Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие и признаки процедуры банкротства

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Понятие и признаки процедуры  банкротства
 
     Институт  несостоятельности (банкротства) призван  играть важнейшую роль в оздоровлении экономики, устанавливая правовые последствия  конкурентной борьбы, предотвращая неосновательное обогащение недобросовестных участников гражданского оборота. Анализ положений законодательства о банкротстве, а также практика его применения показывают, что этот институт в действующей редакции не способен достичь поставленных перед ним целей и нуждается в серьезной доработке. Для повышения эффективности любого структурного элемента системы права необходимо не только уделять внимание фрагментарной корректировке его норм, но, прежде всего, добиваться законодательного закрепления грамотной теоретической базы, точного и четкого понятийного аппарата.
      Одной  из базовых категорий института  банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве.
     Отсутствие  легального определения этого важнейшего термина конкурсного права провоцирует его наделение в теории и на практике кардинально противоположными значениями. Согласно Словарю русского языка, «процедура – 1. Установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого–либо дела»1. Аналогичное определение содержит и Словарь иностранных слов2. В юридической литературе понятию процедуры банкротства внимание уделяется крайне редко. Одно из разработанных определений обозначает рассматриваемую категорию как  «совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий3, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов»4.
     В.Ф. Попондопуло процедурами банкротства  считает только те, которые применяются к должнику, признанному судом банкротом5. Эта позиция противоречит нормам как действующего в период издания процитированного источника Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6–ФЗ (ст.ст. 2, 65, 67, 120), так и Закона о банкротстве 2002 г. (ст.ст. 2, 27, 75, 150).
      Конституционный Суд РФ употребил термин «процедура банкротства» в ином значении, понимая под ней весь процесс по делу о банкротстве, который на момент вынесения цитируемого Постановления Конституционного Суда РФ включал в себя две процедуры банкротства: «…отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка»6
      Один  из разработчиков Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»7, П. Медведев говорит о «процедуре банкротства» как о совокупности всех мер в отношении неплатежеспособного должника8. Аналогичным образом использует понятие «процедура банкротства» и целый ряд иных авторов9. Однако попытка обозначить термином «процедура банкротства» все стадии - от неплатежеспособности кредитной организации до ее ликвидации - представляется некорректной и противоречащей закону, поскольку Закон о банкротстве (ст. 2), императивно установив виды процедур банкротства, подразумевает под каждой процедурой только часть всех мер, применяемых к должнику. Процедура банкротства является, как правило, единственной в деле о банкротстве и, поэтому, может обозначать все предусмотренные законодательством о банкротстве мероприятия, сопровождающие рассмотрение дело о банкротстве только в случае применения арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства к ликвидируемым и отсутствующим должникам (гл. XI Закона о банкротстве).
     Для определения категории «процедура банкротства» следует выделить ее обязательные признаки, предусмотренные действующим законодательством и признаки, объективно необходимые и достаточные для раскрытия ее сущности.
      В основу определения каждой из процедур банкротства Закон о банкротстве  положил их цели (ст. 2 Закона о банкротстве): для процедуры наблюдения это обеспечение сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, для финансового оздоровления – восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, для внешнего управления - восстановление платежеспособности должника, для конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а для мирового соглашения - прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Таким образом, именно цель введения процедуры банкротства является, по мнению законодателя, ее основополагающим отличительным признаком.  
     Анализ  положений законодательства о банкротстве позволяет выделить иные квалифицирующие признаки процедуры банкротства.
     Прежде  всего, представляя из себя протяженный  во времени процесс, процедура банкротства объективно должна иметь:
     - законодательно закрепленные основания введения и прекращения,
     - регламентируемый срок проведения.
     Перечисленным признакам отвечают все предусмотренные  действующим законодательством процедуры банкротства, за исключением мирового соглашения.
     Все процедуры банкротства являются только судебными процедурами, поскольку вводятся и прекращаются судебными актами в рамках рассмотрения дела о банкротстве. Основаниями введения и прекращения процедуры банкротства являются юридические факты (действия) – судебные акты арбитражного суда, принявшего к производству дело о банкротстве. Моментом начала процедуры банкротства является вынесение арбитражным судом определения о введении процедуры (наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления), либо решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Исключение составляет процедура мирового соглашения, поскольку вынесения определения о введении этой процедуры Закон о банкротстве не предусматривает.
     Моментом  прекращения процедуры банкротства  следует считать вынесение арбитражным судом определения о введении иной (следующей) процедуры банкротства (финансового оздоровления или внешнего управления), либо принятие решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кроме того, прекращение процедуры банкротства означает принятие и иных судебных актов, не связанных с введением иной процедуры банкротства. Таким судебным актом может быть определение о прекращении производства по делу о банкротстве, о завершении конкурсного производства, либо решение об отказе в признании должника банкротом. Процедура мирового соглашения, не вводимая, как было сказано выше, судебным актом, прекращается аналогично общему порядку путем вынесения определения арбитражным судом (об утверждении мирового соглашения или об отказе в утверждении мирового соглашения). Однако, следуя буквальному толкованию положений Закона о банкротстве, названным определением завершается не столько процедура мирового соглашения, сколько та процедура, в ходе которой мировое соглашение было заключено. 
     Ограничив процедуру банкротства временными рамками, законодатель установил максимальные или твердые сроки проведения каждой из них. Так, наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, а именно в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п.3 ст. 62, ст. 51 Закона о банкротстве). По общему правилу максимальные сроки процедур финансового оздоровления и внешнего управления составляют 2 года (п.6 ст. 80, п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве), а конкурсного производства – 1,5 года (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве).
     Единственная  процедура банкротства, в отношении которой законом не соблюдено правило об установлении временных границ и срока проведения – это мировое соглашение. В отличие от иных процедур банкротства, не устанавливает такой срок и арбитражный суд, поскольку в его компетенцию не включено вынесение определения о введении процедуры мирового соглашения.
     Процедуры банкротства проводятся под контролем арбитражного суда, который выражается в утверждении арбитражного управляющего, утверждении отчета арбитражного управляющего, отстранении такого управляющего от исполнения обязанностей; рассмотрении заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле о банкротстве; установление обоснованности требований кредиторов, разрешении разногласий между арбитражным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов), осуществлении иных, предусмотренных законодательством о банкротстве, полномочий. Перечисленные полномочия позволяют говорить о контрольной функции арбитражного суда в процессе банкротства, несмотря на целый ряд ограничений его дискреционных полномочий, констатируемый рядом авторов10. Помимо контроля правомерности мероприятий, осуществляемых в рамках процедуры банкротства, арбитражный суд осуществляет действия, необходимые для ее проведения. Не участвуя непосредственно в проведении таких мероприятия, арбитражный суд стоит «над» ними.
     Помимо  самостоятельного контроля за проведением процедуры банкротства, арбитражный суд осуществляет такой контроль опосредованно – через лицо, утверждаемое арбитражным судом – арбитражного управляющего. Рассматривая правовой статус арбитражного управляющего, Конституционный Суд РФ указал, что арбитражный управляющий для проведения процедур банкротства наделяется полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункты 4 и 6 статьи 24). Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц11. Схожей точки зрения придерживались и некоторые представители дореволюционной правовой науки и практики. Например, Е.А. Нефедьев называет конкурсное управление   органом власти и приравнивает к суду, присяжному попечителю, а также полагает, что «исполняет оно обязанности , возложенные на него государством, а следовательно деятельность его совершается в интересе публичном»12. Согласно ст. 438 Устава Судопроизводства Торгового Российской Империи, конкурсное управление составляет нижнюю степень коммерческого суда13.
       Для проведения процедуры наблюдения, арбитражный суд утверждает временного управляющего, для проведения финансового оздоровления - административного управляющего, в процедуру  внешнего управления - внешнего управляющего, а при открытии конкурсного производства - соответственно конкурсного управляющего (ст. 2 Закона о банкротстве). Исключение вновь составляет процедура мирового соглашения, для проведения которой новый, специальный арбитражный управляющий не утверждается. Ее проводит действующий арбитражный управляющий, утвержденный ранее для проведения той процедуры, в ходе которой заключается мировое соглашение.
     Важным  признаком процедуры банкротства  является ее определенное законом содержание, а именно совокупность обязательных последовательных действий, совершаемых участниками конкурсных правоотношений в связи с введением процедуры. Закон устанавливает права и обязанности арбитражного управляющего, должника, руководителя и учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, реестродержателя, кредиторов и иных лиц, устанавливая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей.  Совершение ряда действий, входящих в содержание процедуры банкротства, подчинено определенным срокам и порядку совершения.
     Так, основное содержание процедуры наблюдения составляют следующие обязательные действия временного управляющего: опубликование сведений о введении наблюдения; уведомление кредиторов и иных лиц;  осуществление действий, направленных на обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния должника и подготовка заключения о возможности восстановления его платежеспособности; выявление кредиторов и ведение  реестра их  требований; созыв и проведение первого собрания кредиторов; представление в арбитражный суд отчета о своей деятельности.
      Содержание  иных процедур банкротства также  регламентировано законом. Не является исключением и мировое соглашение, несмотря на то, что ее начало четко не обозначено. Исходя из буквального толкования гл. VIII Закона о банкротстве, в содержание этой процедуры включены принятие решения о заключении мирового соглашения, а также исполнение условий его утверждения арбитражным судом (погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, представление в арбитражный суд в определенный срок документов, установленных п.2,3 ст. 158 Закона о банкротстве), рассмотрение заявления об утверждении мирового соглашения арбитражным судом.
      Отличительной чертой процедур банкротства является установление законом обязательных правовых последствий ее введения, ограничивающих правоспособность и (или) дееспособность должника и его органов управления, а также правомочия его кредиторов.
      Так, введение процедуры наблюдения влечет следующие ограничения прав должника (п.1 ст. 63, п.п.2,3 Закона о банкротстве):
      А. Должник не имеет права удовлетворять  требования, предъявляемые вне рамок  установленного Законом о банкротстве  порядка;
     Б. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
     В. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
     Г. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов;
     Д. Должник не вправе совершать определенные Законом о банкротстве сделки, без согласия временного управляющего;
     Е. Ряд важнейших решений, перечисленных  в Законе о банкротстве, вообще не может приниматься органами управления должника.
      Запреты, перечисленные в п. Б, Г, Е являются, по мнению А.Н. Семиной ограничением право(дее)способности должника14. Ограничение, указанное в п. Д, в литературе признается ограничением дееспособности должника, которое сравнивают с ограничением несовершеннолетних 14-18 лет, при этом управляющий, подобно попечителю, давая согласие на сделки, восполняет недостаток дееспособности15
      Для кредиторов в процедуре наблюдения императивно предусмотрены следующие  ограничения (п.1 ст. 63 Закона о банкротстве):
     - требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка;
     - по ходатайству кредитора приостанавливается  производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
     - приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за изъятиями, установленными Законом о банкротстве;
     - не допускается прекращение денежных  обязательств должника путем  зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность;
     - запрещается выплата дивидендов  и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам (например, процентов  по облигациям, эмитированным должником).
     К числу ограничений прав учредителей (участников) должника следует отнести перечисленные в ст. 63 Закона о банкротстве запреты на выдел доли (пая) в имуществе должника; выплату дивидендов; выход из состава участников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.