Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИЧЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» В  Г. КАНСКЕ
Отделение информатики
 
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ  ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
Работу  выполнил:
студентка 4 курса
Корнеева  Жанна  Андреевна
________________________
Научный руководитель:
Баранов Юрий Сергеевич,

 
 
 
 
     Допущен к защите Защищен «      »                           2013г.         «     »                      2013г. с оценкой ____________________
 
 
 
 
Канск, 2013 г.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 


ВВЕДЕНИЕ

ВаОсобо ваажнуюая роль в жизни каждого человека играютпринадлежит школьныем годыам, школьный классу, эмоционально-психологическийому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.  И наоборот есть учителя, к которым дети с удовольствием идут на урок, а есть те, к которым чтобы не идти находят множество причин.
Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Объектом исследования в курсовой работе является психологический климат, как научная категория.
Предметом выступает процесс формирования благоприятного изучение психологического климата на уроках информатики.
Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;
2. Изучить факторы , влияющие на формированияея психологического климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке;
4. Проанализировать особенности психологического климата на уроках информатики;.
5. Проанализировать способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе;
6. Изучить вопросы, связанные с созданием и поддержанием благоприятного психологического климата на уроке.
 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

1.1 Психологический климат: понятие и факторы.

В энциклопедическом словаре [?] дано следующее определение п.к. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ (от греч. Klima - наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. ( Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.)
  Наиболее важные признаки благоприятного психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении спорных вопросов, касающихся всей группы, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к группе; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, которые вызывают состояние фрустрации одного из членов группы; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др. Характер  психологического климата, если брать в целом, зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием  психологического климата и эффективностью совместной деятельности существует положительная связь.
Оптимальное управление деятельностью и  психологическим климатом в любом (в том числе педагогическом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных групп с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, которые будут способствовать выработке у членов группы навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (социально-психологический тренинг). Психологический климат во многом зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации  психологического климата следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов группы.
Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми.
Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Таким образом, можно дать еще одно определение: психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Психологический климат реализуется на двух уровнях.
Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов организации. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в подразделениях довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, который ранее был уже сформирован.
Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата должны осуществляться эпизодически. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность сотрудников, на качество их профессиональной деятельности.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой участников в процессе взаимодействия, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием “психологическая атмосфера”. В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы оказывает влияние на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат.

1.2 Психологический климат на уроке

Педагогическая  деятельность, как известно, может  осуществляться в самых разных формах, но особо важное место среди них занимает урок.
Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
В настоящее  время совершенствование урока  обуславливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели.
Гуманное проявление современного урока можно наблюдать  в самом его начале: учитель  обращается к учащимся с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель должен с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
Проанализировав различную методическую литературу, можно сказать, что особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, не только индивидуальному, но и совместному решению проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.
Самым важным на всех этапах современного урока являются ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический  климат урока, который проявляется  в эмоционально-психологическом  настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. А.С. Макаренко  понимал психологический климат как «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
• Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
• Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
• Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
• Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
• Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Различные исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.
Этот аспект обучения самый сложный и требует  от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься  в позиции  обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».       
Одним из важнейших  аспектов является психологический  комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления  учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия  творческих возможностей каждого ребенка.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала  школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата  является важной задачей педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Необходимо  помнить, что благоприятный климат на уроке зависит от очень разных значительных факторов. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
 Выделяется  ряд факторов, способствующих благоприятному  психологическому климату:
    Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                 
    Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
    Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке. Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.
    Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А. В. Макаренко)
    Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В. С. Сухолинский.)
    Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
    Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
    Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
    Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
    Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
    Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
    Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
    Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
    Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
    Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Доброжелательная  обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, который стремится к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует  на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании  урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:
1. Личностный:
• побуждение учащихся к самоанализу;
• применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
• применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
• использование ошибок как обучающих моментов.
2. Мотивационный:
• использование проблемных заданий;
• использование творческих заданий.
3. Психосберегающий:
• создание эмоционально-положительного фона урока;
• использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный, кинестетический).
4. Технологический  (формирующий регуляторную составляющую  учебной деятельности):
• навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
• способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
• способность выбирать адекватный способ действия;
• умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
• умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
• умение давать самооценку.

1.3 Особенности психологического климата на уроке информатики

При подготовке к урокам важно продумать их структуру, какими видами деятельности займутся дети. Урок информатики в этом смысле имеет свою специфику: школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности. 
Важным при  создании структуры является выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным. Работа с компьютером, изучение информатики не оставляют детей равнодушными. В результате появляются стихи, загадки, ребусы, кроссворды. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Об этом говорил еще К.Д. Ушинский: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью»
Для обеспечения  активной деятельности на уроках мы используем работу в группах, парах. Класс (12–15 человек) делится на группы по 4–5 человек, каждая группа получает задание, которое выполняет коллективно в течение 5–7 минут. Все учащиеся получают оценки за совместное выполнение задания, при этом учитывается не только качество выполнения, но и умение работать в коллективе.
Эффективна  работа учащихся в парах, когда они составляют программу. При такой форме работы у ребят увеличивается количество шансов выполнить работу успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.
 На уроках информатики ученики могут выступать в роли консультантов. Дети, которые быстрее и успешнее других справляются с полученными заданиями, помогают одноклассникам. Это неоценимая помощь для учителя, так как он не может применить индивидуальный подход к 3–4 ученикам, которые одновременно нуждаются в его помощи, работая каждый за своим компьютером.
Пока учитель  консультирует одного ребенка, другие ученики – консультанты – помогают одноклассникам. Отстающие ученики  с удовольствием принимают такую  помощь, а ученик-консультант, сменив вид деятельности, может испытать радость от того, что помог другому, что его знания кому-то пригодились. Ну, конечно, и те и другие ребята уходят с урока с положительными оценками, к которым добавляется еще и словесное одобрение учителя.
В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
   1. Проектирование  развития учащихся в пределах  изучения конкретного учебного  предмета и конкретного урока;
   2. Учет в целевой  установке урока психологической  задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
   3. Предусмотрение  отдельных средств психолого-педагогического  воздействия методических приемов,  обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
   1. Определение содержания  и структуры урока в соответствии  с принципами развивающего обучения:
      - соотношение  нагрузки на память учащихся  и их мышление;
      - определение  объема воспроизводящей и творческой  деятельности учащихся;
      - планирование  усвоения знаний в готовом  виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
      - выполнение  учителем и учащимися проблемно-эвристического  обучения (кто ставит проблему, формулирует  ее, кто решает);
      - учет контроля, анализа и оценки деятельности  школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
      - соотношение  побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные  чувства в связи с проделанной  работой, установки, стимулирующие  интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
   2. Особенности самоорганизации  учителя:
      - подготовленность  к уроку и главное - осознание  психологической цели, внутренняя  готовность к ее осуществлению;
      - рабочее  самочувствие в начале урока  и в его ходе (собранность, сонастроенность  с темой и психологической  целью урока, энергичность, настойчивость  в осуществлении поставленной  цели, оптимистический подход ко  всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
      - педагогический  такт (случаи проявления);
      - психологический климат на уроке  (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт  и др.).
 

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ

2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата

Знание о различных способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Каждый класс –  потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс реально существующий и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства  общности, чувства «мы – коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособления его в классном коллективе. Сформированный коллектив класса представляет собой одно из условий создания благоприятного психологического климата на уроке.
Сплоченность коллектива - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.
Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Формирование  и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.
Формирование  хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов  на психологический климат в детском  коллективе, относятся следующие:
    личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
    профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
    ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Доброжелательная  обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Одним из важных качеств учителя является педагогический стиль руководства. В наши дни выделяют много стилей педагогического руководства, но остановимся на основных.
1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная  тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов класса и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются учителем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При авторитарном стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Либеральный.  Главной особенностью либерального  стиля руководства по сути дела является самоустранение учителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Либеральный стиль является наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации – наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При либеральном стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3.Демократический.  Что касается демократического  стиля, то здесь в первую  очередь оцениваются факты, а  не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В резу
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.