Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Пути совершенствования деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ 3
     I ГЛАВА. Теоретические аспекты посредников в системе товародвижения 6
     1.1 Роль товародвижения в системе маркетинга 6
     1.2 Роль и сущность посредников в системе товародвижения 11
     1.3 Государственное регулирование товародвижения 16
     II ГЛАВА. Экономическая характеристика и оценка посредников в системе товародвижения ОАО «ВАМИН – Татарстан» 23
     2.1  Характеристика предприятия 23
     2.2 Экономический анализ реализации продукции 26
     2.3 Экономическая оценка сбытовой политики с участием торговых посредников предприятия 29
     III ГЛАВА. Пути совершенствования деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан» 36
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
     ПРИЛОЖЕНИЯ 44 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     На  современном этапе развития национальной экономики в условиях, уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды становится актуальным внедрение новых для  экономики методик продвижения  товара.
     Как для производителя, так и для  любого посредника сейчас важна современная  грамотно спроектированная технология канала продвижения товара к конечному  потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентно  борьбе за потребителя.
     Большинство производителей предлагает свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный  канал распределения. Такой канал  представляет собой совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают  на себя или помогают передать кому-т  другому право собственности  на конкретный товар (услугу) на их пути от производителя до потребителя.
     Использование посредников объясняется в основном их эффективностью в деле обеспечения  широкой доступности товара и  доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации, размаху деятельности, деловой хватке посредники предлагают фирме больше того, что она способна сделать в одиночку.
     Миссия  торгового посредника заключается  в получении максимально возможной  прибыли на основе удовлетворения общественно  значимого спроса потребителей. Предметом изучения являются процессы товародвижения на мировых рынках в системе маркетинга, основные каналы движения товаров до покупателя, их особенности. Объектом является предприятие ОАО «ВАМИН» и его посредники на рынке.
     Целью данной курсовой работы является исследование роли торговых посредников в системе  товародвижения на примере молочного  комбината ОАО «ВАМИН ТАТАРСТАН». Задачей является найти ответы на некоторые вопросы: «Как предприятию торговать выгодней: с помощью торговых посредников или самостоятельно?» Также необходимо описать всю структуру и логистику выбора торгового посредника  для фирмы, установить выгоду использования посредников.
     Торговые  посредники помимо непосредственных продаж помогают заключать торговые сделки; выбрать ассортимент производимых товаров, в наибольшей степени соответствующий  запросам потребителей; организуют накопление, хранение и сортировку товаров. Торговые посредники ближе к рынку и  могут предоставлять им информацию об изменении запросов потребителей и условий конкуренции.
     Тема  торговых посредников весьма актуальна  как в России, так и за рубежом. Предпринимательство развивается  быстрыми темпами и главной целью  каждого предпринимателя и организаций  в целом является получение наибольшей прибыли. Поэтому каждая организация  очень серьезно относиться к выбору торговых посредников. По этой теме постоянно  появляются новые книги и статьи. Одним из авторов, который написал  книгу по этой теме является Дж.Шапиро – руководитель аналитического отдела центра США и Европы в Институте Брукингса. Его книга «Моделирование цепи поставок» переведено с английского под редакцией Лукинского в 2006г. Книга носит методологическую направленность, в ней так же описываются использованные на практике информационные технологии , методы моделирования и принятия решений. Приведены примеры передового использования планирования и создания логистических цепей поставок авторитетными западными фирмами.
     Одним из российских авторов исследовавших  эту тему является Метелева Ю.А. «Товарный оборот». В книге рассмотрены основные этапы исполнения товарной сделки, которая не ограничивается заключением договора купли-продажи или поставки, а представляет собой цепочку множества сделок (транспортировки, хранения, расчетов, кредитования и т. д.), связанных единой целью – реализация товара покупателю.
     Автор анализирует действующее законодательство и законопроекты, посвященные регулированию отдельных звеньев рыночной инфраструктуры, а также судебную практику, кроме того, приведены документы, разработанные международными организациями, оказывающими содействие торговле.
     В этой курсовой работе рассмотрены все  принципы выбора торгового посредника,  так как в большинстве случаев  эффективный сбыт товаров без  услуг посредников невозможен. При  выборе фирма руководствуется определенными  критериями, которые она вправе устанавливать  сама. На практике рассмотрена экономическая  характеристика и оценка посредников  ОАО «ВАМИН-ТАТАРСТАН». Проведен анализ деятельности предприятия и экономическая оценка сбытовой политики предприятия с участием, и без торговых посредников. Предложены возможные пути совершенствования деятельности предприятия,  рекомендации и стратегии.
 


     I ГЛАВА. Теоретические аспекты посредников в системе товародвижения

      Роль  товародвижения в  системе маркетинга
     Маркетинг — одна из систем управления капиталистическим предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Цель маркетинга — создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей[13,c.4]. Маркетинг - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [1,с.3]. Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку  товаров  к  местам  продажи  в  точно  определенное  время   и   с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей [1,c.20].
     Сегодня, когда каждая компания-производитель разрабатывает тактику и стратегию привлечения в бизнес партнеров и пытается создать свою инфраструктуру товарных каналов, возникает потребность обращаться к посредникам, как к организаторам товародвижения. При этом экономические расчеты показывают, что использование посредников предоставляет определенные выгоды. Посредники (транспортные экспедиторы) выполняют широкий спектр услуг в сфере обслуживания материальных и информационных потоков и инфраструктуры товарных каналов. В основе и деятельности различные функции маркетинга (транспортировка, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, складирование и обработка заказов) рассматриваются, как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы, что и приносит им успех.
     Основным связующим звеном между производством и потреблением является транспорт, Транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя дополнительные функции, которые предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней. Такие, как: упаковка, маркировка, хранение, сортировка грузов, оформление и ведение счетов, определение оптимального варианта маршрутов и видов транспортировки, контроль за процессом движения грузов в пути[13,с.158].
     Эффективность выполнения комплекса экспедиторских услуг предполагает применение технологий, обеспечивающих взаимосвязанную работу функциональных звеньев, что позволяет  обеспечивать контроль выполнения заказа с использованием единой информационной системы.
     Новые задачи, связанные с реализацией  маркетинговых принципов, требуют  создания соответствующей коммуникационной инфраструктуры, позволяющей собирать и передавать информацию участникам системы. В том числе: обеспечение  компании современными информационными  услугами, доступ к удаленным ресурсам, оперативный обмен коммерческой информацией между поставщиками, заказчиками и посредниками.
     Информационно-коммуникационные сети обычно представляют собой совокупность аппаратно-программных средств, образующих узел и объединенных специальными каналами связи. С помощью таких каналов  формируется полная коммуникационная инфраструктура фирмы[5,с.240]. Маркетинговые системы невозможны, прежде всего, без внедрения современных технологий учета маркетинговых операций при обработке грузопотоков. Внедрение подобных систем позволяет автоматизировать процесс ввода информации о движении конкретной физической единицы товара и значительно ускорить время обработки грузов.
     Главной задачей маркетинга является разработка тщательно взвешенного и обоснованного  предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами[13,с.230]. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции маркетинга с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее.
     В современной рыночной ситуации такой  подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в  силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
     Одна  из основных задач маркетинга заключается  также в создании интегрированной  эффективной системы регулирования  и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции[12,с.68].
     В соответствии с современными задачами маркетинга различают два вида его  функций: оперативные и координационные.
     Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.
     Функции управления распределением продукции  охватывают оперативную организацию  потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
     К числу функций маркетинговой  координации - логистическая координация (см. рис.1) относятся: выявление и  анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых  действует предприятие, и прогнозирование  поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. 

     
     Рис. 1 Функции управления распределением продукции 

     Перечисленные функции маркетинга заключаются  в координации спроса и предложения  на товар. В рамках координационных  функций маркетинга выделилось еще  одно из направлений - оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить  запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм [13,с.78].
     Многие  фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров  в нужные места в нужное время  с минимально возможными издержками. К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и  до минимума сократить издержки по распределению товара.
     Максимальный  сервис для клиентов подразумевает  поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки  и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту  издержек по распределению.
     Ориентация  на сокращение издержек подразумевает  дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов. Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.
     Товародвижение  – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения  к местам использования с целью  удовлетворения путей потребителя  и с выгодой для себя.
     Товародвижения  включает: транспортировку, обработку  заказов, упаковку и обработку товаров, поддержания запасов, складирования , любую форму информации о товаре или услуге, распределение и сбыт продукции. Среди перечисленных элементов товародвижения особо выделяют три: транспортировку, хранение, контакты с потребителями.
     Затраты товародвижения определяются способом транспортировки, объемом складов, количеством промежуточных звеньев  системы. Принимая решения о совершенствовании  какого-либо из звеньев системы товародвижения необходимо следить за тем, чтобы  это не отразилось отрицательно на общем эффекте, особенно если мероприятие  направлено на минимизацию расходов на товародвижение. О значении товародвижения свидетельствуют затраты на него, которые по данным различных исследователей колеблются от 15 до 25 % суммы продаж. Следует отметить, что средние  расходы на рекламу и стимулирование продаж существенно ниже.

     1.2 Роль и сущность посредников в системе товародвижения

 
     Сегодня для фирмы недостаточно просто произвести качественный товар. Он должен найти  своего покупателя (потребителя). Фирмы  постоянно сталкиваются с проблемой: как добиться этого с наименьшими  затратами. Широкая сеть маркетинговых  посредников способна оказать помощь фирме в продвижении и сбыте ее продукции[1,c.432]
     Результаты  планирования товародвижения оказывают  заметное влияние  на маркетинговые  программы  фирмы  и  принятие  правильных  решений  по  выбору каналов сбыта продукции. Это, в свою очередь, влияет  на  величину  расходов фирмы.  Важной  особенностью  планирования  товародвижения  является  верное определение формы организации торговли. При этом следует  правильно  выбрать канал товародвижения — прямой или с участием посредника.
     Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный  канал товародвижения. Канал товародвижения – когда совокупность фирм или  помогают передать кому-то другому  право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя  к потребителю.
     Посредники - это независимые организации, осуществляющие разнообразную деятельность по продвижению  товара. Структура маркетинговых  посредников включает в себя: торговых посредников, транспортные, страховые, кредитно-финансовые учреждения, рекламные, консалтинговые фирмы и другие. Роль и значение каждой из них неодинаковы, различны и выполняемые ими функции.[6,c.20]
     Посредником может выступать ассоциация или  иное организационное объединение. Есть ряд весьма существенных позиций, где проще, удобнее, выгоднее действовать  сообща: транспортировка, складирование, маркетинг, реклама, страхование, охрана и т.д. В результате снижаются  затраты посредников, а соответственно и стоимость их услуг [12,c.68]. Товародвижение - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала товародвижения выполняют ряд очень важных функций.
     1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.
     2. Стимулирование сбыта - создание  и распространение увещевательных  коммуникаций о товаре.
     3. Установление контактов - налаживание  и поддержание связи с потенциальными  покупателями.
     4. Приспособление товара - подгонка  товара под требования покупателей.  Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж  и упаковка.
     5. Проведение переговоров - попытки  согласования цен и прочих  условий для последующего осуществления  акта передачи собственности  или владения.
     6. Организация товародвижения - транспортировка  и складирование товара.
     7. Финансирование-изыскание и использование  средств для покрытия издержек  по функционированию канала.
     8. Принятие риска-принятие на себя  ответственности за функционирование  канала.
     Выполнение  первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех - завершению уже заключенных сделок.
     Вопрос  не в том, нужно ли эти функции  выполнять - нужно, и обязательно,- а  скорее в том, кто должен их выполнять.
     Всем  этим функциям присуще три общих  свойства: они поглощают дефицитные ресурсы, нередко могут быть выполнены  лучше благодаря специализации, могут выполняться разными членами  канала. Если часть их выполняет  производитель, его издержки соответственно растут, а, значит, цены должны быть выше.
     При передаче части функций посредникам  издержки, а следовательно, и цены производителя ниже. Посредники в  этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ [20, c.560]..
     Обращение к маркетинговым посредникам  может быть обусловлено как постоянными, так и эпизодически возникающими причинами (недостаток оборотных средств, отсутствие складских помещений, рост продаж и т.д.). В целом маркетинговые посредники способствуют более эффективному распределению и сбыту продукции. Именно поэтому изучению торговых посредников следует уделять особое внимание.[13,c.52]
     Общее правило, основанное на опыте и результатах  исследования сбытовой деятельности фирм, гласит, что с посредником система  сбыта может работать более эффективно, а в передаче им функций следует  руководствоваться экономической  целесообразностью. Последние исследования показывают, что большинство производителей в дополнение к прямым продажам через  своих коммивояжеров, используют те или иные посреднические каналы.[5,c.145]
     Возрастающая  роль в маркетинге многоканальных распределительных  систем подтверждается анализом данных и тенденций сбытовой деятельности фирм-производителей. Так, можно отметить снижение доли продажи силами собственных сбытовиков производителей, увеличение издержек, связанных со сбытом через коммивояжеров, сокращение периодичности заказов.
     Анализ  преимуществ и недостатков тех  или иных каналов сбыта позволит фирме сделать правильный выбор.
     В пользу привлечения посредников  свидетельствуют многие факты развития рынка и экономики в целом. Производители все более предпочитают иметь дело с крупными посредниками, располагающими значительной покупательной  способностью; высоким уровнем менеджмента  и управления издержками. Автоматизация  процессов складирования, транспортировки, учета и обработки заказов  легче осуществима и быстрее  окупается у посредников. Более  эффективно внедряются новые методы хранения, обработки и продажи  товаров. Кроме того, малый объем  продаж товаров, как правило, не покрывает  расходов по прямой продаже.
     Посредники  выполняют следующие основные функции, направленные на обеспечение эффективности торговой деятельности:
     - установление целевого рынка,  т.е. выявление основной группы  или групп покупателей, для  которых предназначаются предлагаемые  товары;
     - определение ассортимента товаров, наиболее полно учитывающего ' интересы как самого посредника, так и его покупателей;
     - оказание наиболее приемлемого  набора дополнительных услуг;
     - установление наиболее приемлемой  цены на предлагаемые товары;
     - обеспечение эффективной политики  продвижения товаров на рынок;
     - установление наилучшего месторасположения  торгового места.
     Кроме того, посредники осуществляют проведение переговоров, занимаются организацией транспортировки и складирования, финансированием и выполняют  другие функции.
     Миссия  торгового посредника заключается  в получении максимально возможной  прибыли на основе удовлетворения общественно  значимого спроса потребителей, и  ему, в конечном счете, все равно, чей продавать товар, лишь бы это  приносило прибыль.[5,c.176]
     Однако  интерес продавать конкретный товар, как у оптовых, так и у розничных  посредников различен, так как  реализация каждого товара может  приносить различный доход. Естественно, что все посредники пытаются включить в свой ассортимент товары, продажа  которых обеспечивает высокую норму  прибыли, а низкорентабельные товары исключить из оборота. Производители  в этой ситуации должны принимать  меры для стимулирования сбыта.
     Во  многих случаях продавать конкретный товар посредника различными способами  обязывает государство. Например, торговля хлебом, молоком и некоторыми другими  товарами первой необходимости обеспечивает минимальную рентабельность или даже приносит убытки, поэтому органы государственного управления торговлей просто включают такие товары в обязательный ассортиментный минимум для продовольственных магазинов. Нерентабельны в большинстве случаев специализированные магазины по продаже овощей и фруктов, поэтому одни из них закрылись, а другие расширили ассортимент продаваемых товаров и наряду с овощами и фруктами торгуют достаточно обширным ассортиментом продовольственных товаров, чтобы обеспечить определенную рентабельность.[5,c.543]
     Чтобы решить вопрос о посреднике, фирме  целесообразно провести качественный и количественный сравнительный анализ эффективности услуг посредника и функционирования собственных торгово-сбытовых структур.
     Первоначальный  анализ можно провести по следующим  показателям:
      - потенциал торгового посредника по удовлетворению рыночной потребности в продукции фирмы;
     -  наличие конкурентной среды;
     - собственные текущие и единовременные затраты фирмы, связанные с продвижением и сбытом продукции, в сопоставлении с оплатой услуг посредника;
     - перспективы развития рынка в целом и его отдельных сегментов.
     Результаты  анализа позволят не только определить необходимость в использовании  услуг посредника, но и предварительно выбрать наиболее выгодного для  сотрудничества партнера среди предполагаемых посредников исходя из собственных соображений или имеющегося опыта. Чтобы обеспечить правильность такого выбора, необходимо воспользоваться отзывами и рекомендациями других фирм (известность, репутация, имидж) о данной кандидатуре.

     1.3 Государственное регулирование товародвижения

 
     Можно выделить несколько форм влияния  государства на товарооборот:  правовое обеспечение процесса товародвижения, упаковка товара в маркетинговом  и правовом аспекте, правовое обеспечение  сертификации продукции, стандартизация продукции, правовые аспекты позиционирования и товарного ассортимента
     Правовое  обеспечение процесса товародвижения.
     Товародвижение  – это комплексная деятельность по систематическому принятию решений, планированию, осуществлению контроля за физическим перемещением и передачей  права собственности на товар. Законодательство, обслуживающее функцию товародвижения - это нормативные акты, регулирующие систему договоров в данной сфере. Как то: договор поручения, договор  комиссии, договор агентирования, коммерческой концессии. Кроме того в ГК РФ содержатся нормы регулирующие правила проведения торгов, биржевых торгов, правила регулирующие лизинговые операции. [7,c.56]
     Договор поручения - договор, согласно которому одна его сторона (поверенный) берёт на себя обязательство перед другой стороной (доверителем) совершить от имени и за счёт доверителя определённые юридические действия. Своими действиями поверенный создаёт все права и обязанности, включая и вещные и обязательственные, не для себя, а для своего доверителя. Полномочия поверенного в отношениях с третьими лицами оформляются с помощью особенного документа — доверенности, которую ему выдаёт доверитель. Поверенный имеет право получить от своего доверителя вознаграждение, если условие о таком вознаграждении содержится в договоре поручения.
     Договор комиссии (лат. comissio) — договор, согласно которому одна его сторона — комиссионер — берёт на себя обязательство перед другой стороной — комитентом — за вознаграждение заключить с третьим лицом или лицами одну или несколько сделок в интересах и за счёт комитента, но от своего, комиссионера, имени. Договор комиссии является самостоятельным видом договора. Наряду с договором поручения и агентским договором договор комиссии может быть отнесен к группе посреднических договоров. Договор комиссии на территории России регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с условиями ГК РФ особенности отдельных видов договора комиссии могут быть предусмотрены другим законом (кроме ГК РФ) и иными правовыми актами (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, другие правовые акты)[13,с.187].
     Агентский договор в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах  одновременно как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и  комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами.
     Договор коммерческой комиссии - договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на др. предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (ч. 1 ст. 1027 ГК РФ). Д.к.к. предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и(или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). В мировой практике этот тип договора широко распространен под названием "франчайзинг".
     Упаковка  товара в маркетинговом и правовом аспекте.
     Упаковка  является составнойчастью товарной политики, которая включает разработку и производство тары (вместилища или оболочки для товара), этикеток и вкладышей. Законодательством о стандартизации упаковка определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Тара рассматривается как элемент упаковки, изделие для размещения товара. Сама тара, как и упаковочные материалы, могут быть предметом купли-продажи. [9,c.67]
     В современном российском законодательстве вопросы тары и упаковки регулируются ст. 481 и 482 ГК РФ. Так, ст. 481 устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке независимо от того, включены ли сторонами соответствующие условия в договор. Изъятие составляют товары, характер которых не требует затаривания и (или) упаковки. Передача товара без тары и (или) упаковки может быть предусмотрена договором или вытекать из существа обязательства.
     В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, последствия, установленные ст. 482 ГК РФ, если договором не обусловлено иное. Ненадлежащей признается тара (упаковка), не соответствующая условиям договора или обязательным требованиям государственных стандартов, а также не обеспечивающая сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки. В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки покупатель вправе потребовать от продавца затарить или упаковать товар, в случае ненадлежащей тары (упаковки) — заменить ее.
     Согласно  п. 2 ст. 482 ГК РФ нарушения требований к таре и упаковке могут вызвать  те же последствия, что и при передаче товара ненадлежащего качества, перечисленные  в ст. 475 ГК РФ.
     Понятие и правовое обеспечение сертификации продукции.
     Сертификация  представляет собой специальную  процедуру подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным  требованиям. Такая процедура проводиться  независимой  от изготовителя и потребителя организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что соответствующая продукция, а также процессы, системы качества и другие объекты отвечают установленным требованиям. Таким образом, сертификация является методом объективного контроля качества продукции. Она облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.[9,c.95]
     Правоположения, регулирующие вопросы сертификации в России, сконцентрированы в Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», который устанавливает  основы обязательной и добровольной сертификации. В развитие его положений  издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией.
     Российским  Законом о сертификации установлен примат международно-правовых актов  над внутринациональным законодательством. Так, согласно ст. 3 Закона, если международным договором Российской Федерации установлены правила иные, чем те, что содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора. Действительно, Россия является участником ряда международных систем сертификации продукции, в частности изделий электронной техники, электротехнических изделий, ручного огнестрельного оружия. При их сертификации необходимо прежде всего опираться на правила соответствующей системы международной сертификации.[15,c.234]
     Сертификация  осуществляется в целях:
     -   создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
     -   содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
     -   защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
     -   контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, осуществляющегося в соответствии с Правилами проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. № 12;
     -   подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
     Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация, кроме всего прочего, является средством государственного контроля за безопасностью товаров, работ, услуг, а добровольная способствует повышению конкурентоспособности продукции.
     Обязательная  сертификация проводится для продукции, содержащейся в перечнях, закрепленных в законодательстве о стандартизации. Обязательной сертификации подлежат, в частности, товары для личных (бытовых) нужд граждан; строительная продукция; выполняемые работы и оказываемые услуги населению и др. [15,c.254]
     Добровольная  сертификация проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
     Стандартизация  продукции.
     Важная  роль  в  законодательстве,   призванном  обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10 июня 1993 г. № 5154 «О стандартизации», который устанавливает основные положения, принципы понятия, порядок организации работ в области стандартизации являющиеся едиными и обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, ; также для граждан-предпринимателей. [15,с.278]
     Стандартизация  — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
     -  безопасности продукции, работ  и услуг для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества;
     - технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
     -  качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
     -  единства измерений;
     -  экономии всех видов ресурсов;
     -   безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
     -   обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
     Эти цели отражают двойственный характер стандартизации, поскольку, с одной  стороны, основная ее цель установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции  и безопасности хозяйственных объектов, а с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям  продукции исходя из необходимости  повышения ее качества и экономии ресурсов. [15,с.267]
     Также немаловажное значение для стандартизации имеет Закон РФ от 27 апреля 1993г. №4871-I «Об обеспечении единства измерений» и издаваемых в соответствии с  ним законодательных актов.
     Правовые  аспекты позиционирования и товарного  ассортимента.
     Цель  позиционирования – убедить потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. Естественно, позиционирование  не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя, поэтому маркетологам необходимо иметь ввиду ст. 200 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающую наказание за обман покупателей.
     Кроме того, необходимо учитывать положения  Законов «О Защите прав потребителей», «О рекламе» и «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности», не допускающие предоставления неверной, искаженной или ложной информации.[10,c.253]
     Вопросы о товарном ассортименте регулируются ст.467 и 468 ГК РФ. В данном случае ассортимент  рассматривается как условие  договора, это перечень товаров определенного  наименования, различаемых по отдельным  признакам. В ст. 468 указана ответственность  за невыполнение договора в плане  наличия оговоренного ассортимента.
 

     

     II ГЛАВА. Экономическая характеристика и оценка посредников в системе товародвижения ОАО «ВАМИН – Татарстан»

     2.1  Характеристика предприятия

 
     Открытое  акционерное общество «ВАМИН Татарстан», именуемое в дальнейшем «Общество», является юридическим лицом и  действует на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона «Об акционерных обществах», Устава Общества, а также законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан. Общество создано путем преобразования Производственного объединения арендаторов молочной промышленности «Татмолагропром» в Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Татарстан сэтэ». 10 сентября 2001 года из названия Открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Татарстан сэтэ» были исключены слова «Холдинговая компания». В дальнейшем Открытое акционерное общество «Татарстан сэтэ» было реорганизовано путем присоединения к нему многих других филиалов является их правопреемником и отвечает по всем их обязательствам. С 24 января 2006 года Общество носит название Открытое акционерное общество «ВАМИН Татарстан».
     Акционерами общества могут быть признающие положения  Устава Общества:
      - юридические лица и граждане  Республики Татарстан, Российской  Федерации;
      - иностранные юридические лица  и граждане.
     Полное  фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное  общество «ВАМИН Татарстан».
     Сокращенное фирменное наименование на русском  языке: ОАО «ВАМИН Татарстан». Полное фирменное наименование на татарском  языке «ВАМИН Татарстан» ачык акционерлык жэмгыяте. Компания «Вамин Татарстан» образована на базе имеющих богатые традиции молочных предприятий Республики Татарстан. ОАО «Вамин Татарстан» осуществляет следующие виды деятельности: производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; оптовая и розничная торговля, внешнеэкономическая и предпринимательская деятельность; оказание платных услуг; прогнозирование основных направлений развития предприятий отрасли и содействие в повышении эффективности их деятельности; координация деятельности предприятий молочной промышленности РТ в области внедрения новых технологий и техники, обучении кадров, решении экологических проблем, проведении маркетинговых исследований и т.д. С 2005 года к компании были присоединены хлебоприемные предприятия. С 2004 года начались инвестиции в сельскохозяйственные предприятия, образованные на базе отсталых и обанкротившихся хозяйств. В настоящее время ОАО «Вамин Татарстан» входят 28 молокоперерабатывающих предприятий, 10 хлебоприемных предприятий, техническое и проектно-конструкторское предприятие, управление торговли, рыбное хозяйство и 26 агрофирм в 15 районах республики. Общая площадь сельхозугодий составляет 443,8 тыс. га, из них 370,0 тыс. га пашни. Поголовье КРС составляет 107,8 тыс. голов, в том числе дойное стадо – 40,4 тыс. голов, свинопоголовье – 86,0 тыс. голов. В 2008 году годовой объем реализации составил 14,1 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственном производстве 3,6 млрд. рублей. Объем переработки молока в 2008 году составил 620 тыс. тонн, производство зерна 705 тыс. тонн, мяса 18 тыс. тонн. Численность работающих в компании 21 366 человек, в том числе занятых непосредственно в сельском хозяйстве 13 554 человек.
     В целях повышения эффективности  животноводческой отрасли проводятся реконструкции существующих животноводческих ферм и строительство новых комплексов, в особенности в молочном производстве, что позволит к 2012 году увеличить  поголовье КРС до 220 тыс. голов, коров  до 73 тыс. голов, суточную реализацию молока до 1044 тонн и численность свиней до 130 тыс. голов. Целью деятельности общества является извлечение прибыли и ее использование в интересах акционеров.
       Ассортимент продукции включает сыры, в том  числе плавленые, масло животное, цельномолочную продукцию, стерилизованное  молоко, сухое цельное, обезжиренное и соевое молоко, творожные батончики  в шоколадной глазури, мороженое, майонезы, фруктовые напитки, соки, питьевую и  минеральную воду, технический казеин, сухую сыворотку, хлебобулочные, макаронные и колбасные изделия, заменитель цельного молока, комбикорма.
       Многие  виды производимой продукции удостоены знака «100 лучших товаров России и Татарстана», а также отмечены медалями и дипломами российских и международных выставок.
     Свою  миссию компания «ВАМИН Татарстан» видит в заботе о здоровье нации, и поэтому особое внимание уделяет производству продуктов, способствующих улучшению самочувствия и развитию подрастающего поколения.
     Общество  осуществляет следующие виды деятельности:
     - оптовая и розничная торговля, внешнеэкономическая и предпринимательская  деятельность;
     - координация деятельности предприятий  молочной промышленности РТ в  области внедрения новых технологий  и техники, обучении кадров, решении  экологических проблем, проведении  маркетинговых исследований;
     - разработка и внедрение норм  расхода сырья и готовой продукции  на предприятиях, оказание им  помощи в приобретении научно-технической  документации;
       - осуществление проверки знаний санитарно-гигиенических режимов производства молочных продуктов, санитарных правил и норм по безопасности молочных продуктов, правил мойки и дезинфекции оборудования.

     2.2 Экономический анализ реализации продукции

 
     Открытое  акционерное общество "ВАМИН Татарстан" играет ведущую роль на рынке Республики Татарстан и России по производству и реализации молочной продукции. Основными  видами деятельности являются производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оптовая  и розничная торговля. В таблице 1 приведена реализация продукции  предприятиями ОАО «ВАМИН Татарстан» за 2007, 2008, 2009 года
Таблица 1. Реализация выпускаемой продукции предприятиями  ОАО «ВАМИН Татарстан» за 2007- 2009 года
Наименование  продукции Ед.измерения Объем реализации продукции в 2007г. Объем реализации продукциив 2008г. Объем реализации продукциив 2009г. Отклонение  2008 к 2007, % Отклонение 2009 к 2008, %
В натур. выражении В стоимостном  выражении, руб В натур. выражении В стоимостном  выражении, руб. В натур. выражении В стоимостном  выражении, руб. В натур.выр. В стоимостном В натур. выр. В стоимостном
Масло животное тн 14 950 1 569 750 13 235 1 123 589 16 912 989 352 8,9 7,2 12,8 8,8
Сыр жирный тн 21 200 3 498 000 11 271 2 384 580 30 568 3 987 567 5,3 6,8 27,1 16,7
Сыр плавленый тн 5 835 262 733 6 000 300 250 8 987 456 987 10,3 11,4 15 15,2
Цельномолочная  продукция тн 121 215 2 787 945 140 350 2 000 600 107 800 1 378 762 11,6 7,2 7,7 6,9
Нежирная  продукция тн 24 290 631 540 20 000 597 000 21 364 139 293 8,2 9,5 10,7 2,3
Сухое цельное молоко тн 2 600 29 900 2 000 25 000 3 876 45 768 7,7 8,4 19,4 18,3
 
Продолжение табл.1
Сухое обезжиренное молоко тн 6 110 672 100 902 72 216 5 165 278 361 1,5 1,1 57,3 38,5
Сухая сыворотка тн 12 110 544 950 10 054 510 123 14 567 600 567 8,3 9,4 14,5 11,8
Заменитель  цельного молока тн 1 610 59 570 985 40 567 1 789 60 125 6,1 6,8 18,2 14,8
 
     В таблице 1 приведена реализация продукции предприятиями ОАО «ВАМИН Татарстан» за 2007,2008 и 2009 года. Из таблицы рассчитаем отклонения по годам и можно сделать выводы:
    В 2008 году снизился оббьем реализации продукции по отношению к 2007 году на 5,3%. Потребление масла незначительно, но снизилось, наблюдается так же падение реализации сыра жирного и значительное падение сухого обезжиренного молока (на 85,3%)
     Из  таблицы можно сделать выводы о том, что значительно снизилась  реализация сыра жирного на 53,1% и  падение продажи обезжиренного  молока на 85,3%. По остальным продуктам  показатели снизились, но не намного. Например реализация сухой сыворотки упала  всего на 17%.
    Несмотря на кризисную ситуацию в 2009 году в перерабатывающей отрасли эмитенту удалось не только сохранить объемы производства и реализации продукции, но и увеличить их долю по сравнению с 2008 годом. Экономический анализ деятельности эмитента  демонстрирует стабильное положение на рынке среди предприятий данного вида деятельности. Рост выручки от продажи продукции за 2009 год  составил 6,1% к уровню 2008 года.
     В связи со сложившейся обстановкой  в условиях экономического кризиса  на потребительском рынке наметилось изменение приоритета покупательского  спроса на традиционные, более дешевые продукты: молоко, кефир, творог в экономичной упаковке, с меньшей массовой долей жира.
     Производство  нежирных молочных продуктов увеличилось  на 6,3 %. На 48,4 % увеличены объемы производства питьевого молока, и на 82% реализаия сухого обезжиренного молока. Практически все предприятия по итогам 2009 года добились увеличения объемов производства цельномолочной продукции. На Казанском молкомбинате увеличение объемов производства к уровню 2007 года составило 25,9 %, на Нижнекамском молкомбинате – 2,1 %, на Азнакаевском – 14,2 %, на Бугульминском – 28,3 %, на Заинском – 13,1 %.
     В декабре 2008 года вступил в силу Федеральный  закон № 88-ФЗ «Технический регламент  на молоко и молочную продукцию». Все  предприятия в короткие сроки  прошли сертификацию продукции на соответствие данному закону.
     Представим  динамику прибыли предприятия ОАО «ВАМИН Татарстан» за 2007-2009 гг.
        
       Рис. 2. Прибыль ОАО «ВАМИН Татарстан» за 2007-2009гг.
      
     Как видно из рисунка 2 прибыль предприятия  с каждым годом значительно увеличивается, это связано с объемами продаж и расширением ассортимента продуктового ряда, объем производства в сопоставимых ценах в 2008 - 25 % от уровня 2007 года.
     В 2008 г. рост объема производства в действующих ценах положительный, что нельзя сказать об объеме производства в сопоставимых ценах в данном периоде. Из этого можно сделать вывод, что уровень цен на продукцию в 2008 г. вырос, возросла производительность труда, снизилась себестоимость. Рост выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг за 2009 год  составил 39,1% к уровню 2008 года.

     2.3 Экономическая оценка  сбытовой политики  с участием торговых  посредников предприятия

 
     Формирование  прибыли осуществляется в результате реализации продукции. Прибыль, ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
     Прибыль формируется согласно нормативным  документам:
    Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99;
    Приказ Минфина РФ от 06.05.99г. №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99.
     Из  складывается из таких показателей, как прибыль от реализации продукции, внереализационные расходы и  доходы, операционные расходы и доходы, налогов и нераспределенной прибыли.
     Формирование  прибыли за 2007-2009 годы представлено в таблице 2 согласно отчетам о прибылях и убытках,  которые представлены в Приложенияи А  и Приложении Б. 

Таблица 2. Формирование прибыли за 2007-2009 годы.
п/п Показатели 2007г.,тыс.руб. 2008г.,тыс.руб. 2009г.,тыс.руб. Отклонение 2008 к 2007,% Отклонение 2009 к 2008,%
1 Прибыль от реализации продукции 8 051 503 10 507 607 13 051 781 1,3 1,2
2 Внереализационные доходы 0 0 0 0 0
3 Внереализационные расходы 0 0 0 0 0
4 Прибыль от внереализационных  доходов и расходов - - - - -
5 Операционные  доходы 504 200 680 115 1 033 195 1,3 1,5
6 Операционные  расходы 400 530 547 975 581 578 1,4 1,1
7 Прибыль от операционных доходов и расходов - - - - -
8 Налоги и  сборы из прибыли 20 265 30 634 643 1,5 0,02
9 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия 213 680 376 933 166 989 1,8 0,4
10 Нераспределенная  прибыль - - - - -
 
     Основная  цель предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов трудового коллектива. По итогам работы за 2009 год прибыль от реализации получена в размере 13 051 781 тыс. рублей (Приложение А) Эффективное управление запасами готовой продукции способствовало получению данного результата. Прибыль за это период составила 121 061 тыс. рублей, из которой 643 тыс. рублей израсходовано на уплату налога на прибыль и иные обязательные платежи. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – 166 989 тыс. рублей. Согласно Таблице 2 прибыль от реализации продукции растет с каждым годом, в 2008 по отношению к 2007 году выросла на 1,3%, а в 2009 на 1,2%. Так же с каждым годом растут операционные доходы и расходы. Доходы в 2008 по отношению к 2007 соответственно выросли на 1,3 и 1,4%. И в 2009 к 2008 соответственно на 1,5 и 1,1%.  Налоги и прибыль с течением лет сокращается.
     Рассчитаем  рентабельность предприятия за 2009, 2008 и 2007 года. Рентабельность Продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли  за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.
     Рентабельность  Продаж = Чистая прибыль / Выручка
     Рентабельность2009 = 166 989 / 13 051 781 = 1,2%
     Рентабельность2008 = 376 933 /10 507 607 = 3,5%
     Рентабельность2007 = 213 680 / 8 051 503 = 2,6%
     Рентабельность  продаж, в соответствующий период прошлого года составляет 3,5% (2008 г.) а 2007г. составляет  2,6%. Этот показатель демонстрирует, какова доля прибыли в выручке - доходах от продаж, которую получает предприятие. Следовательно, что 2008г. оказался наиболее прибыльным (3,5%) для предприятия по сравнению с окупаемостью предыдущего (2007г. - 1,2%) и последующего (2009г. - 2,6%) годов.
     Рентабельность  продукции – это отношение  прибыли от реализации продукции  к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения. Рассчитаем рентабельность продукции, которая находиться как отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.
     Рентабельность  продукции = Прибыль от реализации / Себестоимость
     Р.п. 2009 = 166 989 / 11 916 322 = 1,4%
     Р.п.2008 = 376 933 / 9 339 093 = 4%
     Р.п.2007 = 213 680 / 6 700 509 = 3,1%
     Рентабельность  продукции, в соответствующий период прошлого года составляет 4% (2008 г.) что  меньше чем в 2009 г. на 2,6% и в 2007г. составляет 3,1%.
     Согласно  отчету о прибылях и убытках за 2009г. (Приложение А) чистая прибыль предприятия  за 2009 год составляет 166 989 тыс.руб., а за 2008 год 376 933 тыс.руб., следовательно прибыль предприятия уменьшилась на 209 944 тыс.руб. Но при сравнении 2008 и 2007 годов видно что в 2008г. прибыль больше на 163 253 тыс.руб.
     Из  произведенных расчетов и наблюдений можно сделать вывод, что предприятие  работало наиболее выгодно в 2008 году по сравнению с предыдущим и последующем годами.
     Рассмотрим  таблицы 3 и 4, в которых представлены средние данные в рублях, о завышении  торгово-отпускных ценах на молочную продукцию в 2009 году посредниками торгующими этой продукцией, и соответственно самим предприятием ОАО «ВАМИН». 

      Таблица 3.Информация о завышении торгово-отпускных цен посредниками на молочную продукцию предприятия ОАО «ВАМИН» Нижнекамский молококомбинат за 2009 г.
Наименование  продукции согласованная оптово-отпускная цена фактическая оптово-отпускная  цена Торговая надбавка
молоко 2,5%жирн. 16,27 18,72 2,45
творог  нежирный 75,60 82,56 6,96
масло крестьянское 103,00 141,50 38,50
молоко 2,5%жирн. 16,27 18,72 2,45
кефир 1% 16,00 16,74 0,74
творог  нежирный 75,60 82,56 6,96
масло крестьянское 103,00 107,10 4,10
Катык 2,5% жирн. 18,7 21 2,3
сметана 15% 56,6 65 8,4
 
 
 
 
      Таблица 4. Информация о завышении торгово-отпускных цен предприятием ОАО «ВАМИН»  за 2009г.
     
Наименование  продукции согласованная оптово-отпускная цена согласованная розничная цена Торговая надбавка
молоко 2,5%жирн. 16,27 18,22 1,95
творог  нежирный 75,60 84,6 9
масло крестьянское 103,00 115,3 12,3
молоко 2,5%жирн. 16,27 18,22 1,95
кефир 1% 16,00 17,92 1,92
Катык 2,5% жирн. 18,7 20,9 2,2
сметана 15% 56,6 63,3 6,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Сравнив таблицы 3 и 4 рассчитаем среднее завышение цен посредниками, которые продают молочную продукцию и самими производителями. Среднее завышение цен посредниками составляет 8,09 руб., а предприятием на прямую реализующим продукцию покупателю составляет 5,14 руб.  Следовательно, для покупателей намного выгодней покупать продукцию у предприятия. И как оказывается предприятию намного выгодней реализовывать свою продукцию напрямую, нежели через посредников, так как за свои услуги они ставят надбавку на продукцию, которая делает продукт менее рентабельным, по сравнению с более дешевыми продуктами на рынке. Но в то же время благодаря торговым посредникам предприятие может охватить наибольший круг покупателей в разных районах. В масштабах Татарстана составить конкуренцию ОАО"ВАМИН" очень сложно. В состав "ВАМИНа" входят 38 акционерных обществ, в том числе 21 молочный комбинат, 14 молокозаводов, Предприятие контролирует около 58% всего республиканского рынка, а также 5-6% российского рынка молока и 8% российского рынка сыра.
     Интенсивность распределения продукции на рынке  определяет, сколько торговых предприятий  будет участвовать в реализации вашей продукции, и зависит от того, насколько доступен должен быть ваш товар для потребителя. Различают  три вида интенсивности распределения:
      интенсивное,
      селективное (избирательное),
      эксклюзивное.
     Интенсивное распределение означает стремление максимизировать возможное количество точек распределения товара. Иными  словами, предприятие, использующее интенсивное  распределение, стремится сделать  свой товар максимально доступным  для потребителей. Именно такую стратегию  выбирают предприятия с массовым и крупносерийным производством, выпускающие  молочную продукцию. Основные достоинства  данного метода - предоставление практически  всем потенциальным потребителям возможности  купить данный товар и рост узнаваемости вашей марки. Однако при использовании  этой модели распределения невозможно контролировать цены и качество обслуживания во всех торговых точках, что может  отрицательно сказаться на имидже производителя. Другие достоинства и недостатки представлены в Приложении В.
     Эксперты  считают, что существующая сегодня  картина долевого распределения  рынка молочной продукции в Татарстане кардинально не изменится и в  ближайшем будущем: ОАО "ВАМИН" (бывший "Татарстан сэтэ") так  и будет удерживать около 58% рынка, около 33% будет контролировать "Эдельвейc-М", остальное - распределяться между "Татпотребсоюзом", Чистопольским молочным комбинатом, Зеленодольским молочным комбинатом и другими участниками.
     Можно сделать вывод по всей представленной информации, что торговля предприятия  через посредников наиболее экономически выгодна. Даже если учесть тот факт, что при продажи на прямую покупателю поставщик получает больше прибыли, можно противопоставить то, что у  предприятия ОАО «ВАМИН» не так  много фирменных магазинов. И  оно в основном торгует через  посредников, которые обеспечивают наибольшую широту охвата аудитории  и от этого получает наибольшую прибыль, нежели только от продажи своей продукции  через прямой канал сбыта. Предприятие может с большей эффективностью продвигать свой товар через дистрибутора, который уже располагает собственными торговыми площадями, оптовыми центрами, складами. И поскольку его постоянные издержки распределяются на большую массу продаваемых товаров, предлагаемых на рынок большим числом обслуживаемых им компаний, то удельные издержки на единицу товара у дистрибутора оказываются существенно ниже, чем при организации дистрибуции самим производителем. 

 


     III ГЛАВА. Пути совершенствования деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»

       Можно рекомендовать две группы мер  по повышению уровня использования основных средств. Первая группа — это рекомендации, реализация которых не требует значительных капитальных вложений и их внедрение можно осуществить в относительно короткий период времени. К этой группе могут быть отнесены рекомендации по:
       - сокращению количества бездействующего оборудования;
       - снижению внутрисменных и целодневных простоев оборудования по различным причинам;
       - повышению коэффициента сменности работы оборудования;
       - налаживанию ритмичности производства;
       - повышению уровня кооперации и специализации производства;
       - улучшению работы вспомогательных и обслуживающих служб и цехов предприятия;
       - совершенствованию материально-технического снабжения и оперативно-производственного планирования;
       - изучению потребностей рынка, возможностей быстрой переналадки производства;
       - совершенствованию материального поощрения рабочих и другие мероприятия.
       Вторая  группа - это рекомендации, реализация которых зависит не только от предприятия, а от многих внешних обстоятельств, требует определенных капитальных вложений и более продолжительного времени для их осуществления. К этой группе могут быть отнесены рекомендации по:
       - совершенствованию технологических процессов;
       - повышению уровня компьютеризации и автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов;
       - повышению уровня технического состояния и обслуживания основных средств;
       - техническому перевооружению отдельных цехов и участков предприятия. 

     Самым необходимым стратегически важным элементом является внедрение кодекса  корпоративной культуры.
     На  первом этапе необходимо решать следующие  задачи:
    проведение лекций и семинаров с работниками по вопросу повышения организационной культуры - теоретическая основа;
    организация семинара по ознакомлению сотрудников администрации с Кодексом, разработанным в рамках данного проекта.
     На  втором этапе необходимо решать следующие  проблемы:
    организация семинара с работников предприятия по изучению предложенного проекта;
    рассмотреть проект и провести экспертизу;
    обеспечение реализации проекта;
     На  третьем этапе необходимо решать следующие задачи:
    провести мониторинг эффективности проекта;
    организовать публикацию полученных результатов проекта в местных СМИ.
     Ожидаемыми  результатами проекта должно стать  достижение таких показателей, как:
    формирование внутренней среды работников предприятия должно основываться на отношении взаимопомощи и поддержки, и добросовестного отношения к работе;
    внедрение «Кодекса корпоративной культуры» и его утверждение;
    оценка гражданами деятельности КМК по улучшению продукции выпускаемой предприятием. Предполагается, что в результате проведения данных мероприятий проекта степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью товаров и услуг повысится к 2009 г. до 50% и к 2010 г. – не менее чем на 70%. Основным инструментом исследования качества и доступности продукции признано проведение социологических опросов. В настоящее время существуют социологические методы определения удовлетворенности граждан, которые в значительной мере формируют отношение населения к деятельности предприятия;
    информационные и коммуникационные технологии должны стать важнейшим средством повышения эффективности работы работников предприятия. Информационное обеспечение выполняет не вспомогательные функции в деятельности КМК, а стало необходимым элементом этой деятельности. Информация, должна быть доступной для коллектива и для каждого работника в отдельности. Также особую роль играет система внутренних связей и коммуникации. Налаженная коммуникация в КМК приведет к следующим результатам:
    внимание к работникам со стороны руководства означает важность фундаментальной человеческой потребности в уважении и признании. В результате у работника появляется чувство сопричастности к делам организации;
    полное информирование работников уничтожает слухи и домыслы, которые могут обострить отношения между членами организации;
    хорошие коммуникационные связи приводят к повышению трудовой мотивации, снижают текучесть рабочей силы, сплачивают коллектив.
     На  Мамадышском комбинате после  реконструкции был сдан в эксплуатацию второй сыродельный корпус мощностью  до 200 т переработки молока в сутки. Комбинат на сегодняшний день является лидером по производству сыров компании.
     На  Балтасинском молкомбинате после завершения строительства и технического перевооружения сдан в эксплуатацию современный  сыродельный завод мощностью 270 т  переработки молока в сутки. Завод  оснащен импортным высокотехнологичным  оборудованием, позволяющим значительно  увеличить производительность труда, расширить ассортимент вырабатываемых сыров.
     Также на предприятиях ОАО «ВАМИН Татарстан» особое внимание уделяется более  полному и рациональному использованию  сырья, разработке и внедрению прогрессивных  безотходных и малоотходных технических  процессов. Одним из главных направлений  экономии ресурсов сырья является использование  вторичного молочного сырья, включающее в его состав обезжиренное молоко, пахту и сыворотку на производство пищевых продуктов. Приоритетным направлением повышения использования вторичных  ресурсов молока является сушка, как  способ консервирования, обеспечивающий комплексное использование всех его питательных компонентов. Значительным по объемам переработки вторичным  сырьем стала сыворотка, полученная от производства сыра и творога.
     Специалисты Казанского молочного комбината  непрерывно ведут работу по расширению ассортимента вырабатываемой продукции, увеличению сроков ее годности, осуществляется подбор заквасок, позволяющих обеспечить производство продукции стабильного  качества. В настоящее время планируется  расширение ассортимента сывороточного  напитка «Био – Ритм» и его  производство в асептической упаковке.
     На  Казанском и Набережночелнинском  молкомбинатах планируется выпускать  термизированный йогурт.
     Одной из стратегий деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан» направлена на сохранение своих позиций на зерновом рынке  Республики Татарстан в части  оказания услуг по хранению зерновых культур, и укрепление лидирующего  положения по производству комбикормов  и БВМД, в связи с этим планируются  реконструкции складов, замена зерносушилок и сепараторов, т.к. мощность зерносушилок и сепараторов возрастает, а время  сушки зерна уменьшается.
 


     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     Важной  проблемой предприятий торговли является выбор оптимальной структуры  товародвижения. Поэтому результаты исследования позволяют сделать  следующие выводы:
    Маркетинг – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя
    Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей.
    Наиболее принятыми показателями характеризующих потоки товародвижения является грузооборот и товарооборот.
    Товародвижения включает: транспортировку, обработку заказов, упаковку и обработку товаров, поддержания запасов, складирования, любую форму информации о товаре или услуге, распределение и сбыте продукции.
    Различают несколько видов каналов товародвижения: - оптовая торговля; - рассылка почтой; - специализированные магазины; - розничная торговля; - станции обслуживания и др.
    Продвижения товара фирмы на международных рынках может быть осуществлено через собственные торговые организации непосредственно потребителю или через зарубежных маркетинговых посредников.
    При выборе и заключении договоров с поставщиками необходимо учитывать территориальное размещение предприятия, возможность ритмичной доставки товара со склада поставщика по установленному графику и в согласованном ассортименте.
     При выборе торгового посредника все  эти факторы очень важны. Ни один из составляющих факторов нельзя игнорировать, иначе это может сказать на прибыли и рентабельности предприятия.
     В этой работе была рассмотрена не только теоретические аспекты посредников  в системе товародвижения, а так  же практически проведена экономическая  оценка посредников в системе  товародвижения ОАО «ВАМИН Татарстан». В итоге, которой были продемонстрированы не только характеристика и анализ деятельности предприятия ОАО «ВАМИН», но и рассчитаны такие важные показатели как прибыль и рентабельность предприятия. После рассмотрения основных показателей эффективности сбытовой деятельности предприятия, выяснили, что  в 2009 году по сравнению с 2008 произошло  повышение выручки от реализации продукции, но при этом увеличились  расходы, что оказало отрицательное  действие на деятельность предприятия, т.к. это привело к уменьшению прибыли. И это показало, что предприятие  работает не эффективно, рентабельность предприятия падает с каждым годом. В 2007 году она составила 2,6%, в 2008году 3,5%, а в 2009 году 1,2%.Точно так же падает рентабельность продукции на рынке, разница между этими же периодами составляет 0,9% и 2,6% . 
После проведенных сравнений можно сделать вывод, что самым прибыльным из трех сравниваемых периодов оказался 2008 год. Но это не изменило положения на рынке в будущем периоде. Согласно таблицам 2 и 3 убыточной остается пока еще цельномолочная продукция. Убытки за 2007 год составили 4 362 тн, а в 2008 году 8 046тн, но при этом оббьем реализации цельномолочной продукции вырос на 6 708 тн. В стоимостном выражении доходы предприятия по этим видам продукции в 2007 году составили 7 589 594 руб.(с НДС), а в 2008 году 5 354 646,5 руб., что меньше на 2 235 302 руб. Учитывая рост реализации продукции и снижение доходов, можно сделать вывод, что рентабельность предприятия падает с каждым годом.

     Лидирующее  положение по объемам производства занимает сухое обезжиренное молоко. На протяжении всей деятельности комбината  прибыль от реализации данного вида продукции была всегда наибольшей, что позволяло перекрывать убытки, полученные от реализации других видов  продукции.
     И предприятию не только выгодно, но и  просто необходимо торговать через  посредников и расширять каналы сбыта молочной продукции.

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  
    Савицкая  Г. В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2000. — 688 с
    Официальный сайт ОАО «ВАМИН» www.vamin.ru
    Официальный сайт ОАО «ВАМИН Татарстан» www.td-vamin.ru
    Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 2003.
    Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др., Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 560с.
    Белецкий М. Д. Торговля - это мост от производителя к потребителю: полезность торговли. Миф или реальность? / Белецкий М. Д. // Российское предпринимательство. — 2009. — N 2, вып: 2. — С. 157-162
    Биктимеров Р. Н. Торговые посредники и транзакционные издержки: повышение эффективности предпринимательской деятельности посреднической структуры на основе развития хозяйственных связей / Биктимеров Р. Н. // Российское предпринимательство. — 2009. — N 9, вып: 1. — С. 54-58
    Войткевич Н. И. Мы выбираем, нас выбирают: проектирование системы каналов распределения продукции / Войткевич Н. И. // Российское предпринимательство. — 2008. — N 4, вып: 2. — С. 118-122
    Вумек Д. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями: пер. с. англ. / Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. — М.: Альпина Букс, 2006. — 264 с.
    Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. — М.: [Дашков и К], 2008. — 506 с.
    Дашков, Леонид Павлович. Коммерция и технология торговли: учеб. для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. — М.: Дашков и К, 2005. — 699 с.
    Малашенко, Нина Павловна. Маркетинг на потребительском рынке : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Маркетинг" / Н. П. Малашенко. — Москва: Омега-Л, 2009.
    Маркетинг: общий курс: учебное пособие / под ред.: Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. — М. : Омега-Л, 2009. — 476 с.
    Метелева Ю. А. Особенности правового регулирования деятельности торговых посредников / Ю. А. Метелева // Закон. — 2007. — N 5. — С. 177-189
    Минько, Эдуард Викентьевич. Маркетинг: учебное пособие для вузов по спец. 080301 "Коммерция (торговое дело)", 080111 "Маркетинг", 032401 "Реклама" / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 351 с.
    Нагапетьянц, Рафаэль Нестерович. Маркетинг в сфере производства и обращения : монография / Р. Н. Нагапетьянц. — Москва: ЮНИТИ, 2007.
    Пыханов Д. А. Особенности национальной оптовой торговли : роль оптовой торговли в современных условиях / Пыханов Д. А. // Российское предпринимательство. — 2008. — N 12, вып: 2. — С. 107-111
    Степанов, Владимир Иванович. Логистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Экономика" и экон. специальностям / В. И. Степанов. — Москва: Проспект, 2007.
    Хваткин, Н. Г. Экономика оптовой торговли продовольствием : учеб. для вузов / Хваткин Н. Г. — М. : Эксмо, 2007. — 400 с.
    Шапиро, Джереми. Моделирование цепи поставок / Джереми Шапиро; [пер. с англ. под ред. В. С. Лукинского]. — СПб. [и др.]: Питер, 2006. — 713 с.
 

     

     ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение  А
Отчет о  прибылях и убытках  
за 2009г.

    Коды
Форма № 2 по ОКУД 0710002
  Дата 31.12.2009
Организация: Открытое акционерное общество "ВАМИН  Татарстан" по ОКПО 12968089
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 1659019767
Вид деятельности по ОКВЭД 15.5
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество по ОКОПФ / ОКФС  
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384
Местонахождение (адрес): 420054 Россия, Республика Татарстан, город Казань, Лебедева 4    
 
Наименование  показателя Код строки За отчетный период За аналогичный  период предыдущего года
Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 010 13 051 781 10 507 607
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 11 916 322 9 339 093
Валовая прибыль 029 1 135 459 1 168 514
Коммерческие  расходы 030
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.