Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формирование правового государства в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


    ВВЕДЕНИЕ 

    Данная  курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство». Проблемы правового государства всегда волновали  передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.   
    В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Республика Беларусь – унитарное  демократическое социальное  правовое государство» (ст. 1 Конституции Республики Беларусь). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Республики Беларусь, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.
    В каждую эпоху развития человечества стояла неизменная цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правомерного поведения. Стабильность общества является гарантией его процветания, и поэтому обеспечение этой стабильности представляет собой основную цель государства.
    Правовое  государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была сформирована в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях.
    Сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.
    Тема курсовой работы: «Формирование правового государства в Республике Беларусь».
    Предметом исследования курсовой работы является правовое государство.
    Цель  работы состоит в том, что бы определить, является ли Республика Беларусь правовым государством.
    Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи:
     - рассмотреть историю становления  и развития идеи правового  государства на протяжении существования государства.
     - выявить важнейшие признаки  правового государства и дать  его чёткое определение.
    - отметить несоответствие теории  правового государства с реальностью в Беларуси.
В основу работы положены, во-первых, Конституция  Республики Беларусь, которая является основным законом Республики Беларусь. Конституция регулирует механизм осуществления власти, определяет права человека и гражданина, в ней оговаривается решение национальных вопросов.
    Во-вторых, при написании работы, я изучила научную литературу, в которой поэтапно описывается формирование правового государства в древние времена, в средневековье, в период буржуазных революций и в Новейшее время (Нересесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 286 с.).
    Так же, при выполнен6ии работы были использована следующие источники: Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Издательство «Амалфея», Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов / Дробязко С.Г., Козлов В.С. – Мн.: Амалфея, 2007, изучив эту учебную литературу, я определила основные признаки и черты правового государства, выделила принципы правового государства.
    Из  нормативных правовых актов были изучены законы: «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»,  «О прокуратуре Республики Беларусь»; кодекс «О судоустройстве и статусе судей», в которых непосредственно характеризуется организация и деятельность этих государственных органов. 
    При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
    Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.
    Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в Республике Беларусь?                                                                                                                                
 

 

      
      Становление и развитие идеи правового  государства. 

    Современное правовое государство – как особая теоретическая концепция  и соответствующая практика – имеет долгую и поучительную историю.
    Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX  в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение.
    В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже  в античном мире и в средневековой  Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.
    Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства  группируются вокруг тематики правового  опосредования и формирования политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различие правильных и неправильных  форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений  государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.
    Уже в глубокой древности зарождается идея необходимости действий власти требованиям справедливости. Символическим выражением становится образ богини правосудия, олицетворяющий единение силы и права и справедливости правопорядка, в равной мере обязательного для всех.
    Во  многих древнегреческих мифах отчетливо присутствует возводимая к богам идея справедливого устройства полисной жизни людей. В своих поэмах Гомер противопоставляет справедливость (дике) как принцип общения силе и насилию в человеческих взаимоотношениях.
    Основополагающее значение господства законов в политических делах настойчиво подчеркивали и многие из «семи мудрецов» Древней Греции. Некоторые их низ, будучи правителями или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации   своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку, Солону и другим древнегреческим мудрецам, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса.
    «Повинуйся  законам», - призывал спартанец Хилон, автор знаменитого афоризма «Познай самого себя».
    Одним из «семи мудрецов» был Солон (ок. 638 – 559 гг. до н.э.) – знаменитый афинский реформатор, государственный  деятель и законодатель. Глубокой политико-правовой мудростью отмечен его афоризм «Ничего сверх меры», который тоже был записан на храме в Дельфинах. Именно с законодательных реформ Солона, по оценке Аристотеля, в Афинах «началась демократия».1
    В плане идей правового закона и  правового государства представляет большой интерес положение  Солона о том, что  свои реформы он провел с помощью «власти закона», соединив силу с правом.
    Отмеченная  государственно-правовая идея древних  о единении силы и права была однозначно направлена против представлений о том, будто сила рождает право, сильный всегда прав и т.д.
    Справедливость, право, закон, традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами  насилия, произвола, хаоса. И говоря сегодня о законопослушности, не надо забывать, что имелись в виду священные традиции,   надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы. 
    Такое отношение к законам присутствует, например, и в той гражданской  присяге, которую приносили молодые  жители Афин при достижении совершеннолетия (18 лет). В этой присяге были, в частности, следующие слова: «И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, а также тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один, и вместе со всеми».2
    С  идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских (разумных) основах в VI – V вв. до н.э. выступили Пифагор и пифагорейцы.
    В основу их идей легли такие представления, как сократовское положение о правлении знающих, платоновский проект идеального строя во главе с философами, кантовские категорические императивы философского разума о нормах должествования в сфере морали, права, государства, гегелевская концепция тождества разумного права и государства.
    В общем ряду подобных представлений  особое место занимает негативная марксистская философская трактовка права и государства с позиций историко-материалистической философии.
    Для самих пифагорийцев идеалом был полис, где господствуют справедливые законы.
    Идею  единства полиса и законов развивал Гераклит. Имея в виду божественную, разумную и справедливую природу  полиса и закона, их необходимую  взаимосвязь, Гераклит подчеркивал, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».
    Как «общее дело» членов полиса трактовал  государство Демокрит. При этом он считал искусство управления государством (полисом) «наивысшим из искусств». «Государственные дела, - писал он, - надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ем приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. И государство, идущее по верному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет».3
    Демокрит  отвергал деспотическую власть и  выступал за демократический полис со свободой граждан.
    Светский, человеческий подход к политико-правовым явлениям в V – IV  вв. до н.э. был основательно развит софистами (Протагором, Гриппием, Антифонтом и др.), которые в отличие от своих предшественников стали уделять заметное  внимание месту и роли индивида в политической жизни,  субъективному началу в политике, естественным правам человека в их соотношении с полисным законодательством, социальной трактовке власти и закона как формам выражения интересов различных слоёв и групп общества.
    Идею  господства законов в полисе развивал Сократ и Платон. В своей последней работе «Законы» Платон принципиально противопоставляет  друг другу два вида государства: один, где все зависит от правителя, другой – где и над правителями стоят законы. Выступая за государство законности, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».2
    Концепцию правления разумных законов с  естественноправовых позиций обосновал и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). «Итак, - писал он, - кто требует, чтобы закон властвовал, требует кажется, того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто живое, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они и были наилучшими людьми, напротив, закон – это уравновешенный разум».4 Там, где отсутствует власть закона, там, подчеркивает он, нет места и какой либо форме государственного (полисного строя).
    В трактовке Аристотеля различные  формы политического (государственного) устройства – в силу именно своей политичности – соответствуют принципу справедливости и идее права, т.е. иначе говоря, носят правовой характер.
    В целом разрабатывавшаяся Аристотелем  политическая наука опиралась на естественноправовую трактовку  всех основных проблем полисной жизни (законов и институтов полиса, свободы  его членов, справедливости в их взаимоотношениях и т.д.). Естественноправовой смысл имеет и знаменитое положение Аристотеля о том, что «человек, по природе своей, - существо политическое».2 
    На  современном языке можно сказать, что в учении Аристотеля политичность и юридичность (правовой характер) государства - это одно и тоже, так что его политическая наука, представлявшая собой естественно-правовое учение о государстве и законе (волеустановленном, позитивном праве), содержит в себе исходные идеи правового закона и правовой государственности.
    Существенным достижением древнегреческих мыслителей (Платона, Аристотеля, а затем и Полибия) в этом плане было учение о смешанном правлении как лучшей форме государства.
    Так, у Аристотеля этой лучшей формой государства  является полития,  которая является надлежащим сочетанием («смешением») принципов демократии и олигархии.
    По  существу аристотелевская полития  является теоретической конструкцией политической  формы властвования вообще. В этом плане
она служит как бы эталоном для существующих государственных форм и критерием для определения меры их политичности или неполитичности.
    Полития конструируется Аристотелем с учетом основных максим его этического и политического учения. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».5  
    Величайшим  благом для государства Аристотель считает наличие у  граждан  собственности средней, но достаточной.
    Многочисленный  средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет партийные распри и раздоры.
      В политии, по мысли Аристотеля, средний элемент должен преобладать над крайними элементами или во всяком случае быть сильнее каждого человека в отдельности. Верховная власть должна находиться в руках большинства, а не меньшинства, а число сторонников данного строя должно превышать число его противников в общей массе свободного населения. В политии, как впрочем и в олигархии и демократии, законодатель должен ориентироваться на «средний» элемент данной формы государственного строя.
    Во  всяком государстве, отмечал Аристотель, имеется три элемента: первый –  законосовещательный орган о делах государства,  второй – магистратуры, третий – судебные органы.  Эти три элемента, по его оценке, составляют основу каждого государства, так что само различие государственного строя обусловлено  различной организацией каждого из этих элементов.
    При всей своей значимости эти мысли  Аристотеля, однако, еще не содержат концепции разделения властей в  духе теории правового государства.
    Значительной развитостью с точки зрения теории разделения властей отличается концепция смешанного правления в разработке Полибия (210-128 гг. до н.э.). Отмечая наличие смешанного  правления в Спарте, Карфагене, Риме, он выделяет такое преимущество этой формы, как взаимное сдерживание и противодействие друг другу ее различных составных элементов, что в целом позволяет достичь надлежащей стабильной организации политического строя. Это – одна из важнейших идей также теории разделения властей.
    Полибий характеризует порядок зарождения и смены шести основных форм государства (царской власти, тирании, аристократии, олигархии, демократии и охлократии) как естественный процесс, совершающийся по «закону природы».6
    Наиболее  совершенной формой правления, согласно Полибию, является такая, в которой соединяются особенности царской власти, аристократии и демократии.
    Легко заметить, что при всех исторических и социально-политических различиях между античной концепцией смешанного правления и последующей теорией разделения властей у них есть и существенно важные общие моменты. Так, в смешанной форме правления  (особенно четко у Полибия) полномочия представителей различных форм правления, как и полномочия различных властей в теории разделения властей, не сливаются в одно единое начало и не теряют своей специфики и особенностей, а остаются раздельными и относительно самостоятельными, взаимодействуют, сочетаются и сосуществуют, взаимно сдерживая и уравновешивая друг друга в рамках стабильного целого – государственного строя. Цель в обоих случаях одна – формирование такой конструкции государственной власти, при которой полномочия правления не сосредоточены в одном центре (начале), а справедливо распределены (в виде сфер ведения и правомочий разных властей) между различными взаимно сдерживающимися, противодействующими началами – составными частями общегосударственной власти.
    Большим достижением была естественноправовая трактовка Цицероном государства как согласованного правового общения людей и «общего правопорядка»
    Из  концепции Цицерона вытекает необходимость соответствия законов государства требованиям естественного права. Только такие законы справедливы. Что же касается несправедливых законов, то они «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками». Законами следует устанавливать «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения».7
    Правовое  равенство граждан, по мыли Цицерона, достижимо лишь при смешанной  форме государства, образуемой из элементов  царского правления, аристократии и  демократии.
    Цицерон отмечает опасность крена в сторону  того или иного начала смешанной  формы государства и выступает за их взаимное равновесие путем «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий» между ними.2 
    Существенное  значение для развития правового  подхода к государству и исследования его правового характера имело деление римскими юристами права на частное и публичное. Публично-правовая трактовка государства содействовала юридизации понятия государства и углубляла понимание его правовой природы.
    Идеи  и конструкции античных авторов  получили свое дальнейшее развитие в  творчестве мыслителей европейского средневековья и Нового времени.
    Средневековая политико-правовая мысль сыграла  важную связующую роль между идеалами античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих
учений о неотчуждаемых       естественных правах человека,  о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще.
    Показательны  в этом смысле политико-правовые воззрения  такого авторитетного представителя  средневековой теологии, как Фома Аквинский (1225 - 1274). В новых условиях он с христианских позиций развивал ряд политико-правовых идей античных авторов и прежде всего Аристотеля.
    Фома  Аквинский считал, что естественный закон заключается в том, что  помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинства человека. Государство призвано обеспечить для людей достойные условия жизни, т.е. условия, соответствующие достоинству человека.8
    Используя положения Аристотеля и ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский различие между абсолютной монархией и политической монархией. Достоинства политической монархии он  видит в том, что эта форма правления а наилучшей форме выражает требования общего блага, уважения, достоинства человека и осуществления власти на основе закона, обязательного и для самого монарха. Кроме того, в политической монархии власть монарха ограничена сословно-представительным органом.
    В духе античных авторов Фома Аквинский  противопоставляет монархию (и абсолютную, и политическую) тирании и признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти.
    Более отчетливо в эту эпоху суверенитет  народа в своем светском учении о  государстве и праве признавал  и защищал Марсилий Падуанский (1275 - 1343).  Народ, как он утверждал, - это источник всякой власти, носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под «народом» он имел в виду лучшую, просвещенную  часть общества, которая печется об общем благе.9
      Одним из первых в истории политической мысли Марсилий Падуанский в работе «Защитник мира» обосновывает концепцию разделения в государстве законодательной и исполнительной властей на основе верховенства законодательной власти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.
    На  идею народного суверенитета опирается  и выдвинутый  Марсилием демократический принцип выборности всех должностных лиц и государственных институтов, включая и монарха.
    Значительный  вклад в углубление юридического понимания  и толкования государства и действующего позитивного права внесли средневековые юристы Г. Брэктон, Р. Луллий, Балдус и др.
       В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.10
    Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.11
    В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
    Спиноза одним из первых дал теоретическое  обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.12
    Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.13
    Локк  также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.14
    Монтескье объяснял установление правовой государственности  необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.15
    Значительный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
    Кант  обосновал и детально разработал философскую основу теории правового  государства, центральное место  в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».16
    Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
    Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.17
    После октябрьской революции идея правового  государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
    В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о  правовом государстве. Это нашло свое отражение в Конституции Республики Беларусь.
    Таким образом, можно сделать вывод, что идея правового государства  возникла  еще в древности, с момента образования первых государств. Основой этого было стремление к достижению справедливости в действиях властей. С развитием общества меняются взгляды людей на жизнь, меняется отношение к власти  и все более и более выраженным становится стремление к формированию государства, в котором каждый гражданин мог быть уверен в том, что  в своем государстве он всегда будет под его защитой.
          
      Основные  признаки и черты  правового государства. Принципы правового государства
       Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного процесса оно приобретет новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не мене общим началом правового государства его связанность с законом.
    Изучив  научную литературу, я бы хотела выделить следующие признаки (основные черты) правового государства:
    Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.
    Единственным источником государственной власти является народ.
    Господство закона во всех сферах общественной жизни, отказ от примата государства над правом.
    Незыблемость свободы личности, ее прав, свобод, чести и  достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана.
    Четкое разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона.
    Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим.
    Наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием закону всех других  нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.
    Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения.18
       В юридической литературе называют и  другие признаки правового государства: 1. Четкое разграничение функций общества и государства; 2. Создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 3. Верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; 4. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.19
       Решающей  социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество.
       В идеале гражданское общество – это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь, добиваться экономического и духовного процветания, создавать гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.
       Когда речь идет о народе как единственном источнике государственной власти, то имеется в виду, что изначально верховной властью обладает только народ. Мандат народа на осуществление этой верховной власти государство получает путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. Лишь парламенту предоставлено право издания законов – обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержаться нормы права, регулирующие наиболее важные  общественные отношения. «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы  в формах и пределах, определенных Конституцией». Именно суверенитет народа есть основа и источник государственного суверенитета.
       Верховенство  закона во всех сферах общественной жизни  определяется тем, что в законах и прежде всего в Конституции государство устанавливает общеобязательные правила поведения, выражает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении их с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле имеет лишь косвенное отношение. А поэтому они  признаны, при необходимости,  конкретизировать положения законов, но ни  в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять»  их.
       Уважение  закона, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут поведения  всех органов  государства, должностных лиц и граждан.
       Вместе  с тем в правовом государстве  законы, как и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную, в том числе и правоохранительную  деятельность.
       Основной  ценностью правового государства  признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы. Государство, считающее себя правовым, данное положение прямо или косвенно закрепляют в Конституции и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в ст. 2, 21, 22.
          При правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признается примат международного права. В ст. 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства». Кроме того, конституции правовых государств предусматривают случаи ограничения прав и свобод человека. В ст. 23 Конституции Республики Беларусь возможность ограничения прав и свобод предусматривается только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
       Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально, но и реально обеспечиваются.
       Основным  атрибутом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Каждая из ветвей единой государственной власти  - законодательная,  исполнительная, судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя  функции другой, но и действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».
         Уяснение основных признаков  правового государства позволяет  обобщить его научное понимание  и дать следующее определение:  правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые  права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву.
       Принципы  правового государства – это  исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это основная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно, чтобы теория выработала, а практика конституционно закрепила такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторические ситуации.
       Принципы  правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования.
  Процессу становления социального правового государства присущи следующие принципы:
    конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических институтов;
    демократизм формирования системы государственных органов, особенно органов представительной и верховной власти;
    точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, контрольной, надзорной властей;
    юридизация государственного аппарата и всего общества;
    формирование независимого суда как органа, ни от кого не зависящего, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
    формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привлечением к юридической ответственности;
    придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально Осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства;
    создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечила бы подготовку и переподготовку необходимого количества юристов высокого профессионального уровня и нравственной надежности и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.
  К принципам функционирования социального правового государства относятся:
    источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;
    издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социальных страт, личности и общества;
    верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;
    своевременное установление правового законодательства;
    ¦ стабильное правовое упорядочение;
    безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;
    взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;
    человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;
    государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;
    презумпция невиновности;
    нет преступления, не указанного в правовом законе;
    нет наказания, не предусмотренного правовым законом;
    неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;
    соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;
    недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым законом;
    человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований общечеловеческой морали, общественного порядка и общего благосостояния демократического общества;
    обжалование в суде любых неправомерных действий;
    эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.
   Таким образом, в современных условиях является необходимым законодательное закрепление основополагающих принципов правового государства, что в первую очередь способствует  повышению качества содержания законодательства. 
 

      Правовое  государство в  Республике Беларусь: идеал и реальность. 

   Во все времена призывы к созданию правового государства и разработке принципов его формирования были реакцией прогрессивных мыслителей на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись на волне либерализации общества, т.е. когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Не случайно наиболее значимые постулаты концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности, противоположные феодальным привилегиям, кулачному праву, узаконенному произволу класса крепостников.
   Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо отмечал известный юрист В. Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права граждан и свободы, провозглашенные в законах,- нам нужен такой режим общественной жизни, при котором соблюдение закона было бы совершенно обязательным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управления и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым и каждым». 2021
   Господство закона в правовой системе Республики Беларусь должно стать реальным снизу доверху. Все правовые институты необходимо повернуть в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство - человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует» как милость, а признает в качестве их неотъемлемой собственности. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть маленьким и зависимым винтиком в государственном механизме.
   Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации. Дальнейшее расширение этих прав и свобод и укрепление их гарантий нашло отражение в тексте Конституции, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.
   В то же время в текущем законодательстве этот процесс протекает не столь последовательно. Как отмечалось в Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности и Республике Беларусь в 2000 г.», «в качестве негативного фактора в законотворчестве следует рассматривать тенденцию к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования. В настоящее время важен переход к реальному утверждению презумпции правомерности незапрещенного поведения граждан в общественном сознании и правоприменительной практике, в деятельности правоохранительных органов».22
   Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает также разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
   Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость ветвей власти. С подобной трактовкой, однако, согласиться нельзя: ветви власти не могут быть равными в своих правах и независимыми друг от друга, иначе, во-первых, не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность, во-вторых, государство перестанет быть единым механизмом.
   Суть разделения властей заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что не только не исключает взаимодействие ветвей власти, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций и взаимодействие в решении сложных политических проблем.
   Ветви власти призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении обществом и государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.
   Законодательная власть в современной государственно-правовой трактовке - это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент участвует в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики, принимая законы и формируя предусмотренные конституцией государственные органы.
   Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.
   Исполнительная власть призвана реализовывать акты главы государства, законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизнью общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления - и президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим представительным и исполнительно-распорядительным органам и населению административно-территориальных единиц.
   В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам.
   В теории государства высказывается достаточно обоснованное мнение о том, что в современных условиях идет «отпочкование» новой, четвертой власти – контрольной. 23
   Этот процесс еще не завершен: во многих странах тенденция обособления контрольной власти несет характер поиска. В отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, осуществляющими и иные функции, и который нередко является их «побочной» деятельностью, институты контрольной власти занимают относительно самостоятельное место, они организационно обособлены от других ветвей власти. Речь идет об органах конституционного контроля, прокурорского надзора, счетных палатах и других специальных органах государственного контроля. Во многих европейских странах это получило отчетливое выражение в конституционном законодательстве.
   Согласно Основному Закону Республики Беларусь (ст. 79), Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина является Президент, избираемый народом на пять лет. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
   Представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является Парламент - Национальное собрание. Срок его полномочий - четыре года. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).
   В соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
   В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).
   Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления (ст. 106). Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена.
   Согласно ст. 108 Конституции Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
   Основной Закон определил конституционные основы судебно-правовой реформы. К ним прежде всего следует отнести:
    отделение судебной власти от законодательной и исполнительной;
    защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений;
    осуществление судебной власти только судом;
    признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки;
    закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе;
    запрещение создавать чрезвычайные суды;
   • определение основополагающих принципов правового статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).
   В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
   Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) призваны активно участвовать в осуществлении контроля за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.
   В соответствии с Основным Законом в судебную систему республики включается и Конституционный Суд (ст. 116). Шесть судей назначаются Президентом Беларуси. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный Суд призван осуществлять контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.
   Рассмотрение споров о субъективных правах и обязанностях, дел о юридической ответственности не входит в его компетенцию. Это сфера деятельности обычных судов.
   Следует отметить, что подавляющее большинство органов конституционного контроля европейских стран вправе рассматривать дела о конституционности нормативных актов по жалобам граждан (так называемым конституционным жалобам). Статьей 116 Конституции Республики Беларусь прямо не предусмотрено право Конституционного Суда рассматривать обращения граждан по такому поводу. Однако международный опыт и необходимость более полной защиты прав и свобод граждан позволяют считать целесообразным расширение правовых возможностей Конституционного Суда в отношении рассмотрения конституционных жалоб граждан. Тем более что такая возможность вытекает из смысла ст. 61, 116 и 122 Конституции Республики Беларусь.
   Речь идет о возможности граждан обращаться в Конституционный Суд непосредственно в тех случаях, когда их права и свободы нарушены в результате применения противоречащего Конституции нормативного акта по конкретному делу (вопросу), рассмотрение которого завершено и гражданами исчерпаны все другие средства правовой защиты.
   В систему органов государственного контроля и надзора Республики Беларусь входит Прокуратура (ст. 125) и Комитет государственного контроля (ст. 129).
   Действующее законодательство определяет задачи и правовой статус органов прокуратуры. Законодательство определяет цели и направления деятельности прокуратуры. Ее деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.
   В соответствии со ст. 125 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
   Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
   Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему. Ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, назначаемый на должность Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.
   Согласно Закону «О прокуратуре Республики Беларусь» система органов прокуратуры Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, которая является центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонных прокуратур, а также специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, прокуратур районов (городов), межрайонных прокуратур.
   Комитет государственного контроля осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
   Организация и деятельность Комитета государственного контроля регулируются Законом от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».
   Согласно Положению о Комитете государственного контроля (КГК) он в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике. Положение определяет основные направления деятельности органов КГК, порядок их формирования, компетенцию, полномочия должностных лиц органов КГК, порядок исполнения решений органов КГК, правовой статус сотрудников Комитета.
   Процесс формирования правового государства не может рассматриваться в отрыве от процесса становления и функционирования гражданского общества. В классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки, свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него пространство для самоорганизации и устанавливало пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитарных режимах ячеек, не занятых государством, практически не оставалось. И потому функционирование и развитие гражданского общества во многом зависело от деятельности государства, что, естественно, не могло не наложить отпечаток на ход и результаты этого процесса.
   Основу гражданского общества составляют отношения различных форм собственности. Если при тоталитарном режиме они сохранились, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Сложнее переход от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности, к реальному гражданскому обществу. Частная собственность здесь может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации. Но сама по себе приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После реальной приватизации подменять собственника уже не удастся. С ним надо считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к современным правовым методам воздействия.
   Делать все это власть пока в должной мере не научилась и поэтому опасается потерять контроль над социальными процессами. В целях предотвращения таких последствий государственная власть удерживает «командные высоты» в экономике.
   Накопленный наукой и практикой опыт позволяет утверждать, что в Беларуси приватизация может пойти по следующей схеме: с одной стороны, сохранится государственный контроль над значительным объемом собственности и общественного производства, а с другой - необходимо всемерное развитие мелкого и среднего бизнеса при существенной экономической (в рамках закона) поддержке государства. Чтобы этот процесс не затянулся, он не должен строиться на бесплодных пожеланиях и рекомендациях, а на прочной правовой основе и с учетом требований справедливости и экономической целесообразности.
   Наряду с этим должно происходить укрепление и других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых рамок для реализации указанных свобод необходимо в любом, даже в самом демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому нередко защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.
   Утверждение принципов правового государства в нашей стране как встречало, так и продолжает встречать определенное сопротивление. На мой взгляд, это объясняется тем, что внедрение таких принципов невозможно без отказа от далеко не всегда оправданных командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических элементов в государственном аппарате.
   В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания правового государства, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций и противоречила партийному единовластию. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.
   Сегодня ясно, что без добротной теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один законодательный акт.
Юридическая наука призвана, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, вырабатывать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоит человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на подлинную социальную свободу. Отправной политической и юридической основой этого процесса является предусмотренное ст. 1 Конституции Республики Беларусь формирование демократического социального правового государства в нашей стране.
   В современной Беларуси  бытует  мнение о том, что в настоящее  время Республика Беларусь является  правовым государством. Мало того, это понятие закреплено в Основном  законе государства – Конституции  Республики Беларусь. Так это или нет, давайте посмотрим?
   Для формирования правового государства  в Беларуси предприняты значительные  шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя. Для этого нужны определённые предпосылки и дальнейшие преобразования. К тому же является спорным вопрос, возможно ли в идеале достижение становления правового государства. Однако стремиться к этому можно и нужно.
     Прежде   всего,   непременным    условием   правового   государства   является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в Беларуси наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения Беларуси фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного  масштаба  цен  и  заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).
   Важным условием и предпосылкой  правового государства является  создание внутренне единого и  непротиворечивого законодательства. В Беларуси процесс создания  такого законодательства проходит  очень медленно. Нередко законодательные  акты на местах противоречат республиканским законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству. Содержание законов зачастую трудно понять рядовым гражданам, некоторые нормативные акты имеют неоднозначное толкование. Население практически не может оказывать влияние на разработку и принятие законов, хотя каждый имеет право обратиться со своим законопроектом к субъекту, обладающим правом законодательной инициативы.
    Для правового государства свойственно преобладание среднего класса, заинтересованного в развитии и стабильности общества и достаточно материально обеспеченного. Но в действительности произошло размывание среднего класса. Общество расслоилось на очень богатых и очень бедных (хотя в последнее время появляются люди со средним достатком). Большой рост безработицы и неплатежей приводит к росту экономических преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств); низкий уровень заработной платы – к снижению исполнительской дисциплины, а в государственном аппарате зачастую и к коррупции.
    Формируя правовое государство,  нужно проводить преобразования  во всех сферах жизни общества  одновременно. Нельзя улучшать законодательство, но в то же время ставить население в ещё более плохие экономические условия. К сожалению, пройдёт ещё не один десяток лет, прежде чем идея правового государства воплотиться в действительность. Ведь, страны, вышедшие на самый высокий  уровень экономического развития в мире, имеющий многолетний опыт формирования правового государства, не могут похвастаться, что они уже в действительности являются правовыми. Положительный результат зависит от того, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового государства.
   В Республике Беларусь отсутствует  эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане Беларуси не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные и местные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в Беларуси и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и местные органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде.
   По теории, одним из основных  признаков правового государства  является защита и ценность прав и свобод гражданина. Хотя в реальной  жизни,  этот признак повсеместно нарушается (и не только в нашей стране, но и во всем мире).   Это   выражается   в  нарушении  международных  актов,  относящихся  к  правам народов,  нарушении правового равенства граждан, элементарном невыполнении законов.
   Необходимо упомянуть и о несоответствии  теории с реальностью в принципе  разделения властей. 
   Это видно не только потому, что, например, в институте президентства оказались сосредоточены важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти. Теоретики спорят о том, соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти, тем более он, естественно, не относится и к органам судебной власти. Президент как бы координирует все три власти. На мой взгляд, здесь прослеживается явное противоречие.
    Также «единоличное» право президента  без согласия парламента назначать  на должность  и освобождать  от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов выходит за рамки существующего принципа. Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных  «сдержек и противовесов». Поэтому, в современной Беларуси принцип разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.
   Для формирования правового государства  в Республике Беларусь требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.
   В экономической сфере предстоит  создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д.
   В политической сфере необходимо  дальнейшее развитие демократических, республиканских начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества.
   В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию Республики Беларусь,  новые гражданский,  уголовный, семейный,  трудовой кодексы, кодекс о судоустройстве и статусе судей, закон «О прокуратуре Республики Беларусь» и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.
   Актуальной проблемой является  укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.
   В идеологической сфере непременным  условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.
   Таким образом, можно сказать,  что Республика Беларусь на  современном этапе не является правовым государством. Правовое государство – то, к чему должны стремиться все цивилизованные государства мира. Недостаточно просто объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому названию.  
   Следует признать, что в настоящее  время в большинстве государств, объявивших себя правовыми, имеются определённые различия между предлагаемыми и постулируемыми идеологическими установками, порождающие определённые социальные иллюзии, и и между теми которые есть в действительности.
    Полагаем, что не только молодые  суверенные государства на постсоветском пространстве, но и развитые страны Запада и Востока вряд ли в праве считать себя правовыми государствами, полностью воплотившими в социальной реальности идеи индивидуальной свободы, справедливости, равенство, господства правовых законов.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Написав курсовую работу на тему: Формирование правового государства в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы.
    Многие учёные и мыслители  на протяжении сотен лет вырабатывали  определённые концепции, связанные  с идеей правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.
    Правовое  государство - это всеохватывающая  политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
    Правовое  государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Республика Беларусь  на данном этапе развития не является правовым государством. Внеся термин «правовое государство» в Конституцию и объявив наше государство правовым, мы тем самым возвели его в официоз, придали ему официальное значение. Таким образом, явно проявилась официальная идеология.
     Рассмотрение теории правового  государства как концепции должного  устройства общественной жизни  (т.е. идеала) позволяет снять многие  сомнения, обусловленные социальными  разочарованиями в возможности  полностью реализовать гуманистический потенциал правового государства.
    Нельзя не согласиться с тем  фактом, что в Беларуси, несомненно, наблюдается движение к поставленной  цели, то есть созданию и функционированию правового   государства.    Появление    недостатков    в    диалоге    «личность   –  государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией  Республики Беларусь  –  становлению  правового  государства  в  его  более  полном соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
   Углубившись в суть вопроса,  и, узнав намного больше той  информации, можно с уверенностью сказать, что Беларусь – это не правовое государство, а только лишь идеал, к которому не только можно, но и необходимо стремиться современной Беларуси для улучшения обстановки в стране. 
     Работая над своим исследованием,  я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с научной литературой, ознакомилась с некоторыми  нормативными правовыми актами.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2005.
    Кодекс «О судоустройстве и статусе судей»,
    Закон «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».
    Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;
    Большой юридический словарь. /  Под ред. Сухарёва А. Я.,    Зорькина В. Д., Крутских В. Е. – М., 1999 г.
    Алексеев С. С. Теория права. Изд. 2-е доп. и перераб. – М., 1995 г.
    Аристотель. Афинская демократия. М., 1996, С. 41.
    Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Издательство «Амалфея», 2002. – 541 с.
    Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: Учебное пособие для вузов / Дробязко С.Г., Козлов В.С. – Мн.: Амалфея, 2007.
    Материалы Древней Греции. М., 1955. С. 45.
    Народная газета, 2001. 31 января. № 24.
    Нересесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 286 с.
    Яковлев В. Правовая реформа: тенденции и перспективы // Советское государство и право. 1990. № 4. С. 25.
 кодекс  

Лурье С.Я. Указ. Соч. С. 360-361 

Мапсилий Падуанский «Защитник мира», 1324 

Фома Аквинский. Сумма теологии, I – II, 94 

Положение о  Комитете государственного контроля 

Платон. Законы, 715d
Аристотель. Политика, IV, 9, 6, 1295в 18
23 Полибий, «Всеобщая история»
Цицерон. О законах,
Фома Аквинский. Сумма теологии, I – II, 94
23 Мапсилий Падуанский «Защитник мира», 1324
23 Макиавелли Н. Сочинения, т.1. М. – Л., 1934
23 Боден Ж., «Шесть книг о республике», Париж, 1576
23 Спиноза Б. "Этика" ("Ethica", 1675, впервые опубликована посмертно в его кн.: "Opera postuma", 1677).
23 Гоббс Т. Левиафан. М. 1936. С. 214
23 Локк Д. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960. С. 116
23 Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. - 289с.
23 Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. – C.  233
23 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.94. 
 

23 Народная газета, 2001. 31 января. № 24. С. 2 

23 Кучинский В.А. О месте Конституционного Суда Республики Беларусь в системе разделения властей
 Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублк Беларусь. 1996. № 1. С. 89-93.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.