса 0,8 кг»  - 1248,13 руб.) Затем рассчитывается себестоимость всей планируемой продукции 8164,8 *162,1 = 10274,70 тыс. руб.
Изменение себестоимости в  процентах к предыдущему  году
Таблица 1 графа 21
         В графе 21 определяется изменение  себестоимости по строке «Всего»  путем вычитания из данных графы 20 данных графы 19, значит, планируется увеличение себестоимости на 3,8%. 

Затраты на 1 руб. товарной продукции
Таблица 1, графа 22
         Планируемые затраты на 1 руб.  товарной продукции получаются  в результате деления полной себестоимости на товарную продукцию. По данному изделию на 1 руб. товарной продукции запланированы в размере = 67,65 коп.
4. Составление сводного  плана себестоимости,  расчет снижения  себестоимости по  сравнимой продукции  и затратам на 1 рубль товарной  продукции
         После определения полной себестоимости  каждого вида изделий подводятся  итоги абсолютных расходов по  вертикали, т.е. по каждой статье, и определяется сводный план  себестоимости по статьям калькуляции  (Таблица 1 «Итого»).
         Сводный план себестоимости товарной продукции и калькуляции не характеризует качественных сдвигов в хозяйственной деятельности хлебозавода. Необходимо рассчитать показатели снижения себестоимости продукции:
• по затратам на 1 руб. товарной продукции;
• по сравнимой товарной продукции.
    Затраты на один рубль Товарной продукции на планируемый год составили в целом по хлебозаводу – 1248,13 коп.
Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции  в прошлом году (в сопоставимых ценах) составили 1248,13 коп или снижение себестоимости планируется в размере (1248,13 – 1124,29)/1124,29*100 = 11,01%.
    На предприятиях выпускающих сравнимую продукцию в размере 50% и более (от суммы полной себестоимости всей продукции), определяется снижение себестоимости не только по затратам на 1 рубль товарной продукции, но и в процентах по сравнимой товарной продукции.
Сравнимой считается такая продукция, которая  вырабатывалась в базисном (прошлом) году и планируется к выработке  в предстоящем году.
Несравнимая продукция (не вырабатываемая в прошлом году) на данном хлебозаводе не выпускается.
        Для сопоставления планируемой  себестоимости сравнимой продукции  с себестоимостью базисного года  определяют:
      влияние на себестоимость изменения цен и тарифов;
      базисную себестоимость на планируемый выпуск продукции.
5. Смета затрат на  производство, ее  структура и отличие  от сводного плана  по себестоимости
Свод  затрат на производство
Таблица 13
         Для облегчения составления сметы  затрат и обеспечения взаимоувязки  элементов расходов со статьями  калькуляции сначала заполняется шахматная ведомость (Таблица 13), в которой затраты по каждой статье калькуляции разбиваются на элементы. Затем итог каждого элемента затрат сверяют с первоначальными расчетами плана материально-технического снабжения по сырью, транспортно-заготовительным расходам, топливу, электроэнергии (Таблица 8).
         1-я статья Свода затрат на  производство: Основное сырье (мука) и 2-я статья Свода затрат  на производство: Прочие основные  материалы.
         В статьи переносится стоимость  основного сырья и прочих основных материалов в гр. 1 Таблицы 13 из Таблицы 1 граф 4 и 5 по строке «Итого», т.е. 7162,62 тыс. руб. и 786,75 тыс. руб. (соответственно).
         3-я статья Свода затрат на  производство: Расходы по мягкой  таре.
         Расходы по мягкой таре проставляются в графу 2 «Вспомогательные материалы» из итога графы 7 Таблицы 1. Здесь расходы по данной статье не предусматриваются.
         4-я статья Свода затрат на  производство: Транспортно-заготовительные  расходы.
         В графу 9 по данной статье проставляется итог графы 6 Таблицы 1 в сумме 179,92 тыс. руб. Затем на основании первичных расчетов выделяется фонд зарплаты грузчиков муки 2,5 тыс. руб. (Таблица 6 гр. 6) и прочих материалов 3,5 тыс. руб. (Таблица 6 гр. 7), всего 6 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды в размере 34% от фонда зарплаты – 1,56 тыс. руб. Остальные расходы включаются в стоимость сырья и основных материалов сметы производства (графа 1).
         5-я статья Свода затрат на  производство: Упаковочные материалы.
         Расходы на упаковочные материалы записывают в графу 2 из итога графы 8 Таблицы 1. Расходы по данной статье здесь не предусматриваются.
         6-я статья Свода затрат на  производство: Топливо и энергия  на технологические цели.
         В графу 3 переносятся данные из итога графы 9 Таблицы 1 – 140,0 тыс. руб.
         7-я статья Свода затрат на  производство: Основная заработная  плата производственных рабочих; 8-я статья Свода затрат на  производство: Дополнительная заработная  плата производственных рабочих; 9-я статья Свода затрат на производство: Отчисления на социальные нужды.
         Затраты по статьям 7, 8, 9 переносятся  из Таблицы 1 граф 10, 11, 12 в графы  5 и 6.
         10-я статья Свода затрат на  производство: Расходы на подготовку  и освоение производств.
         Данные переносятся из итога  графы 13 Таблицы 1 в графу 9. Здесь расходы не предусмотрены.
         11-я статья Свода затрат на  производство: Общепроизводственные  расходы; 12-я статья Свода затрат  на производство: Общехозяйственные  расходы.
         Данные статьи являются комплексными  и по элементам затрат, входящих  в них, расшифрованы в таблицах 7 и 10.
         14-я статья Свода затрат на  производство: Прочие производственные  расходы.
         Данные переносятся из графы  16 Таблицы 1.
         Итого затрат.
         По итогу графы 9 Таблицы 13 строка  «Итого затрат» равняется производственной  себестоимости – 9561,02 тыс. руб. (графа 17 Таблицы 1)
         15-я статья Свода затрат на  производства: Затраты, списанные  на коммерческие расходы.
         По статье в графе 5 показывается  заработная плата плотников по  ремонту и мойщиков хлебных  лотков – 2,9 тыс. руб. (Таблица  6 гр. 19), которая относится к себестоимости  на статью «Коммерческие расходы», хотя их численность и фонд  зарплаты включается в промышленно-производственный персонал. В графу 6 заносят отчисления на социальные нужды по вышеупомянутой зарплате (42,8+2,9)*34% = 11,88 тыс. руб. Всего – 57,58 тыс. руб.
         Далее составляется основная  форма.
Смета затрат на производство
Таблица 14
         В смете помимо расходов на  производство продукции (строки  с 1 по 8) справочно указываются  в комплексной статье коммерческие  расходы (без расшифровки по  элементам затрат) (строка 11) и определяется  полная себестоимость товарной  продукции, которая должна совпадать с показателем, указанным в сводном плане себестоимости (графа 19 Таблица 1).
         По смете затрат на производство  определяется структура себестоимости.  Структура себестоимости – это  соотношение отдельных элементов  себестоимости в общей сумме затрат. Структуру себестоимости определяют как по производственной, так и по полной себестоимости.
         Таким образом, рассматривая структуру  себестоимости, видно, что хлебопекарное  производство относится к материалоемким  отраслям промышленности, поскольку затраты по 1-ой статье Сметы в структуре себестоимости имеют наибольший процент.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     Формирование  рыночной экономики обуславливает  развитие анализа на уровне отдельных  предприятий и их внутренних структурных  подразделений, т.к. эти звенья (при любой  форме собственности) составляют основу  рыночной экономики.
      Формирование  затрат производства, их учет имеют  важное значение для предпринимательской  деятельности организаций. Это важно  не только во взаимосвязи с действующим  в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом себестоимости в системе организации производства.
      Себестоимость продукции определяется как стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Под другими в современных условиях понимают, в частности, транспортный налог, налог на пользователей автодорог и иные налоги, а также отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
     Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи  с показателями эффективности  производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит  от изменений  условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькульрования – самими предприятиями.
      Таким образом, важнейшим показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции.  От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
      В данной работе произведен расчет себестоимости  хлебобулочной продукции, составлена смета затрат на производство.
      Для данного вида продукции «Хлеб  ржано-пшеничный, 0,8 кг» производственная себестоимость составляет 2355,36 тыс. руб. Полная себестоимость производимого объема продукции составляет 2573,04 тыс. руб. Объем производимого хлеба составляет 11859 т в год. Плановый рост себестоимости составил 39%.
      Можно выделить следующие основные направления  снижения себестоимости продукции предприятия: 
      1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой,  прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных  процессов; улучшение использования  и применение новых видов сырья  и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. 
      2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение  себестоимости может произойти  в результате изменения в организации  производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. 
      3. Изменение объема и структуры  продукции может привести к  относительному уменьшению условно-постоянных  расходов (кроме амортизации), амортизационных  отчислений, изменению номенклатуры  и ассортимента продукции, повышению  ее качества. С увеличением объема производства количество условно-постоянных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.