Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Денежно-кредитная политика ЦБ РФ на современном этапе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Тамбовский государственный  университет им. Г. Р. Державина» 

Академия  экономики и предпринимательства 

Кафедра финансов и налогообложения 
 
 

Контрольная работа
по  дисциплине «Финансовое право»
на  тему: «Денежно-кредитная политика ЦБ РФ на современном этапе». 
 
 
 
 

                                                            Выполнил:
                                                                                                                                        Проверил:  
 
 
 
 

Тамбов 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………6

1.1 Сущность и функции  денежно-кредитной  политики……………………6

1.2 Принципы денежно-кредитной  политики……………………. ………….7

1.3 Цели денежно-кредитной  политики………………………………………9

1.4 Основные типы  денежно-кредитной  политики (политика  дешевых и дорогих  денег)……………………………………………………….................11

ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА  РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ……………………………………...15

2.1 Сущность и функции  Центрального Банка  РФ…………………………..15

2.2 Направления денежно-кредитной  политики Банка  России……..............18

2.3 Основные инструменты  денежно-кредитной  политики ЦБР……………20

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ…………………………………………………27

3.1.Современные  правовые основы  регулирования денежно-кредитной  политики Центральным банком РФ……………………………………………27

3.2 Состояние и перспективы  развития денежно-кредитной  системы в России……………………………………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики……………………….

1.1 Понятие денежно-кредитной политики, ее типы…………………………….

1.2 Роль  ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной  политики……………………

2. Особенности  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ на современном этапе…….

2.1 Правовые  основы регулирования денежно-кредитной политики……………….

2.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……

Список  литературы……………………………………………………………….

Введение

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.

В настоящее  время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема курсовой работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики.

1.1 Понятие денежно-кредитной политики, ее типы.

Денежно-кредитная  политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы  является формирование гибкого механизма  денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству  эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Наделенный  государством особыми  правами Центральный  банк является проводником  общегосударственной  политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

Для реализации возложенных на него функций ЦБР  участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной политики.
В современных  условиях в основе денежно-кредитной  политики большинства стран лежит  принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных  комплексов мероприятий, которые применяются  на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:
    принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),
    принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).
Рассмотрим  более подробно эти направления  денежно-кредитной политики государства:
- проведение  экспансионистской или расширительной  политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.
- проведение  рестриктивной или ограничительной  (жесткой) политики, направленной  на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста.
Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".
С помощью  кредитного регулирования государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли народного  хозяйства.
Кредитная политика осуществляется косвенными и  прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой рыночной экономики  в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание  двух комплексов мероприятий:
· политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения  кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
· политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политика  денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется  в условиях циклического оживления  хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем  случае, основными целями денежно-кредитной  политики государства являются:
· регулирование  экономической активности агентов  экономических отношений;
· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
· создание безинфляционной экономики.

К основным типам денежно-кредитной политики относятся политика дешевых и дорогих денег.

Если  экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но  существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. Другой негативный фактор- скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения.

1. 2 Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики.

Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача - это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Согласно  Конституции Российской Федерации главной  задачей Банка  России является защита и обеспечение  устойчивости рубля. Принцип независимости - проявляется, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Функции Банка России:

· разрабатывает и  проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег 

· является кредитором последней инстанции  для кредитных  организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской Федерации;

· осуществляет государственную  регистрацию кредитных  организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций  и организаций, занимающихся их аудитом; и т.д.

Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
1) проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков.
2) проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке  России (резервные  требования);
    процентные  ставки по операциям  Банка России;
    операции  на открытом рынке;
    рефинансирование  банков;
    валютное  регулирование;
    установление  ориентиров роста  денежной массы;
    прямые  количественные ограничения.

Обязательные  резервы. Политика минимальных  резервов впервые  была опробована в  США в 30-е годы, и сразу после  второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот.

Естественно, увеличение нормы  обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы - это часть  суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить  в виде беспроцентных  вкладов в Центральном Банке.

Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов. В современных  условиях обязательные резервы выполняют  не столько функцию  страхования вкладов (эту  функцию выполняют  специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить  и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,

где Ms - предложение денег,

cr - коэффициент депонирования (наличность - депозиты),

rr - норма резервирования  (резервы - депозиты),

MB - денежная база.

На  практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку  сама процедура носит  громоздкий характер.

Ставка  рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

В настоящее время  рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

Девизные  операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

Существует  три альтернативных критерия определения  эффективности валютных интервенций.

«Направление» - если направление  движения валютного  курса совпадает  с направлением интервенции, то она эффективна. «Сглаживание» - интервенция  эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. «Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период.

Операции  на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков, гибкого и быстрого воздействия на кредитную активность коммерческих банков. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого  банка, он увеличивает  сумму на резервном  счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Политика учетной ставки, т.е. ставки процента за кредиты, предоставляемые коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

2. Особенности  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ на современном этапе

2.1 Правовые  основы регулирования денежно-кредитной политики.

Центральный банк - это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банковскую  деятельность, распространяя  на нее правовой  режим предпринимательства  и устанавливая  свободу передвижения  капитала и финансовых  услуг;

2) устанавливают тот  минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.

Банк  России несет ответственность  в порядке, установленном федеральными законами.

Он  имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных  органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном  суде интересы Банка  России могут представлять руководители его  территориальных  учреждений и другие должностные лица Банка России, которые  получают соответствующую  доверенность в установленном  порядке.

Банк  России имеет право  представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

- золото и другие  драгоценные металлы  в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской  и иностранной  валюте со сроком  погашения до шести  месяцев;

- государственные ценные бумаги.

Целями  деятельности Банка  России как органа управлений кредитно-денежной системы являются:

    защита  и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной  способности и  курса по отношению  к иностранным  валютам;
    развитие  и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы  расчетов. Получение  прибыли не является целью деятельности Банка России.

В соответствии с целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;

    активное  участие в разработке денежно-кредитной  и финансово-бюджетной  политики Правительства РФ;
    всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
    сокращение  бюджетного дефицита;
    поддержание стабильного денежного  обращения;
    обеспечение устойчивости курса  рубля как государственной  валюты;
    обеспечение государственного фонда валютных резервов;
    расширение  кредитования коммерческих банков, в основ-ном  за счет ресурсов эмиссионного фонда;
    расширение  возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях  системы властей;
    максимальное  использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя  из поставленных целей, Банк России выполняет  следующие функции:

    во  взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  кредитную политику, направленную на защиту и обеспече-ние устойчивости рубля;
    монопольно  осуществляет эмиссию  наличных денег и  организует их обращение;
    является  кредитором последней  инстанции для  кредитных организаций, организует систему  рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

В целях совершенствования  денежно-кредитной  системы Российской Федерации при  Банке России создается  Национальный банковский совет, состоящий  из представителей палат  Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства  РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Председателем Национального банковского  совета является Председатель Банка России. В  состав Национального  банковского совета входят по два представителя  от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек.

Банк  России выполняет  функцию «банка банков»  и является органом  банковского регулирования  и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением  кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского  регулирования и  надзора заключается  в поддержании  стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях  Банка России проявляются  его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

Банк  России в соответствии с законодательством  является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

В случае нарушения  кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов  и предписаний  Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя  с кредитными организациями, их ассоциациями и  союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме  того, он рассматривает  предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных  внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.