Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Упралнеие ДЗ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных  взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.
Ведение современного бизнеса  сопровождается необходимостью решения  задач различной сложности. Все  чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с  проблемой не возврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.
В свою очередь, дебиторская  задолженность относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит, и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.
Дебиторская задолженность  является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком  высокая доля дебиторской задолженности  в общей структуре активов  снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.
Современная система  управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов  анализа, контроля и оценки дебиторской  задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью – это  работа с источниками возникновения  просроченной задолженности – постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
    раскрыть теоретические основы управления дебиторской задолженностью;
    провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
    выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
    разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Объектом исследования является ОАО "ЗМЗ".
Предметом исследования является дебиторская задолженность предприятия.
Источниками информации для проведения исследования являются:
    годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2010-2011гг.;
    данные аналитического и синтетического учета;
    первичные документы и другие данные предприятия.
Теоретической и методической основой работы послужили труды  современных ученых по исследуемой  проблеме, учебные и методические пособия, инструктивный материал, законодательные акты и нормативные документы, действующие в стране в течение исследуемого периода.
 
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью
 
1.1. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность  составляет внушительную часть активов  компаний в современной экономике. ( Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов).
 Принимая во внимание  эти факты, следует признать, что  управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также  является важнейшей характеристикой  ликвидности фирмы, так как чем  меньше средств омертвляется в дебиторской  задолженности, чем меньше у нее  «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
При проведении в жизнь  политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем  продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.
Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
- контроль за образованием  и состоянием дебиторской задолженности;
- определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
- анализ и ранжирование  клиентов (на основе кредитных  историй);
- контроль расчетов  с дебиторами по отсроченным  и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
- определение приемов  ускорения востребования долгов  и уменьшения безнадежных долгов.

Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью
 
 
        
       
 
 
 
 

1.2. Методика управления дебиторской задолженностью

 
 Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.
Задачи анализа состоят  в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.
Внешний анализ состояния  расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская  задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.
Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  динамики ее объема в целом и по статьям.
Далее анализируется  качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с  целью избежать продажи продукции  неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.
Все счета к получению  классифицируются по следующим группам:
    срок оплаты не наступил;
    просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
    просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
    просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
    просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
    просрочка от 360 дней и более (более 1 года).
К оправданной относится  задолженность, срок погашения которой  не наступил или составляет менее  одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков, срок погашения которой составляет более одного месяца. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей  вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.
Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной  оплате. Существуют следующие формы  досрочного погашения дебиторской  задолженности:
    продажа долгов банку (факторинг);
    получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);
    учет векселей (дисконт).
При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются  ли оправдательные документы.
В заключение анализа  состояния оборотных активов  следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов  в общей величине оборотных активов  и соотношение трудно реализуемых  и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых  оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие  должно определиться по следующим ключевым вопросам:
    срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
    стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
    система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
    система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
    система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система  взаимоотношений с покупателями подразумевает:
а) качественный отбор  клиентов, которым можно предоставлять  кредит;
б) определение оптимальных условий кредитования;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
г) контроль за тем, как  клиенты исполняют условия договора.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам[12].
    Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
    Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
    Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
    Формирование системы кредитных условий.
    Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
    Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
    Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
    Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Анализ дебиторской  задолженности организации в  предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа  оценивается уровень дебиторской  задолженности организации и  его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
 
КОАдз = ДЗ/ОА, (1)
 
где КОАдз – коэффициент  отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность;
ДЗ – общая сумма  дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА – общая сумма  оборотных активов организации.
На втором этапе анализа  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
 
ПИдз = ДЗср/Оо, (2)
 
где ПИдз – средний  период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср – средний  остаток дебиторской задолженности  организации (в целом или отдельных  ее видов) в рассматриваемом периоде;
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
При проведении анализа  дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
    оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;
    проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
    исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;
    охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности;
    спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности;
    разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям;
    оценить изменение финансового состояния должников;
    выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости;
    оценить эффективность использования дебиторской задолженности;
    составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Управление дебиторской задолженностью в ОАО «ЗМЗ»

2.1.Организационно-экнономическая  характеристика ОАО «ЗМЗ»

  ОАО “Заволжский  моторный завод” – один из  крупнейших центров в России  по производству двигателей внутреннего  сгорания. Предприятие выпускает свыше 80 модификаций двигателей рабочим объемом от 2,2 л . до 4,67 л ., соответствующих современным экологическим стандартам, для автомобилей и автобусов трех автомобильных компаний России – ОАО «УАЗ», ОАО «Павловский автобус», ОАО «ГАЗ».
Основные виды деятельности:
– Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей;
– Оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
На сегодняшний день на ОАО «Заволжский моторный завод» создано семь дочерних предприятий со 100- процентным капиталом ОАО «ЗМЗ». Цель реструктуризации – концентрация на основном направлении деятельности завода (производство двигателей), повышение эффективности работы выделенных предприятий, в том числе за счет  расширения портфеля заказов со стороны внешних потребителей, снижение затрат основного производства.
Структура оборотных  средств (Тыс. руб.)
 
 
Оборотные активы
Запасы
1 254 430
в том числе:
сырье, материалы  и другие  аналогичные ценности
 
722 524
затраты в незавершенном производстве
103 361
готовая продукция  и товары для перепродажи
239 442
товары отгруженные
0
расходы будущих  периодов
189 103
прочие запасы и затраты
0
Налог на добавленную стоимость по приобрет. ценностям
64 726
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
28 382
в том числе:
покупатели  и заказчики
28 382
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течении 12 месяцев  после отчетной даты)
1 327 032
в том числе: покупатели и заказчики
1 036 207
векселя к  получению
0
авансы выданные
70 587
прочие дебиторы
220 238
Краткосрочные финансовые вложения
1 972 500
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок до 12 м.
1 951 500
прочие краткосрочные  финансовые вложения
21000
 
Продолжение табл. 2.3
Денежные  средства
428 674
в том числе:
 касса
69
расчетные счета
410 851
валютные  счета
9 255
прочие денежные средства
8 499
Прочие  оборотные активы
0
ИТОГО ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
5 075 744

 
 
Источниками финансирования оборотных средств являются собственные источники, заемные и кредитные средства.
Объемы и структура  продаж
В 2006 году реализовано продукции  на сумму 13 883,6 млн. руб., что больше уровня 2005 года на 1 637,9 млн. руб. или на 13,4%. Увеличение объема продаж произошло за счет роста на 13,2% отгрузки двигателей заводам – потребителям («ГАЗ», «УАЗ», «Павловский автобус»), в том числе ОАО «ГАЗ (+10,7%), ОАО «УАЗ» (+51,5%), и роста на 4,7% отгрузки деталей собственного производства на вторичный рынок. Всего в 2006 году реализовано двигателей 248 385 штук, что ниже уровня 2005 года на 0,6%.

Основные средства

За 2011 г.
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств
Первоначальная (восстановительная) стоимость
Сумма начисленной амортизации
Здания
773 486
196 046
Передаточные устройства
158 467
99 481
Машины
2 969 453
2 389 051
Транспорт
52 711
37 728
Прочие
85 185
70 142
Консервация
499 521
282 163
Земля
14 223 320
0
Незавершенные капитальные  вложения
471 891
 
ИТОГО
5 024 937
3 074 611

Сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов основных средств: 
По всем группам основных средств применяется линейный метод начисления амортизации.
Отчетная дата: 31.12.2011
На дату окончания  отчетного квартала
Единица измерения: тыс. руб.
Наименование группы объектов основных средств
Первоначальная (восстановительная) стоимость
Сумма начисленной амортизации
Здания
847 909
234 603
Передаточные устройства
160 983
101 756
Машины
3 031 632
2 442 836
Транспорт
51 305
37 627
Прочие
85 318
71 319
Консервация
367 689
232 246
Земля
14 273
0
Незавершенные капитальные  вложения
467 385
 
ИТОГО
5 026 494
3 120 387

Показатели финансовой устойчивости предприятия.

Залогом выживаемости предприятия  в условиях рыночной экономики является его финансовая устойчивость, то есть способность предприятия осуществлять свою текущую деятельность.
Расчет показателей финансовой устойчивости должен показать наличие  или отсутствие у предприятия  возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.             
В качестве абсолютных показателей  финансовой устойчивости используют показатели, характеризующие уровень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основные показателя:
    Наличие собственных оборотных средств (СОС):
Величина собственных оборотных средств показывает реальную сумму средств предприятия, находящихся в обороте и характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов.
СОС = Капитал и резервы  – внеоборотные активы   Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД):
СД = СОС + долгосрочные кредиты  и займы     Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):
ОИ = СД + краткосрочные  кредиты и займы    
Далее показатели источников формирования сравниваются с величиной запасов (З):
    означает излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов:
     
характеризует излишек (недостаток) собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат:
                                            
характеризует излишек (недостаток) общих источников формирования запасов и затрат:
      
Выявление излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат позволяет определить тип финансовой ситуации на предприятии.
Выделяют 4 типа финансовой устойчивости:
      Абсолютная финансовая устойчивость, если:
  
,
.                 
      Нормальная финансовая устойчивость, если:
     < 0,  , .  
      Неустойчивое финансовое состояние, если:
 < 0,  < 0, .  Кризисное финансовое состояние, если:
< 0,  < 0, < 0.   
Анализ относительных показателей  финансовой устойчивости представляет собой оценку состава и структуры источников средств финансирования деятельности предприятия и их достаточности. По результатам анализа делается оценка степени независимости предприятия от внешних кредиторов.
Относительные показатели финансовой устойчивости можно разделить на показатели, характеризующие:
    состояние оборотных средств;
    состояние основных средств;
    финансовую деятельность.
Состояние оборотных средств характеризуется  следующими показателями:
    Коэффициент обеспеченности оборотных активов (ОА) собственными оборотными средствами (КОБ. СОС):
     Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами (КОБ.МЗ):
     Коэффициент маневренности собственного капитала (КМСК):
     где   КР – капитал и резервы.
Состояние основных средств характеризуется  следующими коэффициентами:
    Индекс постоянного актива (КИПА) показывает отношение внеоборотных активов (ВНА) к собственным средствам (КР):
     Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (КДЗ) отражает отношение суммы долгосрочных кредитов и займов (ДК) к собственным средствам:
   
Коэффициент реальной стоимости  имущества (КРСИ) рассчитывается как  отношение суммарной величины основных средств (F) и производственных запасов (З) к стоимости активов предприятия (А):
     
Структуру финансовых источников и  финансовую независимость характеризуют следующие показатели:
    Коэффициент автономии (Ка) рассчитывается как отношение собственного капитала (КР) к валюте баланса (Б):
      Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) (КФА) отражает соотношение заемных и собственных средств предприятия:
    где   ДК – долгосрочные кредиты и займы;
КК – краткосрочные кредиты  и займы;
КЗ – кредиторская задолженность.
    Коэффициент финансирования (КФИН) – это отношение собственных и заемных средств:
    Коэффициент финансовой устойчивости (доля долгосрочных источников финансирования в активах) (КФУ) рассчитывается как отношение собственных и долгосрочных заемных источников к валюте баланса:
     
 
    
В таблице 2.10 приведены абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия ОАО «ЗМЗ» за анализируемые периоды.
 
Таблица 2.10 Абсолютные показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя
    Наличие собственных оборотных средств (СОС)
837 704
2 010 466
2 215 235
    Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД)
3 349 348
3 985 028
2 360 931
    Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ)
4 236 418
3 985 028
4 452 931

 
В таблице 2.11 показана оценка типа финансовой устойчивости предприятия ОАО «ЗМЗ» за анализируемые периоды.
Таблица 2.11 Тип финансовой устойчивости
За 2009 год, тыс. руб.
За 2010 год, тыс. руб.
За 9 месяцев 2011 года, тыс. руб.

-137 833
 <0
1 067 866
>0
1 375 910
>0

2 373 11
>0
3 042 428
>0
1 521 606
>0

     3 260 881
>0
3 042 428
>0
3 613 606
>0
Тип финансовой устойчивости
нормальная
абсолютная
абсолютная

В таблице 2.12 представлен расчет относительных показателей финансовой устойчивости предприятия ОАО «ЗМЗ» за анализируемые периоды.
Таблица 2.12 Относительные показатели финансовой устойчивости
 
Наименование показателя
Значение показателя, тыс. руб.
За 2009 год
За 2010 год
За 9 месяцев 2011 года
Нормативное значение
1. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными оборотными  средствами
0,16
0,42
0,42
КОБ. СОС > 0,1
2. Коэффициент обеспеченности материальных  запасов собственными оборотными средствами
0,86
2,13
2,64
КОБ. МЗ = 0,5–0,8
3. Коэффициент маневренности собственного  капитала
0,092
0,21
0,23
КМСК = 0,5
4. Индекс постоянного актива
0,91
0,79
0,77
 
5. Коэффициент долгосрочного привлечения  заемных средств
0,28
0,21
0,015
 
6. Коэффициент реальной стоимости имущества
0,20
0,21
0,22
КРСИ = 0,5
7. Коэффициент автономии
0,68
0,77
0,76
КА > 0,5
8. Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)
0,48
0,29
0,31
 
9. Коэффициент финансирования
2,1
3,4
3,18
КФИН
 
1
10. Коэффициент финансовой устойчивости
0,86
0,93
0,77
КФу ?3

В 2010 г. и за 9 месяцев 2011 г. по сравнению  с 2009 г. оборотные средства, материальные запасы и собственный капитал предприятия в большей степени обеспечены собственными оборотными средствами.
Значения коэффициентов маневренности собственного капитала за анализируемые периоды ниже нормативного значения, это свидетельствует о том, что на данном предприятии собственные текущие активы не обеспечены собственным капиталом.
Значения коэффициентов автономии за анализируемые периоды превышают нормативное значение, что оценивается положительно, то есть предприятие может справиться с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рыночной экономике.
Индексы постоянного актива за анализируемые периоды стремятся к единице, поэтому предприятию ОАО «ЗМЗ» можно порекомендовать произвести долгосрочные займы для формирования внеоборотных активов, чтобы высвободить часть собственного капитала для увеличения размера мобильных средств.
Наблюдается тенденция снижения коэффициента долгосрочного привлечения заемных средств, что вызвано уменьшением суммы долгосрочных кредитов и займов.
Значения коэффициентов реальной стоимости имущества за анализируемые периоды в два раза ниже нормативного значения, что оценивается отрицательно. Это означает не обеспеченность предприятия имуществом, то есть снижение уровня производственного потенциала предприятия.
За 2010 год по сравнению с 2009 годом наблюдается уменьшение доли заемного капитала в общей структуре капитала, что вызвано снижением суммы кредитов и займов. В результате наблюдается снижение показателя отношения заемных средств к собственным (капиталу и резервам).
За 9 месяцев 2011 года по сравнению с 2010 годом наблюдается увеличение доли заемного капитала в общей структуре капитала, что вызвано привлечением кредитов на пополнение оборотных активов. В результате наблюдается рост показателя отношения заемных средств к собственным (капиталу и резервам).
Значения коэффициентов финансирования за анализируемые периоды превышают нормативное значение, что означает достаточность собственных средств для покрытия заемных средств.
Коэффициенты финансовой устойчивости за анализируемые периоды ниже нормативного значения из-за большой доли кредиторской задолженности и отражает увеличение степени зависимости предприятия от негативных факторов краткосрочного воздействия.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что предприятие является финансово устойчивым.
 
Статистическая отчетность, составляемая на предприятии
На ОАО “ЗМЗ” заполняются  следующие формы федерального статистического наблюдения:
- № П-1 “Сведения о производстве  и отгрузке товаров и услуг”,
- № П-2 ”Сведения об инвестициях  в нефинансовые активы”,
- № П-3 “Сведения о финансовом  состоянии организации”,
- № П-4 “Сведения о численности,  заработной плате и движении  работников” ,
- № П-5(м) “Основные сведения  о деятельности организации”.
Указания по заполнению этих форм  утверждены приказом Росстата от 24.10.2011 № 435, предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. Сроки предоставления – не позднее 15 числа после отчетного периода.
В адресной части форм указывается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование.
По строке “Почтовый адрес” указывается  наименование субъекта РФ, юридический  адрес с почтовым индексом.
В кодовой части форм проставляется  код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, выдаваемого организациям территориальными органами Росстата.
Данные за соответствующий период прошлого года, приведенные в формах федерального статистического наблюдения за отчетный период, должны совпадать с данными соответствующих форм, предоставленных за этот же период в прошлом году, кроме случаев реорганизации организации, уточнения данных за прошлый год. Все случаи расхождения данных за одни и те же периоды, но приведенные в разных формах, должны быть объяснены в пояснении к форме.
Если в отчетном году имела место  реорганизация, изменение структуры, то  в форме федерального статистического наблюдения данные за отчетный период, а также за соответствующий период прошлого года приводятся исходя из новой структуры.
Финансовая и инвестиционная деятельность предприятия
 
Заволжский моторный завод в полной мере продемонстрировал свою способность стабильно работать и добиваться поставленных задач даже в условиях сложной внешней конъюнктуры на рынке, подтвердив тем самым устойчивость бизнеса и свое стремление продолжать дальнейшее развитие.
Несмотря  на серьезный рост цен на материалы и комплектующие, ЗМЗ сумел в полной мере соблюсти свои обязательства перед клиентами и в то же время продемонстрировал позитивную динамику ключевых финансовых показателей. Во многом это было достигнуто за счет активной работы по сокращению издержек и повышению внутренней эффективности активов, которая продолжает проводиться на предприятии.
За последний  год на ЗМЗ было начато внедрение принципиально важных инициатив по оптимизации процессов организации производства, по внедрению современных методик управления производством, по контролю за качеством продукции. Кроме того предприятие уделяло серьезное внимание проектам по совершенствованию конструкции и разработке новых моделей двигателей. Это является ключевой составляющей стратегического развития предприятия и позволяет нам быть уверенными в том, что ЗМЗ удастся сохранить свою конкурентоспособность на рынке в долгосрочной перспективе .

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

                                                                                            тыс. руб.
Наименование показателя
Норма чистой прибыли, %
-2.7
2.9
Коэффициент оборачиваемости  активов, раз
0.6
0.2
Рентабельность активов, %
-1.7
0.5
Рентабельность собственного капитала, %
-2.1
0.5
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату
0
0
Соотношение непокрытого  убытка на отчетную дату и балансовой стоимости активов, %
0
0

 
 
В 2011 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности получен убыток в сумме 199,8 млн. руб., что способствовало получению отрицательных показателей доходности предприятия. Убытки получены, во-первых, за счет роста себестоимости продукции (в течение года происходили рост цен на комплектующие и металл, увеличение %-ставки по страховым взносам на 8% пунктов; рост тарифов на энергоносители, рост стоимости оказываемых предприятию услуг), во-вторых, за счет создания резервов и оценочных обязательств, что вызвано исполнением Приказа Минфина и положения по бухгалтерскому учету.
По итогам работы за 1 квартал 2012 года предприятие заработало прибыль в сумме 51 889 тыс. руб., что на 38 452 тыс. руб. (+286,2%) больше уровня соответствующего периода прошлого года. Рост показателя вызван увеличением спроса на двигатели от автозаводов (ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ») и снижением уровня затрат на выпускаемую продукцию. Рост показателей в 1 квартале 2012 года по сравнению с прошлым годом способствует росту финансовой устойчивости предприятия.
 
Финансовые  результаты деятельности Общества
 
Сравнительные данные отчета о прибылях и убытках 2009-2011гг:
             (млн. руб.)
2009 год
2010 год
2011 год
Наименование показателя
Отклонение
+/-
%
Выручка от реализации без НДС по отгрузке
5 868
7 697
7 299
-397,4
-5,2
в том числе
         
Автозаводам
1 869
2 691
3 213
521,3
19,4
Готовая продукция в запасные части
2 317
2 704
2 746
42,2
1,6
На экспорт
409
568
61
-507,7
-89,3
Прочее
1 271
1 733
1 280
-453,2
-26,2
в том числе бракованной продукции
0,2
0,3
0
-0,3
-100,0
Себестоимость реализованной продукции
5 102
6 463
6 626
163,3
2,5
в том числе бракованной продукции
0,3
0,3
0
-0,3
-100,0
Коммерческие расходы
164
225
35
-189,7
-84,2
Управленческие расходы
689
802
730
-71,7
-8,9
Прибыль от продаж
-86
207
-93
-299,3
-144,8
Доходы от участия в других организациях
0
0
1
1,3
0,0
Проценты к уплате
407
348
190
-157,6
-45,3
Проценты к получению
995
792
434
-358,5
-45,3
Прочие доходы
1 187
513
485
-27,6
-5,4
в том числе:
         
от продажи и списания основных средств
18
16
19
2,7
16,3
от продажи и списания внеоборотных активов
0
0
2,0
2,0
0,0
от переоценки финансовых вложений
9
12
1
-11,0
-92,6
от продажи и списания материалов, металлоотходов
143
151
183
32,4
21,5
от продажи финансовых вложений
42
9
60
51,4
568,6
от продажи бракованной продукции
114
145
127
-18,3
-12,6
от продажи валютных средств
397
5
0
-5,0
-99,0
от снижения резервов
55
48
52
3,5
7,2
доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году
1
1
0,3
-0,4
-59,3
прочее
250
125
42,4
-82,9
-66,2
Прочие расходы
1 189
575
809
234,5
40,8
в том числе:
         
от продажи и списания основных средств
11
13
12
-1,1
-8,4
от продажи и списания материалов и металлоотходов
113
116
178
62,0
53,4
от продажи ценных бумаг
1
3
9
6,2
0,0
от продажи бракованной продукции
116
151
132
-19,5
-12,9
от продажи валютных средств
406
5
0,05
-5,0
-99,0
по созданию резервов
48
53
361
308,3
586,6
расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году
4
9
3
-6,5
-71,3
прочее
326
234
115
-119,3
-50,9
Результат от прочей  деятельности
-2
-62
-324
-262,1
422,0
Прибыль до налогообложения
500
589
-172
-761,0
-129,2
Отложенные налоговые активы
-10
0
8,3
8,3
0
Отложенные налоговые обязательства
3
10
12
2,2
0,0
Текущий налог на прибыль
-134
-129
-52
76,2
-59,3
Пересчет налога на прибыль за прошлые периоды
0,0
-0,5
0
0,5
0,0
Обязательные налоговые платежи
1
1
2
0,3
22,1
ОНА, списанные на счет прибылей и  убытков
8
1
-2
-2,9
-291,7
ОНО, списанные на счет прибылей и  убытков
8
4
4
0,2
6,2
Чистая прибыль отчетного года
376,0
476,6
-200
-676,5
-141,9
Справочно:
         
Условный расход по налогу на прибыль
100
102
-28
-130,0
-127,5
Постоянные налоговые активы
42
21
21
0,0
0,0
Постоянные налоговые обязательства
62
-39
-81
-42,0
107,7

 
В отчетном периоде выручка  от реализации снизилась на 397 млн. руб. (-5,2 %), себестоимость реализованной продукции выше уровня 2010 года на 0,2 млн. руб. (+2,5%), убыток отчетного года составил -187 млн. руб. (-139,3%).
По результатам отчетного  года по основной деятельности получен  убыток в сумме 0,09 млн. руб., что хуже результата отчетного периода прошлого года на 299 млн. руб. (-144,8 %), главным образом за счет снижения объемов продаж запасных частей, как собственного производства, так и автокомпонентов (снижение спроса на рынке запасных частей), а так же роста цен на закупаемые ресурсы, тарифов естественных монополий, увеличения налоговой нагрузки на предприятие.
Коммерческие расходы  в 2011 году относительно 2010 года снизились  на 190 млн. руб. (-84,2 % к уровню 2010 года). В рамках решения задачи по совершенствованию производственной системы и оптимизации всех процессов было принято решение по выведению функции по продажам в отдельный бизнес, в связи с этим коммерческие расходы стали частью затрат ТД Соллерс.
Управленческие расходы в 2011 году относительно 2010 года снизились на 72 млн. руб. (-8,9% к уровню 2010 года), в основном за счет перераспределения затрат по агентскому договору на соответствующие затратные счета и закрытия Московского филиала ОАО Соллерс.
По процентам к уплате снижение на 158 млн. руб. (-45,3%), что обусловлено снижением кредитной массы.
По процентам к получению  снижение к уровню 2010 года составило 359 млн. руб. (-45,3 %), в том числе за счет уменьшения задолженности по займам и величины процентной ставки за пользование займами на 2,25-ть процентных пункта (с 10,75% до 8,5%).
По прочим доходам/расходам в отчетном году получили убыток в сумме 324 млн. руб., при убытке в 62 млн. руб. в 2010 году (-262 млн. руб., -422,0%). Ухудшение результата вызвано созданием резервов на сумму 361 млн. руб. (+308 млн. руб. к уровню предыдущего года), подробнее п.4.8
Текущий налог на прибыль в 2011 году составил 52,4 млн. руб. (снижение к прошлому году -76,2 млн. руб., или -59,3%).

Показатели эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. К ним относятся:
    
В таблице 2.17 представлен расчет показателей  эффективности деятельности предприятия ОАО «ЗМЗ» за 2009, 2010 гг. и 9 месяцев 2011 года.
 
Таблица 2.17 Показатели эффективности  деятельности
Наименование показателя
    Рентабельность продукции (RПР)
8,5
7,65
0,99
    Рентабельность продаж (Rпродаж)
6,43
6,19
0,69
    Предельная рентабельность (RПРЕД)
-7,4
-7,37
-0,76
    Рентабельность активов (RА)
3,94
4,57
0,39
    Рентабельность текущих активов (RТА)
7
11,77
1
    Рентабельность внеоборотных активов (RВНА)
9,01
7,48
0,66
    Рентабельность собственного капитала (RСК)
5,59
6,33
0,52

Рост значения показателя рентабельности активов за 2010 год по сравнению с 2009 годом свидетельствует о рациональном использовании активов.
Рентабельность продаж показывает, что за 2009 год на единицу реализованной продукции приходится 6,43 руб. прибыли, за 2010 год – 6,19 руб., за 9 месяцев 2011 года – 0,69 руб.
Рентабельность собственного капитала за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась, что вызвано увеличением прибыльности реализации и скорости оборота активов.
Рост показателей рентабельности всех активов, рентабельности текущих активов, рентабельности собственного капитала за 2010 год по сравнению с 2009 годом способствует росту финансовой устойчивости предприятия.
Резкое ухудшение ситуации в отрасли оказывает воздействие на размер доходов и прибыль. Снижение покупательской способности потенциальных потребителей в результате последствий финансово-экономического кризиса промышленности, деловой активности бизнеса привело к сохранению отрицательных тенденций рыночного спроса.        
Из всего вышеизложенного неудивительно, что значения показателей рентабельности предприятия ОАО «ЗМЗ» за анализируемые  периоды оставляют желать лучшего.
 
Налоги, уплачиваемые на предприятии:
налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, налог на имущество, налог  на землю, водный налог, плата за пользование  водными объектами, транспортный налог, плата за негативное воздействие  на окружающую среду, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
Налог на прибыль 
Объектом налогообложения  по налогу на прибыль Общества выступает  прибыль, полученная Обществом как  сумма полученного дохода за минусом произведенных расходов.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, покупных товаров, прочего имущества и имущественных прав.
Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета, из них исключаются суммы налогов, предъявленные Обществом покупателю при реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах.
Датой получения  доходов от реализации признаётся день отгрузки товаров (передачи права собственности), выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав независимо от фактического поступления денежных средств.
Направление платежа – 2/20- в федеральный  бюджет, 18/20 – в бюджет субъекта РФ.
Срок уплаты: по итогам отчетного  периода –ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Срок сдачи: по итогам отчетного  периода - не позднее 28 календарных  дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; следующего за истекшим налоговым периодом.
 
Налог на добавленную  стоимость (НДС) является федеральным косвенным налогом.
Объект налогообложения НДС – это реализация товаров (работ, услуг).
Направление платежа – 100% в федеральный  бюджет.
Срок уплаты: равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым  периодом (кварталом).
Срок сдачи: в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество – это региональный прямой налог.
Объектом налога признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон Нижегородской области “О налогообложении на имущество организации” предусматривает конкретную налоговую ставку на максимально возможном уровне  - 2,2%.
Направление платежа – 80% в областной  бюджет, 20% - в местный бюджет.
Срок уплаты: по итогам отчетных периодов – в 10-ый срок со дня, установленного для подачи налоговых расчетов за отчетный период (10 рабочих дней).
Срок сдачи: по итогам отчетных периодов – не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода; по итогам налогового периода – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые платежи

 
Платежи в федеральный  бюджет
796 378
487 760
582 304
Платежи в областной  бюджет
281 856
227 045
280 511
Платежи в местный  бюджет
254 617
194 751
164 724
Платежи во внебюджетные фонды:
страховые
дорожные 
 
446 493 
15 688
 
496 109 
12 675
 
287 349

 
Заволжский моторный завод является градообразующим  предприятием г. Заволжья и одним из ведущих налогоплательщиков Нижегородской области.
ОАО «ЗМЗ»  с 2001г признается Федеральной налоговой службой РФ по Нижегородской области добросовестным налогоплательщиком и стабильно удерживает позиции одного из крупнейших налогоплательщиков среди промышленных предприятий региона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ дебиторской задолженности в ОАО «ЗМЗ»

Анализ дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» целесообразно начать с оценки  доли данной задолженности (ДЗ)  в общем объеме оборотных средств и всех активов предприятия (таблица 3.6). Показатель характеризует структуру оборотных средств. Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества организации.
Таблица 3.6
Удельный  вес дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» в структуре активов
тыс. руб.
Дебиторская задолженность
Абсолютные величины
Удельный вес дебиторской задолженности
Изменения
На 01.01.10.
На 01.01.11.
На 01.01.10.
На 01.01.11.
+/-
Темп роста, %
Дебиторская задолженность
59646
20918
 
100
 
100
 
-38728
 
35.1
Оборотные активы
 
451740
 
470361
 
13.2
 
4.4
 
+18621
 
104.1
Общая величина активов
 
913962
 
951373
 
6.5
 
2.2
 
+37411
 
104.1

 
   Как видно из вышеприведенных расчетов, доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств ОАО «ЗМЗ» за отчетный год снизилась с 13.2 % до 4.4 %. В структуре всех активов предприятия удельный вес дебиторской задолженности также снизился с 6.5 % до 2.2 %. Задолженность дебиторов ОАО «ЗМЗ»  в течение 2010 года снизилась на 38728 тыс.руб., или на 64.9 %.
         Анализ структуры, динамики  и структурной динамики дебиторской задолженности  ОАО «ЗМЗ»  представлен в таблице 3.7.
         На анализируемом предприятии в 2010 г. произошло снижение размера дебиторской задолженности на 3965 тыс.руб., или на 6.23 %. При этом  задолженность покупателей и заказчиков практически не изменилась (увеличение составило всего 19 тыс.руб., или 0.06 %).  Задолженность прочих дебиторов уменьшилась на 3984 тыс.руб., или на 14.09 %. 
         В 2011 г. произошло резкое снижение дебиторской задолженности – на 64.93 %, что в абсолютном выражении составило 38728 тыс.руб. Снижение характерно как для задолженности покупателей и заказчиков (на 25160 тыс.руб., или на 71.13 %), так и для задолженности прочих дебиторов (на 13568 тыс.руб., или на 55.89 %).
 
 
         Таблица 3.7
Анализ динамики и  структуры дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» 
тыс.руб.
Наименование долговых обязательств
2010 г.
Количественные изменения
Структурные сдвиги
На начало года, тыс.руб.
На конец года, тыс.руб.
Абс. изм.
Относ. откл., %
В % к итогу на начало года
В % к итогу на конец года
Откло-нение
Покупатели и заказчики
35352
35371
+19
+0.06
55.58
59.31
3.73
Прочие дебиторы
28259
24275
-3984
-14.09
44.42
40.69
-3.73
Итого
63611
59646
-3965
-6.23
100
100
-
2011 г.
Наименование долговых обязательств
Количественные изменения
Структурные сдвиги
На начало года, тыс.руб.
На конец года, тыс.руб.
Абс. изм.
Относ. откл., %
В % к итогу на начало года
В % к итогу на конец года
Откло-нение 
Покупатели и заказчики
35371
10211
-25160
-71.13
59.31
48.82
-10.49
Прочие дебиторы
24275
10707
-13568
-55.89
40.69
51.18
+10.49
Итого
59646
20918
-38728
-64.93
100
100
-

 
 

 
Рис. 3.1 Структура  дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» на 01.01.2011 г.
 
 
 
      Как видно из таблицы 3.7,  в структуре дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» удельный вес задолженности покупателей и заказчиков и прочих дебиторов примерно одинаков. Удельный вес задолженности покупателей и заказчиков уменьшился с 59.31 % на начало 2006 г. до 48.82 % на конец 2010 г.  Удельный вес задолженности прочих дебиторов напротив, увеличился с 40.69 % до 51.18 % на начало и конец 2010 г. соответственно.
Анализ качества дебиторской  задолженности начинается с оценки давности ее образования; наличия, частоты и причин образования просроченной задолженности по видам (таблицы 3.8 и 3.9).
         Таблица 3.8
Дебиторская задолженность  ОАО «ЗМЗ»  по срокам погашения в 2010 году
тыс.руб.
 
Показатели
Краткосрочная
63611
59646
-3965
-6.23
100
100
в т.ч. просроченная
8219
7205
-1014
-12.33
12.92
12.08
из нее продолжительностью свыше 3 мес.
3917
3084
-833
-21.26
6.16
5.17
Долгосрочная
-
-
-
-
-
-
Всего
63611
59646
-3965
-6.23
100
100

 
         Таблица 3.9
Дебиторская задолженность  ОАО «ЗМЗ»  по срокам погашения в 2011 году
тыс.руб.
Краткосрочная
59646
100
20918
-38728
-64.93
100
в т.ч. просро-ченная
7205
12.08
10847
+3642
+50.55
51.86
из нее продол-жительностью свыше 3 мес.
3084
5.17
3861
+777
+25.20
18.46
Долгосрочная
-
-
-
-
-
-
Всего
59646
100
20918
-38728
-64.93
100

 
        Как видно из таблиц 3.8 и 3.9, ОАО «ЗМЗ» на протяжении всего исследуемого периода имеет просроченную дебиторскую задолженность, в том числе продолжительностью свыше 3 месяцев. По состоянию на 1 января 2010 г. просроченная дебиторская задолженность составила 8219 тыс.руб. (12.92 % от всей дебиторской задолженности). Около половины просроченной задолженности (3917 тыс.руб. или 47.66 %) имеет продолжительность свыше 3 месяцев.
 

 
Рис. 3.2 Структура дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» на 01.01.2011 г. в зависимости от сроков погашения
 
         В течение 2010 г. просроченная задолженность снизилась на 1014 тыс.руб., или на 12.33 %. К концу 2011 г. при снижении общей суммы дебиторской задолженности до 20918 тыс.руб. (на 38728 тыс.руб., или на 64.93 %)  просроченная задолженность увеличилась на 3642 тыс.руб., или на 50.55 %. При этом ее удельный вес в структуре дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» увеличился до 51.86 %, то есть более половины долговых обязательств являются просроченными.
            Одним из показателей, характеризующим  качество и ликвидность дебиторской задолженности, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пдз),  или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от клиентов1:
 
                                    Пдз = (Оср х Д) Допл,                       (3.2)
 
где   Пдз - период оборачиваемости дебиторской задолженности
        Оср - средние  остатки задолженности по счетам  дебиторов 
        Д - дни периода
        Допл - сумма  оплаченной задолженности
 
         Для оценки  эффективности управления дебиторской  задолженностью на изучаемом  предприятии определим время ее инкассации за 2010 и 2011 г.г. (таблица 3.10)
         Таблица  3.10
Расчет  периода оборачиваемости  дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ»
тыс.руб.
Средние остатки дебиторской задолженности, тыс. руб.
2010
(63611+59646) : 2= 61628.5
365
1043792
21.55
2011
(59646+20918) : 2= 40282
365
646484
22.74

 
         Как видно  из таблицы 3.10, на изучаемом  предприятии  период оборачиваемости дебиторской задолженности (период  инкассации) увеличился с 21.55 дней в 2010 году до 22.74 дней в 2011 году. Это является свидетельством снижения ее ликвидности. Необходимо отметить также, что в абсолютном значении период инкассации задолженности на данном предприятии очень велик, что можно оценить отрицательно. 
         Качество  задолженности покупателей и  заказчиков  оценивается также  удельным весом  в ней вексельной  формы расчетов, поскольку вексель  выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса  полученных векселей  в общей сумме задолженности  свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности. Отсутствие вексельной формы расчетов ОАО «ЗМЗ» с дебиторами отрицательно влияет на качество и ликвидность дебиторской задолженности данного предприятия.
         Как показали  вышеприведенные расчеты, дебиторская задолженность ОАО «ЗМЗ» в 2011 г. менее ликвидна, чем в 2010 г., снизилось также качество задолженности. Данный факт оценивается отрицательно и свидетельствует о снижении эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии.
         Далее необходимо провести сравнение дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «ЗМЗ», которое важно:
    потому что дебиторская задолженность является источником погашения кредиторской задолженности;
    потому что кредиторская задолженность является источником покрытия дебиторской задолженности.
         К задачам управления дебиторской задолженностью в ОАО «ЗМЗ» относится поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений:
- общая сумма дебиторской  задолженности должна превышать  сумму кредиторской задолженности.  Это - одно из условий обеспечения  финансовой устойчивости предприятия.  Кроме того, дебиторская задолженность  - важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности;
- оборачиваемость дебиторской  и кредиторской задолженности  должна быть сопоставима. Средняя  продолжительность одного оборота в днях должна быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, а среднее число оборотов дебиторской задолженности (отношение выручки от реализации-нетто к средним остаткам дебиторской задолженности) должно превышать оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение себестоимости реализованной продукции к средней сумме остатков кредиторской задолженности).
Если абсолютная величина дебиторской задолженности превышает  абсолютную величину кредиторской задолженности, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность или требует привлечения дополнительных средств.
Превышение суммы кредиторской задолженности над суммой дебиторской задолженности более чем в 2 раза свидетельствует о нестабильном финансовом состоянии предприятия.
При анализе дебиторской  и кредиторской задолженности необходимо обратить внимание на соблюдение предприятием основного принципа финансовой политики - кредитование своих дебиторов на тех же условиях, на которых само получает кредит от поставщиков.2
         Таблица 3.11
Сравнение абсолютных величин  дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «ЗМЗ»
тыс.руб.
Дата
Размер задолженности, тыс.руб.
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской
дебиторской
кредиторской
тыс.руб.
раз
01.01.2009 г.
63611
226267
162656
3.56
01.01.2010 г.
59646
241530
181884
4.05
01.01.2011 г.
20918
338878
317960
16.20

 
         Как видно из таблицы 3.11 и  рис. 3.3, в течение всего исследуемого  периода кредиторская задолженность ОАО «ЗМЗ» превышает дебиторскую задолженность более чем в два раза, причем превышение имеет тенденцию к росту.

Рис. 3.3 Динамика дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» за 2010-2011 г.г.
 
Положительным для предприятия является более продолжительный срок использования кредиторской задолженности. Если срок погашения дебиторской задолженности больше срока использования кредиторской задолженности, то может возникнуть несбалансированность денежных потоков: предприятие вынуждено отдавать свои долги чаще, чем ему возвращают долги дебиторы.
В ОАО «ЗМЗ» продолжительность погашения дебиторской задолженности в 2011 г. составила 22.74 дня, что значительно меньше продолжительности использования кредиторской задолженности – 128.1 дней. С одной стороны, данный факт можно оценить положительно, так как  предприятие получает кредит от поставщиков на более выгодных условиях, чем кредитует своих дебиторов. Однако, не смотря на более короткий срок погашения дебиторской задолженности, ее абсолютный размер значительно ниже кредиторской, что является причиной нехватки средств для погашения кредиторской задолженности.
 

Рис. 3.4 Динамика инкассации дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «ЗМЗ» за 2010-2011 г.г.
         Как выяснилось в ходе анализа,  на величину дебиторской задолженности ОАО «ЗМЗ»  влияют:
     - общий объем реализации (сдачи строительных работ) и доля в нем выполненных строительных работ на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);
    условия расчетов с заказчиками (застройщиками) (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);
    политика взыскания дебиторской задолженности;
    платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;
    качество оценки эффективности управления дебиторской задолженностью и последовательность в использовании ее результатов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО «ЗМЗ»

3.1. Мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности в ОАО «ЗМЗ»

 По итогам изучения  системы управления дебиторской задолженностью в ОАО «ЗМЗ» исследуемому предприятию можно порекомендовать следующие мероприятия по ее совершенствованию.
         1. Исключение из числа партнеров  предприятий-дебиторов с высоким  уровнем риска. Для этого необходимо:
    - собрать информацию  о заказчиках и тщательно проанализировать ее;
    - принять решение о предоставлении или отказе в кредите.
         2. Периодический пересмотр предельной суммы кредита. При определении предельных размеров предоставляемых кредитов нужно исходить из:
    финансовых возможностей предприятия;
    прогнозируемого числа получателей кредита;
    оценки уровня кредитного риска.
         Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам будущих дебиторов (с учетом финансового состояние отдельных клиентов).
         3. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами. Ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
          4. Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с дебиторами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к заказчикам работ и определять следующие направления:
- формирование приемлемых   для ОАО «ЗМЗ» сроков платежей;
-  предусматривать в договорах изменение цен в зависимости от срока оплаты;
- своевременно оформлять  расчетные документы;
- разработать систему  предоставления скидок и использования  наценок.
         5. Выявление финансовых возможностей  предоставления предприятием товарного  кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.
         6. Определение возможной суммы  оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному  кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на:
    сложившейся практике кредитования партнеров;
    сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств;
    формировании необходимого уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия;
    правовых условиях обеспечения дебиторской задолженности и т.д.
         7. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на предприятии должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга:
- оформление товарного кредита обеспеченным векселем;
- требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.
         8. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства дебиторами. При этом к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки. Их размеры должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляци-онные потери и другие). Штрафные санкции могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.
         9.  Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.
        
         10. Использование судебных процедур для взыскания долга. В случае непризнания заказчиком своего долга (полостью или частично) либо в случае отказа выверить задолженность, об этом оперативно должен ставиться в известность начальник финансового отдела ОАО «ЗМЗ», а также начальник отдела сбыта. Начальник финансового отдела представляет информацию по данному отклонению заместителям директора по экономическим и коммерческим вопросам (дирекции организации) на ежедневных оперативных совещаниях руководителей организации.
         Заместитель директора по коммерческим вопросам по согласованию с начальником юридической службы принимает решение о порядке взыскания данной задолженности (претензионный или судебный порядок урегулирования споров), В случае, если ответа на обращение с просьбой выверить задолженность в установленные сроки не получено соответствующими работниками (по установленному порядку) выясняются причины не предоставления ответа на обращение с просьбой выверить задолженность.
           11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка  в России позволяют использовать промышленным предприятиям ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, то есть перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги).Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми предприятиями, являются факторинг, учет векселей, форфейтинг.
        
     
 

3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий

Политика управления дебиторской задолженностью – часть  общей бизнес - политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в  оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В ОАО "ЗМЗ" с целью  максимизации притока денежных средств  следует разрабатывать широкое  разнообразие моделей договоров  с гибкими условиями оплаты и  гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия должно осуществляться по следующим основным этапам[44]:
    анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;
    формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;
    определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;
    формирование системы кредитных условий;
    формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;
    формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
    обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности  ОАО "ЗМЗ" целесообразно проводить  по схеме, аналогичной приведенной  в работе, но ее следует дополнить  расчетом суммы эффекта, полученного  от инвестирования средств в дебиторскую  задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной за счет предоставления кредита, необходимо сопоставить с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).
При формировании принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются вопросы о форме осуществления  реализации продукции в кредит и о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном).
При определении возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по кредиту необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции. При формировании системы кредитных условий, вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ОАО "ЗМЗ" должен определиться по следующим вопросам:
    срок предоставления кредита – чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее, возможны и отклонения от данной политики; определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции);
    стандарты кредитоспособности – заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленн
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.