Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особенности межличностных конфликтов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности межличностных конфликтов
Содержание
Введение 
1. Понятие конфликта и его сущность
2. Особенности межличностных  конфликтов
3. Причины межличностных конфликтов
4. Классификация межличностных конфликтов
5. Методы преодоления конфликтов
Заключение

Список  использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
       К самым распространенным психологическим  конфликтам относятся межличностные  конфликты. Они охватывают практически  все  сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном  итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов  управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
       Межличностные конфликты – это конфликты  между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие конфликта и его сущность

       Воспоминания  о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
       Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
       Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.
       Что же такое конфликт?
       Существуют  различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если речь идет о взаимодействии людей.
       Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
       Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
       Наблюдения  показывают, что 80 процентов конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
       Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
       Однако  сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" — их, так называемая, эскалация.
       Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
       Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).
       Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).
       Так что нужно раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения  конфликтов, а научиться правильно  ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.
       Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).
       Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
       Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
       Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
       Нереалистические  конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Например, надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. 

       2. Особенности межличностных   конфликтов 

       Едва  ли  среди нас найдутся те, кому ни разу в жизни не пришлось    участвовать в каком-то конфликте. Иногда человек сам становится инициатором конфликта с одним или несколькими из окружающих  его людей, иногда он оказывается вошедшим с кем-то в конфликт неожиданно для самого себя и даже против собственного желания.
       Нередко бывает и так, что обстоятельства заставляют человека втягиваться в конфликт, разгоревшийся между другими людьми, и ему приходится волей-неволей выступать то ли в качестве арбитра или примирителя спорящих сторон, то ли в роли защитника одной из них, хотя, может быть, ему не хочется ни того, ни другого.
       Во  всех ситуациях такого рода можно заметить два взаимосвязанных аспекта. Первый — это содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия. Второй же — это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Вот эта вторая сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов — в отличие от конфликтов социальных, политических и др.
       В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект.
       Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
       Строгого  определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим  о таком конфликте, то нам сразу  представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.
       Межличностные конфликты имеют свои отличительные  особенности, которые сводятся к следующему.
       1. В межличностных конфликтах противоборство  людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
       2. В межличностных конфликтах проявляется  весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
       3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
       4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
       5. Межличностные конфликты затрагивают  интересы не только конфликтующих,  но и тех, с кем они непосредственно  связаны либо служебными, либо  межличностными отношениями.
       Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.
       Управление  межличностными конфликтами можно  рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.
       В процессе управления межличностными конфликтами  важно учитывать их причины и  факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
       В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
       Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия.
       Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту  как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
       Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия.
       В реальной жизни, когда возникают межличностные конфликты, и мы живем среди них, встречаются самые разные отношения к этому весьма сложному явлению. Одни считают, что любой конфликт — зло, и его необходимо всячески избегать: предупреждать, предотвращать, устранять и т. д. Другие указывают, что конфликты окружают нас повсеместно и, следовательно, просто неизбежны, а потому с ними надо смиряться. Третьи придерживаются мнения, что в конфликтах имеется некоторое позитивное, конструктивное начало, и утверждают, что, как минимум, следует извлекать пользу из их результатов, а то и даже специально проектировать конфликты, чтобы получить полезные результаты. Кто тут прав? Скорее всего, это зависит от конкретных обстоятельств и поведения участников конфликта.
       Можно хотя бы снижать негативные последствия бурных столкновений, а во многих случаях даже использовать заложенную в них энергетику взаимодействия людей в конструктивном плане. Это достигается на основе использования разработанных в конфликтологии и других науках техник и технологий, таких, например, как медиация.
       Межличностные конфликты тесно связаны с  другими типами конфликтов. Очень  часто межличностные конфликты  вытекают из внутриличностных: противоречивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми.
       Часто человек, не находя ответа на волнующие  его проблемы, начинает думать, что  в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате он начинает вести себя (действовать, высказываться) неадекватно. Он  может выдвигать к окружающим несправедливые, но кажущиеся ему справедливыми претензии, приставать к другим людям,  предъявлять к ним неопределенные и неоправданные требования.  Контактирующие с ним люди не очень представляют причины такого, порой совершенно непонятного, поведения, а если оно нарушает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. Таким образом, внутриличностный конфликт перерастает в межличностный.   
       Наряду  с этим межличностные конфликты  включены в столкновения и другого уровня — межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты.
       Когда возникают разногласия и столкновения между группами людей, члены каждой из конфликтующих групп обычно начинают воспринимать членов другой  группы как своих противников. Противопоставление по принципу  «Мы—Они»  переносится с отношений между группами на личные  отношения. В таких случаях межгрупповой конфликт становится  почвой для зарождения и развития межличностных конфликтов.
       С другой стороны, межличностные конфликты  могут разрастаться и затрагивать других людей. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники. А когда конфликт разгорается вокруг вопроса, решение которого как-то сказывается на посторонних лицах или целых организациях, то они тоже начинают принимать в нем участие. В результате конфликт, начавшись как межличностный, становится групповым. 

       3. Причины межличностных конфликтов 

       Во  всяком межличностном конфликте  существуют, как минимум, два участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия.
       Для выявления причин конфликтов нужен  всесторонний и глубокий анализ как  действий, позиций и психологических  особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.
       Увидеть непосредственные причины и источники  межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеются в виду потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости, доброте и др. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты  между людьми.  В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой.
       Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и  мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.
       Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.). В организациях, например, нередко возникают межличностные конфликты по поводу распределения премиального фонда между сотрудниками.   
       Ценностные  конфликты разворачиваются в  области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации у родителей и детей. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на половом диморфизме (различиях в восприятии и реагировании) мужчин и женщин.
       Немалую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация, которая  особенно усиливается в условиях современного кризисного развития общества. Иллюстрацией сложности человеческих взаимоотношений, порождающих конфликты, причины которых трудно объяснить на основе обычной логики, являются «игры», описанные в книгах Э. Берна. Играми Берн называет такие формы общения людей, в которых кто-то из участников руководствуется скрытым и даже неосознаваемым мотивом получить какой-то психологический или социальный «выигрыш».
       Конкретные  причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообразны. Трудно дать их исчерпывающую классификацию — сколько школ и авторов, столько и подходов к решению этой задачи. Причины конфликтов можно классифицировать по различным основаниям. Так, по мнению Н. В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трем группам:
       во-первых, само содержание взаимодействия (совместной деятельности);
       во-вторых, особенности межличностных отношений;
       в-третьих, личностные особенности участников.
       При других основаниях классификации ниточников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления.   
       Представляется  целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов:
       1) ограниченность ресурсов — их качественная и количественная    сторона; 
         2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть,    задания и другие ресурсы;
       3) различия в целях;
       4) различия в представлениях и ценностях;
       5) различия в манере поведения и жизненном опыте;
       6) неудовлетворительные коммуникации;
       7) личностные особенности участников столкновений.   
       Данная  классификация хороша тем, что позволяет  понять источники конфликтов и ту сферу, где они существуют.   
       На  практике при анализе конфликтов весьма полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы  конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.   
       1. Информационные факторы — связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.
       В качестве информационных факторов могут выступать:   
       - неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные       точностью изложения проблемы и истории конфликта;   
    - слухи, невольная дезинформация;   
       - преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
       - ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
       - нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;  
       - интерпретация использованного языка, выражений типа       «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрез   мерно», и т. п.;     
       - посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.   
       2. Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения,  отторгаемые одной из сторон.
       В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:   
    - стремление к превосходству;   
    - проявление агрессивности;  
    - проявление эгоизма.
       В качестве поведенческих факторов могут  выступать случаи, когда кто-либо:
       - угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
       - подрывает нашу самооценку;
       - не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
       - постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
        - ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
       3. Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его  дальнейшего развития.
       Важнейшими  факторами отношений являются:    
    - вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;    
    - важность отношений для каждой из сторон;
       - совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;   
       - различия в образовательном уровне, классовые различия;   
       - история отношений, их длительность, негативный осадок от       прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;   
       - ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.   
       4. Ценностные факторы — относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.   
       Ценности  могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются  как:   
       - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
       - групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
       - способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;   
       - религиозные, культурные, региональные и политические       ценности;   
       - традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном,  о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам,   к сохранению старого, к «статус-кво».
       5. Структурные факторы — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т. п. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств.
       Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве подобных факторов выступают:   
       - власть, система управления;  
       - политические партии и течения;   
       - различные социальные нормы;   
       - право собственности;   
       - религии, системы правосудия, статус, роли, традиции,       «правила игры» и другие стандарты поведения, включая       этические нормы;   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.