Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Предмет и задачи возрастной психологии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Оглавление 
 
 

   Введение 

    Предмет и  задачи возрастной психологии………………….стр.1 

    Задачи  возрастной психологии……………………………..стр.4 

    Актуальные  проблемы психологии развития…...................стр.6
  Закономерности психического развития……………..……стр. 7
     Возраст как системообразующее понятие возрастной
                    психологии………………………………………………… стр.18
    Заключение
    Список литературы 
 
 
 

     
      Введение
     
     
      В детстве, а затем и в отрочестве человек проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, вбирая в себя не только типические черты своих современников, но и духовные предтечи - чувства, мысли и надежды всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка и создают то удивительное таинство, которое движет развитием душевной сферы. Уже в детстве ребенок способен подняться к откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя в еще большей степени, чем в детстве, способно скользить от добра к агрессии, от возвышенного к низменному. Ребенок и отрок стремятся к идентификации с нравственными образцами, предъявляемыми им взрослыми, и учатся обособляться от других людей и их ожиданий ради захватывающих острых переживаний от переступания запретной черты недозволяемого и осуждаемого.
    Стремясь «быть  как все» и получать за это одобрение, ребенок одновременно ищет пути отстаивания своей уникальности. Отрок в еще большей степени утверждает себя как член своей группы - «Мы» подростков весьма категорично. Но так же горячо отрок требует «не путайте меня с другими». В этой своей амбивалентности отрок пытается обрести свое «Я». В юности человек продолжает искать смысл своего существования, стремится обрести свою идентичность и свое место среди других. В детстве, отрочестве и юности человек открывает свой внутренний мир через развивающиеся рефлексивные способности, которые он направляет на познание своих чувств и побуждений. Субъективно проходя свой индивидуально неповторимый путь, человеческое дитя неизменно подпадает под влияние законов возрастного развития. Ребенок на своем уровне, подросток - на своем, юноша - на своем открывают внешний мир с его сотворенными человеческой историей
    сущностями: предметной и природной реалиями; реалиями социального пространства, с его законами, правами и обязанностями и многообразием человеческой деятельности. н
         Возрастная  психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).
    Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.
    Объект  исследований - закономерности развития и формирования личности.
    Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.
         Возрастная  психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста. 
     

    Предмет и задачи возрастной психологии 

     Ее составляющими являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой. Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические задачи возрастной психологии изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.
    Понятие возраста - определяется как специфическое  сочетание психики и поведения  человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст Л.С. Выготский - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже.
         Особенно  сильно плавают границы подросткового  возраста, связанного с половым созреванием  детей. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Основные теории развития в возрастной психологии. Роль и значение кризисов в психическом развитии. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.1 Периодизация Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства 0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольный возраст 6-12 лет начальное школьное образование 12-16 лет обучение в средней школе 17 и старше высшее или университетское образование
         Роль деятельности в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие ведущая деятельность было введено Леонтьевым деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной  психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.
    Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
    1. Детская  психология (от рождения до 17 лет);
    2. Психология  взрослых, зрелых возрастов;
    3. Геронтология  или психология пожилого возраста.   

         Возрастная  психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.
    Возрастная  психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».
    Понятие возраста неоднозначно и  включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:
     
    1. Хронологический возраст, определяется  продолжительностью жизни человека (по паспорту); 
    2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом. 

    3. Психологический  возраст - определенный уровень  развития психики, в который  включается: умственный возраст  (показатель интеллекта); психосексуальный  возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).
     
    В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.  Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом  отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. 

    Существует  другой подход к понятию возраста:
    Возраст или  возрастной период  - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
    Возрастной  период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
    Возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.  
     

    Задачи  возрастной психологии. 
     

    1. Изучение  влияний наследственных и социальных  факторов на развитие;
    2. Влияние  стихийного и организованного  обучения и воспитания на развитие  детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);
    3. Соотношение  и влияние задатков и способностей;
    4. Соотношение  интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
    5. Изучение  кризисных и стабильных периодов  в развитии;
    6. Влияние  семьи на психическое развитие;
    7. Проведение  психодиагностической работы;
    8. Разработка  рекомендаций для коррекционной  работы.
           Характеристика       основных       понятий        возрастной психологии позволяет сформировать ее предмет. Возрастная психология изучает источники, условия, движущие силы и мерности онтогенетического развития. Основная задача возрастной психологии — оптимального возраста психического развития. Развитие всегда продвигается в конкретной социальной ситуации предполагает учет опосредствующего влияния  макро-  и микроструктурных условий,  которые через жизненный опыт человека, его личностные индивидуальные  особенности,   психологический   склад. Ициализация   представлений   о   социальной   ситуации и включает в себя изучение всех значимых для развития социальных взаимоотношений,  характера  ведущей к юности, ее строения, иерархии типичных для возраста деятельности.   Это   позволяет   выявить   показатели ученого или отклоняющегося хода развития. Особенное и мне при этом приобретает сопоставление реального места или иного вида деятельности в жизни ребенка его форсированности психических процессов и качеств, логические новообразования являются результатом и ссылкой возрастного развития, их изучение и диагностика дальнейших практических  задач возрастной психологии. И тот возрастной процесс, не заканчивается  с ним в зрелости. Оптимизация психического развития во возрастных   периодах,   максимальное   использование в потенциале каждого возраста - ближайшая и уникальная   задача   практического   приложения   возрастной психологии и возрастных особенностей должно осуществляться и с точки зрения актуального уровня развития, но быть к выявлению "завтрашнего дня развития" личности, выявлять научный прогноз развития. В связи с этим выделять две формы возрастной психологии - одна из писательная, так как ее основной задачей является входящая  актуального хода развития,  не  предполагающая юности прослеживать логику развития в будущем. Другая активная, для нее характерно активное моделирование изученных возрастных процессов и эксперимент. Например, в исследованиях В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина были выявлены возможности младших школьников в усвоении теоретических понятий, тем самым были поставлены под сомнение сложившиеся ранее представления о возрастных особенностях их мышления. Эксперименты Л.Ф.Обуховой позволили пересмотреть обоснованную Ж.Пиаже нормативную линию когнитивного развития шести - семилетних детей. Современные социально-культурные процессы вносят изменения в динамику и содержание психического развития. Прогноз влияния этих изменений на уже сложившиеся представления о тех или иных периодах развития - актуальная задача возрастной психологии.
                       

      Проблемы психологии развития 

         Одним из основных вопросов, рассматриваемых  в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.
    Возраст - это  категория, служащая для обозначения  временных характеристик индивидуального  развития.
    Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.
    Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.
    Психологический возраст - это определенная, качественно  своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная  закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.
    Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.
    Выделяют  следующие компоненты возраста.
    1. Социальная  ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).
    Для каждого  возраста характерны типичные формы  отношений и поведения.
    2. Новообразования  - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
    «Под возрастными  новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические  и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский) Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.
    3. Ведущая  деятельность - это деятельность, в  наибольшей степени способствующая  психическому и поведенческому  развитию ребенка в данный  период его жизни и ведущая  развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
    Принцип ведущей  деятельности глубоко разработан в  трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого  принципа заключается в том, что  в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в  каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
    Но в пределах одной и той же деятельности, характерной  для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка  на каждом из них не одинаково. В  процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
    Закономерности  психического развития 

    Следующей проблемой  возрастной психологии считают проблему психического развития.
    Психическое развитие - закономерное изменение  психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).
    Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.
    Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.
    1. Биогенетическое  направление.
    Психическое развитие - результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.
    2.Социогенетическое  направление
    Психическое развитие - результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке - его опыт, а опыт зависит от социальной среды.
    Сторонниками  этого подхода можно назвать  таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» - чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.
    3. Эпигенетическое  направление. 
    Психическое развитие - результат влияния как  генетического, так и социального  факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции - соединения биологической и социальной линий развития. Представители данного направления - Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).
    Современный взгляд на психическое развитие в  отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским. Л.С. Выготский считал, что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах. Например, для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играют генетические задатки, а в становлении более сложных функций (абстрактное мышление, логическая память) большее значение отводится социальному окружению; в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическим предпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становится окружение.
    Связь развития и обучения человека - одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.
    Психическое развитие - это процесс качественных изменений в психике, появление  новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям:
    - познавательной  сферы (становление интеллекта, развитие  механизмов познания);
    - психологической  структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
    - личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной  средой и т.д.).
    Как подчеркивал  С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д… не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…»
    Обучение и  воспитание как главнейшие формы  организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.
    В зависимости  от того, как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка, психологи разделились на два  лагеря.
    Один из них - психологи женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) - ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только «приспосабливается» к тому развитию, которое происходило спонтанно, самостоятельно.
    Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом  и в то же время с момента  рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действия ребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. В свою очередь внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает ответные действия, облегчающие его приспособление к миру.
    Признавая роль социальных воздействий в психическом  развитии, Ж. Пиаже в то же время  отмечает их незначительную роль. Так, выделяя факторы интеллектуального развития, он никогда не включает в их число обучение. И это - применительно не только к детям дошкольного возраста, но и школьного, у которых учебная деятельность является ведущей. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, что обучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оно способно лишь несколько его замедлить или ускорить.
    Ж. Пиаже рассматривает  развитие как результат спонтанного  усложнения взаимоотношений отдельного индивида с окружающей средой.
    Представление о взаимосвязанности процессов  обучения и развития при ведущей  роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему  в детской психологии, о том, что  развитие - это созревание, а обучение должно надстраивать над созреванием.
    Психологи другого  направления, и в первую очередь  отечественные ученые, придают обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без  участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают ребенка.
    Обучение - это  специально организованная деятельность по передаче ребенку социально-исторического  опыта, накопленного человечеством.
    Решение вопроса  о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологической теории, но и  для педагогической практики, т. к. важно  понимание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка  на всех возрастных этапах. «Процессы развития не совпадают с процессом обучения, - писал Выготский Л.С., - процессы развития идут вслед за процессами обучения».
    Выготский решительно выступал против концепций спонтанного  созревания душевных способностей. К  началу 30-х г.г. в зарубежной психологии господствовала уверенность в том, что только созревание психических процессов ребенка обеспечивает успех его дальнейшему обучению. Обучение плетется в хвосте развития - таков был общий вывод.
    Д.Б. Эльконин высказывает мысль о том, что  обучение детей должно ориентироваться  не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного  развития. Умственное развитие в условиях специально организованного обучения является предметом исследований П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и их многочисленных сотрудников.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.