Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формы собственности на природные ресурсы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. ПРАВО  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ…………..………………………….….4
2. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ….6
      2.1. Сущность и содержание права собственности на природные ресурсы………………………………………………………………...6
     2.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы..8
      2.3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы…………………………………………….……..9
3. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ………….….10
     3.1. Право частной собственности на природные ресурсы………….…10
     3.2. Право государственной собственности на природные ресурсы…..11
     3.3. Право муниципальной собственности на природные ресурсы……13
4. ЗАДАЧА……………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………….….……..18
Список  литературы………………………………………………………….…..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Земля, вода и другие природные ресурсы  являются не только жизненной средой обитания человека, но и компонентами хозяйственной и иной деятельности. Нормы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием объектов природопользования, имеют свои особенности.
     Реформирование  российской экономики осуществляется на основе признания многообразия форм собственности на природные ресурсы  и необходимости их включения  в рыночный оборот. При этом никем не оспаривается, что в современных условиях права на природные ресурсы, в том числе и право собственности, должны существенно ограничиваться. Тем не менее до сих пор нет четкости и ясности в вопросе о том, какие ограничения должны быть установлены и как с учетом их будут реализовываться права на природные ресурсы. Можно заметить, что нередко вводятся ограничения исходя из идеологических представлений различных политических сил, причем эти представления бывают порой несовместимы с правовыми взглядами на эту проблему. Имеются и случаи, когда экономический оборот природных ресурсов осуществляется с явным нарушением публичных интересов1.
     Целью данной работы является исследование права природопользования, права  собственности на природные ресурсы  и ограничение прав на природные ресурсы. 
 
 
 
 
 

1. ПРАВО  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 

     Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.
     В зависимости от основания как  критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.
     Право общего природопользования представляет собой право использования природных  ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства  и иных уполномоченных лиц. Право  специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
     Существует  еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.
     Можно выделить еще одну классификацию  права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.
     Право природопользования тесно связано  с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
     Объединяющим  показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие  изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.
     Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых  в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам  относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 

2. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ 

2.1. Сущность и содержание права собственности на природные ресурсы
     Право собственности на природные ресурсы  в юридическом аспекте можно  рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
     Право собственности на природные ресурсы  как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности  на природные ресурсы. Отношения  права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.
     Основы  права собственности на природные  ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и  другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
     Субъективное  право собственности на природные  ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование  находящихся в собственности  природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
     Праву собственника на владение, пользование  и распоряжение природными ресурсами  корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность  обеспечения рационального использования  природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством.
     В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.
     Но  закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального  использования природных ресурсов и охране окружающей среды для  всех собственников2. 

2.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
     Вопрос  об объектах права собственности  на природные ресурсы можно рассматривать  в двух аспектах: какие именно природные  ресурсы в соответствии с законодательством  являются объектами права собственности  и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
     Согласно  п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности могут  находиться земля и другие природные  ресурсы.
     В природоресурсном законодательстве право  собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности  относятся также особо охраняемые природные территории.
     Проблемным  в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение - одно из важнейших полномочий собственника.
     Субъекты  права собственности на природные  ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические  лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.  

2.3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
     Основания возникновения и прекращения  права собственности на природные  ресурсы определяются законодательством  и в значительной степени зависят  от формы права собственности.
     Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
     Право частной собственности на природные  ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим  законодательством о природных  ресурсах, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, частным лицам.
     Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:
     - обращения взыскания на имущество  по обязательствам;
     - изъятия для государственных  нужд путем выкупа;
     - изъятия объекта, используемого  с нарушением требований законодательства;
     - перехода наследства государству;
     - реквизиции. Реквизиция - это изъятие  у собственника в случаях стихийных  бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий  и при иных обстоятельствах,  носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества3;
     - конфискации. Конфискация это  - безвозмездное изъятие у собственника  по решению суда в виде санкции  за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке4;
     - национализации, то есть обращения  в государственную собственность  имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. 

3. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ 

3.1. Право частной собственности на природные ресурсы
     Статья 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
     Согласно  ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
     Правовое  регулирование отношений частной  собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. ЗК РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
     Таким образом, в части регулирования  российским законодательством отношений  частной собственности на природные  ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество - средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах - для создания производственной и социальной инфраструктуры. 

3.2. Право государственной собственности на природные ресурсы
     Государственная собственность на природные ресурсы  является доминирующей в структуре  закрепленных законодательством форм собственности.
     В настоящее время право государственной  собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.