На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Что такое организационная культура. Три уровня организационной культуры, ее влияние и особенности управления. Особенности различных теорий управления и оценка их эффективности в зависимости от степени воздействия. Роль ценностных установок персонала.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 12.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Управление организационной культурой

От организационной культуры зависит, в каком направлении развивается человек: в позитивном (идет личностный рост) или негативном (личностный рост ограничивается). Организационная культура часто оказывает значительное влияние и на мотивацию индивида. Если ему комфортно в организации, то и отдача от такого работника будет выше.
Что же такое организационная культура?
Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.
Выделяются три уровня организационной культуры (по Э. Шайну):
1) Поверхностный (то, что можно воспринимать через известные пять органов чувств: цвет, запах, вкус и т. д.);
2) Под поверхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые и принимаемые членами организации, например, осознание того, что, быть честным выгодно для человека с точки зрения качества всей его жизни);
3) Глубинный (это скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения).
Организационная культура имеет субъективные и объективные элементы.
Субъективные элементы организационной культуры: истории об организации, о лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т. д.
Объективные элементы организационной культуры: место расположения организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей и т. д.
Организационная культура состоит из преобладающей культуры, субкультур групп и контркультур групп. Последние противопоставляются основной культуре. Например, молодой человек с серьгами в ушах, на языке и в носу противопоставляет себя другим, и таким образом самоутверждается в своих же собственных глазах (так ему кажется, так он это ощущает). У него своя контркультура.
Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом.
Преобладающая культура (по В. Сате) состоит из разделяемых норм поведения, единства в толкованиях, из материальных объектов, из разговорных выражений, из образцов поведения, из разделяемых чувств.
Влияние организационной культуры зависит от масштаба атрибутов культуры (много, мало), от разделяемости основных ее атрибутов членами организации (разделяют -- не разделяют), от ясности приоритетов культуры (что главнее, а что второстепенное для членов организации).
Управление организационной культурой предполагает ее формирование, поддержание и изменение (если необходимо).
Для формирования организационной культуры необходимо (по Э. Шайну):
* решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей, разработка системы контроля и воздействия на индивидов);
* решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникации, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему награждений и наказаний, идеологию, а также внушить веру в успех дела).
На формирование организационной культуры влияют: культура общества, внутри которого организация функционирует, культура руководства высшего звена управления организацией, напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии.
Организационная культура поддерживается:
* системой оценки и контроля за деятельностью членов организации;
* способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала;
* кадровой работой (найм, обучение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т- д.);
* соблюдением ритуалов, обрядов, традиций. Изменение организационной культуры и поведение
членов организации могут находиться в следующих соотношениях:
* организационная культура может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот);
* организационная культура может не привести к изменению поведения членов организации;
* поведение членов организации может измениться без изменения организационной культуры;
* могут измениться поведение членов организации и организационная культура одновременно.
модели влияния организационной культуры
Существуют различные модели влияния организационной культуры на организационную эффективность:
* модель Сате,
* модель Питерса и Уотермана,
* модель Парсонса,
* система Квина и Рорбаха.
Модель В. Сате
По модели Сате, можно влиять на организационную эффективность, вмешиваясь в организационные процессы, в частности:
* в поведение работников (что нужно делать, а что не нужно);
* в обоснование «нужного для организации» поведения зрелых работников;
* в коммуникационные процессы организации (кто с кем общается и по какому поводу);
* в процессы найма, оценки и увольнения работников.
Модель Т. Питерса и Р. Уотермана
По этой модели, можно влиять на организационную эффективность формированием следующих ценностных ориентации работников:
* через взращивание веры в успех дела и ценности организации;
* внушением и обоснованием того, что потребитель диктует организации условия работы, а не наоборот («клиент всегда прав»);
* поощрением автономии и предприимчивости членов организации;
* формированием взгляда на работников и их компетентность как на главный источник производительности и эффективности работы;
* взращиванием веры в эффективность простых структур (групп) управления с немногочисленным штатом;
* обоснованием выгодности оптимального сочетания жесткости и гибкости в управлении.
Модель Т. Парсонса
По модели Парсонса, можно влиять на организационную эффективность, меняя следующие функции социальной системы:
* повышая адаптивность (быструю приспосабливаемость) к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
* повышая целеустремленность членов организации;
* повышая интеграцию и синергию подразделений (подразделения организации и ее члены должны ощущать общую цель организации и выгодность эффективной работы в ней);
* повышая легитимность -- признание людьми ценностей организации.
Система конкурирующих ценностей Р. Квина и Дж. Рорбаха
В данной модели конкурирующие между собой ценности влияют на взгляды и поведение индивидов и, как следствие, на организационную эффективность:
* интеграция -- дифференциация. Интеграция обеспечивает порядок, стабильность, предсказуемость работы. Дифференциация обеспечивает адаптируемость, гибкость, инновационность работы;
* интерес членов и руководства к внутренней среде -- интерес к внешней среде;
* средства (инструменты) -- результаты (показатели работы).
Успех в любом деле предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. Часто возникают следующие ситуации:
игнорируется культура, сильно препятствующая эффективному выполнению выбранной организацией стратегии;
* система управления подстраивается под существующую организационную культуру;
* организационная культура изменяется в соответствии с выбранной стратегией организации;
* стратегия организации подстраивается под существующую организационную культуру.
Что же еще влияет на организационную культуру? Зная переменные влияния, мы можем подстраиваться под нее и управлять ею.
Интересны в связи с этим следующие модели глобального влияния.
* В модели Н. Миллера на формирование организационной культуры влияют: семья, образование, экономика и политика, религия страны, система социализации (принципы группирования людей), система здравоохранения (забота о здоровье), система отдыха (забота государства об отдыхе).
* В модели Г. Хофстида факторы влияния -- это переменные национальной культуры: взгляды на степень неравенства людей -- дистанция власти, которую население считает допустимой или нормальной; взгляды на степень предпочитаемого индивидуализма; взгляды на степень мужественности (женственности) в делах; стремление людей избегать неопределенности; взгляды на долгосрочность (тяга к сбережениям и накоплению) или краткосрочность ориентации («живем сегодняшним днем»).
* В модели Г. Лэйн и Дж. Дистефано влияние на организационную культуру оказывают шесть переменных: отношение человека к природе (подчинение природе, гармония с ней или господство над ней), ориентация во времени (жить прошлым, настоящим или будущим), убеждения насчет природы человека (человека изменить нельзя -- он изначально хороший, нейтральный или плохой; человека изменить можно), ориентация на деятельность (от работы важно получать удовлетворение, в работе важен сам процесс работы, в работе важен результат), отношения между людьми (на основе иерархических связей, на основе групповых связей, на основе индивидуальных связей) и
ориентация в социальном пространстве (доминирование в человеке коллективизма, смесь умеренного индивидуализма и коллективизма, доминирование индивидуализма). Согласно этой модели, зная мировоззрение работника, можно подстраиваться под него, изменяя систему контроля за работой, стиль управления и организационный климат (противостояние, компромисс, сотрудничество).
* В модели У. Оучи -- семь переменных, влияющих на организационную культуру: обязательства организации по отношению к своим членам (пожизненный найм, долговременная или кратковременная работа), оценка выполняемой работы (с быстрым или с медленным продвижением по службе), планирование карьеры (широко специализированная, умеренная, узкоспециализированная), система контроля (неформальный, основанный на участии всех сторон, формальный), принятие решений (групповое, индивидуальное), уровень ответственности (групповая, индивидуальная), интерес к человеку (широкий, узкий).
Изучив японский опыт управления, Оучи предложил свою теорию эффективного управления -- теорию организационной культуры 2 (в противоположность мак-грегоровским концепциям X и V, о которых будет сказано ниже). Эффективного управления, по этой теории, можно добиться, если:
имеется долгосрочный наем кадров;
применяется групповое принятие решений;
имеет место групповая ответственность персонала;
идет умеренное продвижение кадров;
осуществляется неформальный контроль;
реализуется умеренно специализированная карьера;
осуществляется всесторонняя забота о человеке.
Оучи положительно ответил и на вопрос о возможности слияния различных культур, показав, что некоторые американские компании стали постепенно переходить к управлению (организационной культуре) типа 2, применяя у себя:
* медленное продвижение кадров (вместо быстрого);
* умеренно специализированную карьеру (вместо узкоспециализированной) ;
* неформальный контроль (вместо формального);
* групповое принятие решений (вместо индивидуального);
* всестороннюю заботу о человеке (вместо формального отношения).
Ответственность в большинстве американских компаниях пока так и остается индивидуальной. В этом, они считают, имеются свои преимущества. Индивидуализм сознания европейцев и американцев не позволяет пока использовать в фирмах групповую ответственность, свойственную общинному сознанию японцев.
В связи с этим необходимо отметить, что организационная культура должна согласовываться с сознательно внедряемой системой трудовых отношений. Например, в той же Японии организационная культура гармонично связана с комплексной системой в трудовых отношениях. Утверждают, что именно на ней и зиждется так называемое «японское чудо» -- стремительное восхождение Японии на уровень самых высокоразвитых стран мира.
Система пожизненного найма (СПН) в своем классическом виде применяется на крупных предприятиях и в государственных учреждениях Японии. Хотя юридического оформления пожизненного найма нет и речь идет только о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником; смысл его состоит в том, что работник материально заинтересован трудиться на данном предприятии и готов пожизненно связать с ним свою судьбу. Эту заинтересованность обеспечивают две другие системы: система оплаты труда (СОТ) и система кадровой ротации (СКР).
Система оплаты труда построена на следующих принципах:
* чем дольше человек работает в организации, тем выше становится его заработок (зависимость от стажа и возраста работника);
* чем выше квалификация, тем выше заработок;
в чем выше реальный трудовой вклад, тем выше заработок;
* зависимость окладов (для служащих) от результатов работы всего предприятия;
низкая дифференциация в оплате труда (1:4--1:5);
* периодически, 2--3 раза в год, выплачиваются премии (бонусы), их размер зависит от квалификации работника и финансового состояния предприятия;
* премии в конце года выплачиваются в зависимости от результатов работы предприятия и размера индивидуального заработка;
* единовременное пособие при выходе на пенсию является достаточно большим;
существует реальная возможность для работников брать кредиты у своего предприятия;
* реальная социальная помощь (медицинские страховки, страхование жизни и от несчастных случаев).
Суть системы кадровой ротации (СКР) состоит в том, что работник в среднем через каждые 1,5--3 года перемещается по горизонтали и вертикали. Таким образом у него накапливается опыт, появляются новые знания, повышается заработок. Ротация проводится, как правило, без согласия работника. Выпускники престижных вузов не ставятся сразу на руководящие должности, а начинают с низко квалифицированных рабочих мест. Профессиональное образование ведется непосредственно с помощью системы подготовки на рабочих местах (СПРМ).
Суть системы репутаций (СР) в том, что на каждого работника составляется письменная характеристика, в которой отмечаются все его достоинства и недостатки. Она помогает работнику объективно оценивать себя, стимулирует к повышению квалификации, более быстрому перемещению по служебной лестнице, переквалификации (через систему СПРМ) и повышению заработка.
Ценность «пяти японских систем» заключается в том, что они представляют собой не набор отдельных элементов, а неразрывный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих подсистем, работающих на единые цели: обеспечение высокой производительности труда, экономический рост страны и высокий уровень жизни населения. Общинность сознания японцев, их традиции, культура, мораль и нравственность помогают запустить такую систему на полную мощь.
Другую теорию эффективного организационного управления предложили Т. Питере, Р. Уотерман, Р. Паскаль и Э. Атос. Назвали они ее «Теорией 7-5».
Суть ее заключается в том, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих (все они начинаются с английской буквы «3»), изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Эти составляющие следующие: стратегия управления, структура организации, процессы организации, штат, стиль руководства, квалификация персонала, разделенные ценности. Цель -- гармонизация этих семи составляющих между собой.
Власть в организации можно осуществлять:
* на основе приказов, распоряжений, правил, процедур, не противоречащих действующему законодательству (законная власть);
* на основе вознаграждения;
* на основе принуждения и страха;
* на основе убеждения и обоснования необходимости действовать тем или иным образом;
* на основе личного участия и примера;
* на основе экспертных советов и решений, консультаций;
* на основе веры (рациональной -- например, в достижение цели, или иррациональной -- на основе религиозных убеждений человека);
* на основе традиций (традиция шариатских судов и т. д.);
* на основе харизмы (личных внешних и внутренних качеств человека, помогающих ему осуществлять эффективное влияние на других).
Часто организационную культуру определяет групповое взаимодействие.
Эффективность группового взаимодействия, по модели Дж. К. Хоманса, взаимосвязана с групповыми эмоциями и деятельностью отдельных индивидов. Каждая из трех составляющих взаимообусловливает две другие.
На организационную культуру нередко оказывают влияние и коммуникации.
Коммуникационные связи в организации могут проводиться по нисходящей -- с высшего уровня управления на низший (приказы, указания, инструкции и т. д.) и по восходящей -- с низшего на высший (сообщения о поломках, проблемах и т. д.). Возможны коммуникации и на одном уровне иерархии управления (горизонтальные коммуникации). Эти связи могут быть формальными и неформальными (на основе личных связей, дружбы и т. д.).
Процесс обмена информацией в организации имеет такую структуру:
отправитель -- канал связи -- получатель -- обратная связь.
Важно, чтобы на каждом из этапов информация не искажалась, а была ясной и достоверной. Передаче информации в организации могут мешать «помехи»: слухи, личные взаимоотношения между людьми, искаженное самомнение членов коллектива, власть авторитета, лидерство в коллективе.
Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений.

Процесс изменений охватывает сегодня все большее число российских организаций. При этом обычно внимание руководства направлено на изменения, обусловленные действием ситуативных факторов, а необходимость выработки стратегии развития недооценивается. Доминирует технократический подход к изменениям. Считается, что главное - это рациональные действия, предполагающие целенаправленную работу по увеличению прибыли, сокращению издержек и усилению контроля. Это дает положительные результаты на первых этапах подготовки и реализации программы развития, когда решаются вопросы собственности, вопросы, связанные с финансами, производством или структурой управления. Это и понятно: в значительной мере работу на ранних этапах процесса изменений можно рассматривать как наведение порядка в работе организации. Однако через какое-то время руководители, проводящие процесс преобразований, сталкиваются с очень серьезными трудностями. Главным образом эти трудности связаны с сопротивлением, которые встречают организационные изменения со стороны персонала. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, но и социальной системой, и трудности на пути реализации новых подходов и новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся организационной культурой. К сожалению, сегодня далеко не все российские руководители и представители кадровых служб четко представляют, что стоит за словами "организационная культура". Редко кто понимает, что организационная культура - это нечто более широкое, чем производственная эстетика или частота и порядок на рабочих местах и в бытовых помещениях. Очень многие практики и теоретики, говоря об организационной культуре, делают упор на ее внешнюю сторону - на порядки, традиции, на организационную символику. При этом недооценивается тот факт, что носителями организационной культуры являются люди, работающие в организации. Именно в их головах отражается тот порядок вещей, те системы отношений и те образцы поведения, которые складываются в организации в силу тех или иных обстоятельств. Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые в большей или в меньшей степени разделяются подавляющим большинством членов организации. Было бы наивно, рассматривая крупную организацию, говорить о какой-то едино и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.