Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Система психологических наук

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Система психологических  наук
План
    Психология как наука.
    Связь психологии с другими науками.
    Отрасли психологии.
 
 


Психология как  наука
Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных  явлений психология знакома каждому  человеку. Она представлена ему в  виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого  другого. Основные психические явления  мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать  у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в  XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также, поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение  людей, ученые ищут их объяснение, с  одной стороны, в биологической  природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых  психологией, входят и отношения  между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Связь психологии с другими науками
Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной  и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с  биологией человека, строением и  функционированием центральной  нервной системы, Взаимосвязь психических  явлений и работы ЦНС рассматривается  физиологией высшей нервной деятельности. Психология также тесно связана  с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек  — биосоциальное существо; его  психика формируется только в  рамках общества. Соответственно специфика  того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются  в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с  педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как  особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое  «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального  и общественного), о природе человеческого  познания и деятельности.
Отрасли психологии
Сфера психологической науки  сейчас представляет собой весьма разветвленную  систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают  к формированию и развитию новых  психологических дисциплин, например таких, как инженерная психология, космическая  психология, педагогическая психология и т. п. (Таковы практические, эмпирические причины развития науки). С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например использование физических техник привело к возникновению экспериментальной психологии, психофизики, а обращение к методам физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических подходов — математическую психологию, инженерную психологию, бионику. (Таковы познавательные, гносеологические причины разветвления психологических наук).
Общая психология выполняет  ряд функций:
¦ теоретическую (обобщения): обобщает научные достижения различных  психологических отраслей, сводит их в единую систему; осуществляет опережающие  разработки, помогающие в различных  отраслях психологии по-новому осмыслить  свойственные им исследовательские  проблемы;
¦ методологическую: формулирует  методологические принципы психологических  исследований, методы;
¦ учебную: обеспечивает фундаментальность  образования в области психологии, что позволяет специалисту решать практические проблемы, связанные с  разными областями и отраслями  психологии.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности  психики животных изучает зоопсихология.
Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики  и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в  чем это близко человеку и в  чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся  из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного  опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через  орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.
Социальная психология изучает  социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую  совместимость людей, социально-психологические  проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные  общности людей).
Возрастная психология рассматривает  закономерности развития психики нормального  здорового человека, психологические  особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду  — от младенчества до старости, и  поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).
Педагогическая психология касается закономерностей становления  личности в процессе обучения, воспитания.
Можно выделить целый ряд  научных отраслей, для которых  предмет исследования — психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Это и психология труда, рассматривающая психологические  особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология, изучающая  закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Психология труда и  инженерная психология близки, но имеют  разное происхождение. Первая изучала  психологические закономерности, свойственные разным видам трудовой деятельности людей, развитию их трудового мастерства, интересовалась приспособлением человека к имеющейся технике. Вторая же возникла в связи с созданием новой  техники и системы «человек—машина», она изучает деятельность операторов автоматических систем управления, стремится эффективно распределить функции между человеком и техникой, создать надежные системы такого рода, приспосабливая машину к возможностям человека и человека к машине, содействуя профессиональному отбору и обучению.
Авиационная, космическая  психология анализирует психологические  особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская — то же самое, но связанное с врачом и  поведением больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии. В рамки клинической  психологии, изучающей проявления и  причины разнообразных нарушений  в психике и поведении человека, а также происходящие во время  различных болезней психические  изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая занимается отклонениями в развитии психики, распадом ее при различных формах мозговой патологии.
Психофизиология (изучающая  психические функции мозга) и  бионика (рассматривающая нервно-психическую  деятельность мозга как саморегулирующейся системы) изучают человека, прежде всего  как биологический индивид, существование  которого зависит от функционирования мозга. Психофизиология сосредоточена  на физиологических основаниях психической  деятельности, а дифференциальная психология — на индивидуально-психических  различиях людей.
Юридическая психология касается психологических особенностей поведения  участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические  требования к допросу и т. п.), поведения  и формирования личности преступника, военная психология — поведения  человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается изучением  потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств  воздействия на людей, чтобы создать  спрос на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология связана  с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность  человека, изучает взаимовлияние  природы и человека.
Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые порой очень далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими, через педагогическую – с педагогикой, через социальную – с общественными и социальными науками и т. д.).
Прикладные области психологии, или практическая психология, все  шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа  выделяет следующие-сдециальности  психолгов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант.
Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с  людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости  жизни, трудности взаимопонимания  с людьми, всевозможные страхи (например, боязнь ездить в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и  органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного  тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят  объективной патологии, а орган  «ведет себя» как больной), состояние  тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или  сексуального плана, или же на трудности  в преодолении неурядиц повседневной жизни, Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы в беседе с пациентом или при психологическом  обследовании, чтобы выбрать и  применить наиболее подходящую психотерапию.
Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного  диалога между супругами или  между родителями и детьми, чтобы  они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона  доверия», который организуют различные  центры по предупреждению самоубийств, борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами чего, как  правило, оказываются женщины и  дети, Психологи-консультанты обычно имеют  специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»); например, семейный занимается проблемами супругов и взаимоотношений родителей  и детей; детский — помогает в  разрешении проблем, связанных с  осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах  для наркоманов и жертв насилия  работают в основном клинические  психологи.
Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или  служащим выбрать специальность  или работу, наиболее соответствующую  их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку тем учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.