Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Традиционные и альтернативные методики преподавания: компаративный анализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В настоящее время, как  в средней, так и в высшей школе  сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному  индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального  запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся  в постиндустриальном информатизированном  обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации  образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную  стратегию.
Как показывают исследования, психологически наиболее сложным в  переходе от традиционного к инновационному обучению оказывается процесс освоения преподавателями нового типа управления – системного управления целостной  ситуацией, предполагающей, прежде всего изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации. Переход от директивного, административно-командного управления отдельными аспектами учения к организации целостной ситуации во всей полноте ее параметров, в режиме совместной деятельности, а затем и партнерства с участниками не может происходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание еще на студенческой скамье самих организаторов образования – преподавателей.
Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы  формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения  этих теорий в педагогической практике.
Целью курсовой является описание основных традиционных альтернативных методик, а также компаративный  анализ.
Раздел I:Общее понятие о методах обучения     
 Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования  явлений природы и общественной  жизни, прием, способ или образ  действия.  
      В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. [9,7-10] 
      Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности. 
      В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод— объективно возникшая субстанция; 2) метод — личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения.  
     Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания. 
      Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.  
      История развития методов обучения получила свое начало в древности, первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. 
      Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость, как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их. 
      В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни — видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации. [8,15-18]

      Выбор методов обучения


 
      Подготовка к  уроку и его проведение —  это целая наука, в содержании  которой есть свое место методам  обучения, их многообразию, возможностям  их совершенствования. Выбор методов  обучения — дело сложное, связанное  с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий,  причин, обстоятельств и т.д. Выбор  определяется целями и задачами  всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие  и воспитание, в русле современных  положений дидактики. 
      На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие: 
       1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:
- особенности методики конкретной  учебной дисциплины, ее специфики  требований к отбору определяемых  общедидактических методов; 
 - цели и задачи содержания проводимого урока; 
 - время на изучение программного материала; 
 - материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.); 
 - средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);   
- объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность. 
       2. Уровень сформированности мотивации учения: 
      - степень развитости познавательной активности и интереса к учению; 
      - уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность); 
      - особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт. 
            3. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности. 
      Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока. 
      Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.      
По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое  мышление начинает доминировать над  логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. [8,35-37]      
 
 
 
Глава II: Традиционные методики обучения
2.1. Словесные методы  обучения
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и  др. В процессе их разъяснения преподаватель  посредством слова излагает, объясняет  учебный материал, а обучаемые  посредством слушания, запоминания  и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Возможно несколько видов  рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено  другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется  относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий  вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и  убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация  внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный  способ, хотя не слишком усовершенствованные  речевые данные компьютера могут  влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и  иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.[7,56-61]
Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение  длительного времени, активизации  мышления слушателей, приемы обеспечения  логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и  др.
Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически  стройное и последовательное изложение  одного за другим всех пунктов плана  с резюме и выводами после каждого  из них и логическими связями  при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.
Подобным методом легче  всего пользоваться с помощью  аудио кассет, а также с помощью  видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.
Беседа. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих  и др.) приемы обсуждения ответов  и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов  из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление  темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные  вопросы становятся недоступными для  обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных  ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования  в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.[8,62-65]
В то же время возможны и  весьма желательны при достаточной  подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные  ответы на проблемные задачи. Подобные методы обучения в данном случае могут  представлять только достаточно активную переписку преподавателя с обучаемыми. Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые обучаемые просто нуждаются в подобных методах обучения.
 
2.2. Наглядные методы  обучения
Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Особенностью наглядных  методов обучения является то, что  они обязательно предлагаются, в  той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь  слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и  второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться  с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:
- при посредстве слова  преподаватель руководит наблюдением,  которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях обучаемые  извлекают из самого наглядного  объекта в процессе наблюдений;
- при посредстве слова  преподаватель на основании осуществленного  обучаемыми наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся  у них знаний ведет обучаемых  к осмыслению таких связей  в явлениях, которые не могут  быть высмотрены в процессе  восприятия;
- сведения об облике  объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях  обучаемые получают из словесных  сообщений педагога, а наглядные  средства служат подтверждением  или конкретизацией словесных  сообщений;
- отправляясь от осуществляемого  обучаемым наблюдения наглядного  объекта, педагог сообщает о  таких связях между явлениями,  которые непосредственно не воспринимаются  учащимися, либо делает вывод,  объединяет, обобщает отдельные  данные.[7,63-65]
Таким образом, существуют разнообразные  формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных  средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.
 
2.3. Практические  методы обучения
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
К практическим методам относятся  письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.
К практическим методам относятся  также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.
Практические методы применяются  в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так  как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ  иллюстраций обычно сопровождают и  сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.[6,60-61]

2.4. Самостоятельная работа студентов

 
  Самостоятельная работа студентов  - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.  
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.[8,39]
 Предметно и содержательно  самостоятельная работа студентов  определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных  дисциплин, содержанием учебников,  учебных пособий и методических  руководств.  
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
- самоконтроль и самооценка студента;
- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
 Способы самостоятельной работы  студентов данной специальности  (специализации) должны быть установлены  рабочими программами каждой  из учебных дисциплин, входящих  в соответствующую профессиональную  образовательную программу. 
Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях - по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.  
Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента:
- индивидуальным рабочим методом при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;
- информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
- методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);
- контролирующими материалами (тесты);
- материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);
- временными ресурсами;
- консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т.д.);
- возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки);
- возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).[5,83-86]
 
2.5. Семинарские  занятия
Семинарские занятия как  форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.
В современной ВШ семинар  является одним из основных видов  практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:
- развитие творческого  профессионального мышления;
- познавательная мотивация; 
- профессиональное использование  знаний в учебных условиях:
а) овладение языком соответствующей  науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и  навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания  своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и  такие частные задачи, как:
- повторение и закрепление  знаний;
- контроль;
- педагогическое общение. 
В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:
1. Просеминар.
2. Собственно семинар. 
3. Спецсеминар.
Просеминар - занятие, готовящее  к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый  материал, максимально его синтезировать  и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует  обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку  материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению  научных проблем, которые развиваются  именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в  просеминаре - подготовка рефератов  на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара  с заключением руководителя.
Более серьезные учебные  и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.
В ВШ практикуется 3 типа семинаров:
1. Семинар, имеющий основной  целью углубленное изучение определенного  систематического курса и тематически  прочно связанный с ним. 
2. Семинар, предназначенный  для основательной проработки  отдельных наиболее важных и  типичных в методологическом  отношении тем курса или даже  одной темы.
3. Семинар исследовательского  типа с тематикой по отдельным  частным проблемам науки для  углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее  известному плану; б) небольшие доклады  студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.
Выступления в беседе - уже  краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.
Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские  занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает  в систематическую научную работу дружного коллектива.
Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют  студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с  простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель  дает установку на прослушивание  или акцентирует внимание студентов  на оценке и обсуждении в зависимости  от тематики и ситуации.
Учитывая характерологические  качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
В организации семинарских  занятий реализуется принцип  совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а  предполагает коллективные усилия. Поэтому  семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее  подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск  ответов учебной группой, возможность  раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Спецсеминар.
Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к  спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.
На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
1) узловые темы курса,  усвоение которых определяет  качество профессиональной подготовки;
2) вопросы, наиболее трудные  для понимания и усвоения. Их  обсуждение следует проводить  в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие  каждого студента.[3,37-45]
 
 
 
 
 
 
 
Раздел III: Альтернативные методы обучения
3.1. Метод дискуссии
Дискуссия – это метод  обсуждения и разрешения спорных  вопросов. В настоящее время она  является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей  инициативность учащихся, развитие рефлексивного  мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек  зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это  целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых  в школе и классе и проблем  самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны  ответ на стоящий вопрос. Результатом  ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важность регулярного  использования дискуссии на учебных  занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности  их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать  и выучить материал, но и обязательно  обсудить его с другим человеком.
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Признаки дискуссии:
- работа группы лиц,  выступающих обычно в ролях  ведущего и участников;
- соответствующая организация  места и времени работы;
- процесс общения протекает  как взаимодействие участников;
- взаимодействие включает  высказывания, выслушивание, а также  использование невербальных выразительных  средств; 
- направленность на достижение  учебных целей. 
Взаимодействие в учебной  дискуссии строится не просто на поочередных  высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации  участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю  для углубленного и разностороннего  обсуждения самих идей, точек з
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.