Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы антимонопольной политики РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики РФ.
      Понятие, сущность и виды монополий.
      Меры государственного воздействия на монополии.
      История возникновения и развития монополии в России.
Глава 2. Анализ антимонопольной  политики РФ.
2.1. Становление антимонопольной  политики РФ.
2.2. Антимонопольное законодательство РФ.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.4. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Глава 3. Предложения по регулированию  антимонопольной политики РФ.
 


Введение.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что  монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к  различным методам и приемам  антимонопольного регулирования. Для  противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государства:
1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять  и наказывать фирмы, уличенные  в монополизации; 
2) создают организации,  которые следят за развитием  событий на рынках и выявляют  случаи их монополизации;
3) помогают созданию новых  фирм, которые могут противодействовать  монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса  антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной  политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• рассмотреть понятие монополизма, разобраться с понятием монополии и антимонопольной политики;  
• узнать о методах антимонопольного регулирования;
• ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
•        выявить проблемы антимонопольной политики и рассмотреть методы их решения.
В данной работе представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование  и поддержку конкуренции.Были использованы материалы периодической печати, посвященные рассматриваемой тематике и информация специализированных Интернет-сайтов.
 


Глава 1. Теоретические  основы антимонопольной политики.
      Понятие, сущность и виды монополий.
Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в  вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой  монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это  понятие является настолько важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие, как  теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через  призму трёх аспектов:
    С точки зрения рыночной структуры
    С точки зрения рыночного поведения
    С точки зрения рыночных итогов
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует  уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это такое  явление, при котором в отрасли  господствует только одна фирма и  где границы фирмы и отрасли  совпадают.
Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основныхинструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно высокими ценами
• ограниченной готовностью монополии к инновациям.
      Но так  как понятие монополии очень  важно для основного предмета  моей работы – антимонопольной  политики, необходимо, по-моему, описать  это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие  признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия –  это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны  монополии, базирующиеся на владении уникальными  природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия –  это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной  юридической защиты от конкуренции.
Примером таких фирм можно  считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).
Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями  в технологии. А так же все монополии  подвержены влиянию конкуренции  со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему  мнению, является определение простой  монополии, то есть монополии, которая  в каждый конкретный момент времени  продаёт свой продукт по одной  и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько  последствий монополизации, на которые  я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
1.2. Меры государственного воздействия на монополии.
Учитывая свойство монополий  стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства  практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех  или иных формах и масштабах вмешательства  в деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.
В разных странах и в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
1) активизация конкурентных  рыночных структур, противостоящих  монополии, с помощью тех или  иных мер по либерализации  рынков;
2) государственное регулирование  монополий путем контроля над  ценами и уровнем рентабельности;
3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий  с помощью специального антимонополистического  законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений:
    Либеризация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
    Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены или “справедливой нормы прибыли”. Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
    Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных” стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
        История возникновения и развития монополии в России.
      Первые  монополии образовались в 80-х  годах 19 века. Своеобразие развития  заключалось в непосредственном  вмешательстве государственных  органов в создание и деятельность  монополий в отраслях, обеспечивавших  нужды государственного хозяйства,  или имевших особое значение  в его системе (металлургия,  транспорт, машиностроение, нефтяная  и сахарная промышленность). Это  привело к раннему возникновению  государственно-монополистических  тенденций. Монополистическая концентрация  происходила и в банковском  деле. Ускоряющее воздействие на  процесс монополизации оказал  иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Монополии постепенно  охватывали важнейшие отрасли  промышленности и чаще всего  образовывались в виде картелей  и синдикатов, в которых был  монополизирован сбыт при сохранении  их участниками производственной  и финансовой самостоятельности.  Возникали и объединения трестовского  типа. Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих  порядок оформления и деятельности  монополий, делало возможным использование  против них государством законодательства  формально запрещавшего деятельность  монополий. Это привело к распространению  официально не регистрируемых  монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при  прямой поддержке правительства  (военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.
Многие крупные синдикаты  – «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема происходил дальнейший рост монополий. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) -  уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (Киевская организация производства колючей проволоки). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
 
 
Глава 2. Анализ антимонопольной политики РФ.
2.1. Становление  антимонопольной политики РФ.
Антимонопольная политика имеет  несколько основных направлений:
1. Стимулирование предпринимательства
2. Развитие конкурентных начал
3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие  монопольное положение отдельных  субъектов на рынке. А к мерам  косвенного регулирования относятся  преимущественно финансово-кредитные  методы предупреждения и преодоления  монополистических явлений в  экономике.
 Таким образом суть  фактически любой антимонопольной  политики заключается в использовании  выгод крупномасштабной экономики  и в нейтрализации её побочных  последствий, связанных с ослаблением  конкуренции на товарных и  иных рынках.
Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики  появился в России в 1991 году – закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
С 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства .
Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное  законодательство остро нуждалось  в совершенствовании, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Появилась необходимость  в обновлении всей правовой базы, чтобы  она позволила надежнее пресекать  злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих  субъектов, применять штрафные санкции  к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных  и региональных органов исполнительной власти, и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
           В результате такой необходимости,  российским правительством в  1999 году было создано Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП). Создано оно было на основе  уже существовавшего к тому  времени Государственного комитета  по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная  энергетическая комиссия (ФЭК).
Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:
• приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
•  принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
•  малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они  затем могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы  роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
         Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты  и льготное налогообложение, создание  лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение  малых предприятий в новые  сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока  же все это остается благим  пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли  у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных  реформ.
Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики  и развития конкуренции:
А) наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе  при размещении заказов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах  и торгах достигли 122 млрд. рублей);
Б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров  и капитала по всей России;
В) совершенствовать правовое регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
Г) согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным  принципам и правилам.
2.2.    Антимонопольное законодательство в РФ.
Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы  предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто  ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания  цен и раздела рынков; крупные  слияния и действия, которые могут  существенно увеличить возможность  продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников  антимонопольного законодательства, оно  защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное  законодательство является системой нарушения  прав собственности и нередко  или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и  экономики в целом.
Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных  органов можно свести к трем группам  мер:
Первая группа мер —  административно-правовое воздействие  в виде;
- запрета монополии в  какой-либо отрасли хозяйства;
- роспуска существующих  монополистических объединений;
- расчленения монополий  на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер —  административно-экономическое воздействие, направленное на:
- преследование государством  торговцев, осуществляющих ценовую  дискриминацию (завышение цен,  не обусловленное издержками  производства);
- преследование торговцев,  осуществляющих фальсификацию товаров  путем использования рекламы;
- запрещение внеэкономического  воздействия на контрагентов  путем сговора с целью оказания  совместного влияния на изменение  рыночной ситуации.
Третья группа мер —  экономическое воздействие, проводимое государством:
- использование разных  приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию  назначать цены на выпускаемую  продукцию, близкие к условиям  свободной конкуренции;
- поощрение выпуска товаров-субститутов,  т.е. товаров-заменителей. Разнообразие  товаров личного и производительного  потребления снижает спрос на  товары монопольного производства;
- расширение рынка за  счет установления международных  экономических связей и увеличения  импорта; распространение научных  и технологических знаний.
Для понимания антимонопольной  политики современного Российского  государства и перспектив ее дальнейшего  развития важно исследовать процессы, происходившие в антимонопольной  политике в 1990 – х годах – в  период ее возникновения, становления  и развития.
Масштабность трансформации  российской политической системы привела  к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых  направлений и приоритетов государственной  политики. Одним из таких направлений  стала политика содействия конкуренции  и антимонопольное регулирование  хозяйственных процессов вошли  в число приоритетных направлений  экономической политики страны, а  органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС –  Федеральная антимонопольная Служба.
Основой российского антимонопольного законодательства является федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 27.12.2009) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (с изм. и доп., вступающими  в силу с 29.01.2010).
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.
Закон содержит ограничения  свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих  субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается  на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Таким субъектам при некоторых  исключениях запрещается:
1) установление, поддержание  монопольно высокой или монопольно  низкой цены товара;
2) изъятие товара из  обращения, если результатом такого  изъятия явилось повышение цены  товара;
3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора;
4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;
5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками)  в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего  товара;
6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным  законом;
7) установление финансовой  организацией необоснованно высокой  или необоснованно низкой цены  финансовой услуги;
8) создание дискриминационных  условий;
9) создание препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного  нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.
Наряду с этим федеральный  закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов  акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
2.3. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает абсолютно  недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может  воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.
В соответствии с Федеральным  законом РФ «О естественных монополиях» (Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ ред. от 08.11.2007, принят ГД ФС РФ 19.07.1995) к  категории естественных монополий  отнесены:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов  и цен. Последствия этого для  экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних  лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные  тарифы, быстро растущие цены на энергию  и т.п.
При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает  возможности для эффективной  работы, отнюдь не гарантирует, что  эти возможности будут на практике реализованы.
Ведь существует механизм х-неэффективности. Действительно, теоретически монополист может иметь более  низкие издержки, чем несколько конкурирующих  фирм. Но где гарантии того, что он хочет удерживать их на минимальном  уровне, а, скажем, не станет раздувать  расходы высшего руководства  фирмы. Основной путь борьбы с негативными  сторонами естественных монополий  состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию).
Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного  уровня, на котором будут закреплены цены.
Наличие у естественного  монополиста постоянных экономических  прибылей равносильно налогу на потребителей.
Оплачивая завышенные цены, они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности  и др.).
Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков. Покрывать  их в долгосрочном аспекте естес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.