Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Объективные условия, влияющие на субъективное благополучие человека

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Объективные условия, влияющие на субъективное благополучие человека
В результате изучения уровня удовлетворенности  жизнью…
    Анализ различий в удовлетворенности жизнью и ощущением счастья между людьми разного пола, социального статуса и семейного положения показал что: различий между уровнем удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья у мужчин и женщин нет; так же не были замечены различия между уровнем удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья и в отношении социального статуса. Различия между уровнем удовлетворенностью жизнью и ощущением счастья обнаружены только у людей с разным семейным положением. Люди, находящиеся в браке (официальном или гражданском) более удовлетворены жизнью (U=2098,5; при p<0,005), чем разведенные или одинокие.
    Не выявлено взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью в целом и возрастом испытуемых. Обнаружена взаимосвязь между ощущением счастья и возрастом испытуемых (S = 0,112172, t(N-2) = 1,99713, p-level = 0,046676), то есть чем старше человек, тем более счастливым он себя чувствует.
Подходы к определению качества жизни
Проблема  субъективного благополучия личности в последние десятилетия приобретает  особую остроту не только в связи  с социальными и экономическими сдвигами, но и усилением динамики жизни в целом, изменениями критериальных оценок жизнедеятельности в обществе. Исследователи разных областей науки издавна отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно «зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих» [2].   Западные исследователи обратились к изучению субъективного благополучия в 60-х годах прошлого столетия, и с тех пор проведено достаточно много исследований, в которых утверждается наличие высокой дифференциации в степени благополучия жителей различных государств. В них показано, что ни политические, ни экономические факторы не могут служить постоянным основанием (фактором) благополучия. Поэтому в настоящее время все больше исследователей обращены к выявлению уровня благополучия, обусловленного культурными, этническими и другими обстоятельствами. Тем не менее, так называемые кросс-культурные исследования субъективного благополучия не ориентированы на выявление широкого набора культурно- и этноспецифичных особенностей, которые дали бы возможность полнее представить взаимосвязь этнически обусловленных особенностей оценки жизни и переживания благополучия, которые формируются в результате этнической социализации. Чаще подобные исследования касаются определения различий, обусловленных «этническими свойствами» личности, которые при этом не определяются, а лишь предполагаются. Кроме того, исследования «переживания счастья» не всегда различают эмоциональный и когнитивный аспекты благополучия. Это приводит в ряде случаев к подмене понятий. В разных культурах по-разному представлено само понимание счастья. Представляется более корректным использовать обе составляющие, которые, кстати, могут и расходиться в своих значениях. Имеется и разноголосица в понимании удовлетворенности, в частности, для объективации удовлетворенности был разработан показатель «Индекс человеческого развития», принятый ООН, включающий показатели валового продукта, продолжительности жизни и др. [1. С.222]. Изучение факторов субъективного благополучия предполагает выявление внешних, социальных, культурно-исторических и внутренних, социально-психологических, собственно личностных и индивидных образований и их констелляций, оказывающих влияние на его уровень. Это требует использования комплексного подхода в рамках социально-психологического исследования, позволяющего в большей мере охватить все названные образования. Однако для большей ясности в определении содержания детерминантного комплекса необходимо обращение и к этнопсихологическому анализу, позволяющему выяснить соответствующий характер переживания благополучия и его генезис.
Психологический
Рассмотрим особенности влияния объективных факторов на удовлетворенность жизнью более подробно.
Деньги
Динер и Оиши, обратившись ко всемирному исследованию ценностей, в котором приняло участие 150 000 респондентов, охарактеризовали степень влияния дохода в 19 странах. Средняя корреляция дохода с удовлетворенностью им составила 0,25, а с удовлетворенностью жизнью — 0,13. Обычно наблюдается именно такая закономерность: первая корреляция больше, чем вторая. Влияние дохода на счастье значительно сильнее в нижней части шкалы доходов. Аналогично взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и доходом гораздо более выражена в бедных странах, что, вероятно, объясняется следующим: деньги здесь тратятся, главным образом, на пищу, жилье и удовлетворение прочих необходимых потребностей. Корреляция среднего дохода (для каждой из 28 стран) со средней удовлетворенностью жизнью составляет, поданным разных исследований, 0,62 и 0,59. Столь существенное воздействие дохода на удовлетворенность жизнью объясняется тем, что при межнациональных исследованиях не так сильно выражено влияние индивидуальных различий, как это свойственно изучению вопроса в рамках одной страны. Кроме того, деньги, используемые для потребления общественных благ (например, оплата услуг здравоохранения и образования), сильнее влияют на ощущение счастья, чем когда на них приобретаются товары для личных нужд. Можно сделать вывод о том, что деньги действительно оказывают влияние на переживание счастья, и степень такого влияния существенно недооценивается корреляцией в 0,13. Получены и другие интересные результаты, касающиеся воздействия финансовых средств (например, выигрыша в лотерею) и роли ожиданий и сравнений. Эти вопросы затрагиваются нами в главе 9.
Здоровье
Мета-анализ, выполненный Окуном и его коллегами показал, что корреляция счастья со здоровьем составляет 0,32: она сильнее, когда привлекаются субъективные критерии здоровья. Однако субъективное здоровье (неотъемлемая часть удовлетворенности жизнью) совсем не то же самое, что физическое. Скажем, невротики преувеличивают степень своего субъективного нездоровья, а люди с высоким кровяным давлением или уровнем холестерина могут считать, что состояние их здоровья лучше, чем это есть на самом деле. Существует взаимосвязь между счастьем и наличием конкретных заболеваний, особенно если они ограничивают жизнедеятельность человека; а бывают и такие болезни, при которых пациенты чувствуют себя лучше других. Какова в данном случае направленность причинной связи? Хиди и Веринг провели в Австралии лонгитюдное исследование и обнаружили, что взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью в целом и здоровьем ложная, она зависит от соотношения каждого из этих компонентов с нейротизмом: счастливые люди менее невротичны, невротики менее удовлетворены своим здоровьем. Однако в другом лонгитюдном исследовании Фейст и соавторы установили, что эта связь двунаправлена. Здоровье особенно важно для благополучия пожилых людей и прогнозирует их счастье или удовлетворенность. Следовательно, здоровье является причиной счастья. Одной из форм воздействия последнего на здоровье служит активация иммунной системы, вызываемая хорошим настроением. Роль счастья в субъективном здоровье также обусловлена когнитивными процессами, например представлением о жизни и самом себе.
Работа  и занятость
В современном  мире безработица — важнейший источник несчастья. Она вызывает депрессию, приводит к самоубийствам, ухудшает здоровье, порождает апатию, низкую самооценку — все аспекты низкой удовлетворенности и отсутствия счастья. Воздействие это существенно. Инглхарт выявил: среди европейских безработных удовлетворен своей жизнью лишь 61%, тогда как у занятых физическим трудом этот показатель составил 78%. О том, что безработица выступает причиной несчастья, свидетельствует ее влияние, оказываемое на уровень удовлетворенности работников, сокращенных в связи с закрытием предприятия. Ее воздействие не устраняется и в том случае, когда учитываются и другие переменные, скажем, доход. По данным мета-анализа, проведенного Тейтом и его коллегами, удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью сильно коррелируют друг с другом (г = 0,44). Попытки вычленить направление причинной связи показали, что она действует в обе стороны, однако сильнее влияние удовлетворенности жизнью на удовлетворенность работой, а не наоборот. Наиболее заметные различия в удовлетворенности работой наблюдаются в рамках профессиональных групп. Людям задавался вопрос о том, выбрали бы они снова свою работу; «да» ответили 91% математиков, 82% юристов и лишь 16% неквалифицированных рабочих сталелитейной промышленности. На удовлетворенность работой также воздействуют взаимоотношения с другими сотрудниками и прочие социальные факторы.
Социальные  отношения
Социальные  отношения являются важнейшим источником счастья, причем самое существенное значение имеет брак. Инглхарт установил, что в Европе 81 % замужних женщин удовлетворены или даже очень удовлетворены своей жизнью, тогда как среди незамужних таковых оказалось 75%. Более резкие различия обнаружены при рассмотрении роли вдовства или развода: удовлетворенных жизнью среди вдов — 66%, среди разведенных или расставшихся со своими мужьями — 57%. Среди мужчин влияние данных факторов не столь весомое. Штребе  обнаружили, что у 42% вдов по Опроснику депрессии Бека отмечается показатель от умеренного до очень высокого, тогда как среди замужних — таковых лишь 10%. Сходные результаты получены при опросе представителей разных культур, хотя некоторые соответствующие различия имеются: например, по уровню счастья среди разведенных и тех, у кого есть партнер. Влияние указанных факторов сохраняется и в том случае, когда вводились контрольные переменные — доход и др. Направленность причинной связи здесь довольно ясна. Ученые исследовали людей из группы «повышенного риска», т. е. индивидов 20 с небольшим лет, которые предположительно подвержены «риску» вступить в брак. Можно говорить, что скорее вдовство — причина несчастья, чем наоборот; в ситуации с разводом подобная взаимосвязь не так очевидна. Аналогичное, хотя и не столь значительное положительное влияние оказывают на счастье другие виды человеческих взаимоотношений — скажем, дружба и семейные, не супружеские, отношения.
Досуг
В некоторых  исследованиях было установлено, что  удовлетворенность досугом коррелирует с общей удовлетворенностью больше, чем все остальные сферы. Показатель составляет около 0,40, однако падает приблизительно до 0,20 при включении в анализ контрольных переменных (доход и др.). Изучалось также воздействие реальных занятий, избираемых для проведения досуга; в некоторых случаях проводились экспериментальные или лонгитюдные методы, позволяющие выявить причинную связь. Например, были эксперименты, когда людей убеждали регулярно делать физические упражнения. В результате оказалось, что это уменьшает тревогу и депрессию, повышает самооценку и улучшает фигуру. Установлено положительное влияние и других способов организации досуга — клубов общения, добровольной работы и музыки. Однако просмотр телевизора иногда имеет с удовлетворенностью обратную взаимосвязь — вероятно, потому, что смотрящие телевизор очень долго не находят никаких лучших занятий.
 Жилищные условия
Жилищные  условия не представляют собой традиционно  изучаемой психологами переменной, однако позволяют понять некоторые интересные моменты. По результатам некоторых исследований они относятся к наиболее часто упоминаемым сферам. Жилищные условия можно расценивать как составляющую уровня жизни. Ряд ученых показал, как отдельные аспекты жилищных условий сказываются на удовлетворенности ими в целом. Так, проведя в Великобритании исследование, Холл получил следующие результаты: люди, у которых нет ванной или душа, были не очень этим довольны, но на удовлетворенности жилищными условиями в целом подобные обстоятельства не слишком отражались и еще меньше они влияли на удовлетворенность жизнью в целом. Удовлетворенность жильем способствует общей удовлетворенности, причем, как правило, корреляция составляет около 0,30, что по сравнению с другими рассмотренными переменными не столь значительно.
Образование
Эта переменная тоже оказывает довольно умеренное  воздействие, однако весьма интересна, поскольку связана с другими  причинами удовлетворенности. Во многих исследованиях отмечалось положительное влияние образования (которое учитывалось как число лет обучения или достигнутый уровень). Типичная корреляция его с благополучием в США — 0,13; она выведена по результатам мета-анализа, осуществленного Окуном и соавторами. В США и Великобритании образование способствует как росту дохода, так и получению работы, имеющей более высокий профессиональный статус. Самая заметная роль образования в Австрии, Южной Корее, Мексике, Югославии, Филиппинах и Нигерии. Неясно, правда, что общего между этими странами; может быть, образование там каким-либо образом дает людям больше.
Влияние социального сравнения
Согласно  теориям социального сравнения, люди оценивают свои качества или  жизнь, сопоставляя их с другими. Подобный подход применяется в исследованиях счастья, чтобы объяснить некоторые аспекты, которые иначе поставили бы ученых в тупик. Например, установлено, что по мере роста национального дохода удовлетворенность вовсе не возрастает — вероятно, потому, что доходы выросли и у всех остальных. Уилле собрал массу данных, подтверждающих гипотезу, согласно которой у людей улучшается субъективное благополучие, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также гипотезу, в соответствии с которой сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъективного благополучия. Ученый делает следующее заключение: люди в основном сравнивают по принципу «снизу вверх», но для имеющих низкую самооценку характерно обратное.
Недавние  эксперименты укрепляют некоторые  из этих идей. Штрак и соавторы  установили, что если напарником по эксперименту оказывался человек, страдающий почечной недостаточностью, требующей диализа, ощущение благополучия испытуемого улучшалось. показали: если участников эксперимента просили подумать о происходящих в настоящем приятных событиях, это повышало их субъективное благополучие; позитивные факты, относящиеся к прошлому, оказывали гнетущее впечатление — предположительно, из-за контраста с настоящим; относительно неприятных событий все обстояло наоборот.
У счастливых и несчастных людей процесс сравнения  осуществляется по-разному. Любомирски и Росс обнаружили, что на самооценку вторых влияет результат напарника, который выполнил задание по расшифровке анаграммы лучше или хуже, чем они. Однако на счастливых людей участник, превзошедший их, не оказывал такого влияния, что создавало более позитивный эмоциональный настрой и большую уверенность в себе, хотя и не повышало самооценки. Вероятно, напарник с лучшими результатами действовал в данном случае как стимул и увеличивал перспективы, а это и делало людей счастливее.
Тем не менее попытки подтвердить теорию социального сравнения в условиях реальной жизни не всегда приводили к желанному результату. Динер и Фуджита провели несколько подобных исследований. В одном из них было обнаружено, что если у человека был сосед по комнате, отличавшийся большей/меньшей внешней привлекательностью или успехами в учебе, это никак не влияло на его удовлетворенность данными сферами жизни. Люди выбирали собственные объекты для сравнения, связанные со своими возможностями.
В другом случае было показано, что если индивиды с одинаковым уровнем дохода живут в более богатом/бедном районе, это не влияет на их субъективное благополучие. Еще одна работа ученых проиллюстрировала: средний уровень благополучия в разных странах имеет с экономическим благосостоянием соседних государств положительную, а не отрицательную корреляцию, что можно было бы предположить, отталкиваясь от теории сравнения. Райт подчеркивает, что на удовлетворенность оказывает влияние самооценка здоровья, а не сравнение со здоровьем окружающих.
Люди  избирают собственные объекты сравнения: например, индивиды, у которых высокие показатели благополучия, более благоприятным образом сравнивают с другими. В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы показали, например, что сравнения по принципу «снизу вверх» заставляют людей чувствовать себя как более, так и менее счастливыми в связи с их здоровьем, надеяться или завидовать. Сравнения, навязанные внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность согласованного влияния. «Выбор объекта сравнения — процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», — отмечают ученые.
Это правило  имеет два исключения. Одно из них  — академические достижения: в  более или менее замкнутом  сообществе школы или колледжа принятые стандарты для сравнения играют решающую роль. Второе — заработная плата работников промышленности, на уровень которой в значительной степени влияет деятельность профсоюзов, и работники точно знают, сколько получают другие трудящиеся. Они могут объявить забастовку (даже если это приведет к закрытию предприятия), когда считают, что им платят меньше положенного.
По сути дела, люди часто производят такие  сравнения: Росс и соавторы установили, что 89% людей избирает круг тех, с  кем они общаются, как объект сравнения, позволяющий уточнить меру собственной  удовлетворенности семейной жизнью, 82% — степень удовлетворенности работой, но лишь 61% сравнивает с миром самых близких людей свою удовлетворенность жизнью в целом (тогда чаще в круг зрения попадают чужие).
Еще одна разновидность концепции социального  сравнения — теория множественного несоответствия. Микалос предположил, что удовлетворенность — продукт (незначительных) расхождений между достижениями и устремлениями, что часто определяется при сравнении с другими людьми. Согласно данной теории, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности. Действительно, разрыв между целью и достижением коррелирует с удовлетворенностью. Однако очевидна и взаимосвязь достижения с удовлетворенностью, если не принимать во внимание цель.
В ряде исследований удовлетворенность, которая  предсказывалась с учетом отмеченного разрыва, сравнивалась с той, какая ожидается, когда в расчет берутся лишь реальные достижения или возможности. Иногда теория множественных расхождений позволяет проводить более точный анализ, хотя нередко не вносит ничего существенного. Вместе с тем упомянутый выше разрыв сам может являться продуктом удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен обнаружили это, используя данные Викторианского панельного исследования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами с помощью этой теории попытались объяснить феномен усиливающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.