Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема неравенства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Кафедра экономической теории и  инвестирования
 
Курсовая  работа по дисциплине «Микроэкономика»
на  тему: «Проблема неравенства в России»
Руководитель:   
Выполнила:
 
 
 
Москва-2010

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие неравенства. Причины…………………………………….......5
1.1.Социальное неравенство……………………………………………………...5
1.2.Экономическое неравенство………………………………………………….5
1.3.Причины неравенства  в распределении дохода…………………………….7
Глава 2. Дифференциация доходов……………………………………………….8
2.1.Дифференциация доходов в России………………………………………....8
2.2.Кривая Лоренца и Коэффициент Джини…………………………………...11
Глава 3.Методы борьбы с неравенством и бедностью…………………….......13
3.1.О государственной социальной помощи…………………………………...13
3.2. Методы борьбы с бедностью……………………………………………….16
3.3. Подходы к сглаживанию неравенства……………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22

Введение.

Россия - богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к

проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и  международно-признанным уровнем интеллектуального  потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной  из главных социальных угроз успешного  развития общества.

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную структуру  общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.
Интерес к бедности вполне объясним - она считается одной из самых  глубоких социальных проблем и имеет  двухсотлетнюю историю. Проблемой  бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого века до первой половины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных подхода в изучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией бедности. Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второго подхода - лежал принцип уравнительности, бедность рассматривалась как форма и мера эксплуатации трудящихся, было выделено два типа бедности: абсолютная и относительная.
Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
Ч. Бут пытался установить реальные критерии определения бедности, как-то: уровень доходов и удовлетворение основных потребностей; нормы и стандарты, необходимые для поддержания  определенного уровня работоспособности  и здоровья. Ч. Бут заложил основную теорию бедности: нищету можно предупредить.
Анализ бедности в середине двадцатого века показал неоднозначность и  сложность данной проблематики. Признание  многомерности явления предопределило системный подход к изучению бедности.
 1.Понятие неравенства. Причины.
1.1.Социальное неравенство.
Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.
Социальная стратификация - это  дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом  ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном  распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди  членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации  разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено  к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно  переплетены. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества.
В реальной жизни неравенство людей  играет огромную роль. Социальная структура  возникает по поводу общественного  разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения  результатов труда, т.е. социальных благ.
Социальная стратификация описывает  социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию  или отсутствию привилегий. Социальное неравенство любого общества включает четыре шкалы - доход, образование, власть, престиж.

  1.2.Экономическое неравенство.

Современное общество часто называют обществом двойных стандартов. Говорят, что это общество равных прав, но не равных возможностей. Действительно, все граждане демократического, правового  государства равны перед законом, обладают равными политическими  правами, участвуя в выборах представительных органов власти и высших должностных  лиц по принципу “один человек - один голос”. Этим современное общество разительно отличается от всех предшествовавших ему, где люди были равны лишь перед  смертью и Богом.

  С точки зрения экономистов, это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в разной платежеспособности покупателей, в основе которой лежит неравенство их доходов.

Под “доходом” в рыночной экономике  понимаются любые виды регулярных или  разовых денежных сумм, поступающих  в распоряжение индивида в единицу  времени (неделю, месяц, год). Рыночная система формирования доходов существенно  отличается от централизованной системы, в которой не допускается, по крайне мере теоретически, иной способ формирования доходов, кроме как в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина. Такой социально справедливый подход абсолютно не свойственен рыночной системе. В ней признается нормальным и допустимым любой доход, полученный в итоге участия в свободной  конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Иначе  говоря, признаются равно справедливыми  и приемлемыми и высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие доходы (а то и отсутствие таковых) тех, кто потерпел в ней  неудачу. Причем низкий доход может  быть следствием не недостаточных трудовых усилий производителей, а изменения  рыночной конъюнктуры, которая мало зависит от рядового участника рыночной конкуренции.

Может показаться, что такой принцип  формирования доходов касается не всех. Ведь есть большие категории людей, чьи доходы носят фиксированный  характер. Например, это лица, занятые  в сфере фундаментальной науки, в государственном аппарате, работающие по найму и т.д. Однако при более  внимательном рассмотрении обнаруживается, что доходы и этих категорий работников все же в немалой степени зависят  от конкуренции на рынке труда  той или иной профессии, текущего состояния экономики, финансовых возможностей государства и т.п. В результате даже хорошо выполняющий свои профессиональные обязанности работник может потерять постоянный доход по совершенно независящим  от него причинам.

Отсюда следует вывод, что рыночный принцип формирования доходов сам  по себе слабо связан с принципом  социальной справедливости в том  смысле, в каком его понимает массовое сознание.

С другой стороны, невозможно отрицать, что в ХХI в. на современном, очень  высоком уровне развития производительных сил каждый человек может рассчитывать на реализацию важнейшего социально-экономического права на известный минимальный  стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование  независимо от форм и результатов  экономической деятельности.

Современная экономическая теория рассматривает формирование доходов  в соответствии с функционирующими факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Труд как  фактор производства приносит его владельцу  доход в виде заработной платы, земля  в виде ренты, капитал в виде процента, а предпринимательская деятельность в форме прибыли.

               1.3.Причины неравенства в распределении доходов.

Есть несколько причин, объясняющие почему в России существует такое значительное неравенство доходов. В целом, рыночная система-это бесстрастный механизм. Другими словами, она не  имеет совести и не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, какое распределение дохода является «приемлемым» или «справедливым», а какое нет. Другими словами, она «спокойно» относится к высокой степени неравенства доходов, а вознаграждение людей в ней определяется на основе того, сколько ресурсов они вносят в общественное производство. Но есть и более специфические факторы способствующие неравенству
1.Наследственные причины, например  обеспеченность ресурсами, способностями  и наличие одаренности.
 2.Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности.
    3. Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде.
    4. Наличие или отсутствие рыночной дискриминации.
    5. Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности.
    6. разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
    7. разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 
    8. разный объем принадлежащих людям факторов производства.
Ни одной экономической системе  не удалось ликвидировать неравенства  доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы  СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в  период «военного коммунизма») и  перейти к формированию доходов  по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку  способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и  это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.
Неравенство доходов и богатства  может достигать огромных масштабов  и тогда оно создает угрозу для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Разберемся в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.
Дело в том, что уравнительная  организация экономической жизни  убивает у людей стимулы к  производительному труду. Ведь все  мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые  из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке  труда спрос на более редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково - «по  факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью  и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится  до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Поэтому оплачивать деятельность людей  приходится по-разному. И поскольку  врожденные способности к труду  у людей различны, а на это еще  наслаиваются различия в приобретенной  квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях  доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
 
2.Дифференциация доходов.
2.1.Дифференциация доходов России.
В России произошли существенные изменения в доходах населения в течении последние 20 лет. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.
Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов, вырос с 0.256 в 1991 году до 0.376 в 1998 году. Хотя в период с 94 по 98 год явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 году данный коэффициент ещё снизился до 0.341. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 1998 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имели всего 2,5% денежных доходов. В феврале 1999г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению.
Таблица 3.[ Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. - 1999. - №3 - с.147.
Государственный комитет статистики России.
Дифференциация доходов  населения России.
 
Показатели
1991
1994
1998
1999
 
Численность населения с  доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.
6,1
34,5
44,3
49,9
 
% ко всему населению
4,1
23,3
30,1
34,1
 
Коэффициент Джини
0,256
0, 409
0,376
0,341
 
Децильный коэффициент
4,5
15,1
13,2
10,9
 
           

Из этих данных видна тенденция  роста общей численности и  доли беднейших слоёв населения  с доходами ниже прожиточного минимума. По данным обследования, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, в начале 1998 года материальное положение семьи  оценили как «очень плохое и плохое» 54% всех опрошенных, когда как в 1995 году их было 48%.
По величине разрыва в  уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией  доходов за счёт предпринимательской  деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения  России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоёв населения.
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости  наступает в тот момент, когда  беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 1998 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 178, 5%[ Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. - 1999. - №3 - с.149.] от среднего общероссийского уровня, органов управления - 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования - 54, 3%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 66,8%, науки и научного обслуживания - 90,1%.
Неравенство доходов - это  та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения  его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
 
2.2.Кривая Лоренца и коэффициент Джини
 
В экономической теории распределение  общественного дохода рассматривается  как с точки зрения функционального  распределения, так и исходя из персонального  распределения. Функциональное распределение  дохода показывает, какая часть национального  дохода приходится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Основная масса людей подавляющую часть  своих доходов получает в форме  заработной платы (в развитых странах  этот показатель составляет 75%). На долю ренты, как платы за землю (сюда не включается экономическая рента, полученная на рынке труда) приходится 0,4% национального  дохода, на долю процентных платежей - 9% общего дохода, на прибыль соответственно - 15,6%. Персональное распределение дохода показывает, как распределяется доход  между различными группами населения. Ни для кого не секрет, что доход  этот распределяется неравномерно. Для  наглядного изображения степени  неравенства в распределении  дохода среди групп населения  в мировой практике используется кривая Лоренца (рис. 1).
Рис. 1

Накопленная частость населения
Пример построения графика  Лоренца:
накопленная частость населения (ось абсцисс) — 0, 20,40,60, 80. 100;
накопленная частость доходов (ось ординат): при абсолютном равенстве — 0,
20,40, 60,80, 100;
при абсолютном неравенстве  — по оси ординат должно быть 0, 0, 0, 0, 0, 100;
фактически оказалось 8; 20; 36; 61; 100.
 
На оси абсцисс в процентном соотношении приводится доля семей, а на оси ординат - доля в совокупном доходе. Все население и все доходы разделены на 5 групп (по 20%). Если бы доходы были распределены равномерно, то это бы показала прямая линия, идущая из начала координат под углом в 45° (здесь кривая Лоренца свидетельствует об абсолютном равенстве). На самом же деле доходы распределены неравномерно, и это иллюстрируется кривой, расположенной ниже прямой в 45° (кривая Лоренца свидетельствует о фактическом распределении доходов). Чем дальше от прямой в 45° расположена кривая Лоренца, тем больше степень неравенства в обществе. При абсолютном неравенстве 1% семей имеет все 100% дохода, остальные же не будут иметь ничего (кривая Лоренца образует прямой угол с вершиной в точке М).
Кроме децильного коэффициента, показывающего неравномерность распределения доходов, в экономике используется индекс Джини - коэффициент концентрации доходов. Он представляет собой отношение площади, расположенной между реальной кривой Лоренца и прямой в 45° к площади, лежащей ниже прямой в 45°. Значение индекса Джини находится между 0 и 1: чем индекс Джини ближе к 1, тем более неравномерно распределены доходы,чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.
Коэффициент Джини по России составил: в 1992 г. — 0,289; в 1993 г. — 0,398; в1994 г. — 0,409; в 1995 г. — 0,381; в 1998 г. — 0,379. Общее повышение коэффициента за 1992 — 1998 гг. свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе.
 
3.Методы борьбы с неравенством и бедностью
3.1. «О государственной социальной помощи»
Впервые термин «социальное обеспечение» появился в «Акте о социальном обеспечении» в США в 1935г. и в  «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938г.
В определении социального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».
П. Ларок утверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для трудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни».
Можно сказать, что определения  даваемые учеными понятию социального  обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального  обеспечения они видят в обеспечении  права на достойное существование  через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они  включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.
Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения  заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического  лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение  доходов.
Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального  обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком  смысле означает, что государство, имеющее  целью социальной политики обеспечение  минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.
Международная Ассоциация Социального  Обеспечения классифицирует различные  формы системы социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
Можно считать, что основой системы  социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:
а) пенсионное страхование:
б)медицинское страхование:
в)страхование несчастных случаев на производстве:
г) страхование по безработице.
Социальная помощь подразделяется следующим образом:
а)охрана жизни:
б)медицинская помощь:
в)поддержка военным инвалидам.
г)спасение от стихийных бедствий.
Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия  должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования.
Таким образом, все условия связанные  с жизнью населения как-то: обеспечение  дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального  сервиса.
Самой важной функцией системы социального  обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой  системы такова: нетрудоспособным оказывается  социальная помощь; трудоспособным предоставляется  возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке  оказывается поддержка социальным обслуживанием.
Второй важнейшей функцией можно  назвать функцию перераспределения  доходов. Типичным примером перераспределения  дохода в социальном обеспечении  является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще  одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального  перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального  распределения" выполняет социальное страхование.
Третьей основной функцией социального  обеспечения, является функция экономической  стабилизации.
В Федеральном законе "О государственной  социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной  социальной помощи: это "поддержание  уровня жизни малоимущих семей, а  также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума", а также "адресное и рациональное использование бюджетных средств" (ст. 3).
Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам
также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов на оказание государственной  социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации  и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).
Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная  социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).
Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного  обследования), направленной на подтверждение  сведений, которые представлены в  заявлении о предоставлении государственной  социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки  принятия решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).
Закон весьма подробно указывает причины  отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.
Таким образом, последние социальные законы свидетельствуют о желании  законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной  социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.
3.2. Методы борьбы с  бедностью
Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.
Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится  к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.
Главное направление преодоления  абсолютной бедности - обеспечение  продуктивной занятости, повышение  эффективности труда, создание условий  для трудоактивной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.
Первым шагом политики в области  преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей  и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:
1) совокупные доходы семьи находятся  ниже официально установленной  черты (стандарта) бедности,
2) стоимость личного имущества  находится ниже некоторого официально  установленного регионального минимального  стандарта. Только одновременное  соблюдение данных двух условий  может считаться достаточным  основанием для того, чтобы претендовать  на получение социальной помощи.
Если задача совокупных доходов  семьи в значительной степени  уже решена, то введения критерия имущества  как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.
Обеспечение большей избирательности  при оказании социальной помощи, преимущественно  заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой  пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».
При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них  черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный  стандарт имущества с их имуществом.
Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая  бездомность, уличных детей, детей  в кризисных семьях.
Важной задачей социальной политики является выявление препятствий  к доступу к социальной защите и социальным услугам населения.
Действующая система выявления  и социальной поддержки бедных семей  и населения в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям рыноч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.