Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Кризис современной культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ПРОБЛЕМ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» 5
2 ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ПРИЧИН В РАБОТАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ШПЕНГЛЕРА 10
3 КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В истории  особую остроту проблемы культуры приобретали  в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить  сознание общества.
В настоящее  время актуальной темой стала  проблема современного кризиса культуры и его первопричин. В работах  ученых картина кризиса дается, как  правило, на основе анализа современных  реалий — морали, религии, искусства, массовой культуры, наука и техники. В поисках же конечных, "метафизических" причин кризиса выделяются основания  культурно-типологического порядка. Подчеркивается роковая связь сегодняшней  ситуации с исторически сложившейся  спецификой культуры Нового времени: ее рационалистическим характером, утилитарно-деятельным отношением к миру, далеким от созерцательности, индивидуалистическим типом личности и т. д.
Сама ситуация кризиса изменила ракурс видения  культуры, а знакомство с новыми открытиями гуманитарного знания, исследующих  различные феномены культуры, привело  к крушению традиционных постулатов европоцентризма, панлогизма, "линейного" историцизма и др. в истолковании истории культуры. Кроме того, расширился интерес вообще к нерефлексивным факторам культурной жизни, что усилило позиции иррационализма и субъективизма в концепциях культуры. Соответственно усиливаются и позиции идеализма, для которого экономические, политические и социальные факторы в истории культуры, составляющие объективную основу для культурного творчества, сами являются следствием ситуации в "истории Духа".
Философия культуры XX века — это преимущественно  выражение культурного самосознания западного общества. Это живой, эмоциональный  отклик на современную жизнь, а не холодное, демонстративно отстраненное от объекта, академическое размышление  о культуре, которая уже состоялась Они поражают неожиданностью ракурса и глубиной прозрения, искренней тревогой за настоящее и будущее культуры, умением мгновенно откликаться на тревожные сигналы времени, близостью к проблемам реальной жизни людей и, как правило, доступностью своих текстов для массового читателя. Некоторые работы пессимистичны в своих выводах, другие достаточно оптимистичны, но главная их заслуга не в решении всех проблем культурной жизни, а в постановке этих проблем, в формулировании вопросов, на которые еще предстоит искать ответы.
Из множества ярких  имен в истории культуры XX века выделим  Освальда Шпенглера и его труд «Закат Европы».
 

1 ОБЗОР ПРОБЛЕМ  КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ  В РАБОТЕ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА  «ЗАКАТ ЕВРОПЫ»

Освальд Шпенглер (1880— 1936) — одна из самых драматических  и противоречивых фигур в философии XX века; В работе "Закат Европы", которая стала почти бестселлером, он заглянул дальше своих современников, дав положительный импульс к  развитию многих областей знания. Но сегодня  практически у него нет последователей, только критики. Причина этого не только в откровенном консерватизме, но и в теоретико-методологических основах его концепции.
Определив цель своего исследования: "предопределить историю... проследить судьбу западноевропейско-американской культуры в ее еще не истекших стадиях", — Шпенглер выступил против концепции единого всемирно-исторического прогресса. "Человечество", "прогресс", по его мнению, пустые слова, которые надо устранить из круга исторических проблем, и тогда глазу откроется поразительное богатство "действительных форм" культурной жизни.
История и  культура у Шпенглера не дифференцируются. История предстает как "мир-как-история", которая охватывает все лики и  движения жизни в их глубочайшем  значении и становлении. Сама жизнь  есть бесконечное зарождение и гибель культур, а их существование в  разные времена и на самых отдаленных территориях планеты, для Шпенглера, свидетельство не единого мирового исторического процесса, а единства проявлений жизни во всем ее многообразии.
Шпенглер  выделяет в мировой истории восемь культур, достигших предельной полноты  осуществления своих возможностей: Египет, Вавилон, Китай, Индию, античность, а также арабскую культуру Средневековья (объединяет ее с византийской), мексиканскую культуру (майя) и культуру Западной Европы (начиная с Х века). Каждая из этих культур отличается глубиной и совершенством самовыражения своей души, чистотой языка своих форм. Отказавшись от европоцентризма, Шпенглер оставляет в качестве главного объекта исследования культуру Европы. С ней он духовно связан, болеет за ее современное состояние и пытается предсказать западноевропейской культуре будущее.
Все культуры, по Шпенглеру, "живые существа высшего  ранга", которые проходят все этапы  эволюции любого живого организма: детство, юность, возмужалость, старость. На огромном историческом материале Шпенглер создает  грандиозную картину жизни и  развития разных культур, иллюстрируя  свою теорию круговорота в культурно-историческом процессе. Жизнь культуры, по его  мнению, есть история "души культуры". Каждая культура при этом, "обнаруживает глубоко символическую и почти  мистическую связь с пространством, в котором и через которое  она ищет самоосуществления". Способ существования культуры в этом пространстве определяет "стиль культуры, "стиль" ее души как только ей присущий способ внешнего проявления. Это мысли и поступки людей, их нравы и умонастроение, выбор видов искусств, и форм общения и т.д.
Шпенглер  выделяет некоторые образы-символы, которые являются как бы первофеноменами разных культур, определяя смысловое значение всех проявлений культурной жизни. Таковы например, "дорога", таящая в себе неведомую даль (Египет); статуарность "тела" (античность); щемящее чувство от бесконечного "пространства" (Западная Европа) и т. д.
Предложенные  Шпенглером образы-символы — это, чаще всего, воплощение переживаний, связанных  с впечатлениями от произведений искусства, и в этом своем значении они точны и выразительны.Слабой стороной его теории явилось и предельное обезличивание культурных процессов: индивидуальны только культуры как целое, но индивидуальность человека не играет абсолютно никакой роли.
Согласно  Шпенглеру, на последнем этапе своей  эволюции, круговорота, культура превращается в цивилизацию. Цивилизация — это "органически-логическое следствие, завершение и исход культуры. Цивилизация—неизбежная судьба культуры". Характеризуя этот этап "умирания" культуры, он отмечает его главные черты: город вытесняет деревню, народ превращается в массу; человек теряет связь с природой, с культурным творчеством, ему свойственны утрата религиозности, благоговения перед культурными традициями — на первый план в его жизни выходят инстинкты, жажда денег, холодный ум. Происходит обесценивание человеческой личности, утверждается "величие денег — в руках твердых духом. натур практического пошиба".       
Кризис культуры, по Шпенглеру, — это простое вхождение  ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. Вот почему римляне были варварами, не начавшими  великий подъем культуры, а завершившими его. «Бездушные, без всякой способности  к философии и искусству, с  животными инстинктами, с исключительной погоней за материальным успехом, римляне  стоят на границе между эллинской  культурой и ничем».
Согласно  Шпенглеру, кризис не есть стадия перед  новым процветанием, он — завершение цикла, окончательное угасание культуры. В его трактовке переход от культуры к цивилизации в античном мире осуществлялся в IV в., а на Западе в XIX в. Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации. Дух денег проникает во все исторические формы народного бытия, и даже захватывает искусство.
Когда возникает  кризис в культуре? Шпенглер считает, что он наступает тогда, когда  ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого  культура вновь возвращается в объятия  первобытной души.
Протекание  культуры неверно представлять как  плавный, спокойный процесс; оно, ее живое бытие, есть напряженная, страстная  борьба: внешняя — за утверждение  ее власти над силами хаоса и внутренняя — за утверждение ее власти над бессознательным, куда укрывается, злобствуя, хаос.
Когда же эта  цель достигнута, вся полнота возможностей культуры осуществлена, тогда, по Шпенглеру, культура внезапно костенеет, умирает. Силы культуры надламываются — она  становится цивилизацией. В таком  виде культура может существовать еще  в течение столетий, подобно отжившему  свой век великану в первобытном  лесу, простирающем вокруг отсохшие ветви. Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой молодую арабскую культуру Востока. И Шпенглер заключает: таков смысл всех эпох заката в истории.
И все же работа О. Шпенглера "Закат Европы" — одно из самых  интересных культур-философских исследований XX века, и оно оказало существенное влияние на западную философию культуры и культурологию в целом.

2 ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСА  СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО  ПРИЧИН В РАБОТАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ  ШПЕНГЛЕРА

Английский  историк и философ А. Тойнби (1889—1975) поддерживал идею циклического развития множества культур в истории  человечества. Он утверждал, что тезис  о единстве всемирно-исторического процесса — великое заблуждение. По Тойнби, всемирная история представляет собой совокупность историй самостоятельных "цивилизаций". Последние — своеобразные "культурно-исторические монады", то есть автономные культурные образования, проходящие в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего каждое гибнет и уступает место другому. Однако, в отличие от Шпенглера, Тойнби допускал, что в жизни всех этих цивилизаций есть связующие звенья, обеспечивающие поступательное развитие рода человеческого, его духовное совершенствование.
Тойнби, многое заимствуя у Шпенглера, видел однако существенное отличие своих теоретических построений. Тойнби профессиональный историк, претендующий на точное, конкретное обоснование Теоретических обобщений эмпирическом материале — пытался вывести некоторые "эмпирические законы" повторяемости культурно-исторического развития, позволяющий” предвидеть будущее. Одним из таких законов Тойнби является закон "Вызова-и-Ответа", согласно которому каждый шаг вперед в развитии цивилизации связан с адекватным Ответом на Вызов исторической ситуации. Тойнби констатирует способность человеческой личности влиять на ход событий, так как подобный адекватный "Ответ" — заслуга "творческого меньшинства", которое выступает носителем мистического "жизненного порыва" Своеобразие Вызовов и Ответов определяет специфику каждой цивилизации, ее ценностных ориентации и мировоззренческих концепций. Оказавшись однажды неспособной решить очередную задачу творческая элита превращается в "господствующее меньшинство", которое утверждает свою власть уже не авторитетом, а силой. Масса же населения в этом случае становится "внутренним пролетариатом", который и разрушает цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения или естественных катаклизмов.
В какой-то мере с идеей многолинейного развитие культур Шпенглера пересекаются и культурфилософские воззрения А. Швейцера. Альберт Швейцер (1875—1965) — великий гуманист XX века, человек-легенда в современном западном мире. Будучи Глубоким мыслителем, он жил на манер древних мудрецов: не отделял своих взглядов от поступков. Швейцер предложил новый образ личности и соответствующий образ жизни, проверив его своей собственной жизнью. Его называли "гением человечности", но для многих он остался непонятным чудаком, который в 30 лет бросил вполне благополучную жизнь и карьеру музыканта искусствоведа, теолога и философа — и получив медицинское образование, уехал врачом в Экваториальную Африку ради "служения человеку". Этот поворот судьбы неразрывно связан с его философскими взглядами.
Швейцер - философ был близок "философии жизни" в понимании культуры, но и достаточно оригинален в истолковании причин кризиса западноевропейской культуры Главной чертой кризиса он считал господство материальной жизни над духовной, общества над человеком, обезличивание и деморализацию последнего, так как человек попадает в современном обществе в зависимости, организующие его "бездумье", обращающие во зло его добрые намерения. Человек становится воплощением слепой воли, которая растоптала последние остатки человеколюбия, и заставляет человека обслуживать совершенные средства уничтожения людей, не разбирая воевавших и не воевавших.
Причина такого трагического состояния европейской  культуры коренится, по мнению Швейцера, в распространении ошибочного мировоззрения, которое неверно трактовало смысл культуры, сближая ее с безличными явлениями естественной эволюции и не уделяя должного внимания этическому моменту в культурном процессе. "Культура, — пишет Швейцер, — совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида. Стремление к прогрессу человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое утверждает мир и жизнь как нечто само по себе ценное".
Своеобразно представлена "философия жизни" в трудах еще одного знаменитого  культурфилософа XX века Й. Хёйзинги. Голландский историк и культфилософ Йохан Хёйзинга (1872—1945) — автор так называемой "игровой концепции" культуры. В своем фундаментальном труде "Homo Ludens. В XX веке, утверждает Хейзинга, происходит почти полная утрата игрового элемента, культура становится слишком серьезной, и потому сегодня налицо все признаки упадка. Одним из таких признаков является, например, "пуэрилизм" (ребячливость) современного западного общества, когда происходит смешение мнимой серьезности и неправильно понятой игры. Это, с одной стороны, бесконечная псевдосерьезная политическая возня (предвыборные компании, интриги, падения кабинетов и т. д.), а с другой — распространение игр, которые перестают быть просто развлечением (профессиональный спорт).
Осуществляя "диагностику зла нашего времени", Хейзинга отмечает, что отсутствие подлинной благородной игры деформирует личность, отвращает ее от разума. Происходит иррационализация культуры, поворот к культуре инстинкта. Игровая концепция культуры Хейзинга, в определенной мере, дерзкая гипотеза гуманиста, который на собственном опыте знал страшную сущность фашизма и пытался защитить личность в современном мире.
 

3 КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ  ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.