Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Логические и психологические аспекты полемики

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра связей с общественностью 
 
 

Дисциплина  “Логика и теория аргументации” 
 
 
 
 

Реферат
«Логические и психологические  аспекты полемики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Работу  выполнила 
               
               
               
               

Москва, 2008 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту.
     Мыслить логично – это значит мыслить  точно и последовательно, не допускать  противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе специалиста по связям с общественностью.
     Знание  логики помогает нам подготовить  логически стройную, хорошо аргументированную  речь, выявить противоречия в общественном мнении и т.д.
     Необходимость знания основ логики для специалиста  по связям с общественностью очевидна. Практические навыки специалиста по СО определены спецификой процесса убеждения. Требуются неоспоримые доказательства выгоды того или иного товара, товарного знака, орагнизации в целом для потребителей. В эпоху маркетинга, когда предложение опережает спрос, логика позволяет достичь поставленных целей быстрее конкурентов, быть организации конкурентоспособной на рынке.
     Для повседневной работы специалиста по СО (составление пресс-релизов, взаимодействия на уровне переговоров, проведения PR-кампаний) требуется применение индуктивных и дедуктивных методов логики, владение теоретическими основами аргументации, знание типичных логических ошибок, применение таблиц истинности к рекламным продуктам. Для оценки целевой аудитории удобны методы логики графов. В продвижении фирмы или товара на рынке важную роль играет техника владения вопросами. А также, при помощи приведения суждений к нормальным формам (дизъюнктивной и конъюнктивной) специалист способен адекватно оценить эффективность деятельности организации или PR-кампании.
     Знание  основ логики и теории аргументации требуется и в повседневной жизни, к примеру, в таких ситуациях  как дискуссия или полемика. Учитывая тот факт, что в работе специалиста по СО данные ситуации встречаются особенно часто (ввиду тесного взаимодействия в людьми, общественностью), в нашей работе будут рассмотрены логические и психологические аспекты полемики. 

Понятие спора 

       Спор представляет собой одну  из основных форм человеческой  коммуникации, в рамках которой  уточняются полиции противоборствующих  сторон, вырабатывается оптимальное  решение проблемы, "рождается  истина".
       Спор - акт речевой коммуникацией,  но не всякий коммуникативный процесс является спором. Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
       Искусство ведения спора получило  название эристика. Эристика является  интегральным искусством, возникающим  на стыке знаний и умений, вырабатываемых  логикой, психологией, этикой  и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью.
 Доказательность  - это логическое воздействие  на оппонента принудительностью  рассуждения. 
 Убедительность - это психологическое воздействие  на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.
       В рамках спора доказательность  и убедительность относительно  независимы. Возможны следующие  их комбинации: а) доказательно  и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не  доказательно, но убедительно; г) и недоказательно, и неубедительно.
       Идеальный вариант, к которому  необходимо стремиться в любом  споре, - доказательность и убедительность  рассуждений одновременно. Более  чем за двухтысячелетнюю историю  своего существования эристика  выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:
- если  есть возможность достичь согласия  без спора, лучше ею воспользоваться; 
- не  спорьте по мелочам; если уж  спорить, то только по принципиальным  вопросам;
 - почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;
- спор  должен быть предметным, а предмет  спора - достаточно ясным и  неизменным на всем его протяжении;
 - спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;
- спор  предполагает следование определенным  законам и правилам логики, этики и психологии;
- спор  не должен быть самоцелью, в  споре недопустимы выпады личного  характера; помните, что спор  должен быть средством достижения  истины, выработки оптимального  решения; 
- в  споре следует использовать только  корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.;
- стремитесь  излагать свои мысли кратко, связно  и красиво. 
       Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.
       Перечисленные виды спора выделены  по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.
 
Дискуссия 

  Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование.
       Дискуссия - это вид спора, в  рамках которого рассматривается,  исследуется, обсуждается какая-либо  проблема. Как правило, участниками  дискуссии являются лица, которые  обладают необходимыми знаниями  по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
 Дискуссия  представляет собой последовательную  серию высказываний ее участников  относительно одного и того  же предмета, что обеспечивает  необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.
  От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами.
       Цель любой дискуссии - достижение  максимально возможной в данных  условиях степени согласия ее  участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит  в себе известную долю компромисса,  так как она в большей мере  ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.
  Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.
 
Полемика 

  В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.
  Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим отличительные черты полемики:
- Во-первых, основная задача, которую решают  полемизирующие стороны, - утверждение  своей позиции. 
- Во-вторых, участвующие и полемике стороны  более, чем в дискуссии, вольны  в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.
       Вместе с тем существует ряд  моментов, роднящих полемику и  дискуссию: наличие определенного  предмета спора, содержательная  связность, открытость к аргументам  другой стороны, очередность выступлений  спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.
       Победа в полемике, если она  получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в  общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.
 
     Стратегия и тактика спора 

       В реальной жизни мы нечасто  сталкиваемся с дискуссией или  полемикой в чистом виде как  правило, эти два вида спора  сочетаются в рамках одного  и того же коммуникативного  процесса. По этой причине необходимо иметь представление о стратегии и тактике спора.  

       Стратегия спора - это общий  план его ведения. Нет какой-либо  единой и неизменной стратегии  спора, поскольку складывающаяся  в споре ситуация постоянно  меняется и невозможно предугадать  все аспекты и нюансы спора; кроме того, в большинстве случаев каждая из спорящих сторон придерживается своей собственной стратегии.
       Пропонент - тот, кто выдвигает  и отстаивает некоторый тезис  - должен позаботиться о том,  чтобы обеспечить максимально  возможную степень его обоснованности. Для этого необходимо заранее продумать доводы в защиту тезиса, а также последовательность их выдвижения. Как и в "науке побеждать", следует побеспокоиться о "резерве", разделив аргументы на основные и резервные. Основными являются аргументы, которые являются достаточными для обоснования тезиса; резервные аргументы используются в случае осложнений.
       Оппонент - это тот, кто оспаривает  тезис. Если оппонент заранее  ознакомлен с содержанием тезиса  или с темой предстоящего обсуждения, ему можно рекомендовать заранее продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы (контраргументы) или сосредоточить свое внимание на проблемных пунктах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций.
       Выше уже указывалось, что не стоит спорить по второстепенным вопросам. Споры по принципиальным вопросам редко бывают стихийными. Поэтому организация процедуры спора (как правило, в виде дискуссии) является необходимым элементом стратегии спора. Организационные вопросы весьма разнообразны: предварительные наметки круга лиц, компетентных в обсуждаемых проблемах; последовательность выступлений; в случаях известного несовпадения точек зрения по данному вопросу разумно отобрать круг людей, которые могли бы обеспечить наиболее плодотворное обсуждение, и др.
       Тактика спора - это подбор  и использование в споре определенной  совокупности логических и психологических приемов. Здесь применение находят такие логические законы, как закон тождества, противоречия, исключенного третьего, а главное – закон достаточного основания. Скажем, если вы опровергли точку зрения своего противника, то это еще не значит, что ваша собственная точка зрения верна - она должна быть обоснована. Очевидно, что на разных этапах спора используются и разные тактические приемы. Их характер зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т.д. Рассмотрим наиболее важные моменты тактики спора.
- Во-первых, в любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность сдерживать возникающие эмоции - черты, проявление которых улучшит имидж каждой из спорящих сторон. Кроме того, в случае всплеска эмоций демонстрация одной из сторон спора названных выше качеств будет способствовать затуханию волн эмоционального возбуждения, и, следовательно, уменьшит возможность трансформации спора в свару.
- Во-вторых, беспроигрышным тактическим приемом  является внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. Эффект этого приема можно усилить с помощью типичных для таких случаев выражений: "Мне нравится ваша мысль (предложение, тезис), над ней следует хорошенько подумать", "Это свежий взгляд на проблему, неплохо бы обсудить перспективы, которые она открывает" и т.п.
- В  третьих, инвариант тактики спора  составляет открытость (восприимчивость)  одной стороны для убедительных  доводов другой. Демонстрируя это  качество, вы воздействуете на  психологический настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более "сговорчивой", как бы подготавливая ее к принятию ваших собственных доводов, и, в конечном итоге, вашей точки зрения.
- В-четвертых,  распространен тактический ход,  называемый "условное принятие доводов противника". Этот прием позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре. Условно соглашаясь с доводами противника, мы вместе с ним выводим из его посылок сомнительные следствия, подводя к нужному окончательному выводу. Таким образом, противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения.
       Возможна другая вариация тактического  приема "условное принятие доводов  противника". Довольно часто оказывается,  что контрдовод соперника совместим  с нашей собственной позицией. В таком случае отпадает необходимость его опровержения. Рассматриваемый тактический ход позволяет избежать траты сил, энергии, времени.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.