Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


CМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине  «экономика отраслевых рынков»
    «виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов» 
     
     
     
     
     

                  Выполнила:  студентка  4  курса: Рзаева Т.А.
                  Шифр: 0908793
                  Проверил:  Филинов В.А. 
                   

Смоленск 2011
Содержание:
Введение 
    Понятие вертикальной интеграции
    Виды вертикальной интеграции и вертикальных контрактов
    Преодоление возможные негативных последствий вертикальной интеграции
    Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний
Заключение 
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Складывающиеся  рыночные отношения в отечественном  экономическом пространстве стимулируют  возможности отхода от традиционного  управления предприятием, обусловливают  неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют  создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с  учетом изменения рыночной конъюнктуры.
И хотя тема курсовой работы звучит как «Создание и  развитие вертикально-интегрированных  нефтяных компаний», не уточняя географического  их положения, основное внимание в ней  будет уделено именно отечественным  компаниям, как новым и чрезвычайно  важным структурным элементам нефтяной промышленности России.
Стабилизация  и развитие нефтегазового комплекса, повышение эффективности его  работы в немалой степени зависит  от его структурных преобразований путем реформирования и дальнейшего  совершенствования нефтяных и газовых  компаний.
Особую актуальность в настоящее время приобрела  проблема вертикальной интеграции и  совершенствования структуры нефтяных компаний путем образования вертикально-интегрированных  структур, объединяющих в единое целое  всю технологическую цепочку.
Для эффективного функционирования российского нефтяного  комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке  и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной  из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование  вертикально интегрированных компаний в форме акционерных обществ  или товариществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.
Интеграция позволяет  закрепить хозяйственные связи, усилить стимулы для получения  наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической  политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, в том  числе за счет применения расчетных  цен, повысить конкурентоспособность  российских производителей на внешнем  рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования  производственной и социальной инфраструктуры.
Вертикально-интегрированных  нефтяных компаний в мире существует около 100, среди них относительно крупных сейчас насчитывается порядка 20. Несмотря на ряд существенных различий как по форме собственности, так и по структуре, их объединяет один общий признак – деятельность по всей цепочке процесса: выявление нефтяных месторождений, добыча нефти, доведение ее до продуктов конечного пользования и реализация нефтепродуктов потребителю.
По сути дела сама жизнь толкает российскую нефтяную промышленность к созданию вертикально-интегрированных  структур, разумеется, на новой рыночной основе. Только таким путем можно  если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить последствия таких негативных явлений, как взаимные неплатежи, острый недостаток оборотных средств, необоснованное понижение курса рубля Центробанком, больно бьющее по интересам экспортеров, в частности, нефти.
1.Понятие  вертикальной интеграции
В современной  структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась еще в 30-е  годы нашего столетия, доминируют вертикально-интегрированные  нефтяные компании. Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Свой выбор  в пользу ВИНК сделала и Россия. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической  основе различных технологически взаимосвязанных  производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка  — переработка — нефтехимия —  сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.
Указом Президента Российской Федерации о приватизации российской нефтяной промышленности № 1403 от 17 ноября 1992 года устанавливалось  три типа организации в данной отрасли:
1. Предприятия,  вовлеченные в производство, переработку  и распределение;
2. Интегрированные  компании («ЛУКойл», «Юкос» и «Сургутнефтегаз»);
3. Транспортные  компании — одна для сырой  нефти («Транснефть») и одна для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»), таким образом ликвидировалась прежняя жесткая структура нефтяного экспорта.
Три крупнейшие интегрированные компании, образованные в соответствии с Указом, представляли собой вертикальную структуру региональных производственных объединений с  единым руководящим центром, при  этом сами объединения — дочерние компании являлись самостоятельными юридическими лицами и вели собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные  в юридическом отношении предприятия  данные организации выпустили в  обращение собственные акции.
2. Виды вертикальной  интеграции и вертикальных  контрактов
- Линейное ценообразование.  Ситуация, когда фирма-монополист  сама назначает цену перепродажи,  а выбор объема закупок промежуточной  продукции остается за фирмой-клиентом. 
 
- Нелинейное ценообразование в виде двухчастного тарифа. В данной ситуации первая фирма в вертикальной цепочке предоставляет второй исключительные права на свою продукцию в обмен на францизу – постоянный размер «выкупа» за доступ к рынку, к которому прибавляется цена единицы промежуточного товара. 
 
- Контроль уровня розничных цен. Фирма-монополист может устанавливать так называемую рекомендуемую цену для торговцев. Это может быть как максимальная, так и минимальная цена перепродажи. Контроль уровня розничных цен позволяет оказывать влияние на конечный спрос и на прибыль производителя. 
 
- Нормирование объема сбыта. В данном случае фирма-производитель указывает розничному торговцу минимальные или максимальные объемы сбыта, при которых вертикальный контракт остается в силе. Если эти условия не выполняются, контракт расторгается. 
 
- Право исключительной территории. Может предоставляться нескольким розничным торговцам для того, чтобы устранить излишнюю конкуренцию между ними. Под исключительной территорией подразумевается пространственная дифференциация рынка и сегментация по покупателям.  
 
- Исключительные контракты или связывание. Исключительные контракты предусматривают продажу товара только одному покупателю или покупку товара только  у данного продавца. Связывание используется для устранения эффекта замещения промежуточных товаров между монопольными и немонопольными поставщиками. 
 
- Ограничение числа торговцев. Для устранения излишней конкуренции и возможности ценовой войны, а также устранения излишней дифференциации товара применяется принудительное ограничение числа торговцев на рынке. 
 
Последствия вертикальной интеграции: 
 
- приводит к созданию барьеров входа на рынок за счет повышения минимально эффективного размера производства; 
 
- ведет к созданию и поддержанию монопольной власти фирмы, а также к снижению реал и потенциальной конкуренции на всех рынках, включенных в вертикальную цепочку; 
 
- способствует снижению производственных затрат и трансакционных издержек; 
 
- может облегчать использование грабительского ценообразования и тем самым вытеснять конкурентов с рынка путем применения демпинговых цен; 
 
- ведет к усложнению процесса управления внутри интегрированной фирмы и, следовательно, к росту издержек по управлению, что может сопровождаться ухудшением управляемости фирмы в целом; 
 
- характеризуется многообразным перекрестным эффектом для других отраслей и агентов рынка, например, через изменение экономического положения поставщиков других типов промежуточной продукции. 
 
Существует ряд мотивов для создания вертикальной интеграции. 
 
Во-первых, вертикальная интеграция позволяет снижать трансакционные издержки. 
 
Во-вторых, стимулом для объединения фирм в вертикально интегрированную компанию может стать стремление предприятий уменьшить давление государственного регулирования, например, сократить объём налоговых поступлений. 
 
Третьим мотивом к вертикальной интеграции может быть использование эффективной системы ценовой дискриминации. Назначая разные цены для разных покупателей товара, производители промежуточной продукции получают возможность расширять объёмы продаж и повышать объём прибыли. 
 
Четвёртым мотивом вертикальной интеграции может стать диверсификация производства. Диверсификация выпуска компании позволяет снизить общий риск хозяйствования, что является особенно важным в условиях расширения деятельности. 
 
Пятым мотивом вертикальной интеграции может стать стремление снизить потери от монопольной власти. 
 
Наконец, шестым мотивом объединения фирм к вертикальной интеграции может служить стремление фирм к увеличению прибыли за счёт решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации». Рассмотрим эту проблему более подробно. Проблема «двойной надбавки» возникает тогда, когда и рынок промежуточный, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции.

3. Преодоление возможных  негативных последствий  вертикальной интеграции
Таким образом, вертикальная интеграция в принципе способна усилить потенциал компании, повысить эффективность ее хозяйственной  деятельности и укрепить конкурентоспособность. Наряду с этим ВИНК присущи особенности, которые при определенных обстоятельствах  могут понижать их эффективность  и конкурентоспособность.
1. Прежде всего, компания, интегрирующая в свою структуру, к примеру, добычу сырья, последовательные стадии его переработки, производство конечного продукта и распределительно-сбытовую сеть, вынуждена осуществлять крупные инвестиции с длительным сроком окупаемости, что надолго связывает ресурсы компании, ограничивает ее мобильность и гибкость, ослабляет способность к инвестиционным решениям вне сферы ее деятельности как бы они ни были потенциально прибыльны. У таких компаний особенно велики постоянные издержки, связанные с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, причем независимо от уровня спроса на конечную продукцию. Это делает финансовое положение таких компаний в случае значительного сокращения спроса на их конечную продукцию особенно неустойчивым. Кроме того, могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что, в конечном счете, может привести не только к дисбалансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса из-за стремления окупить затраты на создание морально устаревших мощностей.
2, Могут возникнуть  серьезные проблемы в результате  неравномерности технического прогресса  в отдельных звеньях производственной  цепи, что может привести не  только к дисбалансу в производственном  потенциале отдельных звеньев,  но и сдерживанию технического  прогресса, отрицательно воздействуя  на инновационно-производственный потенциал компании в целом.
3. Потенциальная  угроза снижения эффективности  и конкурентоспособности компании  связана с тем, что ее отдельные  звенья могут оказаться изолированными  от воздействия рыночных сил,  в том числе и конкуренции.  Это происходит в том случае, если компания ориентируется  главным образом на внутрифирменные  поставки и подразделения ВИНК  вынуждены покупать продукцию  своих предприятий, несмотря на  то, что она может быть дороже  или хуже по качеству аналогичной  продукции, производимой компаниями-конкурентами.
В целях нейтрализации  возможных негативных последствий  вертикальной интеграции прибегают  к разнообразным мероприятиям стратегического  и организационного характера.
Одним из важнейших  средств нейтрализации негативных последствий интеграции, вызываемых жесткой увязкой ресурсов в вертикально-интегрированных  компаниях и их слабой маневренностью, является диверсификация их хозяйственной  деятельности. Фирмы могут покупать компании, действующие в других сферах бизнеса, сотрудничать с другими  компаниями и организациями в  области научно-исследовательских  работ с целью создания потенциала научных исследований и разработок, ориентированных на новые для  фирмы технологии и рынки сбыта.
На практике вертикально интегрированные компании прибегают ко всем указанным методам  диверсификации. При этом, как показывает практика, диверсификация компаний в  отрасли, не связанная с основным направлением ее деятельности ни технологией, ни сбытом, часто кончается неудачей и компания рано или поздно вынуждена  уходить из таких отраслей.
Сложные проблемы, возникающие при попытках диверсификации вертикально интегрированных фирм в плохо знакомые им сферы бизнеса, по-видимому, и объясняют четко  проявившуюся в последние годы в  деятельности этих фирм тенденцию направлять ресурсы на те направления, в которых они обладают наиболее мощным технологическим и сбытовым потенциалом.
Другое важное направление усиления гибкости и  повышения эффективности ВИНК —  преодоление изоляции подразделений  компании от рыночной среды путем  предоставления управляющим этих подразделений определенной свободы выбора между рыночной сделкой и внутрифирменной операцией.
Широкое распространение  получает частичная интеграция, при  которой часть продукции, используемой компанией, закупается на рынке, а остальная  производится на собственных предприятиях.
Частичная интеграция позволяет компании сопоставлять свою продукцию в отношении ее качества и величины издержек производства с  продукцией конкурентов, что важно  как для оценки эффективности  своих подразделений, так и при  заключении контрактов с независимыми компаниями.
Сильное влияние  на стратегический выбор компании за или против вертикальной интеграции оказывают особенности ситуации на конкретных рынках и в конкретных отраслях. Нередко решение в пользу интеграции вызывается стремлением  фирмы ослабить зависимость от компаний-поставщиков (в случае "интеграции вниз") или  компаний-покупателей продукции  фирмы (в случае "интеграции вверх") в случае, если эти компании способны навязать фирме невыгодные ей условия  в отношении цен, поставок, закупок  ее продукции, доступа к распределительно-сбытовой сети и т.п. Важную роль при выборе в пользу стратегии вертикальной интеграции играют и соображения, определяемые стремлением фирмы усилить препятствия  на пути доступа реальных и потенциальных  конкурентов в сферу ее деятельности и тем самым укрепить свои рыночные позиции.
4.Повышение  эффективности работы  вертикально-интегрированных  нефтяных компаний
Быстрое развитие вертикально интегрированных компаний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий жизнеспособность объясняются, прежде всего, их более  высокой эффективностью по сравнению  с неинтегрированными фирмами. Уменьшение издержек производства, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций — вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикальной интеграции.
Источники повышения  эффективности в вертикально  интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие:
— возможность  организации интенсивного информационного  обмена между ее подразделениями, что  позволяет координировать планы  и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки  и доставки конечной продукции потребителю;
— возможность  существенного ускорения всего  цикла материалодвижения и соответственно ускорения оборота капитала и окупаемости затрат;
— возможность  экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском  поставщика, ведением переговоров о  сделках, в случае нарушений условий  контракта и т.д. — особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).
Для обеспечения  экономического роста требуется  выявление рыночных возможностей в  сферах, где компания будет иметь  явное конкурентное преимущество. Стратегию  роста возможно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).
Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда  компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Три основные разновидности  возможностей интенсивного роста следующие:
— глубокое внедрение  на рынок заключается в изыскании  компанией путей увеличения сбыта  своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;
— расширение границ рынка заключается в попытках компании увеличить сбыт благодаря  внедрению существующих товаров  на новые рынки;
— совершенствование  товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых  или усовершенствованных товаров  для существующих рынков.
Интеграционный  рост оправдан в тех случаях, когда  у сферы деятельности компании прочные  позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли  назад, вперед или по горизонтали.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.