На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Персонал организации как объект управления. Обобщённая характеристика функций, которые выполняет персонал. Принципиальное отличие руководителей от специалистов. Методология управления персоналом. Основные требования к специалистам кадровой службы.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 08.05.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Министерство образования и науки РФ
Российской Федерации
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
Южно-Сахалинский институт (филиал)
Кафедра менеджмента и коммерции
Самостоятельная работа
По дисциплине управление персоналом
Исполнитель: Абрамова Анна
Викторовна
группа 4.611
Специальность: «Менеджмент
организации»
Южно-Сахалинск
2007 г.
Содержание

Введение
Тема 1. Персонал организации как объект управления
1. Дайте обобщённую характеристику функций, которые выполняет персонал
2. Из каких основных частей состоит производственный персонал
3. В чём принципиальное отличие руководителей от специалистов
4. В чём отличие квалификации работника от квалификации работы
Тема 2. Методология управления персоналом
1. Раскройте основные принципы управления персоналом
2. Охарактеризуйте систему методов управления персоналом
3. В чём особенность экономических методов управления персоналом
Тема 3. Система управления персоналом организации
1. Сформулируйте основные цели системы управления персоналом организации
2. Какие факторы влияют на определение функций управления персоналом организации
3. Назовите основные требования к специалистам кадровой службы
4. В чем заключается техническое обеспечение системы управления персоналом организации
Тема 4. Профориентация и подбор персонала
1. Раскройте методику отбора персонала на основе анализа документов
2. Какое значение имеет анализ внешности и поведения кандидата при отборе работников
3. В каких случаях целесообразно проводить профессиональные испытания
Тема 5. Адаптация
1. Чем характеризуется первичная и вторичная адаптация
2. Какие факторы влияют на социальную адаптацию работников
3. Охарактеризуйте адаптационный период ассимиляции
Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
1. Какие факторы обуславливают необходимость обучения персонала
2. Что такое ротация кадров
3. В чем особенности обучения на рабочем месте
Тема 7. Деловая оценка персонала
1. В каких случаях необходима деловая оценка персонала
2. В чем особенность скрытых функций аттестации
3. Из каких этапов состоит процесс аттестации работников
Тема 8. Управление деловой карьерой
1. В чём отличие профессиональной карьеры от внутриорганизационной.
2. Охарактеризуйте центростремительное направление реализации внутриорганизационной карьеры
3. В чём заключается специфика подготовки кадрового резерва руководителей
Тема 9. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
1.Чем отличается мотив от стимула
2. Раскройте содержание бестарифных форм оплаты труда
3. На чем основаны неэкономические методы мотивации
Тема 10. Руководство и лидерство
1. В чём отличие формального и неформального лидерства
2. Каковы основные положения теории справедливости С.Адамса
3. Рассмотрите влияние личных качеств руководителя на процесс принятия управленческого решения
Тема 11. Конфликты
1. Особенности индивидуальных трудовых споров
2. Особенности внутриличностного конфликта
3. Основные способы разрешения конфликта
Тема 12. Оценка результатов деятельности персонала
1. Как влияет социально-психологический климат на эффективность работы персонала
2. Каковы основные критерии экономической эффективности управления
3. Назовите основные показатели оценки работы кадровой службы
Введение

Менеджер по персоналу -- профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента.
Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы (не только функционирующей, но и развивающейся), на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте -- управление человеческими ресурсами.
Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе такие важнейшие, как: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; регулирование правовых вопросов трудовых отношений; соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
Тема 1. Персонал организации как объект управления

1. Дайте обобщённую характеристику функций, которые выполняет персонал.
В общем виде функции, выполняемые персоналом, можно разделить на основные (производственные) и не основные (непроизводственные). Производственные функции, в основном, присущи персоналу предприятий сферы материального производства. Непроизводственные - персоналу непромышленных организаций.
Непроизводственные функции, в свою очередь, подразделяются на организационные, экономические, инженерно-технические и другие вспомогательные функции. Организационные функции - функции управления - это, в первую очередь, функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации, учёта и контроля.
2. Из каких основных частей состоит производственный персонал?
Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы отнесем всех работников
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно подразделить на две составные части:
- основной персонал: рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
- вспомогательный персонал: рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, сотовые телефоны, одежда).
3. В чём принципиальное отличие руководителей от специалистов?
Руководители организаций и структурных подразделений принимают решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления. В круг их должностных обязанностей входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. Основная их задача - обеспечение эффективного труда производственного коллектива.
Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи, т.е., специалистов.
Специалисты призваны выполнять функции подготовки и разработки альтернативных вариантов разрабатываемых управленческих решений. Специалисты обеспечивают обработку и анализ информации, характеризующей состояние производственного процесса в заданный интервал или момент времени. На основе аналитических данных они обеспечивают разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера. Т.е., специалисты не выполняют организационных или управленческих функций, в отличие от руководителей.
4. В чём отличие квалификации работника от квалификации работы?
Различают квалификацию работы и квалификацию работника. В первом случае -- это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Имеет важное значение для установления тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим. Квалификация работника -- это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в виде разряда или категории (например, инженер по труду II, 1 категории, ведущий инженер и т.д.).
Тема 2. Методология управления персоналом
1. Раскройте основные принципы УП.
При всём многообразии существующих в мире подходов к управлению людьми в организациях, отличиях в средствах и методах их практической реализации, существуют основополагающие принципы современной концепции управления персоналом:
1. Признание человеческих ресурсов решающим фактором эффективности и конкурентоспособности организации, ключевым её ресурсом, экономически полезным и социально ценным.
2. Стратегический подход: ориентация на стратегических подход к управлению персоналом, в основе которого лежат интеграция кадровой стратегии в корпоративную с учётом долгосрочных перспектив развития человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации в рыночной среде.
3. Принцип инвестиционности заключается в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением, использованием и развитием персонала организации. Принцип соотнесения денежных затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов с практическим результатами (в виде прибыли) должен стать главенствующим в хозяйственной деятельности предприятия.
4. Самоуправление и демократизация - активное привлечение работников к укреплению на всех уровнях, делегирование полномочий в рамках их компетентности, развитие партнёрства и сотрудничества в организации.
5. Принцип развития. Современные организации создают условия для непрерывного обучения и развития работников, стремясь развить их интеллектуальные, творческие, предпринимательские способности, способствуя росту их компетенции и мотивации для достижения как общих организационных целей, так и для удовлетворения их личных потребностей.
6. Принцип качества трудовой жизни. В условиях перехода от технократического подхода к гуманистическому в управлении человеческими ресурсами организации должны обеспечивать обогащение содержания труда, справедливое вознаграждение за личный вклад в конечный результат организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, формирование позитивной организационной культуры, предоставление возможностей для профессионального и служебного роста.
7. Принцип профессионализации управления основан на необходимости повышения организационного статуса, уровня профессиональной компетентности специалистов служб управления персоналом, способных выполнять сложные аналитические, управленческие, социальные, образовательные функции, грамотно регулировать трудовые отношения и формировать “социальные мир” в организации.
8. Принцип инновационности состоит в постоянном совершенствовании форм организации труда, обновления методов воздействия и побуждения работников к производительной и творческой деятельности, разработке и внедрении прогрессивных персонал-технологий развития человеческих ресурсов.
Данные принципы следует рассматривать в качестве базовых установок, общих концептуальных подходов в формировании механизма управления персоналом на уровне организации с учётом конкретной ситуации и специфики её деятельности.
2. Охарактеризуйте систему методов управления персоналом.
Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические:
1) административные методы - формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации;
2) экономические методы - технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;
3) социально-психологические методы - социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.
Социально-психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).
3. В чём особенность экономических методов управления персоналом?
Экономические методы управления персоналом предполагают
материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.
Использование экономических методов управления персоналом связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
Тема 3. Система управления персоналом организации

1. Сформулируйте основные цели системы управления персоналом организации.
Система управления персоналом представляет собой совокупность органов управления (должностных лиц, структурных подразделений) предприятия и организационно-информационных подразделений между ними.
Западная теория говорит, что служба управления персоналом преследует следующие цели:
1) Обеспечение организации хорошо подготовленными и заинтересованными в труде служащими;
2) Эффективное использование работоспособности, квалификации, практического опыта и мастерства всех служащих в организации;
3) Достижение максимальной отзывчивости служащих на цели и нужды организации, сближение интересов работников и ожиданий фирмы, связанные с профессиональной деятельностью;
4) Систематическое доведение до служащих политики организации и собственной политики служб управления персоналом.
Менеджмент управления персоналом нужен, в конечном итоге, для сосредоточения усилий работников на выполнении намеченных стратегий фирмы; обеспечения эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала; содействовать укреплению трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшения морального климата в коллективе.
Поскольку только плодотворная совместная деятельность коллектива гарантирует успех фирмы, конечной целью работы с персоналом является максимальное сближение ожиданий предприятия и интересов работников.
Вообще, система целей для управления персоналом может рассматривать двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на такой вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация и какие условия она стремиться для этого создать.
Очевидно, эффективность управления персоналом зависит от того, в какой степени указанные две группы целей будут непротиворечивы.
Итак, с точки зрения работника предприятия блок социальных целей можно представить следующим образом:
3
С точки же зрения администрации тот же блок целей должен включать в себя целевые задачи и условия для их решения, такие как:
3
При внимательном рассмотрении обеих ветвей блока социальных целей (персонала и организации) можно заметить, что целевые задачи непротиворечивы. Это, в свою очередь, создает объективную основу эффективных взаимоотношений данных субъектов для достижения общих целей. И хотя в качестве главной цели на вышепредставленной схеме обозначена прибыль предприятия, отправным моментов в методологии управления персоналом стало осознание того факта, что одним из важнейших условий реализации этой цели является удовлетворение социальных потребностей
2. Какие факторы влияют на определение функций управления персоналом организации?
На определение функций управления персоналом организации влияют следующие факторы:
размер организации;
специфика деятельности организации;
организационная структура;
численность персонала и соотношение категорий в нём;
уровень зрелости персонала;
корпоративная культура.
3. Назовите основные требования к специалистам кадровой службы.
Деятельность по управлению персоналом настолько многогранна, что предъявляет весьма широкие требования к человеку, избравшему ее своей профессией.
Специалист кадровой службы должен строить работу, прежде всего исходя из потребностей своей компании, а не конкретных сотрудников. Его основная задача - создание условий для использования человеческого потенциала таким образом, чтобы эффективность деятельности компании была максимальной.
Конечно, наличие психологических знаний для менеджера по персоналу необходимо, но знание одной психологии не позволит ему успешно выполнять стоящие перед ним задачи. Специалист кадровой службы должен, помимо прочего, быть хорошим управленцем, иметь экономические знания, представлять специфику деятельности различных компаний и динамику развития рынка труда; также он должен ориентироваться в трудовом законодательстве, уметь вести кадровое делопроизводство и т.д. На личностном уровне работа по управлению человеческими ресурсами предполагает наличие таких качеств, как коммуникабельность, самодисциплина, способность к самомотивации, целеустремленность, умение убеждать и т.д.
Кроме того, специалист кадровой службы должен уметь:
- практически осуществлять планирование человеческих ресурсов предприятия;
- осуществлять анализ рабочего процесса и технологических операций используемых в практической деятельности предприятия;
- эффективно осуществлять подбор персонала и осуществлять экономически обоснованную политику в области труда, заработной платы и мотивации персонала;
- эффективно взаимодействовать с основными службами предприятия по решению проблем эффективного управления персоналом;
- анализировать и оценивать эффективность деятельности сотрудников предприятия;
- анализировать уровень компетенции сотрудников предприятия для занимаемых должностей;
- разрабатывать должностные инструкции, технологические карты в соответствии с реальными производственными процессами предприятия;
- управлять мотивационной сферой персонала предприятия, направляя его на достижение высокого качества производства работ , нацеленности на конечный результат через развитие новых технологий и процедур;
- формировать и поддерживать у персонала предприятия потребности в непрерывных организационных изменениях и улучшениях отделов и служб;
- активизировать стремление совершенствования знаний и навыков специалистов управления персоналом в области совершенствования технологических процессов управления персоналом;
- осуществлять постоянное повышение экономической компетенции сотрудников управления персоналом;
- обеспечить высокую правовую компетентность в области трудовых отношений специалистов по управлению персоналом.
4. В чем заключается техническое обеспечение системы управления персоналом организации?
Основу технического обеспечения системы управления персоналом организации составляет комплекс технических средств (КТС) - совокупность взаимосвязанных единым управлением и (или) автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, вывода и представления информации, а также средств оргтехники.
КТС должен обеспечивать решение задач управления с минимальными трудовыми и стоимостными затратами, с заданной точностью и достоверностью, в установленные сроки. Эффект применения КТС в службе управления персоналом должен определяться улучшением экономических показателей работы службы в целом и отдельных ее подразделений за счет более рационального управления.
В настоящее время в техническом оснащении службы управления персоналом основным направлением совершенствования является более широкое применение высоконадежных микропроцессорных технических средств. К их числу относятся технические средства, предназначенные для сбора, передачи, хранения, накопления, обработки и выдачи пользователям результирующей информации.
В соответствии с последовательностью стадий технологического процесса преобразования информации все технические средства можно разделить на 5 групп: сбора и регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи информации.
Средства сбора и регистрации информации: устройства подготовки данных, регистраторы информации, устройства сбора информации. Назначение этой группы технических средств - преобразовывать формы информации в вид, удобный для дистанционной передачи дальнейшей обработки.
Средства передачи информации: системы телетайпной, телефонной, факсимильной связи, предназначенные для передачи информации в пространстве.
Средства хранения информации: внешние запоминающие устройства персональных компьютеров, картотеки. Предназначены для передачи информации во времени.
Средства обработки информации составляют основу КТС службы управления персоналом. Они предназначены для преобразования исходных данных в результирующую информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Средства выдачи информации: печатающие устройства, знаковые индикаторы, дисплеи и др. Они предназначены для преобразования информации в вид, удобный для восприятия человеком.
При определении состава используемых средств передачи информации необходимо учитывать характер передаваемой информации, условия передачи, объемы и допустимые сроки, удаленность источников возникновения информации от центра обработки.
Тема 4. Профориентация и подбор персонала

1. Раскройте методику отбора персонала на основе анализа документов
Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности.
На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа (анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Некоторые фирмы в дополнение к стандартным анкетам и личным листкам по учету кадров могут разрабатывать собственные анкеты, позволяющие учесть их специфику, характер должности, и выявить соответствие качеств претендента установленным требованиям.
В анкете могут содержаться вопросы об уровне квалификации, специальных, экономических и управленческих знаниях; организационных навыках (умении планировать, координировать, контролировать); характере взаимоотношений с руководителями, коллегами на прежней работе; психологических качествах, самостоятельности, принципиальности; общественной активности; причинах предыдущих увольнений.
Анкета может быть не только общей, но и специальной, нацеленной на конкретные категории претендентов, а также на освещение тех или иных сторон их биографии.
От выпускников учебных заведений нужно получать детальные сведения о составе и объеме изученных предметов, темах дипломных и курсовых работ, оценках, особенно по специальным дисциплинам, свидетельствующие при отсутствии практического опыта о способности к выполнению работы.
В то же время лицам со стажем целесообразно предложить заполнить анкету о последней должности, включающую сведения об организации, где трудился (или трудится) претендент, месте ее нахождения, продолжительности работы, способе устройства на нее, содержании служебных обязанностей, их положительных и отрицательных чертах, ответственности, окладе, руководителях и взаимоотношениях с ними, опыте управления, числе подчиненных, их функциях, проявленных инициативах, совместительстве, причинах увольнения, перерывах в стаже.
Несколько иной вид должна иметь анкета для обращающихся за работой самостоятельно. Она может содержать сведения о желаемом ее характере, уровне должности, сроках (постоянных или временных), дате начала, ограничениях по здоровью, возможности работы на выезде, службе в армии.
В отдельных случаях возможно заполнение анкеты людьми, ранее имевшими судимость, которая сама по себе не может препятствовать найму.
Анкеты сравниваются по пунктам с установленными критериями отбора, что позволяет выявить соответствие уровня образования и практического опыта характеру должности, наличие ограничений любого вида на выполнение должностных обязанностей, готовность к дополнительным нагрузкам (например, командировкам), круг поручителей, а также обнаружить факторы, которые могут помешать будущей работе.
Другим документом, который все больше и больше используется в практике современной кадровой работы, является резюме. Его назначение двояко: службе персонала изучение резюме облегчает отбор претендентов, а последним дает шанс заинтересовать в себе работодателей.
Резюме содержит личные данные (имя, адрес, телефон); краткое описание цели и причин стремления получить данную работу (2--3 строки); перечисление мест предыдущей работы и причин увольнений (в обратной хронологической последовательности); сведения об образовании (в обратном порядке); дополнительную информацию (знание языков, компьютера, наличие водительских прав, членство в разных организациях; публикации, открытия, изобретения; черты характера).
Не существует единых правил и предписаний, определяющих структуру и содержание резюме, но оно должно быть четким, конкретным, кратким, иметь объем не более одной страницы машинописного текста; больший объем свидетельствует о недостаточной избирательности и умении составлять документы.
Во многих западных фирмах не берут на работу специалистов, допустивших хотя бы одну ошибку в автобиографии, резюме или сочинении.
Представляемые кандидатом документы по вполне понятным причинам могут потребовать дополнительной проверки, поэтому в настоящее время широкое распространение получило целенаправленное наведение справок о претенденте, причем источник информации (лиц, знающих его по совместной работе или учебе) он может назвать сам. Обычно фирма сразу оговаривает право на независимую проверку кандидата, получение отзывов и рекомендаций путем письменного или устного запроса. Запросы на прежнее место работы делаются заблаговременно, прежде всего в отношении тех, кто прошел предварительный отбор.
Для этого в организацию, где в последнее время работал (или работает) претендент, направляется перечень вопросов о характере, объеме и качестве выполнявшейся работы (постоянные обязанности или разовые поручения), профессиональной пригодности, компетентности, сферах и уровне ответственности, оплате, премиях, взаимоотношениях с подчиненными и администрацией, трудовой дисциплине (виды, характер и причины нарушений), добросовестности, умении и стиле работы с людьми; причинах увольнения; состоянии здоровья; сильных и слабых сторонах с точки зрения будущей должности.
2. Какое значение имеет анализ внешности и поведения кандидата при отборе работников?
Решающую роль в формировании первого впечатления при отборе работников играет манера поведения и речи человека, его имидж: характерные позы, жесты, походка, выражение лица и глаз, голос и манера говорить. Психологи говорят, что первое впечатление о человеке примерно на 50% зависит от его внешности и манеры поведения, на 30% - от того, как он говорит, и лишь на 20% - от того, что он говорит. Это происходит потому, что мы человека сначала видим, затем слышим и лишь затем понимаем смысл сказанного им.
Учитывая указанные психологические закономерности нашего восприятия, задача консультанта по подбору персонала состоит в том, чтобы правильно проанализировать поведение кандидата в течение всего собеседования, но не торопиться с окончательными оценками.
Основываясь на следующих признаках можно оценить степень уверенности кандидата в себе, спокойствия и естественности его поведения:
- кандидат постучал он в дверь или сразу открыл и вошел (робкий будет тихо стучать, пока не услышит приглашения, а слишком самоуверенный распахнет дверь без стука и войдет, не спрашивая разрешения);
- как поздоровался (тихим, тонким, заискивающим тоном голоса, спокойным и уверенным или громким, претендующим на особое внимание);
- опоздал или пришел вовремя (аккуратный деловой человек должен приходить на 5-10 минут раньше назначенного времени);
- извиняется ли за опоздание (робкий посетитель будет смущенно оправдываться за незначительное опоздание, подробно объясняя причины, а уверенный в себе человек этого делать не будет, разве что коротко и спокойно извинится);
- как закрывает за собой дверь (поворачивается к вам спиной или закрывает, глядя на вас);
- какая у него походка, когда подходит к вам (робко семенит «на полусогнутых», по-военному чеканит шаг или идет спокойной и размеренной походкой);
- какая у него осанка (согнут «под грузом проблем», «задирает нос» или подтянут и строен).
А вот какие признаки во внешности кандидата должны насторожить специалиста кадровой службы:
- неделовой стиль одежды (спортивная одежда и обувь, одежда для отдыха или особо торжественных случаев);
- вызывающе яркая одежда и обувь (карнавальные пиджаки, яркие набивные рисунки тканей, блестящие ткани и обувь);
- массивные или многочисленные украшения у мужчин;
- дорогие ювелирные украшения у женщин в дневное время;
- несочетающиеся элементы гардероба (костюм и кроссовки, деловой пиджак и джинсы, белые носки);
- неопрятный вид;
- несоответствующая случаю сумка (большая дорожная, театральная, сетка для продуктов, рюкзак).
Каждый из этих признаков и определенное их сочетание может многое рассказать опытному психологу. Умный деловой человек, знающий этикет, постарается быть презентабельным:
- иметь преуспевающий общий вид;
- вести себя легко и естественно;
- иметь строгую деловую одежду (у мужчин желателен костюм серого, синего или коричневого цвета, а у женщин -- английский костюм, костюм из юбки и блузки или строгое платье);
- носить минимум украшений и косметики;
- женщинам иметь красивый, неяркий маникюр и макияж;
- быть опрятным и собранным;
- говорить спокойным и доброжелательным тоном;
- не нервничать и не раздражаться, если ему что-то не нравится.
Таким образом, бесспорно, внешний вид кандидата и манера его поведения на собеседовании имеет важное и, в первые минуты, определяющее значения. Поэтому, от претендента на вакантную должность требуется максимум усилий по формированию благоприятного впечатления о своей личности, а от лиц, проводящих интервью - высокий уровень объективности при оценки кандидата.
3. В каких случаях целесообразно проводить профессиональные испытания?
В системе отборочного механизма профессиональным испытаниям отводится роль одного из самых надежных методов. Между тем, признавая это, кадровики используют его гораздо реже, чем другие, объясняя это тем, что возможность применения ограничена определенными профессиональными группами (“только для малого вида профессий”).
Цель испытаний - непосредственно ознакомиться с квалификацией претендента.
Профессиональные испытания инсценируют конкретные ситуации из того поля деятельности, для которого подыскивается работник. Кандидат должен показать, как он справляется с поставленной задачей. Образ его действия оценивается несколькими квалифицированными экспертами, регистрируется по определенным критериям с целью познать типичное поведение и при этом сделать вывод, приняв во внимание и личностные качества претендента.
Для того чтобы проводить профессиональные испытания, нужно четко представлять стержень будущей профессиональной деятельности испытуемого, основные критические события, или те случаи из каждодневной практики, преодоление которых может говорить об успешности или неуспешности выполнения предстоящей работы. Например,
* руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания;
* инструктор (преподаватель) -- доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, причем, принимать во внимание индивидуальные особенности характера инструктируемого;
* продавец -- владеть методами ведения разговора;
* руководитель проекта -- целесообразно планировать задания.
Профессиональные испытания могут быть просты по своей природе, например, написание (или печатание) под диктовку письма, или составление его в соответствии с указаниями (для машинисток и делопроизводителей), или выполнение сварочного шва (для сварщиков).
К сложным относят такие профиспытания, в ходе которых необходимо определить пригодность кандидата к подготовке и проведению учебных занятий, принятию решения и др., что требует более затратного оценивания.
В ряде случаев бывает необходимо проведение комплексных профессиональных испытаний. Ими могут быть практический экзамен перед выдачей водительского листа шоферу или ситуационные задания в рамках заключительного экзамена для “конторских” работников.
В любом случае “приспособленность” профессионального испытания к критическим моментам обязательна. Если, например, будущий руководитель должен гибко реагировать на новые ситуации, в профиспытания включается как элемент “деловое поведение”. Это значит, что претенденту на руководящую должность необходимо исполнить не просто “нечто знакомое”, а фактически справиться с новой постановкой проблемы.
Непродолжительные профессиональные испытания могут быть проведены в ходе собеседования. Тому, кто, например, нанимается на должность продавца, интервьюер может предложить во время разговора ролевую игру, где он выступает как покупатель.
Тема 5. Адаптация

1. Чем характеризуется первичная и вторичная адаптация?
Выделяются два направления адаптации:
первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).
2. Какие факторы влияют на социальную адаптацию работников?
Успешность процесса социальной адаптации определяется целым рядом факторов, которые можно сгруппировать следующим образом.
Социально-гигиенические факторы, к которым относятся условия труда, техника безопасности и охрана труда работников и т. д.
Социально-психологические факторы, обусловленные уровнем развития корпоративной культуры, социально-психологическим климатом, стилем руководства, системой морального поощрения и т. д.
Личностные факторы, связанные с социально-демографическими особенностями адаптантов (пол, возраст, национальность), а также с субъективными характеристиками личности: мотивами, интересами, ценностной ориентацией, деловыми и личными качествами.
3. Охарактеризуйте адаптационный период ассимиляции.
Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - применительно к адаптации персонала - усвоение и слияние нового работника с существующими законами, традициями и порядками организации, с её корпоративной культурой. Т.е., полное приспособление работника к новым условиям работы.
Тема 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

1. Какие факторы обуславливают необходимость обучения персонала?
Обучение - это упорядоченный опыт научения, направленный на развитие способностей до уровня специфических умений, знаний или установок. Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия и организационного развития обусловлено следующими тремя факторами.
1. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации. Успех на пути достижения важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен ос стратегических целях и насколько он заинтересован и подготовлен к работе по их достижению.
2. Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации. Обучение является важнейшим инструментом, с помощью которого руководство получает возможность оказывать влияние и повышать потенциал человеческих ресурсов, способствуя успешному достижению целей организации.
Обучение способствует расширению возможностей работника, как профессиональных, так и личностных, повышая тем самым его профессиональную ценность, развив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.