Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Источники конституционного права

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Контрольная работа
по конституционному праву Российской Федерации
на тему:
“Источники  конституционного права” 
 
 
 

                                              Выполнила: 
 
 

                                              Проверил: 
 
 
 
 

Воронеж 2008 
 

Содержание 
 
 

 

Введение

 
      Международный опыт показывает, что могущество любой  страны определяется не только крепостью ее экономики, но и тем, насколько совершенна конституционная правовая база. Понять и уяснить, что такое конституционное право, можно при условии ясного представления ряда вопросов, одним из которых является знание источников конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Знание источников конституционного права и умение ими оперировать весьма актуально для любого гражданина, тем более для будущих молодых  специалистов.
      Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя достаточно много видов. Представляет большой практический интерес остановиться на наиболее весомых источниках конституционного права и дать им краткую характеристику. В этом собственно и состоит цель написания настоящего контрольной работы, для достижения которой в работе ставятся и решаются следующие задачи:
      1. Дать понятие и привести типовую классификацию источников российского конституционного права.
      2. Дать краткую характеристику  отдельных видов источников российского конституционного права, в качестве которых в работе рассматриваются конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники конституционного права, при этом наиболее весомыми из них являются Конституция Российской Федерации (РФ), конституционные законы и законы РФ.
      При написании работы широко использовались законодательная база страны в области конституционного права, а также результаты исследований отечественных ученых и специалистов в области права. Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.
 

1. Понятие  и виды источников  российского конституционного  права

1.1. Понятие источников  конституционного  права

 
      Определение понятия “источник права” в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией – “форма права”1. Большинство ученых отдают предпочтение понятию “источник права”; некоторые высказываются за замену термина “источник права” другой категорией – “форма права”; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – “форма (источник) права”. В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия “источник” и “форма” права отражали резко усилившиеся в XVIII – XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX – начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)”. В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации понятий “источник права” и “форма права”, хотя их отождествление все же условно, но для удобства словоупотребления возможно.
      Однако, более распространенным является представление, что термин “источник права”, несмотря на его условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции. Термин же “форма права” менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория “источник права”, он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен.
      Теперь  обратимся к вопросу о содержании понятия “источник (форма) права”. Специалисты различают категории  “источник права в материальном смысле” и “источник права в формальном, юридическом смысле”.
      Понятие “источник права в материальном смысле” отвечает на вопрос: откуда право берет начало? В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. Это постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений, общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще.
      Источник  права в юридическом смысле показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся  обществу”. Понятие “источник права” определяет, куда надо посмотреть, для  того, чтобы найти необходимое  правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д. В юридическом значении источник права – это официальное хранилище – носитель действующих норм, резервуар правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ “документально-формальной фиксации” государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы; это способ выражения, закрепления правовых норм. Источник права в юридическом значении – это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права.
      Источник  права есть итог правотворческой  деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко – результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).
      С учетом приведенных выше определений  к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия  “источник” относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

1.2. Виды источников  конституционного  права

 
      Существуют  различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных  стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание2. Удельный вес указанных видов источников права в регулировании общественных отношений различен.
      Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает  нормативный акт3. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности – и конституционного права) лишь в некоторых странах – сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия). В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами. Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций.
      Что касается России, то в советский  период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников – нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права.
      Вместе  с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как  судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности – конституционного права. Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании в ограниченных пределах правового обычая и о том, что складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ.
      В общем же можно считать, что сегодня  среди российских ученых и специалистов в области права пока нет единого подхода к формированию законченного перечня источников конституционного права.
      В соответствии с последними сложившимися подходами к классификации источников конституционного права их можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники4. В следующем разделе работы дается их краткая характеристика.
 

2. Характеристика  видов источников  конституционного  права

2.1. Конституционные  источники

 
      Наиболее  значимыми источниками отрасли  являются конституционные5. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция Российской Федерации. К числу региональных конституционных источников относятся конституции российских республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
      Конституция Российской Федерации. Главным источником конституционного права страны является Конституция – Основной закон6. Конституция РФ – это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как автономной отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.
      Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе  систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается (и обусловлен) прежде всего ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы, важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; наконец, устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и ненормативных). Иными словами, Конституция учреждает всю систему источников права и важнейшие правотворческие процедуры. Все иные источники конституционного права производны от Конституции. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем – в частности, на стадиях их применения, практической реализации.
      Конституция РФ имеет приоритет не только в  системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов. Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые “обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”7.
      Региональные  конституции и  уставы. Конституция (устав) субъекта Федерации – основной закон, обладающий высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, принимаемый в установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъекта Федерации и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ8.
      В отличие от республик, изначально обладавших правом принимать собственные конституции, иные субъекты Федерации получили право принятия своих уставов относительно недавно. Данные источники включают в себя нормы, регламентирующие правовой статус того или иного субъекта Федерации, права, свободы и обязанности граждан, проживающих на соответствующей территории, порядок образования и полномочия региональных государственных органов и органов местного самоуправления. И конституции республик, и уставы остальных субъектов, по сути, равнозначные юридические документы учредительного характера, регламентирующие схожие общественные отношения. В связи с этим, а также учитывая закрепленный в федеральной Конституции принцип равноправия всех субъектов, следует констатировать, что оба вида данных документов однотипны и выступают в качестве основных законов тех или иных регионов. Вместе с тем существуют некоторые различия между ними, например, в порядке принятия.

2.2. Законодательные источники

 
      Законы  – наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Именно законы, обладающие более высокой юридической силой (по сравнению с остальными нижестоящими актами), регламентируют важнейшие общественные отношения. В то же время Конституция РФ устанавливает определенные требования к законам. В частности, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет9.
      В настоящее время существует несколько видов законов, применяемых в Российской Федерации. К ним относятся: законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, региональные законы. Самостоятельную группу законодательных источников формируют законы, принятые в предыдущие периоды развития России: законы СССР и РСФСР (позднее РФ), принятые до вступления в силу Конституции 1993 г. Такие акты, согласно п. 2 Раздела второго Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ10. По мере принятия новых федеральных законов и иных правовых актов число действующих законов СССР и РСФСР сокращается.
      Законы  о поправках к  Конституции РФ. Из всех источников конституционного права один вид не предусмотрен прямо Конституцией РФ. Конституция, устанавливая возможность внесения в ее текст определенных поправок (дополнений, изменений), хранит молчание относительно формы акта, которым такие поправки должны вноситься. На это было указано в решении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции. Исходя из данного решения Конституционного Суда, 4 марта 1998 г. российский парламент принял Федеральный закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.