Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Президент РФ, его взаимодействие с ветвями власти

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
    Введение.
II. 1) История становления и природа института Президента РФ, его конституционная и реальная роль в государстве.
      2)Полномочия Президента РФ в его соотношении с:
      а) парламентом;
      б) исполнительной властью в лице правительства;
      в) судебной властью.
          3) Полномочия Президента РФ как арбитра в системе разделения              властей.                        
       4) Акты Президента, особенности их юридической природы.
III. Одним из недостатков действующей Конституции РФ, по мнению многих ученых и политиков, является нарушение баланса в системе разделения властей, закрепление неоправданно широких полномочий за президентом, а так же отсутствие контроля, системы сдержек по отношению к президенту. Ваше мнение по этому поводу. Какие поправки можно было бы внести в Конституцию, чтоб устранить этот дисбаланс?
IV. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.Введение.
    Термин  «президент» происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. 
    Исторические  корни института президентства  уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
    В ХХ веке такие грандиозные по своим  масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели  к образованию множества независимых  государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.
          Президентство является относительно молодым, новым и еще  не полностью устоявшимся юридическим  институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего  государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из “вечных”. Однако, от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов. Некоторым аспектам данного института и посвящена данная курсовая работа. Рассматриваемая тема особенно актуальна на пороге предстоящих в 2012 году президентских выборов. 

    II.1. История становления и природа института президента РФ, его конституционная и реальная роль в государстве. 

    Впервые о введении поста президента в  советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением: «Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету». 1
    Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой  Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту" - Президиуму Верховного Совета.
    Л.И. Брежнев совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР.
    Выбор оптимальной модели института президентства  в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта  новой Конституции России. В конституционной  комиссии возник вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант организации власти наиболее близкий к смешанной форме правления, но со значительными чертами президентской республики. Статус президента РСФСР определялся специальным законом РСФСР от 24.04.1991г «О Президенте РСФСР», основные положения которого были включены в текст Конституции РСФСР.
    При разработке модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным  перед народом за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником – управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским «управдомом». Он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома» должно было взять на себя Правительство – Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушению. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.
    Концепция института президентства, где президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.
    Статья 5 вышеназванного Закона закрепила президентские полномочия, которые стали фундаментом института президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти.
    Но  даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»
    После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.
    Введение  поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических  процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации  политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.
    Существовали  и другие причины:
    Во-первых, стремление заполнить с помощью  введения поста Президента РСФСР  своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».
    Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был  выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.
    В-третьих  необходимость иметь интегрирующую  силу не только в политической системе  общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.
    В-четвертых  необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности  управления.
    Помимо  всего прочего учреждение поста  Президента РСФСР связывалось в  определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской  власти принимать быстрые решения  по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.
    Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернуть закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.
    Президент наделялся широкими полномочиями в  сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров (согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности и т.д.2
    Однако  институт президентства в России до 12 декабря 1993 года в полной мере не отрицал полновластия Советов, поскольку  закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.
    Указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней».
    12 декабря 1993 года состоялись выборы  в новые органы законодательной  власти и референдум по новой  Конституции. Согласно Конституции 1993 Президент занимает в системе федеральных государственных органов, сформировавшихся после 1993 года, особое положение, которое будет рассмотрено ниже.
    Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы. 

    2.Полномочия Президента РФ в его соотношении с:
    а) парламентом
    Полномочия  Президента, связанные с деятельностью  парламента, содержаться в статье 84 Конституции РФ.
    Согласно  п. «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом № 175-ФЗ от 20.12.02 г. (в ред. от 21.12.03 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
    В соответствии с п. «б» Президент распускает  Государственную Думу, но только в точно установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен если: Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ(ст. 111, ч. 4); Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству(ст. 117, ч. 3).
         В целях обеспечения непрерывности в деятельности парламента Конституция устанавливает, что Президент в случае роспуска им Государственной Думы назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем за четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).
    Согласно  п. «г» ст. 84 Президент назначает референдум, в порядке, установленном Федеральным конституционным законом № 2-ФКЗ от 10.10.95 г. «О Референдуме РФ».
    Референдумы могут проводиться на всей территории Российской Федерации, а также в  ее субъектах, в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Конституция предполагает, что Президент назначает только общефедеральные референдумы - всенародное голосование граждан России. Референдумы проводятся по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.
    На  референдум Российской Федерации в  обязательном порядке выносится  вопрос о принятии новой Конституции, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование (ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции РФ).
    Право законодательной инициативы Президента РФ регулируется в п. «г» ст. 84 и  ст.  104 Конституции РФ. При этом в отличие, например, от права законодательной инициативы высших судов Российской Федерации (включая Конституционный Суд) право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент РФ наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134 Конституции РФ).
    Для Президента, прежде всего, характерны законодательные инициативы по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной  власти, а также за ее совершенствование.
    На  Президента РФ Конституцией возложена  обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая  законодательный процесс приданием  закону обязательной силы (ст. 107 и ст. 108 Конституции). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Конституция предоставляет Президенту 14 дней для подписания и обнародования закона. 3
    Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции).
    В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108).
    В соответствии с Федеральным законе № 5-ФЗ от 14.06.94 г. (в ред. от 22.10.99 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
         Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
    Конституция предусматривает полномочие Президента РФ по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства(п. «е» ст. 84). Такие послания рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента, хотя, как правило, палаты заседают раздельно (ч. 1 и 3 ст. 100 Конституции). Совместное заседание созывается распоряжением Президента.  

    б) исполнительной властью  в лице правительства 

    Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (п. «б» ст. 83). такая  практика существует как  в РФ, так и в зарубежных странах. На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.
    Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть принято Президентом  в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.
    Назначение  главы Правительства осуществляется Президентом РФ с согласия Государственной  Думы. Оно выражается в принятии соответствующего акта большинством голосов от общего числа членов Думы (п. «а» ст. 83)  . Это не только правовой акт, но и политический, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству.
    В случае отклонения Государственной  Думой кандидатуры на должность  Председателя Правительства Президент  в течение недели вносит предложение  о новой кандидатуре. В случае двукратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вносит третью кандидатуру.
    Президент вправе предлагать палате одного и  того же кандидата дважды или трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 г. N 28-П  «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации)
    Обсуждение  и согласование кандидатур на должность  Председателя Правительства РФ происходит в сроки и порядке, предусмотренные  Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
    После трехкратного отклонения Государственной  Думой представленных кандидатур Президент  назначает Председателя Правительства  без ее согласия, распускает Думу и  назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).  

    в)  судебной властью 

    Согласно  п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации.
    Регламентом Совета Федерации установлен единый порядок рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации  кандидатур для назначения на должность  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кандидатуры, представленные для назначения на должности Конституционного Суда, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, а кандидатуры на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда – в Комитете по правовым и судебным вопросам. Комитеты готовят заключение по каждой кандидатуре.
         В Федеральном законе РФ от 26.06.92 г. N 3132-1 «О статусе судей  Российской Федерации» (в ред. От 15.12.01 г.), установлено, что Президент представляет кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения председателей этих судов.
    Лично Президент  назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено  ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.
    В Совет Федерации Президент представляет и кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации. В эту же палату парламента Президент вносит  предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Вопрос об освобождении от должности судей не ставится, поскольку в соответствии со ст. 121 Конституции судьи несменяемы.  

    3.Полномочия Президента РФ как арбитра в системе разделения властей. 

    Согласно  Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства  предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
    Положение Президента в системе органов  государственной власти связано  с конституционными прерогативами  главы государства по отношению  прежде всего к исполнительной власти.
    Наделенные  широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами.
    Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства  и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.
    Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.4
    В основе регулирования отношений  между Президентом и Федеральным  Собранием лежит обеспечение  самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.
    При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный  Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.
    Реализуя  свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.
    Место Президента в системе органов  государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.
    Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.
    Замена  Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.