Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "История государства и права России"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
История суда
 
Вопросы к зачету
Судебная система  Древнерусского государства 
Судебный процесс  по «Русской правде».
Система доказательств  по «Русской Правде» 
Церковная юрисдикция. Княжеские церковные уставы
Судебная система  в период феодальной раздробленности
Судопроизводство  по Псковской Судной Грамоте
Формы судебного  процесса по Судебникам 1497 г. и 1550 г.
Система доказательств  по Судебнику 1497 г.
Соборное  Уложение   1649
Эволюция судебного  процесса в период преобразований Петра 1
Система судебных органов. Сенат. Юстиц коллегия. Надворные и нижние суды
Реформирование  судебных органов в 1722 г. Итоги судебных преобразований и их непоследовательность
Создание сословной  судебной системы. Губернские и уездные  суды. Совестный суд
Судебная реформа 1864 г
Предпосылки судебной реформы 1864 г.
Мировой суд  по Судебному уставу  1864 г.  Съезд  мировых судей как апелляционная  инстанция
Специфика организации  мировой юстиции в России.
Система общих  судов 1864 г
Суд присяжных  по Судебным уставам 1864 г.
Адвокатура  по судебным уставам 1864 г.
Прокуратура по Судебным Уставам 1864 г.
Итоги судебной реформы 1864 г. Изменения в судебной системе в результате контрреформ 70-х – 80-х гг.
Либерализация судебного процесса в конце 19 в.
Становление советской  судебной системы. Декреты о суде № 1, 2, 3.
Местные (общие) суды
Революционные трибуналы
Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг.
Создание единой судебной системы. Положение о судоустройстве  1922 г.
Система народных судов
Прокуратура, Положение  о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.
Влияние процесса формирования командно-административной системы на судебные органы и органы Прокуратуры
Конституция  СССР 1936 г. /Закон о Судоустройстве СССР 1938 г.
Политические  процессы 30-х гг. («двойки», «тройки», органы НКВД).
Особенности советского судоустройства в условиях ВОВ (1941 – 1945 гг.)
Система военной  юстиции. Военные трибуналы 
Упразднение внесудебных  органов репрессий. Ликвидация военных  трибуналов. Деятельность судебных органов  в условиях мирного времени
Реформирование  судебной системы в конце 50-х – 60-х гг.
Изменение судебной системы Основы законодательства о  судоустройстве Союза ССР, 1957 г. и  Закона о Судоустройстве 1960 г.
Конституция 1977 г. и её влияние на судебную систему.
Верховный суд  СССР: по Конституции 1977 г. и закону «О Верховном Суде СССР» 1979 г.
Правовые основы деятельности Прокуратуры. Конституция  СССР 1977 г. Закон «О Прокуратуре СССР» 1979 г. Расширение сферы применения прокурорского  надзора.
Цели и задачи адвокатуры в соответствии с Законом  «Об адвокатуре СССР». Коллегии адвокатов
Судебно-правовая реформа, её предпосылки, основные направления  и результаты.
Конституция РФ 1993 г.
система судебных органов 
ФКС«О Конституционном  суде РФ», общая хар-ка. 21.07 1994 № 1
ФКЗ - 1 от 2011"О  судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Арбитражный суд  РФ. ФКЗ «Об арбитражном Суде РФ» 1995 г. 
 
Ответы:
 
    Судебная система Древнерусского государства Обычай, договор, судебные прецеденты. Суд был в руках старейшин родов и племен, позже такое право отдано князьям. Потребность в разрешении споров возникла чтобы исключить самосуд и кровную месть. Местом суда был двор княжеский. Уголовные дела разрешались вирниками, каждый судья имел помощника или отрока, писца. Они брали от граждан пошлину с каждого дела.
 «Закон Русский», слова: вина, казнь, закон, поклон, убийство, убой, татьба. Зарождался принцип территориальности рассмотрения дел.
Христианство  сильно повлияло на правосудие в соответствии с заповедями «Возлюби врага своего».
Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных» - не вмешиваться в дела церковного суда; не начинать рассмотрение дел компетенции княжеских судей без присутствия наместника владыки,
Уставная  грамота князя Ростислава Мстиславовича  выделяет самовольные разводы, двоеженство, браки среди близких родственников, похищение невесты, предположительно оскорбление женщин словом и действием, применение трав и лекарств для совершения убийства, тяжбы и споры между церковнослужителями и дела о наследстве, связанные с представителями церкви.
Устав новгородского князя Святослава Ольговича о церковной десятине- разграничение юрисдикции между князем и боярскими органами власти.
Новгородский  устав великого князя Всеволода  о церковных судах, людях и  мерилах торговых устанавливался особый порядок наследования сыновей и дочерей.
Новгородская  ссудная грамота «О суде и закладе - Судебными функциями в республике обладали все органы  власти и управления: вече, архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, сотский и староста. Должностными лицами, участвовавшими в подготовке и рассмотрении дел были дьяки, приставы, позовники, писцы.
Двинская  уставная грамота указывала на то, что великий князь Московского княжества может назначать наместников в Двинскую землю не только из московских, но и двинских бояр. Подчеркивается, что наместники совместно с сотскими управляли данной территорией и обеспечивали на ней судопроизводство. Впервые указывается на клеймение воров.
 
    Судебный процесс по «Русской правде». Судебные организации отсутствовали. Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Черты: = сторон при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, Судебный процесс как для гражданских, так и для уголовных дел единый. Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, факт совершения преступления.
Краткая редакция состояла из Правды Ярослава (Древнейшая Правда), Правды Ярославичей  и 2 отдельных установлений: Покон  вирный и Урок мостникам.
Пространная редакция РП:  Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.
Система судоустройства: суд князя, церковные и вотчинные суды.
Судебный  процесс был устным, гласным, состязательным и начинался по инициативе истца  на = правах с ответчиком. 3 стадии «заклич», «свод» и «гонение следа». Свод - отыскание истцом надлежащего ответчика посредством заклича (объявление на торгу в течение 3-х дней о пропаже вещи, далее возврат вещи и штраф). Купивший вещь законно ведет к своему продавцу до 3-го свода и тот рассчитывается за вещь и уже сам далее ведет свод) и присяги (2 свидетеля того, что вещь была куплена законно). Гонение следа до места, где найдена вещь, тот и преступник, если не докажет иное.
 
       Система доказательств по «Русской Правде» - «ордалии», присяга и жребий. Присяга — «рота» - подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. Внешние признаки и вещественные доказательства. Собственное признание; Свидетельские показания д были полностью совпадать с показаниями стороны защиту кот они свидетельств, в противном случае они не признавались таковыми. 2 категории свидетелей. Видоки — это очевидцы, свидетели события. Послухи —  лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Ордалии — испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, испытание водой - путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело. На судебный поединок вызывались равные, Равенство оружия (меч или дубина), время и место в присутствии чиновников суда. Победитель признается правым. Добавились новые – судебн поединок и письменные записи и доски. Доказательства различались от хар-ра и специфики дел. Институт суд представительства
 
    Церковная юрисдикция. Княжеские церковные уставы - суд по семейным и брачным отношениям. Бракоразводные дела, дела между родителями и детьми, о наследстве и опеке, о духовных завещаниях и  разделе наследуемого имущества, о преступлениях против нравственности и церкви, дела между священнослужителями и церковными учреждениями. Рассматривались дела светских людей и опущенных на волю холопов, преступления, связанные с “грехом” - внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте. 3 судебных права: судебная власть над всем христианским населением Руси; право суда над некоторыми группами этого населения (церковные люди независимо от территории, над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций. Люди, лишенные средств существования вследствие своих физических данных, защита обиженных и угнетенных. Исключительно церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью. Церковные суды рассматривали дела в отношении всех посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение церковных зданий и религиозной символики).
 
    Судебная система в период феодальной раздробленности. 3 стадии процесса: установление сторон, производство суда, исполнение решения. Стороны: истцы, поперники, сутяжники. Каждый свободный должен был судиться “судом равных”. Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля – суд Королевская курия. Сеньор председательствовал, наблюдая за правильностью судопроизводства, судили вассалы, равные по рангу подсудимому. (“частные войны”). Суд равных” должен был действовать и в отношении всех остальных непривилегированных горожан. Несвободное население судились их сеньорами или их министериалами - сеньориальная юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть в соответствии с условиями феодального договора. Сеньоры высших рангов имели большую судебную власть (“высшую юстицию”) -  рассмотрение дел и вынесение приговоров по преступлениям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги и т. п.). Сеньоры “низшей юстицией” - преступления, кроме наказываемых смертной казнью. Исключение составлял разбой - вооруженные выступления крестьян, доведенных до отчаяния произволом сеньоров.
 
    Судопроизводство по Псковской Судной Грамоте: суд князя только вместе с посадником, а посадник осуществлял суд вместе с княжеским наместником, которому предоставлялось право пересмотра дела. На тысяцкого возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов, Споры купцов, ремесленников рассматривали кооперативные общественные суды — суды старост и братчины. Князь приглашался новгородским вече для управления высшей судебной и военной властью, скреплял сделки, утверждал в правах, передавал собранную дань в Орду, Договорная грамота (правовой статус князя, права и обяз с целью не допустить увел полномочий в 1 руках. Боярский совет и вече избирали князя. суд выборных судей, суд владычного наместника, суда вече или народный суд - рассматривались дела затрагивающ интересы всех жителей Пскова и суда братчины - сословно-купеческий орган- споры по торг делам. Приговор был окончательным и апелляции не подлежал. Судей приводили к присяге. Разграничивались духовные и светские суды, дела, находившиеся в компетенции суда князя, не подлежали рассмотрению или пересмотру в духовных или других судах. Появилась процедура вызова в суд по повестке («позывнице») или при помощи судебного исполнителя («позывника»).
Виды доказательств: судебный поединок («поле»), письменные доказательства («доски» и «записи»). Суд ф-ции мог осущ боярский совет кот оказывал огромное влияние на общ-но-политич жизнь. суд архиепископа - совестные дела -Преступл против церкви и религии, нравственности и семьи, бракоразводные дела. Архиепископ осущ суд над представителями духовенства и участвов в светском суде при рассмотрен дел в наиб опасных преступлениях. Вотчинный суд. Особенности судопроизводства: четкое определение подсудности,- возрастала роль суда - каждое дело решенное явл окончательным и пересмотру не подлежало.
Признавая неприкосновенность суда ПССГ требовала чтобы судьи  были правдивы и беспристрастны и  обеспечение этого при вступлении в должность  посадник д был  присягнуть в том что будет  осущ-ть суд справедливо и беспристрастно, не будет пользов правом суда в целях личной мести, решать дела по дружбе, правого не обидит, виновного не оправдает. Порядок судопроизводства. Суд начинается по основаниям иска частного лица или гос органа. Позовник отправлялся к месту ответчика и публично объявить о вызове в суд в присутств священника, ответчика, кот после прочтения повестки д был определить что явиться в указанное время. Особо отмечалось что позовник не д был оказывать физическое воздействие но и ответчик не должен оказывать сопротивление в случае если ответчик скрывался от суда  =выдавалась бессудная правовая грамота без суда ответчик признавался виновным а истец утверждался в своем иске и признавался правовым. Суд был состязательным. сторонам предлагалось нанять рассказчиков, которые пытались помирить истца и ответчика в досудебном порядке. Если примирение было достигнуто, выдавались судебные грамоты, которые обжалованию не подлежали и решение считалось окончательным. Если одна из сторон не согласилась на судебное примирение, созывался суд. Присутствовавший на суде приказчик «целовал крест» точно исполнять решение суда. Судебные издержки и пошлины оплачивала проигравшая сторона, которая могла обжаловать это решение в церковном суде.
 
    Формы судебного процесса по Судебникам 1497 г. и 1550 г.
Судебник 1497 года создан на основании РП, ПСГ, законодательства московских князей с целью закрепить новые общественные порядки, Правосудие осуществлялось членами Боярской думы, К суду допускались дьяки для беспристрастности. Деятельность суда была представлена наместниками и волостелями, их поверенными. В состав судебной коллегии входили представители местного населения. Это выборные «лучшие люди». Установлено преимущество светского суда над церковным.
Стороны процесса истец и ответчик. Определяется порядок оформления и выдачи судебных актов (протоколы, решения, отпускные грамоты), апелляционный пересмотр. Имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Против личности: убийство, оскорбление действием или словом. Смертная казнь. Лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка).
В 1550 году был принят новый Судебник – Царский судебник-об ответственности наместников за причиненный ими вред, ограничении их прав. От суда наместников освобождались дворяне и служилые люди, регламентировалось положение кабальных людей. Появлением новой формы судопроизводства – розыска Главным способом выяснения истины была пытка. При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшееся челобитной в устной форме. По получению челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу выдавалась бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела. Изменилась система доказательств. Доказательством признавалось и “поле” – судебный поединок. Стороны облагались различными пошлинами. Так, по Судебнику нужно было платить судье-боярину 6% от цены иска, 4 копейки с рубля дьяку. Существовали специальные полевые пошлины.
 
8.Система  доказательств по Судебнику 1497 г. Все свидетели именовались послухами. В качестве доказательств допускались разного рода документы. Доказательством по-прежнему считалась присяга, признавалось также «поле» – судебный поединок. Собственное признание обвиняемого, свидетель доброй славы обвиняемого, очевидец (свидетель). Поединок («поле») остается доказательством при недостаточности других, проигравшие, уклонившиеся или сбежавшие признаются побежденными.
 
10. Соборное  Уложение   1649 Источниками при составлении Уложения были: «Правила святых Апостолов» и святых Отцов»; византийское законодательство; старые судебники и уставы прежних государей российских; Стоглав; боярские приговоры; Литовский статут 1588 г. Царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. СУ 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, или в 5 групп, соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах. На первом месте - преступления против церкви. На втором- измена, посягательство на жизнь и здоровье царя. Воинские, имущественные, против личности. Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований. Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» и «вина. В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.
 
11.Эволюция  судебного процесса в период преобразований Петра 1. Указ «О единонаследии» - вся земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной из дочерей, цель  -  избежать дробления земельных владений, недвижимое имущество. Неотделенность судебной власти от административной; множественность судебных учреждений и отсутствие иерархической судебной системы; коллегиальный характер судебных учреждений; сословный характер судебных учреждений; надзор за судебными учреждениями со стороны фискалов и прокуроров; высшая судебная власть принадлежала монарху. В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». В крестьянстве выделились следующие группы: (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.); – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.); третья  – все остальное городское население. Сенат был органом, обладающим совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения, носящие характер закона и обязательные к исполнению Недвижимое имущество закладывать и продавать запрещалось. Только «по нужде» и с уплатой высокой пошлины.
 
12. Система судебных органов. Сенат. Юстиц коллегия. Надворные и нижние суды. Чтобы освободить государя от разбора судебных дел Петр 1 в 1711 году создал Сенат - высший коллегиальный гос орган, обладавший законодательно-распорядительными, судебными, надзорными, финансовыми и др функциями. Состав: 9 сенаторов назначались царем, президент. Возглавлял обер-прокурор. Образована Расправная палата, куда входили судьи расправных дел - переименована в Юстиц-коллегию. Расправная палата ежемесячно докладывала Сенату, который утверждал либо пересматривал приговоры. Подавать жалобы на решения Сената было запрещено под угрозой смерти.
Юстиц-коллегия - судебный и административный орган, которая приняла дела Поместного, сыскного, земского, судных приказов. Была апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам для губернских и надворных судов и руководила их деятельностью. Вотчинная коллегия- земельные споры и между дворянами. Синод- высший орган церковного управления с судебными полномочиями. Кража церковного имущества, богохульство, раскольничество, колдовство, бракоразводные, должностные преступления духовных лиц. Военная коллегия. Тайна канцелярия - непристойные выражения об особе государя и государевых деятелей, непочтение царской фамилии, самозванстве, несоблюдение молебнов в царские дни, об измене, казнокрадстве, взяточничестве чиновников. В 1719 году созданы нижние городские, провинциальные  и надворные суды. Нижние  рассматривали уголовные дела дворян и крестьян и гражданско-правовые споры между дворянами. Надворные суды имели коллегиальное устройство. Апелляционная инстанция для них- Юстиц-коллегия. Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе,в его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, Петр 1 учредил при Сенате должность генерального ревизора, или надзирателя указов. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Судебные коллегии состояли из общего собрания и канцелярии. В коллегию входили назначенный царем президент, вице-президент, назначенный Сенатом, 4 советника и 4 асессора. Решения принимались большинством голосов. В канцелярию входили руководитель, нотариус (протоколист), регистратор, хранитель бумаг, переводчик, канцеляристы, копиисты. Каждое заседание сопровождалось протоколом, телесные наказания приводились в исполнение тут же. Мануфактур-коллегия рассматривала преступления, совершенные подчиненными ей членами цехов и фабричными рабочими. Камер-коллегии - против интересов казны. Коммерц-коллегии- споры с участием иностранных купцов, торговые и вексельные дела. Надворному суду подчинялись нижние суды, которые рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, тяжкие уголовные дела совершенные крестьянами. По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и главный магистрат. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или тайной канцелярией.
 
 
13.Реформирование  судебных органов в 1722 г. Итоги  судебных преобразований и их  непоследовательность.
Судебная реформа  также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу. Нижние суды были упразднены. Новые провинциальные суды состояли из воеводы и 1-2 асессоров. Высшей инстанцией для провинциальных судов выступали сохранившиеся надворные суды, кроме того им принадлежало исключительное право выносить приговор по делам о преступлениях за совершение которых предусматривалось смертная казнь или ссылка на каторгу.
Кроме гражданских  судов был создан военный суд  который состоял из 2 инстанций: Высший военный суд разбирал  дела высших воинских чинов, преступления целых  воинских частей, дела о государственных  преступлениях совершенных военнослужащим, являлся аппеляционной инстанцией по отношению к полковому военному суду. В каждом суде был аудитор который следил за правильным ведением процесса и за законностью судебных решений. Все дела рассмотренные в Высшем военном суде и принятые по данным делам решения вносились на утверждение в военную коллегию. Создание коллегиальных судебных органов.
 
14.Создание  сословной судебной системы. Губернские  и уездные суды. Совестный суд. Учреждены сословные суды для дворян, для городских жителей, гос крестьян. В каждом уезде для дворян создавался уездный суд: уездный судья+ 2 заседат кот избир дворянством на 2 года.
Аппеляционной и ревизионной инстанцией для  дворянских уездных судов являлся  верхний земский суд который  создавался один на губернию, состоял  из двух департаментов по уголовным и гражданским делам. В состав входили: 1 и 2 председатели – назначались монархом, 10 заседателей избирались дворянством на 3 года.
Городские суды. Низшей инстанцией для городских  жителей являлись городские магистраты. Его решение могло быть обжаловано в главный магистрат.
Суд над государственным  крестьянами в уезде по уголовным  и гражданским делам осуществляла нижняя расправа, решения которой  могли быть обжалованы в верхнюю  расправу в течении одной недели с внесением суммы 25 рублей. В  случае если приговор оставался без изменения данная сумма возврату не подлежала.
В каждой губернии учреждался совестный суд, который  разбирал гражданские дела в примирительном порядке, уголовные дела малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и  другие аналогичные. В качестве аппеляционной и ревизионной инстанции были созданы 2 палаты уголовного и гражданского суда, подача жалобы 100 рублей.
За сенатом  сохранились функции высшего  судебного учреждения.
Совестный суд  должен был прежде всего стараться  мирить тяжущихся. Для управления учебными заведениями, богадельнями, сиротскими домами и другими благотворительными местами учрежден был приказ общественного призрения.
Со 2-ой половины 17 века усиливается роль следственного  процесса и наибольшее распространение  получает инквизиционною розыскная форма процесса. Устанавливала общие принципы розыскного процесса.Закреплялась система судебных органов, состав и порядок формирования суда.Давалось определение судебного процесса.Определялась система доказательств.Устанавливался порядок составления оглашения и обжалования приговора.Четко определялась подсудность, дела касающиеся военных рассматривались военным судом, граждан – гражданским судом.Процесс носил ярко выраженный розыскной характер.Ведущая роль в процессе у суда.Судебное представительство допускалось в строго ограниченных случаях и только по гражданским делам.Процесс делился на 3 стадии: 1-ая стадия начиналось оповещением о явки в суд заинтересованных лиц, выяснялись претензии истца и объяснения ответчиков которые давались в письменном виде; 2 стадия начиналась с анализа доказательств после исследования которых суд переходил к вынесению приговора. При отсутствии единогласия приговор выносился большинством голосов, при равенстве голосов председатель обладал правом решающего голоса. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии истца и ответчика оглашал приговор. 3 стадия на приговор нижнего суда можно было подавать жалобу в верхней суд.
В качестве доказательств  предусматривалось собственное признание которое считалось лучшим доказательством и для получения которого часто применялась пытка. Вещественные доказательства, свидетельские показания. При этом законодатель обозначил ряд лиц которые не могли выступать в качестве свидетеля: клятва преступники, лица отлученные от церкви, лица изгнанные из государства, лица обвиненные в воровстве, убийстве, прелюбодеянии, лица моложе 15 лет, лица враждебно относящиеся к одной из сторон, родственники или лица находящиеся в материальной зависимости от истца или ответчика, лица знающие о деле со слов от других лиц, иностранцы. Свидетеля мог допрашивать только судья, только в суде. Исключения составляли: знатные особы, жены дворян и немощные, они могли давать свидетельские показания дома.
 
    Судебная реформа 1864 г. Александра II — реформа судопроизводства,. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей.
Суд присяжных выносил  вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей.
Председатели и члены  окружных судов и судебные следователи  должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил только суд.
Дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов.
Были  созданы две системы судов — мировые и общие.
Мировые суды рассматривали  мелкие уголовные и гражданские  дела. Создавались мировые суды в  городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся  на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената.
Система общих  судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника.
Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом  судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.
При окружных судах  и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах — совет присяжных поверенных. Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде — прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате — прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).
Преступления:
государственные (восстание против власти, посягательство на жизнь и здоровье царя, измена: лишение всех прав и смертная казнь),
 против религии (святотатство, совращение в нехристианскую веру, нарушение службы в церкви: лишение всех прав и каторга),
против  порядка управления (злоупотребление властью, разглашение служебных тайн, подделка документов, вынесение неправосудного приговора или решения, казнокрадство, причинение ущерба казне, подделка ценных бумаг и знаков, неповиновение власти),
против личности (выделялось квалифицированное увечья, истязания, побои, истязания, расстройства здоровья, убийство (родителей, родственников, начальника, господина и членов его семьи, мастера, священнослужителя: тюрьма, лишение всех прав и каторга );
имущественные (завладение чужим имуществом, уничтожение межевых знаков, разбой, грабеж, воровство, истребление или повреждение чужого имущества, поджег: каторга, исправительные работы, тюремное заключение);
против  семьи (незаконное вступление в брак, насильственный или обманный брак, многобрачие, прелюбодеяние: каторга, исправительные работы)
Принципы  судоустройства:
    осуществление правосудия только судом;
    независимость судов и судей;
    отделение судебной власти от обвинительной и от администрации;
    не сменяемость судей;
    бессословность суда (равенство всех перед судом);
    гласность судопроизводства;
    состязательность;
    самостоятельность судей;
    устность судопроизводства.
Началом практической реализации судебной реформы принято  считать учреждение окружных судов. Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.
После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью создан "негласный комитет. Введены новые органы управления — министерства: иностранных дел, военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др.
В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, предлагал ввести принцип разделения властей, предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет.
Государственный совет был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г.
На деле, вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества  и самодержавия.
 
    Предпосылки судебной реформы 1864 г.
 
Систему усовершенствования судебной системы предложил М.М. Сперанский в 1803 году во «Введении к Уложению государственных законов». Он предложил отделение судебной власти, разграничении исков и стадий судопроизводства, подготовку кадров для судебной системы, упрощение формы судопроизводства
«Основные положения преобразования судебной части в России» в 1862 году состоящие из 3 частей: судоустройство, гражданское, уголовное судопроизводство. В них зафиксированы основные институты: отделение суда от администрации, выборный мировой всесословный суд, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности в процессе, прокуратура становилась стороной в процессе.
 
19 Мировой суд по Судебному уставу  1864 г.  Съезд мировых судей как апелляционная инстанция.
 
Мировые суды создавались с целью разгрузить общие суды от малозначительных дел. Судьи избирались органами местного самоуправления (земскими собраниями, городскими думами) и утверждались Сенатом. Судьи избираются из местн жителей 25 лет образование соответствующие испытания избирают на три года выборы судей на уездных земских собраниях  могли только преподавать. Им должны доверять и уважать. Мировые судьи состоят по уездам и по городам а уезд с городами составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки . участковый мировой судья
Съезды собираются для окончательного решения дел. Власть судебная принадлежит мировым судьям и съездам мировых судей. Окружным судами и судебным палатам и правительствующему сенату в кач верх кассационного суда.  Участковый мировой судья отказавшийся от следующего ему по этой должности содержания получает название почетного сохраняя право заведывания участком Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом.
Мировые суды создавались в уездах и предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
Рассмотрению  мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. В отношении последних мировые  судьи разрешали иски, не превышающие  стоимости в 500 рублей. Что же касается размеров наказания за уголовные преступления, налагаемых мировыми судьями, то они ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трёх месяцев и тюремным заключением до одного года (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений).
К числу таких  особенностей мировых судебных установлений можно отнести и то, что мировые  судьи назначались по выборам, тогда  как другие чины судебного ведомства  должны были определяться от правительства. Избирались мировые судьи (участковые и почётные) на три года местными органами городского и земского самоуправления в лице уездных земских собраний и городских дум. Причём для занятия должности мирового судьи не требовались столь строгие условия в отношении юридического образования, как для членов общих судов.  Возрастной ценз составлял не менее 25 лет, а образовательный заключался в получении диплома об окончании высшего или среднего юридического учебного заведения или судебной практики в течение не менее трёх лет (ст. 19 Общих учреждений судебных установлений). Ещё одной отличительной чертой мировых судебных установлений являлось и то, что рассмотрение дел в камерах мировых судей производилось при упрощённом судопроизводстве и сокращённом делопроизводстве.
Собрание как  почётных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляло высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. Председатель съезда выбирался из мировых судей. Съезды собирались в назначенные сроки на сессии для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Дело, поступившее на рассмотрение съезда, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судей округа, могло быть обжаловано в кассационном порядке только в Сенате. При съездах мировых судей состояли секретари, а в случае надобности и их помощники, для исполнения же решений при съездах назначались особые судебные приставы
 
20.Специфика  организации мировой юстиции в России.
С целью сделать  низовое звено судебной системы  максимально доступным для широких  масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом  суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском  судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.  
 Таким образом,  мировой суд обеспечивал доступность,  простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт  не только по способу формирования  и характеру рассмотрения дел,  но и по степени приближенности к населению.
21.Система  общих судов 1864 г
окружные суды и судебные палаты. Окружным судам были подсудны для рассмотрения по первой инстанции все дела, неподсудные мировым судьям. Гражданские дела рассматривались в составе трех постоянных судей. Уголовные дела, в зависимости от характера дела, могли рассматриваться в двух составах: либо в составе трех судей, либо в составе судей окружного суда с участием присяжных заседателей (в этом составе рассматривались дела о тяжких преступлениях). Судьи окружных судов назначались царем по представлению министра юстиции.
В качестве второй инстанции для окружных судов  были учреждены судебные палаты. Они  состояли из департаментов по гражданским  и уголовным делам. Их председатели и члены также назначались царем по представлению министра юстиции. В округ судебной палаты входило несколько губерний. Палата являлась апелляционной инстанцией по пересмотру всех гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружном суде по первой инстанции без участия присяжных заседателей. Кроме того, судебные палаты рассматривали в качестве суда первой инстанции ряд дел о государственных и должностных преступлениях. В случаях рассмотрения дел по первой инстанции в судебном разбирательстве помимо «коронных судей» участвовали сословные представители.
Власть судебная принадлеж мировым судьям и съезду мировых судей. Окружным судам судебным палатам и правительствующему сенату – в кач верховного кассацион  суда для производства следствий  - судебные следователи. для определения  вины или невиновности  - присяжные заседатели
Мировым судам  подсудны – дела о менее важных преступлениях –выдают выговоры замечания ден взыскания арест  до 3 мес.
Окружному суду – дела против преступлениях и  проступках а ведомству судебной палаты – против приговоров окружного суда
 
22.Суд  присяжных по Судебным уставам  1864 г.
вопрос: "Виновен  ли подсудимый?") определила организацию  и порядок их работы. присяжным  заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для  выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них - один старший.
После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным  правила о силе приведенных доказательств, "законы о свойствах рассматриваемого преступления" и предупреждал их против "всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого". Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признавал, что "решением присяжных осужден невиновный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что "приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным".
 
23.Адвокатура  по судебным уставам 1864 г. новый специальный институт - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.
Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.
 
24.Прокуратура  по Судебным Уставам 1864 г. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости. Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни стало.
 
25.Итоги  судебной реформы 1864 г. Изменения  в судебной системе в результате  контрреформ 70-х – 80-х гг.
20 ноября 1864 года  Александром II были утверждены  четыре законодательных акта, а  именно: учреждение судебных установлений, уставы гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, а также устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В результате были провозглашены и реализованы следующие принципы судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех граждан перед судом, несменяемость судей, гласность, устность, состязательность процесса, презумпция невиновности. Таким образом, одним из результатов проведения судебной реформы 1864 года стало создание стройной системы судебных органов и вполне ясной и логичной системы инстанционного деления. Контрреформы", реакционные преобразования, проведённые в 80 — начале 90-х гг. 19 в. в России. Направлены на пересмотр буржуазного законодательства 60—70-х гг. введены "временные правила" о печати, установившие т. н. "карательную цензуру". Восстанавливались сословные принципы в начальной и средней школе, росло число церковно-приходских школ. В 1884 по новому уставу упразднена университетская автономия. Земская, городская, школьная, университетская реформы
 
26. Либерализация судебного процесса в конце 19 в.
1885 г- отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд). С1889 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В1909 г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 г. время проведенное арестованными в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войны процессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым явлением стала административная юстиция  — прототип арбитража, появление  которой было обусловлено развитием  административно-хозяйственных отношений  и связей.
 
29. Становление советской судебной системы. Декреты о суде № 1, 2, 3.
Декретом о  суде №1  создавались две системы судов - общих и особых. Декрет предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции. Новые суды должны руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами СНК, революционной совестью и революционным правосознанием. Декрет упразднял все судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные,  морские и коммерческие суды всех наименований, институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Имело место стихийное возникновение революционных судов. Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей.
Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались: местные - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; и революционные трибуналы.
Местный суд  был выборным органом, построенным  на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей. Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:  
• избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей; • гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях; • полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан; • допущение защиты со стадии предварительного следствия; • коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса; • в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.
Декрет  №2о суде создались окружные суды, а в качестве кассационной инстанции - областные суды, установлено, что  делопроизводство должно вестись на национальных языках. Округ охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе 3-х лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а так жен образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.
Окружные суды избирались Советами.  Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.
Декрет №3 о судах  поднял авторитет и роль местного суда, передав в его ведение все гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и все уголовные, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Получил право применять наказание до 5 лет. В качестве кассационной инстанции предполагалось создать временный кассационный суд в г.Москве, на который так же возлагался надзор за решениями и приговорами местных судов.
Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе: народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.); народного судьи и двух народных заседателей; народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях). Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.
 
30. Местные (общие) суды (разрешали дела по первой инстанции);
Состав местных  судов: 1) профессиональный судья; 2 народных заседателя.
Следствие по делу осуществлялось судьёй единолично, по большинству дел приговор был  окончательным, обжалованию не подлежал. Кассационной инстанцией для местных судов был уездый съезд местных судей. Для крупных городов- городской съезд судей. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке
Введен единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские  дела, за исключением контрреволюционных и особо опасных дел. Вторая инстанция- Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа (губерния).
Народные судьи  избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседатели утверждались исполкомами Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. В подборе судебных кадров строго проводился принцип, по которому судьями могли быть только трудящиеся.
Защиту, представительство  сторон в гражданском процессе и  обвинение осуществляли специальные коллегии, которые создавались при местных Советах. Члены коллегии избирались Советами и считались должностными лицами, получали зарплату.
 
31.Революционные  трибуналы. 4 мая 1918 года принят декрет о революционных трибуналах. Рассматривали уголовн дела (о мародерстве, саботаже, шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве)
При трибунале  учреждалась центральная коллегия обвинителей в составе 3-х человек  избирал ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии, поддерживали публичные дела по всем категориям дел.
Первоначально приговоры революционных трибуналов не подлежали обжалованию, однако в  случае нарушения установленных  форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора Наркомат юстиции имел право обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Смертная казнь была отменена в 1917 г. А в 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни. С этого момента по приговорам революционных трибуналов применялся расстрел  (адмирал Щастный).
Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах (по 1 на каждую губернию), а  также в городах; на крупных узловых  станциях и в промышленных центрах
 они состояли  из председателя и 2 членов, которые избирались местными Советами или исполкомами из числа ответственных политических работников. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов был учрежден кассационный трибунал при ВЦИК (в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, назначавшихся ВЦИК).
Для рассмотрения дел исключительной важности учрежден Революционный трибунал при ВЦИК, избиравшийся в составе председателя + 6 членов. Избирал ВЦИК сроком на три месяца. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же революционном трибунале, но с другим составом суда или направление его на разбирательство в другой революционный трибунал.
Он не изменял  приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог лишь Президиум ВЦИК по ходатайству Кассационного отдела.
В случае если обнаруживалось не соответствие меры наказания тяжести  содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум  ВЦИК с предложением об изменении  наказания или прекращении дела без направления на повторное  рассмотрение.
Трибуналы: общие(территориальные) по делам о контрреволюции и особо  тяжким преступлениям, военно-революционные (при реввоенсоветов армий и фронтов), военно-железнодорожные (преступления работников Ж/д, нарушение работы транспорта).
 
32.Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг. – принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению.
Сессия ВЦИК приняла "Положение о прокурорском надзоре", - ленинские принципы орг-ции и деятельности сов. Прокуратуры -гос. надзор за законностью действий всех органов власти, учреждений, орг-ций и частных лиц; возбуждение уг преследования виновных; опротестование незаконных постановлений; наблюдение за деятельностью органов дознания; поддержание обвинения на суде.
Органы прокуратуры  в соответствии с положением не подчинялись  местным советским органам, т.о. учреждениям  прокуратуры нарушался один из главных принципов построения советского государственного механизма – полновластия советов. "Положение о судоустройстве" - определяло задачи суда, его организационную структуру и осн. принципы деятельности. Положение введено на всей территории – единая судебная система: нар. суд, губернский, Верх. суд и его коллегии. Нар суд действовал в составе 1 пост нар судьи + 2-х нар заседателей. стаж ответственной политической работы в течении 2-х лет или 3-в юстиции. Нар суд являлся основным звеном судебной системы и рассматривал основную часть уголовных и гражданских дел. Губернский суд являлся кассационной инстанцией, наделялся функцией надзора за народными судами. В губернских судах разбирались дела ранее подсудные революционным трибуналам. Состав председатель, 2 заместителя председателя, 12 постоянных членов и народных заседателей. Председатель и заместители опыт работы в должности народного судьи не менее 3 лет, члены не менее 2 лет.
Верховный суд  РФССР являлся высшей судебной инстанцией, осуществлял общее руководство, направлял деятельность судов, обобщал  судебную практику, осуществлял надзорные и кассационные функции, мог выступать в качестве суда первой инстанции в исключительных случаях. Верховный суд включал: президиум, пленум, 7 коллегий (уголовным, гражданским делам, две кассационные коллегии, военная, военно-транспортная, дисциплинарная). Состав избирал ВЦИК. специальные суды: военные трибуналы-затем военные суды, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при совете труда обороны и губернских экономических совещаний.
Создание СССР повлекло некоторые изменения: был  утвержден верховный суд СССР, прокуратура.
В ходе судебной реформы были восстановлены адвокатура, прокуратура, институт судебных следователей.
При Верховном  суде СССР состоят: прокурор верховного суда и его заместитель, которые назначались ВЦИК.
адвокатура представляла собой децентрализованную, профессиональную, не государственную организацию, поставленную под контроль исполнительных органов  советской власти, сложнейшей задачей  которой являлось обеспечение состязательности процесса.
 
    Создание единой судебной системы. Положение о судоустройстве  1922 г.
По Положению  судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР. Верховный трибунал и  губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел были созданы военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии (волостные, уездные, губернские, Губернский суд действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанцией для дел, решенных народными судами, а так же органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Состоял из председателя, двух заместителей, постоянных членов и народных заседателей, Суд имел пленум, президиум, дисциплинарную коллегию.
С изменением административно-территориального деления в 1924-1925 годах вместо губернии, уезда, волости вводилось край (область), округ, район.
С 1931 года - Государственный арбитраж.
 
34 Система народных судов. Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»: общие суды; специальные суды:а) военные трибуналы;б) военно-транспортные трибуналы;в) трудовые сессии народных судов;г) земельные комиссии;д) арбитражные комиссии. Верховный суд был создан постановлением ВЦИК от 18.01.1923 года и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий дисциплинарной коллегии. Председатель ВС, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-транспортной коллегии составляли Президиум ВС, который являлся и органом судебного управления. В ВС РСФСР было 32 члена (судьи),
Народные судьи  не имели не только юридического образования, но и образования вообще. Требования к судье: несудимый по суду РСФСР, обладал активным и пассивным избирательным правом; имел 2-хлетний опыт политработы в рабоче-крестьянских, общественных, партийных организациях или 3-хлетний стаж работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя.
Народные судьи  избирались губисполкомами на один год  и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркоматом юстиции.
Трехзвенная структура  общих судов 
1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:
1) единолично – несложные семейные и административные дела;2) коллегиально – все остальные.
2. Губернский суд рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.
Его структура:1) пленум;2) уголовное отделение;3) уголовное кассационное отделение;4) гражданское отделение;5) гражданское кассационное отделение;6) дисциплинарная коллегия.
3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.
Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.
Его структура:1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);
4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.Судебная коллегия – суд первой инстанции.
В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.
Компетенция Верховного Суда СССР:1) надзор за законностью решений и приговоров судов;2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.
Структура Верховного Суда СССР:1) пленум;2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.
Верховный суд  союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом  союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.
Его функции:1) кодификация законодательства СССР;2) юридические консультации;3) обязательные заключения для СНК СССР.
 
    Прокуратура, Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г.
Созданная советская прокуратура не стала самостоятельным органом. на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.