Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление российской системы налогообложения малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4
    Становление российской системы налогообложения малого бизнеса……5
      Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения……………………………………………………………………5
      Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России……………………………………………………………………...7
      Налоги, поступающие в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства………………………………………………………...10
        Земельный налог…………………………………………………..10
        Специальные налоговые режимы………………………………...12
        Единый налог на внеменный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………..13
      Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ…………………………………………………………………………15
        Проблемы налогообложения малого бизнеса…………...............15
        Перспективы развития налогообложения малого бизнеса……..19
    Анализ финансово-экономических показателей на примере ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….23
      Организационная структура ООО «Окей Сервис»……………………23
      Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Окей Сервис»……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Малое предпринимательство  в России является одним из важнейших  направлений решения экономических  и социальных проблем на федеральном  и региональном уровне. В Программе  социально-экономического развития России на 2006-2008 годы подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать  создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать  занятость работников в данном секторе  экономики». В свою очередь обеспечение  высоких темпов экономического роста  может создать необходимые условия  для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении  уровня жизни населения. Таким образом, развитие малого предпринимательства  имеет большое значение для уменьшения безработицы, увеличения реальных доходов  населения, формирования доходной базы бюджета, повышения конкурентоспособности  и, как следствие, ускорения экономического роста. В свою очередь стремительное  развитие малого бизнеса напрямую зависит  от его налогообложения.
          Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
 Объектом  данного исследования является  анализ условий налогообложения  малого бизнеса.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малых предприятий" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения;
2. Проанализировать эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России;
3. Рассмотреть структуру системы налогообложения малого бизнеса;
4. Выявить проблемы и рассказать о перспективах развития системы налогообложения малого бизнеса в РФ.
 
 
 
 
 
 
    Становление российской системы налогообложения малого бизнеса
 
      Характеристика малого предпринимательства как субъекта
налогообложения
 
 
Изучение вопросов налогообложения  малого предпринимательства необходимо начать с определения понятия  «малого бизнеса» с точки зрения налоговой поддержки его развития и роли, которую он играет для  развития  страны в целом.
Определение «малого бизнеса» а  до сих пор является объектом дискуссий. Оно до сих пор не закреплено Гражданским  кодексом РФ [83, с.7]. В нем дается лишь общее понятие предпринимательской  деятельности [21, ст.2] и предусматриваются  виды субъектов предпринимательства  в зависимости от различных критериев:
• от круга лиц, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность: индивидуальные предприниматели, юридические лица, публично-правовые образования;
• от формы собственности, на базе которой осуществляется деятельность: частные, государственные и муниципальные;
• от целей деятельности юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации и т.д.
Часть ученых, в том числе и отечественных, связывает понятие малого предпринимательства  с его количественными параметрами [17, с.42-48, с. 14]. Другие авторы рассматривают  качественные показатели деятельности малого предприятия [16, с. 86]. Рассмотрим наиболее часто применяемые системы  определения малого бизнеса - на основе количественных показателей и качественных характеристик деятельности малого предприятия.
В российской практике впервые понятие малого предпринимательства было дано в  Законе СССР № 1529-1 от 04.06.90 г. «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что  предприятие может быть отнесено к категории малых независимо от форм собственности в соответствии с определенной численностью и объемом  хозяйственного оборота [85, с. 108]. Что  касается организационно-правовой формы, то данное определение появилось  в Законе РСФСР от 25.12.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые предприятия не рассматривались  как особая форма организации  предпринимательской деятельности, поэтому в этом законе они не упоминались. Более подробно понятие малого предпринимательства  раскрывалось в Постановлении Совета Министров РСФСР №406 от 18.07.91 г. «О мерах поддержки и развития малых предприятий в РСФСР» [81], согласно которому к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 чел., в том числе:
• в промышленности и строительстве - до 200 чел.;
• в науке и научном обслуживании — до 100 чел.;
• в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.;
• в розничной торговле и общественном питании, в отраслях непроизводственной сферы-до 15 чел. [47, с. 129; 52, с.З].
Наряду  с этим должен был учитываться  также объем хозяйственного оборота. Однако его величина так и не была определена [47, с. 129]. Это определение  понятие малого предпринимательства  использовалось для оказания различных  форм государственной поддержки, включающих в себя и предоставление налоговых  льгот.
Принцип отнесения предприятий к малым  исходя из численности работников, сохранился в российском законодательстве и позже. Так, в федеральном законе от 14.06.95 г. «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства  понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых среднесписочная  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности - 100 чел.;
• в строительстве -100 чел.;
• на транспорте -100 чел.;
• в сельском хозяйстве - 60 чел.;
• в научно-технической сфере - 60 чел.;
• в оптовой торговле - 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом  обслуживании - 30 чел.;
• в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности -50 чел.
Кроме того, к субъектам малого предпринимательства  отнесены также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [87, с.61, 62].
Для отнесения  предприятий к категории малых  для целей налогообложения применялись  и другие критерии. Так, для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства, согласно Федерального закона №222-ФЗ от 29.12.95 г., к малым предприятиям, имеющим  право применять эту систему  относились только те предприятия, которые  удовлетворяли следующим критериям:
• предельная численность работающих до 15 чел. независимо от вида осуществляемой деятельности;
• совокупный размер валовой выручки за предшествующий год - до 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда [109].
С 2003 г. в  соответствии с НК РФ введены новые  условия перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения. На данную систему могут перейти организации, удовлетворяющие следующим ограничениям:
• средняя численность работников не более 100 чел.;
• размер дохода от реализации за 9 месяцев текущего года не более 11 млн. руб. (без учета НДС);
• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на момент перехода не более 100 млн. руб.;
• доля непосредственного участия других организаций - не более 25% (за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов в организации составляет более 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%) [64].
Таким образом, понятие малого предпринимательства  может устанавливаться непосредственно  различных форм государственной  поддержки, в том числе и для  целей налогообложения. Правильность определения этой категории особенно важна, когда одной из целей государственной  политики в сфере налогообложения, является поддержка и развитие данного  сектора экономики. Особую значимость развитию малого предпринимательства  придают функции, которые оно  выполняет. К числу наиболее важных можно отнести следующие функции.
Во-первых, малый бизнес ограничивает монополизм, что играет важную роль в высокомонополизированной экономике России.
Во-вторых, малый бизнес способствует повышению  эффективности производства вследствие того, что он является дополнительным источником конкуренции.
Таким образом, этот сектор экономики обладает рядом  преимуществ по сравнению с крупным. К этим преимуществам можно отнести:
• гибкость и маневренность малых предприятий: они лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям.
• поддержание занятости и создание новых рабочих мест
• выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров
• небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
• экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании  научно-технической революции.
 
 
 
       Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России
 
 
Если  обратиться к истории налогообложения  в РФ, можно оценить степень  его влияния на  становление  и развитие предпринимательства. Основными  этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской  деятельности в дореволюционной  России являются периоды, связанные  с развитием торговой и иной промысловой  деятельности. Первый период - с 1721 по 1775 года, когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй - с 1775 по 1824 года, когда была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий - с 1824 по 1865 года – закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый - с 1865 по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная система налогообложения.
Преимущественное  право заниматься предпринимательской  деятельностью в России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому сословию.
Для устранения недостатков торгового налогообложения  в отношении мелких торговцев  и лиц, начинающих торговлю, была проведена  реформа системы гильдейского обложения  купеческих капиталов, что явилось  новым этапом в развитии русского законодательства о налогообложении  предпринимательской деятельности, принявшего форму патентной системы, заимствованной из Франции.
Важным  этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о государственном  промысловом налоге». Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому  состоянию определялась наличием как  купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой налог.
Завершающим этапом системы налогообложения  предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно  считать период начала первой мировой  войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данного положения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.
В советский  период российской истории структура  мелкого предпринимательства претерпевала серьезные изменения, оно было развито  в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов  их деятельности. Постепенно происходило  уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным  ростом количества  государственных  и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется  постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в  торговом обороте СССР не превышала 6%.
В самом  начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение  о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х  годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного  питания, оказания услуг населению  и т. д.
Развитие  малого бизнеса было тесно связано  с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально  новая система налогообложения.
За последние 20 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения  является Налоговый кодекс РФ. В  соответствии с действующим законодательством  РФ существуют три подхода  к налогообложению  субъектов малого бизнеса:
1. обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;
2. упрощенная система налогообложения учета и отчетности;
3. система налогообложения вмененного дохода.
     Говоря об общей системе налогообложения,  нужно выделить ряд моментов.
Субъекты  малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую  деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог  на прибыль организаций действует  на всей территории России и взимается  с 1 января 2002 года в соответствии с  главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и  малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности.
С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями  только в федеральный и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.
Достаточно  обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых  отчислений субъекта малого бизнеса, работающего  по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным  налогам, которые устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.
С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые  предприятия обязаны исчислять  и уплачивать налог на имущество организации. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования.
 
 
      Налоги, поступающие в бюджет от субъектов малого
предпринимательства
 
 
Согласно  ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.
К местным  налогам отнесены: земельный налог  и налог на имущество физических лиц.
Субъекты  малого предпринимательства, являющиеся собственниками земли, должны уплачивать земельный налог.[3, c. 118]
 
 
        Земельный налог
 
 
Земельный налог устанавливается Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований, вводится в действие и  прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных  образований.
Устанавливая  налог, представительные органы муниципальных  образований определяют налоговые  ставки в пределах, установленных  главой 31 НК РФ, порядок и сроки  уплаты налога, также могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы  для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом  налогообложения признаются земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные  участки:
- изъятые из оборота в соответствии  с законодательством РФ;
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской  Федерации, объектами, включенными  в Список всемирного наследия, историко-культурными  заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных  нужд;
- ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством РФ, в пределах  лесного фонда;
- занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за  исключением земельных участков, занятых обособленными водными  объектами.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых ими  в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном  участке, принадлежащем им на праве  собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Поступления от земельного налога в полном объеме зачисляются в местный бюджет. [7, c. 69]
 
 
        Специальные налоговые режимы
 
 
Начиная с 1998 года в Российской Федерации  проводится реформа налогообложения, затрагивающая и малый бизнес. Одним из важных положений этой реформы  является введение специальных налоговых  режимов для субъектов малого предпринимательства.
Налоговый кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный  налоговый режим следующим образом: специальным налоговым режимом  признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени, применяемый в случаях  и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим  – упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов  малого предпринимательства (УСН). [2]
Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями  предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.
Следующим этапом реформирования налогообложения  малого бизнеса явилось введение Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ системы налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности (ЕНВД).
В 2002 году сделан очередной шаг в реформировании и упрощении налогообложения  малого бизнеса в РФ с принятием  Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Этим законом введены в действие с 01.01.2003 две главы НК РФ, регулирующие применение следующих специальных налоговых режимов: глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и глава 26.6 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.
Вступившие  с 1 января 2003 года главы НК РФ в значительной степени изменили подходы к применению специальных налоговых режимов.
Упрощенная  система налогообложения
Порядок применения упрощенной системы налогообложения
Упрощенная система налогообложения  для налогоплательщиков привлекательна с точки зрения возможной минимизации  налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели  при упрощенном режиме налогообложения  находятся в относительно равных условиях. Тем не менее, некоторые  различия все же есть. Поэтому рассмотрим, что дает применение упрощенного  режима налогообложения для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей по отдельности.
Юридические лица
Согласно  п.2 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения организациями  предусматривает замену уплаты следующих  налогов:
    налога на прибыль организаций;
    налога на имущество организаций;
    единого социального налога;
    налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.
Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики  уплачивают в соответствии с общим  режимом налогообложения.
Индивидуальные  предприниматели
Согласно  п.3 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты следующих налогов:
    налога на доходы с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
    налога на имущество, в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
    единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
    единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу наемных работников;
    налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Уплата вышеперечисленных налогов  заменяется уплатой единого налога.
Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики  уплачивают в соответствии с общим  режимом налогообложения.
 
 
        Единый налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности
 
 
Система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности устанавливается  Налоговым Кодексом (глава 26.3), вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.
Законами  субъектов Российской Федерации  определяются:
1) порядок введения единого налога  на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится  единый налог, в пределах перечня,  установленного пунктом 2 настоящей  статьи;
3) значения коэффициента К2, указанного  в статье 346.27 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (в  отношении операций, признаваемых объектами  налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в  рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением  налога на добавленную стоимость, подлежащего  уплате в соответствии с НК при  ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление  и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками  в соответствии с общим режимом  налогообложения.[13, c. 46]
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
При осуществлении  нескольких видов предпринимательской  деятельности, подлежащих налогообложению  единым налогом в соответствии с  настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому  виду деятельности.
При расчете  ЕНВД учитываются корректирующие коэффициенты базовой доходности К1 и К2, показывающие степень влияния того или иного  условия на результат предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:
К1 - устанавливаемый  на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских  цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и  подлежит официальному опубликованию  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления  деятельности, величину доходов, особенности  места ведения предпринимательской  деятельности, площадь информационного  поля электронных табло, площадь  информационного поля наружной рекламы  с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов  любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения  и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
Объектом  налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.[12, c. 57]
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий  налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год  и могут быть установлены в  пределах от 0,01 до 1 включительно.
 
 
      Проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса РФ
 
        Проблемы налогообложения малого бизнеса
 
 
По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:
1. Она сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить". Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам.
2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.
3. Нестабильность законодательства. За последние 9 лет (с 1995 г.) в сфере малого бизнеса оно изменялось трижды.
Проблемные вопросы, связанные  с налогообложением доходов малых  предприятий 
За основу при подготовке гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный Закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода. В то же время отсутствие в названии гл.26.2.НК РФ указания на субъекты малого предпринимательства объясняется на наш взгляд тем, что контингент вероятных плательщиков уже не совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше под действие упрощенной системы налогообложения попадал весьма ограниченный контингент плательщиков (численность работников по всем договорам гражданско-правового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупный доход на момент подачи заявления 100000 МРОТ), то теперь эта численность ограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когда подано заявление — 11 млн. руб. Появились и новые ограничения. Не могут использовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемого имущества претендента превышает 100 млн. руб. Таким образом, очевидно, что значительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальными плательщиками нового налога.[14, c. 36]
Важным фактором снижения поступлений налога вследствие введения соответствующего раздела Налогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результат будущих периодов, которая формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ. Вероятность получения такого убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного списания расходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействован механизм ускоренной амортизации.
Доходы и расходы налогоплательщика в основном определяются кассовым методом, что также является фактором, противодействующим росту поступлений.
Таким образом, очевидно, что в отличие от нововведений, связанных с налогом на прибыль, где присутствовали факторы, способствующие и увеличению и снижению налоговой базы, упрощенная система налогообложения обладает набором характеристик, который позволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только тех плательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но и тех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета и отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но это произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-за резкого увеличения количества этих плательщиков. Такое положение не сможет не сказаться на поступлениях налога на прибыль, а также и налога на добавленную стоимость и налога на имущество в сторону снижения.
Общий вывод по введению в Налоговый  кодекс гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» следующий: предприниматели получают все преимущества, предусмотренные в гл. 25 НК РФ для расчета базы по налогу на прибыль, в виде налоговых вычетов и переноса убытков на будущее, а также дополнительные преимущества в виде крайне низкой ставки налога и определения доходов и расходов кассовым методом, что снизит поступления от тех плательщиков, которые ранее подпадали под действие этой системы и тех плательщиков, которые перейдут на нее, имея численность работников от 15 до 100 чел, компенсацией выпадающих доходов может быть только потенциальное увеличение числа плательщиков за счет нелегального ранее бизнеса, что крайне сомнительно.
Увеличения количества плательщиков можно ожидать в связи с изменением обусловленных параметров деятельности предпринимателей. Отменены практически все ограничения. Если раньше предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только при численности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания — 50 чел., то теперь численность не ограничивается, но правда торговый зал не должен превышать 70 м2, автотранспортные услуги могут оказываться при любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомобилями. Для других видов деятельности никаких дополнительных условий не существует.
Вмененный доход, как и прежде, определяется как потенциально возможный доход  налогоплательщика. Однако ранее этот потенциальный доход выглядел как  потенциально возможный валовый доход без потенциально необходимых затрат. Расчет этого показателя опирался на субъективные расчеты и редко отражал реальную действительность, что приводило к большим перекосам в определении налога по одним и тем же видам деятельности в разных регионах. Теперь вмененный доход определяется как потенциально возможный доход, рассчитанный с учетом совокупности факторов, влияющих на его получение.[7, c. 9]
Попытка устранения возможных перекосов региональных законодательств, имевших место при введении ЕНВД в прошлом, состоит в том, что в Налоговом кодексе установлены обязательные параметры, необходимые для расчета налога — физические показатель и базовая доходность в месяц, а также 2 коэффициента: К1 зависящий от кадастровой стоимости земли и КЗ, являющийся индексом — дефлятором, соответствующим изменению индекса цен.
На откуп органам власти субъектов федерации оставлен один, регулирующий сумму налога коэффициент - К2, учитывающий совокупность прочих особенностей предпринимательской деятельности. Важно, что законодательство ограничивает возможности использования коэффициента К2 пределами от 0,1 до 1.
Первый вывод - это значительное снижение налогового бремени соответствующих плательщиков в условиях, предложенных в Налоговом кодексе. Так, в действующих условиях базовая доходность на одно оборудованное рабочее место бытового обслуживания, где, как правило, работает 1 человек составляет 18000 руб., в Налоговом кодексе на 1 работника базовая доходность составляет 5000 руб., а по ремонту автотранспортных средств 8000 руб. Резко снизились показатели базовой доходности для торговли: с 36000 руб. м2 до 1200 руб. м2, а при отсутствии торгового зала до 6000 руб. за торговое место и для общественного питания с 6000 до 700 руб. за кв. метр обслуживаемого зала.
По расчетам правительства в  результате введения Налогового кодекса  налоговая нагрузка на соответствующих плательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь ввиду вышеперечисленные аргументы, то это очевидно. В то же время можно надеяться на увеличение поступлений налога на прибыль, налога на имущество, отчислений в социальные фонды от тех отраслей, которые в новых условиях будут платить налоги по общей схеме. Это в первую очередь строители, аудиторы и консультанты, владельцы гостиниц, являющиеся достаточно высоко рентабельными предприятиями.
И еще одно соображение связывается  с влиянием введения корректирующих коэффициентов. Коэффициент К2, устанавливаемый органами власти субъектов федерации в зависимости от конкретных условий деятельности плательщика, ни в коей мере не работает на увеличение размеров поступлений, но может снизить налог даже в 10 раз. Стимулирующее значение этого коэффициента только в потенциальном увеличении количества плательщиков из числа «нелегальных» за счет привлекательности условий налогообложения.
Коэффициент К1, с которым связана  основная корректировка базовой доходности, зависит от кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности и максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности.
1000 + Коф
К1 = ——————,                                     (1.1)
1000 + Ком
где: Коф — кадастровая стоимость земли по месту осуществления деятельности;
Ком — максимальная кадастровая  стоимость земли. Очевидно, что этот коэффициент К1, то есть сумма базовой доходности в зависимости от месторасположения объекта увеличиваться не может, но может существенно снизиться.
Что касается третьего коэффициента, то по большому счету в условиях отсутствия галопирующей инфляции его значение невелико. В результате поставлены практически в равные условия «Русское бистро», столовая и элитный ресторанчик в центре столичного города, булочная, ликероводочный и ювелирный магазины, снимающие помещение в одном торговом центре, салон «Велла» или «Жак Дессанж» и рядовая парикмахерская. (см. Приложение А)
Ранее существующие условия, рекомендованные  для расчета ЕНВД, хотя и не учитывали  все нюансы деятельности плательщиков, но все же предусматривали четыре поправочных коэффициента, в том числе по месту осуществления деятельности существовали три коэффициента от 0,2 до 3-х, по подвидам деятельности от 0,1 до 6, т.е. предполагалась возможность существенного увеличения величины вмененного дохода.
Поскольку ставка налога остается на уровне ранее действовавшей — 15%, а предложенные к расчету размеры базовой доходности и действие поправочных коэффициентов ниже существующих, рост поступлений можно связывать только с ростом числа плательщиков.
Существующая практика применения ЕНВД показала отсутствие ответственности плательщиков за состояние чистоты окружающей среды, поскольку соответствующие платежи были упразднены, то есть был разрушен экономический механизм, стимулирующий проведение природоохранных мероприятий, связанных с сокращением вредных веществ, образованием промышленных отходов и ликвидацией последствий сверхлимитных выбросов за свой счет, то есть соответствующие затраты возлагаются на государство.
По данным налоговых органов, в  некоторых регионах, где введен ЕНВД, поступления обязательных платежей за загрязнение окружающей среды существенно сократились. В Налоговом кодексе, несмотря на то, что негативные последствия действующей практики неоднократно отмечались и государственными органами и средствами массовой информации, недостаток не устранен.
С государственных позиций единый налог на вмененный доход имел преимущество в том, что уплачивался 100%-ными авансовыми платежами, что позволяло производить жесткое налоговое администрирование. Это преимущество действующей практики для налоговых инспекций устранено и условия уплаты налога адаптированы к общим. Соответственно отменены свидетельства, которые являлись документом, доказывающим уплату налога. В то же время ссылка на наличие свидетельства, видимо по ошибке, попала в текст в ст. 346.27, что необходимо устранить.
В результате предложенных нововведений в Налоговом кодексе получились две специальные системы налогообложения: одна для малого, а другая для микробизнеса. На последнюю возлагаются надежды, связанные с резким ростом количества плательщиков, вышедших из «тени», поскольку по словам заместителя министра финансов С. Шаталова, «сегодня только 25% от полноценной налоговой нагрузки попадает под налогообложение». В то же время нельзя не отметить, что и в настоящее время темпы роста поступлений единого налога на вмененный доход очень высоки, при этом поступления возрастают за счет юридических и физических лиц, чего нельзя сказать про единый налог, применяемый при упрощенной системе учета и отчетности, где общие высокие темпы роста налога достигаются за счет перехода юридических лиц при падении темпов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002 г. при росте налоговых поступлений по сравнению с предыдущим годом в федеральный бюджет на 20,8 пункта и в территориальный бюджет на 30,1 пункта поступления единого налога при упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пункт при падении темпов поступления этого налога от физических лиц на 4,1 пункта. В то же время поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 74,2 пункта, в том числе по юридическим лицам на 37 и 76 пунктов и по физическим лицам на 73,3 пункта каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в общей сумме налоговых платежей. (см. Приложение В)
Такое положение объясняется не только и не столько привлекательностью ЕНВД для предпринимателей, сколько  обязательностью перехода на него того контингента, который предусмотрен законодательством. Очевидно, что существенное сокращение численности этого контингента, предусмотренное На-логовым кодексом, а также более льготные условия расчета базовой доходности и величины вмененного дохода отрицательно скажутся на размерах поступлений, а выход неплательщиков из тени — вопрос скорее не совершенствования налоговой системы, а изменения психологии плательщиков и повышения контроля, что является проблемами не близкой перспективы.[9, c. 85]
 
 
        Перспективы развития налогообложения малых предприятий в современной России.
 
Еще несколько лет назад большинство  малых предприятий облагались налогами по стандартной общепринятой системе  налогообложения. В соответствии с  такой системой они должны были уплачивать все виды действующих на то время  налогов. По подсчетам к 2002 году количество фирм, которые работали по данной системе, составило практически 500 тыс.
Согласно книге «Эволюция системы  налогообложения в России» авторов  Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская, в 2003 году было получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходы физических лиц, 399  миллиардов рублей (14,9%) – платежей за пользование природными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов.
Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможности  получения льгот по налогу на прибыль  малыми организациями, тем не менее, на протяжении предыдущих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений  отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий  налогоплательщиков «благоприятные»  условия деятельности, результатом  которых стали значительные потери средств для бюджетной системы  страны.
Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количестве злоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте  его абсолютных и относительных  показателей. В 2004 году в бюджетную  систему РФ поступило практически 639 млрд. руб. с налогов на дополнительную стоимость, что на 16.3 % больше, чем в 2003 году.
Даже после доработок, проведенных  над упрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки, например:
1. Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за  чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход.
2. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения У
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.