ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск готовой работы по сайту
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
Реферат/Курсовая Источники конституционного права |
Информация: |
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 04.06.13.
Сдан: 2012.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Контрольная
работа
по конституционному
праву Российской Федерации
на тему:
“Источники
конституционного права”
Выполнила:
Проверил:
Воронеж
2008
Содержание
Введение
Международный
опыт показывает, что могущество любой
страны определяется не только крепостью
ее экономики, но и тем, насколько совершенна
конституционная правовая база. Понять
и уяснить, что такое конституционное
право, можно при условии ясного представления
ряда вопросов, одним из которых является
знание источников конституционного права.
Источниками конституционного права являются
нормативные правовые акты, посредством
которых устанавливаются и получают юридическую
силу конституционные правовые нормы.
Знание источников конституционного права
и умение ими оперировать весьма актуально
для любого гражданина, тем более для будущих
молодых специалистов.
Система
нормативных правовых актов, являющихся
источниками конституционного права,
многообразна и включает в себя достаточно
много видов. Представляет большой практический
интерес остановиться на наиболее весомых
источниках конституционного права и
дать им краткую характеристику. В этом
собственно и состоит цель написания
настоящего контрольной работы, для достижения
которой в работе ставятся и решаются
следующие задачи:
1.
Дать понятие и привести типовую классификацию
источников российского конституционного
права.
2.
Дать краткую характеристику
отдельных видов источников российского
конституционного права, в качестве которых
в работе рассматриваются конституционные,
законодательные, подзаконные, судебные,
договорные, международные и локальные
источники конституционного права, при
этом наиболее весомыми из них являются
Конституция Российской Федерации (РФ),
конституционные законы и законы РФ.
При
написании работы широко использовались
законодательная база страны в области
конституционного права, а также результаты
исследований отечественных ученых и
специалистов в области права. Контрольная
работа состоит из введения, двух разделов,
заключения и списка используемой литературы.
1. Понятие
и виды источников
российского конституционного
права
1.1.
Понятие источников
конституционного
права
Определение
понятия “источник права” в юридической
науке увязывается с проведением его соотношения
с другой категорией – “форма права”1.
Большинство ученых отдают предпочтение
понятию “источник права”; некоторые
высказываются за замену термина “источник
права” другой категорией – “форма права”;
третья группа авторов для обозначения
соответствующей темы в учебных курсах
используют двойное название – “форма
(источник) права”. В чем здесь разница,
является ли дискуссия только спором о
терминах? Или за указанными разногласиями
скрываются разные концептуальные представления?
На сегодня это в большей степени спор
о более удобном словоупотреблении, но
не только. В свое время понятия “источник”
и “форма” права отражали резко усилившиеся
в XVIII – XIX вв. дискуссии о соотношении
естественного и позитивного (законодательного)
права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой
доктрины, которая касается, прежде всего,
прав и свобод человека и гражданина, признаны
мировым сообществом, приобрели юридическую
форму нормативных актов, санкционированных
государствами, вошли в международные
декларации, конституции государств, иные
внутригосударственные нормативные правовые
акты. Таким образом, в XX – начале XXI вв.
разница между естественным и позитивным
правом во многом стирается. Отсюда во
многом стирается и разница понятий: источник
права (как синонима естественного права)
и форма права (как категории, корреспондирующей
позитивному праву)”. В этой связи отдельные
(но весьма известные) специалисты полагают,
что в современные столетия есть основания
для идентификации понятий “источник
права” и “форма права”, хотя их отождествление
все же условно, но для удобства словоупотребления
возможно.
Однако,
более распространенным является представление,
что термин “источник права”, несмотря
на его условность, является удобным
в употреблении и к тому же традиционен
для мировой юрисдикции. Термин же “форма
права” менее конкретен, а по содержанию
значительно шире, чем категория “источник
права”, он менее удачен для выражения
рассматриваемого явления или свойства
права, поскольку гораздо более многозначен.
Теперь
обратимся к вопросу о содержании
понятия “источник (форма) права”.
Специалисты различают категории
“источник права в материальном
смысле” и “источник права в формальном,
юридическом смысле”.
Понятие
“источник права в материальном смысле”
отвечает на вопрос: откуда право берет
начало? В материальном смысле под источником
права понимаются те факторы, которые
определяют содержание права. К ним принято
относить материальные условия жизни
общества, свойственные ему экономические
отношения. Это постоянно развивающаяся
и воспроизводящаяся система социально-
экономических отношений, общественные
(прежде всего экономические) условия,
оказывающие решающее воздействие на
содержание правовых норм, социальную
обусловленность права вообще.
Источник
права в юридическом смысле показывает,
где, в чем содержатся правовые предписания,
как выражаются, в каком виде преподносятся
обществу”. Понятие “источник права”
определяет, куда надо посмотреть, для
того, чтобы найти необходимое
правило поведения, руководствоваться
им, применять его и т.д. В юридическом
значении источник права – это официальное
хранилище – носитель действующих норм,
резервуар правовых предписаний. Это внешняя,
официальная форма выражения правовых
норм, способ “документально-формальной
фиксации” государством объективного
права и гарантий его государственно-властного
обеспечения. В юридическом смысле под
источником права понимаются формы, посредством
которых устанавливаются и получают обязательную
силу правовые нормы; это способ выражения,
закрепления правовых норм. Источник права
в юридическом значении – это документ,
выполненный в письменной (либо электронной)
форме, носитель информации о нормах права.
Источник
права есть итог правотворческой
деятельности государства; либо прямого
волеизъявления народа; либо согласования
воли нескольких субъектов права; либо,
наконец, весьма редко – результат санкционирования
государственными органами правил поведения,
существующих в течение определенного
промежутка времени и не противоречащих
интересам правящего класса (слоя).
С
учетом приведенных выше определений
к источникам российского конституционного
права, в формальном значении понятия
“источник” относится та часть источников
российского права, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы.
1.2.
Виды источников
конституционного
права
Существуют
различные виды источников (форм выражения)
норм права. В научной теории, на
основе обобщения практики различных
стран современного мира, в их перечне
выделяют: нормативный правовой акт, нормативные
договоры, судебный и административный
прецедент, правовой обычай, религиозные
догмы, научную доктрину (юридическую
науку как источник права), принципы права
и правосознание2. Удельный вес указанных
видов источников права в регулировании
общественных отношений различен.
Так,
во всех странах наиболее распространенным
видом источников права выступает
нормативный акт3. Что же касается,
допустим, судебных прецедентов, то они
выступают источниками права (в частности
– и конституционного права) лишь в некоторых
странах – сравнительно более широко
используются в странах, которые относятся
к так называемой англосаксонской правовой
семье (США, Великобритания, Индия). В этих
странах судьями создана целая система
норм, которые именуются общим правом,
в отличие от статутного права, т.е. законов,
принятых парламентами. Конституционно-правовые
обычаи существуют практически в каждой
стране, но лишь в отдельных государствах
они считаются официальными источниками
конституционного права. Обычаи особенно
распространены в деятельности парламента
и правительства Великобритании, Новой
Зеландии, где нет писаных конституций.
Что
касается России, то в советский
период ее истории в качестве источника
права и в СССР, и в РСФСР признавалась
только одна разновидность источников
– нормативный акт. В современной российской
юридической науке и практике постепенно
преодолеваются прежние односторонние
подходы, говорится о реальном значении
в современных условиях в качестве источников
права и судебного прецедента, и обычая,
и юридической науки и принципов права.
Вместе
с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением
утверждать, что такие нетрадиционные
для России правовые регуляторы, как
судебный прецедент, правовой обычай бесспорно
признаются всеми специалистами науки
и практики в качестве источника права,
в частности – конституционного права.
Официально, ни судебный прецедент, ни
правовой обычай нигде прямо не зафиксированы
в качестве источников российского конституционного
права. Поэтому можно лишь говорить о существовании
в ограниченных пределах правового обычая
и о том, что складываются предпосылки
к появлению судебного прецедента в качестве
источника конституционного права в РФ.
В
общем же можно считать, что сегодня
среди российских ученых и специалистов
в области права пока нет единого
подхода к формированию законченного
перечня источников конституционного
права.
В
соответствии с последними сложившимися
подходами к классификации источников
конституционного права их можно условно
поделить на следующие семь групп: конституционные,
законодательные, подзаконные, судебные,
договорные, международные и локальные
источники. В четырех первых группах выделяются,
кроме того, по две подгруппы: федеральные
и региональные источники4. В следующем
разделе работы дается их краткая характеристика.
2. Характеристика
видов источников
конституционного
права
2.1.
Конституционные
источники
Наиболее
значимыми источниками отрасли
являются конституционные5. Они
носят учредительный характер и обладают
наивысшей юридической силой по сравнению
со всеми остальными нормативными актами.
В качестве федерального конституционного
источника выступает Конституция Российской
Федерации. К числу региональных конституционных
источников относятся конституции российских
республик и уставы краев, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов.
Конституция
Российской Федерации. Главным источником
конституционного права страны является
Конституция – Основной закон6.
Конституция РФ – это источник, который,
во-первых, обусловливает самоопределение
конституционного права как автономной
отрасли в системе российского права и,
во-вторых, придает ему качество ведущей
отрасли российского права.
Конституция
возглавляет систему источников
российского права, в том числе
систему источников конституционного
права. Такой статус Конституции РФ в системе
источников российского права обеспечивается
(и обусловлен) прежде всего ее учредительными
свойствами: Конституция РФ устанавливает
виды правовых актов, издаваемых высшими
органами и должностными лицами публичной
власти; исчерпывающе называет все федеральные
конституционные законы, важнейшие из
федеральных законов, подлежащих принятию;
регулирует основные стадии законодательной
процедуры; наконец, устанавливает иерархию
нормативных актов и провозглашает свой
приоритет в системе правовых актов (нормативных
и ненормативных). Иными словами, Конституция
учреждает всю систему источников права
и важнейшие правотворческие процедуры.
Все иные источники конституционного
права производны от Конституции. В то
же время приоритет Конституции действует
не только на стадии конструирования системы
источников права, но и в последующем –
в частности, на стадиях их применения,
практической реализации.
Конституция
РФ имеет приоритет не только в
системе законодательства, т.е. источников
российского права, но и в системе государственных
и общественных институтов. Она стоит
над всеми органами и должностными лицами
государственной власти и местного самоуправления,
гражданами и их объединениями, которые
“обязаны соблюдать Конституцию РФ и
законы”7.
Региональные
конституции и
уставы. Конституция (устав) субъекта
Федерации – основной закон, обладающий
высшей юридической силой в системе законодательства
субъекта Федерации, принимаемый в установленном
федеральной Конституцией порядке, определяющий
статус субъекта Федерации и регламентирующий
вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией
РФ8.
В
отличие от республик, изначально обладавших
правом принимать собственные конституции,
иные субъекты Федерации получили право
принятия своих уставов относительно
недавно. Данные источники включают в
себя нормы, регламентирующие правовой
статус того или иного субъекта Федерации,
права, свободы и обязанности граждан,
проживающих на соответствующей территории,
порядок образования и полномочия региональных
государственных органов и органов местного
самоуправления. И конституции республик,
и уставы остальных субъектов, по сути,
равнозначные юридические документы учредительного
характера, регламентирующие схожие общественные
отношения. В связи с этим, а также учитывая
закрепленный в федеральной Конституции
принцип равноправия всех субъектов, следует
констатировать, что оба вида данных документов
однотипны и выступают в качестве основных
законов тех или иных регионов. Вместе
с тем существуют некоторые различия между
ними, например, в порядке принятия.
2.2.
Законодательные источники
Законы
– наиболее распространенная форма конституционно-правовых
норм. Именно законы, обладающие более
высокой юридической силой (по сравнению
с остальными нижестоящими актами), регламентируют
важнейшие общественные отношения. В то
же время Конституция РФ устанавливает
определенные требования к законам. В
частности, закон, устанавливающий или
отягчающий ответственность, обратной
силы не имеет9.
В
настоящее время существует несколько
видов законов, применяемых в Российской
Федерации. К ним относятся: законы о поправках
к Конституции РФ, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, региональные
законы. Самостоятельную группу законодательных
источников формируют законы, принятые
в предыдущие периоды развития России:
законы СССР и РСФСР (позднее РФ), принятые
до вступления в силу Конституции 1993 г.
Такие акты, согласно п. 2 Раздела второго
Конституции РФ, применяются в части, не
противоречащей Конституции РФ10.
По мере принятия новых федеральных законов
и иных правовых актов число действующих
законов СССР и РСФСР сокращается.
Законы
о поправках к
Конституции РФ. Из всех источников
конституционного права один вид не предусмотрен
прямо Конституцией РФ. Конституция, устанавливая
возможность внесения в ее текст определенных
поправок (дополнений, изменений), хранит
молчание относительно формы акта, которым
такие поправки должны вноситься. На это
было указано в решении Конституционного
Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании
ст. 136 Конституции. Исходя из данного решения
Конституционного Суда, 4 марта 1998 г. российский
парламент принял Федеральный закон “О
порядке принятия и вступления в силу
поправок к Конституции Российской Федерации”. и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|