Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Оценка эффективности инновационной политики государства

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Государственная инновационная политика………………………………..7
      Место и роль инновационной политики в экономике……………………..7
      Меры воздействия  государства в области инновации…………………...10
      Государственная инновационная политика на Западе…………………....11
        Административно-ведомственная форма инновации………………….12
        Национальные программы инновации на Западе………………………15
      Налоговые льготы в области инновации на Западе………………………..16
      Влияние инноваций на социальную стабильность………………………...17
Глава 2.  Стратегия  государственных инноваций……………………………………21
     2.1.    Концепция стратегии инноваций……………………………………………21
     2.2.    Стратегия инновационного менеджмента………………………………….22
          2.2.1. Стратегия активного вмешательства…………………………………….23
          2.2.2. Стратегия децентрализованного  регулирования………………………..23
    2.3.      Инновационные стратегии и практика  инновационной деятельности в  России…………………………………………………………………………………...24
Глава 3. Влияние  инноваций в государственной  инновационной политике………30
      3.1.    Влияние инноваций на конкурентов………………………………………...30
      3.2.    Экономическое содержание инноваций……………………………………..31
      3.2.1. Оценка  эффективности инноваций………………………………………31
      3.2.2. Подход  к оценке инноваций в условиях  рыночной экономики………..36
     3.2.3. Период окупаемости и оценка  эффективности государственной  инновационной политики……………………………………………………………...37
      3.2.4. Влияние  инноваций на окружающую среду…………………………….39
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список  использованной  литературы…………………………………………………44 
 

Введение
    Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие  для предпринимательских кругов России.
    В прошлом в СССР и других социалистических странах введение нового идей и связанными с ними технологий, а также научно-исследовательских  работ (НИОКР) осуществлялось в основном методами государственного вмешательства (планирования) и, естественно, централизованного  бюджетного финансирования.
    В современных условиях хозяйствования, когда частная собственность  на средства производства является доминирующей в производстве, простом и расширенном  воспроизводстве предшествующие механизмы  социалистического строя внедрения  нового продукта (в том числе интеллектуальной собственности), уже не работают, а  новые только реально формируются. Следует отметить, что в капиталистическом  обществе новая потребительская  стоимость была, есть и будет необходимой, всегда востребованной функцией спроса, и, естественно, предложения производства. Однако до своего заданного предела.
    Повторим  общеизвестные слова: принято считать, что понятие нововведение является русским вариантом английского  слова “innovation”- введение новшеств.
    Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое  явление.
    Русское “нововведение” означает процесс  использования новшеств. Таким образом, с момента принятия к распространению  новшество приобретает новое  качество, становится нововведением  или инновацией.
    Американский  экономист Джеймс Брайт высказал мнение, что инновация – это единственный в своем роде процесс, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
    Профессор Портников Б.А. считает, что инноватика - это область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации реализации накопленных достижений (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых товаров (услуг) с новыми качествами.(1) На его взгляд, инноватика как научное направление и учебная дисциплина, только формируется и систематизируется в Российской Федерации и странах СНГ.
    Особую  остроту тематике государственной  инновационной политике придает  то, что в условиях общего подъёма, переживаемого в настоящее время  развитием экономики, Россия имеет  уже свои собственные приоритеты, концентрирующихся исключительно  в интересах собственников топливно-энергетического  комплекса.
    Целью данной работы является анализ государственной инновационной политики, который позволит оценить её преимущества перед другими экономическими направлениями развития в области увеличения национального дохода страны.
    Задачи  данного исследования состоят в следующем:
    1. определить место и роль инновационной  политики в экономике страны;
    2. проанализировать инновационную  государственную политику на  Западе и в России и сделать  соответствующие выводы;
    3. найти закономерность влияния  инноваций на социальную стабильность  общества;
    4. зафиксировать рамки стратегии  инновационного менеджмента и  его некоторые формы, в частности  – стратегию активного вмешательства  и стратегию децентрализованного  регулирования - для эффективности  политики государственной инновации; 
    5. описать влияние инновации на  конкуренцию в экономике; 
    6. произвести оценку эффективности  государственных инноваций. 
    С учётом вышеперечисленных пунктов, «Введение» принимает форму соответствия поставленной цели и решения, перечисленных  задач.
    Так, в частности, «получается, что инновационная  деятельность направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшение производимого  продукта, придания ему свойства товара, то есть потребительской стоимости, способа его производства и удовлетворение потребностей общества исключительно в новых товарах и услугах. И для улучшения благосостояния общества роль государства в регулировании инноваций как никогда высока. Инновационный процесс не мыслим без финансирования и инвестирования нового разработанного товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая, широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта, где самоокупаемость выступает уже как результат многофакторной функции государственного и частного производства, направленного на увеличение национального дохода. Вопросы государственной инновационной политики представляют сейчас более чем актуальную и злободневную тему исследований в увеличении общегосударственной эффективности экономики, то есть росту таких показателей, как капиталоотдача, фондоотдача, производительности труда и оптимизации инвестиций.
    Именно  поэтому инновации могут и  должны подвергаться государственному регулированию в пределах заданных правительственных программ (целевых  функций). На исследование данных вопросов».
    В параграф «3.2.2.Подход к оценке инноваций в условиях рыночной экономики» на мой взгляд, резонно отразить данный вопрос именно в условиях рыночной экономики имеет право на перспективные выводы особенно как с точки зрения поддержки инновационной политики промышленно-развитыми странами, являющимися апологетами рынка и свободной конкуренции, так и тем более государствами, проводящими экспансионистскую денежно-кредитную политику, например, Иран.
    Разница между первой и второй группой  представляет не просто конкуренцию  интеллектуальных идей для развития экономики страны, но и объединительную  концепцию, когда поддержка государства  – в первом случае через научно-исследовательские  фонды, а во втором финансирование из бюджета – должны в принципе давать один и тот же результат: повышение  национального благосостояния. Так, в частности, Исламская республика Иран сумела наладить производство собственного автотранспорта, овладеть ракетостроением и выйти на передовые позиции в области расщепления атомного ядра.
    В свою очередь США сумели овладеть техническим производством так  называемой «внеземной технологией» и  вплотную подойти к вопросу управляемой  термоядерной реакцией.
    Прибыль, которая подвергается налогообложению, растёт исключительно на основе самых  совершенных технологий, являющихся порождениями именно инновационных  процессов. Поэтому государство  заинтересованно в создании такой  системы, где инновационные процессы, инновационный менеджмент могли  бы регулироваться оптимально, то есть при заданных ограничениях получать максимальное отчисление в бюджет. Кроме того, вопросы финансирование в этом случае становятся именно государственной  категорией, что несёт в себе сущность законодательной как активности, так и исполнительности.
    Поясним подробнее. Инновационная индустрия - это система взаимодействия собственно инноваторов, т.е. людей, занимающихся созданием новых идей научного и  технического плана и частично их реализацией, а также инвесторов, товаропроизводителей разработанной  конкурентоспособной продукции  или услуг и развитой именно научной  инфраструктуры.
    Вот и получается, что инновационная  деятельность направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшение производимого  продукта, придания ему свойства товара, то есть потребительской стоимости, способа его производства и удовлетворение потребностей общества исключительно  в новых товарах и услугах. И для улучшения благосостояния общества роль государства в регулировании  инноваций как никогда высока.
    Но  сам инновационный процесс - это широкое понятие, и может быть рассмотрен с различных позиций.
    Во-первых, его можно рассматривать как  параллельно последовательное осуществление  научно- исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга.
    Во-вторых, его нужно воспринимать как временные  этапы жизненного цикла нововведения, которые функции потребительского свойства преобразовывают в меновую  стоимость.
    В-третьих, инновационный процесс не мыслим без финансирования и инвестирования нового разработанного товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая, широко распространенного в  хозяйственной практике инвестиционного  проекта, где самоокупаемость выступает  уже как результат многофакторной функции государственного и частного производства, направленного на увеличение национального дохода.
    Вопросы государственной инновационной  политики представляют сейчас более  чем актуальную и злободневную тему исследований в увеличении общегосударственной  эффективности экономики, то есть росту  таких показателей, как капиталоотдача, фондоотдача, производительности труда  и оптимизации инвестиций.
    Именно  поэтому инновации могут и  должны подвергаться государственному регулированию в пределах заданных правительственных программ (целевых  функций).
    На  исследование данных вопросов и направлена эта работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Государственная  инновационная политика
      Место и роль инновационной политики в экономике
    Государственная инновационная политика – это  вмешательство государства в  научно-исследовательскую деятельность как промышленно-развитых производственно-финансовых групп и объединений, средних  и малых предприятий, так и  отдельных учёных и исследователей во всех областях науки и техники (включая и гуманитарные сферы) в  виде распределения заказов и  коммерческих грандов на основе приоритетов  экономической эффективности народного  хозяйства, направленных на повышение  благосостояние своего общества.
    Место и роль инновационной политики в  структуре регулирования экономики  государством определяются особенностями  инновационного процесса как объекта  управления. Этот процесс в большей  степени, чем другие элементы научно-технического прогресса (НТП), связан с товарно-денежными  отношениями и со всеми стадии его реализации.
    Данное  обстоятельство вполне убедительно  проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран, включая и Россию. Основная масса инновационных заказов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и, следовательно, коммерческих задач компаний, добивающихся высокой прибыльности.
    В настоящий момент времени практически  все промышленно-развитые государства  мира перешли на государственное  участие инновационной политики. Это относится в разных формах и к России. Но следует подчеркнуть: в этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена только практический коммерческий результат.
    Сама  идея, дающая ей толчок, имеет исключительно  меркантильное содержание: это уже  не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске, необходимость выживания даже простого воспроизводства. В практической направленности инновационной идеи и состоит  ее притягательная сила для капиталистических  компаний. Однако следует отметить, что государственная политика инноваций считает экономический эффект уже на перспективу, а не на сиюминутный момент времени, что свойственно малым и средним предприятиям.
    Так исследования космического пространства, вопросы энергетической безопасности – (управляемая термоядерная реакция) – борьба со злокачественными образованиями  в человеческом организме, вопросы  обороноспособности финансируются  в основной массе из государственного бюджета. И критерием оценки перспективности  выбираемой программы исследований могут быть совсем иные показатели, чем у производств с частной  собственностью. Например, создание самолёта F-111 стало возможным только при  участии государственных заказов, так же как и решение вопросов спутниковой связи и космического шпионажа.
    Приступая к разработке и осуществлению  идеи создания новой потребительской  стоимости, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала.
    Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит  в том, что она связана с  резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой  идеи в новом продукте достигает  только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней  стадии массового производства и  массовых продаж.
    Американский  специалист в области инноваций  Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%.(2)
    Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет  крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал  в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может  при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче  отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.
    Какие же причины заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Отметим, что для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) такие факторы могут быть подразделены на внутренние и внешние, на так называемую объективную и субъективную природу, когда личные связи позволяют получать государственные заказы, минуя тендеры и прочие конкурсные фильтры отбора. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина).
    Набор внутренних побудительных мотивов  инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять  решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной  малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке.
    Однако  зачастую внутренние причины оказываются  недостаточно весомыми. Многим компаниям  свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные  монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных  мотивов к риску, связанному с  инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные  соответствующими мерами экономической  политики государства.
    Государственная инновационная политика в промышленно  развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.
    В целом роль государства в области  поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту  перечисления, к следующим моментам:
    - государство способствует развитию  науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных  кадров (основной источник инновационных  идей);
    - в рамках большинства правительственных  ведомств существуют разнообразные  программы, направленные на повышение  инновационной активности бизнеса; 
    - государственные заказы, преимущественно  в форме контрактов, на проведение  НИОКР обеспечивают начальный  спрос на многие новшества,  которые затем находят широкое  применение в экономике страны;
    - фискальные и прочие элементы  государственного регулирования  формируют стимулирующее воздействие  внешней среды, которые обусловливают  эффективность и необходимость  инновационных решений отдельных  фирм;
    - государство выступает в роли  посредника в деле организации  эффективного взаимодействия академической  и прикладной науки, стимулирует  кооперацию в области НИОКР  промышленных корпораций и университетов. 
1.2. Меры воздействия государства в области инновации
    Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. (Последний фактор был всегда избирательной точкой исследований Лассаля в области благосостояния общества через инновации и налогообложения). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.
    Как правило, в период экономического спада  характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической  политике, предполагающего чрезвычайно  активное вмешательство государства  в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет  верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыночных сил.
    В настоящее время экономисты по степени  активности вмешательства государства  в экономику выделяют три группы стран:
    - в первой возобладала концепция  необходимости активного вмешательства  государства в управление экономикой (Япония и Франция);
    - вторая характеризуется преобладающим  упором на рыночные отношения  (США, Великобритания);
    - третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в  том числе и инновационной,  политике. Государственное регулирование  сочетается с низкой степенью  централизации государственного  аппарата, используются косвенные  методы воздействия при развитой  системе согласования интересов  правительства и бизнеса.
1.3.Государственнная инновационная политика на Западе
    Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
    Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в  разных странах, хотя и подчинена  одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
    Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования  экономики определяются особенностями  инновационного процесса как объекта  управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, опосредующими  все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске.
    В практической направленности инновационной  идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Государственная инновационная  политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления  инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между  сферой "чистой" (академической) науки  и задачами производства.
    В целом роль государства в области  поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту  перечисления, к следующим моментам:
    - государство способствует развитию  науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных  кадров (основной источник инновационных  идей);
    - в рамках большинства правительственных  ведомств существуют разнообразные  программы, направленные на повышение  инновационной активности бизнеса;
    - государственные заказы, преимущественно  в форме контрактов, на проведение  НИОКР обеспечивают начальный  спрос на многие новшества,  которые затем находят широкое  применение в экономике страны;
    - фискальные и прочие элементы  государственного регулирования  формируют стимулирующее воздействие  внешней среды, которые обусловливают  эффективность и необходимость  инновационных решений отдельных  фирм;
    - государство выступает в роли  посредника в деле организации  эффективного взаимодействия академической  и прикладной науки, стимулирует  кооперацию в области НИОКР  промышленных корпораций и университетов.
    Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. 

1.3.1. Административно-ведомственная форма инновации
    Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого  в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям.
    Так, в США в 1980 г. был принят закон  Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.
    В 2006 году Министерство Обороны США\Department of Defense истратит на научно-исследовательские программы $72.5 млрд., в 2007 году -$74.1 млрд., в 2008 году - $75.1 млрд., в 2009 - $75.8 млрд. 41% всех научных исследований и разработок создается в США. В 2006 году американские компании потратили на научно-исследовательские работы 41.3% от общего числа средств, выделенных на эти цели коммерческими структурами мира.
    В число десяти стран, чьи фирмы  наиболее активны на этом поприще, также  вошли: Япония (19.5% от общемировых затрат), Германия (10.3%), Франция (5.7%), Великобритания (5.3%), Швейцария (3.6%), Южная Корея (2.9%), Нидерланды (2.2%), Швеция (1.7%) и Финляндия (1.3%). На долю всех остальных государств мира (точнее на долю их компаний) приходится лишь 6.2%.
    Наиболее  значительные средства вкладываются в  разработку новой техники, медикаментов, автомобилей, электроники и программного обеспечения. В первую десятку компаний, которые в 2006 году потратили наибольшее количество средств на науку и  инновации, вошли: Ford (производство автомобилей, США), Pfizer (фармацевтика, США), General Motors (производство автомобилей, США), Daimler Chrysler (производство автомобилей, Германия), Microsoft (программное обеспечение, США), Toyota (производство автомобилей, Япония), Johnson&Johnson (фармацевтика, США), Siemens (электроника, Германия), Samsung Electronics (электроника, Южная Корея) и GlaxoSmithKline (фармацевтика, Великобритания).
    В числе 1250 компаний, обладающих крупнейшими  бюджетами научных исследований, фирмы из постсоветских государств не вошли. Многолетние наблюдения показывают, что компании, вкладывающие много  сил и средств в научно-техническое  развитие, как правило, показывают лучшие результаты работы.
    Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том  числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных товаров и услуг, фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений и т.д.
    Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений - договоров  между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает  в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком).
    В договоре четко предусматриваются  сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства  и экономические санкции. В США  таким образом финансируются 77% федеральных  затрат на НИОКР.
    Особое  место в системе "прямых" мер  воздействия государства на инновационный  бизнес занимают мероприятия, стимулирующие  кооперацию промышленных корпораций в  области НИОКР и кооперацию университетов  с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований.
    В этом направлении государственной  инновационной политики отчетливо  проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.  

1.3.2. Национальные программы инновации на Западе
    Государственная поддержка создания таких организационных  формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно  в виде специальных программ различных  правительственных ведомств (в США  это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ  осуществляет четыре программы по организации  сотрудничества научно-исследовательских  учреждений и промышленных фирм США.
    Первая  из них "Промышленно-университетские  кооперативные исследовательские  центры" - реализуется с 1973 г. Она  предусматривает создание кооперативных  университетских промышленных центров  на базе разработки и реализации крупный  исследовательской программы, в  которой участвует несколько  промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них  были организованы целиком на средства ННФ. В 2006 году их насчитывалось около 8000.
    Вторая  программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских  проектов, финансируемых ННФ в  интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской  работе ННФ предоставляет субсидии.
    Третья  программа ставит своей задачей  предоставление финансовой помощи отдельным  лицам или фирмам в сфере мелкого  бизнеса, обязующимся в течение  полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
    Наконец, цель четвертой программы состоит  в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки  совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
    Косвенные методы, используемые в государственной  инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического  климата для новаторской деятельности.
1.4. Налоговые льготы в области инноваций на Западе
    Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей  прибыли. Склонность к предпринимательству  вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения  прибыли.
    Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б. Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает".(5) Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли.
    В США система налоговых льгот  на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая  скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью  налогоплательщика, из суммы облагаемого  налогом дохода.
    До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее  время - 20%. Подсчитано, что в целом  амортизационные и налоговые  льготы покрывают в среднем в  США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР. Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику.
    Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей  на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию  автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В. Л. Сажина, "инновационную  ренту" т.е. плату за пользование  его изобретением.
    Такое положение, в конечном счете, положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.
    Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США  администрация Р. Рейгана ввела  стопроцентный налог на некоторые  виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано  повышением импорта электронных  изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров  на 16,9%.
1.5. Влияние инноваций на социальную стабильность
    Это осуществляется в виде создания социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся  этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами  этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови  в организме человека.
    При всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов  во всех промышленно развитых странах  прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную  политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность  инновационной политики со всеми  видами государственной экономической  политики вообще; это проявляется  в использовании единых экономических  инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.
    Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение  инновационных идей, инициирует начальный  спрос на результаты инновационных  процессов, способствует привлечению  в инновационный бизнес финансово-кредитных  средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций  экономический и политический климат.
    Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой  степени риска и т.д.
    Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь  сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и  в сфере инноваций. Вследствие этого  возникает необходимость сосредоточивать  национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых  страна может добиться лидирующего  положения на мировом рынке. В  частности, выделяют американскую и  японскую модели инновационной политики.
    Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения  особой области, в последнее время  это военная технология, куда государство  вкладывает средства и тем самым  обеспечивает ее технологический приоритет.
    Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при  этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства  больших танкеров была заменена в  роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном  уровне определяются технологические  преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
    С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной  экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы  ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого  бизнеса; прямое финансирование предприятий  для поощрения нововведений в  областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки  и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере  инновационного бизнеса.
    Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная  политика находит логическое завершение в выработке координационных  мероприятий, стимулирующих инновационный  бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европейском  объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ).
    Регламент освобождает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчиняя их единым правилам сообщества и создавая, таким образом, благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними. Принятие плана "развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример координации в сфере инновационной политики стран ЕС.
    Основной  целью этого документа является ускорение и упрощение процессов  воплощения результатов научных  исследований в готовых продуктах  на национальном и наднациональном  уровне, а также содействие распространению  инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает  создание "консультационных служб  по передаче технологии и управлению инновациями" - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне.
    Второй  раздел документа посвящен координации  национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности  и исключения дублирования работ  в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны  в третьем разделе плана, предусматривающем  совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов.
    Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению  инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция). С 1988 г. действует программа "Вэлью", ориентированная на распространение и использование в ЕС результатов НИОКР.
    Осознание в Сообществе важности координационных  мероприятий в инновационной  сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием к 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обострит конкуренцию, упростит доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической  области.
    Обращение государств с традиционно развитыми  рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инновационной  деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину  государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций.
    Рыночные  ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую  ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые  обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными  инновационные идеи, заключающие  в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня).
    Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика промышленно развитых капиталистических стран для создания социальной стабильности в обществе с помощью инноваций.
Глава 2. Стратегия государственных инноваций
2.1.Концепция стратегии инноваций
    Концепция поведения компании, Innovation strategy (Стратегия инноваций), развитие которой основано на новых технологиях и производстве новых продуктов, и будет представлять собой стратегию инноваций.
    По  западной классификации, фирмы делятся  на так называемых: Разведчиков (те, кто лидирует по технологиям, в рыночном развитии и коммерциализации, даже при обстоятельствах, что отдельный продукт не приносит прибыли), Аналитиков (апологетов Разведчиков). Их отличает прагматический подход к делу: производство поставлено так, чтобы в краткие сроки наладить выпуск «имитации» свежей новинки, разработанной Разведчиками, быстро пустить ее в оборот и начать получать прибыль. При этом они позволяют разработчикам продолжать дальше исследовать свой новый вид продукции).
    Третий  тип – Защитники. Это те, кто, выпуская на рынок новый продукт, готовятся  любыми методами и до конца отстаивать свое право на него.
2.2. Стратегия инновационного менеджмента
    В настоящее время Россия переживает подъем новаторства (в первую очередь  на предприятиях оборонного комплекса).
    На  смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развитие новых организационных  форм хозяйствования и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок  труда и т.д. В этих условиях буквально  вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного Акционерного Общества в сфере малого бизнеса.
    В бывших социалистических странах вместо понятия “инновационный менеджмент”  использовалось понятие «управления  НТП или внедрение достижений науки и техники в производство», что характерно для централизованно  управляемой технологии. В рыночных условиях хозяйствования, где организации на основании частной собственности имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении без окупаемости на перспективу вообще и сиюминутной прибыли в частности не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется разница в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
    Процесс введения новшества на рынок принято  называть процессом научно-промышленной эффективности.
    Период  времени между появлением новшества  и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным  лагом. Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они  выступают как нововведения. С  научной точки зрения получение  дохода от нововведения в его промышленной фазе называется автокорреляционной прибылью, так как на её присутствие требуется определённый срок научного, лабораторного и промышленного освоения.
    Известно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). На первое место выдвигаются, естественно, финансовые возможности, без которых масштабность проекта будет иметь самое  минимальное реальное существование  во времени.
2.2.1. Стратегия активного вмешательства
    При осуществлении стратегии активного  вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную  деятельность главными определяющими  факторами экономического роста  национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.
    Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные связи  между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство  не только выполняет ориентирующие  функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов.
    Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы  и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные  НИОКР, активизирует инновационную  деятельность в Японии, Франции, Нидерландах  и других странах.
2.2.2. Стратегия децентрализованного регулирования
    Стратегия децентрализованного регулирования  более сложный механизм участия  государства в научной и инновационной  сфере. Государство, использующее эту  стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие  директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства. Например, государство предлагает в  экономической сфере, созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения.
    При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы  инновационной активности. Данная стратегия  реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.
2.3. Инновационные стратегии и практика инновационной деятельности
в России
    Рассмотрим  проблемы стратегий инноваций в  их внедрении на современном предприятии. Главным аспектом рассмотрения будет  технология реализации инновационного замысла. Далеко не все идеи управленцев  плодотворны, но те немногие из них, которые  имеют в себе здравую идею, очень  редко реализуются. Поэтому, подобный опыт требует самого тщательного  рассмотрения.
    Обычной формой реализации замысла в управленческой практике является план или нечто  подобное. Но с момента развала  централизованной экономики роль планирования, да и вообще осмысленной деятельности в рамках предприятия существенно  ослабла. Созданная экономическая  система «новой реформы» в России первоначально произвела (бартер, кризисы, отсутствие реально работающего  законодательства и т.п.) нормой жизни  и долговременные планы, скорее выглядят как необоснованное прожектерство.
    Самый яркий пример это кризис 17 августа 1998 г., который одним дал существенные преимущества, а другим подорвал почти  законченные проекты. У последних  под угрозой оказались не только текущие планы, но и перспективные.
    Именно  тогда говорить об инновациях на перспективу  было вообще не только не реально, но и  профессионально непригодно. Именно поэтому определять стратегию современных  российских предприятий, как законченный  перспективный план, в который  на основе концептуальной идеи внесены  глобальные перспективные цели и  принципиально определенные решения, по их достижению, исходя из опыта, нельзя.
    Для разработки подобных планов нет ни опыта, ни возможности. То, что может  сегодня называться стратегией на предприятиях, чаще всего имеет вид практик  в соединении с кратко- и среднесрочным  планированием. Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла федеральный закон "Об инновационной деятельности и о  государственной инновационной  политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика".
    Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной  политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной  деятельности. Принятый федеральный  закон направлен на регулирование  государственной поддержки инновационной  деятельности, как сказано в законе: «в научно-технической и производственно-технологической  сферах».
    Хотя  в Федеральном Законе о науке  и государственной научно-технической  политике, от 1996 года (в ред. Федеральных  законов от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ, от 03.01.2000 N 41-ФЗ) в 4-ой главе «Формирование  и реализация государственной научно-технической  политики» в статье 11 «Основные  цели и принципы государственной  научно - технической политики» сказано:
    1. Основными целями государственной научно - технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
    Далее: государство осуществляет стимулирование научной, научно - технической и инновационной  деятельности через систему экономических  и иных льгот; развитие научной, научно - технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур; стимулирование научной, научно - технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно - технического потенциала.(4)
    Проблема  закрытости. Перед тем, как непосредственно  перейти к описанию управленческих стратегий в области инноваций  хотелось бы обратить внимание на одну проблему, имеющую отношение к  исследуемой проблеме. Речь идет о  закрытости многих предприятий, где  есть инновации.
    На  предварительной стадии исследования обычно определяется набор возможных  предприятий для исследования. Информация собирается. Как правило, из трех источников – прессы, от экспертов и из личного  знания предприятий. Однако первые же попытки установить контакт, встретили  серьезное нежелание руководства  предприятий пускать к себе исследовательские  группы. Были и прямые отказы, когда, ознакомившись с программой исследования, руководитель говорил твердое «нет». Были и скрытые отказы, когда, дав формальное согласие, руководители сами или через своих представителей, саботировали встречи, срывали работу, намекали на несвоевременность или на нежелание участвовать в исследовании. Подобные ситуации возникали у разных групп. Причем, сопротивление было настолько сильным, что не помогали даже рекомендации авторитетных лиц и организаций, оказывавших содействие исследованию. На некоторых предприятиях, попавших в выборку, сценарий развивался по такому же принципу, для чего приходится заниматься аналитической работой. Проанализировав причины такого поведения руководителей предприятий, исследователи приходят к выводу, что это имеет определенное отношение к теме исследования, и характеризует ситуацию внедрения инноваций.
    Основным  мотивом для запрета является боязнь выдать информацию во внешнюю  среду. Для многих руководителей  интерес исследователей к их предприятию  был сродни интересу налоговых, криминальных или других внешних и недружественных  структур. Еще одним мотивом была боязнь промышленного шпионажа, что можно отнести к влиянию инноваций на конкурентно способность. Такая закрытость во многом обусловлена социально-экономической обстановкой. Действия властей в области фискальной политики, травля нелояльных предпринимателей и лоббирование «своих» компаний и определяют такое поведение руководителей. Боязнь продемонстрировать свой успех очень велика. Достижение даже небольших успехов дается столь большим трудом, и они столь непрочны, что любой интерес воспринимается как угроза. При этом способность властей и криминалитета к разрушительным действиям действительно велика. Нужно либо дружить с теми, кто обладает разрушительными возможностями, либо оставаться незаметным для них. Таким образом, возникает эффект «замка на песке» - сколь бы значительно предприятие ни продвинулось, сколь бы ни велика была конкурентоспособность производимой продукции, все это может рухнуть в один момент из-за действия таких внеэкономических факторов, как немилость властей или «криминальный наезд». Даже если предприятие ввяжется в судебное разбирательство по поводу незаконности претензий властей и победит в нем, это займет несколько месяцев, и возникший ущерб (потеря заказов, средств, кадров, поставщиков и т.п.) наверняка будет невосполним.
    Поэтому, говоря об инновационных стратегиях, следует выделять начальный замысел, которым руководствуется руководство  предприятий и реальные действия, связанные с инновационным процессом. Если говорить о реальных действиях, то они подчиняются одной логике – захват рынков. Какими бы соображениями ни руководствовались инициаторы инноваций в итоге они выходят на один и тот же способ действий – захватывать одну или несколько ниш на рынке. Одни к этому приходят осознанно. Например, на кемеровском Мехзаводе четко говорят об осознании бесперспективности выпуска традиционной продукции и о поиске новой, незанятой рыночной ниши – производстве дорожной техники. Затем осуществляется экспансия, в рамках имеющихся возможностей. В других случаях цель была не столь далекой и осознанной и ограничивалась идеей улучшения производства. А уж потом, по мере его совершенствования ставилась задача эффективного сбыта и завоевания своего места на рынке. Чаще всего это было связано с практикой приобретения и установки оборудования, задачи весьма сложной и непростой и, судя по всему, многие руководители в силу своей технократичности, рассчитывали, что остальные проблемы решатся автоматически. Но после установки и запуска оборудования они приходили к понимаю проблемы сбыта, места на рынке, выработки рыночной стратегии и т.п. Не всегда их действия были провальными и они по ходу дела находили довольно удачные схемы закрепления на рынке. Пример «Котломаша» именно таков, начали без знания рынков опираясь на «классовое предпринимательское чутье» и, в конце концов, нашли себе и рынок и потребителей и партнеров, хотя вначале схема выглядела совсем по-иному. Даже «социальная инновация», которая затевается для сохранения коллектива (химзавод «Таблетка»), вышла, в итоге, на эту же проблему – где сбывать свою продукцию. Начальное простое решение - производить дешевые, простые, широко используемые лекарства – диктовалось необходимостью быстрых и решительных изменений на предприятии. Но проблема усложнения выпускаемой продукции (переход к сложно компонентным лекарствам) сталкивается не только с низкой уровнем технологии, но и с проблемами сбыта.
    Наконец, третий вариант действий связан с  провалом инновации. Неудача обусловливается  только одной причиной – нет сбыта  продукции. Идеальный пример – завод  «Пластмасса». Без реального сбыта  не выживает даже самое современное  производство. Производство пресс-форм выглядело крайне привлекательным  и продуманным изменением, кроме  уникального оборудования были подобраны  перспективные и подготовленные работники, найдена организационная  форма. Но масштабная и впечатляющая инновация не дала ни быстрой, ни замедленной  прибыли и начались потери – сначала  уходят работники, потом разваливается  производство. Там же, на «Пластмассе» делалась попытка организовать производство пиломатериалов, которая тоже провалилась  из-за отсутствия сбыта. Похоже, что  на «Пластмассе» проблема сбыта плохо  понимается руководством этого предприятия. Они планируют только процессы приобретения, установки и запуска оборудования, но этого, как показывает практика, явно недостаточно. Нужно высказать  и такое предположение: если бы все  руководители хорошо представляли себе все количество проблем, с которым им придется столкнуться, приобретая «по случаю» оборудование, может они бы и не начинали свое обновление.
    Таким образом, можно выделить три типа деятельности управленцев при внедрении  инновации. Первый тип это запрограммированная  инновация, в ходе которой реализуется  продуманная комплексная инновационная  программа. Такая инновация имеет  следующие особенности: наличие  более или менее четкой программы  в форме бизнес-планов, перспективных  программ и т.п.
    Другой  особенностью является комплексность  инновации, которая увязывает различные  аспекты инноваций в единый, взаимообусловленный  процесс изменения технологии, организации  производства, структуры персонала  и т.п. Важно то, что эта комплексность  осознается заранее или очень  быстро, но ко всем изменениям руководство  предприятия готовится предварительно, на основе какого-то плана действий. Это почти идеальный тип и  сюда попадает меньшинство предприятий. Даже названные Мехзавод и фирма «Галс» не могут в полной мере быть причисленными к этому типу. Но у них больше всего оснований быть отнесенными к этому типу.
    Второй  тип, более распространенный – это  тип эволюционной инновации. Эволюционной ее следует назвать потому, что  инновация не является заранее продуманным  процессом, а неким развивающимся  процессом, где одна стадия обусловливает  последующую. Причем, отличием от первого  типа является то, что последующие  стадии не предвидятся, а осознаются по мере возникновения. Схема эволюционной инновации, как правило, такова: сначала  появляется новое оборудование, потом  оно устанавливается и монтируется, затем решается проблема сбыта новой  продукции, совершенствуется структура  производства и, наконец, подбираются  необходимые работники. Разумеется, что эта схема достаточно условная и в отдельных случаях, некоторые  ее этапы имеют различную последовательность, но в большинстве случаев эти  отклонения незначительны.
    Наконец, третий тип это ошибочные или  авантюрные инновации. Их главной особенностью является отсутствие сбыта новой  продукции. Причиной отсутствия сбыта является или изначальная ошибочность планов или резкое ухудшение конъюнктуры на рынке. Но сколь бы продуманными ни были первоначальные планы руководителей, общий неуспех определяется именно этим фактором.
3. Влияние инноваций в государственной инновационной политике
3.1.Влияние инноваций на конкурентов
    Препятствия для инноваций и оценка потенциального влияния усиления конкуренции на изменение инновационной активности предприятия Группа российских исследователей получила результаты, свидетельствующие о неоднозначном влиянии уровня конкуренции на инновационную активность - было эмпирически подтверждено существование так называемой перевернутой “U-образной” кривой, при этом было высказано предположение, что большинство российских фирм находятся в таких условиях, когда дальнейшее усиление конкуренции будет способствовать росту инновационной активности. [Юдаева и др., 2004]
    В этой связи закономерен вопрос: в  какой мере низкая инновационная  активность компаний связана с несовершенством  институтов и в какой с неразвитостью  конкурентной среды? Рассмотрим сначала  вопрос о существующих препятствиях для инновационной деятельности. Можно отметить следующее:
    1.Недостаток собственных финансовых средств, причем вне зависимости от динамики инновационной деятельности;
    2.Отсутствие механизмов налогового стимулирования инноваций, при этом данное препятствие тем более значимо, чем выше динамика инноваций;
    Отдельно  следует указать на такую проблему, как нестабильность условий хозяйствования. Это препятствие представляет собой  существенный барьер для «старта  инноваций» в пассивных фирмах и, в еще большей степени, для  устойчивого роста инноваций.
    В целом, инновационно–активные фирмы  отмечают более широкий спектр препятствий  на пути инноваций, чем инновационно–пассивные. Руководители инновационно-активных фирм чаще требуют налоговых льгот, помощи со стороны государства. Даже на высокое налоговое бремя чаще жалуются руководители именно инновационно-активных компаний, хотя их финансовое положение в целом несколько лучше, чем инновационно-пассивных. Наряду с этим, можно отметить, что далеко не исчерпана проблема нестабильности условий хозяйствования и значительную роль в ее решении может сыграть государство, в том числе путем развития стабильных и прозрачных институтов.
    3. Предприятия, уже находящиеся  в условиях сильной конкуренции, как с зарубежными, так и российскими компаниями, чаще оценивают влияние конкуренции как неоднозначное. Таким образом, усиление конкуренции является важным фактором роста инновационной активности, однако при этом возможен неблагоприятный структурный эффект, связанный с более значительными проблемами для небольшого бизнеса. Необходимо также отметить, что полученные результаты не следует интерпретировать прямолинейно: усиление конкуренции проявляется в росте инновационной активности предприятий в значительной мере через смену (формирование) стратегии развития фирмы. Последнее в значительной мере зависит не только от системы корпоративного управления, менеджмента в фирме, но и от наличия в отрасли инновационного уклада, инновационной среды.
3.2. Экономическое содержание инноваций
3.2.1. Оценка эффективности инноваций
    Проблема  комплексной оценки эффективности  капитальных вложений постоянно  находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков  различных уровней и рангов. И  прежде чем приступить к рассмотрению конкретных методик оценки инновационных  проектов, целесообразно остановиться на некоторых методологических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при этом на современное  состояние и перспективы развития экономики страны. В общем случае проблема оценки эффективности инвестиций возникает перед потенциальным  инвестором, т.е. перед тем хозяйствующим  субъектом, в распоряжении которого находятся капитальные ресурсы, инвестирование которых может принести их собственнику некоторую выгоду.
    Реализации  любого инновационного проекта в  условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных  методических задач:
    1) оценка выгодности каждого из  возможных вариантов осуществления  проекта;
     2) сравнение вариантов и выбор  наилучшего из них.
    Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение  затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления  проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.
    Для стоимостной оценки результатов  и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные  цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного  фактора. Инфляция как повышение  уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем  инфляции. Индекс изменения цен характеризуется  соотношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен.
    При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем  приведения их к ценности в начальном  периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла  инноваций приводит к экономической  неравноценности осуществляемых в  разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется  с помощью так называемого  метода приведенной стоимости, или  дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени  можно принять, например, год начала реализации инноваций.
    Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей  ценностью. С помощью дисконтирования  в финансовых вычислениях учитывается  фактор времени. Идея дисконтирования  состоит в том, что для фирмы  предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.
    Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой  величиной, а издержки производства — это величина, как правило, годовая, то для того чтобы привести их к  единой годовой размерности с  помощью коэффициента экономической  эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных  вложений). Отсюда и появился термин «приведенные затраты».
3i = Сi + Ен Кi = min,
где 3i —  приведенные затраты по каждому  варианту;
Сi — издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;
Ен — норматив эффективности капитальных вложений;
Кi — инвестиции по тому же варианту.
В плановой экономике величина Ен устанавливается централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма, предприятие устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки E, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн.
Виды  эффекта от реализации инноваций
Вид эффекта Факторы, показатели
Экономический Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций.
Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность.
Финансовый Расчет  показателей базируется на финансовых показателях.
Ресурсный
Социальный Показатели  отражают влияние инновации на объем, производства и потребления того или иного вида ресурса.
Экологический Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций. Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. 
    Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно  определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного  вида привлеченных ресурсов.
    Стоимость инноваций для их продавца непосредственно  определяется ожидаемой выгодностью  их продажи. Понятия стоимости и  полезности инноваций в экономическом  смысле идентифицируются во взаимосвязанном  анализе качества и количества:
    а) производимых вещей (продуктов);
    б) выполняемого труда (работ и функций);
    в) изменения издержек производства и  реализации;
    г) изменения объема продаж, доли на рынке, прибыли и других показателей  конкурентности в рамках существующего  спроса.
    Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать  соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете  на единицу всех необходимых и  предполагаемых полезных эффектов создаваемых  продуктов, технических систем, структур.
    Само  понятие "эффективность науки" распространяется на комплекс проблем  оценки научной деятельности в различных  ее аспектах: экономическую эффективность, научно- технический уровень, социальную эффективность и т. д.
    Сравнительно  недавно стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально- политический, научно-технический и экономический. Эти виды эффектов находятся в  определенном единстве, взаимно влияют друг на друга. Результат, получаемый от реализации НИОКР, имеет экономический, социальный или чисто научный  характер.
    Экономическим называется результат, приводящий к  сбережению трудовых, материальных или  природных ресурсов либо позволяющий  увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку.
    Социальным  называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Многие проявления социального  эффекта нельзя измерять прямо или  косвенно, здесь приходится ограничиваться лишь качественными показателями. Чем  значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки. Научный эффект, являющийся результатом ФИ и ПИ, может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Научно-технический эффект является результатом ПИ, ОКР и Ос и может быть оценен через ожидаемый экономический эффект. Исследования показывают: 15% результатов прикладных исследований характеризуются потенциальным экономическим эффектом и 85% — ожидаемым (по дальнейшему использованию ПИ).
    Технический эффект, получаемый в результате освоения ОКР в производстве и эксплуатации в народном хозяйстве, может быть оценен фактическим экономическим эффектом. Результаты Ос на 70% определяются фактическим экономическим эффектом и на 30% — ожидаемым. Техническое совершенствование информации выражается в приросте значений параметров, показателей изделий. Следует заметить, что подобный эффект новой техники закладывается в предшествующей научно-технической информации. На основе указанных видов эффектов попытаемся проанализировать проблемы их оценки, а также методологические подходы возможности оценки.
3.2.2. Подход к оценке инноваций в условиях рыночной экономики
    Если  следовать классическим канонам  теории рыночной экономии, согласно которым  деятельность хозяйствующих субъектов  основана на свободе выбора, а функции  государства сводятся к регулированию  процессов взаимодействия хозяйствующих  субъектов, то напрашивается вывод  о необходимости выделения, по крайней  мере, двух видов критериев эффективности  их деятельности. Во-первых, это локальные критерии эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, которые в рамках внешних ограничений стремятся к получению наибольших выгод в долгосрочной перспективе. Во-вторых, это глобальный критерий эффективности деятельности всей экономической системы, который должен лежать в основе государственной политики, направленной на обеспечение динамичного развития всего общества.
    Признание наличия двух групп неоднородных и противоречивых критериев требует  разработки и различных методов  оценки эффективности инвестиционно-инновационных  проектов, которые в соответствии с принятой классификацией могут  быть названы как макро- и микроэкономическими. Важной отличительной особенностью хозяйствующих субъектов, действующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в целях, которые они преследуют в своей деятельности. Так, государственные органы власти и управления, призванные осуществлять регулирование социально-экономических и политических процессов, должны, очевидно, исходить из глобальных, народнохозяйственных целей развития общества в целом. Здесь нет существенного расхождения с задачами и целями, которые решали государственные органы управления ранее. Различия состоит в основном в способах реализации этих целей.
    В настоящее время приняты следующие  основные показатели эффективности  инновационного проекта (Методические рекомендации по оценке эффективности  инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утверждены Госстроем  России, Министерством экономики  РФ, Министерством финансов РФ и  Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.):
    - коммерческая (финансовая) эффективность, которая учитывает финансовые последствия осуществления проекта для его непосредственных участников;
    - бюджетная эффективность, устанавливающая финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
    - народнохозяйственная экономическая эффективность, которая учитывает затраты и результаты в связи с осуществлением проекта, выходящие за пределы финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение (используется для оценки крупномасштабных проектов, существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России).
    Выделение подобных видов является искусственным  и связано с определением единого  показателя экономической эффективности, но применительно к различным  объектам и уровням экономической  системы. Коммерческая эффективность характеризуется соотношением финансовых затрат и результатов, позволяющих получить требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может определяться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их долевых вкладов. В качестве эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
3.2.3.период окупаемости и оценка эффективности государственной инновационной политики
    Основным  обобщающим показателем экономической  эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение  частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.
    Показатель  экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов  над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления  мероприятий. При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических  нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях.
    Экономический эффект (Э) определяется как разница  между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:
Э = Р - З
    Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных  их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных  фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия  затраты выступают в виде себестоимости  или производственных фондов.
При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем  приведения разновременных затрат и  результатов к одному (единому) моменту  времени, т.е. расчетному году.
    При оценке эффективности организационных  инноваций их подразделяют на две  группы:
    1) нововведения, требующие определенных  дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);
    2) нововведения, не требующие дополнительных  инвестиций.
3.2.4. Влияние инноваций на окружающую среду
    Научно-технические  аспекты инноваций на окружающую среду имеют свои специфические  особенности, которые состоят в  следующем:
    высокая степень востребованности государством вообще и промышленным производством в частности;
    экологическая составляющая должна иметь срок окупаемости, равный нормативам рекультивации;
    как показывают исследования на Западе, начатые с 1970 года (США), инновации должны иметь норму оптимизации с критериями ограничения по охране окружающей среды, главные из которых вода, лесные массивы, воздух и природная среда (ландшафт);
    влияние инноваций на окружающую среду представляют собой многофакторную динамическую модель, изменяющуюся в пространстве и во времени;
    финансирование инновационных экологических проектов осуществляется как государственными программами из бюджета на федеральном и региональном уровне, так и отчислениями из фондов предприятия;
    влияние инноваций на окружающую среду являются совершенно самостоятельным предметом исследований.
    Одном из таких работ следует назвать  диссертацию Лучшевой В.В. «Оценка влияния инноваций на развитие экономики и состояние окружающей среды» (2002 год), где автор подробно проанализировал и вывел модель вышеназванной темы. В качестве примера можно привести разработку проекта и освоения анализатора «ОПТАН-М1» для определения концентрации компонентов в эмульсиях, суспензиях и растворах окружающей среды. Метод основан на объемном анализе отраженного излучения в дискретных диапазонах частот и углов без дополнительного химического и механического воздействия на объект исследования. Отраженные сигналы анализируются способом, позволяющим учесть взаимное влияние концентрации, размеров частиц и температуры объектов.
    Его внедрение шло по стадиям НИОКРа, а затем было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Однако при желании приобрести данную разработку западными компаниями началось финансирование из бюджета и в настоящий момент времени он проходит промышленную апробацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
    Государственная инновационная политика – это  вмешательство государства в  научно-исследовательскую деятельность как промышленно-развитых производственно-финансовых групп и объединений, средних  и малых предприятий, так и  отдельных учёных и исследователей во всех областях науки и техники (включая и гуманитарные сферы) в  виде распределения заказов и  коммерческих грандов на основе приоритетов  экономической эффективности народного  хозяйства, направленных на повышение  благосостояние своего общества.
    В настоящий момент времени практически  все промышленно-развитые государства  мира перешли на государственное  участие инновационной политики. Это относится в разных формах и к России.
    Государственная политика инноваций считает экономический  эффект уже на перспективу, а не на сиюминутный момент времени, что  свойственно малым и средним  предприятиям. Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные.
    Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой.
    Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого  в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям.
    Государственная поддержка создания таких организационных  формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно  в виде специальных программ различных  правительственных ведомств.
      Антитрестовское законодательство, как фактор государственной инновационной  политики, позволяет поддерживать  необходимую жесткость конкурентной  борьбы - важного фактора стимулирования  инновационной активности. Это обстоятельство  в определенной мере обусловливает  направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.
    Рыночные  ориентиры позволяют предприятиям учитывать приоритет инновационным  процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего  максимум прибыли на вложенный акционерами  капитал. При этом могут оказаться  невостребованными инновационные  идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект".
    Стратегии инноваций бывают краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные. Реализация всех перечисленных выше стратегий реальна только в случае экономического просчёта финансовых возможностей, как самого предприятия, так и разработчиков нового вида продукции, гарантом чего должно служить инвестиционная поручительство финансово-промышленной группы.
      Перспективный план освоения  инновации должен содержать в  себе обоснования спроса, внутреннего  и внешнего (межрегионального) рынка,  покупательскую способность потребителя.
    Таким образом, главной особенностью процесса внедрения инноваций является его  реактивность, то есть совпадение оптимизационных  процессов инноваций с запрограммированной  реализацией новой потребительской  стоимости на заданный интервал времени. Все рассчитанные показатели эффективности – отдача на рубль инвестиций, рентабельность, фондоотдача и так далее – должны превышать рассчитанный нормативный уровень. Только в этом случае выбранная стратегия инновации имеет право на существование.
    Государственная инновационная политика - определение  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной  стратегии и механизмов поддержки  приоритетных инновационных программ и проектов.
    Усиление  конкуренции является важным фактором роста инновационной активности, однако при этом возможен неблагоприятный  структурный эффект, связанный с  более значительными проблемами для небольшого бизнеса.
    При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем  приведения их к ценности в начальном  периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны.
    Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей  ценностью. С помощью дисконтирования  в финансовых вычислениях учитывается  фактор времени. Идея дисконтирования  состоит в том, что для фирмы  предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра.
    Социальным  называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Коммерческая эффективность характеризуется соотношением финансовых затрат и результатов, позволяющих получить требуемую норму доходности.
    Государственная инновационная политика имеет существенное влияние на увеличение как эффективности расширенного производства, так и собственно национального дохода страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
1. Основы  инноватики. Под редакцией кандидата технических наук, профессора Б. А. Портникова. - Оренбург: ОГУ, 2007. -144с.
2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 2005
3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. 2006
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ. Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ, от 03.01.2000 N 41-ФЗ)
5. Инновационная политика. Под. Ред. Федосовой Р.Н., Девяткина М.А. Издательство: Экономика. 2007
6. Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. М., Наука, 2006.
7. Инновационные приоритеты государства. Институт мировой экономики и международных отношений РАН — М.: Наука, 2005. 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.