Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Кредитование физических и юридических лиц на примере Сбербанка Рф

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

    Введение  ………………………………………………………………………3
    Глава І. Теоретические основы кредитования физических и юридических лиц……………………………………………………………………………………5
    1.1. Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц………….5
    1.2. Понятие и особенности кредитования юридических лиц………………9
    1.3. Методы оценки кредитоспособности физических и юридических лиц банком………………………………………………………………………………11
    Глава ІІ. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………………………………………………16
    2.1. История развития и общая характеристика……………………………16
    2.2. Организационная характеристика  банка………………………………..18
    2.3. Основные показатели деятельности……………………………………20
    Глава ІІІ. Анализ кредитования физических и  юридических лиц ОАО «Сбербанк  РФ»…………………………………………………………………….26
    3.1. Анализ кредитования физических  лиц ОАО «Сбербанк РФ»………26
    3.2. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………32
    3.3. Оценка кредитоспособности клиентов  в ОАО «Сбербанк РФ»…….38
    Глава ІV. Направления совершенствования  кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………..44
    4.1. Проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………………………………………44
    4.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………………………………………………………….45
    Выводы  и предложения ……………………………………………………..55
    Список  использованной литературы ………………………………………58
    Приложения  
 

    Введение 

    Актуальность  темы исследования определяется тем, что  в современной экономике России банки играют неотъемлемую роль и являются основным элементом банковской системы. Кредит занимает ведущее место в деятельности многих банков и в экономике страны в целом.
    На  данный момент актуальность кредитования как физических, так и юридических лиц значительно возросла. Все факты экономического развития России говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы.
    Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты ЦБ РФ; внутрибанковские инструкции и положения; данные статистической и бухгалтерской отчетности: годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках, ведомости; работы российских и зарубежных ученых таких, как Е.П.Жарковская, О.И. Лаврушин, Г.Г. Коробова,  Е.Ф. Жуков, А.М. Тавасиев и др.
    Вместе  с тем, вопрос кредитования нельзя отнести  к разряду решенных как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Это обусловливает необходимость  дальнейших исследований в указанном направлении.
    После финансового кризиса в РФ вопрос кредитования в стране стал еще более  актуальным, поэтому дипломная работа имеет значительную практическую значимость, поскольку в ней будут разработаны  меры по совершенствованию механизма кредитования в конкретном банке на основе анализа тенденций его развития, включая и кризисный период.
    Целью работы является исследование особенностей кредитования физических и юридических лиц на примере конкретного банка.
    Для достижения заданной цели были поставлены для выполнения следующие задачи:
    - рассмотреть сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.;
    - изучить понятие и особенности  кредитования юридических лиц;
    - исследовать методы оценки кредитоспособности  физических и юридических лиц банком;
    - рассмотреть организационно-экономическую  характеристику ОАО «Сбербанк  РФ»;
    - проанализировать кредитования  физических лиц ОАО «Сбербанк  РФ»;
    - проанализировать кредитования  юридических лиц ОАО «Сбербанк  РФ»;
    - исследовать методы оценки кредитоспособности клиентов в ОАО «Сбербанк РФ»;
    - рассмотреть проблемы  кредитования  физических и юридических лиц  ОАО «Сбербанк РФ»;
    - предложить пути  совершенствования  кредитования физических и юридических  лиц ОАО «Сбербанк РФ».
    Предметом работы является кредитование физических и юридических лиц.
    Объектом  работы является банк ОАО «Сбербанк  РФ».
    Методы исследования, применяемые в работе: методы анализа и синтеза, монографический метод, абстрактно-логический, экономико-статистические методы.
    Структурно  работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основная часть работы включает в себя 4 главы. В первой главе исследуются теоретические основы кредитования физических и юридических лиц: его сущность, виды и механизм осуществления. Во второй главе будет представлена основная характеристика исследуемого банка и анализ его основных показателей деятельности.
    В третьей главе будет проанализировано состояния и механизм кредитования физических и юридических лиц в конкретном банке. В четвертой главе будут разработаны практические рекомендации по развитию кредитования в банке.
    Глава І. Теоретические  основы кредитования физических и юридических  лиц.
      Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.
 
    В России к кредитованию физических лиц относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие. В отличие от российской трактовки потребительские ссуды в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно: потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг [10, с. 122].
    Специфические черты кредитования физических лиц, отличающие его от иных форм, таковы – рис. 1.1.
    
    
    
       

    
      

    
      

    Рис. 1.1. Особенности потребительского кредита. 

    Как видим с рис. 1.1., к основным специфическим  особенностям потребительского кредита  относят:
      направленность на расширение потребления товара, а не на производственные цели;
      относительно малый размер и персонифицированная система определения кредитоспособности заемщика;
      залогом по ссуде чаще всего выступает кредитуемое имущество.1
    Классификация кредитов физическим лицам может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д. – рис. 1.2.2
    
    
      
       
         
         
 
 
 

    Рис. 1.2. Классификация потребительского кредита. 

    Рассмотрим  виды потребительского кредита, которые  пользуются большим спросом и  интересом на сегодняшний день.3
    Ипотечное кредитование
    Ипотечный кредит - это кредит (заем), предоставленный для приобретения недвижимости под залог данной недвижимости в качестве обеспечения обязательства.
    2. Кредит по банковской карте  (овердрафт).
    Сущность  заключается в том, что выданная банком кредитная карточка дает право  ее владельцу в пределах разрешенной суммы покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имеет соглашение на их продажу в кредит на основе кредитных карточек.4
    3. Автокредитование
    Автокредит - целевой кредит на покупку автомобиля. Автокредитование - составная часть  потребительского кредитования. Автокредит, в отличие от других потребительских кредитов, может предоставляться как на новый автомобиль, так и на поддержанное транспортное средство [27, 214].
    4. Экспресс-кредитование частных клиентов.
    Услуга  экспресс-кредитования позволяет приобрести товары и услуги в магазинах – партнерах банка в кредит, первоначально оплатив 20% стоимости. Экспресс-кредиты предоставляются на определенную сумму.5
    5. Кредит на обучение.6
    Кредит  на обучение, как и рассмотренный  автокредит, является составной частью потребительского кредитования. Надо отметить, что, когда речь идёт об образовательных кредитах, в первую очередь имеются в виду займы на получение высшего образования.
    Исследование  механизма потребительского кредитования в коммерческом банке начнем с изучения этапов кредитного процесса [23, с. 245]:
     1. Знакомство с потенциальным заемщиком.
     2. Оценка кредитоспособности заемщика  и риска, связанного с выдачей  кредита. Изучается репутация  заемщика, его кредитная история.
     3. Документальное оформление и  выдача кредита.
     4. Кредитный мониторинг. Схему кредитного  мониторинга можно рассмотреть на рис. 1.3. 7 

     
     Рис. 1.3. Схема кредитного мониторинга. 

     Как видим с рис. 1.3., контроль осуществляется за выполнением условий каждого кредитного договора, за соблюдением лимита кредитования, за целевым использованием кредита, за сохранностью обеспечения, за полнотой и своевременностью уплаты процентов за кредит и погашения кредита, за кредитоспособностью клиента.
     5. Погашение кредита.
     Погашение кредита физическими лицами производится путем перечисления денежных средств с их банковских счетов на основании их письменных распоряжений; перевода денежных средств через органы связи или другие кредитные организации; взноса наличных денег в кассу удержания из сумм, причитающихся на оплату труда (для заемщиков, являющихся работниками банка-кредитора) [13, с. 155]. 
 

      Понятие и особенности  кредитования юридических  лиц.
 
    Кредитование  юридических лиц (корпоративных  клиентов) – предоставление кредитов банками предприятиям.
     К наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие:
      краткосрочное кредитование;
      кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт);
      предоставление долгосрочных кредитов;
      организация проектного финансирования;
      организация синдицированного кредитования;
      лизинговые операции;
      ипотечное кредитование;
      факторинг;
      предоставление банковских гарантий;
      авалирование векселей третьих лиц.
    Рассмотрим  подробнее наиболее популярные из них.
    Кредитная линия - это юридически оформленное  обязательство Банка перед Заемщиком предоставлять ему в течение периода времени, определенного в договоре, кредитные средства в пределах согласованного лимита и иных условий кредитного договора. В зависимости от вида линии (возобновляемая, невозобновляемая) предполагается возможность (невозможность) повторного использования кредитного лимита для получения заемных средств.
    Невозобновляемая  кредитная линия – лимит кредитования устанавливается в виде лимита выдачи кредитных средств, которые предоставляются  по заявкам заемщика в обусловленном размере на условиях, определенных кредитным договором. После выдачи обусловленной суммы, кредитование заемщика прекращается.
    Возобновляемая  кредитная линия – лимит кредитования определяется в виде лимита ссудной  задолженности. В случае частичного или полного погашения кредита, заемщик может повторно получить кредит в пределах установленного лимита и срока действия кредитного договора.
    Мультивалютная  кредитная линия – позволяет  получить средства в нескольких валютах
    Мультилимитная  кредитная линия – предусматривает установление лимита суммы получения кредита на различные цели хозяйственной деятельности
    Овердрафт – вид краткосрочного кредитования клиентов банка, который предоставляется  на покрытие временной нехватки оборотных  средств для проведения текущих расчетов путем установления лимита сверх фактического остатка на счете.
    Банковская  гарантия – обязательство Банка  перед другой организацией или банком по первому их требованию выплатить  определенную сумму средств (обеспечение  исполнения договорных обязательств клиента перед третьим лицом).
    Факторинг - предусматривает осуществление  операции, в соответствии с которой  Банк (Фактор) передает денежные средства в распоряжение Клиента за плату, а Клиент уступает Фактору свои права  требования денежных средств от третьего лица (Дебитора) за поставленные Дебитору товары (предоставленные услуги, выполненные работы) с отсрочкой платежа.
    Документарный аккредитив - это безотзывное независимое  от коммерческого контракта обязательство  банка, выставившего аккредитив (банка-эмитента), выдаваемое им по поручению и согласно инструкциям клиента-импортера (приказодателя), произвести платеж в пользу его контрагента-экспортера (бенефициара) при условии предоставления последним документов, соответствующих требованиям аккредитива, в период действия аккредитива. В дополнение к обязательству по аккредитиву банка-эмитента другой банк (подтверждающий банк) может добавить свое обязательство, что дает бенефициару двойную гарантию.
    Регистрация залога - регистрация имущества заемщика в Государственном реестре залогов движимого имущества, предоставление выписок из реестра про наличие/отсутствие записей про залоговое имущество клиента. 

      Методы  оценки кредитоспособности физических и юридических  лиц банком.
 
    Кредитоспособность  заемщика представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению стоимости на условиях возвратности, срочности и платности, или, другими словами, способность к совершению кредитной сделки. В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.
    Оценка  кредитоспособности кредитополучателя  – юридического лица включает два  основных этапа: финансовый анализ (проводится на основе системы финансовых показателей) и качественный (нефинансовый) анализ.
    Качественный  анализ кредитоспособности заемщика основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. На данном этапе банк изучает деловую репутацию потенциального заемщика (честность, порядочность, квалификацию руководства, опыт работы в соответствующей отрасли, текучесть кадров, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам и др.) и экономическое окружение кредитополучателя (основных деловых партнеров, конкурентоспособность продукции, устойчивость рынков сбыта и т.д.). Для этих целей может использоваться информация, накопленная как самим банком, так и другими банками, кредитными бюро.
    Финансовый  анализ является, как правило, завершающим  этапом в оценке кредитоспособности заемщика и заключается в определении  ряда показателей, к которым чаще всего относят коэффициенты ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости клиента, а также коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.
    В российской практике оценка финансового  состояния клиента осуществляется различными методами. 8
    •   на основе системы финансовых коэффициентов;
    •   на основе анализа денежных потоков;
    •   на основе анализа делового риска.
    Остановимся на характеристике этих методов. 
    I. Оценка кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов базируется на расчете и оценке финансовых показателей деятельности юридического лица.
    Набор показателей может быть различным. Каждый банк разрабатывает свою методику оценки финансового состояния заемщика на основе определенного количества коэффициентов.
    II. Оценка кредитоспособности заемщика  на основе анализа денежных  потоков базируется на определении  чистого сальдо различных его  поступлений и расходов за  определенный период (сопоставление  притока и оттока средств). Приток средств включает: прибыль; амортизацию; создание резервов; высвобождение средств из запасов, дебиторской задолженности, основных фондов; рост кредиторской задолженности; получение ссуд; увеличение акционерного капитала; увеличение прочих пассивов. Отток средств включает: вложения средств в запасы, дебиторскую задолженность, основные фонды, прочие активы, сокращение кредиторской задолженности; отток капитала; финансовые расходы (проценты, налоги, дивиденды); погашение ссуд.
    III.Оценка  кредитоспособности на основе анализа делового риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения ссуды. При оценке делового риска учитываются следующие факторы: 
    •    экологические характеристики продукции;
    •    конкурентные товары;
    •    другие.
    Факторы могут быть формализованы, на их основе рассчитываются баллы и определяется класс кредитоспособности заемщика. 9
    Кредитование физических лиц – также достаточно рисковая операция, и увеличение доли таких кредитов в портфеле увеличивает кредитный риск банка. Одна из основных мер по предотвращению возможных потерь – правильная оценка способности заемщика выполнять свои обязательства. Выбор критериев для нее был актуален во все периоды развития банковского дела и уже вошел в экономическую литературу в качестве одной из основных задач при определении кредитоспособности заемщика. Не менее важной является проблема правильной организации процедуры оценки кредитоспособности как наиболее важной в кредитном процессе.
    На  сегодняшний день существует несколько  основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
    Существуют следующие способы оценки кредитоспособности физических лиц: 10
    1) скоринговые модели;
    2) методика определения платежеспособности;
    3) андеррайтинг.
    Банк  применяет каждую из моделей для  разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке (табл.1.1.).
    Скоринговые модели применяются в основном при  предоставлении кредитов на покупку  товаров (экспресс-кредитование) и при  выдаче кредитных карт.
    Скоринг представляет собой математическую (статистическую) модель, с помощью  которой на базе кредитной истории уже имеющихся клиентов банк определяет, насколько велика вероятность, что тот или иной клиент вернет кредит в назначенный срок. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью или, наоборот, с ненадежностью клиента. 11
    Таблица 1.1.
    Методики  определения кредитоспособности заемщика – физического лица
     
 

    Техника кредитного скоринга представляет собой  оценку в баллах характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимыми для прогнозирования кредитного риска показателями могут быть такие показатели, как возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья и прочее.
    Преимущества  скоринговых моделей очевидны: 12
    1) снижение уровня невозврата кредита, быстрота и беспристрастность принятия решений;
    2) возможность эффективного управления кредитным портфелем;
    3) отсутствие длительного обучения сотрудников кредитного департамента;
    4) возможность провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.
    Однако, несмотря на положительные моменты, применение кредитного скоринга сопряжено  с рядом трудностей.
    Одна  из них заключается в том, что  определение оценивающих характеристик  производится только на базе информации о тех клиентах, которым банк уже  предоставил кредит.
    Другая  и наиболее значимая проблема состоит  в том, что скоринговые модели строятся на основе выборки из числа наиболее "ранних" клиентов. Учитывая это, сотрудникам банка приходится периодически проверять качество работы системы и, когда оно ухудшается, разрабатывать новую модель.  
 
 
 
 
 

    Глава ІІ. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк РФ».
    2.1. История развития  и общая характеристика. 

    Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.
    В 1987 году в рамках перестроечных реформ система Государственных трудовых сберегательных касс СССР была реорганизована, а вместо нее образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР — Сберегательный банк СССР, государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.
    Так начался новейший этап истории Сбербанка  России. Уже в 1989 году в Дзержинском  отделении Банка на Олимпийском  проспекте в Москве был открыт первый банкомат. В том же году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. А после распада СССР только Сбербанк России продолжил свою деятельность; сберегательные банки в бывших союзных республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в банковской системе своих стран.
    В 1991 году общим собранием акционеров было принято решение об учреждении Акционерного коммерческого Сберегательного  банка Российской Федерации, который  продолжил полуторавековую историю российских сберегательных касс.
    Сейчас  его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
    Сбербанк  занимает крупнейшую долю на рынке  вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию  на 1 января 2011 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 48%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов).
    Цели  и задачи до 2014 года представлены на рис.2.1:
    
    Рис. 2. 1.Основные цели и задачи Сбербанка в стратегии до 2014 г.
    Сбербанк  России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
    Реализация  Стратегии развития позволит Банку  укрепить позиции на российском рынке  банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.
    В 2010 году в целях реализации стратегических планов Банка, повышения эффективности  подразделений и качества управления в Банке была начата работа по оптимизации организационной модели.
    Оптимизация организационной модели:
    Формирование бизнес-блоков,  которые будут определять стратегию работы и нести ответственность за финансовый результат по соответствующей группе клиентов
    Реализация комплексного подхода к клиентской работе
    Поэтапная консолидация операционных функций, управления рисками,  информационных технологий и некоторых других функций,  и создание соответствующих вертикалей функционального подчинения
    Унификация организационной структуры в рамках каждого из уровней и пересмотр норм управляемости в рамках соответствующих вертикалей.
    Банк  предоставляет полный набор услуг  своим клиентам. 

    2.2. Организационная  характеристика банка. 

    На  сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в  несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются  в  периоды  нестабильности  на  финансовых  рынках.  За  последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:13
    -   значительная клиентская база  во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
    -   масштаб операций как с точки  зрения финансовых показателей  (доступные размер и дюрация  операций, доступ к ресурсам, международные  рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
    -   бренд и репутация Банка, в  первую очередь связанные с  огромным ресурсом доверия Банку  со стороны всех категорий клиентов;
    -   коллектив Банка и значительный  накопленный опыт. Большое количество  опытных квалифицированных специалистов  во всех регионах России, огромный  управленческий опыт в рамках  одной из самых масштабных  организаций в мире, процессы  и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.
    На  рис 2.2. представлена существующая схема организационной структуры Сбербанка.
          Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров, определены федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Банка.
    В соответствии с Уставом общее  руководство деятельностью Банка осуществляет Наблюдательный совет. 


    Рис. 2. 2. Организационная структура Сбербанка.  

    Сбербанк  России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики. 

    2.3. Основные показатели  деятельности. 

    Динамика  основных статей отчета о прибылях и убытках за 2010 год в сравнении с 2009 годом:
    чистый процентный доход сократился на 0,3%;
    чистый комиссионный доход увеличился на 10,0%;
    расходы по созданию резервов на возможные потери составили 86,6 млрд руб. против 387,3 млрд руб. за 2009 год;
    операционные доходы до создания резервов на возможные потери снизились на 11,6%;
    операционные доходы после создания резервов на возможные потери увеличились в 1,9 раза;
    операционные расходы возросли на 18,3%;
    прибыль до уплаты налогов из прибыли составила 225,0 млрд руб. против 39,0 млрд руб. за 2009 год;
    чистая прибыль составила 183,6 млрд руб. против 21,7 млрд руб. за 2009 год. – табл. 2.1.
    Таблица 2.1.
    Основные  показатели деятельности Сбербанка

    Чистый  процентный доход по сравнению 2009 годом практически не изменился. Его рост в течение года сдерживался снижением доходов от кредитования юридических лиц вследствие снижения уровня процентных ставок на рынке и большого объема досрочных погашений в конце 2009 – начале 2010 года. В сравнении с предыдущим годом объем доходов от кредитования юридических лиц сократился на 13,8%.
    В то же время банк существенно нарастил процентные доходы по ценным бумагам (+88%) за счет увеличения портфеля бумаг, а  постепенное восстановление рынка  розничного кредитования сказалось на увеличении доходов по кредитам частным клиентам (+4,8%). Наряду с сокращением объема процентных расходов это позволило банку компенсировать снижение доходов по кредитам юридическим лицам – рис. 2.3.
    

    Рис. 2.3.Процентные доходы, млрд. руб. 

    Процентные  расходы сократились на 5,5%, прежде всего, за счет снижения стоимости средств  юридических лиц, а также сокращения объема и стоимости привлеченных средств банков. В сравнении с 2009 годом объем расходов по средствам  юридических лиц сократился на 32,3%, по средствам банков – на 43,3%. Расходы по средствам физических лиц по итогам года увеличились на 13,8%, сопровождая рост объема вкладов, при этом стоимость вкладов сократилась.
    Чистый  комиссионный доход увеличился на 10,0% в сравнении с 2009 годом, несмотря на отмену комиссий от кредитования физических лиц в апреле 2010 года. Рост доходов наблюдался практически по всем видам комиссионных операций и услуг, при этом наибольший вклад в увеличение комиссионных доходов принесли операции с банковскими картами, расчетные операции и кредитование юридических лиц.
    Операционные  доходы до создания резервов сократились на 11,6%. Снижение обусловлено, прежде всего, расходами, полученными при продаже по справедливой стоимости активов банка в пользу дочерней компании в марте 2010 года (см. Результаты финансовой деятельности Сбербанка России по итогам I квартала 2010 года).
    Кроме того, на снижение операционных доходов  повлияла динамика чистых доходов по конверсионным операциям. Основное влияние оказали срочные сделки (операции валютный СВОП), финансовый результат по которым значительно разнесен во времени в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Данные операции банк проводит в целях поддержания ликвидности в различных иностранных валютах, необходимой для ведения бизнеса.
    Операционные  расходы увеличились на 18,3%, прежде всего за счет роста расходов на содержание персонала в рамках плана на 2010 год и административно-хозяйственных расходов, сопровождающих развитие бизнеса в рамках реализации утвержденной стратегии развития банка. Кроме того, увеличение объема вкладов обусловило рост отчислений в фонд обязательного страхования вкладов. Отношение операционных расходов к доходам, очищенное от эффекта, вызванного продажей в марте активов по справедливой стоимости, составило 42,4%.
    Объем расходов на формирование резервов в 2010 году составил 86,6 млрд руб., в т.ч. на резервы по кредитам 79,3 млрд руб. В 2009 году эти расходы были существенно выше: 387,3 млрд руб., в т.ч. 364,7 на резервы по кредитам. На снижении расходов по резервам сказались как стабилизация качества кредитного портфеля банка, так и восстановление резервов при продаже проблемных активов в 2010 году.
    Операционные  доходы после создания резервов возросли в 1,9 раза. Прибыль до уплаты налогов из прибыли составила рекордную для банка величину в 225,0 млрд руб., чистая прибыль составила 183,6 млрд руб. Оба показателя многократно превышают итоги 2009 года – рис. 2.4.
    
    Рис. 2.4. Чистая прибыль, млрд. руб. 

    Активы  банка за 2010 год возросли на 20,3% до 8 547 млрд руб.
    По  итогам декабря объем активов увеличился на 337 млрд руб. за счет кредитного портфеля клиентов, средств в Банке России и денежных средств. Традиционно, в преддверии праздничных дней банк обеспечил высокий запас наличных денежных средств, в т.ч. в банкоматах – рис.1.5.
    В декабре банк реализовал часть ценных бумаг (облигации Банка России). При этом в целом по итогам года портфель ценных бумаг увеличился в 1,7 раза до 1 768 млрд руб. В структуре портфеля на государственные ценные бумаги приходится 67%, на корпоративные облигации – 20%.
    Фондирование  активных операций банка осуществлялось в основном за счет притока средств клиентов. Средства физических лиц в декабре увеличились на 295 млрд руб. что составило более четверти годового прироста. Значительный рост вкладов в конце года является традиционным из-за проведения российскими предприятиями выплат своим сотрудникам, приуроченных к концу года. В целом за год средства физических лиц возросли на 27,4% до 4 810 млрд руб., средства юридических лиц – на 8,2% до 1 866 млрд руб.

    Рис. 2. 5. Динамика активов Сбербанка.  

    Капитал банка, рассчитываемый по Положению Банка России № 215-П, за декабрь увеличился на 26 млрд руб. и составил 1 251 млрд руб. Источник роста капитала –заработанная чистая прибыль. По итогам года величина капитала снизилось на 5,0% за счет погашения в мае т.г. части субординированного кредита, привлеченного от Банка России (из кредита на общую сумму 500 млрд руб. Сбербанк погасил 200 млрд руб.), а также вложений в уставный капитал дочерних компаний, сопровождающих развитие бизнеса банка.
    Достаточность капитала банка по состоянию на 1 января 2011 года находится на уровне 18%.
    По  итогам 2010 года рентабельность активов составила 2,42%, рентабельность капитала – 19,4%. 
 

    Глава ІІІ. Анализ кредитования физических и юридических  лиц ОАО «Сбербанк РФ».
    3.1. Анализ кредитования  физических лиц  ОАО «Сбербанк  РФ». 

    В 2009 году  Сбербанк следовал приоритетам  кредитной политики, определенным в 2008 году, когда под влиянием финансового  кризиса был сформулирован более  консервативный подход к оценке рисков, финансового состояния и перспектив деятельности заемщиков. Вместе с тем финансовая неопределенность и рост безработицы обусловили существенное снижение спроса на кредиты со стороны населения, особенно сильно проявившееся в I полугодии 2009 года. Объем выдачи кредитов сократился при одновременном росте объема досрочных погашений действующих кредитов, что привело к сокращению кредитного портфеля за полугодие на 6,3%.
    Во  второй половине 2009 года, в связи  с наметившимися тенденциями  по стабилизации экономической ситуации, банк начал планомерно отменять установленные в 2008 году «кризисные ограничения», в том числе было возобновлено кредитование в долларах США и евро, увеличены максимальные размеры кредитов и сроки кредитования, смягчены требования к обеспечению. Спрос на кредиты стал постепенно восстанавливаться, и темпы сокращения розничного портфеля замедлились — по итогам II полугодия 2009 года снижение составило только 0,3%. Всего за год розничный кредитный портфель Сбербанка сократился на 6,6% — до 1178 млрд. руб.
    В 2009 году банк разработал и внедрил  новые кредитные продукты: кредит «Ипотечный стандарт»; кредит на цели погашения (рефинансирования) жилищных кредитов, выданных иными кредитными организациями; кредит на приобретение объектов недвижимости с использованием индивидуальных сейфов.
    На  рис. 3.1. представлена динамика объема потребительского кредитования в 2009-2010 гг.
 

    Рис. 3.1. Динамика объема потребительского кредитования в 2009-2010 гг., млрд. руб. 

    Следует отметить значительное возрастания объемов предоставленных  потребительских кредитов -  на 12,1% в 2010 году по сравнению с 2009 г.
    Сбербанк  России сохраняет позиции лидера на данном сегменте, занимая более 30% рынка розничного кредитования.
    Высоким спросом пользовались жилищные кредиты, в том числе ипотечные и кредиты молодым семьям на улучшение жилищных условий. За год банком выдано более 300 тыс. жилищных кредитов на сумму 291 млрд. руб. В результате портфель жилищных кредитов увеличился в 1,7 раза и составил около 500млрд. руб. При этом жилищные кредиты обеспечили две трети прироста всего портфеля розничных кредитов.
    Банк  продолжил кредитование частных  клиентов по индивидуальным программам в рамках соглашений с администрациями  субъектов Федерации и местных  органов власти и с компаниями — корпоративными клиентами банка. Большинство программ ориентировано на улучшение жилищных условий молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей села и предусматривает снятие с заемщиков нагрузки по уплате процентов по кредиту за счет субсидий бюджетов исполнительных органов власти либо предприятий-работодателей. За год количество программ  увеличилось с 242 до 316, по ним было выдано 21 тыс. кредитов более чем на 24 млрд. руб. 14
    Высокими  темпами банк развивал автокредитование. Но только до 2009 года — за 2008 год предоставлено более 200 тыс. кредитов на приобретение автомобилей на сумму 89 млрд. руб., что обеспечило банку лидерство в данном сегменте рынка. Успех во многом обеспечен развитием и укреплением партнерских отношений с компаниями — участниками автомобильного рынка. Портфель автокредитов по итогам года увеличился почти вдвое и превысил 100 млрд. руб.  что касается 2009 г. и 2010 г.,то объемы автокредитования значительно снизились.
    Кредиты на неотложные нужды пока остаются самым массовым продуктом банка — на них приходится более 46% совокупного кредитного портфеля. Тем не менее, их доля продолжает снижаться в результате развития банком целевых кредитных продуктов.
    Структура кредитного портфеля физических лиц  в разрезе кредитных продуктов  ОАО «Сбербанк РФ» в 2009-2010 гг. представлена на рис. 3.2. 


    Рис. 3.2. Структура портфеля кредитов физическим лицам, млрд. руб. 

    Как видим, наибольшую часть в структуре  портфеля занимают потребительские  и прочие ссуды как в 2009 г., так  и в 2010 г. – 48%. Что касается жилищного кредитование, то в 2009 году его часть составляла 44%, а в 2010г. возросла к 46%. Наименьшую долю занимает автокредитование – 8% в 2009 г. и 6 % в 2010 г.
    Как уже было отмечено, рост портфеля кредитов физическим лицам за 2010  год составил  142 млрд. руб. или 12,1%.
    Далее на рис. 3.3. представлена структура потребительских кредитов по валютам.
    

    Рис. 3.3. Структура потребительского кредитного портфеля по валютам.
    Как видим с рис. 3.3., основная часть потребительских кредитов выдается в рублях, хотя и следует отметить тенденцию к снижению с 82,7% от общей суммы предоставленных кредитов за данными 2009 г. к 78,7% в 2010 г.  При этом возросли объемы предоставленных кредитов в долл. США  - с 14,3% от общей суммы предоставленных кредитов за данными 2009 г. к 17,4% в 2010 г.
    Далее рассмотрим структуру потребительских  кредитов по срокам до погашения –  рис. 3.4. 


    Рис. 3.4. Структура потребительского кредитного портфеля по срокам до погашения. 

    Как видим с рис. 3.4.,  в основном кредиты физическим лицам выдаются на среднесрочную перспективу, то есть на период от 1 года до 3 лет, при этом наблюдается позитивная тенденция к возрастанию доли именно этой группы кредитов с 31,7% в 2009 году к 35,7% в 2010 году. Спросом пользуются кредиты сроком больше 3 лет (жилищное кредитование). Их доля в 2009-2010 гг. осталась неизменной – 29,1%.
    Наименьше выдается кредитов строком менее 6 месяцев  – 19,3% в 2009 г. и 17% в 2010 г., и кредитов строком  от 6 до 12 месяцев -  19,9% в 2009 г. и 18,2% в 2010 г.
    Следует отметить, что Сбербанком велась активная работа по реструктуризации и рефинансированию кредитов заемщикам, испытывающим финансовые затруднения. Совместно с Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов реализовывались программы по предоставлению «стабилизационных» кредитов.
    В рамках собственных программ банка  для сокращения долговой нагрузки заемщикам  предоставлялась отсрочка в погашении  основного долга и возможность  увеличения срока кредита. Действовала программа, позволяющая конвертировать остаток срочной ссудной задолженности из иностранной валюты в рубли.
    В сентябре 2009 года Сбербанк запустил проект  «Кредитное страхование», в рамках которого была отработана технология добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков и  страхования залогового имущества. При этом оформление в банке страхового полиса по имуществу, являющемуся предметом залога, либо подключение к программе страхования жизни и здоровья является добровольным. Вместе с тем банк не ограничивает клиента в выборе страховой компании.
    На 2010 год был запланирован пилотный проект по добровольному страхованию  заемщиков банка от риска потери дохода.15
    В декабре 2009 года был запущен проект по продаже полисов накопительного и рискового страхования жизни VIP-клиентам банка. В 2010 году планируется расширить перечень страховых продуктов, предлагаемых данной категории клиентов: медицинское страхование, инвестиционное страхование.
    В отчетном году Сбербанк приступил к  реализации проекта «Обслуживание состоятельных клиентов». В октябре 2009 года в г. Москве и г. Перми было открыто три офиса нового формата обслуживания, начата эмиссия карт MasterCard Platinum, VISA  Platinum и VISA Infinite. К 2014 году банк планирует открыть более 30 отдельных VIP-офисов и 300 VIP-зон в составе подразделений.
    В 2010 году банк осуществил  значительную  либерализацию условий кредитования для ряда клиентских сегментов. К  их числу относятся клиенты, получающие заработную плату на карту или  имеющие вклад, открытый в банке, работники предприятий и организаций, обслуживающихся в банке. 16
    Дополнительные  возможности при получении новых  кредитов получат клиенты с хорошей  кредитной историей. На 2010 год запланировано  внедрение новой, ориентированной  на клиента, продуктовой линейки с унифицированными и упрощенными ключевыми условиями по кредитам.
    В отношении физических лиц ОАО «Сбербанк РФ» в 2011 г. будет следовать следующим приоритетам:
    повышать доступность кредитов, предлагая различные способы их погашения — равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;
    сохранять всю линейку розничных кредитных продуктов и будем продолжать оптимизировать ее, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля;
    обеспечивать повышение финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;
    усиливать работу по сохранению и повышению качества кредитного портфеля.
 
    3.2. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ». 

    ОАО «Сбербанк РФ» особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Он так же призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их  как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.
    В этих условиях будем придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
    Поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
      отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т. д.);
      отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т. д.);
      оборонно-промышленный комплекс;
      малый бизнес;
      сельское хозяйство;
    Поддержка существующих клиентов и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка.
    Кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
    Основным  направлением деятельности Банка в  сфере предоставления кредитных услуг   в первом  квартале  2011  года  оставалось,  прежде  всего,  реализация  мер,  направленных  на  повышение эффективности реализации  действующих кредитных продуктов.
    На  рис. 3.5. представлены данные о динамике кредитного портфеля банка.
    Как видим с рис. 3.5., портфель кредитов клиентам увеличился на 13,7% в 2010 году в связи с ростом объема кредитования как физических, так и юридических лиц на фоне растущего спроса. 

    

    Рис. 3.5. Динамика кредитного портфеля Сбербанка.  

    Кредитный портфель корпоративных клиентов в декабре увеличился на 94 млрд руб. до 4 766 млрд руб. За месяц банк предоставил российским предприятиям около 640 млрд руб., что явилось максимальным показателем за последние два года. Совокупный объем выдачи кредитов за 2010 год превысил 4,35 трлн руб., в то время как в 2009 году было выдано около 4 трлн руб. Банк практически удвоил темпы роста кредитного портфеля по сравнению с предыдущим годом: 12,2% в 2010 году против 6,7% в 2009 году – рис. 3.6.
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 3.6. Структура портфеля кредитов юридическим лицам. 

    Как видим с рис. 3.6., в 2009 году в структуре  кредитования юридических лиц коммерческое кредитование и специализированное кредитование занимали приблизительно одинаковые части – 52% и 48% соответственно, а в 2010 году часть специализированного кредитования еще снизилась к 44%. 

    На  рис. 3.7. представлена структура кредитного портфеля по отраслям.

     Рис. 3.7. Структура кредитного портфеля по отраслям. 

    Как видим с рис. 3.7., отраслевая структура кредитного портфеля достаточно диверсифицирована: доля самой крупной отрасли составляет 16,3% от совокупного кредитного портфеля – торговля.  

    3.3. Оценка кредитоспособности  клиентов в ОАО  «Сбербанк РФ». 

    Для более эффективной оценки кредитоспособности заемщиков с целью максимального обеспечения возвратности кредитов ОАО «Сберегательный банк России» разработал методику оценки как для физических, так и для юридических лиц. Она также применяется при выдаче кредитов в Ханты-Мансийском отделении Сбербанка.
    Методика  разработана на основе Приложения к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России для определения финансового состояния и степени кредитоспособности Заемщика.
    Для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков.
    Количественный  анализ финансового состояния Заемщика предполагает оценку следующих групп  оценочных показателей:
    - коэффициентов ликвидности;
    - коэффициентов соотношения собственных  и заемных средств;
    - показателей оборачиваемости и рентабельности.
    После расчета основных оценочных показателей  в каждой из групп, заемщику присваивается  категория по большинству из этих показателей на основе сравнения  рассчитанных значений с нормативными.
    Далее, на основании определенных категорий показателей, в соответствии с их весами, рассчитывается сумма баллов Заемщика. Заключительным этапом рейтинговой оценки кредитоспособности является определение класса заемщика, проводимое на основе рассчитанной суммы баллов – табл. 3.1
    Таблица 3.1
    Основные  оценочные показатели методики Сбербанка  РФ на 01.01.2011 г.
Коэффициенты Значения Категория коэффициента Вес показателя
01.01.2010 01.01.2011 изменение 01.01.2010 01.01.2011
К1 Коэффициент  абсолютной ликвидности 0.023 0.042 0.019 3 3 0,05
К2 Промежуточный  коэффициент покрытия 0.31 0.361 0.051 3 3 0,1
К3 Общий  коэффициент покрытия 1.451 1.547 0.096 2 1 0,4
К4 Коэффициент  наличия собственных средств 0.534 0.538 0.004 1 1 0,2
К5 Рентабельность продаж 0.112 0.103 -0.009 1 1 0,15
К6 Рентабельность деятельности предприятия 0.054 0.052 -0.002 2 2 0,1
 
    Оценка  результатов расчетов шести коэффициентов  заключается в присвоении Заемщику категории по каждому из этих показателей  на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определим сумму баллов по этим показателям в соответствии с их весами – табл. 3.2.
    Таблица 3.2
    Оценка  класса кредитоспособности предприятия-заемщика по методике Сбербанка РФ
Коэффициенты Взвешенные  баллы Структура
01.01.2010 01.01.2011 01.01.2010 01.01.2011 изменение
К1 Коэффициент  абсолютной ликвидности 0.15 0.15 8.333 10.714 2.381
К2 Промежуточный  коэффициент покрытия 0.3 0.15 16.667 21.429 4.762
К3 Общий  коэффициент покрытия 0.8 0.4 44.444 28.571 -15.873
К4 Коэффициент  наличия собственных средств 0.2 0.2 11.111 14.286 3.175
К5 Рентабельность продаж 0.15 0.15 8.333 10.714 2.381
К6 Рентабельность деятельности предприятия 0.2 0.2 11.111 14.286 3.175
Общий балл 1.8 1.4 100 100 0
Класс кредитоспособности 2 2      
 
    Анализируемое предприятие относится ко второму классу кредитоспособности (общий балл находится в диапазоне от 1,25 до 2,35, а значение коэффициента К5 находится на уровне, установленном не ниже, чем для 2-го класса кредитоспособности). Таким образом, риск данного вложения можно оценить как средний.
    Качественный  анализ кредитоспособности предприятия  основан на использовании информации, которая не может быть выражена в  количественных показателях. Для такого анализа используются сведения, представленные заемщиком и другими организациями. 
    Это начальный этап оценки кредитоспособности индивидуального заемщика, ставящий своей целью установление правовых предусловий получения клиентом кредита. Необходимую информацию для  проверки правовой кредитоспособности работники кредитного отдела коммерческого банка получают из паспорта, анкеты заемщика и в особых случаях из иных документов. Выступающие в качестве заемщиков супруги берут обязательство только за себя, невзирая на то, что они владеют совместной собственностью.
    
    Рис.3.8. Личная и материальная кредитоспособность клиента Сбербанка. 

    На  рис3.8. показаны основные положения, которые необходимо учитывать в ходе проверки личной кредитоспособности клиента и ее взаимосвязь с материальной кредитоспособностью.Личная кредитоспособность заемщика является необходимым условием кредитования, так как отсутствие доверия кредитора к заемщику практически невозможно компенсировать дополнительными гарантиями со стороны заемщика.
    Удостоверившись в кредитоспособности клиента с  правовой точки зрения, работники  кредитного отдела Сбербанка переходят к оценке экономической кредитоспособности, которая состоит из личной и материальной кредитоспособности. Как правило, этап проверки личной кредитоспособности клиента предшествует анализу его материальной кредитоспособности.
    Следующим оценивающим инструментом кредитоспособности клиента Сбербанка выступает  информация, самостоятельно им представленная в виде следующих документов:
    паспорт;
    анкета заемщика;
    справка с места постоянной работы заемщика
    По  данным документам определяют возраст, семейное положение, наличие детей, время проживания по последнему адресу, место работы, стаж работы на предприятии, деловые отношения с банком и т.д.
    Следующим этапом кредитоспособности клиента  является оценка материальной кредитоспособности, представляющей собой способность заемщика, учитывая его фактическое экономическое состояние, выполнять обязательства по уплате процентов и погашении основной суммы долга. В ходе анализа проводится детальная проверка доходного и имущественного состояния клиента и, если возможно, динамика его развития, что отражается в наличии регулярного и гарантийного дохода. Так, согласно внутрибанковских концепций немецких банков, доход свидетельствует о кредитоспособности заемщика, если:
    существуют крепкие трудовые отношения с работодателем, когда клиент получает фиксированный доход больше чем 3 месяца (часто 6-12 месяцев);
    если жена (муж) также выполняет первый критерий;
    он может выполнить обязательства по будущим платежам по погашению ссуды за счет получаемого дохода;
    после выплаты процентов и погашения основной суммы долга у заемщика остается достаточная сумма дохода для «нормального» проживания.
    Кредитный отдел банка анализирует способность  клиента получать доход, достаточный  для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое в случае необходимости может служит обеспечением по кредиту. Важное место при этом занимает продолжительность трудовых взаимоотношений клиента с последним работодателем, стабильность и величина получаемого дохода, уровень расходов. Доходы определяются по трем направлениям:
    доходы от заработной платы,
    доходы от сбережений и ценных бумаг,
    прочие доходы.
    К основным статьям расходов заемщика относятся:
    выплата подоходного и иных налогов,
    алименты,
    коммунальные платежи,
    выплачиваемая задолженность по другим кредитам,
    выплаты по страхованию жизни и имущества.
    Окончательно  платежеспособность клиента оценивается  с помощью двух коэффициентов:
    Коэффициент К1 характеризует способность клиента  осуществлять ежемесячные выплаты  банку по кредиту. Максимально допустимое значение данного показателя 0,24.
    Коэффициент К2 показывает степень влияния расходов, включая расходы на погашение  ссуды, на бюджет клиента. Кредит выдается при условии, если расходы не превышают 50% доходов заемщика. При значении коэффициента К2 0,5 допускается увеличение коэффициента К1 на соответствующее количество пунктов.
    Вышерассмотренная методика Сбербанка основывается на экспертных оценках работников различных  служб банка, что обуславливает  субъективный подход в процессе принятия решения о предоставлении кредита. В этой связи нам представляется целесообразным использовать методики, в основе которых были бы положены показатели кредитоспособности индивидуального заемщика, с указанием определенного веса в баллах каждого показателя.
    Ниже  приводится примерная методика балльной оценки кредитоспособности физических лиц.
    Но  такие очевидные преимущества, как  объективность принимаемого решения, простота и быстрота оценки, будут  способствовать активному применению балльной оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков Сбербанка в ближайшем будущем – табл. 3.3.
    Таблица 3.3.
    Примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуального заемщика Сбербанком
Показатели   Баллы
критериальный уровень Факт. уровень
1. Совокупный годовой доход, грн. менее 10 000; 10 000-20 000;
20 000-40 000;
40 000- 60 000;
более 60 000
5 15
30
45
60
30
2. Годовой доход на одного члена  семьи   Дифференцированно по регионам  
3. Ежемесячный платеж в погашение  ссуды, %. более 40; 30-40;
20-30;
10-20;
менее 10
0 5
20
35
50
20
4. Долги потенциального заемщика (прочим  кредитным институтам, налоговым  органам) более 20% размера  ссуды; менее 20 % размера ссуды.
-20 -10
-
Продолжение табл. 3.3.
5. Период обслуживания в данном  банке до 1 года; 1-2 года,
2-3 года;
3-5 лет;
5-10 лет;
10 и  более лет;
нет ответа;
нет счета  в данном банке
0 5
10
25
40
50
0
0
5
6. История кредитных отношений любые нарушения  в течении последних 3-х лет; нет сведений;
нет нарушений
-10 0
30
30
7. Наличие банковских счетов только счета  до востребования; счета до востребования и сберегательный;
до востребования  и другие счета;
только  сберегательный счет;
нет счетов;
нет ответов
30 50
40
30
0
0
30
8. Владение пластиковыми карточками нет; 1 или  более;
нет ответа
0 30
0
30
9. Возраст заемщика до 50 лет; свыше 50 лет;
нет ответа
5 25
0
5
10. Статус резидента владелец квартиры/дома; приобретает квартиру/дом в рассрочку;
арендатор;
проживает с родителями;
нет ответа
50 40
15
10
5
50
11.Срок  проживания по последнему адресу до 1 года; 1-2 года;
2-4 года;
более 4 лет;
нет ответа
0 15
35
50
0
50
12. Срок работы на данном предприятии до 1года; 1-2 года;
2-4 года;
более 4 лет;
пенсионер;
безработный;
нет ответа
5 20
50
70
70
5
0
70
Итого: Выдача ссуды Дополнительная  оценка кредитоспособности
Отказ в выдаче ссуды
более 300 200-299
менее 200
320
 
    Как видим, на примере конкретного физического  лица, при полученном результате в 320 баллов, Сбербанк может предоставить этому клиенту кредит.
      Рассчитаем теперь выше рассмотренные  коэффициенты платежеспособности клиента:
    К1 = 1000 руб./8000 руб. = 0,125 (12,5%).
    Это значение меньше, чем 24%, значит платежеспособность клиента приемлема.
    К2 = 1000 руб. + 2900 руб. / 8000 руб. = 0,488 (48,8%).
    Полученное  значение меньше 50%, что также свидетельствует о положительной оценке платежеспособности клиента и возможности выдачи кредита.
    В рамках оптимизации процесса кредитования в 2009 году Сбербанк внедрил новую  технологию «Кредитная фабрика».
    Комплексный, автоматизированный и строго формализованный подход к принятию кредитных решений существенно повысил показатели эффективности. Сроки принятия решений по заявкам клиентов сокращены до 2 дней, снизились затраты на анализ сделок и осуществление документооборота. При этом качество портфеля, сформированного в результате применения новой технологии, осталось на высоком уровне. В течение 2009 года на новую технологию в части самых востребованных продуктов — потребительских и автокредитов — переведены отделения Московского и Северо-Западного банков (Ханты-Мансийское отделение), а также ряд отделений других территориальных банков. В 2010 году планируется завершить тиражирование «Кредитной фабрики» на всю региональную сеть Банка, а также подключить к проекту выпуск кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом. В 2010 году был сформирована концепцию перевода на платформу «Кредитной фабрики» ипотечных продуктов. 
 
 
 
 
 
 

    Глава ІV. Направления совершенствования  кредитования физических и юридических  лиц ОАО «Сбербанк  РФ».
    4.1. Проблемы  кредитования  физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ». 

    Сбербанк  России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
    Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной  политики Банка. Эти условия характеризуются  следующими факторами:
    недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;
    кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);
    низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);
    снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;
    значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);
    повышенные колебания курсов всех валют.
    По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.
    Исходя  из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса.
    Банк  также призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с нами как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.
    Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями. 
 

    4.2. Пути  совершенствования  кредитования физических  и юридических  лиц ОАО «Сбербанк  РФ». 

    Осознавая особую ответственность перед акционерами  и вкладчиками в это сложное время, ОАО «Сбербанк РФ» вводит в 2011 году дополнительные меры по эффективному управлению рисками:
    изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
    усиление обеспеченности кредитов:
      достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
      операционной доходностью бизнеса;
      залогами ликвидных активов;
      гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;
    повышение уровня и качества контроля со стороны ОАО «Сбербанк РФ» за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
      снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
      введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
      расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;
      более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.
    Для этого усиливает внимание:
    к источникам погашения и их надежности;
    к уровню текущей ликвидности клиента;
    к уровню долговой нагрузки;
    к качеству и ликвидности обеспечения;
    к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;
    к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;
    к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.
    Основной  недостаток скоринговой системы  оценки кредитоспособности физических лиц, используемой Сбербанком - ее плохая адаптируемость. Используемая же для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел.
    Когда банк задумывается о внедрении системы  кредитного скоринга в инфраструктуру, то перед ним возникает ряд  проблем, на решении которых приходиться  сосредотачиваться как самому банку, так и скоринг-вендору.
    Отсутствие понимания всей сложности скоринговой системы
    Одна  из главных проблем это отсутствие понимания всей сложности полноценного скорингового решения.
    Отсутствие данных
    Без общей системы сбора данных очень  сложно проследить долгосрочные тенденции развития, объяснить, почему падают продажи, выработать оптимальную маркетинговую стратегию и т.д.
    Некорректность, объем и разрозненность данных
    Еще одной серьезной проблемой может  стать неполное представление данных в базе. В силу непродуманной технологии сбора данных или из-за ее нарушения, данные могут собираться стихийно, бессистемно, фрагментарно. Анализ подобных данных может быть небезопасен, поскольку на основе неверных результатов анализа очень легко принять неверные решения.
    Изучив  методику оценки кредитоспособности юридических лиц в Сбербанке можно отметить, что основным ее недостатком является ориентация на финансовый анализ заемщиков. При этом не учитываются нефинансовые показатели, которые тоже оказывают значительное влияние на кредитоспособность заемщика.
    На  сегодняшний день проблема оценки кредитоспособности заемщика становится все актуальнее. Высокий процент риска невозврата кредита в российских банках приводит к сильному подорожанию кредита. Долги неплательщиков ложатся на плечи добросовестных заемщиков банка. Некоторые банки даже отказываются от выдачи беззалоговых потребительских кредитов, чтобы уменьшить риск возможных потерь.
    Если  же банк планирует разворачивать  масштабную программу, то для того чтобы  преуспеть на рынке в условиях постоянного ужесточения конкуренции и, как следствие, сокращения доходности, необходимо искать пути сокращения операционных расходов и минимизации рисков.
    Обязательным  условием здесь будет правильное построение механизма, который будет осуществлять эту деятельность. Образно говоря, нужно создать своеобразный конвейер, состоящий из определенного количества сотрудников, взаимодействующих с заемщиками и между собой по определенным четко обозначенным правилам и алгоритмам. В число таких алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений о выдаче кредита.
    Используемую  банком технологию оценки заемщиков  физических лиц предлагается модернизировать  следующим образом (рис.4.1.).
 
 

    Рис. 4.1. Модернизированная схема проведения оценки заемщика физического лица Сбербанком. 

    Система должна состоять из двух аналитических  блоков: блока анализа данных и  блока принятия решений.
    В блоке анализа системы осуществляется анализ данных о заемщиках банка, о выданных кредитах и истории их погашения. Блок анализа необходимо дополнить следующими запросами:
    1) получаемые доходы (используя базу  банных Пенсионного фонда РФ);
    2) имеющаяся недвижимость, земельные  участки, их площадь и месторасположение (используя базу данных Бюро технической инвентаризации и департамента Юстиции);
    3) наличие автотранспорта, его возраст  (база данных ГБДД);
    4) подтверждение данных о регистрации  (несмотря на предъявление паспорта, т. к. данные о регистрации могут быть фальшивыми – база данных ПВС);
    5) привлечение данных специализированных  кредитных бюро (необходимость которых  в банковском ритейле очевидна) о наличии срочных и погашенных  кредитов в других банках.
    Подобные  запросы должны осуществляться на договорной основе, в режиме реального времени, в максимально быстрые сроки.
    Конечно, на первых порах функционирования модернизированной  системы проверки данных затраты  банка на проведение такой операции увеличатся. Но по мере налаживания  системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.
    В процессе анализа данных о заемщиках  и кредитах применяются различные  математические методы, которые выявляют в них факторы и их комбинации, влияющие на кредитоспособность заемщиков, и силу их влияния. Обнаруженные зависимости составляют основу для принятия решений в соответствующем блоке.
    Блок  принятия решений используется непосредственно  для получения заключения системы  автоматизированного банковского  ритейла о кредитоспособности заемщика, о возможности выдачи ему кредита, о максимально допустимом размере кредита. С данным блоком работает сотрудник банка, который либо вводит в него анкету нового заемщика, либо получает ее из торговой точки, где банк осуществляет программу потребительского кредитования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.