Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад История соцпедагогики

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Красавица в автобусе сидела у окна, 
И с завистью вздохнула я: «Мне стать бы как она», 
Но девушка на выход поднялась, заковыляв, 
И вдруг я поняла: она идёт на костылях. 
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю, 
Есть две ноги, и мир я благодарно принимаю. 
  
  
Я заболталась с продавцом, он был умён, красив, 
Ещё раз за покупками зайти он пригласил. 
Он мне сказал: «Дай Бог здоровья Вам на много лет, 
Как жаль, что я не вижу Вас, я от рожденья слеп». 
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю 
Я зрячая. И мир я благодарно принимаю. 
  
  
Прелестный мальчуган, как изваяние само, 
Сидел не двигаясь, и я сказала: «Мальчик мой! 
Что ж ты один? Твои друзья играют за углом». 
Но безучастно он сидел. Я поняла: он глух.. 
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю, 
Я слышу жизнь. И мир я благодарно принимаю. 
  
  
Есть ноги. Я могу бродить наедине с собой. 
Восторженно глаза глядят на небо голубое. 
Есть уши. И я слышу рокот дальнего прибоя. 
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю, 
Благословенна я и мир с Любовью принимаю. 
 
 
 
Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии1 - интегративной области научного знания, соединяющей клинико- физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Таким образом, генетические и исторические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили ее более тесную, по сравнению с другими областями общей педагогики, связь со смежными - медицинскими и психологическими – дисциплинами.  
 
Исторически первыми возникли и начали развиваться в начале XIX века отечественная сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика, и именно с этих разделов началось становление интересующей нас области педагогики.  
 
Тесно связанные с медицинскими и психологическими дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика были изначально направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления его нарушений у аномального ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько возможно, самостоятельной жизни. Понимая, сколь существенно расхождение линий биологического и культурного развития аномальных детей, основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу задаче культурного развития и преодоления его нарушений у детей посредством специального обучения и воспитания.  
 
Закономерен предпринятый на этом этапе анализ зарубежной литературы и накопленного в странах Западной Европы практического опыта обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Характерным в это время является стремление к творческому осмыслению (но не прямому заимствованию) методологических, теоретических и методических основ оформляющихся на Западе систем воспитания и обучения аномальных детей.  
 
Уже на исходном этапе своего развития коррекционная (специальная) педагогика направлена на целостное изучение аномального ребенка. Ей свойственно понимание детской психики как живой развивающейся системы, поэтому выявляемый у глухого, слепого, умственно отсталого ребенка уровень психического развития и характерный комплекс его нарушений не воспринимается педагогами как неизбежная данность. Свидетельством чему являются их поиски путей и методов обучения, способных привести и к преодолению (в той или иной степени) вторичных нарушений психического развития, и к продвижению ребенка в развитии в целом.  
 
Настойчивые попытки педагогов-дефектологов преодолеть немоту глухого, нарушения пространственной ориентировки слепого, социальной компетенции умственно отсталого ребенка являются показателем их убежденности в том, что данные нарушения психического развития могут преодолеваться посредством особого обучения и воспитания. Практические достижения в преодолении последствий глухоты, слепоты, умственной отсталости, формировании тех или иных знаний и культурных навыков осмысливаются педагогами как достижение в раскрытии доли потенциальных возможностей детей, продолжающих оставаться в целом непознанными и не раскрытыми в силу несовершенства специального обучения.  
 
Выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений осмысливается в проекции условий его обучения и воспитания. Поиски в области содержания специального обучения подчинены на исходном этапе задаче определения возможного и необходимого (в конкретных социо-культурных условиях жизни общества), уровня образования детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и их подготовки в специальных образовательных учреждениях к взрослой, насколько возможно самостоятельной, жизни.  
 
Крупным достижением дореволюционного этапа стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей.  
 
На следующем этапе развития, который соотносится с временем становления и укрепления советского государства, коррекционная (специальная) педагогика расширяет сферу своих исследований и область их практического применения.  
 
Интенсивно развивается теория и практика логопедии. Осмысливается введенное Л.С.Выготским понятие «структура нарушения» применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи. Разрабатывается и обосновывается подход к построению психолого- педагогической классификации данной категории детей, позволяющей педагогу ясно представить себе системный характер и иерархическую организацию нарушений высшей психической функции, влияние этого нарушения на общее развитие ребенка. Такого рода классификация рассматривается как необходимый логопеду инструмент для построения системной коррекции нарушенной функции в контексте общего развития ребенка. Разрабатываются подходы к системной коррекции нарушений речи, различных по своей этиологии, характеру, степени выраженности и времени возникновения.  
 
Проблема изучения процессов развития и обучения детей с частичным расстройством функций слухового анализатора (слабослышащих) рассматривается в контексте культурно- исторической теории Л.С.Выготского и изначально ставится как общая для коррекционной (специальной) педагогики проблема понимания качественного своеобразия развития детей «с частичным дефектом», обуславливающего необходимость построения качественно иной системы их специального обучения и воспитания.  
 
Было доказано, что картина развития ребенка с частичным нарушением слуха является качественно отличной от картины развития глухого ребенка. Разрабатывается психолого- педагогическая классификация детей с нарушенным слухом, определяющая необходимость дифференциации систем обучения глухих и слабослышащих детей. Выдвигается гипотеза об аналогичной сложности и качественном своеобразии картины развития слабовидящего ребенка в сравнении со слепым, и, соответственно, о необходимости качественных различий в их обучении и воспитании.  
 
По мере накопления успешного опыта развития и обучения «аномальных» детей все более очевидной для педагогов-дефектологов становится ведущая роль специального обучения в развитии ребенка. Закрепляется традиция оценивать выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений в проекции условий его обучения и воспитания.  
 
В конце 50-х – начале 60-х гг. советская система специального образования, охватывает уже не только детей с нарушенным слухом (глухих и слабослышащих), зрением (слепых и слабовидящих), умственно отсталых, детей с тяжелыми нарушениями речи, но и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.  
 
Крупным достижением советского периода стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста. Были созданы восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата); разработаны шестнадцать типов специального обучения. Возникли специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства педагогического воздействия.  
 
Достижением данного периода является развитие специальной дидактики обучения «аномальных» детей, определившей необходимость: постановки коррекционных задач и разработки специфичных разделов содержания обучения, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся детей; создания "обходных путей" и применения специфичных средств обучения; индивидуализации обучения; особой организации образовательной среды; расширения образовательного пространства за пределы учебного заведения; пролонгации процесса обучения; необходимости взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и др.  
 
В культуре специального обучения укореняется принципы вариативного инструктирования ребенка и последовательного усложнения инструкции; обеспечения речевого и наглядного уровней решения одной и то же учебной задачи с возможностью перехода от одного уровня к другому; многократной вариативности видов упражнений одного типа; принцип усложнения материала для решения учебной задачи по одному параметру; минимальный размер «шага» при переходе от одного уровня сложности к другому; построение системы учебных заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня, построения системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи и др.  
 
Коррекционная (специальная) педагогика накапливает опыт разработки эффективных «обходных путей» развития детей с сенсорными нарушениями. Раннее (с 2-3 лет) обучение глухих детей грамоте применяется как «обходной путь» развития их словесной речи; обучение глухого ребенка регламентировано замещать неправильно произносимые или еще не поставленные звуки позволяет «обойти» его ограниченные произносительные возможности и не сдерживать развитие устной речи. В обучении слепого ребенка письму и чтению продолжает применяться точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет «обойти» ограничения в освоении чтения и письма, обусловленные глубоким нарушением зрения и др.  
 
Поиски в области содержания специального обучения аномальных детей школьного возраста осуществлялись в условиях необходимости исполнения Закона о всеобуче, ориентации государства на цензовый характер специального образования и глубокой убежденности педагогов-дефектологов в том, что потенциальные возможности аномального ребенка в области развития познавательной деятельности и словесной речи чрезвычайно велики. Доступность общего образования для аномального ребенка, его достижения в области развития познавательной деятельности и словесной речи начинают в это время осмысливаться в качестве главной ценности специального образования.  
 
Усилия исследователей были направлены на решение уникальной задачи, не ставившейся перед педагогикой ни в одной другой стране мира – доказать возможность получения аномальными детьми образования, сопоставимого по уровню с образованием их нормально развивающихся сверстников. Сначала эта задача решается в объеме начального, затем - неполного среднего, и, наконец, - полного среднего образования «аномальных» детей, за исключением умственно отсталых и детей со сложной структурой нарушений.  
 
Закономерно, что основное внимание уделялось методам развития познавательной деятельности и словесной речи, разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность получения цензового образования, созданию педагогических технологий предупреждения и коррекции нарушений психического развития вторичной природы.  
 
Таким образом, к концу 70-х гг. – началу 80-х гг. научные поиски и практическая работа большинства педагогов-дефектологов, работающих с детьми школьного возраста, оказываются подчиненными задаче цензового образования аномальных детей, уровень и объем которого в СССР к этому времени являлся значительно более высоким, чем в других развитых странах. В тоже время реализованное на практике стремление обеспечить учащимся специальных школ сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень общеобразовательных («академических») знаний закономерно привело к оттеснению на второй план важнейших задач личностного, социально-эмоционального развития и коррекции его нарушений у детей на всех этапах школьного возраста.  
 
В это же время дошкольная коррекционная (специальная) педагогика исурдотифлопедагогика, не связанные цензом направляют свой научный поиск и практическую работу на разрешение задачи максимально возможного развития ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром. Именно в дошкольной специальной (коррекционной) педагогике сохраняется в полной мере исконная ценностная ориентация специального обучения и воспитания на культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных нарушений, нормализацию его взаимоотношений с окружающим миром, личностное становление дошкольника. Разработка научно-методических основ систем специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития строится в соответствии именно с этими ценностными ориентациями.  
 
Результаты исследований и практические достижения дошкольной коррекционной (специальной) педагогики советского периода позволили переосмыслить понятие «своевременное» начало специального обучение и существенно изменили представления о потенциальных возможностях развития и обучения аномального ребенка. Своевременным теперь считается начало специального обучения ребенка в возрасте от двух до трех, а для умственно отсталых детей – с 4 лет. Доказано, что при условии своевременного и адекватного специального обучения дошкольника можно обеспечить амплификацию его развития, достижение более высокого уровня общего развития и коррекции нарушений вторичной природы. Дошкольная специальная педагогика доказывает необходимость контролировать продвижение ребенка по всем линиям развития в процессе его специального обучения.  
 
Сурдотифлопедагогика внесла весомый вклад в разработку теории и практики специального обучения ребенка с выраженными нарушениями развития применительно к ранним этапам онтогенеза, что оказало позитивное влияние на развитие всей дошкольной коррекционной (специальной) педагогики.  
 
Крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является разработка научных основ раннего (теперь уже с первых месяцев жизни) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.  
 
Исторические и генетические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили устойчивость традиции разработки систем специального обучения и воспитания на основе научных представлений, складывающихся благодаря интеграции данных клинико- физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов развития и обучения каждой категории детей. Примером развития этой традиции является разработка подхода к раннему специальному обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом, впервые позволяющего обеспечить части детей максимально близкий к возрастной норме уровень общего развития и введение процессов развития словесной речи в нормальное русло. Разработка теоретических основ этого подхода базируется на интеграции данных о роли сенсорной депривации в психическом развитии ребенка; сензитивных периодах становления высших психических функций; ведущей роли обучения в развитии ребенка; основах специальной дидактики; представлений о разрешающих возможностях современных слуховых аппаратов и роли раннего слухопротезирования.  
 
Результаты и перспективы данного направления исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.  
 
В целом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.  
 
Приоритетными направлениями исследований являются:  
 

    создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и гибкой системы ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; 
    разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; 
    переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержание специального обучения, 
    разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, 
    разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения, 
    разработка содержания и методов психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, 
    разработка технологий взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе образования; 
    разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. 
    Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его целостного системного осмысления. 
 
Одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности современной  коррекционной (специальной) педагогики как области научного знания является понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия  открывает возможность опережающего проектирования общей модели системы  специального образования нового типа, на основе которой можно проектировать  пути ее реализации применительно к  обучению разных, ранее не охваченных системой специального образования  категорий детей, а также совершенствовать ранее созданные системы. 
 
 
 
 
 
12 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ
Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим  недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
Дискриминация распространялась даже на представителей привилегированных  сословий, ребенок из богатой семьи  мог быть лишен всех привилегий по причине неполноценности или  не привлекательной внешности. Изменения  в существовавшем положении вещей  пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали  появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых  идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего  положения вещей происходило  медленно и трудно. Только в XII в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.
В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.
Однако в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.
В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный  путь по изменению отношения к  инвалидам, Русь переняла вместе с христианством  и систему монастырской благотворительности.
Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран  была признана необходимость государственной  помощи людям, имеющим отклонения в  развитии.
13 ВТОРОЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ
Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями  развития принято считать временной  интервал с Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями  развития от осознания необходимости  заботы и милосердия по отношению  к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения. Эпохи Возрождения и  Реформации характеризуются широким  распространением идей гуманизма, что  в сочетании с урбанизацией, развитием  образования и книгопечатания и  другими благоприятными факторами  приводит к изменению отношения  общества к людям с нарушениями  развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки  обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.
Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации  специального образования для людей  с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение  взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о  судьбе этой категории людей, в итоге  в ХУ!!! в. были основаны школы для  детей с нарушениями зрения и  глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию  Великой французской революции  дает обществу новый взгляд на людей  с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.
В России начало второго  периода эволюции пришлось на времена  царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось  как следствие развития цивилизации  под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс  получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние  отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще  не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности  обучения инвалидов.
Отношение к людям с  нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях  специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.
Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо  позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
Соответственно, последующее  развитие изменения отношения к  инвалидам имеет различные для  России и Западной Европы последствия.
14 ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ
Начало третьего периода  эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание  периода – на начало ХХ в. И в  России, и в Европе осознание необходимости  создания системы образования людей  с нарушениями развития возникает  вследствие принятия странами законов  о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
Развитие специального образования  на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового  обучения здоровых детей и детей  с нарушениями развития привело  к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных  условий. Обучению подлежат дети с нарушениями  слуха и зрения и умственно  отсталые дети. Признание права детей  с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования. Таким образом, на этом этапе можно  говорить о возникновении и становлении  специального образования как о  результате взаимодействия государственных  и негосударственных учреждений образования.
В России начало третьего периода  эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности  и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного  права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей  с нарушениями слуха и зрения.
Однако еще нельзя говорить о развитии специального образования  в рамках государства, так как  специальное образование не имеет  правовой и нормативной базы и  не включено в государственную область  финансирования.
После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.
Таким образом, в России становление  специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом  государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.
15 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ
Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями  развития принято считать временной  интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.
Этот период характеризуется  повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных  учреждений для детей с нарушениями  развития, расширением возрастных рамок  специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение  своего развития уже после окончания  Второй мировой войны.
Пережив эпоху фашизма, человечество пришло к переосмыслению ценности человеческой жизни в пользу приоритетов личности над приоритетами общества. В контексте  этого подхода изменилось и отношение  к людям с ограниченными возможностями. Был принят ряд правовых документов, защищающих права человека, в том  числе и лиц с нарушениями.
На фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной  педагогики: идет активное изучение методов  диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
В России этот период носит  противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что  наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство  препятствует расширению системы специальных  образовательных учреждений.
С одной стороны, государство  ставит перед наукой дефектологией  задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и  расширения сети специальных образовательных  учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в  раздувании масштабов проблемы и  запрещает дальнейшее расширение специальной  образовательной системы, что объясняется  существованием государственной установки  о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.
16 ПЯТЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К  РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ  К ИНТЕГРАЦИИ
Пятым периодом эволюции изменения  общественного отношения к людям  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности считается отрезок  времени с 1970-х гг. по настоящее  время. Этот период характеризуется  общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам  – расовым, половым, религиозным  и т. д.
Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения  к различиям, существующим между  людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с  нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек  должен существовать в обществе и  среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его  прав.
Основным направлением специального образования является интеграция человека с ограниченными возможностями  здоровья и жизнедеятельности в  общество. В то же время на Западе широко распространено существование  поселений для людей с глубокими  нарушениями развития (например, «кемпхиллские  деревни»), создатели этих сообществ  считают такую модель организации  жизнедеятельности людей с ограниченными  возможностями оптимальной и  для самих людей с ограниченными  возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.
В нашей стране наступление  пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а  стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике  именно нашей страны.
На современном этапе  развития цивилизации существует много  медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики  и коррекции недостатков развития, таких как возможность имплантации, пересадки органов и создание искусственных; создание лекарственных  средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков  развития; совершенствование диагностических  технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление  ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый  ряд общественных и религиозных  организаций, считающих это вмешательство  в жизнь человека нарушением его  прав родиться и жить таким, каким  его создал Бог.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тенденция развития коррекционной  педагогики в отечественной педагогике


Библиографическое описание: Дубских А. В. Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике [Текст] / А. В. Дубских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 53-56.
Современная педагогика переживает период активного методологического  обновления, переосмысления своих оснований, совершенствования понятийно- категориального  аппарата, поиска новых средств анализа  и представления педагогической реальности. В значительной степени  это относится к отечественной  теории и практике обучения детей  с особыми воспитательными и  образовательными потребностями. Развитие науки связано в немалой степени  с изменениями в понятийно- терминологическом  аппарате, в семантике профессиональной лексики. Отечественная коррекционная  педагогика находится на этапе серьезного методологического переосмысления. Оно касается прежде всего обозначения  самой науки, которую определяют как "теорию и практику специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в  обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств  затруднительно или невозможно" [1, с. 5].
История становления  и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли  научного знания чрезвычайно непродолжительна. Если история возникновения отечественной  системы специального образования  составляет чуть более полувека (ее начало приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а ее окончательное оформление происходит в советский период), то отдельные отрасли специального обучения, такие, например, как обучение детей с задержкой психического развития, насчитывает лишь 20-25 лет. Следовательно, появление собственно коррекционной педагогики, занимающейся изучением теории и практики образования детей и подростков, испытывающих временные затруднения в освоении образовательных программ и проявляющих девиации в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса, можно отнести ко второй половине XX в[2, с. 31].
Термин «педагогическая  коррекция» в российской педагогике утвердился на рубеже XIX-XX вв. В это  же время начинается целенаправленная работа по предупреждению и преодолению  отклонений в развитии и поведении  детей и подростков. Государственная  же политика по призрению беспризорных детей и подкидышей начинает формироваться  уже в XVIII столетии. Современная отечественная  педагогика довольно активно (и иногда не совсем корректно) пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия  социокультурной ситуации, временных  параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот  факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки  и практики ведет к крупным  просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности.
В конце 80-х - начале 90-х гг.XX столетия в связи с  кардинальными переменами в социально-политической жизни страны возникла острая необходимость  переосмысления всей ситуации, сложившейся  в социально-педагогической и образовательной  сферах государства. Детальному анализу  подверглась и область специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое  осмысление этой специфической области  педагогического знания, глубокий историографический анализ накопленного опыта дали возможность  четко обозначить предмет и объект деятельности специальной педагогики.
Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет  и самостоятельная область педагогического  знания стал использоваться в целях  обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности  в образовательных учреждениях  общего назначения. В данном случае понятие «коррекция» относится  прежде всего к социальной и образовательной  среде общеобразовательной школы, которая дискомфортна для определенного  круга детей, испытывающих школьную дезадаптацию, имеющих задержку в  общем развитии и девиации в поведении.
В качестве понятия, обозначающего самостоятельную  область педагогического знания, термин «коррекционная педагогика»  появляется в работах Г. Ф. Кумариной (1988) и определяется как область  педагогического знания, предметом  которого является разработка и реализация в образовательной практике системы  условий, предусматривающих своевременную  диагностику, профилактику и коррекцию  педагогическими средствами нарушений  социально-психологической адаптации  индивидов, трудностей в освоении соответствующих  возрастным этапам развития социальных ролей[5, с. 255].
В середине 90-х гг. понятие «коррекционная педагогика»  все чаще используется в области  профилактики, психолого-коррекционной  и коррекционно-педагогической работы с девиантными подростками, детьми группы риска. В качестве задач коррекционной  педагогики в области предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении подростков обозначаются задачи своевременного выявления основных дефектов и недостатков в развитии учащихся, в их знаниях, умениях и  навыках, поведении, отношении к  обществу; установление причин, их вызвавших; нейтрализация и устранение этих причин; адаптация и реабилитация отстающих учащихся.
Однако еще в  начале столетия В. П. Кащенко отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать  ее возможно прежде всего педагогическими  мероприятиями, т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность. Это не означает игнорирования  медико-биологических аспектов, ровно  как не умаляет значения совершенствования  общественных отношений всей среды, в которой происходит становление  и развитие личности.
В любом случае, подчеркивал ученый, «учителю приходится иметь дело с различными случаями детской исключительности, со сложными или с более легкими отклонениями от нормы, и работа даже с этой категорией детей будет идти безусловно успешнее, если педагог сможет учесть богатый  опыт специальных медико-педагогических учреждений, если он, по мере сил и  возможностей, будет учитывать требования коррекционной педагогики». Обосновывая  сущность и задачи коррекционной  педагогики, В.П.Кащенко отмечал, что  возникла она как самостоятельная  ветвь общей педагогики, потому что  оказалось совершенно неизбежным выделение  некоторой вполне определенной категории  детей из нормальной школы. Коррекционная  педагогика строит свою работу на внимательном учете разных типов исключительности, стремится в своих требованиях  к ребенку исходить из его индивидуальных интересов, учитывать его индивидуальные силы, в учебно-воспитательном процессе опирается на принцип педоцентризма. Уже в то время «коррективная  педагогика» задумывалась ученым как  руководство, как учебное пособие  для широкого круга учителей, воспитателей, специалистов-дефектологов, родителей  детей с недостатками характера  и дефектами в поведении.
В целом отечественная  специальная (коррекционная) педагогика формируется в русле тенденций  развития общей педагогики. По этому  поводу замечательно сказал в свое время Л.С. Выготский: "...широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Вся проблема чрезвычайно проста и ясна. Никто  и не вздумает отрицать необходимость  специальной педагогики. Нельзя сказать, что нет специальных знаний для  слепых, для глухих и умственно  отсталых. Но эти специальные знания и выучку нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная  педагогика должна быть растворена в  общей деятельности ребенка" [3, с. 56].Последнее десятилетие в развитии коррекционной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин дефектология в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования  лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину дефектология и в большей мере применительно  к науке использовались также  два тесно связанных между  собой понятия понятие коррекционная  педагогика и коррекционная психология.
Современная коррекционная  педагогика исходит из того, что  о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где  и когда возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным  нормативам успешности, установленным  в обществе нормам поведения и  общения, т. е. когда налицо ограничение  социальных возможностей. Поэтому коррекционная  педагогика пользуется такими терминами, как лицо с ограниченными возможностями, а применительно к обучающимся  – лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение  возможностей участия человека с  отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения.
Итак, объектом коррекционной  педагогики является специальное образование  лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Проблема формулирования объекта коррекционной педагогики активно изучалось и продолжает изучаться ведущими педагогами современности. Именно адекватное выявление объекта  коррекционной педагогики помогает формировать её методологическую базу, отделяя данную науку от педагогики.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой  в системе специального образования, является человек с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет коррекционной  педагогики – теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и  социализации как личности, а также  использование этого знания для  нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию  физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и  образование такого человека в целях  его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему  возможности максимально независимой  жизни.
"Если слепой  или глухой ребенок достигает  в развитии того же, что и  нормальный, то дети с дефектом  достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно  знать своеобразие пути, по которому  он должен повести ребенка", – писал в связи с этим  Л.С. Выготский. - "Именно для  того, чтобы дефективный ребенок  мог достичь того же, что и  нормальный, следует применять совершенно  особые средства".
Исходя из вышесказанного можно сказать, что цель коррекционной  педагогики – это достижение развивающейся  личностью социализации и самореализации.
Педагогика подчеркивает в этой цели коррекционной педагогики сущностный для человека с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  смысл, а именно достижение им максимально  возможной самостоятельности и  независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки  для самореализации. Исходя из сложившейся  социально-педагогической ситуации, в  которой оказываются дети с недостатками в развитии девиациями в поведении, цель основ коррекционной педагогики в оказании помощи в решении следующих  задач:
    Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
    Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
    Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
    Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
    Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
    Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
    Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.